Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой активности студентов специальности "Народное художественное творчество" Черокова Анна Викторовна

Формирование творческой активности студентов специальности
<
Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности Формирование творческой активности студентов специальности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черокова Анна Викторовна. Формирование творческой активности студентов специальности "Народное художественное творчество" : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Черокова Анна Викторовна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Шуя, 2010.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1092

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТУДИИ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1. Формирования творческой активности личности как педагогическая проблема 17

1.2. Традиционного народный костюм как средство формирования творческой активности студентов 39

1.3. Проблемы изучения традиционного народного костюма и использования его педагогического потенциала в образовательном процессе 72

Выводы по первой главе 84

ГЛАВА II.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

2.1. Моделирование процесса формирования творческой активности студентов в условиях вуза 86

2.2. Методика организации опытно-экспериментальной формированию творческой активности студентов 103

2.3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 115

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 124

Выводы по второй главе 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 139

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 162

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 185

Введение к работе

Преобразования, происходящие в быстроменяющемся российском обществе, требуют подготовки специалистов нового уровня, людей, мобильных, инициативных, способных к творчеству в различных сферах деятельности.

В области художественного образования высокие требования
предъявляются к творческому потенциалу педагога, его профессионализму
и компетентности, что отражено в Концепции развития образования в сфере
культуры и искусства в Российской Федерации (2008-2015). Воспитание
детей и молодежи* средствами культуры и искусства в

общеобразовательных учреждениях и в системе дополнительного образования - детских школах искусств, домах ремесел^ студиях предполагает наличие достаточного количества высококвалифицированных, творчески активных специалистов, способных вовлекать современных детей и подростков в процессы освоения, и продолжения культурных традиций, понимания ценности самобытных явлений: народного художественного творчества.

На подготовку руководителя студии декоративно-прикладного искусства ориентирована система подготовки студентов по специальности «Народное художественное творчество». В художественно-педагогическом образовании, будущих специалистов особую значимость приобретает дисциплина федерального компонента «Народный костюм», которая наряду с другими специальными дисциплинами нацелена на постижение единой художественной природы разных видов народного искусства, основ их духовности, преемственности творческого и народного опыта. Вместе с тем, традиционный, народный костюм, будучи уникальным явлением народной художественной культуры, представляя собой специфические этнорегиональные комплексы, обладает богатым педагогическим потенциалом, освоение которого можно рассматривать как фактор

творческого развития и саморазвития личности в соотнесении с духовными ценностями своего народа.

Многочисленные педагогические исследования, поиск концептуальных подходов, разработка учебных программ для разных звеньев системы образования свидетельствуют об актуальности идей формирования личности на основах народной художественной культуры в России.

Современные представления о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах формирования и проявления активности рассматривались нами в трудах Л.И.Анцыферова, А.Н.Леонтьева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.

Понятие и сущность творчества и творческой активности исследовались в трудах: Л.С. Выгодского, И.Я. Лернера, В.М. Мельникова, В.Н. Мясищева, Я.А. Пономарёва, Г.А. Праздникова, В.П. Ушачёва, Т.И. Шамовой и многих других.

Фундаментальные положения искусствознания в области народной
художественной культуры, народного искусства, имеющие

непосредственное значение в разработке содержания профессиональной подготовки будущих руководителей студий декоративно-прикладного творчества, отражены в трудах ведущих ученых - искусствоведов: А.Б. Бакушинского, П.Г.Богатырева, И.Я.Богуславской, Г.К.Вагнера, В.М.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой, Б.Н. Путилова, СБ. Рождественской, А.Б. Салтыкова и др.

Значимость народного искусства, органической частью которого
является народный костюм, рассмотрены в исследованиях учёных -
этнографов: А.Н. Афанасьева, Б.Бруна, Ф.И.Буслаева, И.Е.Забелина,
П.А.Киреевского, Н.И.Костомарова, Б.А.Рыбакова, М.Тильке;

культурологов: А.А. Артюха, А.Беляева, П.Г. Богатырёва, Ф.Ф.

Комисаржевского, Т.Т.Косьминой, Ю.М. Лотмана, В.Ф.Миллера, Ф.М.
Пармона, М.Г. Рабиновича; искусствоведов Д.К.Зеленина,

Р.М.Кирсановой, Н.И.Лебедевой, Г.С.Масловой, М.Н.Мерцаловой, М.А. Некрасовой. М.Т. Рабиновича, В. Стасова.

