Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе Попков Александр Дмитриевич

Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе
<
Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попков Александр Дмитриевич. Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Попков Александр Дмитриевич; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2009.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/2103

Введение к работе

Современная система общего и профессионального музыкального образования определяет музыкальное искусство как полифункциональное явление, которое обладает огромным потенциалом в духовном становлении и развитии личности. Благодаря своей специфической природе, музыка не только включается в процесс человеческого общения, но и является незаменимым средством, с помощью которого организуются межличностные контакты участников художественной коммуникации.

Профессиональная деятельность дирижера-хормейстера является одним из видов художественной коммуникации, предполагающей творческое общение с музыкой и с участниками хорового коллектива. Изучение работ ведущих педагогов-дирижеров (Г. Л. Ержемс-кий, С. А. Казачков, Н. А. Малью, И. А. Мусин, К. А. Ольхов, К. К. Пигров и др.) показывает, что успех данного вида музыкально-исполнительской деятельности во многом зависит от наличия у дирижера навыков управления и его коммуникативной оснащенности. Специфическое содержание работы дирижера-хормейстера заключается в широком применении различных коммуникативных связей: дирижер - хоровое произведение; дирижер - коллектив; дирижер -певец; дирижер - слушатель.

В связи с этим на первый план профессиональной подготовки дирижера-хормейстера в вузе выдвигается задача по формированию его коммуникативной компетентности как важной составной части целостной профессиональной компетентности.

К сожалению, как показывают специально проведенные нами наблюдения, именно в обозначенном аспекте профессиональной подготовки будущие дирижеры-хормейстеры нередко испытывают затруднения, основными причинами которых, как мы установили, являются:

- недостаточно полное и глубокое понимание будущими спе
циалистами сущности и значимости художественно-коммуникативно
го аспекта профессиональной деятельности;

отсутствие у многих из них специальных знаний об особенностях художественно-исполнительского общения с хором;

слабое владение коммуникативными умениями и способами, позволяющими оптимально выстраивать и реализовывать взаимоотношения с хоровым коллективом и с произведениями музыкального искусства.

За последнее время появились работы, в которых так или иначе освещаются различные аспекты подготовки дирижера-хормейстера к профессиональной, в том числе - художественно-коммуникативной деятельности (В. Л Живов, Л. Г. Лезина, Т. В. Петрова, М. И. Тук-мачева, А. П. Хмелева и др.), однако целостного, научно обоснованного решения проблема формирования коммуникативной компетентности специалиста данной квалификации еще не имеет.

Это обстоятельство позволяет говорить о наличии противоречия между признанием особой роли коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке дирижера-хормейстера и отсутствием необходимых для этого научно обоснованных педагогических условий и средств ее формирования. Данное противоречие обусловливает выбор темы настоящего исследования и его актуальность.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В осмыслении теоретических аспектов обозначенной проблемы важное значение для нас имели работы по философии, культурологии, социологии, психологии и педагогике, в которых изучаются важнейшие для нашего исследования категории - «общение», «коммуникация», «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность» (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Л. П. Буева, М. С. Каган, В. А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. Ясперс и др.).

Общепедагогическая концепция понимания общения как особого вида деятельности, оказывающего духовно-преобразовательное воздействие на личность субъектов учебно-воспитательного процесса, освещена в работах Д. А. Леонтьева, А. В. Мудрика и др.

Особый интерес по изучаемой проблеме представляют работы в области философии и теории музыки о взаимосвязи содержательной и коммуникативной функций музыкального искусства, о закономерностях и средствах его художественного воздействия (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, А. Н. Сохор, В. Н. Холопова и др.); работы по психологии музыкально-исполнительского творчества, где освещены особенности общения музыканта-исполнителя со слушателями и друг с другом, в частности, специфика взаимодействия дирижера-хормейстера с хоровым коллективом на основе сотрудничества в процессе анализа, разучивания и исполнения произведений (М. Г. Арановский, Л. Л. Бочкарев, Г. А. Дмитревский, Г. Л. Ержемский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, М. И. Тукмачева, Г. М. Цыпин и др.).

Вопросы совершенствования художественно-коммуникативных качеств личности и профессиональной деятельности дирижера рассматриваются в работах, посвященных дирижерскому искусству как профессии (Л. М. Гинзбург, А. А. Егоров, В. Н. Минин, Б. Э. Хай-кин и др.).

Цель исследования заключается в разработке научно-теоретических и методических основ формирования коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в период его профессионального обучения в вузе.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в системе высшего профессионального образования, а его предметом - совокупность художественно-педагогических принципов и методов его организации, обеспечивающих эффективное формирование у будущего дирижера-хормейстера профессионально ориентированной коммуникативной компетентности.

Задачи исследования:

  1. Уточнить сущность и структуру коммуникативной компетентности в соответствии со спецификой профессиональной деятельности дирижера-хормейстера.

  2. Определить показатели и критерии сформированности коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера.

  3. Разработать научно-теоретические и методические основы формирования коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в период его вузовского профессионального обучения.

  4. Выработать рекомендации по формированию у будущего дирижера-хормейстера коммуникативной компетентности как важного качества его личности и профессиональной деятельности.

  5. Внедрить разработанные в диссертации художественно-педагогические принципы и методы формирования коммуникативной компетентности будущего дирижера-хормейстера в практику вузовского обучения и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

В исследовании выдвигается гипотеза о том, что успешность и эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности будущего дирижера-хормейстера в вузе обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:

- опорой всех содержательных и процессуальных сторон данного вида деятельности на коммуникативную природу музыки и музыкально-исполнительской деятельности;

посредством включения в содержание подготовки будущего дирижера-хормейстера знаний и представлений о сущности профессионально ориентированной коммуникативной компетентности;

путем использования специальных художественно-педагогических принципов и методов, способствующих выработке у будущих специалистов оптимальных способов взаимодействия с хоровым коллективом и произведениями музыкального искусства.

Методологической основой исследования являются: системно-целостный подход к пониманию общения как вида человеческой жизнедеятельности (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Б. Добрович, С. Л. Рубинштейн и др.); исследования в области искусствоведения, теории музыки и музыкальной психологии о взаимодействии человека с искусством, музыкой (Б. В. Асафьев, Л. Л. Бочкарев, Л. С. Выготский, Е. В. Назайкинский, С. X. Раппопорт, Б. М. Теплов и др.).

Теоретической основой исследования явились: философские (М. С. Каган, Н. И. Киященко и др.), психологические (А. А. Бо-далев, А. Н. Леонтьев и др.) и педагогические (В. А. Кан-Калик, В. А. Сластенин и др.) трактовки понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетентность»; концептуальные идеи и положения теории музыки о коммуникативной природе музыкально-исполнительской деятельности (В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов, Г. М. Цыпин и др.); теоретические и методические работы в области педагогики и психологии музыкального (в том числе профессионального) образования (Л. В. Горюнова, Л. Л. Надирова, В. Г. Раж-ников и др.), раскрывающие сущность, роль и специфику общения в музыкально-образовательном процессе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ литературы по философии, психологии, теории музыки, музыкальной психологии, теории и практике музыкального исполнительства, педагогике обще-то и музыкального образования; эмпирические - анализ учебных планов и программ по дисциплине «Хоровое дирижирование», педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Исследование проводилось с 2002 по 2009 гг. и включало в себя следующие этапы:

Первый этап (2002 - 2003 гг.) был связан с изучением состояния избранной проблемы в теории и практике высшего профессионального образования дирижера-хормейстера, с определением темы,

цели и задач исследования, его объекта и предмета, с выдвижением рабочей гипотезы, подлежащей научному и экспериментальному обоснованию.

Второй этап (2003 - 2006 гг.) предусматривал разработку и опытно-экспериментальную проверку разработанных в диссертации концептуальных положений и методических рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности будущего дирижера-хормейстера в процессе его профессиональной подготовки в вузе.

Третий этап (2006 - 2009 гг.) включал в себя выявление, анализ и оформление полученных в ходе теоретического и опытно-экспериментального исследования результатов, их внедрение в практику профессионального образования.

Научная новизна исследования заключается: в научном обосновании коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера как важного интегративного качества его личности и профессиональной деятельности; в определении структурных компонентов данного феномена; в разработке критериев выявления уровней проявления коммуникативной компетентности будущими специалистами; в научном и опытно-экспериментальном обосновании теоретико-методических основ эффективной организации процесса формирования исследуемого феномена у будущих дирижеров-хормейстеров.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания о сущности и роли коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера дополняют и расширяют научный базис педагогики профессионального образования, создают основу для проведения в данной области исследований по проблемам совершенствования профессионального мастерства будущего дирижера-хормейстера в период его обучения в вузе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе его проведения результаты позволяют усилить профессиональную направленность вузовской подготовки будущего дирижера-хормейстера, актуализировать и обогатить его художественно-коммуникативный опыт, позволяющий ему выстраивать взаимодействие с хоровым коллективом и самой музыкой в соответствии со спецификой данного искусства и музыкально-исполнительской деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: соответствующей его цели и задачам методологической и теоретической базой, включающей в себя фундаментальные научные разработки в области философии, социологии, искус-

ство ведения, теории музыки, музыкальной психологии, педагогики общего и музыкального образования; применением исследовательских методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; анализом качественных и количественных результатов опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных результатов. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Коммуникативная компетентность является важным интегра-тивным качеством личности и профессиональной деятельности дирижера-хормейстера, обусловливающим продуктивность решения им профессионально-значимых задач в процессе общения с музыкой и с хоровым коллективом. В содержательном плане этот феномен представляет собой сложный сплав общих и специальных качеств личности, знаний и умений специалиста, на основе которых его взаимодействие с хоровым коллективом и музыкой обретает духовно-ценностный, творческий характер.

  2. Структуру профессионально ориентированной коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера составляют следующие взаимосвязанные между собой компоненты:

мотивационно-регулятивный, содержание которого складывается из мотивационных установок дирижера-хормейстера, свидетельствующих о его стремлении достичь в общении с музыкой и с участниками хорового коллектива духовно-ценностных, творческих отношений;

содержательный, включающий в себя знания о сущности и специфике организации художественно-исполнительского общения, о способах решения возникающих в ходе его осуществления профессиональных задач;

операциональный, заключающий в своем содержании художественно-исполнительские способы и приемы коммуникативного взаимодействия с музыкой и с участниками хорового коллектива.

3. Эффективность процесса формирования коммуникативной
компетентности будущего дирижера-хормейстера обусловливается
созданием соответствующих педагогических условий, в число кото
рых входит:

опора данного процесса на коммуникативную природу музыки и музыкально-исполнительской деятельности;

осознание сущности и функций коммуникативной компетентности как важного профессионального качества личности и деятельности дирижера-хормейстера;

- использование в организации исследуемого процесса совокупности художественно-педагогических принципов (учета специфики профессиональной деятельности дирижера-хормейстера; контексту-альности в организации музыкально-исполнительского общения; индивидуально-творческой направленности) и методов (анализа и интерпретации художественно-коммуникативных приемов в музыкальном произведении; создания ситуаций эстетического переживания; художественно-коммуникативного диалога).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научного поиска по следующим направлениям: в ходе проведения автором диссертации занятий со студентами по дисциплине «Хоровое дирижирование» и в ходе проведения спецкурса «Коммуникативная компетентность дирижера-хормейстера» на базе консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств, в содержание и организацию которых вносились изменения, обусловленные выдвинутыми в диссертации целью и задачами; при обсуждении результатов диссертационного исследования на совместном заседании кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования и кафедры педагогики и психологии КГУКИ; через выступления с докладами на различных по уровню научно-практических конференциях, путем публикации материалов по теме диссертации.

Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Похожие диссертации на Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе