Введение к работе
Актуальность исследования. Анализ основополагающих документов в сфере образования - Закона РФ «Об образовании» и Концепции содержания непрерывного образования позволяет сделать вывод об усилении внимания к социально значимой проблеме воспитания личности, позитивно настроенной на создание тесных межличностных отношений в обществе. Умение построить отношения с другими людьми на духовно-нравственной основе присуще эмоционально развитой личности, обладающей высоким уровнем альтруизма, сочувствия, сострадания, любви, терпимости Яркие проявления безнравственности, асоциальное поведение являются следствием эмоциональной неразвитости, негативного отношения к окружающему миру, причина которого кроется в характерном для общества дефиците гуманности, взаимопонимания, отражающемся прежде всего на детях В мир детства все чаще проникают достаточно жесткие формы взаимоотношений, основой которых являются соперничество, расчет, корысть, розыгрыш, отвержение по внешним признакам
Особого внимания заслуживает момент перехода из дошкольного в школьное детство Начало систематического обучения в общеобразовательной школе всегда является для ребенка стрессовой ситуацией, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям, новому коллективу сверстников. Практика показывает, что в настоящее время многие дети приходят в первый класс, не посещая до этого дошкольных образовательных учреждений, вследствие чего не умеют выстраивать отношения со сверстниками Другие, напротив, являются носителями негативного опыта взаимоотношений со сверстниками, который пытаются реализовать в новых социальных условиях Зачастую первоклассники не только не умеют, но и не хотят общаться со сверстниками, не проявляют к ним интереса, не стремятся вступить в контакт
Проблема формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в современных научных исследованиях находит отражение по преимуществу в имплицитной форме. Сущность позитивного (положительного, нравственного, гуманистического) отношения человека к другому осмыслена в контексте межличностных взаимоотношений (Б Г. Ананьев, А А Бодалев, Л И Божович, Я. Л. Коломинский, В Н Мясгацев, А В Петровский, С Л Рубинштейн, Е О Смирнова, Д И Фельдштейн) и эмпатии (Т Липпс, К Роджерс, В В Мегедь, Е В. Субботинский) Многообразные аспекты проблемы формирования у детей 6-7 лет позитивного отношения к сверстникам
рассматриваются в контексте исследования динамики возрастного развития ребенка (В В Абраменкова, М М Безруких, В Н Белкина, А В Запорожец, В С Мухина, Д И Фельдштейн), специфики межличностных отношений дошкольников и младших школьников (Л В Артемова, Н В Давидович, И В Дубровина, А С Заслужный, Я Л Коломинский, А М Прихожан, Л И Уманский, В Г Утробина), нравственного развития личности ребенка в условиях благополучного отношения со сверстниками (Е А. Кудрявцева, Т И Репина, А А Рояк), развития волевого поведения (И И Чеснокова), формирования нравственно-волевых качеств в процессе учебно-познавательной деятельности (Р С Буре) Однако четкого определения понятия «позитивное отношение к сверстнику» применительно к возрасту 6-7 лет в данных работах не дается, а целостная методика формирования данного качества не представлена
Значительным потенциалом в решении проблемы формирования позитивного отношения человека к другому обладают занятия искусством Современная педагогика художественного образования исходит из того, что сопереживание герою произведения искусства формирует гуманистическое отношение человека к другим в реальной жизни (А Н Малюков, А А Мелик-Пашаев, Л П Печко, В Г Ражников, Е М Торшилова) Постижение віг/треннего мира другого человека, запечатленного в произведениях искусства, является одним из основных концептуальных положений программ музыкального и художественного образования дошкольников и младших школьников (Э Б Абдуллин, В В Алеев, Ю Б Алиев, Н А Ветлугина, Д Б Кабалевский, Е Д Критская, Г Н Кудина, З Н Новлянская, Б М Неменский, О П Радынова, Г П Сергеева, Н А Терентьева, Л В Школяр) Гуманистическая ориентация современного художественного образования предполагает погружение учащихся в ситуации успеха (А С Белкин) в процессе художественно-творческой деятельности
Эмоционально-нравственный потенциал отдельных видов искусства аккумулируется в процессе комплексных занятий искусством (Т Г Пеня, Л Г Савенкова, Б П Юсов) Подобные занятия в настоящее время являются неотъемлемым компонентом образовательного процесса в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла Однако вопрос о формировании в процессе данных занятий позитивного отношения первоклассников к сверстникам в научном плане еще не освещался
Отдельные аспекты проблемы формирования у детей 6-7 лет позитивного отношения к сверстникам средствами искусства в научно-педагогических исследованиях последних лет нашли отражение в кон-
тексте воспитания самосознания (Н. Г Тагильцева) и духовности (О Ф. Степанова), эмоционального развития (Л Л Пилипенко, Е Г Савина, Л В Ясинских), формирования толерантности (О А Овсянникова), адаптации первоклассников к обучению в школе (О Н Новикова, Н. Н Шаповалова) Тем не менее, специальная методика формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам на комплексных занятиях искусством на сегодняшний день не разработана.
