Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения Макаровская Ирина Васильевна

Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения
<
Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макаровская Ирина Васильевна. Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Макаровская Ирина Васильевна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Москва, 2008.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/138

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей личности 24

1.1. Философские представления о творческих способностях личности 24

1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы развития творческих способностей 31

1.3. Анализ проблемы развития творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством 50

Выводы впервой главы 56

Глава 2. Из истории кружевоплетения 59

2.1. Из истории развития русского кружева 59

2.2. Становление Елецкого кружевного промысла 71

2.3. Характерные черты и художественные особенности «елецкой» сцепной техники производства кружева 90

Выводы второй главы 96

Глава 3. Экспериментальное исследование развития творческих способностей студентов в процессе занятий кружевоплетением 98

3.1. Использование потенциала музыкального искусства в развитии творческих способностей студентов 98

3.2 Методика развития творческих способностей студентов в процессе кружевоплетения 103

3.3.Констатирующий эксперимент. Влияние метода стадиального ориентирования на эффективность развития творческих способностей студентов в процессе занятий кружевоплетением 114

3.4. Методика формирующего эксперимента по развитию творческих способностей студентов в процессе занятий кружевоплетением 129

3.5. Методика контрольного эксперимента 143

Выводы третьей главы 157

Заключение 159

Библиография 166

Приложение 1 179

Приложение 2 188

Приложение 3 204

Приложение 4 210

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

Педагогическая наука ведет активный поиск путей совершенствования подготовки профессиональных кадров. «Национальная доктрина образования Российской Федерации» декларирует обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации. Это позволяет создавать гуманистические реформаторские тенденции в образовании, направленные на создание условий для развития и самореализации личности. Новое тысячелетие требует от нас максимально полного использования творческих сил личности не только для сохранения цивилизации, но и для обеспечения ее жизнедеятельности. Правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования и развития творческих способностей учащихся и молодежи, как одного из основополагающих принципов реформирования и модернизации отечественного образования.

Решение этих задач требует новых подходов к процессу подготовки специалистов высших учебных заведений. В условиях современного общества роль преподавателя и руководителя студии декоративно-прикладного творчества, закладывающего основы нравственного, духовного, творческого развития подрастающего поколения, все более возрастает. Это в свою очередь требует от педагога наличия соответствующих качеств, ибо он не только передает знания, но и развивает духовный опыт и творческое начало, воспитывает сознание личности учащегося, направляя его на осмысление и созидательное преобразование мира. Именно поэтому представляется важным поиск новых путей и методов развития творческих способностей личности студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством.

В своих философских исследованиях природу творчества рассматривали Платон, Аристотель, В.Ф. Асмус, Г.-В.-Ф. Гегель, И.А. Ильин, И. Кант, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, А.Г. Спиркин, Е.Н. Трубецкой, Е.Л. Фейнберг, П.А. Флоренский и другие.

Природу творческой продуктивности объясняют психологи Б.Г. Ананьев, Т.И. Артемьева, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, В.П. Зинченко, В.А. Крутецкий, В.С. Кузин, А.Н. Леонтьев, А.Д. Логвиненко, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.

Важное значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности, ее творческих способностей для данного исследования имели работы Н.С. Боголюбова, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, В.С.Кузина, В.К. Лебедко, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова и других, обозначивщих высокую социальную значимость проблемы творческого развития личности в целом, и личности будущего педагога в частности. В своих трудах ученые-педагоги обосновали необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей студентов художественных факультетов вузов.

Изучение закономерностей развития творческих способностей студентов имеет большое значение в процессе обучения художественному творчеству и народным промыслам и приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность. Между тем, декоративно-прикладное искусство многогранно и на данный момент обладает достаточным спектром неизученных проявлений, способных принести пользу для научных исследований и педагогической практики. В том числе мало исследован аспект совершенствования творческих способностей студентов через процесс специально организованной, целенаправленной, интегрированной с музыкальным искусством творческой деятельности на занятиях кружевоплетением. Данный аспект обусловливает актуальность определения значимости и места занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения. Вместе с тем, теоретический и практический опыт, накопленный в области позитивного влияния занятий кружевоплетения на личность студента, не востребован педагогической практикой. Среди различных видов декоративно-прикладной деятельности кружевоплетение занимает особое место. Оно обладает специфичным художественным языком, уникальность которого состоит в том, что многообразные оттенки содержания декоративного образа успешно выражаются не только с помощью различных технологий кружевоплетения, но и через формообразования материала.

Актуальность данной проблемы заключается в следующем: выпускник по специальности «народное художественное творчество», имеющий квалификацию «художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель», у которого не развиты творческие способности, в том числе в области ДПИ, не способен развивать их у своих учеников.

При изучении проблемы развития творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности выявлены противоречия:

- между потенциальными возможностями кружевоплетения для развития творческих способностей студентов и неразработанностью процесса творческого саморазвития средствами этого вида художественного творчества на занятиях декоративно-прикладным искусством;

- между специфической многогранностью и сложностью процесса совершенствования творческих способностей студентов и недостаточной эффективностью сложившихся форм обучения специалистов в вузах;

- между индивидуальными возможностями каждого студента и преимущественно массовым характером обучения.

Указанные противоречия определили проблему исследования. Она заключается в необходимости развития творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения.

Целью нашего исследования стало решение обозначенной проблемы развития творческих способностей студентов путем научного обоснования, практической разработки и экспериментальной проверки системы дидактических средств, форм, способов и методов развития творческих способностей студентов на занятиях кружевоплетения.

Объект исследования – творческая деятельность студентов специальности «народное художественное творчество» на аудиторных и самостоятельных занятиях кружевоплетения.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей студентов, методические условия, педагогические приемы, средства и формы учебно-воспитательной работы на занятиях кружевоплетением.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие творческих способностей студентов художественных факультетов вузов в процессе обучения кружевоплетению качественно улучшается, если:

- учебный процесс построен с учетом психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей студентов;

- развитие творческих способностей студентов опирается на современную научно обоснованную методику преподавания, где цели, задачи и содержание обучения направлены не только на передачу конкретных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческого потенциала личности;

- структура содержания существует как динамичная система, адекватная конкретным условиям, при этом система заданий адаптирована для различного уровня сложности и степени подготовленности, индивидуальных особенностей, творческих способностей студентов;

- обучение ориентировано на национальные традиции, на занятиях используются произведения музыкального фольклорного искусства;

Задачи исследования: проанализировать психофизиологические и педагогические основы развития творческих способностей, рассмотреть исторически сложившиеся методы обучения кружевоплетению, определить оптимальные формы и методы организации этого процесса, изучить современную систему обучения и выявить возможности успешной учебно-воспитательной работы в области художественных ремесел, разработать структуру и содержание занятий по кружевоплетению для студентов специальности «народное художественное творчество», разработать научно-методические рекомендации к проведению занятий по изучению кружевоплетения, направленные на развитие творческих способностей студентов, экспериментально опробировать разработанную систему обучения с комплексом учебных заданий различной сложности и проверить эффективность предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов.

Методологической основой исследования явились труды психологов, философов, педагогов, работы по искусствознанию, художественному образованию, творческое наследие мастеров декоративно-прикладного искусства.

Для выполнения поставленных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались различные методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно-методической, психолого-педагогической, методологической и специальной литературы по теме данного исследования; анализ существующих учебных программ для учебных заведений, как основного, так и дополнительного образования; наблюдение за познавательной и творческой репродуктивной и продуктивной деятельностью студентов на занятиях кружевоплетением; проведение контрольного эксперимента по предлагаемым формам, методам и приемам обучения; систематический анализ и проверка полученных результатов; обобщение и анализ наблюдений по проблеме исследования.

Методика исследования строилась на таких принципах как объективность, взаимодополняемость, взаимоконтролируемость исследовательских методов.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2008 г.г. включительно в несколько этапов.

На первом этапе (2004 – 2005г.г.) - намечалось направление исследования, уточнялась проблема исследования, обосновывалась ее актуальность. Проводилось изучение специальной литературы, анализировались материалы, посвященные проблемам природы творчества, развития творческих способностей личности, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, эстетическому воспитанию, художественному образованию и творческому развитию студентов художественно-педагогических специальностей. Анализировался и осваивался опыт работы педагогов декоративно-прикладного искусства различных вузов, училищ, художников и мастеров народных промыслов. Определялась методология исследования и разрабатывалась его методика, была выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи, методы исследования, определялось содержание экспериментальных занятий.

Проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования. По результатам анализа программ дополнительного образования была составлена экспериментальная авторская программа по курсу кружевоплетения, ориентированная на студентов специальности «народное художественное творчество», с учетом основных положений развития творческих способностей личности.

На втором этапе (2005 - 2006г.г.) — продолжился анализ литературы, проводилась теоретическая и практическая работа, направленная на поиск путей и развития творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности. Осуществлена проверка гипотезы, определены возможности студентов в формировании умений и навыков процесса кружевоплетения. Был проведен формирующий эксперимент, позволивший апробировать методы преподавания кружевоплетения, скорректировать методическую систему и сформировать оптимальную структуру содержания курса с целью развития творческих способностей студентов.

На третьем этапе (2006 - 2008г.г.) — проводилось контрольное экспериментальное исследование по проверке, уточнению форм и методов развития творческих способностей студентов в процессе обучения их декоративно-прикладному искусству. Уточнение отдельных сторон эффективности методической системы, апробированной в ходе второго этапа педагогического эксперимента с целью систематизации и обобщения полученного материала, проверки выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования, выявлению их эффективности, подведению итогов и анализу результатов экспериментов. Проводился анализ полученных данных, их систематизация, обобщение и оформление в виде диссертационной работы.

Экспериментальная работа проводилась по следующим направлениям:

определялся исходный уровень развития творческих способностей студентов, разрабатывалась методическая система обучения декоративно-прикладному искусству, направленная на развитие творческих способностей, выявлялись оптимальные сочетания принципов, методов, форм, средств, условий развития творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности, исследовалась и экспериментально проверялась эффективность методической системы обучения декоративно-прикладному искусству, направленной на развитие творческих способностей студентов, подвергались анализу и изучению результаты исследования, определялись уровни развития творческих способностей студентов.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система развития творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения. Определены основные закономерности и условия развития творческих способностей в процессе занятий декоративно-прикладным искусством, выявлена роль потребностно-мотивационных особенностей личности и её установок на концентрацию усилий для решения поставленной цели в процессе прикладной художественной деятельности. Ценность предложенной методики связана с тем, что в ней используемые известные в педагогике формы проведения занятий и методы применяются в закономерном целесообразном взаимодействии, взаимосочетании и последовательности.

Теоретическая значимость результатов исследования. Осуществлен поиск теоретических предпосылок, педагогических условий и эффективных способов обучения, форм организации занятий ДПИ с целью наиболее полной реализации творческого потенциала и развития общих и специальных художественно-творческих способностей студентов, а именно, образного мышления, свойств зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов и сенсорномоторных качеств, особенно связанных с действием рук художника, обеспечивающих быстрое и точное усвоение технических приемов.

Внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами декоративно-прикладного искусства – решена проблема развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях кружевоплетением. Определена и обоснована роль развития творческих способностей студентов художественных факультетов вузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (кружевоплетение) в общей системе повышения эффективности и профессионализма подготовки преподавателей и руководителей студий декоративно-прикладного творчества; теоретически обоснованы особенности и пути развития творческих способностей студентов; разработан теоретический курс по кружевоплетению, включающий в себя систему учебно-творческих, проблемных заданий, стимулирующих динамику развития творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научного педагогического обеспечения творческой подготовки преподавателей и руководителей студий декоративно-прикладного творчества, художников народных промыслов.

Практическая значимость результатов исследования.

Разработанные методическая система развития творческих способностей студентов в процессе занятий ДПИ, принципиально новая авторская экспериментальная учебная программа по кружевоплетению для студентов специальности «народное художественное творчество», конкретные упражнения, оригинальные учебные и творческие задания, направленные на развитие творческих способностей студентов, позволяющие совершенствовать методику проведения занятий кружевоплетения, применяемые в данной методической системе технические средства обучения, наглядные пособия и т.п. - могут быть использованы в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства на художественных и художественно-графических факультетах вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, педагогической и психологической литературы в области развития творческих способностей личности; использованием достижений искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и творческого развития личности; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях ведения экспериментального курса; объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования; проверкой эффективности выявленных принципов организации занятий по кружевоплетению.

На защиту выносятся:

Разработанная, научно-методически обоснованная и экспериментально проверенная система оптимизации процесса освоения декоративно-прикладного искусства на примере кружевоплетения в ходе развития творческих способностей, которая включает в себя: цели, задачи и содержание обучения студентов художественных факультетов вузов кружевоплетению; специально разработанную систему практических заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей; определение особенностей структуры художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в течение ряда лет и отражены в публикациях, выступлениях на конференциях, заседаниях кафедр, в учебно-методическом и учебно-творческом процессе на базе ЕГУИ им. Т.Н. Хренникова и факультета дизайна ЕГУ им. И.А.Бунина. Экспериментальные методики нашли применение в практической творческой деятельности студентов и были отражены в научно-исследовательских, художественно-творческих, курсовых работах студентов. Материалы исследования способствуют совершенствованию развивающего, обучающего, учебно-воспитательного и творческого процессов на художественных факультетах вузов, в лицеях, колледжах, училищах, художественных школах, учреждениях дополнительного образования.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов и программ для художественных факультетов вузов, других образовательных учреждений, организации занятий дополнительного образования, детских художественных школ и школ искусств, при подготовке методических пособий по кружевоплетению.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации 192 страницы, из них 161 страница основного машинописного текста, 13 страниц – список литературы, состоящий из 182 наименований, 25 страниц приложения. Диссертация содержит 14 таблиц, 1 схему, 3 графика, 45 иллюстраций.

Философские представления о творческих способностях личности

Проблема творчества как высшей формы проявления человеческих возможностей, начиная с античной философии, всегда была предметом особого обсуждения и анализа. Это обусловлено тем, что в процессе творчества не только возникают новые идеи, предметы, образы, но и происходит изменение возможностей человека, так как, создавая новое, он преобразует самого себя. По определению, приведенному в Большом энциклопедическом словаре, творчество означает деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, ибо всегда предполагает творца, т.е. субъекта творческой деятельности.

Первым из древнегреческих философов, выявивших проблему творчества и силы духа самого творца, был Демокрит.[98.-С.479] В своем материалистическом учении он обозначил проблему взаимосвязи творческого процесса с духовным состоянием творца, его вдохновением.

Платон в своих учениях выделяет акт творчества из обычной деятельности сознания, отмечая в этот момент особое состояние творца. А.В. Асмус в учении Платона о творчестве как одержимости выделял три мысли, которые повторялись и воспроизводились эстетиками последующих времен: о сверхчувственном источнике творца, об алогической природе художественного вдохновения и о том, что основа эстетической одаренности не столько в специфическом даровании, в особенностях интеллектуальной и эмоциональной организации художника, сколько в чисто отрицательном условии - в его способностях выключаться из практического отношения к действительности 13.-С.212]

Аристотель утверждал, что талант представляет собой природный дар, без которого нет творчества, но при этом для достижения творческих высот необходимо развивать природные творческие способности. Искусство, по Аристотелю, есть средство приобщения личности к идеалу, возвышения над повседневностью, ее прикосновения к возвышенному, стремления к совершенному и «очищения» от случайного. Таким образом, античная философия разработала концепцию не страдающего, а действующего человека, который является центром культуры, ее творцом, призвание которого заключается в творчестве и познании бытия.

Проблемы творчества, обозначенные в Античности и определенные Платоном, получили развитие в субъективно-идеалистической философии Канта. Он выявил основную проблему творческой деятельности, которая заключается во взаимоотношении логического и интуитивного в контексте рассмотрения учения о целесообразности деятельности в целом, искусства в широком смысле слова. [14.-С.504]

Деятельность человека Кант дифференцировал как практическую и теоретическую, отличая умение от знания. Воображение и рассудок являются главными способностями, составляющими гения. С одной стороны, человек способен заниматься искусством, если у него нет продуктивного воображения. Но, с другой стороны, без деятельности рассудка, мастерства невозможно создать произведение искусства. В этом логическом начале существует единение художника и ученого.

В работах Канта подчеркивается тезис об использовании в творчестве особого художественного языка. В его трактовке художник в процессе своей творческой деятельности использует язык образов, который не поддается переводу на научный или бытовой, вербальный язык. Нет языка адекватного творчеству, следовательно, никакой язык не в состоянии сделать его более понятным.[70.-С.300]. Творчество в искусстве, гениальность, по его мнению, «...непосредственно дается из рук природы, следовательно, с ним и умирает, пока природа снова не одарит точно так же кого-нибудь другого, кому достаточно лишь примера, чтобы дать осознанному в себе таланту проявить себя подобным же образом». [70.-С.325] В этом смысле содержание произведения искусства имеет духовное значение, несет в себе определенный смысл, эстетическое восприятие природы и явлений.

Из сказанного следует, что творческая деятельность в искусстве, по Канту, является духовной деятельностью, содержащей в себе высокие эстетические, морально-нравственные принципы жизнедеятельности человека. В этом смысле значение творчества состоит в том, что оно не только совершенствует интеллектуальные и моральные потенции личности, но и способно возвысить человека, показать, что он не только часть природы, но и созидатель мира свободы. Гегель рассматривает художественное творчество, начиная с «идеи прекрасного», переходя к его анализу в природе, затем анализирует проблему прекрасного в искусстве и эстетике в отношении с глобальными проблемами человеческой истории, где искусство погружается в сферу реальности, являющейся источником ее развития. От общего к частному, более конкретному — такой путь развития идеи прекрасного в искусстве и художественном творчестве предлагает Гегель.

Практическая деятельность, по Гегелю, служит основой, центром всех способностей человека, необходимых для развития творческой деятельности. К творческим способностям философ относит художественное мышление, творческое восприятие действительности, зрительную память, чувственное восприятие натуры.

Обращаясь к чувственной, образной форме, Гегель объединял искусство с практической деятельностью, которая является основой, центром всех способностей человека. Гегель, в отличие от Канта, вводит в систему форм деятельности сознания новое понятие - художественное мышление, приближенное к понятию творческие способности. В эти рассуждения вписывается его тезис о необходимости внутреннего развития. По убеждению философа, талант и гений художника имеет в себе элемент природной одаренности; последняя нуждается для своего развития в культуре мысли, в размышлении о способе ее существования, а так же в приобретении навыков. Под практической деятельностью, с которой он объединяет искусство, Гегель, опираясь на объективный идеализм, подразумевает «абсолютный дух», т.е. внутреннее обоснование, абсолютное сознание, а не реальный мир как таковой. Таким образом, с его точки зрения, абсолютный дух, абсолютное сознание выражается в различных формах действительности, а не тогда, когда реальность находит свое отражение в деятельности сознания.[36.-С.ЗЗ]

Гегель, оценивая эстетику Канта, преодолевает его субъективизм в первую очередь за счет того, что он разрушает изолирующие человеческий разум ограничения и превращает его во всеобщую разумность, а разум Вселенной - в абсолютный дух, который посредством человеческих умственных способностей постигает самого себя, совершает своего рода самопознание. Реальный мир становится лишь моментом движения абсолютного духа к самому себе.

В эстетике Гегеля даются определения соотношения единства познания и творчества в искусстве и их взаимопереходы. Если познание служит формой приобретения знания, то обучение и творчество, находясь в диалектической взаимосвязи, едины.

Сказанное выше позволяет выделить тот факт, что в процессе обучения творчество просто необходимо, так как эти понятия неразделимы. Единство обучения и творчества имеет принципиальное значение для решения проблемы, которая заключается в развитии творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством.

В отечественной литературе мы впервые знакомимся с трактовкой способностей в социальном аспекте в работах А. Н. Радищева. Он справедливо считал: что талант человека определяется природной одарённостью и одновременно «обстоятельствами» жизни в обществе. Для развития способностей большое значение, по его мнению имеет воспитание, которое, в свою очередь, зависит от достигнутого обществом материального и культурного уровня.

Значительный вклад в теорию способностей внесли демократы. В. Т. Белинский понимал под способностями потенциальные, природные возможности успешной деятельности в той или иной области. Он считал, что для творчества наряду со способностями необходим ещё ряд других качеств личности, в том числе воля, работоспособность, стойкость в убеждениях и др. Чернышевский полагал, что способность — это природный дар, для развития которого необходим соответствующий труд и при этом самостоятельный. Он писал: «Только самостоятельной деятельностью развивается талант». Н. А. Добролюбов считал, что способности врожденны, в зависимости от условий жизни и деятельности они могут заглохнуть или получать дальнейшее развитие.

Из истории развития русского кружева

Кружевоплетение как ремесло и женское рукоделие - одно из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России. Оно органично впитало богатство художественных форм, узоров, мотивов и традиций всего русского прикладного искусства: вышивки, вязания, резьбы по дереву, художественной обработки металлов, кости, камня.

Кружевом называется сетчатая, прозрачная ткань, состоящая из сплетения ниточных узоров в виде различных орнаментов, фигур, цветов, листьев, изображений животных, зверей и птиц, даже целых бытовых сцен, характеризующих время их ручного производства.[59.-СЛЗ]

Понятие "кружево" означает кружить, окружать, обрамлять края одежды, полы, рукава, воротник или какие-либо другие вещи из ткани красивой узорной цветной каймой.[45.-С.261]

По технике производства кружево имеет три вида: кружева, шитые иглой, кружево, вязанное крючком или на спицах и самое известное - плетеное на коклюшках. Древнее, шитое иглой, упоминается в Библии, как предмет украшения храмов и одежды священнослужителей.

Археологи при раскопках в Египте, изучая пирамиды фараонов, в саркофагах обнаружили покрывала из прозрачной ткани, богато украшенные плетеными узорами. Если Египет и страны Востока были родиной кружева, вышитого иглой по прозрачной ткани, то Индия была родиной плетеного кружева. Историки утверждают, что здесь плетеное кружево из нитей было известно в 1333 году.

60 Кружево, шитое иглой, совершенно не привилось и в России. На Руси с древних времен возникло и получило широкое распространение коклюшечное, плетеное кружево, которое развилось в самобытное прикладное художественное творчество. Древность кружевоплетения давно известна и не требует доказательств. Однако для русского кружева приходится это доказывать на конкретных исторических Край. Конец XVII века. фактах. В 1988 году газета «Труд» опубликовала небольшое, но емкое сообщение, коренным образом изменившее взгляд на вопрос о возникновении искусства кружевоплетения на Руси у древних славян, об истоках всего прикладного народного искусства как важной стержневой части материальной и духовной культуры страны. При раскопках Старой Рязани археологи обнаружили сохранившиеся остатки кружева начала второго тысячелетия. По полуистлевшим остаткам узоров, по переплетам и узелкам были восстановлены древние кружева почти тысячелетней давности.

Изучая то, что сохранилось, заслуженных художник РСФСР Д.А.Смирнова установила, что древние мастерицы владели сложной техникой плетения. В результате реставрации древнего кружева, восстановления сложных узоров и разгадывания техники плетения славянских мастериц, на которые ушел не один год, по древним узорам была выполнена кружевная скатерть «красное лето», воспроизводящая мотивы, которые считались безвозвратно утраченными. В традиционные орнаменты рязанских кружев необычно вплетались загадочные узоры, напоминающие пиктограммы, символы начального древнеславянского письма.[62.-С.3]

Скатерть была передана Всероссийскому музею декоративно-прикладного искусства. Ученые-лингвисты увидели и признали в узорах элементы древнеславянской письменности, а мастера-художники в технике узоров - общий прием плетения полотнянки - «скань», характерный для древних образцов только елецких и рязанских кружев. Скатерть «красное лето» стала вещественным доказательством и документом, подписанным археологами и учеными-лингвистами о славянских самобытных истоках и корнях русского художественного кружевоплетения как прикладного народного искусства. [59.-С.10]

Если понятие "кружево" вошло в языки европейских стран во 2-ой половине XVI века, то на Руси оно встречается в Ипатьевской летописи под 1252 годом, в описании одежды князя Даниила Галицкого: "Кожюх же оловира Грецького и кружевом златым, шит".[147.-С.541]

На Руси с древности плетение кружев было любимым женским рукоделием, домашним ремеслом. Русские девушки и женщины в плетение кружев вкладывали все свое умение, проявляли большой интерес и художественный вкус. Кружева в России плели в царских мастерских, боярских теремах, в монастырях, в купеческих и крестьянских семьях.

Металлическое кружево. Аграманты и край. Начало XVIII в.

Старинные образцы русских кружев XV - XVII веков выполнены из металлических золотых и серебряных нитей с цветным шелком. С XVII века появляются кружева из льняных и шелковых нитей, но параллельно продолжает существовать для русской аристократии золотосеребряное кружево как украшение царской, боярской и купеческой одежды, изготовленное на Руси и привозное из Европы, главным образом из Италии и Голландии.

Кружевоплетение в Ельце как ремесло и женское рукоделие - одно из древнейших в России. Документально появление елецкого кружева в торговле можно обосновать второй половиной XVII века, когда Елец стал торгово-ремесленным городом. В 1996 г. в ходе археологических раскопок в Ельце на Красной площади, на месте Воскресенского Собора, были обнаружены фрагменты кружевного плетения серебряной нитью. Находка, согласно другим сопутствующим Предметам, Датируется XVII- Полотенце. Деталь. 1696г.

В Государственном музее прикладного искусства России хранятся старинные кружева 2-ой половины XVIII века и начала XIX века. Их принадлежность к плетению елецких кружевниц искусствоведы определяют по особой технике и технологии. Только елецким узорам характерно изображение ёлочек и оленя как символов древнего герба нашего города.

В наше время художественное производство и кружевной промысел существует в пяти регионах России, где он исторически сложился и сохранился: в Вологде, в Липецкой области - г. Елец, в Орловской области - г. Мценск, в Кировской области, в Рязанской области - г. Михайлов.

В дореволюционной России кружевной промысел существовал в 17-ти губерниях традиционного кружевоплетения. Но по объему производства кружев и количеству кружевниц, занятых в промысле, Елецкий уезд составлял примерно 50 процентов к общероссийскому.[64.-С.3] В городе были различные промыслы, но мировую славу Ельцу завоевали кружева, талант и творческий труд женщин кружевниц. В окрестностях Ельца в XVIII - XIX веках было принято плетение гаруса на коклюшках, а также плетение кружев из льняных, шелковых и хлопчатобумажных нитей.

В княжеских грамотах XV - XVI веков часто упоминаются кружева и кружевные изделия. Мы не знаем их характера, местного или привозного они происхождения. О елецких кружевах упоминается со 2-ой половины XVII в. как о предмете торговли в книгах Московского разрядного приказа.[110.-СЛ6] К этому времени в России появилось льняное кружево с цветными шелковыми нитями отечественного производства. Края для полотенца. Нач. Х1Хв. Тверская губерния, г. Калязин. Это столетие было расцветом русского металлического кружева и параллельного развития плетеного коклюшечного русского льняного, плотного кружева с отсутствием прозрачных ажурных узоров.

Использование потенциала музыкального искусства в развитии творческих способностей студентов

Развитие творческих способностей студентов связано с восприятием огромного количества информации, получаемой ими как в вузе, так и за его пределами. Прежде всего, это значительный объем фактологического материала, передающегося по разным педагогическим и другим каналам в соответствии с количеством изучаемых дисциплин. Сложности ориентации студентов в информационном потоке, преобладание пассивных форм восприятия знаний приводят, как показывает практика, к вытеснению одних знаний другими — утрате части не только «лишней», но и необходимой информации. Безусловно, такая система педагогического воздействия нуждается в существенной модификации, которая заключалась бы, на наш взгляд, в стимулировании новыми методами развития творческих способностей студентов и активных форм самостоятельного усвоения ими учебного материала.

Так как основным средством освоения культуры и реализации опыта творческой деятельности является искусство, то рассмотрим сложившийся в нашей стране опыт художественного образования, а так же место и роль музыкального искусства в процессе совершенствования творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством.

Затруднения студентов в реализации своей творческой деятельности проявляются в отрицательном отношении к ней, в нежелании осваивать предлагаемые знания, умения, навыки, то есть выявляют отсутствие положительной мотивации данной деятельности. Для ее формирования у студентов необходим соответствующий уровень самооценки. Следует отметить, что именно в период профессиональной подготовки он в достаточной мере поддается изменению в ходе целенаправленного педагогического воздействия. Причем повышение этого уровня способствует возрастанию творческой познавательной активности студентов, а результативность обучения, в свою очередь, влияет на стабильность и уровень самооценки. Таким образом, повышение уровня самооценки студентов становится необходимым условием стимулирования положительной мотивации обучения, обеспечивающим результативность развития художественных способностей студентов, их психологической готовности к творческой деятельности.

Падение интереса к обучению, низкий уровень самооценки приводят к возникновению у студентов чувства психологического дискомфорта, отрицательно влияющего не только на мотивацию учения, но и на установки к предстоящей творческой деятельности. Разрешению сложившейся ситуации может способствовать опора на принцип положительной мотивации, предполагающий активное применение методов, стимулирующих творческую и учебно-познавательную деятельность, выявляющий прямую зависимость развития творческих способностей студентов и итоговых результатов обучения от эмоциональной атмосферы каждого занятия. Только состояние психологического комфорта при обучении прикладному творчеству вселяет в учащихся уверенность в своих силах, закрепляет познавательный интерес, повышает уровень самооценки, чему во многом способствует музыкальное искусство.

Активизация творческих способностей и творческого потенциала студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения в нашем исследовании осуществлялась путем вовлечения их в эстетически «заряженный» процесс совместного прослушивания фольклорной музыки.

Сама специфика и природа традиционной культуры, которой является наша отечественная культура, связала фольклор с народным бытом и 100 обрядами, что реализуется в художественных образах, словах, звучаниях, предметах обихода и костюма, идеях, представлениях, действиях. Проанализировав научную и специальную литературу и вывод Т.Д. Кириченко, что фольклор - это среда духовной культуры народа, где средством художественного языка и народно-музыкального искусства раскрываются духовно-нравственные ценности и идеалы, эстетические нормы людей, где реализуются главные жизненные ценности - смыслы человека: семья, соборность, труд, забота о старших, преемственность поколений, здоровье, нравственность, природа, гармония, [71.-С.36] мы пришли к выводу в целесообразности использования на занятиях декоративно-прикладным искусством потенциала музыкального фольклорного искусства.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, утвержденной в 2000 году, в постановлении правительства Москвы «О школах с этнокультурным компонентом» и других документах формулируются основные цели и задачи сохранения национальных традиций:

- обеспечение исторической преемственности поколений,

- изучение, распространение и развитие национальной культуры;

- формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, бережного отношения к истории и культурному наследию.

Все это служит веским основанием для использования содержания фольклорных традиций в развитии творческих способностей студентов и их духовно нравственном становлении.

Успехи в обучении, творчестве, работе и в жизни в целом не менее зависят от представлений человека о своих способностях, чем от самих этих способностей, что составляет один из аспектов самооценки личности.

Даже небольшой успех существенно влияет на изменение самооценки и процесс формирования позитивной «Я-концепции» в целом, включающий совершенствование творческих способностей. Специальная же 101 организация различных видов творческой деятельности студентов на занятиях кружевоплетением с соответствующей направленностью на развитие основных компонентов творческих способностей - это основной путь достижения педагогического успеха в столь сложной сфере формирования личности.

В развитии позитивной «Я-концепции» личности трудно переоценить роль музыкального искусства. Музыка - уникальная самобытная кладовая культуры наших предков, хранящая такие жизненные «рецепты», значение которых не только не утрачивается со временем, но и приумножается. Кроме того, - это форма выражения собственного «я», раскрытия своего мироощущения. [33.-С.48]

Преподаватель должен не только вооружить студентов знаниями, умениями и навыками, но и помочь им поверить в свои силы, способствовать развитию творческих способностей, что во многом зависит от успеха каждого студента, которого он добивается в своей декоративно-прикладной деятельности. Большие возможности в этом процессе заложены в музыкальном фольклорном жанре. Общение с фольклорной музыкой может стать своеобразной «терапией» для молодых людей, «оазисом радости и успеха» в сложное время бурных общественных и социальных- перемен и душевных потрясений. Приобщение студентов к миру фольклора и этнографии, первые успешные пробы выражения себя в прикладном искусстве порождают радость, развивают у них эстетические чувства и переживания, дают положительный заряд для всей творческой деятельности.

Обучение в процессе совместного прослушивания музыки помогает развитию коммуникативной функции у студентов с трудностями адаптации к специфике дисциплины, образованию межличностных связей, способствует развитию творческих способностей, созданию ситуации успеха, в результате чего у студента появляется интерес к занятиям кружевоплетением, активизируется воображение, он начинает чувствовать себя увереннее, ставит перед собой все более сложные цели. 102 Фольклорная музыка может играть значительную роль в развитии позитивной «Я-концепции», так как помогает сформировать более уверенный взгляд на себя и на свои способности. Это особенно актуально для педагогов, в работе которых музыка не составляет профессиональной основы. Тем не менее студенты художественных специальностей должны не только знать о положительном влиянии музыкального искусства на свои творческие способности, но и активно общаться с фольклорной музыкой в соответствующих видах творческой деятельности. Процесс развития творческих способностей будущих преподавателей и художественных руководителей студий декоративно-прикладного творчества мы рассматриваем как комплексный. Концентрация в единых рамках обучения кружевоплетению различных задач подготовки к профессии преподавателя на основе комплексного подхода будет педагогически оправданным и обоснованным шагом. Такой подход делает развитие творческих способностей студентов в процессе овладения определенными знаниями и навыками более емким и рациональным, позволяющим создать у студента целостное представление о прикладной художественной деятельности как части национальной, исключительно русской культуры, и выдвигает свои специальные требования к его организации.

Методика контрольного эксперимента

Контрольный эксперимент в основном проводился с целью проверки зависимости логики построения содержания и методов профессионального обучения кружевоплетению от структуры умений и от них - к развитию творческих способностей как основы роста компетентности и профессионализма будущих преподавателей и художественных руководителей студий декоративно-прикладного творчества.

Для методики обучения студентов декоративно-прикладному творчеству весьма важным является вопрос об определении оптимального периода времени упражнений при формировании навыков кружевоплетения. А именно: по каким критериям можно оценить, когда целесообразно закончить целенаправленное формирование того или иного конкретного навыка и перейти к развитию творческих способностей. К этому моменту данный навык должен быть сформирован у студентов на таком уровне, чтобы он, во-первых, не распадался после сравнительных перерывов в занятиях кружевоплетением, во-вторых, что не менее важно, чтобы в дальнейшем при самостоятельной творческой работе студентов не появлялись и не складывались бы неправильные приёмы работы.

В экспериментальных группах на основе выявленных нами возможностей выполнения кружевоплетения мы использовали метод стадиального ориентирования, т.е. организации обучения таким образом, что специальные приемы ориентируют студентов на разных стадиях и этапах выполнения упражнений на отработку тех компонентов, которые в данный момент имеют ведущее значение. В сочетании с прослушиванием музыкальных произведений фольклорного жанра помимо традиционных методов обучения были использованы нормирование времени учебной деятельности и интенсификация технологической и творческой деятельности.

Для достижения объективности результатов эксперимента в экспериментальных и контрольной группах использовались одни и те же пути развития познавательной деятельности студентов. В частности, в тех и других группах использовался путь изучения теории, определяющей практическую творческую работу. Но методы реализации этого пути были разными.

Так, во всех группах нормировалось время выполнения одного и того же задания. Но в экспериментальной группе перед выполнением украшающих элементов кружевоплетения на основании подробного знания динамики обучения, организовали обучение так, чтобы специальными методическими приёмами на разных стадиях упражнения ориентировать студентов на отработку тех компонентов, которые в этот момент имеют ведущее значение.

Преподавателями экспериментальных групп инструктирование проводилось в основном не перед началом работы, а в процессе её, по частям и в конкретной связи с выполняемыми практическими действиями, что заметно облегчает их освоение студентами.

Большое внимание с первых же занятий уделялось активизации самоконтроля у студентов. Для этого преподаватель использовал различные приёмы, например, показывал всей группе приемы выполнения какого-либо элемента на данной стадии кружевоплетения и предлагал студентам указывать на недостатки и положительные стороны в своей работе. Эти приёмы вносят большое оживление в несколько однообразную и утомительную работу по кружевоплетению, стимулируя студентов к активному самоконтроля в творческой деятельности.

До выполнения третьего задания затрата времени в экспериментальных группах была выше, чем в контрольной группе. В это время постепенно растёт уровень сформированности умений, оценивается качество изделия (таб. 12).

В этот период обучения, приступая к кружевоплетению, студенты имеют известный запас научных и практических знаний, а также владеют различного рода умениями и навыками. Некоторые новые действия студенты в экспериментальных группах успешно осваивали на основе объяснений и показа способов выполнения элементов без специальных упражнений. Объясняется это тем, что на прошлых занятиях у студентов уже сформировались частные системы временных связей, которые необходимы для осуществления этих действий, чему весьма способствует ритмически временной характер музыкального искусства, с использованием которого проходили занятия в этих группах. На основе инструктирования и показа эти связи могут вступать в новые сочетания, образуя новые системы, влияющие на совершенствование творческих способностей студентов, а значит на качество и производительность их работы.

Период упражнений, соответствующий 4-му и 5-му заданиям, характеризуется относительно монотонным изменением параметров.

По итогам наблюдения в экспериментальных группах на 7-ом и 8-ом занятиях уменьшалось неправильное выполнение элементов и затрата времени на изготовление изделия (см. табл. 12).

С этого момента (7-8-е занятия) в экспериментальных группах происходил значительный рост производительности творческой деятельности студентов, а в контрольной группе рост производительности замедлился. Уровень сформированности умений в экспериментальных группах составлял в среднем (выполнение задания №3) 39%, а в контрольной группе - в среднем 22% (см. рис. 3).

В контрольной группе возникли трудности и ошибки, связанные с образованием новых сочетаний из ранее усвоенных элементов плетения. В основном это были ошибки в соблюдении нужной последовательности действий.

Чтобы такие действия закрепились в необходимой системе, потребовались упражнения для прочного заучивания их последовательности.

Нужно отметить, что в контрольной группе при формировании у студентов навыков выполнения элементов кружевоплетения трудности возникали из-за увеличения длительности выполнения упражнений и соответственно из-за уменьшения их количества. В итоге: уменьшение временных затрат и улучшение качества работы происходит за счет участия педагога в работе, за счет применения метода стадиального ориентирования, использования звучания фольклорной музыки и соответственно по мере накопления творческого опыта студентов на занятиях.

Исследование показало, что в процессе развития творческих способностей на начальном этапе необходимо целенаправленно формировать умения и навыки кружевоплетения. Говоря о навыках кружевоплетения, мы имеем ввиду исключительно или преимущественно ручные навыки, которые являются основой профессионализма и компетентности специалистов прикладного художественного творчества, создания того уровня «мастерства и искусности», соответствующего уровню сложности выполняемых заданий, который приводит к развитию творческих способностей личности.[71.-С. 154]

Как было отмечено в главе 1, с психологической точки зрения к вспомогательным свойствам творческих способностей относятся:

- свойства зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов: мягкость, твердость и т. д.;

- сенсомоторные качества, особенно связанные с действием рук. [84.-С.248]

В исследовании сенсомоторной координации мы изучали и другую психомоторную особенность - координацию движений. Быстрое и точное выполнение элементов техники кружевоплетения определяло ловкость студентов. Как известно, ловкость или неловкость, как черта личности студентов, обычно проявляется в разных видах деятельности и обнаружение неловкости в процессе обучения говорит о недоученности. В частности, во время выполнения изделия в кружеве ловкость не только проявляется, но и развивается.

В процессе экспериментальной работы, после 7-го занятия проверялись умения студентов в выполнении следующих видов заданий:

- умение выполнения декоративного элемента «полотнянка»;

- умение выполнения декоративного элемента «дорожка»;

- умение выполнения декоративного элемента «скань»;

Для проверки объективности показателя сенсомоторной ловкости выполнения задания были определены две группы студентов из пяти человек из экспериментальной и контрольной групп, примерно равные по успеваемости.

В таблице 13 приведены результаты деятельности студентов.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на примере кружевоплетения