Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства Бреусова Татьяна Александровна

Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства
<
Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бреусова Татьяна Александровна. Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Бреусова Татьяна Александровна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2009.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/156

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование духовной культуры младшего школьника посредством художественного общения как педагогическая проблема 14

1.1. Содержание и структура духовной культуры младшего школьника 14

1.2. Педагогический потенциал художественного общения как средства формирования духовной культуры личности 31

1.3. Методика формирования духовной культуры младшего школьника посредством художественного общения 48

Выводы по первой главе 64

Глава II. Опытно-поисковая работа по формированию духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения 67

2.1. Диагностика сформированности духовной культуры младшего школьника 67

2.2. Реализация методики формирования духовной культуры младшего школьника посредством художественного общения 83

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 96

Выводы по второй главе 102

Заключение 105

Литература 108

Приложение 123

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях современной ситуации российское государство, вступившее в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, ведет интенсивный поиск иных приоритетов и ценностных установок. На парламентских слушаниях «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект» (Москва, 2 июня 2008 г.), в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г., Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, ведущее к духовному совершенствованию; важнейшими задачами воспитания являются формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Философские, психолого-педагогические исследования доказывают, что основы духовности как чувственно-интеллектуально-волевого выражения закономерности бытия начинают развиваться в период обучения в начальной школе, когда у ребенка возникают вопросы смысложизненного характера, появляется интерес к Другому как личности. Между тем, переживаниям детей духовного (надличностного и надситуативного) характера уделяется недостаточно внимания в образовательных учреждениях. Преподавание в школе заполнено научными элементами, плохо объединенными в единое целое, учебные предметы обращены к разуму ребенка, лишены эмоциональной окраски. Контент-анализ учебников для начальной школы показал, что около 52% текста из общего объема материала направлены на формирование у младшего школьника ценностного отношения к природе, и только 32% – ценностного отношения к человеку. Тексты, использованные в учебниках, формируют такие важные ценностные ориентации общегосударственного уровня потребностей, как сохранение окружающей среды, патриотизм, достоинство, честь, добросовестность, взаимопонимание, уважение к другим людям, но при этом наблюдаются пробелы в трансляции культурных знаний, обеспечивающих формирование духовной культуры младшего школьника, содействие в выработке духовных способов бытия. Одним из универсальных средств духовного развития личности является искусство – до-теоретическая этика – этика в действии, а не в назидании. Обращаясь к душе человеческой, к духовной жизни человека, искусство воплощает духовно-нравственное содержание образов материальных явлений, создает художественными средствами мир духовных ценностей как мир высших смыслов и целей жизни (Вл. Соловьев). В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель духовной культуры человечества. Между тем, значительная часть программ эстетического цикла рассчитана на репродуктивную деятельность, не предусматривая развития индивидуальности, творческих способностей и обогащения духовного мира личности. Следовательно, существует необходимость выявления путей, средств и методов формирования духовной культуры младшего школьника в процессе общения с искусством.

В работах отечественных и зарубежных исследователей феномен духовной культуры нашел глубокое теоретическое осмысление с философских (Ф. Аквинский, Н.А. Бердяев, В.Ф. Гегель, Р. Декарт, И.А. Ильин, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк, А.Ф. Лосев, В.Н. Лосский, М.К. Мамардашвили, Н.С. Розов, В.С. Соловьев, Б. Спиноза, А.С. Хомяков) и психолого-педагогических (Ш.А. Амонашвили, А.Д. Артоболевская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, О.В. Дивненко, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков) позиций. Раскрыты механизмы воспитания духовности (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев), а также условия и средства формирования духовной культуры личности (А.В. Елисеева, Г.И. Железовская, И.П. Овсянникова, А.Е. Чучин-Русов, О.Г. Яковлева).

В научных трудах обоснована роль искусства в становлении личности младшего школьника (Е.Г. Ванслова, Е.В. Кузина, Л.Л. Литвиненко, Т.В Морозова, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Е.М. Торшилова, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов), рассматривается проблема обучения школьников общению с искусством (М.С.Каган, О.И. Никифорова, З.Я. Рез, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон).

