Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству Жуков Сергей Валентинович

Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству
<
Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жуков Сергей Валентинович. Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 203 c. РГБ ОД, 61:99-13/1304-1

Введение к работе

Актуадьность тами. Б настоящее время демократизация и гуманитаризация современной школи предполагают значительное усиление художественно-эстетического потенциала учебных пред-матов и, прежде всего, предметов гуманитарно-о с-готического цикла. Сказанное определяется тем, что в условиях коренной перестройки всего навага общества требуются люди неординарные, творчески мыслящие, активнім, с развитым комплексом эмоционально-чувственного и ценностного отношения к явлениям и событиям окружившего мира, способные осуществить социально-экономические преобразования.

Изучение различных видов искусств, занятия искусством, художественной деятельностью во многом способствуют решению общего психического, творческого развития личности школьника, развитию его способностей и индивидуальности и, конечно, формированию эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных школьников предполагают развитие у чих чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусств, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, что особенно важно в условиях необходимости возрождения национальной культуры народов России и, прежде всего, русской культуры. В решения этих задач особую роль играют такие учебные предметы, как литература, музыка, изобразительное искусство, несущие в себе неисчерпаемые возможности художественно-образного и гшоциокально-эстетичеекого постижения и от ображання действительности.

И, как совершенно правильно подчеркивается в решении Коллегия Министерства образования Российской Федерации 0 развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях" U4 мая U.& г.), ситуация переходного развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования школьников в Российской Федерации.

Ієн более, что в последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии школы с углубленным обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству, более эффективного эстетического воспитания и художественного образования школьников.

История отечественной школы свидетельствует - со второй половины ЛІД века в России проблемам художественного образования школьной молодежи уделяется все больше и больше внимания. Достаточно сказать, что только с середины прошлого века и до начала XX века в России были изданы многие десятки учебной и методической литератур») по иаобреэительному искусству, в составлении которых принимали активное участие известные русские художники (Л.Н.Крамской, 11.11.Чистяков, И.іі.Репин и др.).

Но особое внимание уделяется проблемам эстетического воспитания и художественного образования школьной молодежи после Октябрьской революции ІУІ7 года. В первых же документах о народном образовании после революции неоднократно указывается

- 7 -на необходимость насыщения эстетическим содержанием всех сторон воспитания и обучения школьников, систематического разви тил эстетических чувств и творческих способностей, что является непременным условием как для наслаждения красотой, тая и для "преобразования действительности в соответствии со сформированными представлениями о красоте, поскольку именно развитое эстетическое чувство является предпосылкой для представлений о мире как о целесообразном совершенстве.

С самого начала деятельности Народного Комиссариата по просвещению в организации и постановке эстетического воспитания детей принимали горячее участие Н. К. Крупская» П.Н.Захтин, Г. П. Бяонекий, Ю. Войди, Г. 0. Рошаль, Н.Н.Сац, С.Т.Шацкий, Н.С.іІІер и многие другие. Плакировалось открыть специальные театры, клубы, организовывать концерты литературные утренники, детские художественные выставки. В то время было провозглашено, что школа должна быть не только "научной и трудовой, ко и эстетической".

И этот лозунг совершенно справедлив. Искусство, моделируя мир, дает возможность выявить различные соотношения и взаимосвязи этого мира, что стимулирует творческие способности личности. Чувственная природа искусства усиливает мировоззренческое воадействие на личность, превращает искусство в сильнейшее воспитательное средство.

Но следует заметить, что многое задуманное, провозглашенное осталось на бумаге, по ряду причин не могло быть реализованным. И в каша время ряд обвмиааестквк факторов отрицательно сказывается на постановке эстетического воспитания школьников.

З то ж время, в школьной практике накоплен значительный опит эстетического воспитания и художественного образования школьников, имеется ряд исследований, научных разработок по проблеме эстетического воспитания irолъкихов. Боямюй вклад в современную теорию и практкук эстетического воспитания и художественного образования шкояымхов и студентов снесли известные педагоги-новаторы: СЛ . Шацкий и Ь.А.Сухомжинокип. Научная разработка этой проблемы находит свое место в трудах таких учених как А.Д.Алёхин, С.Д.Аничкин, 0.А.Апраксина, Д.Г.Арчажнихоаа, А.А.Налаян, Л.С.Ьмготекий, С.& Игнатьев, м В.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Т.СКомарова, .И.Куомшкмна, В. С.Кузин, В.К.Дебедко, Т.ііихачйв, И. Н.Ростовцев, А.А.Унхов-ский, А.С.Хворостов, I;.В,Шаров, В.Н.Шацкая, Х.Н.Шгшхадова, ІІ. В. Шорохов и др.

Значительный вклад в раскрытие философских, психологических, искусствоведческих аспектов эстетического воспитания молодежи освещаются в работах А.И.Бурова, Л.С.Выготского, К.И.Игнатьева, В.Г.Лукьянова, У.Ф.Овсянникова, И.А.,дадарьлн, Б.К.Скатериикоаа, Л.Н.Стодоякча, Ю.У.&охт-оабушкнна, ІІ.І.Ш-дамева, U. М.Якобсона, &. Г.Яковлева.

Выполнен ряд кандидатских диссертация, а которых в той или иной степени рассматриваются вопросы формирования эстетических чувств у дошкольников и школьников, у студенческой молодежи. ч го диссертадаоиные исследования Алавидэе О.)., Горбенко С.С, Калаитаровой СИ., Козыревой СП., Сокояьни новой Н.И., Гагмльцевой И.Г., Урусовой Ь.Я. и др.

Особого внимания заслуживает докторская диссертация С.А.Аничкина, Г.П.Шевченко и кандидатская диссартация Г.И. Ивановой2 Анализ педагогической практики таки покалывает, что в результате творческих поисков учителей изобразительного искусства, применения ими методических новинок, мы имеем материалы» подтверждайте значение использования эстетических воздействий

Шевченко Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. Киев, 1- Ьи; Иванова Т.Н. иедегсгячесяое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процесс обучения интегрированному курсу искусств (ишобрааительному искусству, литературе, музик ). И., VJJb.

произведений искусств (картина, иллюстрация, декоративная вещь, детская книга, песня, музика) в формировании вететиае-ских чувств детей, в повышении уровня оОяевосоитатеяьной ре-бот, в развитии культури поведения школьников, на формирование его внутреннего мире, личности в целом.

Таким обравом можно сдавать вывод о том, что отечеетвеи-ними ученими, педагогами, методистами исследован и разработан ряд вопросов взаимодействия эстетических и нравственных чувств детей, освежен процесс возникновения эстетических чувств у ребенка, выявлена роль эстетических чувств а обеим раввитяи детей (значительный вклад в разработку этих вопросов внески психологи Д.С.Ьмготский, СД.І Зииатейн, Б.М.Теплое, 1ь.И. Игнатьев, IUМ.Якобсон и др.), выделено и подчеркнуто важное значение искусства в процессе восшггемия эстетических чувств у учащихся, развития у них творческого отномения к дейетви-тевьности.

Вместе с тем, при всем, казалось бы, понимании важности и необходимости развития эстетических чувств у ШКОЛЬНИКОВ, ЭТО требование часто остается в педагогической литературе на декларативном уровне, не находит должного воплоненил в теории и практике эстетического ВОСПИТАНИЯ педреетекемго поколения.

В результате до настояешго времени не реешим виогие вопросы, проблемы формирования эстетических чувств у школьников. а частности, не раскрытм особенности их формирования на каждой возрастном этапе, исходя на психолого-педагогических возможностей каждого возраста, не иэучени закономерности амоцдо-недьно-«стетичеекого откоаеиия школьников к предметам и явлениям действительности в каждом конкретном случае Не всегда

эстетические чувства выдядлется а качестве самостоятельной ядиииф эстетического ооанаиня АЛЧНОСТИ, что воооав ставят под оомнаяяв необходимость ях развития.

Лмлж - недостаточно разработаны особенности воздействия различных вядоа искусств кал отдельно, так я в комплексе при воспитания эстотячвскях чувств у детей, в зависимости от ях возрастной группы.

Пректячески на рассматривается а педагогической литературе взаимосвязь двух вахиайямх проявлений личности ребенка -аго эстетических чувств я аго творческих устремляли, то есть на выделена мотявирувавя роя» эстетических чувств Слабо обооаям я осаеяят передовой педагогический опнт по формированию эстетических чувств у «жольников, па разработаны методические рекомендации по художественному образовали» уча-нихся с учетом развития эстетических чувств, психолого-пада-гогячаскяа маханиаин воеприятия яяи произведения изобразительного и народного декора плжо-чірякладного искусства, архитектур .

Бса сказанное свидетельствует об актуальности темы каоего диссертационного яосдадованяя. Оно посвявито восполнению указанного пробела я педагогической пеуне, в теории и методике обучения изобразительному искусству.

Проявив исследовании! раскрытие специфики, психологе— падагогячасяях основ развятяя эстетических чувств у учащихся 1-о классов срадствамя искусства л на моя основе научно-теоретическое обоснование я вксперивииетадьиая проверяя эффективной оксоариментаїьиоя иатодякя формирования эстетических чувств

у учащихся I-o классов в процессе обучения изобразительному искусству (на уроках рисования с натуры, на темі и иллюстрирования, декоративной работы и бесед об изобразительном искусства я красота вокруг нас), 

Цель исследования: повивиимо эффективности эстетического воспитания и художественного образования учащихся 1-е классов, усиленна эффективности развивающих функций уроков изобразительного искусства.

Объект исследования: процесс формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов средствами изобразительного искусства,

Рредмет исследования: методика (педагогические пути, метод» и средстваJ формирования эстетических чувств у учащихся 1-Ь классов а процессе обучения изобразительному искусству (на уроках рисования с натуры, на тамн и иллюстрирования, декоративной работ и бесед об изобразительном искусства и красоте вокруг нас).

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что разработка научно-оСосноіанной эффективной методики формирования эстетических чувств у учащихся i-Ь классов в процессе обучения изобразительному искусству возможна при условиях: научання истории проблеми формирования эстетических чувств у школьников; виявлення места и роли эстетических чувств в система эстетического развития и художественного образования кольни ков; рас критик психолого-оадагогических основ формирования эстетических чувств у мкольников средствами иокуоства; раскрытия специфики формирования эстетических чувств у учащихся 2-6 классов на уроках изобразительного иокуоства в

-зависимости от конкретного вида учебно-творческой работа; разработки методических путей, методов и средств формирования эстетических чувств у учащихся 1-0 классов на уроках рисования е натуры (рисунок, живопись), на темы и иллюстрирования, декоративной работ, бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас; определении межпредметнмх связей уроков изобразительного искусства как важнейшего условия и педагогического приема эффективного формирования эстетических чувств у школьников.

Б соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования, перед исследованием были поставлены следуете задачи:

I Изучить историю проблемы формирования эстетических чувств у школьников.

• Выявить место и роль эстетических чувств в системе эстетического развития и художественного образования школьников»

3. Раскрыть специфику, психолого-педагогические основы формирования эстетических чувств у учащихся 1-е классов в процессе обучения изобразительному искусству.

4. Разработать эффективную методику (методические пути, методы и средства) формирования эстетических чувств у учащихся 1 -о классов на уроках изобразительного искусства - на уроках рисования с натуры (рисунок, живопись), на темы и иллюстрирования, декоративной работы, бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас,

5. Определить межпредметные связи уроков изобразительного искусства как важнейшего условия и педагогического приема

эффективного формирования эстетических чувств у школьников.

методологическую основу исследования составляют: философское положение о всестороннем и гармонической развитии личности; положения отечественной психологии и эстетики, трактую-щие эстетические чувства как специфическую форму отражения действительности; положения психологии и педагогики о необходимости учета в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогических особенностей возраста учащихся; научно-теоретические основы педагогики в области эстетического воспитания и художественного образования школьников методики обучения изобразительному искусству.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования:

- теоретический анализ философской, социологической, педагогической, методической, психологической и искусствоведческой литературы;

- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки искусства;

- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

- беседы, анкетирование и интервьюирование;

- псяхологс едагогический развивающий эксперимент;

- изучение продуктов деятельности школьников (рисунков, художественных поделок, сочинений, рассказов по репродукциям и т.п.).

Опытно-окспериментальная работа проводилась в школе с углубленным изучением изобразительного искусства » Пбь Северо-Восточного административного округа г.Москвы,

Исследование проводилось а два этапа с IJJ3 ПО IJJH ГГ.

На первом этапа (ГЛ 3-1Л)4 ГГ.) осуществлялся систематический аиажиз отачастванной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с цели изучения истории проблемы исследования» с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, адаптированных к конкретным условиям опитно-экспвримен-таяьной работы в школе » ІІШ г.Москвы.

Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, инструктивные материалы продолжился и на втором этапе (1л&-1 .& гг.), логически завершившись разработкой экспериментального содержания программы обучения изобразительному искусству в Ь-7 классах; методики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств эстетического воспитания и развития школьников средствами изобразительного искусства Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения в экспериментальных 1-е классах по рисунку, живописи, тематическому и декоративному рисованию, в процессе бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг кас с установкой на эффективное формирование эстетических чувств у школьников, на успешное их художественно-эстетическое развитие в целом по разработанным диссертанток методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением в параллельных классах (контрольные классы).

Сравнивались педагогические пути, метода и средства, применяемые экспериментальных и контрольных массах. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных мето

дическях рекомендаций» поурочных разработок и специальной системи оригинальных учебно-методических пособий, с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на теми культуры и искусства.

Регулярно проводились экскурсии к памятникам старины и культури, а художественные музеи (Государственная Третьяков-скал гад «рея, Музой изобразительных искусств имени А.С.Цуаь-кхна и др.), на выставки, организовывались лекции, доклады о творчестве известных художников, вечера искусств и культуры, выставки детских рисунков и художествен иге поделок.

В результате систематических анкетирований, проведения контрольних занятий по рисунку, живописи, декоративному и тематическому рисованию, написания докладов и рефератов, выполнения художественно-творческих сочинений, анализа детских рисунков и поделок на художественных выставках засолыгиков сравнивались результаты экспериментального обучения изобразительному ИСКУССТВУ И результати ТрвДИОИОННОГО Обучения ИЗО"

бразительному искусству.

Ярячам в экспериментальиых классах ffcпользовалась экспериментальная методика проведения уроков изобразительного искусстве, направленная на активное формирование не только эстетических чувств, но и на раавитие эстетического вкуса и художественных интересов, потребностей» на развитие эстетического восприятия, составляодих структурную основу и одновременно необходимые усковия успешного художественно- стетичес-кого развития и непосредственно связенних с развитием и формированием змоционтльно-чувственного отновдияш к действительности.

В контрольное массах на применялась экспериментальная методика, на использовались экспериментальные методические разработки учебных занятий, и» демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, отрывочно, бессистемно использовались проблейте ситуации, задания и вопросы, технические средства. Редко организовывались экскурсии в художественные музеи и художественные выставочные залы, к памятникам архитектуры и старины, іо есть, методика обучения и воспитания в контрольных классах, в отличие от методики в экспериментальных массах, была обычной, наблюдаемой в вмрокой педагогической практике.

Б конце -эксперимента проводились итоговые, сравнительные эаняткл, обобщались результаты опнтно-«кспвржментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

Ка защиту выносятся следующие положения:

I. Исходя из задач и требований учебных государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, государственных образовательных стандартов образовательной области "Искусство эффективное формирование эстетических чувств у учащихся 1-Ь классов а процессе обучения рисунку живописи, тематичаокому и декоративному рисованию является важнейшей, приоритетной задачей. Особенно это актуально в условиях гуманизация и гуманитаризации образования, возрождения культуры и искусства народов России.

Формирование эстетических чувств у акодьнхков, их худо-жествекко-остетическое развитие в целом может наиболее успешно осуществляться посредством комплексного воздействия искусств изобразительного искусства, музыки, литературы), позволявшего наиболее реально обеспечит» разносторонний я вместо с тем дифференцированный, змоішоиально-окреяенннй, личностный подход к эстетическому освоению действительности, к тому иди иному явлению искусства культури, художественно-творческой деятельности.

3. Художественно-эстетическое развитие школьников, вклю чая эстетическую восприимчивость и реакциюt предполагает усво ение ряда художественно-эстетических понятий, знаний, предста влений, умений и каюков, которые в дальнейшем должны расши ряться и углубляться.

4 Наряду с усвоением изобразительных знаний, понятий, представлений к навыков, художественно-эстетическое развитие, в том числе и формирование эстетических чувств, предполагает одновременное использование полученных знаний, умений и навы ков как в процессе самостоятельного анализа художественных про изведения, так и в собственном творчестве, в повседневной жиз ни. Го есть полученные изобразительные знания, умения и на выки могут и должны стать действенным инструментом эмоциональ но-чувственного освоения действительности и развития творчес кого потенциала личности школьника.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: проанализирована история проблемы формирования эстетических чувств у школьников в процессе обучения изобразительному искусству; выявлены место и роль (эстетических чувств в системе эстетического развития и художественного образования школьников; раскрыты психояого-оедагоги-ческие основы формирования эстетических чувств у ШКОЛЬНИКОВ 

а процесса обучают изобразительному искусетву; определена специфика формировался эстетических чувств у учащихся Х-с классов на уроках изобразительного искусства в зависимости от конкретного вида учеоно-творческой работм.

Практическая значимость исследования аахжючается: в разработка эффективной методики (педагогические пути, методы и средства) формирования эстетических чувств у учащихся Х-с классов на уроках изобразительного искусства - на уроках рисования с натуры (рисунок, живопись), на темы и иллюстрирования, декоративной работы, бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас; в определении иехпредыетных свивай уроков изобразительного искусства как важнейшего условия и педагогического приема эффективного формирования эстетических чувств у школьников; в создания комплекса наглядных учебно-методических пособий - таблиц к урокам изобразительного искусства.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предметам искусства для общеобразовательных учреждений, включая шкоды и классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического ЦИКЛ . при создании новых поколений учебно-методических пособий для школьников, в курсах лекция по педагогике в педагогических институтах и университетах, училищ л и колледжах, в институтах усовершенствования учителей.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работм обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опмтно-експерниентальной

-работы, использованием соарвмвіовис достижений педагогической наука, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практика эстетического воспитанна а художественного образования.

Апробация я внедрение результатов исследования осуществлялись а ходе экспериментальной работ в алголе е углубленным изучением изобразительного искусстве ПйВ г.Москвы.

Основные положения я результаты исследования докладывались и полупили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции "Искусство и образование а современных условиях" {17jt г.), на заседаниях отделения культуры и искусства международной Академии наук педагогического образования (LJ;J6-I./Jb гг.), в лаборатории эстетического воспитания я художественного образования Института общего обревовакия министерства облиго я профессионального образования Российской Федерации (І9У4-ІJ96 гг.). Материалы исследования внедрены в школьную практику также в виде опубликованных научных работ диссертанта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В нее вошли также таблицы и рисунки. 

Похожие диссертации на Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству