Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Козлов Игорь Владимирович

Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла
<
Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Козлов Игорь Владимирович. Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 206 c. РГБ ОД, 61:98-13/723-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА... 10

1.1. Художественная обработка металла как один из видов декоративно-прикладного народного творчества 10

1.2. Психологические основы развития творческих способностей личности 54

1.3. Педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГФ в обучении художественной обработке металла 91

Выводы по 1-й главе.. 116

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА 118

2.1. Особенности проведения педагогического эксперимента 118

2.2. Экспериментальная проверка педагогических условий обучения студентов ХГФ художественной художественной обработке металла 133

2.3. Результаты экспериментального исследования развития творческих способностей студентов ХГФ 158

Выводы по 2-й главе 180

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181

Список литературы 185

Приложение 199

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. В период активного социально-экономического и нравственного преобразования нашего общества возникает необходимость улучшения содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалистов как для общеобразовательной, так и для высшей школы. В этом направлении эффективность подготовки будущих учителей изобразительного искусства и черчения в полной мере зависит от развития у них способностей творчески преобразовывать окружающую действительность, самостоятельности в решении практических задач, готовности к самосовершенствованию и самообразованию в соответствии с объективными и субъективными возможностями. Следует учесть и то, что развитие творческих способностей обучающихся происходит в том случае, если учитель изобразительного искусства и черчения наделен этими способностями, если он умеет вводить детей в мир художественного творчества, эстетических переживаний, активного поиска оригинальных решений поставленных задач.

Рассматривая проблему развития творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства и черчения как важнейшее условие профессиональной подготовки, мы считаем, что усиление личностной ориентации, индивидуализации и самостоятельности их учебной деятельности, сделает ее более творческой. В этой связи актуальной становится проблема развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета (в дальнейшем ХГФ), которая требует к себе особого внимания и нуждается в изучении и выявлении оптимальных педагогических условий для повышения творческого потенциала будущих художников-педагогов.

Особое место в подготовке творчески мыслящего специалиста для школы занимает декоративно-прикладное искусство, в том числе художественная обработка металла, формирующая определенное мироощущение за счет ознакомления с народным творчеством в этой деятельности, а также изучения различных технологий художественной обработки металла.

Овладение технологиями и операциями художественной обработки металла, ознакомление с декоративными возможностями материала, из которого создается художественно ценное произведение прикладного искусства, является составляющим компонентом обучения студентов ХГФ. Освоение каждой технологии помогает выбрать наиболее приемлемый для студента изобразительный язык, увеличивая арсенал средств художественной выразительности творческих замыслов. При этом успех обучения зависит от того, сможет ли преподаватель заинтересовать студента этим видом учебной работы, развить творческое воображение, способность к восприятию художественных образов, зрительную и образную память, эмоциональное отношение к деятельности, работоспособность и другие качества личности.

В ходе исследования мы опирались на труды современных педагогов-исследователей, в которых достаточно полно раскрыта педагогическая ценность учебных занятий, включающих различные виды творческой активности (П.Н. Андрианов, Ю.К. Бабанский, Б.И. До-донов, В.Г. Злотников, Г.Л. Ермаш, Ю.К. Васильев, М.П. Пальянов, В.Г. Разумовский, И.П. Короленко и др.).

В результате исследований психологов В.Г. Асеева, М.Р. Дада-шевой Л.С. Выготского, Е.В. Завгородней, Р.А. Петровской, Б.М. Теплова, СМ. Василевского, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Е.Н. Каба-новой-Меллер, В.Н. Колбановского, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, Э.А. Фарапоновой, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др. нами были выявлены психолого-педагогические особенности развития творческих способностей обучающихся. Эти исследования показали, что творческие способности развиваются на протяжении всей жизни человека. Однако в генезисе их становления участвуют оптимальные годы для запечатлеваемости этих высших психических функций.

Высокая социальная и педагогическая значимость проблемы развития творческих способностей обусловила теоретическую и практическую разработку ее аспектов в обучении изобразительному искусству и черчению в работах известных ученых-педагогов: А.Д. Алехина, В.Г. Беды, В.А. Гервера, Н.С. Боголюбова, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, Г.В. Черемных, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина и др. Рассматривали учебную декоративно-художественную деятельность как творческую Т.В. Ганова, В.Ф. Григорьев, М. Даутов, П.Г. Демчев, Н.В. Ефремичева, В.В. Корешков, С.Н. Новиков, В.В. Сидоренко М.В. Соколов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. Вместе с тем специальных исследований, посвященных проблеме развития творческих способностей студентов педвузов в процессе обучения художественной обработки металла недостаточно.

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему диссертационного исследования: «Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла», основной задачей которого является выявление педагогических условий, при которых развитие творческих способностей студентов происходят более эффективно.

Целью данного исследования является разработка и экспериментальная проверка совокупности педагогических условий, содействующих развитию творческих способностей студентов ХГФ на занятиях в учебных мастерских по художественной обработке металла.

Объект исследования: процесс обучения студентов ХГФ художественной обработке металла.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГФ в процессе обучения художественной обработке металла.

Гипотеза: развитие творческих способностей студентов педвуза при изучении художественной обработки металла будет более эффективно, если в обучении используется личностно-ориентированный подход, предусматривающий:

-вариативное содержание учебного материала;

- индивидуальную форму организации обучения;

- возможность выбора технологии художественной обработки металла;

- работу студента по личной программе учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать этапы исторического развития художественной обработки металла как вида декоративно-прикладного народного творчества.

2. Выявить психологические основы развития творческих способностей в учебной деятельности.

3. Изучить теорию и практику обучения студентов педвузов в декоративно-прикладной деятельности и выявить наиболее эффективные педагогические условия, содействующие целенаправленному развитию их творческих способностей в процессе художественной обработки металла.

4. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия обучения, направленные на развитие творческих способностей студентов ХГФ в процессе обучения художественной обработке металла.

Методологической основой исследования являлись ведущие положения философии, психологии и педагогики о сознательном и созида тельном характере человеческой деятельности, об активности личности и объективных процессах ее развития, о закономерностях процесса познания, о многофакторном развитии личности в процессе обучения, о специфике творческой изобразительной деятельности, о развитии творческих способностей в процессе обучения. Теоретические основы исследования обогащались научно-методическими рекомендациями ученых-педагогов, занимающихся проблемой развития творческих способностей обучающихся в процессе учебной деятельности, соответствующей современной концепции высшего педагогического образования.

Методы исследования:

- изучение и теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте с проблемой исследования;

- изучение опыта работы преподавателей и студентов ХГФ в мастерских по художественной обработке материалов;

- наблюдение за творческой деятельностью студентов в процессе художественной обработки металла;

- анализ учебных и творческих (дипломных) работ студентов ХГФ;

- беседы со студентами, преподавателями по художественной обработке металла и учителями-методистами;

- анкетирование студентов;

- тестирование по различным методикам;

- педагогический эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась в Московском педагогическом государственном университете. В эксперименте участвовало 56 человек. Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (1995 - 1996г.) изучался опыт работы преподавателей декоративно-прикладного искусства в педвузе и специализированных школах (академия народного творчества), велась теоретическая разработка проблемы исследования, проводились беседы, наблюдения, выявлялась сущность способностей личности, изучались педагогические условия обучения, содействующие развитию творческих способностей студентов в процессе художественной обработки металла, проводилось анкетирование студентов и первое тестирование с целью определения уровней развития у них творческих способностей.

На втором этапе (1996 - 1998 г.) разрабатывались методические пособия, проводился обучающий эксперимент, включающий различные педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГФ в процессе прохождения практикума в учебной мастерской по художественной обработке металла, проводилось повторное тестирование студентов, принимавших участие в эксперименте.

На третьем этапе (1998 г.) анализировался и обобщался экспериментальный материал, который оформлялся в виде диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- обоснована необходимость и возможность развития творческих способностей студентов в процессе художественной обработки металла, включающих: способность восприятия художественных образов, пространственное и образное мышление, зрительную память, творческое воображение, легкость и широту ассоциирования, эмоциональное отношение к деятельности, сенсомоторные качества, работоспособность, самостоятельность и критичность;

- определены и научно обоснованы педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе обучения студентов в мастерской по художественной обработке металла, предусмат ривающие: личностно-ориентированный подход к обучению; вариативное содержание учебного материала; индивидуальную форму организации учебной деятельности; работу студента по личной программе обучения; возможность выбора технологии художественной обработки металла;

- выявлены уровни проявления творчества и самостоятельности учебной деятельности студентов ХГФ в мастерской по художественной обработке металла и творчества в работе по изготовлению изделия в материале;

Практическая значимость исследования заключается в разработанной и экспериментально проверенной методике обучения, включащей вариативное содержание учебной деятельности студентов ХГФ в мастерской по художественной обработке металла, индивидуальную форму ее организации, содействующей развитию их творческих способностей. Разработанные соискателем методические пособия используются преподавателями и учителями специализированных школ в процессе проведения учебных занятий, факультативов и кружков по художественной обработке металла, а также в научно-методической работе кафедры декоративного искусства.

На защиту выносятся педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГФ в процессе изучения художественной обработки металла, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к обучению, включающего: вариативное содержание учебного материала, индивидуальную форму организации учебной деятельности, возможность выбора технологии художественной обработки металла, работу студента по личной программе учебной деятельности. Внедрение результатов исследования:

Методика развития творческих способностей студентов ХГФ в процессе художественной обработки металла внедрена в практику ра боты художественно-графического факультета МПГУ. Разработанные дидактические материалы по художественной обработке металла используются в работе кафедры декоративного искусства и черчения Липецкого государственного педагогического института, Областного института усовершенствования учителей города Бреста.

Апробация результатов исследования осуществлялось посредством публикаций основных положений работы. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры декоративного искусства по итогам научно-исследовательских работ МПГУ (1996, 1997,1998 гг.), на научно-практических конференциях в г. Бресте и г. Краснодаре. По результатам исследования опубликовано 5 печатных работ.

Научные выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, обоснованы и достоверны, так как получены в результате анализа и обобщения психолого-педагогической, методической литературы и подтверждены в процессе проведения исследования исходными методологическими позициями, а также результатами педагогического эксперимента. Личное участие автора в полученных результатах исследования состоит в теоретической разработке поставленной проблемы исследования, в подготовке материалов для экспериментального обучения, анализе и обобщении полученных результатов эксперимента, разработке рекомендаций по развитию творческих способностей студентов в процессе обучения художественной обработке металла.

/S9 Структура диссертации. Диссертационная работа (179 страниц., 24 рисунка, 3 схемы, 4 таблицы, 4 диаграммы) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (180 наименований) и приложения.

Художественная обработка металла как один из видов декоративно-прикладного народного творчества

Из года в год усиливается интерес к декоративному народному творчеству, в котором ярко проявляется представление о прекрасном, преобразовывается по законам гармонии и красоты непосредственное окружение, являясь отражением духовной жизни человека. Простотой и лаконичностью поражают людей лучшие произведения декоративного народного искусства. Они служат великолепными образцами использования наиболее распространенных материалов. Дома и костюмы, утварь и орудия труда - являются тому примером (28).

Декоративно-прикладное искусство служит художественно-эстетическому облагораживанию предметной среды, материальной культуры человека. Для этого вида творчества характерен особый изобразительный язык, диктующий построение формы в соответствии с пространственным окружением, функциональным назначением и условиями восприятия. Не менее важна тесная связь изделия с ансамблем, с окружающей предметной средой, создавая обобщенный образ, а также вещественность декоративной формы.

В большей мере народное декоративное искусство (в сравнении с изобразительным) отражает абстрагирование изображения от всего случайного, не имеющего отношения к раскрытию сути объекта. Причем, абстрагирование осуществляется, как правило, не одним художником, а поколениями народных умельцев, которые очищают от лишних подробностей изображение, выделяя главные черты художественно-эстетического образа.

У каждого народа сложились свои собственные, неповторимые технологии художественной обработки материала. Особенно были оценены природные качества металла. Его структурные особенности повышали художественную выразительность изделия, выявляя его скрытые возможности, заставляя активно «работать», обнажая характерную тектонику и пластику (95).

Среди различных видов декоративного народного творчества художественная обработка металла всегда занимала одно из ведущих мест. Отношение человека к металлам складывалось под влиянием разных факторов. Так, например, железо, несмотря на то, что в обработке весьма трудоемкое, имело самое большое распространение в изготовлении предметов домашнего обихода. Медь и бронза привлекали народных умельцев своим цветом и хорошими литьевыми качествами. Среди других металлов серебро занимало особое место. Его любили за эстетические качества, а также за то, что с ним легко работать. Причем, в народе сравнение с серебром выражало высшую степень красоты.

Художественные особенности предметов из металлов проявлялись не одинаково. Многие изделия (утилитарного назначения) не имели какой-либо декор. Однако и они не были лишены художественного качества. Художественно-творческое начало проявилось в них в виде слияния функциональных и эстетических особенностей предмета. Например, большой железный крюк изгибался по своей длине, закручивался, создавая декоративный узел, прерывающий однообразную гладь железного прута. Конец крюка рассекался, логически завершая декоративность формы.

Однако развитие каждого вида декоративного художественного ремесла не ограничивалось совершенствованием работ по созданию изделий утилитарного назначения. Со временем эти изделия приобретали дополнительное содержание. Так, знаки-символы, украшающие предметы, говорили о принадлежности вещей определенному человеку, выражали его обрядовое значение и др. Импульсом для развития декоративного народного творчества в художественной обработке металлов явилось соединение металлов с другими материалами в виде дополнения, украшающего изделие из дерева, кожи, сукна и др. Изделия сделанные (целиком) из металла становились драгоценнее. Для них считали характерными узорные силуэты и ажурность орнамента.

Психологические основы развития творческих способностей личности

Творческие способности, как и личность, изучаются философией, социологией, физиологией и другими науками. Однако ни одна не изучает их так глубоко и разносторонне, как психология. Поэтому в данном параграфе остановимся на психологических аспектах развития творческих способностей, основанных на росте интеллектуальной активности личности и ее творческого потенциала. Затем конкретизируем особенности развития творческих способностей студентов в процессе обучения художественной обработке металла, чтобы в последующем определить педагогические условия, содействующие эффективному их развитию в этой деятельности.

Проблему формирования творческих способностей до настоящего времени нельзя считать окончательно решенной. Об этом свидетельствуют различные точки зрения на нее. Большая часть ученых теоретический анализ проблемы развития творческих способностей начинают с рассмотрения концепции личности, являющейся базовой для выявления их сущности.

Следует сказать, что концепций личности достаточно много. Тем не менее ни одна из них не является общепринятой. Так, по определению известных отечественных психологов В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, A.M. Матюшкина и других ученых, личность - это термин, обозначающий человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности (48; 58; 90; 93 и др.). В общей психологии под личностью подразумевается некоторое ядро (как интегрирующее начало), связывающее воедино различные психические процессы индивида, сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость (121). В этом смысле психология как наука изучает психическую структуру личности, закономерности ее развития и проявления в деятельности (122). Однако, несмотря на многочисленные определения понятия «личность», до сих пор продолжается дискуссия о том, что же такое личность, каково содержание и объем этого понятия, как оно соотносится, например, с таким понятием, как «индивидуальность».

Вряд ли стоит углубляться в эти споры ученых. Для нас важно, что личность все в большей мере становится социальной ценностью. Это проявляется как в стихийном, так и в осознанном стремлении человека считать себя личностью, утверждать себя в этом, добиваясь признания хотя бы в ближайшем окружении людей. Отражая эту реальность, психологи А.В. и В.А. Петровские ввели в научный обиход такое понятие, как «потребность быть личностью». Именно эта потребность, на наш взгляд, должна быть доминирующей у будущего учителя, которая может служить базой для развития его творческого потенциала, самостоятельности в работе, критического восприятия самого себя и окружающего мира.

Тенденция всестороннего развития личности, пусть в специфической форме, обусловлена конкретными историческими условиями. В той или иной мере она проявлялась во все времена, хотя и несла на себе печать классово-сословных различий отдельных слоев общества. Она отражала в себе склонность человека к разнообразной деятельности и выражала историческое призвание к всестороннему развитию. Нельзя не заметить и то, что сегодня развитие личности существенно ограничено объективно-экономическими условиями и возможностями. В нашем случае можно говорить, по-видимому, о тех личностных качествах и способностях обучающихся, развитие которых актуально для студентов педагогического вуза - будущих работников системы образования.

Известно, что личность создает свой внутренний мир путем усвоения и накопления (интериоризации) исторически сложившихся форм и видов различной деятельности. Затем выражает и преобразует этот мир во внешнюю деятельность и действия (экстериоризирует) через психические процессы. Причем, без усвоения социального опыта личность не может обладать "творческой силой духа" (48; 58 и др.).

Главной задачей психологии в изучении личности всегда считалось выявление и изучение совокупности условий, через которые преломляются все внешние воздействия окружающей среды (129). В качестве основного и определяющего признака личности фиксируется сознательность (40). Личность при этом является носителем сознания, где высшей формой является самосознание, т.е. осознание человеком самого себя как личность (121). В этом случае человек относится к миру не как созерцатель или, например, наблюдатель окружающей действительности, а как деятель и творец. И, задолго до того, как человек осознал себя личностью, он действовал в предметном, практическом мире. В своей деятельности он творил самого себя как личность, создавая свою «вторую» природу - культуру и историю (86).

Учение о всестороннем развитии личности на первый план выдвигает ее динамичную функциональную структуру, основываясь на том, что личность не аморфна. Многие ученые-психологи предлагают считать ее структурными компонентами, прежде всего, явления из мира психической деятельности человека, затем познавательные элементы (в зависимости от социальных, этических и других устремлений), и, наконец, склонности и способности (58; 90; 93; 98 и др.).

Особенности проведения педагогического эксперимента

Обучение студентов ХГФ в учебных мастерских по художественной обработке материалов (ткани, дерева, металла, керамики) осуществляется с 4-го по 8-й семестр (по одному семестру на каждый вид обработки). Последовательность прохождения практикума в учебных мастерских студенты определяют самостоятельно. Поэтому каждый семестр (17 недель) в мастерской по художественной обработке металла группы (по 12-14 человек) формировались из студентов вторых и третьих курсов. В связи с этим, для экспериментального обучения (с февраля 1996 по декабрь 1998 года) было взято четыре группы (56 человек). В общее число испытуемых вошло также восемь студентов, выбравших тему дипломной работы по художественной обработке металла. Обучение осуществлялось опытным преподавателем, а также автором данного диссертационного исследования в качестве учебного мастера.

Поскольку критериальная база личностно-ориентированного подхода к обучению (описанного в параграфе 1.3) должна учитывать имеющиеся способности, интересы, склонности и предшествующий опыт студентов, в констатирующем эксперименте было проведено анкетирование.

Анкета включала несколько вопросов, позволяющих выявить:

- отношение студентов к художественной обработке металла;

- какую технологию художественной обработки металла они хотели бы изучить;

- способности или качества личности, которые можно развить, занимаясь этим видом деятельности;

- какое место может занимать художественная обработка металла в будущей профессиональной деятельности.

Пример анкеты дан в приложении. Анализ проведенного анкетирования показал, что хорошее отношение почти всех студентов к художественной обработке металла вызвано разными причинами, например, «желанием заниматься новым видом творчества», «необычностью деятельности», «возможностью сделать красивую вещь своими руками», «воплотить в жизнь интересные замыслы и идеи, которые можно реализовать только в металле» и др.

Много было ответов, в которых положительное отношение к работе в мастерской по художественной обработке металла вызвано «толковым, опытным преподавателем», «хорошим настроением», а также «профессиональным отношением к материалу». Последнее определяло то, что этой деятельностью некоторые студенты уже занимались (в художественной школе №1, на производстве, в школе художественных ремесел и др.). Однако большая часть испытуемых до работы в мастерской художественной обработкой металла не занималась.

Большим предпочтением из технологий художественной обработки металла среди студентов пользуются: «Ювелирное искусство»; «Металлопластика»; «Выпиловка»; «Перегородчатая эмаль»; «Скань»; «Чеканка»; «Просечной металл». Вместе с тем, более 30 % студентов отметили, что «все виды обработки очень интересны» и «хочется, для начала, с ними ознакомиться».

Интересны были ответы, относящиеся к способностям и качествам личности, которые можно развить в процессе художественной обработки металла. Перечислим те из них, которые встречались наиболее часто: «воображение», «художественное чутье», «творческое мышление», «любовь к красивым вещам», «трудолюбие», «упорство», «ответственность», «выносливость», «сила воли», «способность добиваться поставленной цели», «аккуратность», «внимательность», «умение работать с инструментами», «знания элементарных технологий обработки, а главное - думать» и др. Ответы свидетельствовали о том, что студенты хорошо понимали значение этого вида учебной деятельности и могли достаточно четко назвать, какие качества личности и способности у них еще не развиты.

Ответы студентов по поводу места художественной обработки металла в будущей профессиональной деятельности разделились на две группы. Первая - «ведущее», «самое прямое», «глобальное», «первое и непосредственное», «основное». Во второй группе студенты отмечали, что художественная обработка металла «может вообще не занять никакое место в профессиональной деятельности», «все зависит от того, куда пойду работать», или - «если найду подходящую работу, то может занять большое место, если нет, то никакое».

Для определения уровней развития творческих способностей студентов было проведено два тестирования. Первое - в начале обучения художественной обработке металла, второе - в конце семестра.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла