Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 11
1.1. Психологические особенности формирования деятельной активности личности 11
1.2. Методические аспекты современных педагогических технологи 24
1.3. Народное декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев 52
1.4.Технология карачаево-балкарской вышивки 74
ВЫВОДЫ 94
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДПИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ 97
2.1. Качественные показатели и уровни сформированности интеллектуально творческой активности студентов
2.2. Методика использования проблемных задач для формирования творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий вышивкой карачаевцев и балкарцев 114
2.3. Результаты формирующего эксперимента 132
ВЫВОДЫ 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
Библиография 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 160
- Психологические особенности формирования деятельной активности личности
- Народное декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев
- Качественные показатели и уровни сформированности интеллектуально творческой активности студентов
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность.
Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и в искусстве, использование их в процессе формирования творческой активности приобретает особую актуальность.
В настоящее время изучение традиций, культуры и искусства всех народов Российской Федерации, в том числе культурного наследия и исторического прошлого народов Северного Кавказа вызывает особый интерес. Достаточно весомое место в этом наследии занимает декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев, вышивка как его составная часть. В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки карачаевцев и балкарцев. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства - одна из актуальных задач современного общества.
Народное декоративно-прикладное искусство и в нынешних условиях приумножает свою эстетическую и художественную ценность, неувядаемое очарование и притягательность, способствует воспитанию национального самосознания, гордости за свой народ. Оно - одна из важнейших областей современной культуры, т.к. участвует в создании окружающей среды, в оформлении любого процесса жизнедеятельности человека. Возрождение народных ремесел и народного творчества - путь к изучению истории, культу-
4 ры, образа жизни, эстетических идеалов народа, практическому его освоению и развитию. Будущие учителя изобразительного искусства - выпускники художественно-графического факультета - могут и должны стать хранителями лучших традиций народного декоративно-прикладного искусства, носителями всего прекрасного в нем, пропагандистами его в жизни и искусстве.
Изучением народного декоративно-прикладного искусства, его места и роли в процессе формирования личности занимались СМ. Гаджимуратов, Е.С. Булатова, М.К Даутов, М. А. Ершова, А. М. Кадыров, В. В. Корешков, Е.Н.Студенецкая, Р.Х. Тебуев и др.
Важное значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности, ее творческой активности для данного исследования имели работы А. Д. Алехина, Г.В. Беда, Н. С. Боголюбова, Е. С. Громова, Е. И. Игнатьева, Н. Н. Ростовцева, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, А.П. Яшухина и других.
Вопросы педагогической, общей и возрастной психологии освещены в трудах Н. С. Боголюбова, Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, В.С Кузина, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонте-ва, Р. С. Немова, А. В. Петровского, Л. В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.
Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, это корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура, искусство.
Национальная вышивка карачаевцев и балкарцев является составной частью декоративно-прикладного искусства и рассматривается нами как средство формирования творческой активности студентов.
Исследование формирования творческой активности студентов художественно-графических факультетов актуально в плане необходимости изучения, освоения вышивки, возрождением и сохранением лучших традиций народного творчества, развитием и совершенствованием прикладных ремесел, сохранения лучших традиций народного декоративно-прикладного искусства, возрождение народных ремесел и народного творчества, изучению
5 истории, культуры, образа жизни, эстетических идеалов народа, продуктивности этого процесса с изучением самореализации и формировании личности в труде, познании и общении актуально изучение возможностей, которые представляет для этого сфера вышивки.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, не достаточно исчерпывающих исследований формирования творческой активности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством. В связи с этим, проблема исследования состоит в поиске эффективных способов обучения, форм организации занятий по национальной вышивке, с целью наиболее полной реализации творческой активности студентов художественно - графического факультета.
Целью исследования является научное обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка системы дидактических средств, форм и методов формирования творческой активности студентов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев.
Объектом исследования выступает творческая учебная деятельность студентов художественно-графического факультета.
Предметом исследования является формирование творческой активности студентов в процессе занятий вышивкой национальной карачаевцев и балкарцев.
Гипотеза исследования. Формированию творческой активности студентов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев может быть эффективной, если:
учесть психологических особенности личности и индивидуальных возможностей студентов на занятиях национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев;
формировать творческую активность студентов через технологии проблемной лекции, диспута, занятия-путешествия, технология семинарского занятия, технология личностно-ориентированного урока обучения.
вести неразрывную связь теоретического обучения с конкретной практической деятельностью учащихся;
самостоятельное творческое освоение процесса национальной вышивки, базируемое на национальных традициях.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
на основе анализа психолого-педагогической литературы установить состояние изученности проблемы, раскрыть сущность понятия «творческая активность» и осмыслить понятийно-категориальное поле исследования;
выявить характерные особенности и потенциальные возможности декоративно-прикладного искусства как средства формирования творческой активности студентов на занятия национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев;
определить критерии и уровни сформированности творческой активности студентов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев;
-разработать экспериментальную программу занятий, адаптированную на различные системы обучения;
- разработать, апробировать и исследовать эффективность включения
элементов национальной вышивки карачаевцев и балкарцев в процесс обуче
ния для развития и формирования творческой активности студентов.
Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались различные методы исследования:
изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы по теме данного исследования;
анализ существующих учебных программ для учебных заведений, как основного, так и дополнительного образования;
наблюдение за познавательной и творческой деятельностью студентов на занятиях национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев;
- проведение экспериментальной проверки по предлагаемым формам,
методам и приемам обучения с целью проверки эффективности разработан
ных новаций;
- анализ и проверка полученных результатов.
Научная новизна исследования:
выявлены возможности национальной вышивки как средства формирования творческой активности студентов художественно-графического факультета;
применяется, теоретически обоснованная, научно-разработанная методическая система для формирования творческой активности студентов художественно-графического факультета в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев.
определена образовательная, воспитательная и формирующая роль декоративной деятельности студентов в процессе формирования творческой активности студентов на примере национальной вышивки карачаевцев и балкарцев, ее влияние на формирование их личностных качеств.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
уточнены основные компоненты творческой активности студентов;
разработаны структура, содержание, формы и методы организации занятий по национальной вышивке карачаевцев и балкарцев с учетом психолого-педагогических особенностей студентов;
определены критерии эффективности формирования творческой активности студентов художественно-графического факультета посредством использования национальной вышивки карачаевцев и балкарцев.
Практическая значимость определяется тем, что:
- разработанная программа по курсу «Золотое шитье» может быть ис
пользована как для профессиональной подготовки специалистов данного
профиля, так и для системы дополнительного образования, направленной на
формирование творческой активности личности;
разработаны и внедрены этнорегиональные технологии обучения экспериментально подтвердить эффективность педагогических технологии, проблемного обучения в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев, обеспечивающих создание условий для формирования творческой активности студентов в учебной деятельности.
карачаево-балкарская национальная вышивка адаптирована технически и может быть использована в практической работе студентов художественно-графического факультета.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе 3-5 курсов художественно-графического факультета. Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапе эксперимента было охвачено 120 студентов художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа в период 2000-2004 гг.
На первом этапе исследования (2000-2001 гг.) изучалась специальная литература по национальной вышивке карачаевцев и балкарцев, с точки зрения истории развития, форм существования, технологий вышивки. Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой формулировались вопросы анкет, бесед со студентами, проводилось тестирование.
На втором — опытно-экспериментальном этапе (2002-2003 гг.) основное место занял эксперимент, который проводился на базе 3-5 курсов художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета. В его процессе проверялась гипотеза, выявлялась эффективность использования элементов национальной вышивки карачаевцев и балкарцев в процессе развития и формирования творческой активности студентов художественно-графического факультета.
На третьем, заключительном этапе (2003-2004 гг.) проводился анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, обработка полученных результатов, разрабатывались методические рекомендации по исследуемой проблеме; оформлялись материалы диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций обеспечивается применением комплекса методов адекватных предмету, цели, и задачам исследования; всесторонним изучением проблемы, репрезентативностью выборки; внедрением в практику рекомендации и их положительной оценкой студентами и преподавателями; сочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры методик преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета, а также в материалах всероссийской научно-практической конференции (сентябрь, 2001), «Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы» (- Ростов-на-Дону, 2001), на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов КЧГУ «Алиевские чтения» (- Карачаевск, 2001, 2002 гг.), в содержании программы дисциплины специализации «Золотое шитье» (- Карачаевск - 2002).
Основные положения, выносимые на защиту:
Творческая активность - совокупность возможностей и способностей человека нестандартно решать те или иные задачи теории и практики, включающая в себя природные задатки, состояние здоровья, работоспособность, избирательный интерес к деятельности, увлеченность делом, нестандартность мышления, способность к самосовершенствованию и возникающие в результате взаимодействия этих элементов одаренность, талантливость;
Занятия по карачаево-балкарской вышивке с использованием про-
10 блемных методов обучения и включение в учебный процесс разнообразных видов самостоятельных работ, при соблюдении определенных методических рекомендаций являются эффективным средством формирования творческой активности студентов художественно-графических факультета.
Структура диссертации определялась логикой исследования, поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Общий объем работы составляет 149 страниц машинописного текста, включающего 13 рисунков , 4 таблиц, 7 диаграмм таблиц. Список литературы включает 128 работ отечественных и зарубежных авторов.
Психологические особенности формирования деятельной активности личности
Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. В связи с этим, развитие таких качеств личности, как готовность к продуктивной творческой деятельности, социальная адаптация, способность легко ориентироваться в решении творческих задач, национальное самосознание приобретают особую важность. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе освоения национальной культуры имеет все возрастающую значимость. Всестороннее развитие личности, интеллект, нестандартность мышления, проявление творчества в любой сфере деятельности стали потребностью времени.
Как считают многие исследователи, образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающих формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время находится в России в сложном положении. Необходимо разрешение ряда противоречий между:
- фронтальным способом обучения и индивидуальной формой усвоения (присвоения) знаний;
- - современной формой образования и свободным развитием учащихся, т.е. правом выбора содержания учения и формы обучения, обеспечивающих самодвижение учащихся в учебном и жизненном пространстве;
- - гуманистическими ориентирами на субъектные, личностные факторы учащихся, и прежними системами обучения и оценивания;
- - взглядами на мотивы учения студентов и на позицию педагога в образовательном процессе - традиционным темпом обучения человека и постоянно нарастающей скоростью появления новых знаний.
Ведущей задачей профессиональной подготовки будущих педагогов следует считать формирование и развитие личности учителя, опирающейся на национальные традиции, обладающей высокой духовной культурой, развитым интеллектом и творческой индивидуальностью. Перед педагогикой и психологией встала проблема поиска новых путей, форм и методов обучения, отвечающих поставленной задаче. Необходимость подготовки будущих учителей, проявляющих интеллектуально-творческие способности, вытекает не только из сущности и особенностей совершаемой научно-технической революции, но и самой учительской профессии, творческой по своему характеру. Как в прошлом, так и сейчас на эту особенность указывают многие представители психолого-педагогической науки В.П. Брушлинский [44], Д.И. Фельдштейн [116] , В.А. Сластенин [108] и др.
Необходимо в этой связи отметить, что работа преподавателя вуза особенно сложна, трудна и ответственна с точки зрения требований подготовки студентов в современных условиях. С одной стороны, он должен создавать такие условия требований и подготовки студентов в ходе учебного процесса, которые позволяют студентам включиться в различную по своему характеру и степени сложности творческую деятельность. С другой стороны, усилия преподавания следует направить на системное, конкретное, теоретическое и практическое овладение студентами знаниями и умениями развить творческую деятельность. Хотя следует заметить, эти направления взаимосвязаны.
Данное исследование, решая проблему формирования творческой активности личности, разрабатывая методы и приемы в этом направлении, опирается на ведущие научно-теоретические положения, сформированные педагогикой и психологией в области формирования и развития личности.
Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении и решении проблем ее становления — принцип развития. [116].
В системе психолого-педагогической науки принцип развития выступает и как общенаучный, и как собственно-психологический. Центральное место он занимает в психологии личности уже в силу специфики психолого-педагогических знаний, которые предполагают не просто изучение, а управление процессом формирования личности, становление которой выступает как особый тип развития, имеющий свои тенденции, перспективы развертывания, самоопределения, самореализации. [116]
Личность- это тот человек, который определенным образом относится к окружающему и сознательно устанавливает свое отношение к нему так, что оно проявляется "во всем его существе".
Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности по В.А. Сластенину обнаруживаются "только в деятельности и в отношениях с другими людьми". [106]
Формирование творческой активности - одна из актуальнейших тем социально — педагогических проблем общественного прогресса. Категория «формирования творческой активности личности» непрерывно обогащается и развивается, отражая объективный процесс изменения представлений о качествах личности, оптимально соответствующих конкретному этапу развития общества, политических, моральных, социально-экономических и других взаимоотношений. Для того, чтобы дать определение творческой активности, обратимся к анализу таких понятий, как «активность», «самостоятельность», «познавательная активность», «творчество».