Все вышесказанное позволило выделить следующие противоречия
между рассмотрением в психолого-педагогических исследованиях отдельных аспектов проблемы формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам и недостаточной разработанностью проблемы в целом;
между потенциальными возможностями занятий искусством в формировании у учащихся позитивного отношения к сверстникам и недостаточностью теоретического и методического обеспечения данного процесса;
между изученностью отдельных аспектов проблемы формирования у детей 6-7 лет позитивного отношения к сверстникам средствами искусства и отсутствием методики формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования «Формирование у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-поисковым путем методики формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.
Объект исследования - процесс художественного образования первоклассников в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла
Предмет исследования - методика формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла
Гипотеза исследования. Формирование у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством будет эффективным, если-
под позитивным отношением к сверстнику будет пониматься эмоционально-нравственная установка ребенка, основанная на сопереживании (сострадании-сорадовании), подразумевающая принятие сверстника вне зависимости от внешних признаков, реализующаяся в эмоциональной поддержке, заботе, содействии,
процесс формирования позитивного отношения к сверстникам будет базироваться на механизме эмпатии и включать следующую последовательность педагогических действий пробуждение эмоционального отклика на переживание другого, побуждение к сопереживанию (состраданию-сорадованию) другому; побуждение к содействию другому (герою произведения искусства, реальному человеку),
- будет разработана методика, основанная на комплексе ис
кусств (музыка, изобразительное искусство, литература, пантомима,
хореография, театр) и включающая, формы, методы и приемы органи
зации образовательного процесса, соответствующие природе искусст
ва, побуждающие ребенка к сопереживанию (состраданию-
сорадованию) и содействию другому (герою произведения искусства,
реальному человеку), структуру занятия, обеспечивающую целост
ность педагогического процесса при многообразии и вариативности
художественно-творческой деятельности учащихся, ритуалы, способ
ствующие закреплению позитивного отношения первоклассников к
сверстникам
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие его задачи:
1. Проанализировать философскую и психолого-
педагогическую литературу, научно-педагогические и методические источники в области музыкального и художественного образования в контексте изучаемой проблемы
Уточнить содержание понятия «позитивное отношение к сверстнику» применительно к возрасту 6-7 лет
Выявить формы, методы, приемы, структуру организации учебного процесса на комплексных занятиях искусством, способствующие формированию у первоклассников позитивного отношения к сверстникам
Определить критерии, показатели и уровни сформированно-сти у первоклассников позитивного отношения к сверстникам, адекватные специфике художественно-творческой деятельности на занятиях искусством
Проверить эффективность разработанной методики формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством в ходе опытно-поисковой работы
Методологическую и теоретическую основу исследования
составили гуманистические теории личности (А. Маслоу, К Роджерс,
Р Мей, В Френкель), идеи о значимости отношения человека к дру
гим людям в процессе межличностных взаимоотношений и коммуни
кации (Б Г. Ананьев, А А Бодалев, Я Л. Коломинский,
В Н Мясищев, А В Петровский), теория развития личности в дея
тельности и общении (Л. С Выготский, П Я Гальперин,
А Н Леонтьев, С Л Рубинштейн), концепции возрастного развития
детей дошкольного и младшего школьного возраста
(В В Абраменкова, М М Безруких, Л И Божович, В В Давыдов,
А В. Запорожец, В С. Мухина, Д И Фельдштейн, Д. Б Эльконин),
идеи о значимости развития эмоциональной отзывчивости для пони
мания эмоционального содержания художественных произведений
(А Л Готсдинер, Г И. Ильин, А Г Костюк, Е В Назайкинский,
М С Старчеус, Б М Теплов, М А Флерина), положение о предрас
положенности детей младшего школьного возраста ко многим видам
художественной деятельности (Т Г Пеня, Л. Г Савенкова,
Б П. Юсов), концептуальные положения теории музыкального образо
вания дошкольников и младших школьников об эмоционально-
нравственном потенциале занятий искусством, о диалектической связи
музыкальных и художественных впечатлений ребенка с его жизнен
ным опытом (Э Б Абдуллин, Ю Б Алиев, Н. А Ветлугина,
Д Б Кабалевский, Е Д Критская, 3 Н Кудина, Б М. Неменский,
3 А Новлянская, О П Радынова, Г П Сергеева, К В Тарасова,
Н А Терентьева, Л В Школяр)
В ходе исследования использовались следующие методы:
теоретические изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы по проблеме и теме исследования, документальных источников образовательных учреждений; педагогическое проектирование;
эмпирические педагогическое наблюдение, анализ продуктов детского творчества, беседа, анкетирование, проективные методики
исследования личности, количественная и качественная обработка результатов опытно-поисковой работы
Исследование проводилось с 2001 по 2006 г в условиях естественного педагогического процесса художественного образования учащихся первых классов общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла на базе МОУ СОШ № 143 г Екатеринбурга и включало три этапа.
На первом этапе (2001-2003 гг) были определены проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза диссертационного исследования, осуществлялся анализ философских, психолого-педагогических, музыкально-педагогических источников в контексте проблемы исследования, изучался передовой педагогический опыт, выявлялись содержание, формы, методы и приемы организации учебного процесса на занятиях искусством, способствующие формированию у первоклассников позитивного отношения к сверстникам; разрабатывался диагностический инструментарий
На втором этапе (2003-2005 гг.) была разработана методика формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством; осуществлялась опытно-поисковая работа с целью проверки гипотезы исследования и результативности разработанной методики, накапливалась и обрабатывалась информация, апробировались результаты исследования.
На третьем этапе (2005-2006 гг) завершалась опытно-поисковая работа, осуществлялись обобщение, анализ и систематизация полученных результатов, оценивалась результативность методики формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством, формулировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования
Научная новизна исследования заключается в следующем
Доказано, что процесс формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам на комплексных занятиях искусством базируется на механизме эмпатии и включает следующую последовательность педагогических действий пробуждение эмоционального отклика на переживание другого, побуждение к сопереживанию (состраданию-сорадованию) другому, побуждение к содействию другому (герою произведения искусства, реальному человеку)
Разработана методика формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам, основанная на комплексе искусств (музыка, изобразительное искусство, литература, пантомима, хореография, театр) и включающая формы организации образовательного процесса (групповое обсуждение художественных впечатле-
ний, дискуссия, этическая беседа, временные творческие объединения по созданию совместного художественного продукта, игра-драматизация), методы и приемы педагогики музыкального и художественного образования, психической саморегуляции, коррекции нарушения отношений со сверстниками; структуру занятия - инвариантный (встреча, разминка, освоение темы занятия, подведение нравственно-этических итогов занятия) и вариативный (проблемные ситуации, обусловленные многообразием художественных впечатлений и видов художественно-творческой деятельности учащихся) блоки; ритуалы (приветствие, расставание, поощрение и поддержка прикосновением, хоровод-единение, исполнение гимна первоклассников) Теоретическая значимость исследования заключается
— в уточнении содержания понятия «позитивное отношение
первоклассника к сверстнику» это эмоционально-нравственная уста
новка ребенка, основанная на сопереживании (сострадании-
сорадовании), подразумевающая принятие сверстника вне зависимости
от внешних признаков, реализующаяся в эмоциональной поддержке,
заботе, содействии,
- в теоретическом обосновании последовательности педагоги
ческих действий по формированию у первоклассников позитивного
отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусст
вом, основанной на механизме эмпатии: пробуждение эмоционального
отклика на переживание другого, побуждение к сопереживанию (со-
страданию-сорадованию) другому, побуждение к содействию другому
(герою произведения искусства, реальному человеку)
Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев, показателей и уровней сформированности у первоклассников позитивного отношения к сверстникам, адекватных специфике художественно-творческой деятельности на занятиях искусством, программы комплексных занятий искусством для первого класса школ с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, учебно-методического обеспечения образовательного процесса (репертуар, нотный, литературный, аудио- и видеоматериал, репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, реквизит для игр и театрализованных этюдов)
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора в качестве преподавателя музыкального отделения МОУ СОШ № 143 г Екатеринбурга Основные положения исследования обсуждались на всероссийской (Уфа, 2005), межвузовской (Екатеринбург, 2004), вузовской (Екатеринбург, 2002) научно-практических конференциях, региональном круглом сто-
ле (Оренбург, 2005), на заседаниях кафедры пения и методики музыкального воспитания, естествознания и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университета; нашли отражение в публикации научных статей (из них 1 издана в рецензируемом научном издании, определенном Высшей аттестационной комиссией для публикации диссертационных материалов), тезисов докладов (Архангельск, Екатеринбург, Оренбург, Уфа, Чебоксары)
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось лично автором в МОУ СОШ № 143, в центре развития «Созвездие» при УрИСО г Екатеринбурга, разработанная методика используется в МОУ СОШ № 32 с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла (творческие часы), в подготовительных группах и первом классе ДМШ № 14 (общеэстетические развивающие занятия) г Екатеринбурга
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, аргументированностью теоретических положений, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, результатами опытно-поисковой работы
На защиту выносятся следующие положения:
Позитивное отношение первоклассника к сверстнику — это эмоционально-нравственная установка ребенка, основанная на сопереживании (сострадании-сорадовании), подразумевающая принятие сверстника вне зависимости от внешних признаков, реализующаяся в эмоциональной поддержке, заботе, содействии
Процесс формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством базируется на механизме эмпатии и включает следующую последовательность педагогических действий пробуждение эмоционального отклика на переживание другого, побуждение к сопереживанию (со-страданию-сорадованию) другому, побуждение к содействию другому (герою произведения искусства, реальному человеку)
Методика формирования у первоклассников позитивного отношения к сверстникам основывается на комплексе искусств (музыка, изобразительное искусство, литература, пантомима, хореография, театр) и включает: формы организации образовательного процесса (групповое обсуждение художественных впечатлений, дискуссия, этическая беседа, временные творческие объединения по созданию совместного художественного продукта, игра-драматизация), методы и приемы педагогики музыкального и художественного образования,
психической саморегуляции, коррекции нарушения отношений со сверстниками, структуру занятия — инвариантный (встреча, разминка, освоение темы занятия, подведение нравственно-этических итогов занятия) и вариативный (проблемные ситуации, обусловленные многообразием художественных впечатлений и видов художественно-творческой деятельности учащихся) блоки, ритуалы (приветствие, расставание, поощрение и поддержка прикосновением, хоровод-единение, исполнение гимна первоклассников).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений