Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Черешнюк Ирина Рафаэлевна

Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий
<
Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черешнюк Ирина Рафаэлевна. Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Черешнюк Ирина Рафаэлевна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2008. - 171 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/865

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ МУЗЬПСАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ с.13

1. Проблема приобщения старшеклассников к музыкальному творчеству с.13

2 Особенности музыкального творчества на основе компьютерных технологий с.31

3 Компьютерное музыкальное творчество учащихся в отечественной и зарубежной образовательной практике с.48

Выводы по первой главе с.66

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ с.69

1. Приобщение старшеклассников к различным видам компьютерного музыкального творчества с.69

2 Педагогические условия, организационные формы и методы развития музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий с.85

3 Опытно-экспериментальное исследование развития компьютерного музыкального творчества старшеклассников с.104

Выводы по второй главе с.126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.129

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ с.132

ПРИЛОЖЕНИЕ с.141

Введение к работе

Новые общественные реалии, связанные с широким распространением информационных технологий, обусловливают значительные изменения в образовательной сфере. Так, воплощаемый в жизнь в наши дни общероссийский проект «Информатизация системы образования» предполагает не только обеспечение учебных заведений компьютерными классами, программными продуктами и Интернет-услугами, но и необходимость введения новаций непосредственно в учебный процесс. Одним из таких нововведений является освоение в образовательных учреждениях музыкального компьютера.

Компьютер, как современное техническое средство обучения, позволяет эффективно решать такие образовательные задачи, как презентация учебного материала, контроль и закрепление знаний и др. Ракурс данного исследования заключается в следующем аспекте применения компьютерных технологий в музыкальном образовании: освоение учащимися старших классов музыкального компьютера, как инструмента творчества. Музыкальное творчество учащихся на основе компьютерных технологий будем в дальнейшем называть компьютерным музыкальным творчеством.

В учебных стандартах, предназначенных для старшеклассников, художественному творчеству уделяется намного меньше внимания, нежели на более ранних ступенях обучения. А ведь возможность заниматься творчеством, необходимая для полноценного развития личности, не менее важна и в этом возрасте, который Л. С. Выготский называл периодом огромного подъема, «высших синтезов, совершающихся в личности».

Вопросы, связанные с приобщением учащихся к компьютерному музыкальному творчеству, являются актуальными по трем основным причинам: в современных условиях музыкальный компьютер получил большую

доступность и распространенность в сравнении с акустическими

музыкальными инструментами; до недавнего времени компьютер как инструмент музыкального

творчества не рассматривался в отечественной педагогической науке; музыкальное творчество на основе компьютерных технологий является

эффективным способом привлечения современных школьников к

любительскому музицированию, восстановления традиций массового

музицирования и эстетического воспитания.

Проблема развития компьютерного музыкального творчества старшеклассников приобретает особое значение, учитывая социальную значимость развития их креативности как условия успешной социализации в современном обществе, негативные психологические последствия отсутствия возможностей заниматься художественным творчеством в этот возрастной период, а также высокий интерес старшеклассников к музыкально-творческому самовыражению.

В то время как проблемы преподавания такой области творчества как компьютерная графика получили на сегодняшний день многостороннее методическое решение, педагогические исследования, касающиеся вопросов развития компьютерного музыкального творчества учащихся, в настоящее время носят единичный характер. Так, методические особенности внедрения информационно-коммуникативных технологий в музыкальное образование раскрывают в своих исследованиях Г.Г. Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, СП. Полозов. И.М. Красильников обращается к теории и практике внедрения в музыкальное образовательное пространство электронных музыкальных инструментов, М.И. Фролов является создателем одного из первых учебников по компьютерному музыкальному творчеству для детей, Б. Лорентцен, Б. Эндерс раскрывают различные виды детского компьютерного музыкального творчества. Однако самостоятельное исследование, направленное на развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий, в ряду подобных работ отсутствует.

Таким образом, современная ситуация в теории и практике обучения старшеклассников компьютерному музыкальному творчеству отличается сложившимся противоречием между актуальностью данного вида творчества и недостаточной разработанностью принципов, методов и приемов приобщения к нему учащихся в условиях общеобразовательной школы: во внеурочной деятельности, на элективных курсах, в творческих мастерских. Данное противоречие порождает проблему исследования, которая заключается в разработке научно-методического обеспечения компьютерного музыкального творчества старшеклассников.

Объект исследования - музыкальное обучение старшеклассников на основе компьютерных технологий.

Предмет исследования - процесс приобщения старшеклассников к музыкальному творчеству на основе компьютерных технологий.

Целью исследования является разработка принципов, форм, методов и специфических педагогических условий развития компьютерного музыкального творчества учащихся старших классов.

Гипотеза исследования:

Музыкальное творчество старшеклассников на основе компьютерных технологий будет развиваться успешно, если:

- обучение будет опираться на лучшие достижения различных
направлений музыкального искусства (академического, народного, массового
и др.), в том числе и компьютерного в различных его проявлениях
(алгоритмическая композиция, звуковой синтез, интерактивная музыка,
прикладная музыка различных видов и т.п.);

будет разработана система принципов, методов, форм и специфических педагогических условий обучения, направляющая и корректирующая процесс развития компьютерного музыкального творчества учащихся, способствующая формированию интереса у старших школьников к музыкальному творчеству и выработке умений реализовать этот интерес;

будет направлено на формирование музыкального вкуса

старшеклассников и будет преодолевать рамки сложившейся сегодня молодежной музыкальной субкультуры. Задачи исследования:

  1. Выявить специфические черты музыкально-творческого процесса.

  2. Провести историко-теоретический анализ компьютерной музыки как самостоятельной области творчества и выявить возможности применения ее достижений в процессе обучения.

  3. Проанализировать и обобщить зарубежный и отечественный опыт приобщения учащихся к компьютерному музыкальному творчеству.

4. Разработать теоретико-методические положения приобщения
старшеклассников к компьютерному музыкальному творчеству и
экспериментально проверить эффективность разработанных принципов,
форм, методов и педагогических условий развития музыкального творчества
старшеклассников на основе компьютерных технологий.

Методологической базой исследования послужили:

- концепции личностно-развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили,
В.Ф. Шаталов и Е.Н. Ильин);

- психолого-педагогические исследования феномена творчества
(Л.С. Выготский, Л.Б. Ермолаева-Томина, Г.С. Абрамова, Л.Ф. Обухова) и
положение Б.П. Юсова о необходимости перемещения акцента в
художественном образовании с изучения культурных артефактов на
собственное творчество ребенка;

- модель творческого процесса композитора, изложенная в трудах
М.Г. Арановского, А.И. Климовицкого.

- музыкально-педагогические труды, раскрывающие проблемы
приобщения учащихся к музыкальной творческой деятельности
(Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, К.Орф, Д.Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин);

- исследования компьютерного музыкального творчества (М. Мэтьюс,
Г. Лой, СВ. Пучков, М.Г. Светлов, B.C. Ульянич) и труды о применении
компьютерных технологий в музыкальном образовании (И.М. Красильников,

7 СП. Полозов и другие).

Методы исследования: анализ работ отечественных и зарубежных
педагогов, психологов, музыковедов по исследуемой проблеме; изучение и
обобщение передового художественно-педагогического опыта;

педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование; опытно-экспериментальная проверка разработанной системы принципов, методов и приемов обучения компьютерному музыкальному творчеству в школе; анализ продуктов творческой деятельности учащихся; статистическая обработка полученных данных.

Научная новизна исследования.

Впервые проблема развития музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий стала предметом самостоятельного исследования, в котором компьютер рассматривается как инструмент массового музыкального творчества учащихся, а само компьютерное музыкальное творчество старшеклассников как средство личностного развития и эстетического воспитания.

Определены принципы, методы, формы, специфические педагогические условия, обеспечивающие развитие музыкального творчества учащихся на основе компьютерных технологий. Обоснованы виды компьютерного музыкального творчества, актуальные в обучении старшеклассников (создание звуковых образов, звукорежиссерская аранжировка музыкальных композиций, музицирование, композиция и др.). Разработана и апробирована диагностическая методика развития компьютерного музыкального творчества старшеклассников, которая опирается на комплекс творческих заданий, соотносимых с предложенной в исследовании системой учебных модулей («Музыкальный конструктор» «Музыкальная палитра», «Музыка в формате MIDI» и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в определении модели музыкального творчества учащихся как двуединого процесса, заключающегося в его условном разделении на

8 идеальную фазу (процесс генерации творческого замысла и способов его реализации от момента творческого озарения до способности объяснить его окружающим) и материальную фазу (процесс создания творческого продукта от начальной стадии до окончательного воплощения);

- в разработке опирающейся на это двуединство системы принципов
(опоры на традиционные формы и методы педагогики музыкального
искусства, учета психологических особенностей старшеклассников, опоры на
лучшие образцы компьютерного музыкального творчества и другие),
методов обучения, направленных на развитие умения ставить перед собой
творческие задачи, нахождение оригинальных способов их решения, на
отработку умения реализовать творческую задачу; организационных форм
(выполнение квеста, игра, творческая работа в малых группах,
самостоятельная подготовка учащихся и другие) и специфических
педагогических условий (операциональная готовность учителя работать с
необходимым для учебного процесса техническим оборудованием,
мотивационная готовность учителя к самообразованию и другие);

в обосновании последовательности применения разнообразных программных средств (компьютерных программ воспроизведения, редактирования и конвертирования музыкальных файлов, программ-конструкторов, секвенсеров и др.), способствующей гармоничному развитию музыкального творчества старшеклассников;

в определении критериев оценки уровней развития музыкально-творческой деятельности старшеклассников (самостоятельность в создании творческого замысла, его оригинальность; осмысленный выбор средств воплощения творческого замысла; высокий уровень реализованное творческого замысла) с использованием разнообразных программных средств в идеальной и материальной фазах творческого процесса.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью развития компьютерного музыкального творчества в учебной и во внеурочной деятельности учащихся старших классов общеобразовательных

9 школ на основе предложенной в исследовании учебной программы по предмету компьютерная музыка.

Выдвинутая в исследовании система принципов, методов, форм и специфических педагогических условий обучения компьютерному музыкальному творчеству, а также комплекс творческих заданий, реализующий эту систему, могут служить основанием для создания программ элективных курсов, факультативов по компьютерному музыкальному творчеству для разных образовательных учреждений.

Разработанная в исследовании диагностическая методика обогащает существующую систему обследования компьютерного музыкального творчества учащихся и может служить инструментом совершенствования данной деятельности в учреждениях базового и дополнительного музыкального образования.

Базой исследования явились Пермский государственный институт искусства и культуры (курс «Музыкальная информатика» с 2004 г.), Пермское музыкально-педагогическое училище №2 (предмет «Компьютерные технологии в музыке» с 2006 г., факультатив «Компьютерное музыкальное творчество» с 2007 г.), средняя общеобразовательная школа №82 г. Перми с углубленным изучением предметов художественного цикла (предмет компьютерная музыка с 2002 г.). Разными видами опытно-экспериментального исследования были охвачены 144 школьника, 57 студентов и преподавателей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные труды в области педагогики музыкального творчества и художественного образования, психологии, музыкознания; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, апробацией и внедрением полученных результатов, опытом педагогической деятельности диссертанта в образовательных учреждениях различного типа (СОШ, ССУЗ и ВУЗ).

10 На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитию музыкального творчества старшеклассников на основе
компьютерных технологий способствует приобщение учащихся к различным
его видам: исполнительскому музицированию, созданию звуковых образов,
компьютерной аранжировке музыкальных произведений, созданию
музыкальных композиций из готовых элементов, «формул» и конструкций,
сочинению собственных мелодий, звукорежиссерской обработке
музыкальных композиций, созданию караоке-версий песен, созданию
звуковых дорожек к видео и анимации.

  1. Разработанная в исследовании система принципов, методов, организационных форм и специфических педагогических условий, основанная на представлении о двуединстве музыкально-творческого процесса, направлена на развитие у старшеклассников знаний в области теории и истории музыки, умений и навыков музыкально-творческой деятельности, в том числе в различных музыкальных компьютерных программах, и является эффективным средством самосозидания, саморазвития и самовоспитания творческой личности учащегося.

  2. Введение в содержание музыкальных занятий со старшими школьниками компьютерного музыкального творчества способствует преодолению узконаправленной ориентации учащихся на продукты массовой музыкальной культуры, привлечению учащихся к музыкальному искусству в форме продуктивной творческой деятельности, развитию творческих качеств личности.

Основные этапы исследования;

1. Первый этап (1999-2001 гг.) - теоретическое и практическое изучение различных аспектов применения компьютерных технологий в музыкальном образовании и творчестве; анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческого развития старших школьников и педагогическое наблюдение за их развитием;

  1. Второй этап (2002-2004 гг.) - практическое освоение музыкального компьютера как инструмента музыкального творчества; разработка системы принципов, приемов, методов и педагогических условий обучения, способствующих развитию компьютерного музыкального творчества старшеклассников; разработка авторской программы по предмету компьютерная музыка, предназначенного для внедрения на третьей ступени обучения в средней школе;

  2. Третий этап (2005-2008 гг.) - анализ и обобщение полученных в ходе исследовательской работы научно-теоретических данных, а также собственного педагогического опыта по реализации учебной программы по компьютерной музыке на базе МОУ СОШ №82 г. Перми с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла; подведение итогов педагогического эксперимента; оформление текста диссертации.

Апробация и практическое внедрение.

Основные теоретические и методические положения диссертации

прошли апробацию на Международной молодежной научно-практической конференции (Пермь, 1999), на международной научно-практической конференции «Система непрерывного художественного образования» (г. Пермь, 2007), на Всероссийской конференции, посвященной юбилею Д.Б. Кабалевского (г. Пермь, 2004), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты» (Пермь, 2007), на региональных конференциях: «Молодежная наука Прикамья» (2005, 2006), «Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетенции выпускника вуза XXI века» (г. Пермь, 2007), на аспирантских конференциях Института художественного образования Российской Академии образования (2004- 2007).

Теоретические и практические положения, разработанные диссертантом, легли в основу проведенных автором исследования курсов

12 повышения квалификации учителей музыки и информатики Пермского края (2005-2007); авторских учебных программ по предметам среднего и высшего профессионального образования: «Компьютерные технологии в музыке» (Пермское педагогическое училище №2 им. Д.Б. Кабалевского) и «Музыкальная информатика» (Пермский государственный институт искусства и культуры); отражены в собственной педагогической деятельности в качестве учителя музыки общеобразовательной школы №82 г. Перми, а также - на сайте Виртуального августовского педсовета (2005 г. -дистанционный урок по компьютерной музыке); представлены на многочисленных открытых уроках для разных категорий работников образования, в том числе - на выставке «Образование и карьера - 2005» (г. Пермь).

