Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурное воспитание студентов специальности "музыкальное образование" на основе народного творчества Ахлестина, Алла Юрьевна

Этнокультурное воспитание студентов специальности
<
Этнокультурное воспитание студентов специальности Этнокультурное воспитание студентов специальности Этнокультурное воспитание студентов специальности Этнокультурное воспитание студентов специальности Этнокультурное воспитание студентов специальности Этнокультурное воспитание студентов специальности Этнокультурное воспитание студентов специальности Этнокультурное воспитание студентов специальности Этнокультурное воспитание студентов специальности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахлестина, Алла Юрьевна. Этнокультурное воспитание студентов специальности "музыкальное образование" на основе народного творчества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Кострома, 2005. - 233 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущность и содержание этнокультурного воспитания 15

1.1. Проблемы этнокультурного воспитания в отечественной педагогической науке 15

1.2. Этнокультурное воспитание как системно-педагогическая категория 31

1.3. Вопросы теории и практики этнокультурного воспитания в системе непрерывного образования 49

Глава 2. Особенности этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование»

2.1. Возрастные, социально-психологические особенности студенчества 74

2.2. Этнокультурное воспитание студентов как социально-педагогический феномен 87

2.3. Национально-региональный компонент в системе подготовки учителя музыки как элемент этнокультурного воспитания студентов 94

Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по этнокультурному воспитанию студентов специальности «музыкальное образование»

3.1. Модель этнокультурного воспитания студентов на основе народного музыкального творчества 111

3.2. Социально-педагогические условия этнокультурного воспитания студентов 138

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 149

Заключение 180

Список использованной литературы 183

Приложения 197

Введение к работе

Глобальные перемены в процессе эволюции человеческой цивилизации на рубеже ХХ-ХХІ веков, объективные процессы, происходящие в политической, экономической и социально-культурной сферах жизни современного российского общества, требуют особого, пристального внимания к проблеме роста этнического самосознания. Как правило, осознание этносом своей значимости, обращение к своей истории, стимулирующей подъем этнического самосознания, наблюдается в периоды серьезных общественных потрясений.

Одной из актуальных проблем образования является задача формирования этнического самосознания у новых поколений. Воспитательные процессы будут подлинно народными, национальными тогда, когда они смогут обеспечить в своем содержании присутствие духовности народа, его этнического самосознания, когда они вберут в себя этническую культуру, этническую психологию, образ жизнедеятельности, систему духовно-нравственных ценностей представителей своей общности.

Однако, нормы и ценности, оказывающие определяющее воздействие на подрастающее поколение в период его формирования, основываются сегодня либо на традиционно-советской, либо западной модели воспитания, в то время как этнокультурное содержание практически отсутствует. В результате этого процесс социализации современной молодежи сопровождается утратой целостности отечественной культуры. Происходит удаление из обихода целых пластов этнического наследия, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в современные общественно-политические парадигмы. Этническая культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т. п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм, между тем именно она является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к

истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству.

В то же время наша молодежь, часто проживающая в поликультурных и полинациональных регионах, сталкивается с проблемой актуализации различий - не только национальных, но и культурных, тендерных, расовых, религиозных.

Игнорирование культурных ценностей и социального опыта различных этнических общностей ведет к усилению среди молодежи агрессивности, распространению шовинистических и националистических идей, ближайшим следствием которых могут стать кровопролитные распри, войны, погромы, терроризм, направленный против мирных граждан.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена современной тенденцией обращения педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых воспитание подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма затруднительным.

В этнической культуре любого народа музыкальное искусство является не только отражением его художественного творчества, но оно имеет и социальную значимость. Для идейного и тематического содержания его произведений (народных песен, эпических повествований, сказов и других созданий словесно-музыкального народного искусства) характерно глубокое отражение жизни народа, его истории, быта, труда, а также сложившегося на этой основе мировоззрения, идеалов, этических и эстетических взглядов, претворенных в ярких национально-самобытных художественных образах.

Социализирующие функции воздействия народного музыкального творчества на личность многообразны: оно может служить средством познания объективного мира (знакомство с эпохой, страной, обычаями, традициями и т.д.), средством коммуникации (совместное исполнение народных песен, участие в народных праздниках, обрядах, фестивалях), средством воспита-

ния (отношение человека к обществу и себе, окружающему миру), формируя взгляды, вкусы, идеалы личности (А. Н. Сохор).

В отечественной педагогической науке и практике для решения таких проблем успешно используется этнопедагогическая концепция, созданная Г. Н. Волковым на основе сравнительного анализа развития и функционирования традиционных культур воспитания у различных этносов.

В последние почти три десятилетия после создания новой области педагогического знания на основе этнопедагогической концепции ведутся исследования по следующим направлениям:

методологические проблемы этнопедагогики и теория национальной школы (Г. И. Батурина, Е. П. Белозерцев, И. Ф. Гончаров, Е. П. Жирков, В. Н. Иванов, К. Ж. Кожахметова, Ш. А. Мирзоев, Т. Н. Петрова, 3. Т. Гаса-нов и др.);

этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в современных условиях и ее педагогическое обеспечение (Г. Н. Волков, Т. Ф. Кузина, 3. Б. Цаллагова, М. Г. Тайчинов, Л. Н. Мукаева, О. Д. Мукаева, А. Л. Полякова, Т. И. Руднева и др.);

народные традиции в воспитании подрастающего поколения (В. М. Григорьев, 3. Б. Цаллагова и др.);

этнопедагогика различных регионов Российской Федерации (А. Л. Бугаева, 3. Б. Цаллагова, Г. Н. Волков, О. Д. Мукаева, Г. П. Айдарова, С. А. Даваев и др.);

- исторические аспекты развития этнопедагогики и сравнительная этно
педагогика (Т. Н. Петрова, В. А. Иванов, Л. И. Федорова и др.).

Однако все перечисленные направления рассматривают этнопедагоги-ческие проблемы, решаемые детскими дошкольными учреждениями, школой или системой дополнительного образования. Ряд проблем этнокультурного воспитания студентов в рамках этнопедагогической концепции в

отечественной и зарубежной педагогической науке в последнее десятилетие стали объектом исследований.

В отечественной педагогике советского периода активно исследовался процесс воспитания учащейся молодежи (Г. Д. Аверьянова, Р. Р. Бандура, Н. И. Болдырев, А. С. Бык, О. И. Волжина, Б. 3. Вульфов, А. Г. Давидюк, 3. Д. Джантакова, Е. И. Известнова, Р. М. Капралова, В. И. Кожокарь, Л. В. Кузнецова, А. Ф. Никитин, И. Н. Руссу, Я. В. Соколов, В. А. Сухомлин-ский, А. М. Шаленов, Т. А. Шингерей, Н. И. Щукин, Д. С. Яковлева и др.), но лишь в немногих трудах затрагивались вопросы этнического воспитания студентов.

В педагогической литературе проблемы этнокультурного воспитания чаще всего рассматриваются в плане исследований целей и задач музыкального образования, в качестве составляющего элемента воспитательно-образовательного процесса, нравственного, патриотического воспитания, элемента развития творческого потенциала личности (В. П. Аникин, Б. В. Асафьев, С. С. Балашова, Г. С. Виноградов, Л. В. Горюнова, В. Е. Гусев, М. Н. Мельников, С. И. Миропольский, Е. В. Николаева, Л. П. Карпушина, Л. Л. Куприянова, Л. В. Шамина Б. Л. Яворский и др.). Этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного музыкального творчества специально комплексно не рассматривалось.

Таким образом, можно зафиксировать ряд противоречий:

между наличием опыта этнокультурного воспитания на определенных этапах многоуровневой российской системы образования и отсутствием научного подхода к построению системы этнокультурного воспитания студентов;

между разработанностью отдельных аспектов этнокультурного воспитания на основе изучения музыкального народного творчества в различных регионах страны и в Костромской области и недостаточным вниманием к

комплексному использованию социально-педагогического потенциала этнокультурного воспитания студентов;

- между наличием значительного числа исследований, посвященных различным аспектам воспитания студентов на примере народного музыкального творчества, и необходимостью их изучения с позиции этнокультурного воспитания и современных представлений о социокультурном воспитании студенчества.