Проблема духовного развития младшего школьника разрабатывалась в кандидатских диссертациях. В частности, Ю.А. Серебренникова рассматривает вопросы развития духовного мира детей средствами искусства; педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям были исследованы И.В. Гильгенберг; проблеме духовного и духовно-интеллектуального воспитания младших школьников посвящены исследования Я.В. Денисовой, О.А. Смагиной; вопросы влияния изобразительного искусства на эмоционально-волевую сферу младших школьников исследовали С.В. Павлова, О.А. Шустова; развитие эмпатии как компонента духовного воспитания рассматривали Т.П. Гаврилова, В.П. Кузьмина, Л.П. Стрелкова, О.С. Терновая; в работе С.А. Алексеевой обосновано значение художественно-творческой деятельности для формирования личности школьника; вопросам духовно-эстетического воспитания детей в процессе взаимодействия с искусством посвящена работа О.Н. Ващенко.

Тем не менее, ряд вопросов, связанных с условиями формирования духовной культуры ребенка младшего школьного возраста, требует более детальной разработки: уточнения определения понятия «духовная культура младшего школьника», обоснования роли общения с искусством и по поводу искусства в формировании духовной культуры учащихся начальной школы.

Таким образом, возникает ряд противоречий между:

- рассмотрением в психолого-педагогических исследованиях отдельных аспектов проблемы формирования духовной культуры младших школьников и недостаточной разработанностью проблемы в целом;

- между потенциальными возможностями общения с искусством в формировании духовной культуры младшего школьника и недостаточностью теоретического и методического обеспечения данного процесса;

- изученностью отдельных аспектов проблемы формирования духовной культуры и отсутствием разработанной методики формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей формирования духовной культуры младших школьников в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства.

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-поисковым путем методики формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроке изобразительного искусства.

Объект: процесс художественного общения на уроках изобразительного искусства.

Предмет: формирование духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства.

В основу исследования положена гипотеза: формирование духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если:

- духовная культура младшего школьника понимается как значимое качество личности, формирующееся в процессе взаимодействия с духовными ценностями, заключенными в произведениях искусства, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии;

- художественное общение, как деятельность особого рода по осуществлению эмоционально-интеллектуальной связи художника и зрителя через опосредствующее звено – художественное произведение, является педагогическим средством формирования духовной культуры младшего школьника на уроке изобразительного искусства;

- разработана и реализована методика формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства, включающая поэтапную систему его формирования и соответствующие каждому этапу методы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие его задачи:

1. На основе теоретического анализа уточнить содержание понятия «духовная культура младшего школьника», определить показатели ее сформированности и обосновать последовательность их формирования.

2. Выявить педагогический потенциал художественного общения, обосновать его роль в формировании духовной культуры младшего школьника.

3. Определить этапы, формы и методы организации художественного общения на уроке изобразительного искусства, обеспечивающие формирование духовной культуры младших школьников.

4. Проверить эффективность разработанной методики формирования духовной культуры младших школьников в процессе художественного общения на уроке изобразительного искусства.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские труды, раскрывающие природу и сущность духовной культуры (Г.С. Абрамова, Аристотель, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, Т.И. Власова, Г.В. Гегель, В.В. Зеньковский, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, Н.О. Лосский, Платон, В.Г. Федотова, Ф. Аквинский, В.Н. Шердаков), психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме формирования духовности (Н.К. Бородина, Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков), положения концепции личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); исследования, посвященные проблеме восприятия детьми искусства (Е.Г. Ванслова, Е.В. Квятковский, Е.В. Кузина, Л.Л. Литвиненко, Т.В. Морозова, Н.М. Сокольникова, Б.М. Теплов, Е.М. Торшилова, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов) и общения с ним (О.И. Никифорова, З.Я. Рез, П.М. Якобсон), изучению роли искусства в духовном становлении личности (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский).

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование деятельности педагога и учащихся); эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, изучение продуктов детского творчества); экспериментальные (пилотажный и формирующий эксперимент); математической обработки экспериментальных данных.

Базу исследования составили 1-4 классы школ №73, 27, 39, 76 г. Оренбурга.

Исследование проводилось с 2002 по 2009 гг. и включало три этапа.

Первый этап (2002-2003гг.): происходило изучение теоретических основ проблемы, обобщение передового опыта, анализ состояния образовательного процесса в начальной школе, систематизация личного опыта, что позволило определить проблему исследования и сформулировать цель, задачи, гипотезу, методологическую базу исследования.

На втором этапе (2004-2007гг.) была разработана и реализована в образовательном процессе школы методика формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства, продолжалось изучение научной литературы, проводился анализ результатов диагностических методик.

На третьем этапе (2008-2009гг.) проводилось теоретическое обобщение, контрольный этап опытно-поисковой работы, анализ и систематизация результатов исследования, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено, что духовная культура, как значимое качество личности, интегрирующее духовные знания, направленность и опыт, в младшем школьном возрасте проявляется в ситуациях личностного самоопределения, морального выбора и межличностного взаимодействия, формируется в процессе общения с реальными носителями духовной культуры и произведениями искусства, воплощающими ценности человеческой культуры. Когнитивный, эмотивный и поведенческий компоненты духовной культуры младшего школьника отражают представление о духовных ценностях культуры и способах их трансляции, направленность на ценностное взаимодействие, опыт духовно-практической деятельности.

2. Доказано, что художественное общение (один из видов опосредованного, невербального общения с произведением искусства и его автором) является педагогическим средством формирования духовной культуры личности младшего школьника, поскольку выполняет в образовательном процессе формирующую, воспитывающую, социализирующую и познавательную педагогические функции.

3. Разработана методика формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства, основанная на последовательной интеграции учащихся в мир человеческих ценностей, заключенных в произведениях изобразительного искусства, включающая организационные формы (урок-образ, урок-сказка, урок-путешествие, экскурсия, видеолекция, тематические встречи, музейные понедельники), метод создания духовно-творческих ситуаций (ситуация-парадокс, социодрама, встреча с искусством, «личностные вклады»), а также методы педагогики художественного образования (искусствоведческий рассказ; метод вызывания адекватных эмоций; тактильно-чувственный метод; метод оживления детских эмоций с помощью литературных и музыкальных образов; акцентирование, инсценирование и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- сформулировано рабочее определение понятия «духовная культура младшего школьника»: значимое качество личности, интегрирующее духовные знания, направленность и опыт, которые являются внутренним ориентиром и регулятором действий и поступков и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии;

- установлено, что формирование духовной культуры младших школьников на уроке изобразительного искусства осуществляется непосредственно в процессе организации двух типов художественного общения (внутреннего и внешнего диалога) и реализации его педагогических функций;

- теоретически обоснована последовательность педагогических действий по формированию духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства, основанная на механизме включенного восприятия произведения искусства: со-присутствие – со-чувствие – со-действие.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании компонентов, показателей, уровневых характеристик сформированности духовной культуры младшего школьника; разработке методики формирования духовной культуры младших школьников в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства и рекомендаций по внедрению методики в образовательный процесс.

Апробация результатов исследования: основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры художественно-эстетического воспитания факультета Дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета (2002-2009), на международных, российских, межвузовских научных и научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге (2004), Воронеже (2004), Самаре (2005), Уфе (2006), Орске (2007), Актюбинске (2008), Магнитогорске (2008), Екатеринбурге (2008), Оренбурге (2002-2008).

Полученные в ходе исследования результаты активно внедряются в практику работы школ №73, 76 г. Оренбурга и школ № 3, 12 г. Кумертау.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены аргументированностью построения его методологических оснований; опорой на достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки; полнотой и непротиворечивостью анализа предмета исследования; использованием адекватных специфике каждого этапа исследования методов теоретического и эмпирического исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовная культура младшего школьника – значимое качество личности, интегрирующее духовные знания, направленность и опыт, которые являются внутренним ориентиром и регулятором действий и поступков и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии. В структуре духовной культуры выделяются когнитивный, эмотивный и поведенческий компоненты, которые отражают направленность, эмоциональные состояния и желания младшего школьника, представления о мире и себе. Формирование духовной культуры – процесс интеграции знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и опыта духовного взросления – происходит в процессе общения с произведениями искусства и их авторами, которые являются носителями духовных ценностей.

2. Художественное общение в педагогическом процессе является эмоционально-интеллектуальным взаимодействием учителя и учащихся по овладению последними специфическими умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного ведения «диалога» с произведением изобразительного искусства. Выделяются два типа художественного общения. Внутренний диалог – диалог со вторым «Я», с художником или героем произведения, с произведением искусства в целом, его смысловым содержанием. Развитие внутреннего диалога обеспечивает интенсивное развитие духовности и становление нравственных убеждений личности. Пытаясь представить себя на месте автора или героя произведения, ребенок учится сопереживать и сочувствовать, испытывать те же эмоции, что и другой человек, стремится следовать образцам поведения. Общаясь с произведениями современных художников, ребенок учится анализировать состояние мира, чувствовать единство с миром и ответственность за него. Внешний диалог – диалог об искусстве и по поводу искусства с учителем, с одноклассниками, с музейными работниками. У детей формируется понимание ценности каждой личности, ее мыслей, суждений. Общение детей друг с другом и педагогом по поводу искусства способствует формированию у детей способности обмениваться между собой содержательной информацией, с уважением относится к мнениям и позициям окружающих людей и стремиться к взаимопониманию с ними.

