Содержание к диссертации
Глава 1. Научно-теоретическое обоснование проблемы исследования J.
1.1. Категориально-понятийный аппарат исследования: философско-
эстетический аспект Л*
1.2. Психологические особенности развития эстетического отношения к
миру в младшем школьном возрасте Р~
1.3. Педагогические условия развития эстетического отношения к миру у
младших школьников л
Историко-педагогический аспект проблемы исследования 5
Педагогические основы развития эстетического отношения к миру у
младших школьников 63
Глава 2. Экспериментальное исследование путей и методов развития
эстетического отношения к миру у младших школьников на занятиях
изобразительным искусством Д1
2.1. Критерии оценки рисунков младших школьников по определению
уровня развития эстетического отношения к миру в процессе обучения
изобразительному искусству о»
2.2. Исследование проявлений эстетического отношения к миру у младших
школьников на уроках изоискусства (констатирующий этап
эксперимента) .1
2.3. Поиск оптимальных условий и методов развития эстетического
отношения к миру у младших школьников в процессе обучения
изобразительному искусству (поисковый этап эксперимента) Л^о
2.4. Методика развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству..
Заключение .1""
Библиография ^
Приложение 2-'"^
Введение к работе
Проблемой данного диссертационного исследования является развитие эстетического отношения к миру у детей младшего школьного возраста а процессе занятий изобразительным искусством. Обращение к данной проблеме обусловлено процессом гуманизации российского образования, усилением его эстетической составляющей, возрастанием приоритетов общечеловеческих и национальных ценностей, разработкой качественно новой стратегии эстетического воспитания подрастающих поколений. В связи с этим происходит переориентация целей образовательной и воспитательной деятельности.
В процессе обучения и воспитания на современном этапе главное значение приобретают задачи не только передачи социально значимых знаний, умений и навыков, но и развития эстетического отношения к миру, формирования таких личностных качеств как нравственная отзывчивость, эстетическая восприимчивость к предметам и явлениям окружающего мира.
Эстетическое отношение к миру входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию, которого должен быть посвящен учебно-воспитательный процесс в школе. Здесь закладываются основы изобразительной грамоты и мастерства, раскрываются широкие возможности творчества для учащихся на самых ранних этапах их развития. Занятия изобразительной деятельностью рассматриваются как одно из важнейших средств нравственно-эстетического развития личности ребенка, способствующее формированию эстетического понимания окружающего мира, развитию творческого, образного мышления, художественно-образного видения.
Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий изоискусством с целью реализации духовно-творческого потенциала младших школьников и развития их эстетического отношения к миру.
Поиск эффективных путей овладения изоискусством, развитие системы обучения и нравственна эстетического воспитания учащихся, стремление способствовать достижению вершин творчества вызывали и вызывают закономерный
интерес у ученых разных специализаций науки: педагогов, методистов, культурологов, философов, искусствоведов, психологов, физиологов.
Изучением философских проблем взаимосвязи творчества и познания, творчества и нравственно-духовного содержания личности творца занимались Аристотель, Платон, Фома Аквинский, Блаженный Августин, Д.Локк, К.Шефтсбери, ДДидро, У.Хогарт, Ж.Руссо, Ф.Хатчесон, Д.Юм, Э.Берк, Г.Хоум, И.Кант, Ф.Шиллер, В.Гете, Г.Гегель, К.Г.Юнг, З.Фрейд, Э.Фромм и др. Также нравственно-этический аспект художественного творчества, развитие эстетического отношения к объектам окружающего мира рассматривается в работах А.П.Валицкой, Е.С.Громова, В.И.Жуковского, Э.В.Ильенкова, Д.Б.Кабалевского, Ю.М.Лотмана, А.А.Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Б.М.Неменского, Д.И.Пивоварова, С.Л.Рубинштейна, П.В.Соболева и др.
В ходе исследования мы опирались на основные теоретические положения отечественных и зарубежных психологов: В.М.Бехтерева, Л.И.Божович, М.И.Буянова, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, З.С.Денисовой, В.С.Мухиной, В.Н.Мясищева, Л.Ф.Обуховой, Ю.А.Полуянова, Е.И.Рогова, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Н.Узнадзе, М.И.Чистяковой, Р.Арнхейма, Ж.Пиаже, Г.Эберлейн. Проблемы психологии художественного творчества, ее предмет и пути исследования освещаются в трудах Б.С.Мейлаха, Я.А.Пономарева, А.Н.Лука, Г.Л.Тульчинского, Н.В.Рождественской, П.В.Симонова, Б.М.Рунина. Перспективы развития искусства, методы прогнозирования рассматривают В.М.Петров, ЛХ.Бояджиева. Исследованию художественно-творческой одаренности посвящены работы А.А.Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Е.Е.Колчина. В.Л.Дранков определяет многогранность способностей как общий критерий художественного таланта.
Вопросы активизации художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы и студентов в вузе рассматриваются в работах В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева, Б.М.Неменского, Д.Б.Кабалевского, В.В.Корешкова, В.П.Зинченко, В.ІСЛебедко, Н.Я.Маслова, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова и др.
Проблемы детского художественного творчества и вопросы повышения эффективности преподавания изобразительного искусства младшим школьникам освещены в исследованиях А.И.Васильева, Т.Н.Дороновой, Е.И.Игнатьева,
7 С.Е.Игнатьева, Э.И.Кубышкиной, О.Р.Лагутиной, Е.М.Новикова, Ю.А.Полуянова и
др. Особое внимание развитию ценностного отношения к Человеку, организации
внутриколлективных отношений младших школьников уделяется в работах
Л.В.Пешковой, Л.С.Романовой, Е.Ю.Александровой, И.В.Бабуровой. Создание
культурно-эстетической среды как важное условие духовного развития школьников
рассматривают в своих исследованиях Т.К.Мурманцева, Ю.Г.Абрамова, НБ.Крылова.
Отдельные вопросы по интересующей нас проблеме затрагивались в публикациях и диссертационных исследованиях Н.С.Боголюбова, Т.А.Васильевой, С.Е.Игнатьева, И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской, О.Н.Скоблик, В.Г.Смирнова, А.В.Усовой, Ю.Хямяляйнен и др.
Однако анализ научно-методических работ показал, что специальных исследований, посвященных обозначенному аспекту художественно-творческой деятельности, практически нет. Несмотря на обширный круг специалистов, педагогов-практиков, художников, занимающихся данной проблемой, не имеется ее теоретического обоснования и методического обеспечения. Редко встречаются и практические разработки, отсутствуют система заданий и методических рекомендаций, направленных на развитие у младших школьников эстетического отношения к миру, его объектам, что является основополагающим методологическим условием как для сферы рационального знания, так и системы эстетического чувствования, в том числе и художественной деятельности.
Недостаточная разработанность проблемы развития эстетического отношения к миру у школьников в начальный период обучения изобразительному искусству обусловили выбор темы исследования "Система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством".
Объект исследования учебно-воспитательный процесс и художественно-творческая деятельность младших школьников на занятиях изобразительным искусством.
Предмет исследования пути и средства, методические приемы и условия развития эстетического отношения к миру в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.
Цель исследования: определение содержания и разработка системы методов, обеспечивающих развитие эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством.
Гипотеза исследования: развитие эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством будет проходить более эффективно, если в процессе обучения использовать специально разработанную методическую систему, включающую в себя:
-модель совместной продуктивной деятельности педагога, учащихся, родителей, базирующаяся на единстве поставленных целей и обеспечивающая развитие эстетического мироотношения,
-цели, задачи и содержание развития эстетичесского мироотношения (комплекс учебных заданий, учитывающий региональные особенности природы и культуры родного края как средство эмоционально-образного воздействия на учащихся);
-группу методов, приемов, дидактических средств, обеспечивающую возникновение интереса к объекту изображения, процессу изобразительной деятельности, ее результату.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую,
искусствоведческую литературу по исследуемой проблеме.
2. Определить сущность, структуру и специфику развития эстетического
отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изоискусством.
3. Разработать шкалы оценочных критериев рисунков учащихся по определению
уровня развития эстетического мироотношения.
4. Выявить учебно-методические возможности изобразительного искусства,
разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития
эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий
изоискусством.
Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых, педагогов, психологов, физиологов, искусствоведов, культурологов, философов; а также философское положение о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о категориальном единстве
9 "прекрасного" и "духовного"; положение о социально-деятельностной и творческой
сущности личности, как субъекте исторического развития общества.
Проверка гипотезы и решение поставленных задач определили использование
следующих методов теоретического я экспериментального исследования:
-изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ по
рассматриваемой проблеме: исторических, диссертационных исследований,
периодических изданий, школьных планов и учебных программ по изобразительному
искусству;
-изучение, анализ и обобщение практического опыта обучения изобразительному
искусству в начальных классах общеобразовательной школы и учреждениях
дополнительного образования;
-опрос, анкетирование, наблюдение за учебной деятельностью учащихся,
индивидуальные и групповые беседы с преподавателями изоискусства, а также со
студентами старших курсов художественно-графических факультетов;
-анализ учебной и творческой деятельности младших школьников;
-педагогический эксперимент:констатирующий, поисковый, обучающий
Исследование проходило в несколько этапов.
Первый этап (1996-1998) включал оценку современного состояния проблемы исследования, степень разработанности ее различными авторами. Был проведен анализ учебных программ и учебных пособий по изоискусству для уащихся начальной школы, изучался опыт отдельных преподавателей. В этот период определились цели и задачи опытно-экспериментальной работы, разработаны методы проведения педагогического эксперимента. Определились рабочая гипотеза, предмет, задачи исследования.
Второй этап (1998-2000) посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Были выделены уровни сформированности эстетического мироотношения, разработаны критерии оценки рисунков учащихся 1-2 классов, которые позволили проследить развитие эстетического отношения к миру, своей изобразительной деятельности у младших школьников. Осуществлялась проверка гипотезы исследования.
Третий этап (2000-2001) посвящен обобщению и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы. Уточнялись отдельные положения исследования,
формулировались выводы. Осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественного образования начальной школы.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
-предложена и апробирована методическая система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством, включающая в себя:
-модель совместной продуктивной деятельности педагога, учащихся, родителей, базирующаяся на единстве поставленных целей и обеспечивающая развитие эстетического мироотношения;
-цели, задачи и содержание развития эстетичесского мироотношения (комплекс учебных заданий, учитывающий региональные особенности природы и культуры родного края как средство эмоционально-образного воздействия на учащихся);
-группу методов, приемов, дидактических средств, обеспечивающую возникновение интереса к объекту изображения, процессу изобразительной деятельности, ее результату.
-полученными результатами экспериментальной методики доказывается, что развитие эстетического отношения к миру во многом определяет развитие художественно-творческих способностей, изобразительных умений и навыков младших школьников.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно-теоретическое значение исследования состоит в том, что разработанная нами методическая система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в значительной мере способствует развитию изобразительно-творческих способностей, умений и навыков. Результаты данного исследования могут использоваться в дальнейшем совершенствовании этапа развития эстетического мироотношения как важной составляющей детского художественного творчества, а также при разработке смежных проблем.
Научно-прикладное значение состоит в том, что использование результатов исследования возможно в практической работе преподавателей как общеобразовательных школ, так и в системе учреждений дополнительного образования, а также при разработке учебных программ, пособий.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается использованием современных научных данных по педагогике, психологии, изобразительному искусству, опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования, опорой на художественно-творческую и педагогическую практику автора.
На защиту выносятся следующие положения
-методическая система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изоискусством, включающая в себя:
-модель совместной продуктивной деятельности педагога, учащихся, родителей, базирующаяся на единстве поставленных целей и обеспечивающая развитие эстетического мироотношения;
-цели, задачи и содержание развития эстетичесского мироотношения (комплекс учебных заданий, учитывающий региональные особенности природы и культуры родного края как средство эмоционально-образного воздействия на учащихся);
-группу методов, приемов, дидактических средств, обеспечивающую возникновение интереса к объекту изображения, процессу изобразительной деятельности, ее результату.
-критерии оценки уровня развития эстетического мироотношения для учащихся 1-2 классов в процессе обучения изобразительному искусству;
-научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о том, что развитие эстетического отношения к миру во многом определяет развитие изобразительно-творческих способностей, умений, навыков младших школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования:
-материалы исследования обсуждались на кафедре теории и методики обучения изобразительному искусству Курского государственного педагогического университета;
-основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, сообщались на ежегодных научно-практических конференциях университета;
-апробация результатов проходила на базе школ № 62, 80, 88, Центра творчества детей и юношества, школы-интерната №1 г.Воронежа, школы-лицея № 21, 27 г.Курска.
Объем и структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Диссертационная работа изложена на 198 страницах. Список литературы насчитывает 206 наименований, из них 5 на иностранном языке.