Необходимость решения перечисленных противоречий обусловила выбор проблемы исследования: при каких социально-педагогических условиях этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества будет эффективным?

Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества.

Предмет исследования: социально-педагогические условия этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества.

Цель исследования: выявить, обосновать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы социально-педагогические условия этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование».

На основе анализа теории и практики современных подходов к пониманию этнокультурного воспитания, собственного опыта и результатов экспериментального моделирования этнокультурного воспитания студентов нами сформулирована следующая гипотеза: этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества будет успешным, если:

его процесс строится с учетом исторических, социальных, культурных, национальных и этнических особенностей региона;

развивается на базе информационного насыщения, эмоционально-творческого воздействия и имеет коммуникативную направленность;

обеспечивается творческое взаимодействие между субъектами воспитательного процесса в области освоения этнической музыкальной культуры;

достигается гармонизация профессионально-личностного, творческого роста студентов в процессе развития этнокультурной воспитательной среды.

Исходя из поставленной цели, выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

выявить основные проблемы и социально-педагогический потенциал этнокультурного воспитания студентов;

охарактеризовать особенности этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование»;

определить социально-педагогические условия, при которых этнокультурное воспитание студентов на основе народного творчества будет эффективным;

смоделировать на основе анализа опытно-экспериментальной работы процесс этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование».

Методологической основой исследования явились следующие концепции: концепция этнопедагогизации целостного процесса воспитания в многонациональном социуме (Г. Н. Волков); концептуальные подходы воспитания духовности, истоки которых лежат в русской философии конца Х1Х-начала XX веков Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, В. В. Зеньковского, П. А. Флоренского, Н. В. Розанова, С. Н. Трубецкого и др.

Антрополого-гуманистическая концепция (П. Ф. Каптерев, М. И. Дем-ков, М. М. Рубинштейн, В. Н. Сорока-Расинский), которая обосновывает положение об универсальной сущности мирового педагогического процесса и национальной форме его осуществления у разных народов.

Методологические идеи М. М. Бахтина, считавшего, что предметом в методологии гуманитарного познания выступает ценностно-значимый мир

человека, основой которого является социально-педагогическая концепция формирования ценностных ориентации молодежи. Концепция народности в музыкознании, музыкальном просветительстве и педагогике выдающегося ученого-медиевиста, палеографа и музыкального этнографа СВ. Смоленского. Акмеологические концепции и педагогика сотрудничества, ориентированные на целостное развитие человека, на развитие его духовно-нравственного потенциала (Ю. А. Гагин, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, А. А. Реан, С. Ф. Эхов и др.). Современные теории социализации, воспитания и развития личности (А.В. Волохов, Б. 3. Вульфов, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, Н. М. Таланчук, Д. И. Фильдштейн и др.). Методологическими ориентирами построения модели этнокультурного воспитания студентов в вузе являются такие подходы, как системный, личностный, деятельный, социокультурный, синергетический, комплексный и др.

Для решения поставленных задач использовались различные методы: системного анализа и синтеза психолого-педагогической и социологической литературы; анализ программных и нормативных документов; изучение опыта практической деятельности в области этнокультурного воспитания молодежи и студентов; опытно-экспериментальная работа: включенное наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, технологии сбора информации, ее обработки, анализа, оценки, прогнозирования; моделирование процессов.

В исследовании применяются схематические, графические, статистические описания.

Исследование проводилось в несколько этапов:

на первом этапе (2000-2001 гг.) осуществлялся анализ теоретических подходов к проблеме, изучалась существующая практика, обобщался отечественный опыт этнокультурного воспитания молодежи и студентов;

- на втором этапе (2001-2003 гг.) определялись социально-педагогические условия этнокультурного воспитания студентов, была разработана концепция и начала реализовываться экспериментальная модель

процесса этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного музыкального творчества; апробировался спецкурс «Этнокультурное воспитание учащихся на основе музыкального народного творчества (региональный аспект)»;

- на третьем этапе (2003-2005 гг.) завершилась опытно-экспериментальная работа, корректировалась концепция и модель этнокультурного воспитания студентов, основные положения и выводы, обобщались результаты, оформлялось диссертационное исследование.

Экспериментальной базой исследования стали студенты специальности «музыкальное образование» Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.

Для анализа состояния этнокультурного воспитания детей и подростков в области и апробации ряда экспериментальных разработок привлекались преподаватели и выпускники музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова; муниципальные общеобразовательные школы г. Костромы и Костромской области; учреждения дополнительного образования: «АРС», «Ровесник», «Алина», «Жемчужина», «Ипатьевская слобода» и др.; фольклорно-этнографические коллективы Костромской области: ансамбль «Нерехтские рожечники», фольклорный ансамбль Вохомского района «Светлица», «Талица» из Колог-рива, «Заигрыш» из Павинского района, фольклорно-этнографический ансамбль областного дома народного творчества «Берегиня», ансамбль «Кост-ромушка» средней школы г. Буя, фольклорный театр Мантуровского района «Ухтубужье»; хоровые коллективы религиозных объединений русской православной церкви и костромской еврейской общины, в которых руководителями или участниками коллективов являются выпускники и студенты музыкально-педагогического факультета.

Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на методологические принципы научно-педагогического исследования, комплексным

анализом проблемы на междисциплинарном уровне, применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, использованием методик, адекватных изучаемой проблеме, целям, задачам работы, а также достаточной для решения поставленных задач продолжительностью экспериментального исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

выявлены основные проблемы и социально-педагогический потенциал этнокультурного воспитания студентов;

охарактеризованы особенности этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование;

определены социально-педагогические условия, при которых этнокультурное воспитание студентов на основе народного творчества будет эффективным;

на основе анализа опытно-экспериментальной работы создана модель процесса этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование».

Практическая значимость исследования. Разработанная модель этнокультурного воспитания студентов является основой для их творческой деятельности и деятельности художественных коллективов факультета. Значимость определяется и возможностью использования результатов исследования для научного обеспечения процесса этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование».

Использование модели этнокультурного воспитания студентов на основе музыкального народного творчества и выявленных социально-педагогических условий позволит оптимизировать воспитательный процесс в вузах страны.

Содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические разработки могут быть использованы в работе не только вуза, но и в общеоб-

разовательных учреждениях, системе дополнительного образования. Материалы спецкурса «Этнокультурное воспитание учащихся на основе музыкального народного творчества (региональный аспект)» применимы для студентов различных специальностей вуза, педагогических колледжей и музыкальных училищ.

Апробация результатов исследования осуществлялась на всех этапах исследования. Основные положения, выводы диссертации были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры хорового дирижирования, кафедры теории и методики преподавания музыки Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, научной конференции «Национальная культура и защита Отечества» (Кострома, 1998 г.), Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 1999 г.), Международной научно-практической конференции «Провинция как социокультурный феномен» (Кострома, 2000 г.), научно-практическом семинаре учителей школ города «Педагогика встречных усилий: взгляд в будущее» (Кострома, 2002 г.), научно-практической конференции «Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи — в XXI век», Всероссийской научно-практической конференции VII Открытого фестиваля преподавателей и студентов музыкальных факультетов вузов России «Традиции и опыт духовно-нравственного воспитания молодежи средствами классического музыкального искусства» (Кострома, 2004 г.).

Личный вклад автора заключается в разработке и обосновании модели этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» на основе использования народного музыкального творчества; в организации опытно-экспериментальной работы по апробации предложенной модели и ее корректировке; определении социально-педагогических условий этнокультурного воспитания студентов; разработке программы и научно-методического комплекса спецкурса «Этнокультурное воспитание учащихся

на основе музыкального народного творчества (региональный аспект)» и внедрении его в учебный процесс в КГУ им. Н. А. Некрасова. На защиту выносятся следующие положения.

  1. Построение этнокультурной воспитательной системы и включение средств народной педагогики в разнообразные формы жизнедеятельности студентов музыкально-педагогического факультета дают возможность для создания целостного воспитательного процесса, способствуют становлению нравственно богатой личности, способной реализовать себя в обществе. Народная педагогика, использующая богатые традиции музыкального народного творчества, имеет ярко выраженную социальную направленность, осуществляет важнейшие функции по социализации, индивидуализации молодежи, обеспечивает возможности для её духовно-нравственного роста.

