Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3-14
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 15-108
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ
Психологические предпосылки проявления 15-42 способностей к живописи
Творческие способности, их содержание и значение в 43-63 учебной и самостоятельной деятельности студентов специальности «Народное художественное творчество»
Теория и практика обучения живописи в системе 64-85 высшего художественного образования
Методическая система обучения живописи студентов 86-108 специальности «Народное художественное творчество», направленная на формирование творческих
способностей
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 109-183
МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО», НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Поисковый этап педагогического эксперимента 109-117
Параметры оценки уровня сформированности 118-138 творческих способностей студентов по работам, выполненным на занятиях живописью.
Критерии их оценки
Констатирующий этап педагогического эксперимента. 139-145
Формирующий этап педагогического эксперимента, ход 146-176 и его результаты
Сравнительный (контрольный) этап 177-183 экспериментального исследования по формированию творческих способностей студентов специальности «Народное художественное творчество»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. Проблема
совершенствования профессиональной художественной подготовки будущего специалиста всегда имела важное значение в системе художественного образования России.
Конечной целью обучения студентов специальности «Народное художественное творчество» («НХТ») в вузе является формирование личности специалиста с высоким уровнем профессионального сознания, владеющего методами изобразительной деятельности. В соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой выпускник специальности 071301 «Народное художественное творчество» (специализация «Декоративно-прикладное творчество») может осуществлять наряду с педагогической и художественно-творческую деятельность. Следовательно, развитие творческих способностей студентов является важной педагогической задачей, решение которой видится в направленности учебной и самостоятельной работы от первого до последнего курса на активное развитие индивидуальных творческих способностей, овладение теоретическими знаниями и практическими профессиональными умениями.
Профессиональные качества студентов специальности «Народное художественное творчество» раскрываются при выполнении ими декоративных изделий в различных материалах и техниках - гобелена, батика, росписи по дереву и керамических изделий. В процессе создания данных произведений раскрываются способности студентов к художественному отображению окружающей действительности, пластической увязке и гармонии формы и цвета декоративного изделия, композиционному построению декора. Чтобы деятельность приобрела творческий характер, а произведение имело художественную ценность, необходимо в процессе обучения в вузе создать условия для качественного
4 профессионального роста каждого студента с учетом индивидуальных возможностей.
Немаловажную роль в решении этих задач играет учебная дисциплина «Живопись», направленная на продвижение обучающихся по ступеням познания основ художественного отображения действительности, формирующая технические умения и навыки реалистической и декоративной живописи, расширяющая способности к творческой деятельности. Живопись открывает большие возможности для проявления таких способностей, как художественное восприятие, образное мышление и творческое воображение.
Педагогическая значимость проблемы развития способностей в процессе обучения живописи обусловила проведение нами психолого-педагогических исследований. При организации этих исследований мы опирались на труды Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Б.Ф. Ломова, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова, П.М. Якобсона и др.
Важным принципом обучения живописи является индивидуализация, которая предполагает создание необходимых условий для более полного раскрытия способностей и возможностей обучающихся. К числу таких условий относится знание сильных и слабых сторон индивидуальности каждого студента в группе, уровня развития его познавательных процессов и уровня сформированное навыков на данном этапе обучения живописи. Это знание необходимо для конкретизации цели и средств развития тех или иных сторон индивидуальности, например в виде системы самостоятельных творческих заданий преимущественно вариативного характера и с целью выбора задания в соответствии с индивидуальными возможностями каждого. Активизация самостоятельности в решении учебно-творческих задач каждой индивидуальности -- предпосылка для самовоспитания, самореализации и самоконтроля в процессе обучения живописи.
Анализ научной литературы, посвященной проблемам формирования творческих способностей, свидетельствует о необходимости решения вопросов как теоретического, так и практического характера. К ним относятся следующие: углубленное изучение аспектов обучения живописи специалистов декоративно-прикладного творчества, повышение уровня их художественно-эстетического воспитания; устранение поверхностного владения студентами изобразительно-выразительными возможностями живописи, а также их неподготовленности к самостоятельной творческой деятельности.
Практика показывает, что абитуриенты поступают в вуз на творческую специальность с определенными природными задатками к профессиональной деятельности (проектной, декоративно-прикладной и изобразительной), в том числе к живописи, с определенным уровнем довузовского художественного образования. В соответствии с этим у них обнаруживается различное качество сформированное знаний и навыков в изобразительном творчестве, развития зрительного восприятия, творческого мышления и воображения, владения живописными материалами.
На специальность «Народное художественное творчество» (специализация «Декоративно-прикладное творчество») факультета искусств Сыктывкарского государственного университета (СыктГУ) поступают абитуриенты, зачастую недостаточно подготовленные в области художественного творчества, кроме того, обнаруживается несоответствие теоретических знаний практическим умениям и навыкам в области изобразительного искусства, в том числе и в живописи. Это потребовало от нас анализа существующей системы подготовки специалистов в вузе, выявления и осмысления негативных явлений, обоснования возможных направлений совершенствования процесса обучения живописи.
Проведенный анализ существующей практики подготовки специалистов декоративно-прикладного творчества свидетельствует о том, что на этапе довузовской подготовки отсутствует целенаправленная система
формирования профессиональных способностей обучающихся. Итоги анкетирования констатирующего эксперимента выявили, что творческий потенциал студентов данной специальности является средним и ниже среднего; о художественном творчестве как условии реализации своих возможностей студенты не задумываются на момент поступления, но вместе с тем относят себя к «художественному» типу. Анализ вступительных работ по живописи определил ряд проблем довузовского обучения. Абитуриенты слабо владеют художественным восприятием цвета, тона и на этой основе допускают следующие ошибки: не умеют наблюдать, сравнивать, анализировать, не способны к целостному цветовому видению, пониманию колорита, не умеют грамотно и творчески подходить к композиционным и колористическим задачам, не готовы к самостоятельной творческой деятельности. Кроме того, мы вынуждены констатировать наличие невысокой профессионально-ценностной мотивации абитуриентов: желание получить высшее образование у них является более выраженным, чем желание стать настоящим художником. В то же время выявились основные положительные мотивы, руководящие деятельностью студентов с начала их обучения на занятиях живописью: интерес к учебному предмету, осознание необходимости получения новых знаний и освоения различных живописных техник и материалов, желание обучиться приемам декоративной живописи и приобрести индивидуальный стиль, возможность показать свои творческие достижения, проявить самостоятельность и инициативность.
Вышесказанное обосновывает необходимость определения центральной задачи в системе учебно-воспитательного процесса, решение которой позволило бы досшчь той степени сформированности творческих способностей студентов в области живописи и декоративно-прикладного искусства, которая была изначально заложена в виде его потенциальных возможностей к художественной профессиональной деятельности. Мы предположили, что, наряду с получением традиционных знаний о закономерностях изображения в живописи, формированием практических
7 умений и навыков, детально продуманные специальные упражнения и задания, преимущественно вариативного характера, помогут развить творческие способности студентов, раскрыть возможности каждого из них.
Таким образом, для эффективности формирования творческих способностей специалистов в области декоративно-прикладного искусства как основной цели обучения, воспитания и развития необходима целостная методическая система, включающая новое сочетание общедидактических и специальных (в живописи) методов, принципов, форм, средств обучения, иное наполнение содержания дисциплины «Живопись».
В этой связи проблема, которая заключается в недостаточно полном решении важной научно-педагогической задачи формирования творческих способностей студентов специальности «Народное художественное творчество», представляется актуальной. Решить ее можно посредством научного исследования данной проблемы и разработки теоретической и методической системы обучения живописи студентов данной специальности с учетом их профессиональной деятельности.
Цель исследования заключается в решении обозначенной проблемы.
Объектом исследования является содержание и процесс обучения живописи студентов специальности «Народное художественное творчество» (специализация «Декоративно-прикладное творчество») в период аудиторной и самостоятельной деятельности.
Предмет исследования - система педагогических условий и средств обучения живописи, направленная на формирование творческих способностей студентов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что активизировать процесс формирования и динамику роста творческих способностей студентов позволит использование в процессе обучения живописи научно обоснованной методической системы, включающей: цели, задачи и содержание занятий по живописи, содействующих формированию творческих способностей студентов специальности
8 «Народное художественное творчество» (согласно авторской экспериментальной учебной программе «Живопись»);
дидактические принципы, методы и приемы, а также формы процесса обучения живописи;
средства обеспечения учебно-воспитательного и развивающего процессов для решения поставленных задач.
Данная методическая система должна обладать следующими ценными качествами:
системность учебно-творческих и вариативных самостоятельных заданий и упражнений (программа «Живопись»);
целенаправленность на поэтапное формирование у студентов способностей художественного восприятия, образно-ассоциативного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционально-эстетических качеств;
индивидуальность подхода к процессу обучения живописи в зависимости от возможностей каждого студента.
В соответствии с указанными проблемой и гипотезой были поставлены задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы формирования творческих
способностей личности, определив их сущность, структурные компоненты, а
также специфику профессиональной деятельности студентов специальности
«НХТ», изучить влияние живописи на развитие творческих способностей.
Определить содержание обучения живописи, разработать систему вариативных творческих самостоятельных заданий и упражнений, влияющих на эффективность формирования творческих способностей студентов.
Разработать и теоретически обосновать методическую систему обучения живописи студентов специальности «НХТ». Уточнить методические основы и условия, влияющие на проявление и развитие творческих способностей студентов в процессе обучения живописи.
4. Определить основные критерии, выявляющие уровень проявления
и развития творческих способностей студентов посредством анализа учебно-
творческих работ по живописи.
5. Экспериментально проверить методическую систему обучения
живописи студентов специальности «Народное художественное творчество»,
направленную па формирование творческих способностей.
Методологическая основа. Настоящее исследование опирается на труды в области специфики образного мышления Б.Г. Ананьева, Я.А. Пономарева, В.П. Зинченко, В.И. Киреенко, Л.С. Коршуновой, И.С. Якиманской, подходивших к его изучению с философских, психологических и искусствоведческих позиций; на исследования проблем творческого мышления B.C. Кузина, А.Н. Лука, B.C. Щербакова, Б.С. Мейлаха; на труды, посвященные процессам художественного восприятия, Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, СМ. Даниэля, Н.М. Фортунатова; работы по вопросам формирования пространственных представлений и творческого воображения Т. Рибо, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Игнатьева, Л.С. Выготского, А.С. Коршуновой, по проблемам развития зрительной памяти - П.П. Блонского, Г. Майера, И.С. Якиманской, по изучению психологических основ специальных способностей в изобразительном искусстве - Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева; работы Е.В. Шорохова, посвященные проблемам композиции. Общие подходы, методы, приемы и средства процесса обучения изложены в трудах Б.Г. Мещерякова, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, В.А. Сластенина, Л.Б. Эльконина.
В исследовании учтены наблюдения, изложенные в диссертационных работах А.В. Данилова, Г.М. Земляковой, СП. Ломова, М.М. Старикова, И.Н.Туманова, О.В.Шаляпина и др. (некоторые проблемы развития творческих способностей в преподавании живописи, учебно-творческий подход в обучении), И.В. Алексеевой (на занятиях декоративным искусством), И.В. Григорьевой (в обучении графике), С.Н. Данилушкиной
10 (проблемы композиции), М.Н. Марченко (в дизайнерской деятельности), А.Г. Парамонова (на занятиях рисунком), Н.С. Боголюбова, В.В. Грачева, Н.А. Косенко (особенности индивидуального подхода в преподавании спецдисциплин).
При изучении индивидуальных особенностей студентов большое значение имели исследования индивидуальных различий в психических процессах и познавательной деятельности Б.М. Теплова, Б.Г.Ананьева, Э.А. Голубевой, Н.Ф. Талызиной.
Основной базой нашего исследования в области содержания и методики обучения в вузе дисциплинам изобразительного цикла явились работы Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, В.П. Зинченко, СЕ. Игнатьева, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.С. Пучкова, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
- исследование и анализ психолого-педагогической и научно-
методической литературы, а также нормативных документов;
изучение и анализ практики обучения живописи в вузах;
анкетирование, направленное на выявление проблемных моментов в процессе преподавания и изучения живописи;
беседа с преподавателями и студентами;
- наблюдение за учебным процессом и творческой самостоятельной
деятельностью студентов;
обобщение собственного опыта педагогической деятельности;
педагогический эксперимент и обработка полученных данных;
анализ процесса и продуктов деятельности студентов (учебно-творческих и самостоятельных работ по живописи).
Этапы исследования:
На первом этапе (1992-2001 гг.) проводилось изучение педагогического опыта и специальной литературы по проблеме
исследования; анализировалось и обобщалось состояние исследуемой проблемы в практике работы различных учебных заведений, методик исследования; выявлена структура способностей и особенности их формирования у студентов в процессе обучения живописи.
На втором этапе (2001-2002 гг.) осуществлялась разработка экспериментальной программы «Живопись» для обучения студентов I-IV курсов специальности «Народное художественное творчество»; выявлялись формы, методы, средства процесса обучения живописи с целью формирования творческих способностей; теоретически обосновывались и определялись уровни проявления способностей; проводился поисковый эксперимент по выявлению влияния вариативных самостоятельных заданий и упражнений на формирование творческих способностей студентов.
На третьем этапе (2002-2006 гг.) проводилась практическая реализация программы «Живопись» (и ее усовершенствование), уточнялись основные положения исследования путем формирующего эксперимента. Изучено влияние педагогических условий на художественно-творческий процесс и развитие способностей студентов.
На четвертом этапе (2006-2007 гг.) систематизировались и обобщались результаты экспериментального исследования, нашедшие отражение в данной кандидатской диссертации.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:
Научно обоснована и экспериментально проверена методическая система обучения живописи студентов специальности «Народное художественное творчество», включающая методы, формы и средства учебно-воспитательного процесса, направленного на решение проблемы формирования творческих способностей.
Разработано содержание дисциплины «Живопись» на четыре года обучения с учетом специфики профессиональной направленности студентов специальности «Народное художественное творчество», основанное на вариативности творческих аудиторных и самостоятельных заданий и
12 упражнений, позволяющих учитывать индивидуальные способности и степень подготовленности каждого студента.
3. Выявлены критерии определения уровня художественного восприятия, образно-ассоциативного мышления и творческого воображения студентов по работам, выполненным на занятиях живописью.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен определенный вклад в теорию и методику обучения и воспитания изобразительному искусству. Решена значительная научно-педагогическая задача: предложена система организационных и педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей студентов специальности «Народное художественное творчество» в процессе обучения живописи с теоретико-методологическим обоснованием.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная методическая система (авторская программа дисциплины «Живопись», включающая вариативные аудиторные и творческие самостоятельные задания и упражнения, визуальный ряд примеров их выполнения, критерии выявления творческих способностей) используется в процессе обучения студентов специальности ««Народное художественное творчество» на кафедре изобразительного искусства СыктГУ.
Предложенная методика обучения может быть использована для организации занятий живописью в других высших учебных заведениях художественного профиля. Практические результаты самостоятельной творческой работы студентов по живописи могут служить основой для проведения спецкурсов в вузах и на курсах повышения квалификации педагогов декоративно-прикладного искусства.
На защиту выносится научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система обучения живописи студентов специальности «Народное художественное творчество» (специализация «Декоративно-прикладное творчество»), направленная на формирование их
13 творческих способностей. Она включает в себя цель, задачи, содержание, методы и средства учебно-воспитательного и развивающего процессов и основана на следующих положениях:
1. Одним из важнейших условий процесса обучения живописи является
освоение художественно-творческой деятельности, направленной на
развитие профессиональных качеств специалистов декоративно-прикладного
искусства.
Успешность выбора индивидуальной траектории формирования творческих способностей на основе учета степени подготовленности и возможностей каждого обучающегося обеспечивает вариативность творческих аудиторных и самостоятельных заданий и упражнений, отраженных в авторской программе «Живопись» для студентов специальности «Народное художественное творчество».
Учебно-творческие задания и упражнения по живописи должны быть ориентированы на формирование способностей художественного восприятия натуры, образно-ассоциативного мышления и творческого воображения студентов.
Необходимой составляющей предлагаемой методической системы является выявление уровня сформированности творческих способностей студентов в работах по живописи на основе разработанных критериев.
Достоверность научных результатов обеспечивается:
Опорой на теоретические положения искусствоведческих, психолого-педагогических и методических исследований проблемы художественно-творческого развития студентов.
Опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования.
3. Сопоставлением исходных и конечных результатов проведенного
педагогического эксперимента по установлению эффективности
разработанной методической системы обучения живописи студентов
14 специальности «Народное художественное творчество», направленной на формирование творческих способностей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе кафедры изобразительного искусства СыктГУ, а также в УдГУ и КГПИ. Материалы теоретического исследования и результаты экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедры изобразительного искусства СыктГУ, научно-практических конференциях различного уровня: на Республиканском конкурсе «Учитель года Республики Коми - 2002»;Региональной научно-практической конференции «Качество образования: Проблемы. Опыт. Находки» (Сыктывкар, 2003г.); Республиканской научно-практической конференции «Проблемы обновления содержания и технологии образовательного процесса» (Сыктывкар, 2006 г.); Международной научной конференции «Семиозис и культура» (Сыктывкар, 2006 г.); Международной конференции «Формирование личности студента в современном вузе» (Орёл, 2006 г.).
Результаты исследования нашли отражение в публикациях и разработанной программе «Живопись» для студентов специальности «Народное художественное творчество».