В трудах в области художественной педагогики (А.Д. Алехин, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Безбородова, А.К. Дремов, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, М.В. Лагунова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Л.Г. Савенкова, Т.В.Челышева, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.) исследуется широкий спектр подходов к раскрытию сущности эстетического воспитания, художественного творчества, творческих способностей личности, проблем, связанных с поиском оптимальных средств и методов формирования эстетической культуры человека, путей наполнения нравственно-эстетическим содержанием целостного процесса обучения.

Различные аспекты высшего педагогического образования, в том числе, проблемы педагогического творчества, творческой активности исследуются в трудах ученых в области вузовской педагогики и психологии: СИ. Архангельского, О.А. Абдуллиной, Е.Б. Бондаревской, А.Н. Джуринского, В. И. Загвязинского, И.И. Зарецкой, Б.Б. Коссова, Н.В. Кузьминой, B.C. Леднева, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. Исследования этих ученых имели важное значение в моделировании процесса формирования творческой активности будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества.

Проблемам образования и воспитания личности учащихся, студентов на основе национальной художественной культуры посвящены работы Т.И.Баклановой, В.Н. Банникова, Л.В. Ершовой, Л.В. Косогоровой, Л.В. Неретиной, М.Ю. Новицкой, Г.А. Поровской, Л.А.Рапацкой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.

Использования традиционного народного костюма как объекта учебной деятельности в сфере высшего, среднего и дополнительного образования рассмотрены в диссертационных исследованиях: Л.А. Акимовой,

М.В. Галкиной, Т.В. Гановой, СП. Исенко, Ю.Г. Коваленко,

Е.Н. Ковешниковой, О.В. Куншиной, Л.С. Мазикиной, Е.В. Плотниковой, Л.Н. Романовой, И.Н.Савельевой, Л.М. Стратоновой, Л.С. Черновой.

Анализ научной литературы по вопросу использования потенциала традиционного народного костюма как объекта и источника творчества убеждает, что в теории и практике отечественного художественного образования на материалах народного искусства накоплен достаточно богатый опыт. Творческий потенциал традиционного народного костюма исследуется в процессе творческого развития учащихся, подростков, дизайнеров — модельеров. Вместе с тем, анализ исследований свидетельствует о необходимости решения ряда противоречий между:

высоким уровнем теории и практики художественно-педагогического образования и недостаточной разработанностью научных основ подготовки будущего руководителя студий декоративно-прикладного творчества;

обширным теоретическим опытом, накопленным в области теории народного искусства, имеющим высокую востребованность, и недостаточным уровнем использования ценностного содержания традиционного народного костюма в образовательном процессе;

необходимостью теоретического обоснования и создания педагогических условий, в том числе комплексного учебно-методического обеспечения процесса формирования творческой активности студентов в ходе познания традиционного народного костюма и недостаточной их разработанностью.

Наличие выделенных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования творческой активности будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества в процессе изучения традиционного народного костюма, что и обусловило выбор темы исследования:

«Формирование творческой активности студентов специальности «Народное художественное творчество».

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий для эффективного развития творческой активности будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества в процессе изучения традиционного народного костюма.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих руководителей студии* декоративно-прикладного творчества.

Предмет исследования:- педагогические условия формирования творческой активности студентов в процессе изучения, традиционного народного костюма в условиях факультета-искусств педагогического вуза.

Гипотеза исследования: формирование' творческой^ активности студентов в, процессе изучения, традиционного'народного костюма; может быть эффективным если:

традиционный народный костюм рассматривается*- как один из синтетических видов- народного* искусства, приобщение к которому благоприятно' влияет на развитие у студентов познавательной, ценностной, художественно-творческой деятельности;

процесс обучения построен на'основе интеграции;учебной, научно - исследовательской и социально - культурной деятельности^ студентов по изучению, творческому освоению, популяризации в, современной молодежной среде традиционного народного костюма;

содержание обучения студентов, включает аксиологический, когнитивный- и художественно-творческий компоненты,, соответствующие содержанию подготовки руководителя студии декоративно-прикладного творчества.

применяются специфические методы, направленные на исследование и творческое осмысление художественного образа оригинала

(традиционного народного костюма - повтор, вариация, импровизация), применяются методы, ориентированные на его современную трансформацию, на создание творческих, авторских произведений в области декоративно-прикладного искусства (мастер-классы, выставки-показы, конкурсы, фестивали, проектирование костюмных комплексов, коллекций традиционных и современных моделей и т.д.);

разработан комплекс программных и учебно-методических материалов, обеспечивающих процесс учебной, внеучебной (самостоятельной), научно-исследовательской деятельности студентов;

создана эмоциональная и творчески насыщенная, личностно-ориентированная среда, в которой протекает образовательный процесс по освоению традиционного народного костюма.

Задачи исследования:

  1. Уточнить понятие «творческая активность» применительно к личности будущего руководителя студии декоративно-прикладного творчества;-

  2. Выявить проблемы изучения традиционного народного костюма и использования его педагогического потенциала в образовательном процессе ВУЗа;

. 3. Выявить место и роль традиционного народного костюма в процессе формирования творческой активности руководителя студии декоративно-прикладного творчества;

  1. Разработать и обосновать модель процесса формирования творческой активности студентов на основе изучения традиционного народного костюма;

  2. Разработать критерии оценки и выявить уровни сформированности творческой активности студентов процессе изучения традиционного народного костюма;

6. Проверить эффективность комплекса педагогических условий формирования творческой активности будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества.

Методологической основой исследования явились концепции о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и личности; о «диалоге» культур как одном из факторов культурного самосознания народа; концепции истоков, бытования и развития народного искусства в современном мире; аксиологический, личностно — ориентированный, подходы, согласно которым человек является высшей ценностью социального развития; этно-региональный подход, который выявляет роль окружающей среды как объективной реальности в творчестве народов и отдельной личности, концепции об интеграции и дифференциации в искусстве и образовании; педагогические теории развития креативности, творческих способностей и творческой активности человека; положения теории художественно-эстетического воспитания и развития личности; положения о влиянии и роли личности педагога в художественном воспитании детей.

Теоретическую основу исследования составили личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков и др.); психолого-педагогические положения об управлении творческим развитием личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.); положения психологии художественного творчества (В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, и др.); идеи о роли традиции и новаторства в творческом процессе (Б.Ерасов, А.Ф. Лосев, Э.Маркарян, и др.); теоретические положения дидактики общеобразовательной и высшей школы (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин и др.); положения о духовно-нравственном, художественно-эстетическом, педагогическом потенциале народного искусства (А.Б. Бакушинский,

В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Б.А. Салтыков и др.); положения художественной педагогики о роли народного искусства в образовательном процессе (Т.И. Бакланова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова и др.)

Методы исследования. При решении поставленных задач и обобщении результатов исследования применялись следующие методы:

теоретические — искусствоведческий анализ музейных экспонатов, подлинников народного костюма, обобщение опыта этнографов, народных мастеров, занимающихся костюмом, дизайнеров одежды, изучение методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта, анализ и обобщение программно-методической документации и учебных пособий по народному художественному творчеству, декоративно- прикладному искусству и традиционному народному костюму;

эмпирические — организация и проведение психолого-педагогичнского эксперимента, анализ и наблюдение за учебным процессом формирования творческой активности студентов на основе изучения* традиционного народного костюма;

диагностические - изучение результатов теоретических знаний. Выявление уровня сформированности творческой активности студентов и продуктов их художественно-творческой деятельности- до- и после экспериментальной работы, статистический анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается: 1. Творческая активность понимается ^ нами как высший уровень активности, как интегральное свойство личности, которое характеризует инициативное отношение студента к творческой деятельности в области педагогики народного и декоративно-прикладного творчества, к социокультурной деятельности, а также степень включенности студента в процесс исследования народного искусства и традиционного народного

костюма, в процесс собственного художественного и педагогического творчества.

  1. Научно обосновано значение комплекса методологических подходов к процессу формирования творческой активности будущих руководителей студий декоративно-прикладного творчества (аксиологический, системно-комплексный, личностно-ориентированный, деятельностный, этнорегиональный). Они рассматриваются в условиях процесса освоения студентами духовно-ценностного, сущностного содержания традиционного народного костюма как источника творчества.

  2. Научно обоснована роль и значение искусства традиционного народного костюма в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Народное художественное творчество», в формировании их творческой активности как совокупности аксиологического, познавательного, художественно-творческого компонентов.

  3. Разработана, обоснована модель процесса формирования творческой активности будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества в процессе изучения традиционного народного костюма.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенное исследование вносит вклад в теорию художественно-педагогического образования, в том числе, осуществлено:

рассмотрение и обобщение теоретических проблем формирования творческой активности специалиста в области художественно-педагогического образования;

конкретизация и уточнение понятия «творческая активность» применительно к личности руководителя студий декоративно-прикладного творчества;

теоретическое описание комплекса педагогических условий успешного функционирования процесса формирования творческой

активности будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества, в том числе разработано комплексное программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- выявление и описание ценностного, познавательного, художественно
— творческого критериев сформированности творческой активности
будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества в
процессе изучения традиционного народного костюма.

Практическая значимость исследования состоит в том, что проведенное исследование может быть использовано в разработке:

программ-, учебно-методических комплексов по изучению традиционного народного костюма в условиях общего, дополнительного, среднего и высшего художественного образования, программ для системы повышения квалификации и переподготовки'педагогических кадров;

методических пособий, художественно-дидактических материалов для учителей, студентов;

учебных материалов для лекционных, семинарских и практических занятий в высшей школе;

учебных пособий в области народного искусства, традиционного народного костюма для вузовского образования, педагогов дошкольного воспитания, учителей начальной школы, учителей изобразительного искусства, руководителей студий, центров, домов ремесел.

Основные результаты проведенного исследования внедрены в образовательный процесс ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств», в систему дополнительного образования административного округа г. Шуя, г. Иванова, в систему социокультурной деятельности муниципальных образований Ивановской области.

Организация исследования:

Исследование проводилось в три этапа с 2005 2010г.

1 этап (2005-2006 гг.) - проведен теоретический анализ литературы по
проблеме исследования. Уточнялась проблема, гипотеза, предмет, задачи и
методы экспериментального исследования. Проводился констатирующий и
поисковой эксперимент, определялся начальный уровень знаний студентов
вуза о традиционном народном костюме. Была разработана
экспериментальная методика и модель процесса формирования творческой
активности будущих руководителей студии декоративно-прикладного
творчества в процессе изучения традиционного народного костюма в вузе.

2 этап (2006-2007 гг.) - апробировались педагогические условия и
выявлялись наиболее эффективные формы и методы изучения
традиционного народного костюма. Уточнялась методика преподавания
основ традиционного народного костюма на факультете искусств
педагогического вуза. Вносились изменения в содержание учебно-
методического комплекса. Осуществлялся анализ результатов
формирующего эксперимента. В экспериментальных группах проверялась
эффективность разработанных форм, методов и условий развития
творческой активности студентов.

3 этап (2007-2010 гг.) - осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации, подведены итоги опытно-экспериментальной работы, оформлен текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая активность студентов, будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества рассматривается как высший уровень активности, как интегральное свойство личности, которое характеризует инициативное отношение студента к творческой деятельности в области педагогики народного и декоративно-прикладного творчества, к социокультурной деятельности, а также степень включенности студента в

процесс исследования традиционного народного костюма и в процесс художественного и педагогического творчества;

  1. Модель процесса формирования творческой активности будущих руководителей студий декоративно-прикладного творчества на основе изучения традиционного народного костюма, включающая структурные блоки (целевой, содержательный, организационный, оценочно-результативный), предполагающая согласование, взаимодействие компонентов и педагогических условий, направленных на результативное протекание образовательного процесса.

  2. Условиями эффективного функционирования модели формирования творческой активности будущих руководителей студий декоративно-прикладного творчества выступают:

> личностно-ориентированная и творчески насыщенная образовательная среда-выстроенная на-основе::

интеграции разнообразных форм, обучения -учебных занятий (лекции; :' практикумы, , мастер-классы, выставки-показы), практики,. научно-исследовательской: (курсовые. работы, дипломные проекты, научные: доклады, рефераты, конференции), социальноткультурной (фестивали; ярмарки, праздники)' и самостоятельной- художественно-творческой деятельности (конкурсы, выставки, смотры);:

использования комплекса творческих принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация) и активных методов обучения (Интернет-технологии, мультимедиа-визуализация; демонстрация, моделирование, проектирование коллекций, конструирование);

учебно-методическое обеспечение педагогического процесса? -программы, учебно-методические комплексы, электронные базы данных в области народного творчества, традиционного народного

костюма; наглядные пособия, музейные экспонаты, экспонаты выставочного зала этнохудожественного центра «Истоки», аудио-, видео- материалы, учебные и творческие работы студентов и др).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбором обоснованных исходных теоретико-методологических позиций; использованием разнообразных источников информации; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; успешной апробацией основных положений исследования в экспериментальной работе; результатами опытно -экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования.

Экспериментально-исследовательская работа проводилась с 2005 по 2010 гг. на базе ГОУ ВПО «ШГПУ». Всего в эксперименте приняло участие 439 человек, в том числе, 383 студента (включая студентов заочной'формы обучения), и учащиеся гимназии № 1 города Шуя (всего 56 учеников).

Ход исследования его основные положениям и результаты докладывались и получили одобрение на научных практических конференциях различного уровня: международного - «Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов» К 90-летию высшего педагогического образования в Ивановской области. (Шуя 2008), «Мода и дизайн. Современная одежда и аксессуары 2009» (Ростов-на-Дону, 2009), «Проблемы гуманитарного образования: школа-вуз» (Шуя, 2009); Всероссийских - «Инновационные технологии непрерывного художественного образования» (Шуя, 2009); «Народное искусство и современность» (Ханты-Мансийск, 2009); межрегиональных - (с международным участием) «Единство и разнообразие славянского народного костюма» (Смоленск, 2009).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, основного содержания (двух глав), заключения, библиографического списка и приложений.

Формирования творческой активности личности как педагогическая проблема

Проблема развития творческого потенциала личности была и остается одной из важнейших проблем педагогики. Решение этой проблемы в значительной степени осложняется тем обстоятельством, что учебный процесс в современном образовательном учреждении, ориентирован, чаще всего на репродуктивную деятельность (усвоение готовых знаний, решение задач и выполнение заданий по данным педагогом образцам). Несомненно, попытки внести элементы творчества в процесс овладения знаниями в современной педагогической практике имеются, но они не изменяют общего репродуктивного характера учебного процесса. Творческие задания в структуре учебного процесса являются скорее исключением, чем правилом. Обучающиеся, не имеющие навыков творческой деятельности, нередко сопротивляются этим нововведениям. Творчество требует не только владения навыками, но и самостоятельности мышления, активной позиции.

Вероятно, одной из причин такого положения дел в современном образовании явилось отсутствие среди психологов, социологов и педагогов единого мнения о характере и условиях развития творческого потенциала личности. Для того чтобы, разобраться в проблеме развития творческой активности личности, обратимся к трудам ученых, которые занимались исследованием активности личности.

Современные представления о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах формирования и проявления активности складываются на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, рефлексии, действий и их мотиваций. Исследованием этой проблемы занимались Л.И.Анцыферова, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровски, С.Л.Рубинштейн и другие [6, 140, 190, 216].

Сама жизнь поставила перед психологией личности задачи познать не только способы проявлений личности, но и детерминирующие её жизнь скрытые основания - выявить первопричины наиболее важных уровней и форм активности личности.

Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные пути и средства, способствующие формированию активности личности, направленные на достижение собственного профессионального становления и благосостояния.

Само по себе понятие «активности» трактуется в психологии достаточно широко. В психофизиологии и психологии индивидуальных различий оно связывается, прежде всего, с общими свойствами нервной системы и рассматривается как внутреннее условие взаимодействия субъекта со средой, как личностная характеристика, выражающая стремление индивида к повышенной нагрузке, к длительному напряжению в умственной и психомоторной сфере [216]. В.Д. Небылицын дал своё определение активности: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализовываться либо в умственном, либо в двигательном, либо в социальном плане...» [172, 56].

Л.И. Божович определяет активность личности, как проявление способности управлять своим поведением и деятельностью [41,7].

Л.И. Анциферова данную характеристику активности включает в построение личностью самой себя через рефлексию и анализ своих отношений: «Активность является одной из определяющих характеристик личности, выражающейся в стремлении субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний» [6, 37-50].

Личность является, прежде всего, субъектом своей жизнедеятельности, именно поэтому анализ жизненного пути человека лучше всего раскрывает основные детерминанты активности личности. Широко известна в психологии концепция Э. Эриксона о делении жизни человека на восемь стадий. Согласно этой концепции каждую стадию жизни можно рассматривать как сменяющие друг друга формы активного отношения человека к миру, при этом качества личности определяются отношением человека с разного уровня социальными общностями и с отдельными значимыми для него другими людьми [275, 56].

Представитель гуманистической психологии К. Бюлер, опираясь на собственную концепцию жизненного пути, человека, установил закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении жизненной активности в зависимости от возраста. Фазы жизни П. Бюлер определяет путём наложения- линий развития памяти по многим направлениям жизни в семейной, профессиональной сферах. Движущей силой активности и развития личности, по П.. Бюлеру является врождённое стремление человека к самоосуществлению, или самоисполнению -всесторонней реализации самого себя [см. по Степанову С.С. 240].

Таким образом, можно сделать вывод, что смена форм активности в индивидуальной жизни выступает предуготованной сменой фаз жизненного цикла.

Проблемы изучения традиционного народного костюма и использования его педагогического потенциала в образовательном процессе

В этом параграфе проведен анализ диссертационных исследований в области традиционного народного костюма, с целью выявления его нравственно-эстетического, педагогического содержания, рассмотрены проблемы, исследуемые в сфере изучения и преподавания традиционного народного костюма в учреждениях общего дополнительного, высшего образования.

В ходе констатирующего этапа нашего исследования были изучены и проанализированы диссертационные исследования, методики преподавания и программы по проблеме преподавания и изучения традиционного народного костюма, декоративно-прикладного искусства, русской народной тряпичной куклы, искусства народной вышивки и моделирования костюма с использованием элементов традиционного народного костюма. Укажем наиболее важные диссертационные исследования.

Жигулева В.М. в своем исследовании «Русская традиционная культура конца Х1Х-начала XX вв» (Пенза 2005), рассматривает костюм Пензенской и Тамбовской губерний, а также связи костюма с обрядами и обычаями. Автор определяет признаки обиходных, праздничных и обрядовых вариантов женских и мужских рубах, сарафанов, понёв, юбок, передников, нагрудников и др. крестьянских костюмов Пензенской и Тамбовской губерний. Выявляет степени кручинности крестьянской одежды, также являющейся одновременно и одеждой пожилых женщин. На основе проведенных исследований возможно более полное и целостное восприятие традиционной одежды как сложного многопланового источника творчества [79]. диссертационная работа В.М. Жигулевой, посвященная изучению традиционного крестьянского костюма Пензенской и Тамбовской губерний конца XIX - начала XX веков (79). Диссертант выявляет связи костюма с народными обрядами и обычаями, определяет признаки обиходных, праздничных и обрядовых вариантов женских и мужских рубах, сарафанов, понёв, юбок, передников, нагрудников и др. составных частей крестьянских костюмов Пензенской и Тамбовской губерний. Традиционный костюм в данном исследовании предстает как сложное многофункциональное явление, находящееся в многосторонних связях с празднично-обрядовой культурой народа, что имеет большое значение для нашего исследования.

В диссертационной работе «Дизайн-аспекты взаимодействия феноменов традиционного костюма и современной моды» (Москва, 2004) И.А. Стар исследуется проблема разрешения культурного дисбаланса, имеющая место в дизайне одежды на основе использования этнических мотивов (238). В современных условиях происходит формальное заимствование образцов традиционного костюма без его глубокого осмысления; компоненты двух культур (традиционной и профессиональной) существуют автономно, между ними нет взаимопонимания и полноценного диалога. Автором создана и апробирована научная методика проектного синтеза в дизайне одежды, включающего в себя искусствоведческий анализ феноменов традиционного костюма и современной моды, их осмысление в качестве компонентов синтеза культур, диалога культур. В практике проектирование одежды с позиции дизайна рассмотрена связь традиции и современности, их возможные взаимосвязи как пример осуществления культурного диалога. Автор разработал культурологической метод взаимодействия традиционного костюма и современной моды как основы проектного синтеза.

Ковалева В.В. в своем диссертационном исследовании «Крестьянский костюмный комплекс в традиционной культуре русского населения Мордовии конца Х1Х-начала XX вв» (Саранск, 2006) предприняла попытку определить и комплексно проанализировать традиционный костюм Мордовии в историко-культурологическом развитии региона. В работе дана историко-культурная характеристика традиционной крестьянской одежды, проанализированы основные виды костюма половозрелых групп русской общины мордовского края, выявлены общие и специфические черты костюмов с аналогичными формами костюмов других русских регионов, определены механизмы и уровни культурных взаимопроникновений различных элементов русского и мордовского костюмов (109).

Диссертационная работа Т.О. Бердник «Архитектоника костюма» (Ростов на Дону, 2004) (25) посвящена проблеме архитектоники как основного формообразующего принципа в пластических искусствах. Именно этот принцип позволяет выявить критерии практической и эстетической ценности различных материальных объектов, в том числе и костюма. Актуальность проблемы автор обосновывает тем, что на основе этого принципа можно вывести определенные законы создания гармоничной, эстетически совершенной предметной среды, которая, по мнению диссертанта, позитивным образом сказывается на культурном формировании личности, воспитывает нравственность, развивает интеллектуальные и креативные способности. Для нашего исследования представляется ценным позиция автора о воспитательном потенциале гармоничной внешней среды о ее воздействии на человека, находящегося в этой среде.

Моделирование процесса формирования творческой активности студентов в условиях вуза

Аксиологический подход — придает образовательному процессу ценностную направленность. Ценности определяют сущность образования, в том числе и воспитания человека. Ценности воспитания это смыслы человеческого существования, одобряемые обществом и передаваемые из поколения в поколение. В зависимости от выбранных ценностных ориентиров воспитание концептуализируется. В нашей модели в качестве ведущих ценностей выступают нравственно-эстетические ценности, заложенные в традиционном народном костюме.

Личностно-ориентированный подход — предполагаете признание человека абсолютной ценностью воспитания, главным критерием оценки качества воспитания. Сущностью этого подхода является направленность воспитательно-образовательного процесса на воспитание личности как человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности. (Е.В. Бондаревская) [40]. В нашей модели личностно-ориентированный подход реализуется посредством ценностей традиционного народного костюма, выступающих, как и человеческая личность в трех ипостасях - природной, социальной и культурной.

Деятельностный подход — вовлечение студентов в систему разнообразных видов деятельности, помогает развивать естественную мотивацию учения и художественного творчества, этот подход обеспечивает создание условий для самореализации личности как педагога, ориентированного на национальные ценности.

Системно-комплексный подход - обусловливает согласованность, непрерывность, преемственность ценностных ориентиров, целевых и содержательных оснований разных видов и форм образовательной деятельности будущих руководителей студий декоративно-прикладного творчества в целостной системе профессионального образования.

Этно-региональный подход - подход позволяет реализовывать возможность органичного сочетания общероссийского и регионального компонента в содержании вузовского образования будущих специалистов; помогает идентифицировать субъективный опыт личности с художественной культурой России, своего региона, с художественной культурой других народов; способствует формированию уважительного, толерантного отношения к иным культурам.

Процесс развития творческой активности личности может успешно протекать при определенных педагогических условиях, под которыми мы понимаем совокупность факторов, обеспечивающих возможность педагогу организовать активную деятельность воспитанников.

Г.В. Ожиганова [181] считает, что в процессе творческого взаимодействия главное для преподавателя - создать творческую атмосферу. Поощрять любые креативные проявления личности студента, поддерживать его творческую инициативу.

В процессе креативного педагогического процесса важны стиль и деятельность, направленные на оптимизацию творческой деятельности, создание благоприятного микроклимата, доброжелательного отношения между преподавателем и студентами (С.Гильманов, С.С. Гришпун В.А. Кан-Калик, Л.М. Митина, П.И. Пидкасистый, И.П. Поласный, и другие).

Эффективность образовательного процесса определяет и творчество педагогического общения (А.А. Бодолаев, Т.Н. Волкова, С.С. Гришпун, В.А. Кан-Калик, Я. Д. Кол омский А.В. Петровский, и другие). «Общение всегда творчество, педагогическое общение - созидательное творчество особой профессиональной значимости» [37, 46, 69, 100, 190].

В.А. Кан-Калик [100] выделяет аспекты проявления творческого общения. Творческое общение проявляется, прежде всего, в умении передавать информацию: точно ориентировать её на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д.

Творчество в общении проявляется и в искусстве воздействия на партнёра по общению, в умении взаимодействовать с ним. Разговаривая со студентом, преподаватель должен строить систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, общий психологический контекст, особенности собственной педагогической индивидуальности.

И ещё один аспект творчества преподавателя в общении, творчество в процессе саморегуляции: «искусство управлять собственными психологическими состояниями, преодолевать разнообразные психологические барьеры, вызывать творческое самочувствие, уметь всегда быть жизнерадостным и оптимистичным» [99, 15]

К организационно — педагогическим условиям развития творческой активности у студентов относят среду, в которой происходит целостный образовательный процесс.

Похожие диссертации на Формирование творческой активности студентов специальности "Народное художественное творчество"