  2. Предложенная модель этнокультурного воспитания студентов, представляющая собой логически последовательную систему соответствующих элементов (миссия университета, концепция этнокультурного воспитания, ее цели, задачи, принципы, программа, содержание этнокультурного воспитания в образовательно-воспитательном процессе, этнокультурная воспитательная среда и педагогическое управление воспитательным процессом), способствует формированию национальной духовной и музыкальной культуры, воспитанию интереса к национальному музыкальному искусству, развитию национального музыкального мышления, возрождению национального самосознания, воспитанию уважения к другим народам и культурам, а также овладению навыками в данном направлении профессиональной педагогической деятельности.

3. Эффективность этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование» обеспечивается созданием социально-педагогических условий, среди которых приоритетными являются: учет исторических, социальных, культурных, национальных и этнических особенностей региона; информационное насыщение, эмоционально-творческое воз-

действие и коммуникативная направленность воспитательного процесса; творческое взаимодействие между субъектами воспитательного процесса в области освоения этнической музыкальной культуры; гармонизация профессионально-личностного, творческого роста студентов в процессе развития этнокультурной воспитательной среды.

4. Критериями и показателями эффективности этнокультурного воспитания студентов являются когнитивный, определяющий объем, качество, системность знаний в области народного музыкального творчества и народного опыта воспитания, эрудицию, наличие информационной культуры, широту кругозора студентов в сфере народной музыкальной культуры; эмоциональный (мотивационный), характеризующий наличие эмоциональных переживаний и эмоционального отклика в процессе постижения художественно-образного содержания произведений народного музыкального творчества; деятельностный, указывающий на личную позицию в вопросах этнокультурного воспитания, принятие этнических ценностей и претворение их в социально-значимой этнокультурной воспитательной деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы, таблицы, рисунки.

Проблемы этнокультурного воспитания в отечественной педагогической науке

Процессы трансформации, происходящие в России, крушение идеалов социалистического государства, усиление влияния западноевропейской и американской педагогической культуры, и в то же время рост национального самосознания, поиск самобытных педагогических идеалов и практических путей их реализации ставят российское сообщество перед необходимостью сохранения единого образовательного пространства.

Новое миропонимание, новые задачи, стоящие перед реформирующимся и модернизирующимся российским образованием, требуют разностороннего и целостного понимания проблем этнического развития, социокультурной динамики этносов и сохранения традиций, в центре которых должны находиться и проблемы этнокультурного воспитания.

Анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической, этнографической, музыкально-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в многонациональной России интерес к данной проблеме существует давно.

Необходимость построения национальной системы образования, соответствующей характеру народа, особенностям его социально-исторической и культурной жизни обосновывалась К. Д. Ушинским.

Опираясь на обширную философскую, историческую и педагогическую литературу, он выдвинул и обосновал центральную идею своей педагогической теории - идею народности воспитания и раскрыл коренную закономерность, которой подчиняется развитие образования. Она состояла в том, что система образования и воспитания строится с учетом потребностей и специфических особенностей каждой страны, которые и определяют их формы и содержание.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что «есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека»1.

Поддерживая взгляды К. Д. Ушинского о народности воспитания, В. Я. Стоюнин выдвинул идею создания национальной школы, которая давала бы учащимся широкое, общечеловеческое развитие, где особое место принадлежит изучению родной страны, истории своего народа. Подчеркивая благородные национальные традиции, осуждая некритическое подражание модным заграничным течениям, В. Я. Стоюнин отмечал, что «каждая образовательная школа, задавшись задачей воспитывать вообще человека, воспитывает его и как гражданина известной земли, согласно с требованиями реальными и идеальными своего общества, что ее характер и направление во многом зависят от характера и исторического направления своего народа, что, наконец, не все выработанное в школе у одного народа пригодно и живительно в школе другого»2.

К воспитанию «народного духа», который у каждой национальности проявляется индивидуально и своеобразно, призывал в своих трудах Н. И. Костомаров, проявивший большой интерес к истории народного быта, народного творчества.

Критическому восприятию западноевропейской педагогики и утверждению национальных приоритетов в отечественной культуре способствовала деятельность Л. Н. Толстова, который неоднократно подчеркивал, что в воспитатели необходимо брать родную природу и фольклор, созданный народом. Он писал: «...школа хороша только тогда, когда она сознала те основные законы, которыми живет народ»3.

С позиции исследования теоретических основ этнокультурного воспитания несомненный интерес представляет антрополого-гуманистическая концепция (П. Ф. Каптерев, М. И. Демков, М. М. Рубинштейн, В. Н. Сорока-Расинский), которая обосновывает положение об универсальной сущности мирового педагогического процесса и национальной форме его осуществления у разных народов. Например, сущность подхода П. Ф. Каптерева заключается в его концептуальной идее, в соответствии с которой общечеловеческие и национальные начала рассматриваются как органически взаимосвязанные и в равной степени необходимые в педагогической теории и практике образования 4. П. Ф. Каптерев отмечает, что «...отрицание общечеловеческой педагогики влечет за собой неизбежно отрицание общечеловеческих свойств в людях, отрицание общечеловечности науки, искусства, культуры»5. Тем не менее «...каждый неизбежно есть сын своей страны и своего народа. Поэтому понятно, что и в образовании народа все те предметы, которые касаются народа, его истории и быта, часто выдвигаются на первый план»6.

Этнокультурное воспитание, развиваясь в рамках этнокультурных концепций, в то же время является их составной частью на том основании, что образование как универсальное общественное явление включает в свое содержание основополагающие достижения мировой цивилизации в области обучения и воспитания подрастающего поколения. Каждый народ, исходя из своих экономических условий, идеологии, психологии, уровня развития культуры, строит свою систему образования, поэтому его развитие возможно лишь на базе общечеловеческого и этнического компонентов в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Одним из оснований для разработки проблем этнокультурного воспитания могут служить гуманистические идеи общечеловеческого воспитания и образования. Опираясь на достижения западноевропейской и отечественной педагогики, их развили в своих работах русские педагоги П. Г. Редкий, В. Г. Белинский, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов и др.

П. Г. Редкий, определяя цели образования и воспитания, сущность истинной образованности видел «...в благородстве характера, в твердости убеждений, в живости, в свежести и теплоте чувствований, логичности ума, в чистоте воли, в искренней преданности всему прекрасному, истинному и доброму» .

Н. А. Добролюбов, настаивая на демократических принципах обучения и воспитания, придавал особое значение нравственной стороне воспитателя. «Мы требуем, чтобы воспитатели выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным - не по привычке, а по сознанию и убеждению»8.

Возрастные, социально-психологические особенности студенчества

Проблемы этнокультурного воспитания студентов вузов являются частью проблем модернизации и реформирования всей системы российского образования, в том числе и высшего. Необходимость их решения нашла отражение в таком документе как «Программа развития воспитания в системе образования России», ориентирующей вузы не только на достижение такой цели образования как формирование специалиста профессионала для различных отраслей народного хозяйства, но и на становление Гражданина и Патриота России, духовно-нравственной личности.

Данный документ отражает важнейшие направления реализации принципов государственной политики России в сфере образования и ориентирован на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение многомерности, интегрированно-сти учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов.

Программа созвучна с «Национальной доктриной образования в России», определяющей образовательно-воспитательные цели, пути их достижения посредством государственной политики в области образования. При этом подчеркивается, что воспитание будущих членов формирующегося гражданского, многонационального общества в России должно строиться на принципах толерантности, ненасилия, т. е. на принципах, которые сформулированы в Манифесте - 2000 «Мир в наших руках». В последнее десятилетие в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений, в которых выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания — плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание молодежи.

Однако важной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания молодежи, в том числе студенческой. Государство несет ответственность за состояние воспитания молодежи так же, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в этом направлении.

Специфика этнокультурного воспитания студентов университета обусловливается, прежде всего, возрастными, социально-психологическими особенностями студенчества.

На сегодняшний день отсутствует единый подход к возрастной периодизации, выделению фаз развития взрослого человека. По международной классификации, завершение юности и начало взрослости начинается для женщины с 20 лет, а для мужчин - с 21 года. Современные студенты - это, прежде всего молодые люди в возрасте 18-25 лет. Следовательно, основная масса студентов завершает в период обучения в вузе свою фазу юности и переходит в фазу взрослости.

Годы студенчества, по мнению А. Я. Журкина, И. С. Кона, С. В Саль-цева, выступают как особый, вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно образующих факторов и определяют модель его социального поведения. Это ступень индивидуализации, связанная с поиском своей укорен-ненности в мире, с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности, с развитием собственного взгляда на жизнь. Вместе с тем, это период наиболее активного развития нравственных чувств, повышенного интереса к моральным проблемам (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. В. Петровский).

Многие педагоги и психологи нравственность рассматривают как проявление высокой культуры личности. В. Айнштейн в своей статье «О проблеме воспитания в вузе» делает акцент на нравственную сторону воспитания, на воспитание нравственной личности, под которой он понимает личность, обладающую высокими моральными качествами, гражданственностью, толерантностью. Так или иначе, все упомянутые точки зрения сходятся в одном, в первую очередь, целью современного образования является формирование личности культурной 76.

Большинство педагогов и психологов относят данный возраст ко второму периоду юности или первому периоду зрелости (А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др.), которому свойственны сравнительно высокий образовательный уровень, активное потребление культуры, относительная экономическая самостоятельность, развитие познавательной мотивации, повышенная потребность в коммуникации, социальная активность.

Модель этнокультурного воспитания студентов на основе народного музыкального творчества

Моделирование системы этнокультурного воспитания студентов - будущих учителей музыки мы осуществляем, оценивая его, как одно из направлений социального воспитания, определяемое А. В. Мудриком, как составную часть «...социально-контролируемой социализации (наряду с семейным и религиозным воспитанием)», и как «...создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека»100. Эти условия создаются в воспитательных организациях в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных сферах: образования, развития творческого потенциала, организации социального опыта.

Анализ теоретических исследований в области создания и развития воспитательных систем, а также практика воспитательной деятельности в вузе в целом и на музыкально-педагогическом факультете КГУ им. Н. А. Некрасова позволили создать модель этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование», которая апробировалась в опытно-экспериментальной деятельности в университете и в регионе.

Моделирование этнокультурного воспитания в вузе представлялось нам как многоуровневое и вариативное:

1) как метод научно-педагогического исследования;

2) как метод реализации содержания (программы) воспитания;

3) как воспитательная (педагогическая) технология.

Предметом моделирования выступал воспитательный процесс студентов музыкально-педагогического факультета (этнокультурное воспитание как его компонент).

Моделирование как метод научно-педагогического исследования — метод исследования этнокультурного воспитания студентов на примере использования народного музыкального творчества как социокультурного феномена.

Моделирование как метод реализации содержания (программы) этнокультурного воспитания - проектирование оптимальных организационно-методических механизмов реализации содержания этнокультурного воспитания студентов, обеспечивающих эффективность достижения прогнозируемого результата их духовно-нравственного развития на основе музыкального народного творчества.

Моделирование как воспитательная технология — совместная деятельность студентов и профессорско-преподавательского состава факультета по созданию модели взаимодействия участников воспитательного процесса между собой и с объектами окружающей социокультурной среды. Результатом моделирования является создание модели этнокультурного воспитания студентов музыкально-педагогического факультета на примере музыкального народного творчества.

В нашем исследовании основой моделирования явилась концепция развития Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова как Университета российского образования и культуры, исходя из которой, определялись и концептуальные основы этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование», включающие ценности, задачи, принципы, процессы, механизмы и функции. Основные ценности этнокультурного воспитания студентов, отражены на рисунке 1. Мы подразделили их на ценности единства социально-воспитательного пространства, историко-культурные, национальные и этнические, а так же глобальные ценности.

Похожие диссертации на Этнокультурное воспитание студентов специальности "музыкальное образование" на основе народного творчества