Активность (от лат. activus — деятельный) - деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. [98] Процесс формирования самосознания сложен. Он включает в себя не только образ мышления, но и образ жизни, определенную позицию и ощущение себя среди себе подобных, но и очень важный для нас эмоционально-ценностный компонент: отношение к культуре своего народа, к истории своего народа. Именно этот аспект дает в руки педагога инструмент, позволяющий развивать воображение, историческую память. Только занятия умение накаливать эти знания с определенным отношением к ним формируют эмоциональную сферу, способствуют проникновению в слой своей национальной культуры и в культуру других народов. [125, 7-8]
Самостоятельность в психологии определяется как стержневое качество личности, которое проявляется в процессе выполнения познавательных и практических задач. По мнению С.Л. Рубинштейна «подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступать так, а не иначе» [102, 524].
Наша точка зрения совпадает с мнениями тех исследователей, кто утверждает, что самостоятельность студента не исчерпывается способностью без посторонней помощи выполнять задания. Она включает в себя еще возможности самим, сознательно ставить цели, определять направления своей деятельности. Как цель обучения, самостоятельность означает подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Многие исследователи У.В. Аристова, Б.П. Есипов, В.И. Орлов, И.Я. Лернер, Н.А. Половникова, Т.И. Шамова и др. считают, что самостоятельность и активность человека взаимосвязаны. По мнению И.Я. Лернера [73] «активность является условием самостоятельности, поскольку нельзя быть самостоятельным, не будучи активным». Б.П. Есипов [50] считает понятие активности более широким, чем понятие самостоятельности. «Активность учащихся, - пишут В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.В. Шиянов, - должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний» [107, 181].
Рассматривая активность и самостоятельность как условие и цель изучения, самостоятельность следует за активностью: обращение учащегося за помощью - это уже проявление активности, но еще не самостоятельность. Возможные этапы нарастания самостоятельности: от полного управления педагогом, через дозированную помощь к самоуправлению познавательной деятельностью. Признаком высокого уровня самостоятельности является «самоозадачивание», поисковая деятельность.
Активность в обучении можно определить как «волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность» [87, 34]. Для активного студента свойственно проявление всестороннего, глубокого интереса к знаниям, приложение усилия, напряжение внимания, умственных и физических сил для достижения поставленной цели. Активность как качество личности - это способность и стремление к энергичному выполнению деятельности, [98] т.е. важно не только выполнить самостоятельный поиск нового, основываясь на собственных силах, но и сделать это активно и энергично.
Активность, характеристиками которой являются стремление к учению, умственное напряжение и проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями называют познавательной активностью. Учитывая, что «интеллект - основная форма познания человеком действительности» [98], логично считать понятия «интеллектуальная активность» и «познавательная активность» синонимами. «Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний, взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося» [113]
Народное декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев
Культура - это исторически развивающаяся система материальных и духовных ценностей и норм, результат творческой деятельности человека, направленной на создание и усовершенствование этих ценностей, на удовлетворение потребностей людей. Это не только продукт, но и способ существования общества.
Национальная культура начинается с наследия, накопленного исторически, достигающего до подрастающих поколений от старших, и включает язык, фольклор, национальные песни, танцы, быт, одежду, игры, виды спорта, традиции, обычаи и т.д. «У каждого народа особый уклад и духовно-творческий быт, особая национально выстраданная культура, - отмечает в своих исследованиях крупнейший советский историк искусства М.А.Ильин -... Из духовной одаренности, из сходного душевно-духовного уклада, из единой судьбы, ... из одной веры и из совместной молитвы возникает национальное единство людей».
Народные изобразительные и декоративно-прикладные искусства (в науке распространен как термин народное искусство) тесно связаны с повседневной жизненной практикой народа - бытовой и производственной — и имеют главным образом прикладной характер. Они охватывают всю вещественную сторону человеческого быта - мебель, разнообразную домашнюю утварь, одежду и ткани, ювелирные изделия, оружие и т.д.
Воздействуя на природу, человек познает ее законы, использует их для совершенствования трудовых процессов. Побеждая в труде стихийные силы природы, человек осознает и утверждает себя как ее хозяин, создает материальную и духовную культуру. Созидательный характер труда предполагает создание нового, что требует от человека приложения умственных сил, фантазии и интуиции. Достижение целей в труде вызывает максимальное удовлетворение и наибольшую радость. Труд, связанный с искусством, существенно влияет на развитие способностей человека, развитие творческих задатков и дарований каждой личности, искусство возникло и развивалось как особый род практической деятельности. Занятия этой деятельностью и ее плоды - произведения искусства - дали человеку возможность наслаждаться красотой.
Искусство обладает своими средствами выражения и познания, отличными от средств науки. Если наука отражает жизнь в объективных научных теориях, гипотезах и т.д., то искусство - в художественных образах, т.е. эстетическое отражение действительности, - особенность, присущая всем видам искусства. Значение искусства в том, что оно является путем к познанию жизни и ее преобразованию.
Народное декоративно-прикладное искусство - это искусство, пришедшее из глубины веков, из глубины поколений. Оно сформировалось в народной крестьянской среде и было преимущественно коллективным. В своем развитии народное искусство проходит долгий путь от так называемой домашней промышленности до современных предприятий и коллективов народных художественных промыслов.
Научное изучение художественно-эстетических ценностей народного декоративно-прикладного искусства, использование его художественно-выразительных средств начали разрабатывать А.В. Бакушинский, В.М.Василенко, В.С.Воронов, А.Б.Салтыков и др. Глубокие научно-художественное изучение и познание специфики декоративно прикладного искусства раскрывается в трудах И.Е. Богуславской, Т.М. Разиной, А.К. Чекалова и многих других авторов, внесших значительный вклад в развитие теории о народном искусстве.
Народное декоративное искусство народов Северного Кавказа возникло в далеком прошлом, оно было широко распространено, многие его художественные ремесла дошли до наших дней и находят возможности для своего развития и ныне. В нем выразились художественные вкусы народа, его тяготение к красоте, желание украсить свое жилище, свою одежду, своего коня - его сбрую, наконец, свое оружие. Оно воплощалось в народной песне, загадке и пословице, народном танце, в народных бытовых образах, полных красоты, торжественности и величия, как и окружающая эти народы природа, эта возвышенность и торжественность, эта красота с ее неторопливыми, мелодичными ритмами, с ее сдержанной ценностью отразились в балкарском, и в карачаевском, и в черкесском и т.п. народном искусстве, в декоре его изделий.
Большой интерес представляют сведения по этнографии двух близкородственных тюрко-язычных народов Северного Кавказа - карачаевцев и балкарцев. Связанные между собой общностью происхождения, балкарцы и карачаевцы говорят на одном из тюркских диалектов, близки по характеру культуры, по устоявшимся формам бытового уклада. Разделение между обоими родственными народностями можно провести скорее по географическим признакам, чем по национально-культурным. Глубокое этническое родство и единство традиционной культуры, включая язык, фольклор, позволяет говорить о едином карачаево-балкарском традиционном искусстве и в силу ряда объективных факторов носит преимущественно декоративно-прикладной характер.
Народное декоративно-прикладное искусство Карачая и Балкарии как целостный живой организм может быть представлено только в развитии и переплетении самых различных художественных явлений, как древне 55 кавказских аборигенных, так и проникших из степей Центральной и Средней Азии. В этой историко-этнографической двуприродности, в синтезе автохтонных и степных ирано-тюркских традиций художественной культуры, обогащенной на различных стадиях своего развития как рядом новых формообразований, так и интенсивными культурными связями с населением сопредельных районов Кавказа, и состоит основная сущность традиционной карачаево-балкарской традиционной культуры и, в частности, декоративно-прикладного искусства. Народное искусство всегда было неразрывно связано с жизнью в самых разнообразных ее проявлениях. Праздничное, поэтическое начало, заложенное в его глубинках, стало необходимым, близким и понятным современному поколению. Вот почему творческое освоение богатств народного искусства стало актуальной задачей для профессионального искусства нашего времени и так необходимым духовному миру современного человека.
Качественные показатели и уровни сформированности интеллектуально творческой активности студентов
Педагогическое экспериментальное исследование по проблеме формирования творческой активности студентов художественно-графического факультета в процессе освоения вышивки карачаевцев и балкарцев, проводилось на кафедре декоративно-прикладного искусства, Карачаево-Черкесского государственного университета (г. Карачаевске с 2000 по 2005).
Проблемой формирования творческой активности на занятиях национальной вышивкой автор занимается с 2000 года. В эксперименте принимали участие студенты 3-5 курсов дневного отделения.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. Прежде чем раскрывать содержание каждого этапа эксперимента, автор предлагает рассмотреть методы, которые были использованы во время эксперимента. Выбор методов исследования зависел от его содержания:
- изучить проблемы формирования творческой активности студентов на занятиях декоративно-прикладного искусства вышивкой карачаевцев и балкарцев, педагогических училищах, вузах; анализ и выводы;
- построение научной гипотезы и проверка ее положений на основе фактических данных; При проведении эксперимента были сформулированы следующие задачи:
- выявить заинтересованность студентов занятиями народного декоративно-прикладного искусства;
- построить научную гипотезу и проверить ее положения на основе фактических данных; - определить начальный уровень творческой активности студентов на занятиях в экспериментальном исследовании;
- выявить потребность во введении проблемного обучения на занятиях национальной вышивкой;
- конкретизировать критерии оценки продуктов творческой деятельности по национальной вышивке;
- теоретического обобщения и оформления полученных результатов исследования.
На различных этапах настоящего исследования мы использовали следующие методы:
- изучение и теоретический анализ методической, психолого педагогической, специальной литературы по проблеме исследования;
- анализ современного состояния педагогической практики формирования творческой активности студентов на занятиях декоративно-прикладного искусства (национальной вышивки), ознакомление с программами по декоративно-прикладному искусству общеобразовательных школ, училищ, вузов;
- изучение творчества мастеров художественного вышивки карачаевцев и балкарцев, отбор технологических приемов вышивки, способствующих формированию творческой активности студентов на занятиях национальной вышивкой;
- педагогические наблюдения, беседы, опросы;
- опытно-экспериментальная работа;
- статистические методы обработки полученных данных.
Нами были проведены серии занятий по отдельным видам художественного национальной вышивки, с целью уточнения содержания программы спецкурса «Золотое шитье» определение и уточнение форм и методов формирования творческой активности студентов на занятиях национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Карачаево-Черкесского государственного университета, художественно-графического факультета, г. Карачаевска, участвовало 120 студентов.
В организации и проведении экспериментальных занятий на кафедре декоративно-прикладного искусства принимали участие зав. Кафедрой декоративно-прикладного искусства, доцент Ершова Мария Александровна, ст. преподаватель Чомаева Лариса Муралиновна, ст. преподаватель Текеева На-зифат Исмаиловна. Экспериментальные исследование проводились на занятиях специализации по кафедре декоративно-прикладного искусства, с разрешения администрации.
Выдвинутые задачи потребовали проведения поискового эксперимента. Достоверность его обеспечивалось тем, что занятия в контрольных группах велись в одном и том же объеме изучаемого материала при различии форм и методов.
На первом этапе необходимо было выявить уровень заинтересованности студентов занятиями декоративно- прикладного цикла, а в частности вышивкой карачаевцев и балкарцев. Студентам контрольной и экспериментальной групп предлагалась анкета, которая включала следующие вопросы:
1. Что Вы понимаете под определением "национальная культура"?
2. Что такое национальная вышивка?
3. Имеет ли для Вас значение национальная вышивка?
4. Имеет ли для Вас значение национальная вышивка карачаевцев и балкарцев?
5. Задумываетесь ли Вы над гармонией национальной вышивки в современной одежде?
6. Вы вышиваете?
7. Каким видом вышивки хотелось бы вам заняться?
8. Хотите ли Вы включить в свой стиль одежды элементы национальной вышивки карачаевцев и балкарцев?
9. Какие чувства вы испытываете, когда видите вещи, вышитые народными мастерами?
10. Когда Вам впервые захотелось заняться национальной вышивкой?
11 .Как часто Вы встречаете национальную вышивку в современной одежде?
12. Хотелось ли Вам, чтобы в вашем вузе больше уделялось времени на занятия национальной вышивкой?
13. Вам бы хотелось заниматься каким-либо видом народного декоративно-прикладного искусства? Каким?
И.Считаете ли Вы, что освоенные вами виды народного декоративно-прикладного искусства помогут Вам привить интерес учащихся к народной декоративно-прикладной деятельности?
15.Хотелось бы Вам, узнать что-нибудь новое о видах народного декоративно-прикладного искусства?
16. Помогают ли практические занятия народного декоративно прикладного искусства Вам:
а) отвлечься от повседневных проблем,
б) по-новому взглянуть на окружающий мир,
в) почувствовать себя в некоторой степени специалистом в этой области,
г) ощутить радость от созданной работы?
17. Помогает ли Вам, изучение иллюстративного и информационного материала по декоративно-прикладному искусству:
а) отвлечься от повседневных проблем,
б) по-новому взглянуть на окружающий мир,
в) почувствовать себя, в некоторой степени, специалистом в этой области,
г) ощутить радость от общения с произведениями искусства?
18.Хотелось ли Вам во время своего обучения в вузе посетить курсы по национальной вышивке?