3. Методика формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроке изобразительного искусства представляет собой последовательное прохождение трех этапов: формирование «живого» знания об искусстве; перевод «живого» знания об искусстве в мотивационную готовность к духовно-творческому взаимодействию с произведением искусства; реализация сформированных знаний и мотивов в духовно-практической деятельности. Основным методом формирования духовной культуры является создание духовно-творческих ситуаций, целевые установки которых связаны с духовной рефлексией: встреча с собой – критические жизненные ситуации, в которых оказывается ребенок (связаны с возрастными кризисами, проблемами в отношениях со взрослыми или ровесниками, трудностями личностного свойства и т.д.); встреча с Другим – «личностные вклады» (термин Д.А.Леонтьева) значимых Других; взаимодействие с искусством – встреча с художественной реальностью в искусстве (пластические искусства, музыка, театр и др.) и собственная художественно-творческая деятельность.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (общий объем 119 с.), приложений (17 с.); текст иллюстрирован рисунками (3) и таблицами (16).

Содержание и структура духовной культуры младшего школьника

В параграфе обосновано понятие «духовная культура» как педагогическая категория; выделены компоненты и раскрыто содержание духовной культуры, уточнено понятие «духовная культура личности»; определены специфические черты духовной культуры, приобретаемой в младшем школьном возрасте, ее компоненты и показатели.

Понятие «духовная культура» и структурно, и содержательно связано с понятиями «культура» и «духовность», каждое из которых имеет свое специфическое содержание. Рассмотрим эти понятия с философско-кулътурологической и психолого-педагогической точек зрения.

Размышления о сути культуры на философском уровне появились сравнительно поздно - в XVII-XVIII веках, в работах Дж. Вико; К. Гельвеция, И. Гердера, И. Канта, С. Пуфендорфа. В 1952 г. А. Кребером и К. Клакхоном было собрано 180 различных дефиниций понятия «культура». П.Ю. Милюков во введении к «Очеркам по истории русской культуры» так же отмечал существенные расхождения в понимании самой сущности культуры. Однако многозначность данного понятия отмечают и современные авторы монографий - П. Гуревич, К. Дженкс, Б. Ерасов, Л. Коган и др. В трудах современных исследователей культура определяется как:

- определенное духовно-этическое, сакральное поле, органическое целое. В это поле входят религия, наука, искусство, образование, нравственность и моральные нормы поведения человека (Д.С. Лихачев) (90);

- «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении» (Л.Н. Коган) (72, с. 43);

- освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности.

Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач (В.Л. Бенин);

- система, совокупность знаний, ценностей, средств и способов, организационных форм- и методов. (А. Богданов, В. Добрынина, Б. Ерасов, Л. Коган, Ю. Лотман, Ч. Моррис, Э. Соколов, П. Сорокин, Б. Суходольский, Э. Тейлор, Б. Успенский, П. Флоренский, Г. Францев);

- характеристика, мера развития самого человека (В. Келле, В. Оствальд, С. Франк, И. Херман, А. Швейцер);

- деятельность, способ ее организации (Э. Баллер, Н. Данилевский, А. Клосковская, М. Мамардашвили, Э. Маркарян, В. Сагатовский, Л. Уайт, 3. Файнбург); как творческая деятельность человека (Е. Боголюбова, Н. Злобин);

- нравственные свойства - мораль, мировоззрение, жизненные позиции личности, где внешней формой её проявления являются результаты деятельности, поступки (слова, действия), поведение (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Для исследования проблемы формирования духовной культуры личности в младшем школьном возрасте мы рассмотрели следующие подходы к трактовке понятия «культура личности»:

- антропологический (К. Клакхон, А. Кренбер, Э. Тайлор, Л. Уайт): культура - сокровищница всего, созданного людьми, понимание культуры представлено через выражение человеческой природы. Культура оценивается как развернутая феноменология человека, как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества;

- аксиологический (А.И. Арнольдов, В. Виндельбанд, И.А. Громов, Ю.И. Ефимов, А.А. Зворошин, Г.Г. Карпов, В.А. Малахов, Г. Риккерт, В.П. Тугаринов, Г.Ф. Францев, Н.З. Чавчавадзе): культура - это мир ценностей, это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Она объясняется как статическое явление, как набор ценностей, образовавшийся в процессе исторического развития общества и являющийся его результатом, но не процессом;

- социологический (Т. Парсонс): культура - форма трансляции социального опыта, знаний, верований;

- просветителъско-образователъный (И. Гердер): культура -обработка, возделывание души, ума;

- психологический (К. Юнг): культура - отражение коллективного бессознательного начала человеческой психики;

- коммуникативный {А. Моль): культура - система коммуникаций, путь от создателя культурных благ к потребителю;

- семиотический (Ю. Лотман): культура - знаковая система;

- структуральный (Р. Барт): культура есть взаимодействие текстов; - игровой (Г. Гессе, Й. Хейзинг): культура - это своеобразная интеллектуальная или производственная игра;

- личностный (Б.Г. Ананьев, Е.М. Верещагин, В.К. Келле, Л.Н. Коган, В.Г. Костомаров, Л.К. Кругл ова): культура - это ряд свойств и качеств человека, которые характеризуют его как универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса;

- деятелъностный (В.Л. Бенин, B.C. Давидович, Н.С.Злобин, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, B.C. Семенов): культура - способ человеческой жизнедеятельности, сохранения, регуляции и воспроизводства общественной жизни; совокупность способов по претворению человеческих сил и способностей в объективные социально значимые ценности.

Для нашего исследования наиболее значимы антропологический, аксиологический и деятельностный подходы к определению сущности понятия «культура».

Опираясь на вышеизложенные подходы, под культурой личности мы понимаем интегративное качество, обретаемое человеком в процессе воспитания и образования, отралсаюгцее знания и умения, ценности и способности, которые воплощены в деятельности.

В настоящее время в науке выделяются такие виды культуры личности, как: эстетическая культура (Н.А. Ветлугина, А.И. Демченко, Н.Р. Макарова, С.Д. Якушева), художественная культура (И.П. Ильинская, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, В.А. Мальцева, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, С.Х.Раппопорт и др.), коммуникативная культура (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.И. Зарецкая, А.В. Мудрик, З.А. Побежимова, В.А. Сластенин), эмоциональная культура (П.А. Елисеева, Е.П. Ильин, В.А. Крутецкий, К.К.Платонов) и т.д. Отдельно- исследуется духовная культура личности.

Трактовка понятия «духовная культура» опирается на понимание духовности как понятия, обобщенно отражающего знания (значения), ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, отличные от эмпирического («материального», «природного») существования человека.

Методика формирования духовной культуры младшего школьника посредством художественного общения

В параграфе дана характеристика разработанной методики, описан процесс формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения. Обоснованы этапы, и формы организации процесса- художественного общения, основные типы духовно-творческих ситуаций.

Методика — это конкретная процедура реализации определенного метода в его философском понимании как пути к цели. То есть методика представляет собой логику «элементарных» операций воспитательной деятельности, для которых известны условия и последовательность их выполнения. Г.К. Селевко видит отличия технологии и методики, прежде всего в расстановке акцентов: «в технологии представлена целевая, процессуальная, количественная и расчётная компоненты, в методике — содержательная, качественная и вариативная стороны» (109). Методика в образовании - это описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собрание правил воспитательной деятельности» (К.Д. Ушинский). Говоря о методике формирования духовной культуры младшего школьника посредством художественного общения, мы прежде всего выделили этапы формирования духовной культуры младшего школьника, определили факторы, объективно влияющие на данный процесс; обосновали роль духовно-творческих ситуаций разных типов в формировании духовной культуры личности и обосновали комплекс методов и приемов, используемых на каждом этапе.

Процесс формирования духовной культуры младшего школьника мы условно разделили на три этапа, которые отражали последовательность восхождения от знания духовных ценностей к содействующему поведению, поступку, соответствующему идеалам Истины, Добра и Красоты:

А 1) формирование «живого» знания (В.П. Зинченко) об искусстве — выделение из окружающей действительности произведения искусства как значимого Другого для себя (картина как живое, постоянно изменяющееся существо, с которым возможно строить диалог) и осознание себя как значимого Другого для картины; освоение художественно-образного языка искусства ведет к осознанию ребенком со-присутствия художественного произведения и его автора в жизни самого ребенка;

2) перевод «эюивого» знания об искусстве в мотивационную готовность к духовно-творческому взаимодействию с произведением искусства — формирование на основе приобретенных знаний о средствах художественной выразительности искусства способности эмоционально откликаться, сопереживать и сорадоваться героям произведения, «читать» чувства, эмоции и отношения автора к героям произведения обеспечивает формирование сочувствия как установочной позиции на уровне рецепционного ожидания;

3) реализация сформированных знаний и мотивов в духовно-практической деятельности - обретение способности выражать свои эмоции, переживания по поводу искусства в процессе самостоятельной творческой деятельности - позволяет ребенку активно включиться в процесс духовного, культурного и творческого со-действия с носителями культуры и культурными артефактами.

Понятие «живое знание» вслед за Г.Г. Шпетом, С.Л. Франком, В.П. Зинченко мы определяем с разных позиций. Такое знание может быть как до-теоретическим, до-научным, так и пост-теоретическим, включающим в себя научное знание. Главными признаками живого знания являются открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Искусство порождает иное знание. Наука расчленяет, анатомирует, дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются, не компонуются в целостную картину. Искусство же сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает науке о существовании целостного, неосколочного мира.

Живое знание - это соцветие разных знаний. Оно включает не только знание о чем-либо, но и знание чего-либо. Оно представляет своего рода интеграл: знание до знания (предзнаковые формы знания, мироощущение, неконцептуализируемые образы мира; бессознательные обобщения-и умозаключения, память-привычка, память души, операциональные и предметные значения, житейские понятия неизвестного нам происхождения и т. п.), т. е. «неявное знание» (М. Полани); знание как таковое (формы знания, существующие в институционализированных образовательных системах, в науке); знание о знании (отрефлексированные формы знания: «На том стою и не могу иначе» (М. Лютер); или «знающее знание» (И. Г. Фихте); незнание; незнание своего незнания; согласно Я.А. Коменскому, -это источник безрассудства, дерзости, самонадеянности; знание о незнании (влекущая, приглашающая сила: «Я знаю только то, что ничего не знаю»): согласно Коменскому, — это источник жажды знания, начало мудрости. Главные достоинства живого знания состоят в том, что человек узнает себя в нем, оно не выступает в качестве чуждой (отчужденной) для него реальности или силы. (49, с. 177)

Выявление оптимальных условий формирования духовной культуры личности младшего школьника привело нас к мысли о необходимости анализа влияния на этот процесс различных существенных факторов объективного порядка. К ним мы отнесли содержание учебного и изобразительного материала, обусловленное программами по изобразительному искусству, знания, умения и личную заинтересованность учителя, семейное воспитание.

Содержание образования и направленность работы учителя на уроке регламентированы программами. Программы также определяют тот уровень и объем знаний, умений и навыков, который учитель должен сформировать в учебном процессе у школьников.

В силу специфики нашего исследования мы обратили внимание лишь на раздел, касающийся ознакомления школьников с произведениями изобразительного искусства, и на то, какие требования предъявляются этими разделами программ к умениям и навыкам учащихся.

Вл настоящее время основными программами по изобразительному "искусству, поч которым работают учителя г. Оренбурга и Оренбургской области, являются программы «Изобразительное искусство» (под редакцией B.C. Кузина) и «Изобразительное искусство и художественной труд» (под редакцией Б.М. Йеменского). Анализ школьных программ показал различие требований к знаниям и умениям учащихся, что обусловлено задачами художественного развития детей.

Программа «Изобразительное искусство» проблему формирования духовной культуры личности, приобщения ее к общечеловеческим ценностям решает в процессе воспитания интереса и любви к искусству, развития эстетического чувства и понимания прекрасного.

Анализируя программные требования по изобразительному искусству, мы отметили, что на уроках изобразительного искусства в каждом из четырех начальных классов программой предусмотрена короткая беседа о произведении изобразительного искусства, которое в условиях урока чаще используется в статусе наглядного пособия. Требования в области художественного общения сводятся к знаниям о профессии художника, некоторых видах изобразительного искусства, элементарных законов цветоведения, ознакомлению с понятиями «живописец», «график», «графика», «набросок», «теплый» и «холодный» цвет. Процесс художественного общения осуществляется на уровне высказывания простейших суждений о картинах («что больше всего понравилось и почему, какие чувства, переживания может передавать художник») во 2 классе и выражении своего отношения к рассматриваемому произведению изобразительного искусства в 3 классе: «понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина». Решение этих задач влияет на развитие потребностно-мотивационной сферы личности, но не формирует ее как зрителя.

Диагностика сформированности духовной культуры младшего школьника

В параграфе обоснованы критериальные основы изучения уровня духовной культуры младшего школьника; показан комплекс диагностических методик, помогающих оценить уровень сформированности основных компонентов духовной культуры младшего школьника; представлены -количественные и качественные показатели сформированности духовной культуры младшего школьника, полученные в ходе диагностирующего этапа опытно-поисковой работы.

Организация опытно-поисковой работы предполагала проведение формирующего эксперимента, в ходе которого предстояло определить эффективность методики формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства. Поставленная цель определила характер конкретных задач, решаемых нами в ходе педагогического эксперимента:

1) разработать программу опытно-поисковой работы;

2) обосновать диагностический инструментарий проверки результативности опытно-поисковой работы (критерии, показатели, методы диагностики и математической обработки результатов);

3) выявить реальный (наличный) уровень сформированности духовной культуры младшего школьника;

4) разработать методику формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства;

5) экспериментально проверить эффективность методики формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства;

6) провести контрольный срез, позволяющий определить динамику процесса формирования духовной культуры младшего школьника;

7) на основе анализа результатов контрольного среза откорректировать программу эксперимента.

Достоверность получаемых в эксперименте результатов обеспечивалась условиями его проведения, которые оказывали прямое или косвенное влияние на состояние исследуемого педагогического объекта, выступая в качестве независимых экспериментальных переменных. Для реализации цели и задач исследования с 2002 по 2008 год в 1-4 классах школ №73, 27, 39, 76 г. Оренбурга, в естественных условиях обучения на уроках изобразительного искусства проходила опытно-поисковая- работа-. Исследованием в общей сложности было охвачено около 204 человек: 8 педагога и более 196 младших школьников.

С целью-получения необходимой информации по исследуемой проблеме были использованы апробированные в психологии и педагогике методы научного исследования: общетеоретические (анализ литературы, продуктов деятельности, понятийно-терминологической системы, построение гипотез, прогнозирование, моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический консилиум, изучение и обобщение педагогического опыта); социологические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, экспертные опросы); математические (ранжирование, шкалирование), описательные (рефлексивные сочинения, описательные самохарактеристики). Комплексное использование данных методов обеспечило целостность психолого-педагогической диагностики.

При организации эксперимента мы руководствовались этапным подходом, согласно которому любой педагогический эксперимент, как правило, осуществляется в три этапа (подготовительный, основной, заключительный), каждому из которых соответствует определённый тип эксперимента (констатирующий, формирующий или обучающий, контрольный). Опираясь на данный подход, мы разработали программу эксперимента (табл.4).

Все этапы работы были взаимосвязаны и подчинены основной цели, но каждый имел свои задачи, отличался методами и средствами их достижения, результатами.

Когнитивный компонент.

Диагностика знания произведений искусства, отражающих духовные ценности культуры проводилась по разработанному нами слайд-тесту, в который были включены как репродукции картин, знание которых предполагается программой, так и репродукции работ современных авангардных направлений и картины художников Оренбуржья. Репродукции-картин демонстрировались детям при помощи медиапроектора, задачей учащихся было вспомнить название картины, фамилию автора и записать в бланк ответа. При анализе результатов тестирования по 1 баллу начислялось за указание правильного названия и автора картины. Тестирование показало, что учащиеся младших классов неплохо знают произведения изобразительного искусства, включенные в программу, но при этом испытывают сложности с узнаванием картин художников XX века, а также произведений художников Оренбуржья.

Диагностика знания позитивных примеров и образцов действий и поступков, соответствующих идеалам Красоты, Добра, Истины проводилась по методике «Пословицы» (СМ. Петровой) (110). Изучалось понимание младшими школьниками крылатых выражений, характеризующих людей, их действия. Текст методики содержит 14 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизировались в отдельных пословицах. Включенные в методику пословицы попарно тяготеют друг к другу и имеют общий смысл, составляя 16 пар. Учитывая альтернативную направленность пословиц в каждой паре, о выраженности первой мотивационной тенденции можно судить, когда нечетные номера пословиц оцениваются знаком «+», а четные знаком «-». И наоборот, когда нечетные номера пословиц оцениваются знаком «-», а четные — «+», можно говорить о доминировании противоположной тенденции. Особо значимыми для нашего исследования, были пословицы, отражающие нравственную мотивацию, ориентацию индивида на соблюдение нравственных норм и желание жить по правде, по совести, по справедливости, что относится к духовной деятельности человека (литературный материал диагностики представлен в приложении).

Анализ результатов опытно-поисковой работы

В данном параграфе описаны цель, задачи и содержание контрольного этапа и показаны сравнительные результаты опытно-поисковой работы

Контрольный этап опытно-поисковой работы проводился в марте-мае 2009г. Основная цель - определение уровня сформированности духовной культуры младшего школьника. Содержание опытно-поисковой работы на третьем, заключительном этапе, повторяет содержание первого.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. уточнение диагностических методик;

2. проведение итоговой диагностики уровня сформированности исследуемых показателей;

3. обработка результатов и сопоставление с результатами констатирующего этапа;

4. выявление тенденции, формулировка выводов.

Содержание опытно-поисковой работы на- третьем, заключительном этапе, повторяет содержание первого. Система методов диагностирования контрольного этапа осталась прежней.

На контрольном этапе было выявлено- значительное повышение степени, характеризующей позитивные когнитивные новообразования в экспериментальной группе в сравнении с контрольной. Это позволяло констатировать факт, что посредством нашей деятельности расширялся объем знаний об общечеловеческих духовных ценностях. Учащиеся экспериментальной группы показали лучшее знание средств художественной выразительности изобразительного искусства и их значения в произведении искусства. Слайд-тест показал, что школьники, входивших в экспериментальную группу знакомы с образцами не только классического, но и современного искусства, в то время как у участников контрольной группы знания произведений искусства, отражающих ценности духовной культуры, и их авторов по-прежнему, чаще всего ограничиваются программным материалом. Таким образом, художественное общение на уроках изобразительного искусства помогал становлению когнитивного компонента духовной культуры личности, складыванию образа мира и своего образа через анализ проблематики жизни, заключенной в произведениях искусства.

Диагностика уровня сформированности эмотивного компонента духовной культуры младшего школьника показала, что участники экспериментальной группы гораздо быстрее справляются с сортировкой картинок (методика «Группировка картинок»), при этом, не прибегая к помощи учителя, дети чаще всего группировали картинки на основании «чувственной» общности, на основании общности их эмоционального тона, воспринимали предметы как носителей определенного «характера», «судьбы», в содержании рисунка выражали настроение, проявляя темі самым эстетическое отношение к изображаемому. Методики В. Абраменковой показали, что в экспериментальной группе дети в большинстве случаев демонстрировали не только способность к сопереживанию и сочувствию, но и сорадованию. Кроме того, у младших школьников возросла потребность в человеческом общении (методика «Остров Робинзона»). В контрольной группе значимых изменений не произошло .

Динамика показателей эмотивного компонента духовной культуры младшего школьника представлена в таблице 15.

Анализ результатов контрольной диагностики уровня сформированности эмотивного компонента духовной культуры младших школьников показал значительный прирост в экспериментальной группе младших школьников виден: по высокому уровню данные улучшились на 31%, по среднему - на 7%, по низкому - на 27%. В контрольной группе прирост по высокому уровню был всего 13%, по среднему- 15%, по низкому- 15%.

Повторное диагностирование поведенческого компонента, проведенное на контрольном этапе опытной работы показало значительные изменения в экспериментальной группе. Учащиеся данной группы гораздо, чаще занимаются самостоятельной творческой деятельностью, часть детей начали посещать учреждения дополнительного образования (кружки и изостудии). Возрос интерес детей к посещению музеев и выставок. Ребята посещали различные культурные мероприятия с родителями и друзьями и с .удовольствием делились впечатлениями с одноклассниками. Качественно изменились рисунки школьников, дети гораздо чаще творчески подходили к решению учебных задач на уроках изобразительного искусства, находили интересные варианты композиции и пробовали различные художественные материалы. В контрольной группе столь, значительных изменений учащиеся не продемонстрировали.

Согласно таблице граничных (критических) значений х2-критерия, соответствующих разным вероятностям допустимой ошибки и разным степеням свободы, мы обнаружили, что полученное в нашем исследовании значение %2 в экспериментальной намного больше соответствующего табличного значения т - 1 =2 степеней свободы, составляющего 13,82 (при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001%). В контрольной группе - меньше, то есть результат прироста незначим.

Обобщенные результаты отражают результаты динамики духовной культуры младших школьников в начале и конце опытно-экспериментальной работы в КГ и ЭГ.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы доказывает эффективность разработанной нами методики формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства и свидетельствует о том, что поставленная цель достигнута, а задачи решены.

Похожие диссертации на Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства