Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Старцева Елена Евгеньевна

Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству
<
Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Старцева Елена Евгеньевна. Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : 13.00.02 Старцева, Елена Евгеньевна Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (На примере ДХШ) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Орел, 2006 219 с. РГБ ОД, 61:06-13/1545

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ.

1.1 История и современное состояние формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно - прикладному искусству 14-51

1.2 Психолого-педагогические аспекты системы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно — прикладному искусству 52-71

1.3 Особенности системы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. 72-87

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 88-89

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДПИ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

2.1 Структура и содержание занятий художественной росписью в процессе формирования познавательного интереса учащихся ДХШ ...90-129

2.2 Методическая система формирования познавательного интереса учащихся ДХШ '. 130-156

2.3 Организация, методика проведения и результаты экспериментального исследования (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты) 157-181

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 182-184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185-187

Введение к работе

Декоративно-прикладное искусство заслуженно относится к наиболее ярким проявлениям современного народного творчества.

Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве коллективов народных мастеров находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного.

Для народного искусства Орловской области всегда была характерна глубокая общность художественных принципов, распространяющихся на самые различные сферы жизни, на самые разные по своему содержанию предметы.

В декоративно-прикладном искусстве Орловского края наблюдается движение, динамика, и это лишний раз доказывает, что перед нами живое творческое явление, которое развивается по законам народного искусства.

В наше время многогранное искусство художественной росписи, этой самобытной области русского народного творчества и уникального явления национальной культуры, получает своё дальнейшее развитие в работах современных мастеров, обогащается новыми темами и направлениями.

Интерес к декоративно-прикладному искусству усиливается из года в год, т.к. это поистине массовое и всеобщее искусство, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение. Процесс

освоения отдельных приемов художественного ремесла очень увлекателен.

Он приносит большое удовлетворение. Именно потому, что процесс познания и радость творчества в народном декоративно-прикладном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Учебная деятельность, как и любая другая деятельность, начинается с мотива. На занятиях в художественных школах такой стимулирующей основой может стать знакомство с народным и декоративным искусством.

Необходимо донести до учащихся секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомить их с историей развития росписи, подарить радость творчества, научить работать, привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед нами как сложное по идейно-образному содержанию явление нашей современной российской культуры. Его произведения разнообразны: от маленькой матрёшки до громадных ковров, крупных кружевных панно, детской мебели, сложных уникальных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

И сегодня интерес к художественной росписи не угас. Обычные предметы быта, расписанные руками умелых мастеров, превращаются в настоящее чудо, а секрет его в красоте окружающей природы.

Проблема исследования и ее актуальность.

Проблема исследования состоит в том, что у учащихся общеобразовательных и детских художественных школах зачастую отсутствует интерес к декоративно-прикладному искусству, нет желания знакомиться с этим искусством, изучать его. Наша задача - сформировать познавательный интерес и эстетическое воспитание учащихся в условиях современного образования.

Декоративно-прикладное искусство влияет на становление творческих качеств личности, развивает интеллектуальные способности, формирует у ребенка художественный вкус.

Одной из самых важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания учащихся в условиях современных задач гуманизации образования является формирование познавательного интереса. Прекрасным и эффективным средством развития творческих качеств личности является изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.

Эстетическое воспитание изобразительным искусством является неотъемлемой частью воспитания гармоничной личности. Знакомство с художественной культурой даёт возможность развивать творческие способности, повышать интеллект, формировать высокие эстетические вкусы.

Как известно, ведущим направлением всестороннего, гармоничного развития личности является реализация задач художественного образования и эстетического воспитания: Для этого необходимо совершенствование системы художественного воспитания учащихся. Необходимо не только формирование понимания и эстетической оценки явлений духовной культуры, но и развитие практически значимой деятельности учащихся, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству.

Художественная роспись как вид народного творчества не достаточно используется и плохо развита, поэтому мы ее и взяли к рассмотрению.

Проблема нашего исследования заключается в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному искусству не уделяется должного внимания формированию познавательного интереса учащихся детских художественных школ. В результате этого учащиеся мало интересуются занятиями по ДПИ, в то время как этот вид искусства способен значительно развить художественный вкус, эстетические и творческие способности.

С учетом вышесказанного мы сформулировали проблему исследования: «Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере ДХШ)».

Перед нами встала задача - изучить, обобщить и осмыслить опыт обучения изобразительному, декоративно-прикладному искусству, нашедший свое отражение в учебных программах, методической, научной и теоретической литературе.

В процессе исследования мы опирались на труды ученых-педагогов в области методики преподавания изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства в школе И.И.Зарецкой, С.Е.Игнатьева, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной, С.П.Ломова, Н.Н.Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, А.А.Унковского, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, ТЛ.Шпикаловой, и др.

По вопросам общей и возрастной психологии данное исследование опирается на труды: Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, Е.И.Игнатьева, А.Г.Ковалева, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, АЛ.Ракицкого, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др.

Большое значение для осмысления роли декоративно-прикладного искусства в художественном образовании имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих специалистов в области народного прикладного

*

искусства: В.А.Барадулина, Н.Д.Бартрама, И.Я.Богуславской, С.Н.Новикова, М.А.Рыбакова.

Выявляя значение, влияние и места народного творчества в процессе формирования и развития личности мы обращались к исследованиям С.М.Гаджимурадова, М.К.Даутова, Н.В.Ефремичевой, В.В.Корешкова, М.В.Соколова, Р.У.Тебуева, ТЛ.Шпикаловой и др.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, Н.Т.Климовой, Г.С.Масловой, М.А.Некрасовой, Е.И.Прибыльской, И.П.Работновой, Б.А.Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др.

Исследования авторов отражают народную, художественную культуру в
историческом, этнографическом, философском, эстетическом,

искусствоведческом, социальном и педагогическом аспекте.

Просмотр и анализ научно-теоретических исследований, специальной литературы свидетельствует, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере ДХШ) недостаточно исследована.

Актуальность данной проблемы обусловлена значимостью процесса обучения учащихся декоративной деятельности на занятиях в ДХШ по художественной росписи на основе изучения народных традиций Орловской области и других регионов России. Детская художественная школа является одной из важных форм дополнительного образования детей, она приобщает учащихся к декоративно-прикладному искусству, художественной культуре, формирует и развивает художественный, эстетический вкус, творческие способности.

Познавательный интерес стимулирует учеников к овладению любым видом искусства, развивает их творческую деятельность, образность мышления.

Актуальность проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество эстетического воспитания и художественного образования учащихся ДХШ. Изучение традиций декоративно-прикладного искусства родного края с целью формирования у детей положительных качеств личности.

Цель исследования: заключается в решении проблемы формирования познавательного интереса учащихся в процессе использования основ народного и декоративно-прикладного искусства по художественной росписи в условиях ДХШ.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере ДХШ).

Предмет исследования: педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства, пути и средства, эффективно влияющие на формирование познавательного интереса учащихся ДХШ.

Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у учащихся ДХШ на занятиях художественной росписью, будет успешным, если в педагогическом процессе будут учитываться следующие условия:

Последовательное изучение учащимися ДХШ на занятиях по декоративно-прикладному искусству технологических процессов выполнения художественной росписи, начиная теорией и заканчивая практикой.

Взаимосвязь процесса формирования умений и навыков у учащихся ДХШ с практическим трудом по выполнению художественной росписи, с использованием опыта предшествующих поколений.

Использование на занятиях по ДПИ сочетания различных методических приемов, форм и методов, направленных не только на изучение народных традиций и технологических приёмов выполнения

декоративной росписи, но и на передачу знаний, умений и навыков, а так же на развитие творческих способностей учащихся.

Использование форм и методов обучения художественной росписи, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста.

Использование наглядных пособий и технических средств обучения, обеспечивающих высокий уровень обучения, формирования познавательного интереса учащихся на занятиях в ДХШ.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

  1. Рассмотреть влияние народного и декоративно-прикладного искусства на развитие личности и формирование творческих качеств учащихся художественных школ, изучив его историю.

  2. По проблеме проявления интереса учащихся и выявления специфики познавательного интереса осуществить анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы.

  3. В процессе занятий - художественной росписью выявить научно-теоретические основы формирования умений и навыков.

4. С учетом изучения национального декоративно-прикладного
искусства и народных традиций Орловской области и других
регионов России разработать формы и методы занятий в детской
художественной школе.

5. Экспериментально осуществить проверку разработанной
методической системы в практике детской художественной
школы и предложить рекомендации по совершенствованию
обучения учащихся.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды и ведущие положения педагогики, психологии, философии, дидактики, искусствоведения, социологии, декоративно-прикладного

искусства, учения о комплексном развитии и взаимодействии воспитания, обучения и развития творческих качеств личности, труды педагогов о краеведении, культуре, постановления и документы в области образования, программное обеспечение процесса преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Методы педагогического исследования:

Изучение и теоретический анализ педагогической, методологической,
искусствоведческой, методической литературы по проблеме
исследования, издания и диссертационные исследования (по данной

теме).

Изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавания декоративно-прикладного искусства, школьных программ и учебных пособий.

Анализ продуктов деятельности учащихся детских художественных школ на занятиях по художественной росписи.

Естественный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система формирования познавательного интереса у учащихся детских художественных школ знаний народных традиций своего края, навыков и трудовых умений по художественной росписи.

Разработаны методические основы использования росписи на занятиях в детской художественной школе, как средство обращения к традициям, обычаям наших предков, знакомства с образцами декоративно-прикладного искусства и влияющие на эмоциональное развитие учащихся.

Выявлена и экспериментально проверена эффективность методов
педагогического воздействия на компоненты мотивационной сферы у
учащихся детской художественной школы, учитывающие специфику
художественно-творческой деятельности в процессе преподавания
декоративно-прикладного искусства, направленные на развитие
познавательного интереса.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении значительной научно-педагогической задачи формирования познавательного интереса учащихся ДХШ в процессе обучения декоративно-прикладному искусству на основе использования народной художественной росписи.

Практическая значимость результатов исследования:

Разработанные педагогические условия, направленные на формирование познавательного интереса к художественной росписи, могут быть использованы для повышения эффективности обучения учащихся в ДХШ.

Предложенная и разработанная методическая система организации занятий по художественной росписи в детской художественной школе направлена на формирование познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству.

Разработанная техника и технология учебных заданий в процессе формирования познавательного интереса учащихся может быть применена в работе детских художественных школ.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных программ и учебных пособий.

Достоверность исследования обеспечивается методологической опорой на современные достижения педагогики и психологии, на ведущие научно-теоретические положения философских, искусствоведческих исследований,

опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях работы детских художественных школ.

Опытно-экспериментальной базой была: Орловская детская школа изобразительных искусств и народных ремесел.

Периоды исследования:

Первый этап - констатирующий эксперимент, проходил в период с 2002 - 2003 год в Орловской детской школе изобразительных искусств и народных ремесел с учащимися 1-х и 2-х классов подготовительного отделения. В ходе этого эксперимента мы проверяли и выявляли уровень знаний, умений и навыков учащихся, подготовленность их к выполнению самостоятельных заданий по ДЛИ, конкретизировали критерии оценки.

Второй этап - формирующий эксперимент, проходил в период с 2003 по 2004 год в Орловской детской школе изобразительных искусств и народных ремесел с учащимися 1-х и 2-х классов подготовительного отделения. На этом этапе осуществлялось апробирование программы.

Третий этап эксперимента - контрольный, проходил в период с 2004 по 2005год - мы анализировали результаты проведенного эксперимента, делали дополнения и вносили поправки в нашу программу, оформляли результаты исследования и подводили итоги.

Наше экспериментальное исследование показало, что декоративная роспись положительно влияет на формирование и развитие познавательного интереса учащихся, на становление творческих качеств личности, на интерес к декоративно-прикладному искусству и на активность работы учеников.

В ходе экспериментальной работы был найден и определен ряд положений, использованный нами в ходе занятий с учащимися школ г. Орла, с учителями г. Орла в ходе методических консультаций. Выпускникам ХГФ, работающими в детских художественных школах, в ходе исследования оказывалась методическая помощь, что позволяло более конкретно определить и провести всю экспериментальную работу.

Материалы и результаты исследования, основные выводы периодически
докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-
прикладного искусства и технической графики Орловского
государственного университета, на научно-практических конференциях по
итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном
университете (2002-2005г.).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Методическая система очень эффективна как для развития познавательного интереса учащихся детских художественных школ, так и для педагогических условий преподавания декоративно - прикладного искусства, основанных на целенаправленности, системности, систематичности, учете возрастных особенностей.

  2. Критерии формирования познавательного интереса учащихся детской художественной школы в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, включающие эмоционально-волевой, операционный и мотивационный компоненты. Для занятий художественной росписью необходимо овладение специальными знаниями, умениями и навыками.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 2-х глав, выводов, библиографического списка и приложения. Работа содержит таблицы, иллюстрирована рисунками и схемами.

История и современное состояние формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно - прикладному искусству

Правильное взаимодействие человека с миром, подлинное развитие человека в его творческой самореализации, в утверждении и проявлении всех его человеческих способностей, которые есть высшее богатство общества, невозможно без формирования понимания красоты, представления об эстетическом идеале, способности эстетического восприятия природы. Человек связан с обществом, зависит от него, своё поведение необходимо согласовывать с интересами общества, нравственными требованиями. В современном обществе нравственно-эстетическое образование на сегодняшний день очень актуально.

Эстетическое воспитание - формирование гармонически развитой личности, оно предполагает всестороннее развитие эстетических чувств, художественных навыков и умений, способности к эстетическим суждениям и оценкам. Главная цель эстетического воспитания - формирование нравственного поведения. Эстетическое воспитание развивает чувство прекрасного, любовь к природе, литературе, живописи и другим видам искусства. У ребёнка развивается способность чувствовать красоту окружающих его предметов.

Важным звеном нравственно - эстетического образования является школа. Именно в школьные годы закладывается та основа, которая обеспечивает интенсивное формирование личности. Многое в дальнейшей жизни человека будет зависеть от тех начал, которые закладываются в детской художественной школе. Поэтому очень важно качественное усвоение основ тех наук, которые изучаются учащимися в художественной школе.

Одним из звеньев эстетического воспитания должны быть уроки изобразительного искусства. В нашей стране народное искусство прошло сложный путь, но оно не уходило из быта, не исчезало из сферы культуры. Мастера народного декоративно-прикладного искусства сохранили ценные традиции художественного наследия, как образец вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Обращение к традициям, обычаям наших предков, знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, а также стимулирует их учебную деятельность. Освоение технологии позволяет формировать у детей переход от наглядно-практических действий к мыслительным операциям.

Решается наиболее эффективный путь средств художественного воспитания и образования детей. На первый план выдвигается эмоциональное развитие личности ребёнка, воспитание его творческого восприятия природы, окружающей действительности, искусства. Актуальность темы вытекает из задач общеобразовательной школы по совершенствованию форм и методов нравственного, эстетического и трудового воспитания учащихся.

Занятия декоративно-прикладным искусством развивают художественный вкус, приобщают детей к народному творчеству, художественным ремёслам, формируют в учащихся заинтересованное отношение к художественному народному творчеству и развивают у учащихся навыки художественного труда, что является одной из главных задач детской художественной школы на современном этапе. Необходимо приобщение детей к народной культуре. С доброго примера и должно начинаться нравственно - эстетическое воспитание юного поколения, с изучения истории, в частности, истории искусства своего края. «Творить обро, не поступаясь совестью и честью, помня родники своего изначальства», - говорил когда-то И.А. Бунин.

Многие педагоги и искусствоведы отмечают важность использования декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов для эстетического воспитания и развития творческих способностей учащихся. В последнее время остро стоит вопрос о приобщении учеников к народной культуре, её истории, традициям.

В любой работе высоко ценится творческий подход к делу. Мир искусства таит в себе волшебную притягательную силу, которая увеличивается по мере того, как начинаешь понимать прекрасное.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность.

Произведения искусства всегда были «учебником жизни» (Н.Г.Чернышевский). Мир искусства - постоянный источник эстетического воспитания. Искусство своей образностью воздействует на сознание, чувства, волю людей и играет большую роль в жизни общества, вызывает желание жить по законам прекрасного. Необходимо давать учащимся возможность активного самовыражения средствами декоративно-прикладного искусства. Это формирует эстетически развитую, творческую личность. Для совершения нравственных поступков у воспитанника должна возникнуть в этом потребность.

Структура и содержание занятий художественной росписью в процессе формирования познавательного интереса учащихся ДХШ

Процесс развития художественного интереса происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, цели, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития личности. В процессе художественного творчества - основного вида этой деятельности -происходит овладение искусствоведческими знаниями, приобретение и совершенствование способов художественно-творческой деятельности.

Важной задачей преподавателя изобразительного искусства является сформирование у учащихся потребности в художественном творчестве и развитие познавательного интереса. Учащийся проходит этап самовоспитания формирования творческих потребностей в процессе осуществления на практике познавательной деятельности.

Успешность подготовки учащихся зависит от сформированности потребности в изобразительной деятельности. В формировании потребностей большая роль отводится целенаправленному педагогическому воздействию. Учитель призван развивать творческие способности учеников, учить пониманию сущности творчества, формировать интерес к художественному наследию. В процессе обучения декоративно-прикладному искусству необходимо уделять должное внимание формированию художественно-творческих потребностей учащихся детской художественной школы и возникающей в этой связи необходимости поиска наиболее эффективных способов обучения и форм организации занятий по декоративному искусству, в частности художественной росписью, способствующих формированию этих потребностей. Искусство обладает благоприятными возможностями для раскрытия творческого потенциала человека, именно в этой области субъект может наиболее эффективно и полностью реализовать свое стремление к творчеству — это установлено многочисленными исследованиями в области педагогики и художественного образования. Художественное творчество необходимо рассматривать как движущий фактор формирования и развития личностных качеств - на это педагогу необходимо обратить особое внимание.

Формирование потребности в художественном творчестве, стимулирует художественно-творческую деятельность учеников, что в конечном итоге оказывает влияние на формирование творческих способностей, способствует развитию специальных навыков учащихся. Потребность к художественному выражению взаимосвязана с творческой потребностью в познании.

В современных условиях воспитание у учащихся художественно-творческой активности, развитие познавательного интереса выдвинуто на первое место среди многочисленных задач эстетического воспитания.

Разнообразные виды художественно-творческой деятельности имеют неоценимое значение в формировании личности ребенка, и в первую очередь - это изобразительная деятельность - один из самых интересных видов работы для детей. Она имеет большое значение для развития памяти, восприятия, мышления, умственного воспитания детей.

Развитие познавательного интереса предполагает воспитание особых качеств учеников, как творческого лица, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности. Благодаря этому ребенок сможет понимать и создавать художественный образ и выражать свое отношение к искусству.

Как и окружающий нас мир, интерес человека многообразен, и всегда имеет определенную направленность. Предпосылкою обучения, и его результатом являются интересы. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Одной из важнейших задач педагогической работы является формирование полноценных интересов, так как они служат средством, которым учитель пользуется, чтобы процесс преподавания сделать более эффективным.

И в интеллектуальном развитии познавательный интерес играет важную роль, так как он очень важен в развитии творческих качеств личности, а для этого необходимо развивать навыки и умения. Интерес является ценнейшим мотивом учебной/творческой и т.д. деятельности учеников.

Познавательный интерес тесным образом связан с другими категориями и качествами личности: фантазией, способностями, воображением, творческим мышлением и активностью - это неразрывное единство определенных свойств и качеств личности, которые только во взаимосвязи влияют на развитие и формирование гармоничной, творческой личности, ее эстетическое воспитание и художественное образование, где интерес имеет первостепенное значение.

От подготовки педагога к занятиям зависят и знания учащихся. Если учитель владеет хорошими знаниями по теории и истории вопроса, ему не трудно будет творчески применять их на практике, а значит, процесс обучения будет интересным и содержательным.

Методическая система формирования познавательного интереса учащихся ДХШ

Проведя анализ современного состояния учебной деятельности, а так же обеспечение ее специальной и методической литературой, мы пришли к выводу, что в практической деятельности преподавателя ДХШ встречаются определенные трудности: дефицит новых программ и методических разработок, недостаточное количество современных учебных пособий по декоративной росписи.

Методическая система была нами разработана для формирования познавательного интереса учащихся детских художественных школ на занятиях декоративной росписью.

Для успешной работы нашей методической системы, она должна включать в себя:

цели и задачи обучения;

содержание обучения (упражнения по декоративной росписи);

формы, методы, принципы и методические приемы, направленные на формирование познавательного интереса учащихся;

технические средства обучения, наглядные пособия, обеспечивающие развитие творческих способностей, а так же формирование познавательного интереса школьников.

Учитель декоративно-прикладного искусства детской художественной школы должен строить занятия таким образом, чтобы научить школьников видеть многообразие формы и цвета, ценить красоту окружающей нас природы. Педагогический процесс должен быть направлен на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру, и умение выражать свое отношение художественными средствами.

«Влияние на восприятие красоты и целесообразности в многочисленных предметах декоративно-прикладного искусства, - пишет ТЛ.Шпикалова, -связано с синтетической природой прикладного искусства. Художественные вещи не живут отдельно друг от друга, только в определенном комплексе они способны удовлетворять практические потребности человека. Синтез вещей в интерьере вызван самой тесной связью искусства с жизнью» (213, 98).

В условиях учебного процесса необходимо развивать эстетические чувства учащихся, повышать их художественную культуру.

Учеников необходимо приобщить к наблюдению за окружающей действительностью, развить умение видеть жизнь глазами художника, то есть развить важнейшие для художественного творчества способности -цель занятий декоративно-прикладного искусства.

Основные задачи занятий по декоративно-прикладному искусству в детской художественной школе - формирование внимательности к окружающей действительности, наблюдательности и первичное освоение художественных материалов, развитие познавательного интереса.

Формирование знаний, умений и навыков художественной деятельности происходит не только в процессе практической деятельности, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения работ школьников.

Педагогические процессы в своей основе, как единство творчества и ремесла, обучения и воспитания, имеют дидактические принципы. Нам необходимо рассмотреть эти принципы применительно к художественному образованию в области изобразительного искусства. Первый из них определяет направленность педагогического процесса: 1) на обучение основам изобразительным грамотам и на 2) формирование потребности в искусстве, способности общения с ним, и благодаря этому, на создание необходимых предпосылок осуществления искусством своей воспитательной функции. Значение второй функции должно быть усилено, так как искусство занимает особое место в эстетическом воспитании.

Преподаватель на занятиях декоративно-прикладным искусством в детской художественной школе должен суметь вызвать у учащихся интерес к декоративному искусству и способность понять и полюбить это искусство, привить увлеченность предметом.

Второй дидактический принцип представляет собой единство ремесла и творчества в ходе занятий изобразительным искусством.

На занятиях декоративно-прикладным искусством, ученики овладевают опытом, накопленным многими поколениями народных мастеров. С позиции дидактики, процесс преподавания декоративно-прикладного искусства представляет собой целенаправленный, организационный процесс по овладению знаниями, умениями и навыками о народном, декоративно-прикладном искусстве.

Похожие диссертации на Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству