Введение к работе
Создание в вузах условий свободной реализации идей для развития способностей студента необходимость сегодняшнего дня, диктуемая все возрастающими требованиями к качеству образования, компетентности будущего специалиста. Один из решающих компонентов таких условий заинтересованность в развитии способностей каждого студента, всех субъектов обучения в вузе.
В своем исследовании, по решению данной проблемы, мы опирались на труды ведущих ученых в области художественной педагогики и психологии: А. Банфи, Н. С. Боголюбова, Р. А. Бардиной, Г. В. Беда, И. П. Волкова, Л. С. Выготского. В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, С.П. Ломова, Н. Н. Ростовцева, М. В. Соколова. В. П. Строкова, Г. Б. Смирнова, А. Е. Тереньтьева, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой и др.
Проблема художественного образования и эстетического воспитания достаточно широко представлена в трудах и учебных пособиях ведущих современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования: С. Е. Игнатьева, Т. С. Комаровой, Э. И. Кубышкиной, П. И. Сакулина.
Значительный теоретический и методический материал о художественном образовании и развитии специальных способностей содержится в трудах А.Д. Алехина, А.Г. Алейниковой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Державина, З.И. Калмыковой, А. Маслоу, К. Роджерса и др.
Основополагающими в области теории учебно-воспитательного процесса являются работы С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.Н.Скаткина, В.А. Сластенина.
Проблемы формирования профессиональной направленности в преподавании специальных дисциплин исследовали в своих работах Барциц Р.И., Гамаюнов В.Н. Зинченко В.П., Катханова Ю.Ф., Козлов В.И., Коробовский Ю.Г., Корзинова Е.И., Конышева Н.М., Лебедко В.К., Терентьев А.Е., Шабанов Н.К., Хворостов А.С. и др.
Но, несмотря на наличие большого количества сведений по проблеме функционирования творческих способностей остро стоит вопрос поиска путей и условий их развития и дальнейшего совершенствования средствами формообразования в дизайне и художественном конструировании. Для формирования правильного отношения к этой проблеме со стороны преподавателей, научных деятелей и широкой общественности необходимо проведение серьезных научных исследований.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется отсутствием научных сведений о развитии творческих способностей студентов на занятиях художественно-конструкторской деятельностью на основе проективографии, не определена роль творческой деятельности в процессе проективографического формообразования, что и убедило нас в своевременности и необходимости данной работы.
Анализ научных исследований и методической литературы показал, что педагогического исследования по развитию творческих способностей студентов средствами художественного конструирования на основе проективографического формообразования не проводилось. В то же время этот аспект деятельности обладает специфическими особенностями, неповторимыми возможностями в развитии творческих способностей студентов. Работа над объемно-пространственной моделью на основе проективографического формообразования создает определенные условия для пополнения знаний композиции, развития эстетических чувств, требует хороших пространственных представлений, творческого воображения, глубокого проникновения в сущность создаваемого объекта, что и ведет в конечном результате к развитию творческих способностей.
Объект исследования: процесс обучения студентов основам художественного конструирования и объемно-пространственного моделирования методом проективографического формообразования и развития у них творческих способностей.
Предмет исследования: развитие творческих способностей студентов средствами художественного конструирования на основе проективографии.
Проблема диссертационного исследования состоит в научно-методическом обосновании развития творческих способностей студентов на занятиях художественным конструированием на основе проективографического формообразования.
Целью диссертационного исследования является решение данной проблемы.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей на занятиях художественно-конструкторской деятельностью на основе проективографии в системе профессионального образования будет эффективным, если разработать и внедрить в учебную методическую систему следующие положения:
- цели, задачи и содержание учебных предметов;
- комплекс педагогических условий и дидактических принципов, направленных на развитие творческих способностей студентов средствами художественного конструирования на основе проективографии;
- анализ и постоянный контроль учебно-творческой деятельности студентов в процессе занятий художественно-конструкторской деятельностью на основе проективографии (мониторинг знаний, умений, навыков, участие в конкурсах, выставках).
Основные задачи исследования:
- на основе анализа различных подходов к формированию и развитию способностей изучить проблему развития творческих способностей студентов в системе вузовской подготовки средствами художественного конструирования на основе проективографического формообразования;
-выявить специфику средств и методов художественного конструирования на основе проективографии, как объекта творчества в аспекте значимости для развития творческих способностей студентов в системе вузовской подготовки;
-разработать теоретические и практические основы учебно-методической системы, обеспечивающей условия развития творческих способностей студентов средствами художественного конструирования на основе проективографического формообразования;
-осуществить экспериментальную проверку разработанной методической системы преподавания художественного конструирования на основе проективографии и определить ее влияние на развитие творческих способностей студентов.
Методика исследования:
- теоретическое изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы и диссертационных работ по проблеме исследования;
- изучение и анализ методик, учебных программ и учебных пособий, связанных с проблемой изучения;
- изучение опыта работы преподавателей в процессе обучения студентов художественному формообразованию на основе проективографии;
- проведение бесед, анкетирование студентов;
- педагогическое наблюдение (за работой студентов в процессе работы над моделями, композициями);
- анализ продуктов творческой деятельности (эскизы, готовые модели, макеты, изделия и т.д.);
- проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: труды известных ученых в области психологии, педагогики, методики, посвященные проблеме развития способностей и качеств личности в профессиональной учебной деятельности; личностно- ориентированный подход в обучении; фундаментальные работы по методике формирования творческих способностей в процессе обучения художественно-графическим дисциплинам и, в частности, художественному конструированию в высших учебных заведениях; методика проективографического формообразования и ее возможности в организации объемно-пространственной среды; положение о взаимосвязи общекультурных и духовных ценностей; идея культурологического подхода. В теоретической части исследования широко использован метод анализа исторических материалов, включая современные, посвященные рациональным методикам формообразования.
Научная новизна исследования заключается в:
- постановке и научном обосновании проблемы развития творческих способностей студентов в процессе художественно-конструкторской деятельности на основе проективографии;
- выявлении принципов и педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования методики проективографического формообразования как средства развития творческих способностей студентов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается:
- в разработке научно-методического обоснования развития творческих способностей студентов на занятиях художественным конструированием на основе проективографического формообразования;
- в обосновании некоторых особенностей структуры и определении основных мыслительных, практических и личностных компонентов творческих способностей студентов в процессе продуктивной творческой деятельности средствами проективографии;
- в обосновании проективографического формообразования в процессе художественного конструирования, как нового объекта творчества, открывающего возможности для развития творческих способностей студентов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в:
- возможности использования результатов исследования при разработке учебных программ и учебной литературы;
- разработке авторской программы, создающей реальные возможности эффективного развития творческих способностей средствами проективографического формообразования;
- в выделении ряда средств, технических приемов, таких как, объемно-пространственная композиция, ритм, и т.д при работе с проективографическими эпюрами в формообразующей деятельности, развивающих творческие способности студентов;
- возможности использования результатов исследования в практике преподавания дисциплины «Проективографическое формообразование» в высших и средних учебных заведениях для студентов-дизайнеров, на художественно-графических факультетах, а также в художественных и общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования.
Практическая часть исследования проводилась таким образом, что на первом этапе изучения проективографии студенты знакомились с методикой проективографического формообразования, используя готовые шаблоны, разработанные в пособии, а на втором этапе они уже должны были творчески мыслить при составлении объемно-пространственных композиций, используя фрагменты изученных форм. Задания формировались по нарастанию степени сложности. Сначала это были предметы утилитарного назначения, светильники, люстры, а затем фрагменты архитектурных форм. И здесь уже мы могли наблюдать развитие творческих способностей, пространственно образного мышления, аналитического склада ума, коммуникабельности, ответственности, интуиции студентов в процессе выполнения заданий.
Достоверность исследования обусловлена опорой на теоретическую и методологическую базу, а также опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с выявлением анализа и сравнением динамики развития творческих способностей студентов на занятиях художественно-конструкторской деятельностью на основе проективографии.
Положения, выносимые на защиту:
Учебно-методический комплекс, состоящий из:
1. Авторской программы дисциплины специализации «Проективографическое формообразование», включающей в себя цели и задачи курса, учебно-методический план, изложение лекционных и практических занятий, список источников литературы.
2. Методической системы развития творческих способностей студентов в системе вузовской подготовки средствами художественного конструирования на основе проективографии.
Апробация исследования и внедрение результатов работы.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2008 по 2012 гг. на базе художественно-графического факультета (отделения «ИЗО», «Дизайн среды» и «ДПИ») Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д.Алиева (г.Карачаевск), факультета Дизайна и искусств Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии (г.Черкесск), детской художественной школы (г.Карачаевск) по специальности - «Проективографическое формообразование». В исследовании приняли участие 120 студентов, 50 детей.
На первом этапе (2008-2009 гг.) разрабатывался научный аппарат исследования, осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической и философской литературы, специальной литературы по художественному конструированию и проективографическому формообразованию. Проводился констатирующий эксперимент, результаты которого позволили выявить исходный уровень развития специальных способностей студентов и определить содержательные и методические основы обучения художественному конструированию (на примере проективографического формообразования). Создана программа для проведения эксперимента.
На втором этапе (2009-2010 гг.) опытно-экспериментальном - корректировалось содержание программы «Проективографическое формообразование». В ходе формирующего эксперимента была проведена опытно-экспериментальная деятельность по апробации методики обучения основам художественного конструирования (на основе проективографического формообразования), были проанализированы результаты исследования.
На третьем этапе (2011–2012 гг.) был проведен контрольный эксперимент, проанализированы, обобщены и систематизированы результаты исследования; написан основной текст работы.
В целом исследование подтвердило предположение о том, что художественное конструирование и формообразующая деятельность на основе проективографии обладает значительными возможностями интенсивного развития творческих способностей студентов и несет в себе разнообразные элементы отражения и преобразования действительности. Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия аспектов в развитии у студентов творческих способностей. Дальнейшему изучению подлежат вопросы целенаправленной работы в этой области с различными возрастными группами учащихся и студентов, а также вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в целях подготовки студентов к трудовой продуктивной деятельности.
Структура и объем исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Диссертация изложена на страницах машинописного текста, список используемой литературы содержит 135 наименований. Приложение включает в себя программу «Проективографическое формообразование», аналоговую базу, работы студентов.