Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА І. Теоретические основы формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения 19
1.1. Категория «интерес» в психолого-педагогических исследованиях 19
1.2. Научные подходы к изучению сущности и структуры понятия «интерес к музыке» 43
1.3. Иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения 60
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование формирования интереса подростков к музыке великобритании и сша в школах с углублённым изучением английского языка 81
2.1. Констатирующий этап экспериментального исследования 81
2.2. Формирующий этап экспериментального исследования и его результаты 97
Заключение 140
Список литературы 143
Приложение 170
- Научные подходы к изучению сущности и структуры понятия «интерес к музыке»
- Иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения
- Констатирующий этап экспериментального исследования
- Формирующий этап экспериментального исследования и его результаты
Введение к работе
Актуальность исследования. На волне социального обновления общества в российской педагогике активно распространяется опыт билингвального образования, в процессе которого происходит освоение учащимися образцов и ценностей мировой культуры средствами родного и иностранных языков. При этом иностранный язык выступает в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов. По мнению ученых, билингвальное образование может рассматриваться как один из социально-педагогических способов разрешения противоречий современного культурного развития стран и народов, поскольку оно выступает не только альтернативным способом изучения иностранного языка, но и содержит значительный потенциал поликультурного воспитания молодежи.
На сегодняшний день при явном дефиците духовности среди молодёжи проблема воспитания в духе уважения народов является наиболее острой и важной. Формирование умений у подрастающего поколения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, социальных групп, вероисповеданий, понимание ценности своеобразия культур других народов влияют на дальнейшую реализацию личности в мировом пространстве.
Погружение личности в иноязычную культуру является процессом реализации ее универсальности. Наиболее полно, на наш взгляд, это достигается благодаря связи обучения иностранному языку с дисциплинами эстетического цикла и прежде всего с музыкой, так как именно в музыкальном искусстве наиболее ярко отражаются традиции, обычаи, особенности менталитета, эстетические, этические идеалы и ценности народа. Известно, что существует генетическая и историческая связь музыкального языка с речью, ее интонационной окраской. Музыкальный язык интонационно богаче и обобщенней речевого, а в естественном языке ярче обозначен прямой предметно-понятийный смысл. Направленность музыкальной и языковой системы на освоение иноязычной культуры в условиях билингвизма формирует общие механизмы ее эмоционально-психологического восприятия. Активизация эмоционально-психологического восприятия на уровне дидактического синтеза расширяет информативно-художественное и лингво-коммуникативное поле обоих предметов (Е.И. Пассов), формирует у учащегося позитивную эмоциональную доминанту восприятия культуры другого народа. При этом активизируются сходные психические процессы такие, как слух, внимание, память, воображение, находящиеся в основе самостоятельной творческой деятельности школьников; проявляется пытливость, любознательность по отношению к иноязычной культуре, что свидетельствует о сформированности интереса к ней.
Необходимо отметить, что особенно остро стоит проблема формирования познавательного интереса у подростков, причинами которой является не только сложность их психической жизни, бурное развитие самооценки и самосознания, но и отсутствие у многих из них определенных жизненных и ценностных уста-
новок. Яркое подтверждение этому - резко возросшая распущенность среди молодежи, потеря нравственных ориентиров, появление отчетливых признаков прагматичного, потребительского отношения друг к другу, к жизни. Если говорить о музыкальных интересах и потребностях современных подростков, то они, в основном, характеризуются односторонней направленностью, низкопробностью предпочтений, слабо выраженной познавательной активностью. Именно поэтому так важно целенаправленное развитие интересов подростков к высокохудожественной музыке, обладающей огромным воспитательным потенциалом.
Несмотря на то, что данная проблема находится в центре внимания современной педагогической науки, необходимы исследования, предлагающие новые технологии и пути для ее эффективного решения. Один из них, на наш взгляд, - формирование интереса подростков к музыке на билингвальной основе. Однако до сих пор разработка данного направления не являлась предметом специального изучения.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена рядом противоречий:
- между потребностью общества в решении важнейшей социальной зада
чи - формировании интересов духовно богатой личности средствами музыкаль
ного искусства и необходимостью разработки новых направлений и техноло
гий для ее успешной реализации;
между объективными возможностями формирования интереса подростков к музыке в процессе билингвального образования и отсутствием специальных исследований, раскрывающих теоретико-методические основы данной проблемы;
между потребностью учителей музыки в научно-обоснованных рекомендациях, позволяющих осуществлять развитие музыкальных интересов школьников на билингвальной основе, и отсутствием научных разработок и учебных программ в этом направлении.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в необходимости определения педагогических условий и механизмов формирования интересов подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального образования.
Актуальность и недостаточная разработанность объективно существующей проблемы явились основанием для выбора темы настоящего исследования: «Формирование интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе».
Степень научной разработанности проблемы. Проблема интереса является предметом изучения различных областей науки. Многие философы и социологи исследовали социальные основы интереса в тесной связи с проблемами потребностей и ценностей (А.С. Айзикович, Г.И. Гак, Г.Е.Глезерман, Ф.Ю. Го-гоберидзе, И.Я. Долгов, А.Г. Здравомыслов, Г.П.Карамышев, Д.А. Кикнадзе, Л.Г. Коган, П.Е. Кряжев, И.В. Логинова, В.Г.Нестеренко, А.Н. Сохор, В.Ц. Цу-керман, Л.П. Чурина, В. Ядов и др.), усматривая в нём созидательную силу
(А.Д. Макаров, В.К. Скатерщиков, А.Г.Спиркин, Ю.Н. Черкащина М.В. Яковлев и др.).
Анализ различных видов интереса осуществляется в работах О.М.Авериной, Г.Р. Ахтямова, В.И. Межуева, М.А. Молчанова, В.И.Пантина, И.Т. Хункае-ва, И.Г. Яковенко и др. Специфика эстетического интереса раскрывается в трудах Г.В. Ф. Гегеля, И. Канта, М.Н. Афасижева, М.С.Кагана, Ю.У. Фохта-Бабуш-кина и др.
Важное значение для осуществления нашего исследования имели работы психологов Б.Г. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, В.Г.Иванова, А.Г. Ковалева, А.А. Люблинской, Н.Г. Морозовой, В.Н.Мясищева, Р.С. Немова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др., в которых раскрываются сущностные характеристики категории «интерес».
В области общедидактических подходов к учебно-воспитательному процессу изучаемая нами проблема находит свое отражение в трудах Ш.А.Амонашвили, М.А. Верб, И.Ф. Гербарта, В.В. Давыдова, А.К.Дусавицкого, Л.В. Занкова, А.Г. Казаковой, П.Ф. Каптерева, В.В.Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Сластенина, В.А.Сухомлинского, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина, Е.А. Ямбурга и др.
Немаловажное значение имеют работы К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, А.Н. Джуринского, В. Макаева, З.А. Малькова, Г.В. Палаткиной, В.А.Сластенина и др., касающиеся проблем поликультурного и этнокультурного образования; а также исследования Е.М. Верещагина, Н.Д.Гальсковой, М.В. Дьячкова, Н.Ф. Коряковцевой, Р.К. Миньяр-Белоручева, М.М.Михайлова, Е.В. Мусницкой, Н.Н. Нечаева, М.Н. Певзнера, Л.И. Плиева, Д.И. Чубуковой А.Г. Ширина и др., посвященные различным аспектам билингвального образования.
Для нашего исследования представляют интерес научные труды А.И.Арнольдова, А.А. Аронова, Л.С. Зориловой, М.С. Кагана, Д.И. Лихачева, Н.К. Рериха, и др., раскрывающие различные аспекты духовной культуры современного общества; исследования по герменевтике Х.-Г. Гадамера, Э.Гуссерля, М. Хайзеггера, Ф. Шлейермахера, Г.Г. Шпета и др., в которых выявляются механизмы понимания различных культур; труды, посвященные вопросам национальных отношений Р.Г. Абдулатипова, С.А. Арутюнова, Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Г.Д. Гачева, М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилева, и
ДР-
В области музыкальной психологии и музыкознания различные аспекты
проблемы развития интереса к музыке рассматриваются в трудах
Л.С.Выготского, А.А. Деркача, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского,
В.И.Петрушина, Б.М. Теплова и др. Среди них отдельно выделим труды
Б.В.Асафьева, В.А. Васиной-Гроссман, И.В. Лаврентьевой, Е.А. Ручьевской и
др., в которых рассматривается взаимосвязь музыки и речи. Исследования
П.Аравина, М.Г. Арановского, М.Ш. Бонфельд, А. Даниелу,
В.В.Медушевского, А. Мерриама, Е.В. Назайкинского, А.В. Тороповой,
И.Н.Унжаковой, Ж. Эрцога и др. раскрывают сущность музыкального языка и
его значение в межкультурной коммуникации.
Значительный вклад в разработку проблемы формирования интереса школьников к музыке внесли педагоги-музыканты Э.Б. Абдуллин, А.А.Авдеева, Ю.Б.Алиев, Т.И. Бакланова, Л.С. Беляева, О.А. Блох, А.Г. Болгарский, Е.Я.Бурлина, Н.Н. Гришанович, Н.Л. Гродзенская, А.И. Евсеев, Д.Б.Кабалевский, Е.Д. Критская, С. Кулиев, И.Ю. Лыпа, Н.И. Лысина, В.Михайлов, З.П. Морозова, С.Н. Никитюк, Е.В. Николаева, Л.А. Никольский, А.И.Паламарчук, Т.Н. Плеснина, Т.Ю. Свистельникова, Г.П. Сергеева, Г.Федоров, В.Я. Яконюк и др.
Профессионально-личностные качества педагога-музыканта, которые необходимы для успешного формирования интереса учащихся к музыке, раскрываются в работах Э.Б. Абдуллина, Л.А. Арчажниковой, В.И. Закутского, О.В. Зиминой, Е.Р. Ильиной, В.Г. Кузнецова, Л.С. Майковской, Е.В.Николаевой, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой и др.
Таким образом, несмотря на значительное количество трудов, в которых рассматриваются различные аспекты поставленной проблемы, специального исследования, посвященного формированию интересов подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального образования, до настоящего времени не проводилось.
Цель исследования - выявить теоретико-методические основы формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе, разработать образовательную иммерсионную модель и экспериментально апробировать авторскую методику.
Объект исследования - обучение и воспитание учащихся на уроках музыки в школах с углубленным изучением английского языка.
Предмет исследования - процесс формирования интереса подростков к музыке Великобритании и США в условиях билингвального обучения.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие «интерес к музыке».
Выявить специфику формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе.
Определить педагогические условия, необходимые для эффективного формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США в школах с углублённым изучением английского языка.
Спроектировать иммерсионную модель формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального образования.
Разработать диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать уровень развития интереса подростков к музыке в учебной и во внеклассной деятельности.
Создать методику формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США на билингвальной основе; проверить ее эффективность в ходе экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: формирование интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе будет успешным, если:
- выявлена специфика данного процесса;
спроектирована иммерсионная модель, содержание которой составляют взаимообусловленные компоненты: интенциональный, содержательный и операциональный;
определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в условиях билингвизма;
- разработан диагностический инструментарий, позволяющий
фиксировать уровень развития интереса подростков к музыке в учебной и во
внеклассной деятельности;
- создана методика формирования интереса подростков к музыкальной
культуре Великобритании и США на билингвальной основе.
Методологическую основу исследования составили философские взгляды и фундаментальные идеи Д. Дидро, Дж. Дьюи, И. Канта, Платона и др. о генезисе, природе интересов и их месте в системе общественных отношений; философско-культурологические подходы, раскрывающие диалектику диалога культур и цивилизаций (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер и др.); концепция целостного системного подхода, направленная на формирование гармоничной личности, на интеграцию образовательного процесса (Б.С. Гершунский и др.); теоретические положения герменевтов, выявляющие механизмы понимания различных культур (Х-Г. Гадамер, В. Гумбольдт, Э. Гуссерль, Г.Г. Шпет и др.); концептуальные идеи А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Л.С. Зориловой и др., раскрывающие различные аспекты духовной культуры современного общества.
Теоретической основой исследования явились:
психологические исследования Б.Г. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.И.Божович, П.Я. Гальперина, Л.А. Гордона, К.М. Гуревича, И.А. Зимней, К.Изарда, Н.Д. Левитова, А.А. Леонтьева, B.C. Мерлина, В.Ф. Моргуна В.Н.Мясищева, Л. Рубинштейна и др., раскрывающие сущность феномена «интерес»;
педагогические исследования С.А. Ананьина, Ю.К. Бабанского, Л.В.Бабенко, И.Ф. Гербарта, И.Ф. Мягкова, Г.И. Щукиной и др., посвященные проблеме формирования интереса учащихся в процессе обучения, а также труды Р.С. Баур, А.Я. Минор, М.Н. Певзнера, Т.Н.Ступиной, А.Г. Ширина и др., раскрывающие различные аспекты билингвального образования;
исследования в области музыкальной психологии, психологии творчества, музыковедения М.Ш. Бонфельда, Л.С. Выготского, В.В.Медушевского, В.И. Петрушина, В.Г. Ражникова, Г.С. Тарасова, Б.М.Теплова, А.В. Тороповой и др., в которых раскрывается проблема интереса в музыкальном искусстве, сущность музыкального языка и его значение в межкультурной коммуникации;
исследования в области педагогики музыкального образования Э.Б.Абдуллина, А.А. Авдеевой, Ю.Б.Алиева, Т.И. Баклановой, Л.С. Беляевой, О.А. Блоха, Е.Я. Бурлиной, Н.Н. Гришанович, Н.Л. Гродзенской, А.И. Евсеева, Д.Б. Кабалевского, Е.Д. Критской, З.П. Морозовой, Е.В. Николаевой, Г.П.Сергеевой и др., посвященные проблеме формирования интереса к музыке у учащихся, а также труды Л.А.Арчажниковой, В.И. Закутского, О.В. Зиминой,
В.Г. Кузнецова, Л.С. Майковской, Е.В. Николаевой, Л.А. Рапацкой, Г.М.Цыпина, А.И. Щербаковой и др., направленные на исследование профессионально-личностных качеств педагога-музыканта, необходимых для решения данной проблемы.
Для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические (изучение и обобщение теоретико-аналитического
материала по проблеме исследования, анализ и синтез, индукция и дедукция,
сравнение, моделирование);
- эмпирические (наблюдение, беседа, интервью, устный и письменный
опросы, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической
статистики).
Базы исследования: ГОУ СОШ № 1206; НОУ «Первая школа»; Центр эстетического воспитания детей и юношества (г. Москва).
Этапы исследования: исследование проводилось с 2007 г. по 2010 г. в три этапа.
На первом этапе (2006-2007 гг.) изучалась литература по проблеме исследования; разрабатывались его базовые методологические характеристики (цель, задачи, гипотеза, методы исследования и теоретико-методические основы); изучался передовой опыт педагогов-практиков; разрабатывался инструментарий для проведения анкетирования и опросов.
С целью выявления состояния изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике и получения эмпирического материала, необходимого для разработки авторской методики, было проведено анкетирование учителей (50 респондентов), родителей (98 респондентов) и учащихся школ с углубленным изучением английского языка (112 респондентов). Всего в данном исследовании приняли участие 260 человек.
На втором этапе (2007-2008 гг.) конструировалась иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального образования; создавался диагностический инструментарий (показатели, параметры, критерии оценки, опросники, задания), позволяющий фиксировать уровень развития интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в условиях билингвизма; разрабатывался специальный курс «Музыкальная культура Великобритании и США».
На этом этапе проводилось диагностическое исследование исходного уровня сформированности интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран (27 человек в экспериментальной группе и 25 человек в контрольной группе).
На третьем этапе (2008-2010 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по внедрению методики формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США на билингвальной основе в учебно-воспитательный процесс; осуществлялось контрольное обследование уровней сформированности интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран; систематизировался материал, полученный в ходе
формирующего эксперимента; разрабатывались методические рекомендации для учителей музыки, ведущих занятия с детьми в школах с углубленным изучением английского языка; производилась обработка данных; уточнялись теоретико-методические выводы; подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено понятие «интерес к музыке», рассматриваемое как
эмоционально-познавательная направленность личности на глубокое
постижение артефактов музыкальной культуры, реализацию устойчивой
потребности в художественно-коммуникативной музыкальной деятельности;
выявлена специфика формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе (направленность музыкальной и языковой системы на освоение иноязычной культуры в условиях билингвизма; постижение музыкального материала в контексте диалога культур; изучение музыкальной культуры родной и других стран в опоре на формирование интегративных умений межкультурного общения; активное коммуникативное взаимодействие всех участников педагогического процесса; направленность на осознанное восприятие межкультурных различий при условии сохранения национальной самоидентификации);
определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран на билингвальной основе (артистизм учителя музыки; создание необходимой атмосферы, способствующей осознанному и эмоциональному восприятию музыкальной культуры той или иной традиции; включение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений, способных вызывать у учащихся активный интерес; связь с другими видами искусства Великобритании и США (живописью, литературой, театром, кино, архитектурой и др.); использование компьютерных технологий; организация спецкурса «Музыкальная культура Великобритании и США»);
спроектирована иммерсионная модель, содержание которой составляют взаимообусловленные компоненты: интенциональный, содержательный и операциональный;
- разработан диагностический инструментарий, позволяющий
фиксировать уровень развития интереса подростков к музыке в учебной и во
внеклассной деятельности и включающий классификацию данных уровней,
параметры, показатели, критерии оценки, опросники и систему заданий;
- создана методика формирования интереса подростков к музыкальной
культуре Великобритании и США на билингвальной основе, которая
базируется на системе специфических методов (метод погружения в
иноязычную культуру; метод перекодирования - выражение музыкального
образа в различных знаковых системах средствами музыкально - пластического
интонирования, изобразительного искусства, художественного слова; метод
создания композиций в виде драматизации и инсценирования песен,
музыкально-литературных композиций с привлечением произведений изобразительного искусства и др.; метод художественных обобщений, основанный на ассоциативном синтезе (тождество и контраст) произведений музыкального, изобразительного искусства и литературы; метод эмоциональной драматургии, позволяющий учителю воздействовать на образную сферу подростка через построение урока в художественной форме на основе синтеза искусств; музыкальные праздники (декорации, костюмы, движения и танцы под музыку), костюмированные концерты, музыкальные спектакли; музыкальные игры, привносящие в исполнение музыки элементы драматизации).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретико-методические основы проблемы формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в условиях билингвального обучения - это цели; задачи; дидактические принципы (поликультурности, диалогичности, деятельностного освоения музыкального искусства, образно-игрового вхождения в музыку, вариативности, целостности, доступности); подходы (культурологический, аксиологический и синергетический); содержание деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса; формы обучения (уроки музыки с включением музыкальных игр, инсценировок, драматизации; музыкальные спектакли, мюзиклы, концерты, диспуты, конференции); система методов, направленная на активизацию интереса учащихся к англоязычной музыкальной культуре.
Дополнен компонентный состав структуры феномена «интерес к музыке» (эмоциональный, познавательный, коммуникативный, ценностный, волевой компоненты). Установлено, что формирование интереса к музыкальной культуре другого народа происходит наиболее эффективно при условии владения личностью (учащимися) языками, функционирующими в контексте этой культуры.
Практическая значимость исследования:
разработанная автором методика формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США на билингвальной основе внедрена в учебный процесс ГОУ СОШ № 1206, НОУ «Первая школа», Центра эстетического воспитания детей и юношества (г. Москва);
сформулированные теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейших научных исследований проблем педагогики музыкального образования, а также исследований, связанных с формированием интереса к музыке учащихся разных возрастных групп в процессе билингвального образования;
- полученные данные, системно-организованные материалы и техноло
гии могут быть использованы в разработке учебных и исследовательских про
грамм, спецкурсов, спецсеминаров, музыкально-педагогических практикумов,
курсов повышения квалификации специалистов в области музыкального об
разования;
- разработанные научно-методические рекомендации по реализации технологии формирования интереса к музыке у учащихся в условиях билингваль-
ного обучения, а также диагностический инструментарий могут быть использованы педагогами-музыкантами в учебных заведениях различного типа.
Достоверность результатов исследования обеспечивается
методологической обоснованностью исходных положений, применением целого комплекса соответствующих методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования; опорой основных положений и научных выводов на достижения современной педагогики и психологии, практическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работы, применением математических методов обработки результатов, проведением качественного и количественного анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе экспериментальной работы с учащимися ГОУ СОШ №1206, НОУ «Первая школа», Центра эстетического воспитания детей и юношества (г. Москва), в выступлениях на педагогических советах в данных учебных заведениях; в научных докладах и сообщениях автора на конференции «Современное образование и воспитание в России и Европе в XXI веке. Состояние и перспективы», проходившей в НОУ «Первая школа» (г. Москва, 2009 г.); на конференции «Искусство и образование в современном мире», состоявшейся в ГОУ СОШ №1206 (г. Москва, 2009); международной научно-практической конференции «Музыкально-педагогическое наследие Гарифоллы Курмангалиева» (г. Уральск, 2009 г.) на международных научно-практических конференциях: «Музыкально - эстетическое воспитание: традиции и новаторство», «Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности», «Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы и перспективы развития» в Московском государственном университете культуры и искусств (г. Москва, 2008, 2009, 2011); на всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Актуальные исследования в сфере культуры и искусств» (г. Белгород, 2011), на заседаниях кафедры музыкального образования в Московском государственном университете культуры и искусств; в процессе проведения лекционно-практических занятий в Московском педагогическом государственном университете по дисциплине «Методика преподавания музыки на английском языке», а также в публикациях автора по теме исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интерес к музыке - это эмоционально-познавательная направленность
личности на глубокое постижение артефактов музыкальной культуры,
реализацию устойчивой потребности в художественно-коммуникативной
музыкальной деятельности. Обучение музыке на билингвальной основе
способствует эффективному формированию интереса подростков к
музыкальной культуре той страны, язык которой они изучают.
2. Специфика формирования интереса подростков к музыке
англоязычных стран в процессе билингвального обучения обусловлена такими
факторами, как: направленность музыкальной и языковой системы на освоение
иноязычной культуры в условиях билингвизма; постижение музыкального
материала в контексте диалога культур; изучение музыкальной культуры родной и других стран в опоре на формирование интегративных умений межкультурного общения, активное коммуникативное взаимодействие всех участников педагогического процесса; направленность на осознанное восприятие межкультурных различий при условии сохранения национальной самоидентификации.
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в условиях билингвизма, являются: артистизм учителя музыки; создание необходимой атмосферы, способствующей осознанному и эмоциональному восприятию музыкальной культуры той или иной традиции; включение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений, способных вызывать у учащихся активный интерес; связь с другими видами искусства Великобритании и США (живописью, литературой, театром, кино, архитектурой и др.); использование компьютерных технологий; организация спецкурса «Музыкальная культура Великобритании и США».
Иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального образования базируется на культурологическом, аксиологическом и синергетическом подходах и представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, педагогических условий, последовательных этапов, форм и методов обучения, технологий и методических рекомендаций.
Диагностический инструментарий, разработанный в рамках диссертационного исследования, позволяет фиксировать уровень развития интереса подростков к музыке англоязычных стран в учебной и во внеклассной деятельности; включает классификацию данных уровней, параметры, показатели, критерии оценки, опросники и систему заданий.
6. Методика формирования интереса подростков к музыкальной культуре
Великобритании и США на билингвальной основе, включающая спецкурс
«Музыкальная культура Великобритании и США» и реализуемая в различных
формах учебной и внеклассной деятельности (на уроках музыки с включением
музыкальных игр, инсценировок, драматизации; в процессе подготовки
музыкальных спектаклей, мюзиклов, концертов, диспутов и конференций),
предполагает одновременное постижение разговорного (иностранного) и
музыкального языков, функционирующих в контексте изучаемой культуры.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Научные подходы к изучению сущности и структуры понятия «интерес к музыке»
Формирование интереса школьников к предмету является одной из основных задач школы. В области музыкального искусства эта проблема приобретает особое значение. При занятии музыкой повышается общий уровень развития ребёнка, становится богаче его внутренний мир, развиваются воображение, мысли, чувства, воля. Формирование интереса к музыкальному искусству и культуре способствует всестороннему развитию личности. Именно на этом уроке развивается эмоционально-образное отношение к миру, формируется художественный вкус, происходит осознание духовных ценностей, становление нравственных качеств личности.
Проблема интереса, «учения с увлечением» — одна из фундаментальных проблем всей педагогики, но особое значение решение этой проблемы имеет для уроков музыки, где, как писал Д.Б. Кабалевский, «без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы не отдавать этому сил и времени» (110.С.З). «Даже капля равнодушия может оттолкнуть ребят не только от музыкального произведения, которое оказалось причиной этого равнодушия, но отрицательно сказаться на их отношении к музыке вообще. Поэтому учитель музыки всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды она нетерпима на уроке искусства» (110.С.29).
В области музыкальной педагогики и психологии музыкального образования исследованием проблемы формирования интереса к музыке занимались А.Н. Гордийчук (66), Н.Н. Гришанович (69), З.К. Калиниченко (ИЗ), О.П. Кееринг (116), И.Ю. Лыпа (151), Н.И. Лысина (152), Н.Г.Морозова (168), А.И. Паламарчук (189), В.И. Петрушин (200), Т.П. Плеснина (201), Т.Ю. Свистельникова (219), Г.С. Тарасов (238) и др.
В работах А.Н. Гордийчук (66), О.П. Кеериг (116), И.Ю. Лыпы (151), Н.И. Лысиной (152), Н.Г. Морозовой (168), И.В. Никитюк (177), А.И. Паламарчук (189), Т.П. Плесниной (201), B.C. Цукермана (259) интерес рассматривается как избирательная направленность личности на восприятие музыкальных произведений, на овладение музыкальным материалом.
Н.Н. Гришанович, В.Л. Яконюк считают, что интерес - это отношение личности к музыкальному искусству, к музыкальной деятельности, определяющее характер и способы удовлетворения музыкальной потребности. В некоторых работах интерес называют психическим процессом (Т.Ю. Свистельникова (219)), свойством личности (А.Н. Гордийчук (66)), мотивом музыкальной деятельности, Н.Н. Гришанович (69), З.К. Калиниченко (113)).
Таким образом, понятие «музыкальный интерес» трактуется учеными многозначно: как динамично развивающееся явление, протекающее в процессе музыкальной деятельности; как личностное образование, структурными компонентами которого являются эмоциональные, волевые, интеллектуальные проявления данного характера; как качество или свойство личности, формирующееся в процессе деятельности при взаимодействии с потребностями и мотивами; как динамично развивающее свойство личности от ситуативно-эпизодического до устойчиво-личностного проявления. Исходя из существующих дефиниций данного понятия, можно считать, что этот феномен имеет разносторонние аспекты, связанные как с композиторской, так и с исполнительской деятельностью. При этом у массового потребителя - слушателя, даже если он не имеет музыкального образования, также может проявляться музыкальный интерес, который проявляется в предпочтении различного рода видов и жанров музыкального искусства, т.е. появляется осознанная избирательная потребность пойти на концерт конкретного исполнителя или послушать некоторые музыкальные произведения. Это показатель более глубокого изучения специфической области музыки, действенным стимулятором в которой выступает именно музыкальный интерес.
Несмотря на то, что учеными накоплен достаточно обширный материал по данной проблеме, следует признать, что понятие «музыкальный интерес» до сих пор не получило однозначного толкования, и порой отождествляется с понятием «интерес к музыке». Например, М.А. Давыдова опирается на семантическое употребление данных терминов, утверждая, что в обоих случаях выступает единый предмет исследования - музыкальное искусство, музыкальные произведения и виды музыкальной деятельности. Указывая на отсутствие терминологических и смысловых противоречий, исследователь считает правомерным допускать взаимозаменяемость этих понятий (76)1.
Необходимо отметить, что существуют различные подходы к изучению этого явления. Интерес к музыке определяется как «углубленное эмоционально - познавательное отношение к музыке, которое проявляется в стремлении к активной самостоятельной музыкальной деятельности, а также в предпочтении музыкальных занятий другим в ситуации свободного выбора деятельности» (76.С.68).
Мы также придерживаемся этого мнения и в своем исследовании используем данные понятия как синонимы. Л.С. Беляева рассматривает данную категорию как избирательную направленность личности на явления музыкального искусства, полагая, что большей отличительной особенностью «...интереса к музыке выступает эмоциональность, сила воображения, сопряжение его с потребностью созидать и воспринимать прекрасное» (29.С. 148).
По мнению Ж.А. Сулейменовой (235), возникновение музыкального интереса связано с положительными эмоциями, возникающими в процессе освоения музыкального произведения, а также с обогащением личности музыкальными знаниями в совокупности с наличием положительных эмоций в процессе слушания музыки. Следовательно, для формирования интереса к музыке у школьников необходимо наличие эмоциональной отзывчивости. Наряду с этим, как утверждает исследователь, возникновение и формирование музыкального интереса во многом определяется наличием навыка восприятия музыки. Поэтому всплеска эмоций и некоторых полученных знаний о музыке недостаточно для постижения высокохудожественных музыкальных произведений с глубоким содержанием. Собственные суждения, отношения, адекватные послушанным произведениям, позволяют дать оценку личностного восприятия и выразить это посредством других искусств. В этом случае появление положительных эмоций сохраняется на долговременный период, а необходимые знания способны расширяться.
Иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения
Понятие «модель» ученые трактуют как способ познания действительности, который состоит в отображении и воспроизведении изучаемого предмета, явления, процесса, события при помощи какой-либо системы, представляющей собой упрощённое или схематическое их отражение (191, 126). Являясь средством получения новой информации, новых знаний, модель создаётся в процессе моделирования - специфическом способе познания, при котором объект исследования воспроизводится в определённой системе. Согласно терминологии В.Г. Онушкина, понятие «модель образования» - это знаковая система, схематически отображающая образовательную практику в целом и её отдельные фрагменты (186). В науке существуют модели трёх видов: а) описательные, дающие представление о сути, структуре, основных элементах образовательной практики; б) функциональные, отражающие образование в системе с социальной средой; в) прогностические, представляющие теоретически аргументированную картину будущего состояния образовательной практики.
Наряду с перечисленными видами выделяются также модели, основанные на интеграционном подходе (126). При этом интеграция понимается как «процесс и результат взаимодействия обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящих к оптимизации связей между ними и к объединению в одно целое, т.е. систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями» (191.С.39). Модель, построенная на интегративной основе, сочетает в себе элементы нескольких моделей, предполагает новое качество образовательного процесса. Интегративность модели означает целостность на различных уровнях системы: целостность процесса, целостность результата, целостность организационных структур.
Основой интеграционного подхода в школах с углубленным изучением иностранного языка является билингвальное образование — «целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами родного и иностранного языков, когда иностранный язык выступает в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов» (194.С.12).
Перед отечественным образованием стоит задача воспитания молодёжи в духе уважения народов, формирование у подрастающего поколения умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, социальных групп, вероисповеданий, умение понимать и ценить своеобразие культур других народов. Проблема подготовки молодёжи в многонациональном мире является актуальной и занимает одно из основных мест современного образования. Билингвальная система обучения решает целый комплекс воспитательных и образовательных задач в этом направлении, обеспечивающих приобщение учащихся к мировым ценностям.
Как известно, Россия является многоязычной страной. Для неё полезен опыт тех стран, где билингвальное обучение детерминируется не столько внутренними процессами, сколько общей тенденцией к интеграции, стремлению к диалогу культур и межкультурной коммуникации. К таковым странам можно отнести, прежде всего, Канаду, Англию, где традиционно существуют естественная двуязычная среда; США, где осуществляется интенсивный процесс интеграции национальных меньшинств в доминирующую языковую среду.
Актуальность идей, развитых в данных странах, даёт важные импульсы для интенсивного инновационного потока в этом направлении в школах России. При этом речь идёт не о прямом переносе зарубежного опыта на российскую почву, а о глубоком осмыслении разработанных в Англии, США наиболее продуктивных идей билингвального обучения в современных социокультурных условиях.
Сегодня в России на волне социального обновления, стремления к открытому обществу и интеграции в мировое и европейское образовательное пространство активно распространяется опыт билингвального обучения, создаются научные, методические центры, по данной проблеме, возникает интерес к странам, где данная система популярна и достаточно развита.
Обратимся к этимологии термина «билингвизм», в толковании которого существует несколько подходов. Все они сводятся к узкому и широкому пониманию данного термина. Первое направление предполагает такое же владение иностранным языком, как родным, второе - допускает значительные различия в знании двух языков, однако предполагает использование второго языка в различной степени общения с его носителем.
Теория билингвального образования, то есть процесс, при котором второй язык является не столько целью, сколько средством обучения предмету, интенсивно разрабатывается в последнее время как в России, так и за рубежом. В Европе в настоящее время существует несколько вариантов билингвального образования: а) билингвальное образование средствами языков лингвистического большинства и лингвистического меньшинства; б) билингвальное образование средствами языка, считающегося официальным языком государства и языками этнических групп; в) билингвальное образование средствами родного и иностранного языков. Практика введения билингвальной системы обучения средствами родного и второго языка (языков лингвистического большинства и лингвистического меньшинства) получила широкое распространение и рассматривается как весьма перспективное направление в Западной Европе и Северной Америке. Интерес к ней никогда не ослабевал ни со стороны ученых, ни со стороны, педагогической общественности, что нашло отражение также и в деятельности Совета Европы. В России накоплен опыт в области билингвального образования средствами второго национального языка, а также в обучении русскому языку иностранцев.
Билингвальное образование средствами родного и иностранного языков, корни которого уходят далеко в историю развития образования в России и других европейских странах, к сожалению, долгое время не было предметом специального изучения. И только последнее десятилетие XX в. обозначило данный тип билингвального образования одним из ведущих направлений образовательной политики европейских стран.
Мы разделяем точку зрения большинства исследователей, считающих, что в процессе билингвального обучения язык выступает не только в качестве объекта изучения, но и как средство познания, в результате чего достигается так называемый двойной эффект, где имеет место как изучение предмета (например, предмета «Музыка»), так и изучение языка.
Констатирующий этап экспериментального исследования
Основной целью экспериментального исследования являлась проверка эффективности разработанной иммерсионной модели формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального обучения.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи: 1. Определить состояние изучаемой проблемы в музыкально педагогической практике. 2. Исследовать особенности формирования интереса подростков к англоязычной музыкальной культуре в условиях билингвального обучения. 3. Определить оптимальные формы работы на уроке «Музыка» и вне класса по приобщению подростков к англоязычной музыкальной культуре. 4. Выявить педагогические условия, необходимые для эффективного развития интереса подростков к музыке Великобритании и США в школе с углубленным изучением английского языка. 5. Разработать диагностический инструментарий, направленный на выявление уровней сформированности интереса подростков к изучаемой музыкальной культуре. 6. Разработать методику развития интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США в условиях билингвального обучения; выявить ее эффективность и целесообразность. 7. Внедрить в учебный процесс спецкурс «Музыкальная культура Великобритании и США»; разработать методические рекомендации по реализации созданной методики. 8. Проанализировать и обобщить результаты экспериментального исследования. Исходя из цели и задач исследования, была составлена технологическая карта, состоящая из трех этапов экспериментальной работы и пяти соответствующих им блоков: I этап - констатирующий — включает исходно-диагностический и содержательно-подготовительный блоки. II этап - формирующий — включает мотивационный и содержательно-технологический блоки. III этап - итоговый — включает контрольный блок. Каждый из блоков преследовал решение ряда задач. Исходно-диагностический блок: - анализ содержания учебных программ по предмету «Музыка», а также учебных планов воспитательной работы учителей музыки в школах с углублённым изучением английского языка; подбор материала и разработка спецкурса «Музыкальная культура Великобритании и США»; - опрос учителей, воспитателей, родителей и учащихся по проблеме исследования; - выявление исходного уровня сформированности интереса подростков к музыке Великобритании и США. Содержательно-подготовительный блок: - изучение возможностей формирования интереса к англоязычной музыкальной культуре; - подбор необходимых учебных пособий и другого методического материала; - разработка курса «Музыкальная культура Великобритании и США». Мотивационный блок: - развитие мотивации к изучению музыкальной культуры англоязычных стран. Содержательно- технологический блок: - апробация авторского спецкурса «Музыкальная культура Великобритании и США», состоящего из двух разделов - «Музыкальная культура Великобритании» и «Музыкальная культура США»; - проведение опытно-экспериментальной работы по внедрению разработанной иммерсионной модели в учебный процесс общеобразовательной школы с углублённым изучением английского языка; - разработка методических рекомендаций по реализации спецкурса; - корректировка разработанной методики. Контрольный блок: - выявление динамики роста интересов школьников экспериментальных и контрольных групп к музыке англоязычных стран; - систематизация материала, полученного в ходе формирующего эксперимента; - количественная и качественная обработка результатов эксперимента; - обобщение данных и подведение итогов по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования. В ходе опытно-экспериментальной работы нами применялись следующие методы исследования: - обобщение передового педагогического опыта; - педагогическая беседа, наблюдение; - анализ собственного педагогического опыта; - интервьюирование, анкетирование; - экспертная оценка и самооценка; - педагогический эксперимент; - методы статистической обработки экспериментального материала. Для изучения характера отношения учителей к исследуемой проблеме был проведён анализ календарно-тематических планов, уроков музыки с целью выявления количества отведённого времени на изучение материала, связанного с англоязычной,музыкой, а также сведений о том, каким, образом он преподается, и как дети его усваивают. Оказалось, что планирование данного материала на уроках музыки отсутствует. Если учитель что-либо рассказывает по данной тематике, то это бывает очень редко и поверхностно. Как правило, только на уроках английского языка, учителя дают некоторые сведения о культуре данных стран, почти не касаясь истории развития музыкальной культуры.
Исходя из планов воспитательной работы, отражённых в школьной документации, можно говорить о том, что работа по формированию интереса учащихся к английской и американской музыкальной культуре как специальная задача учителями не ставится. При этом план мероприятий имеется, но носит произвольный характер, ограничивается общими формулировками и не ориентирован на возрастные особенности школьников.
С целью выявления наличия и качества знаний учителей относительно музыкальной культуры Великобритании и США, а также умений применять их в учебной и внеклассной работе, было проведено анкетирование, включающее вопросы смешанного типа (открытые и закрытые).
Вопросы касались отношения учителей к данной проблеме, необходимости изучения английской музыки (классической, современной, народной) на уроках и во внеклассной работе, целесообразности использования музыки Великобритании и США в эстетическом воспитании школьников, необходимости развития к ней интереса учащихся.
Формирующий этап экспериментального исследования и его результаты
На формирующем этапе экспериментального исследования апробировалась разработанная нами иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения, внедрялась авторская методика.
Учащиеся контрольной группы занимались по традиционной методике, а учащиеся экспериментальной группы — по методике, направленной на формирование интереса к музыкальной культуре Великобритании и США на билингвальной основе.
Основной задачей школы с углублённым изучением английского языка является адаптация учащихся к современным социально-экономическим условиям, в связи с чем необходимо их коммуникативно-речевое и социокультурное развитие. При этом выдвигается цель формирования истинной познавательной мотивации учения к культуре, так как именно в ней заложен фундамент становления и развития каждой личности отдельно и народа в целом. Реализация этой цели осуществляется на основе системы развивающегося обучения, выявления и развития способностей каждого ученика, формирования духовного богатства творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми и расширенными знаниями по ряду предметов, адаптированных к условиям новых требований жизни.
Учащиеся, изучающие английский язык на углублённом» уровне, должны иметь представление о специфике становления и развития музыкальной культуры англоязычных стран и ее основных явлениях. Будучи в своей будущей профессиональной деятельности востребованными в самых разных областях - от туристического бизнеса до дипломатической работы -молодые специалисты должны осуществлять ее на необходимом уровне компетентности. В этой связи, как нам кажется, знания о культуре страны, в том числе музыкальной культуре, в данном ряду весьма актуальны.
Культура народа имеет разнообразные формы, способы своего сохранения, и выражения, а также признаки национальной принадлежности. В каждой культуре есть то, что можно назвать национально-особенным, специфическим: накапливаемая веками качественная определённость духовной жизни народа, закреплённая в своеобразных традициях, ценностях. Национальная культура объединяет такие компоненты, как язык, традиции, символы, искусство и др. и является основой в формировании личности каждого человека.
Особенно важно приобщать к народной культуре, искусству в подростковом возрасте, так как именно в этот период начинает формироваться самосознание, закладываются основы мировоззрения, развивается способность к культурной самоидентификации. Подросток способен осознать своеобразие иноязычной культуры при правильном педагогическом руководстве, может проводить аналогии с родной культурой, что очень важно для понимания общекультурных ценностей. Путь познания мировых и национальных культурных ценностей, по общему мнению учёных, должен начинаться с постижения песни и слова (языка). Изучение музыкальной культуры англоязычных стран Великобритании и США в общекультурном и общехудожественном контексте призваны сформировать у учащихся разносторонние о ней представления. Поэтому данные занятия,имеют общеобразовательную и специальную дидактическую направленность.
Программа разработанного нами спецкурса состоит из двух разделов: первый раздел - «Музыкальная культура Великобритании»; второй раздел -«Музыкальная культура США».
Генеральная цель, программы - формирование у учащихся интереса к музыке Великобритании и США, и на основе этого развитие у них способности чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывать потребность в общении с музыкой; воспитание уважительного отношения к богатому музыкальному наследию данных стран.
В этой связи в освещении истории музыкального искусства Великобритании и США прослеживается общий процесс творческого развития культур англоязычных стран.
Задачи курса — познакомить учащихся с основными этапами исторического развития музыки англоязычных стран (Великобритании и США) в связи со спецификой исторических и общекультурных факторов их развития, дать представление о наиболее ярких музыкальных жанрах и традициях, творчестве ведущих английских и американских композиторов, представить шедевры музыки Великобритании и США, ставшие классикой.
Программа адаптирована под подростковый возраст. Известно, что подростковый возраст считается самым трудным в школе. Подростки взрослеют, у них происходит интенсивное формирование убеждений и идеалов. Интерес к занятиям музыкой угасает, что приводит к утрате ценностного для них значения искусства и значительно обедняет еще формирующуюся личность подростка. Поэтому спецкурс направлен также на обеспечение готовности подростков к постоянному саморазвитию и самообразованию в области музыкального искусства.
Процесс освоения музыкальной культуры англоязычных стран рассматривается нами как комплексный процесс отражения в сознании учащихся явлений музыкальной культуры этих стран нш основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации познавательного интереса.
Помимо обозначенных в разработанной нами модели дидактических принципов (принцип поликультурности; принцип диалогичности; принцип деятельностного освоения музыкального искусства; принцип образно-игрового вхождения в музыку; принцип вариативности; принцип целостности; принцип доступности) программой предусматривается реализация и таких принципов, как: - активизация внутренних движущих сил подростка; - развитие музыкального мышления как мышления интонационно образного; постижение высокохудожественной музыки страны изучаемого языка (классической, народной, современной); - опора на активное, творчески-личностное восприятия музыки, проявляющееся в процессе основных видов деятельности на уроке; - принцип целостности, комплексности музыкально-эстетического образования; - связь теории с практикой, нацеленность на духовно-нравственные аспекты воспитания, а также единство знания, ассоциативного мышления, творческой деятельности; - принцип необыденности, доставляющий школьникам радость от общения с музыкой англоязычных стран.