Результатом проведенного исследования послужило внедрение предмета компьютерная музыка на третьей ступени обучения в МОУ СОШ №82 г. Перми с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, выпускники которой успешно защитили творческие проекты по окончанию курса. Основные теоретические и методические положения исследования изложены автором в 13 статьях, а также в авторской программе по предмету «Компьютерная музыка» для общеобразовательных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Проблема приобщения старшеклассников к музыкальному творчеству

Проблема приобщения учащихся к музыкальному творчеству является одной из краеугольных проблем музыкальной педагогики. Педагоги-новаторы, исследователи XX века применяют различные педагогические технологии, но сходятся в следующем:

1) результатом обучения музыке является творческая гармонично развитая личность, а развитие творческой личности и обучение музыке невозможно вне процесса приобщения к музыкальному творчеству (Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, К. Орф, Б.П. Юсов);

2) творчество в музыкальном обучении обладает приоритетным значением: только «когда школьник ставится в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново создающего произведение искусства для себя и для других людей..., он проживает знания и понимает смысл своей деятельности» [53, С. 123];

3) творчество ученика невозможно без творчества педагога.

Музыкальное творчество как психологический феномен представляет собой разновидность художественного творчества - особого вида деятельности человека, направленного на художественное освоение мира, результатом которого является искусство [82, С.470]. Л.Б. Ермолаева-Томина отмечает, что специфика художественного творчества, в отличие от других видов творчества, заключается в том, что художественно-творческая деятельность направлена на совершенствование духовного мира человека и не имеет очевидной и конкретной цели, конкретного результата, проверяемого практикой [24, С. 44 - 45]. Стимулом к художественному творчеству является стремление к красоте, к обновлению и совершенству, стремление реализовать собственное «Я». Художественное творчество - это всегда деятельность, направленная во внешний мир; деятельность, осуществляемая для других людей.

Импульсом к художественному творчеству могут быть:

появление нового (новое яркое впечатление), критическая жизненная ситуация;

конкретная задача, поставленная перед автором;

внутренняя потребность.

Художественное творчество детей является выражением индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме; частью системы эстетического воспитания и средством развития личности [93, С. 550]. В связи с этим - целью приобщения к музыкальному творчеству в школе не является развитие композиторских навыков и воспитание музьпсантов, а развитие гармонично развитой творческой личности. Поэтому, если в процессе обучения удастся разбудить творческую фантазию настолько, что творчество, в том числе немузыкальное, станет внутренней потребностью, то можно считать цель обучения реализованной.

Каким же образом музыкальное творчество вписано в процесс обучения? Авторы учебника «Теория музыкального образования» выделяют в самостоятельный элемент содержания музыкального образования опыт музыкально-творческой учебной деятельности. Такой опыт учащиеся приобретают в процессе музыкальной деятельности: слушании музыки, вокально-хоровом и инструментальном музицировании, музыкально- пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки, прежде всего, с другими видами искусства, историей, жизнью. Авторы отделяют музыкальное творчество, нацеленное на результат, от музыкального творчества как вида учебной деятельности, где важен сам процесс нахождения, открытия учеником чего-то нового, прежде всего, в самом себе [1].

Авторы учебного пособия «Музыкальное образование в школе» выделяют метод моделирования художественно-творческого процесса в противовес словесно-информативным методам на уроке музыки. Кроме этого, они выделяют музыкально-творческое развитие школьников как один из трех компонентов музыкальной культуры ребенка наряду с музыкальным опытом и музыкальной грамотностью. По мнению авторов, музыкальное творчество детей - это в первую очередь внутренний процесс, «глубинное стремление личности к духовному самоопределению». Уровень такого развития проверяется путем наблюдения за детьми в процессе их общения с музыкой [53, С. 217 - 230]. Г.М. Цыпин пишет о формировании активного, самостоятельного творческого мышления учащегося-музыканта, как современной проблемы музыкальной педагогики [71, С. 355 - 356]. Принцип творчества - есть частный педагогический принцип комплексной методики обучения музыке (М.Б. Кушнир) [44, С. 25]. Авторы пособия «Методика музыкального воспитания в школе» пишут о реализации творческих возможностей детей в процессе выполнения творческих заданий, которые учитель предлагает учащимся в игровой форме [21, С.181].

Компьютерное музыкальное творчество учащихся в отечественной и зарубежной образовательной практике

Сегодня мы можем наблюдать настоящий бум среди молодежи, пытающейся создавать музыку с помощью компьютера. И если еще несколько десятилетий назад это были только люди, профессионально владеющие компьютером, то есть программисты, то сейчас компьютер доступен любому ребенку и преград в его освоении у него нет. Практически все свободное время сегодняшний ребенок проводит, играя в компьютерные игры, общаясь интернете. Одной из самых популярных тем для общения в чате является тема, объединяющая всех людей независимо от вкуса, возраста, образования, места проживания и других факторов, — тема сочинения музыки с помощью компьютера. И если долгое время считалось, что компьютерного музыкального творчества в России официально не существует, то сегодня различные местные газеты с гордостью сообщают, что у них открылся класс или студия, или клуб компьютерной музыки.

Так, например, среди прочих, в 2003 году в школе искусств Уптара г. Магадана открылся класс компьютерной музыки, в который, по словам директора школы Л. Стебловской, «от желающих заниматься не было отбоя» [ПО]. Самарский преподаватель И.А. Козырев, разработавший экспериментальный курс «Компьютерная музыка», подчеркивает актуальность данного курса в среде подростков: «Музыка сопровождает подростка повсюду, и как бывают горды ребята, освоившие современные инструменты звучащего мира! Для кого-то это становится профессиональной подготовкой, другим технологии открывают большой простор для творчества, а кому-то они нужны для самоутверждения в среде сверстников» [109].

Вследствие доступности компьютеров и музыкального программного обеспечения, а также большого желания школьников реализовать себя в музыкальном творчестве появилось огромное количество виртуальных музыкальных проектов. Кроме этого, у их авторов появилась проблема поиска слушательской аудитории, а также потребность в критической оценке их творчества, поэтому в крупных городах России и СНГ стали организовываться конкурсы компьютерного искусства как «нового посредника для передачи внутреннего мира молодежи» [113]. Основной задачей мероприятий, подобных конкурсам «Электрозащита» (Первый официальный всебелорусский конкурс компьютерной музыки), «Interface» (тюменский фестиваль компьютерной музыки и графики) и многих других, является выявление ярких творческих личностей и коллективов, возраст участников которых находится в возрастной группе от 12 до 25 лет. Уровень работ на этих конкурсах показывает, что многие юные участники нуждаются в опытных наставниках, а также в некоей творческой лаборатории, в которой можно общаться со сверстниками не только виртуально.

Особое место в ряду конкурсов, в которых принимают участие, в основном, учащиеся специализированных классов и отделений музыкальных школ и колледжей, занимает конкурс «Музыка и электроника», который в 2006 году приобрел статус международного. В I Международном конкурсе приняли участие 150 учащихся, представивших свои работы в различных жанрах компьютерного музыкального творчества, среди которых: сочинения, аранжировки, мультимедиа-проекты. Впечатляет география конкурса. Среди лауреатов и обладателей Гран-При конкурса и учащиеся городов Москвы и Санкт-Петербурга, и села Завьялово республики Удмуртия, и города Южно-Сахалинска [38, С. 12 - 15]. Это свидетельствует о том, что у электронного музыкального творчества сегодня нет границ, а художественный и технический опыт представленных работ зависит только от творческих усилий учителей и учеников.

Приобщение старшеклассников к различным видам компьютерного музыкального творчества

В первой главе настоящего исследования нами были выявлены различные виды компьютерного музыкального творчества. Рассмотрим их подробно с целью выявления актуальных для применения на третьей ступени обучения в общеобразовательной школе.

1. Исполнительское музицирование

Компьютер становится инструментом для музицирования, когда к нему присоединяют специальное устройство - MIDI-клавиатуру. В этом случае компьютер берет на себя функцию синтезатора и позволяет исполнителю осваивать следующие возможности:

а) исполнять музыкальные произведения разных уровней сложности;

б) исполнять мелодию различного тембра под готовый аккомпанемент;

в) добавлять новые интересные эффекты в реальном времени в готовую партитуру;

г) импровизировать.

Конечно, указанные возможности легче могут быть реализованы учащимися в процессе обучения в общеобразовательной школе. Важно, что многим ученикам такое обучение дает «второй шанс»: многие жалеют, что в раннем возрасте не пошли учиться в музыкальную школу, и эта возможность, в силу возраста, кажется им безвозвратно утерянной, оставаясь недосягаемой мечтой. В нашем случае учитель вполне способен помочь реализовать эту мечту, причем, как показывает практика, изучение музыкальной грамоты в подобной ситуации идет осмысленно. Старшеклассник понимает всю необходимость этого процесса, осознавая, что незнание и неумение чего 70 либо в интересующей его области сковывает творческие возможности, но вполне может быть преодолено.

2. Создание звуков, тембров и звуковых образов

Это направление предполагает, что учащийся может создавать самые разнообразные звучания, например, подобные природным, характеризующие фантастические и сказочные образы, космические и атмосферные явления, эмоционально-образные состояния, сонорные характеристики пространства и тому подобное.

Не менее важно и интересно создание звуковых эффектов с прикладными целями. В самых очевидных ситуациях подобные эффекты могут использоваться для сопровождения демонстрации слайдов, спектаклей, докладов, для любительского кино, в школьных праздниках и в прочих целях.

3. Компьютерная аранжировка музыкальных произведений

А. Написание известных (любимых, популярных, традиционных) мелодий различными тембрами. Например, для того, чтобы записать мелодию русской народной песни учащемуся понадобятся совсем иные тембры (рожок, гобой, кларнет, баян), нежели для того, чтобы записать популярную мелодию известной песни. Причем, если даже ученик не владеет нотной грамотой, то музыкальную тему поможет записать учитель, а вот подбор тембров, инструментов, специфических звуковых красок станет творческой задачей для ученика.

Нетрудно понять, что эта, в общем, несложная задача способна воспитывать тембровый слух, знакомить со звучанием конкретных инструментов, показывать уместность их употребления в различных случаях и ситуациях. Это приводит к осмысленному пониманию художественных особенностей звучания музыкальных инструментов, стимулированию интереса к различным жанрам музыкального исполнительства.

Большинство опытных слушателей симфонических концертов не владеют музыкальной грамотой, но прекрасно различают голоса оркестра, наслаждаются звучанием инструментальных тембров. В нашем случае мы получаем возможность в значительной мере формировать эти слушательские навыки и именно посредством компьютера.

Причем в подобном случае мы видим ясное преимущество этого способа над обычным многократным посещением концертов и их обсуждения: ребенок, ученик является не пассивным слушателем, а активным созидателем, участником процесса. Он стремится под руководством педагога-специалиста уместно и логично применить звучание кларнета, фагота, гитары, ударных инструментов. Он неизбежно должен решать проблемы «красивого», приятного для слуха распределения тембров и функций инструментальных голосов. Конечно, как всякий ученик, он станет, прежде всего, искать образцы для подражания, и здесь одной из основных задач педагога станет предложение лучших (и доступных) образцов, и отказ от скверных, низкопробных.

Представляется, что умелое, точное и деликатное руководство подобным творчеством подопечного вполне способно стимулировать если не всех, то многих к посещению настоящих концертов, сформировать ожидания и определенный уровень художественных потребностей, хотя бы для сопоставления собственных опытов с оригиналом.

Б. Оформление известной мелодии различными средствами. Так, компьютерные программы позволяют менять стили сопровождения мелодии, ритмы, дополнять их какими-то новыми элементами. При этом мы можем — и должны - ставить задачу знакомства ученика с различными музыкальными стилями и стараться решать ее не на теоретическом, а на практическом, игровом уровне.

Похожие диссертации на Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий