Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАБРОСКОВ И ЗАРИСОВОК НА ПЛЕНЭРЕ 11
1.1. Исторический аспект развития методов обучения быстрому рисунку на пленэре в художественной педагогике в России 11
1.2. Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития специальных и профессиональных способностей студентов хгф при выполнении набросков и зарисовок 30
1.3. Творческий процесс выполнения набросков и зарисовок на пленэре - основа становления профессионального мастерства будущего учителя 52
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАБРОСКОВ И ЗАРИСОВОК НА ПЛЕНЭРЕ 64
2.1. Диагностика исходного уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ 64
2.2. Модель методической системы развития специальных и профессиональных способностей студентов в процессе выполнения
Зарисовок и набросков на пленэре 79
3.3 экспериментальная проверка предлагаемой методической системы 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 126
БИБЛИОГРАФИЯ 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 141
- Исторический аспект развития методов обучения быстрому рисунку на пленэре в художественной педагогике в России
- Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития специальных и профессиональных способностей студентов хгф при выполнении набросков и зарисовок
- Диагностика исходного уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ
Введение к работе
Социальные процессы, происходящие в обществе, настоятельно диктуют и нацеливают педагогическое образование России на качественное изменение профессиональной подготовки будущих учителей.
Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценка его профессиональных способностей, давно стали объектом изучения ученых. Нельзя готовить хорошего специалиста в вузе, не развивая у него профессиональных способностей. Нужна обоснованная и четко продуманная методическая система развития личности учителя, вооруженного специальными знаниями, умениями и навыками в области профессиональной деятельности.
Остро стоит проблема развития профессиональных и специальных способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов. Это многоаспектная, целостная проблема. Теоретическое осмысление процесса развития специальных и профессиональных способностей и пути его реализации должны качественно повысить профессиональную подготовку будущего учителя и заложить основы его педагогического мастерства.
Наиважнейшим полем деятельности для развития специальных и профессиональных способностей студентов мы считаем занятия набросками и зарисовками на пленэре. Именно этот вид деятельности студентов позволяет не только развиваться, но и взаимообогащаться как художественным, так и педагогическим способностям будущих учителей.
Проблемой развития способностей занимались ряд крупных отечественных и зарубежных психологов: Б. Г. Ананьев, А. Анастази, Ю. Б. Гип-пенрейтер, Л. Д. Венгер, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, Г. Мелхорн, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадри-ков и другие.
Психолого-педагогические исследования, посвященные педагогическим способностям принадлежат авторам: Е. Г. Балбасовой, В. П. Битуеву, Ф. Н. Гоноболину, Э. А. Гришину, Л. Д. Ершовой, Л. Н. Захаровой, В. А. Крутецкому, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитову, А. К. Марковой, С. В. Не-дбаевой, В. А. Сластенину, А. И. Щербакову и др.; структура художественных и творческих способностей представлена в работах Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, В. И. Киреенко, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Те-рентьева Е.В.Шорохова и др.
При изучении истории методов обучения рисунку, в том числе и наброскам на пленэре в отечественной художественной школе, мы опирались на работы И. В. Гинзбурга, Н. А. Дмитриевой, Н. Я. Маслова, Н. М. Молевой и Б.Э. Белютина, Н. Н. Ростовцева и др..
Большую ценность для нашего исследования представляют труды художников - педагогов: Г. В. Беда, В. П. Зинченко, В. К. Лебедко, Н. Я. Маслова, Н. Н. Ростовцева, Г.Б.Смирнова, А. Е.Терентьева, А. А Унков-ского,, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова, А. П. Яшухина и др..
В настоящее время имеется значительное количество исследований, касающихся отдельных сторон процесса развития специальных и профессиональных способностей на пленэрных занятиях быстрым рисунком. Так например, А. Е. Терентьев и Н. К. Шабанов исследовали процесс развития профессиональных способностей и умений, но они это делали в рамких занятий. А. Е. Терентьев разработал последовательность заданий и упражнений, направленных на создание профессиональных основ для работы по педагогическому рисованию, дал научно-методическое обоснование программы. Некоторые пути в решении им этой сложной проблемы послужили отправной точкой для нашего исследования. Н.Я.Маслов ,С. Е. Токарев, В. М. Соколинский, Л. Г. Ушакова, исследовали процесс развития творческих способностей во время пленэрной практики, но не акцентировали
внимания на развитии специальных и профессиональных умений и способностей.
Анализ научных исследований и методической литературы показал, что специального исследования по развитию специальных и профессиональных способностей в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре не проводилось. Необходимость серьезного внимания к этой проблеме на художественно - графическом факультете пока не находит отражения в педагогической практике.
Проблема является актуальной в связи с недостаточной изученностью вопросов развития специальных и профессиональных способностей студентов на пленэре. Не определена роль и место набросков и зарисовок на пленэре в развитии этих способностей. Наброски обладают своими специфическими особенностями, неповторимыми возможностями в достижении профессионального мастерства учителя изобразительного искусства. Они создают обширный запас зрительных впечатлений, необходимых для выполнения композиций и педагогических рисунков, развивают наблюдательность, зрительную память, образное мышление, целостное восприятие. На занятиях набросками и зарисовками можно развивать художественные и педагогические способности студентов, так как этот вид рисунка способствует формированию навыков и умений в быстром рисовании, необходимых и для художника и особенно для педагога.
Занятия набросками на пленэре дают большой заряд положительных эмоций от общения с природой, способствуют формированию эстетического вкуса обучаемых. Природа открывает широкий простор для учебно -творческой деятельности студентов, обогащает духовную сферу личности, воспитывает эстетически. Исходя из этого, перед автором возникла необходимость глубже вникнуть в сущность теории и методики обучения наброскам и зарисовкам на пленэре.
Определилась проблема исследования, которая состоит в выявлении рациональных и эффективных путей развития специальных и профессиональных способностей студентов на занятиях быстрым рисунком на пленэре.
Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - процесс обучения студентов наброскам и зарисовкам на пленэре в системе художественно - педагогического образования.
Предмет исследования - методика обучения наброскам и зарисовкам на пленэре, способствующая развитию у студентов специальных и профессиональных способностей.
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой предполагается, что развитие специальных и профессиональных способностей студентов педвуза в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре будет более эффективней, если :
будет разработана и апробирована методическая система развития специальных и профессиональных способностей, позволяющая формировать основы педагогического мастерства;
в учебный процесс будет введена система заданий, учитывающая индивидуально-психологические особенности студентов;
введению методики, предопределяющей развитие специальных и профессиональных способностей, будет предшествовать их диагностика
Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
Провести исторический анализ развития методов обучения наброскам и зарисовкам на пленэре в художественной педагогике в России.
Исследовать и доказать преимущество единства художественной и педагогической подготовки, их взаимообогащающего значения.
Разработать систему заданий набросков и зарисовок для пленэрных практик, направленную на развитие специальных и профессиональных способностей студентов.
Разработать и апробировать диагностику уровня развития специальных и профессиональных способностей при выполнении набросков и зарисовок для студентов 1,2,4 курсов.
Разработать и экспериментально проверить методическую систему, основанную на единстве художественной и педагогической подготовки и позволяющую формировать у студентов хгф основы педагогического мастерства
Методологической основой исследования являются основные положения в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, методики обучения изобразительному искусству. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
анализ литературы по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству, труды художников;
анализ школьных и вузовских планов и программ по пленэру и рисунку;
метод наблюдения (за работой студентов и преподавателей);
опрос, анкетирование, беседы с преподавателями и студентами;
анализ работ студентов;
педагогический эксперимент;
метод изучения педагогического опыта. Исследование проходило в несколько этапов.
Первый этап (1996 - 1997 гг.) включал оценку современного состояния проблемы исследования, степень разработанности ее различными ав-
торами. Был проведен анализ учебных программ и учебных пособий по пленэру, изучался опыт работы отдельных преподавателей. В этот период определились цели и задачи опытно - экспериментальной работы, разработаны методы проведения педагогического эксперимента. Определились исходные позиции исследования, рабочая гипотеза, предмет, задачи исследования.
Второй этап (1997 - 1999 гг.) посвящен проведению опытно - экспериментальной работы. Были выделены уровни развития специальных и профессиональных способностей, разработаны критерии оценки набросков студентов, которые позволили бы проследить развитие этих способностей. Осуществлялась проверка гипотезы исследования на пленэрных занятиях набросками и зарисовками.
Третий этап (1999 - 2000 гг.)- обобщение и систематизация результатов опытно - экспериментальной работы. Уточнялись отдельные положения исследования, формулировались выводы. Осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно - педагогического образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
предложена и апробирована методическая система , направленная
на развитие специальных и профессиональных способностей студен
тов в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре;
теоретически обоснована и разработана система дифференцированных заданий выполнения набросков и зарисовок на пленэре;
разработаны и апробированы технологии реализации этой системы заданий в учебном процессе, учитывающие индивидуально-психологические особенности студентов;
представлена и апробирована методика диагностики уровня развития специальных и профессиональных способностей для студентов 1, 2, 4 курсов; полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что единство художественной и педагогической подготовки в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре ведет к формированию у студентов основ педагогического мастерства. Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно -теоретическое значение исследования состоит в том, что разработанная нами эффективная методическая система развития специальных и профессиональных способностей студентов в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов. Результаты данного исследования могут использоваться при дальнейшей разработке смежных проблем.
Использование результатов исследования возможно в практической работе преподавателей на художественно - графических факультетах педагогических институтов, училищ, школ и лицеев, а также при составлении ими учебных программ и пособий для занятий на пленэре.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается использованием современных научных данных по педагогике, психологии, изобразительному искусству, опытно - экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования, опорой на художественно - творческую и педагогическую практику автора. На защиту выносятся:
методическая система развития специальных и профессиональных способностей, позволяющая формировать у студентов основы педагогического мастерства;
критерии диагностики уровня развития специальных и профессиональных способностей при выполнении набросков и зарисовок для студентов 1,2,4 курсов;
система заданий выполнения набросков и зарисовок во время пленэрной практики, базу которых составляют единство художественных и педагогических задач;
педагогические технологии реализации системы заданий, дифференцированных на основе диагностики развития специальных и профессиональных способностей;
научно-обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о преимуществе единства художественно-педагогической подготовки в процессе выполнения набросков и зарисовок студентами хгф на пленэре.
Апробация и внедрение результатов исследования:
материалы исследования обсуждались на кафедре теории и методики обучения изобразительному искусству Курского государственного педагогического университета;
основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, сообщались на ежегодных научно - практических конференциях университета;
апробация результатов проходила в Курском, Воронежском государственных педагогических университетах и Орловском государственном университете со студентами 1,2,4 курсов художественно - графических факультетах.
Исторический аспект развития методов обучения быстрому рисунку на пленэре в художественной педагогике в России
Первые характерные черты набросков мы встречаем еще в первобытном искусстве. Свидетельством тому служат наскальные росписи, найденные во Франции, Италии, Испании, на территории Африки, Австралии и нашей страны.
В центре внимания первобытных художников были различные животные, сцены охоты. Рисунки демонстрируют большое мастерство и образное мышление их исполнителей. Они выполнялись не только в технике рисунка, живописи, но и вырезались специальным каменным орудием на кости и камне. Первобытный человек изображает природу не из - за восхищения ее красотой, не из - за чувства любви к природе, что свойственно современному человеку. В духовном мире первобытного человека еще не сложилось эстетическое отношение к природе. Оно вырабатывалось постепенно в результате эволюции человека.
В рисунке древнего мира, в египетском и древнегреческом искусстве, мы также встречаем характерные черты набросков (контурную линию, схематичность, лаконизм), однако собственно наброски и зарисовки все еще не имели место. Не находим их мы и в эпоху средневековья, где рисунок не имел самостоятельного значения и использовался лишь как подготовительный материал для композиции. С набросками и зарисовками с натуры, мы впервые встречаемся лишь в начале XV века. Примером могут служить альбомы художников Джованнино де Грасси и Пизанелло. В них представлены небольшие по размерам рисунки, изображающие фигуры людей и животных без окружения.
Определение наброска мы находим уже в XVI веке в трудах флорентийского живописца и архитектора Джорджо Вазари. « Набросками, - отмечает художник, - мы называем вид первоначальных рисунков, исполненных для того, чтобы найти положение фигур и первоначальную композицию произведения; они выполняются как бы в виде пятна и служат предварительным намеком на целое. А так как они набрасываются художником пером, иными рисовальными принадлежностями или углем в короткое время, в порыве вдохновения и лишь для того, чтобы проверить пригодность своего замысла, то они и называются набросками.»(33. С. 115 -116). Затем с таких набросков выполняли рисунки больших размеров. Однако уже в эпоху Возрождения, параллельно с эскизными набросками к композиции, появляются наброски, имеющие самостоятельное значение, которые нельзя реализовать в другой технике. Постепенно рисунок из вспомогательного средства становится самостоятельным искусством. Как раз на это время приходится расцвет Возрождения в Италии.
В эпоху Ренессанса предметом изображения становится наблюдаемая реальность, чего не было в средневековье. Это требовало от художника не только передачи перспективы, светотени и прочего, но и индивидуальной интерпретации изображаемой действительности, что породило новый вид рисунка - набросок к композиции. Б. Р. Виппер выделяет 3 вида композиционных набросков, служащих подготовкой для будущей работы: набросок, эскиз и этюд. Набросок (иначе кроки - croquis), который может быть подготовительным, но и совершенно самостоятельным, независимым от какой - либо будущей работы, своего рода художественный афоризм, который стремится не к полноте впечатления, а как бы сгущенному знаку действительности. Главное очарование наброска в его свежести и быстроте, главный его признак - индивидуальный почерк художника. (39. С. 31).
Среди художников Возрождения можно выделить таких мастеров наброска, как Леонардо да Винчи, и Пармиджанино. Рисунки последнего отличались быстротой исполнения, оригинальностью композиций и яркой образностью. В работах художник применял в основном перо и чернила.
Обширный репертуар мотивов мы находим в альбомных зарисовках Леонардо да Винчи. Он оставил после себя громадное количество различного рода рисунков, выполненных сангиной, серебряным карандашом на тонированной бумаге, пером и чернилами. По мнению некоторых исследователей, он использовал в своих рисунках не только известные в его дни технические приемы, но и открыл новые. Вся окружающая природа была для художника мастерской. Очень часто он вместе с учениками отправлялся то в деревню, то в церковь, то на площадь, то в трактир, где приучал их наблюдать натуру. Леонардо придавал большое значение развитию зрительной памяти. В своих знаменитых правилах он советует ученикам: «В ночной тиши старайтесь вспомнить идеи вещей, которые вы изучали. Рисуйте умственно контуры фигур, которые вы наблюдали в течение дня; где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника.» (87.С. 40).
Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития специальных и профессиональных способностей студентов хгф при выполнении набросков и зарисовок
В иерархии целей развития личности, современная педагогика выделяет развитие способностей как одну из самых важных целей на ближайшую перспективу. Проблема развития способностей студентов является актуальной проблемой воспитания и обучения. Исследуя ее, нужно прежде всего выяснить, что такое способности вообще и художественно-педагогические в частности.
Исследованием способностей занимались и занимаются многие отечественные психологи. Среди них можно выделить работы Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Д. Шадрикова и др.В основном они дают определение сущности самого понятия «способности»,его содержания.
Б. М. Теплов под способностями подразумевал индивидуально -психологические особенности личности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности и не сводятся к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека. (163 С. 6). С. Л. Рубинштейн считает, что: «Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результат закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются» (144. С. 546).
Р. С. Немов так определяет способности: «Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике (113. С. 375). В. С. Кузин пишет: «Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности». (90. С. 290).
Данные высказывания позволяют нам заключить, что любая способ ность является способностью к какой - то деятельности и включает в себя необходимые свойства и качества, соответствующие требованиям этой деятельности.
Способности делятся на общие и специальные. Общими мы называем способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека. Специальные способности проявляются только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, педагогические и др.). А. Г. Ковалев кроме этих двух видов способностей выделяет еще третью группу - способности к практической деятельности. К ним он относит конструктивно - технические, организаторские и педагогические способности. В основе такой классификации лежат три вида деятельности: наука, искусство и практика, которые предъявляют свои требования к способностям человека. Э. А. Голубева предлагает новую классификацию способностей, которая основывается на трех видах деятельности, выделенными еще Б. Г. Ананьевым. Это познание, которому соответствуют познавательные способности; общение, которому соответствуют коммуникативные способности; труд, которому соответствуют трудоспособность, профессиональная пригодность. В зарубежной психологии способности разделяют на 4 неравноцен- ные группы: моторные, сенсорные, технические и профессионализированные способности. К последним относятся все виды специальных способностей, проявляющихся в конкретных видах деятельности (конторские способности, педагогические и т. д.). Для нашего исследования наибольший интерес представляют художественные и педагогические способности. Педагогические способности, как указывает Н. В. Кузьмина, - это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности испытуемого. (82. С. 14). Структура педагогических способно стей представлена различными авторами: Н. Д. Левитовым, Ф. Н. Гонобо-линым, А. К. Марковой, Л. Н. Захаровой, С. В. Недбаевой, Н. В. Кузьминой, В. А. Крутецким, В. А. Сластениным, А. И. Щербаковым и други-ми,но при единстве методического и общего подхода нет единой схемы-структуры. Способности, наиболее часто проявляющиеся в педагогической деятельности, представлены в таблице № 1.
Диагностика исходного уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ
Возрастание роли и значения способностей студентов в процессе их обучения требует четкой организации педагогического процесса. Нами была разработана и апробирована в течение нескольких лет серия экспериментальных заданий, направленных на развитие художественно-педагогических способностей студентов в процессе выполнения набросков на пленэре. В задачу констатирующего этапа эксперимента входило:
1.Выявить исходный уровень развития специальных и профессиональных способностей студентов к моменту педагогической практики в школе.
2.Выявить характерные ошибки в подготовке студентов по разделу набросков на пленэре.
Эксперимент проводился со студентами 1, 2, 4 курсов художественно-графических факультетов Курского и Воронежского государственных педагогических университетах и Орловского государственного университета с 1996 года по 1997 год. В эксперименте приняло участие около 300 человек разных курсов. Разрабатывая систему специальных заданий по развитию художественно-педагогических способностей, мы стремились определить, какие конкретно знания и умения необходимы студенту в его профессиональном становлении. Для изучения данной проблемы нами использовались следующие методы:
1. Анализ учебных программ по рисунку и пленэрной практике для педвузов, просмотр календарно-тематических планов школ.
2. Наблюдение за учебным процессом по рисунку на пленэре, за педагогической практикой студентов в школе.
3. Анализ набросков и зарисовок студентов, выполненных на пленэре.
4. Беседы с преподавателями и студентами по теме исследования.
5. Анкетирование студентов 2-5 курсов по интересующим нас вопросам.
Наряду с этим, автором проводились занятия в школе-лицее и в университете, что дало значительный материал для исследования. Наблюдая за работой лицеистов на пленэре, за процессом выполнения ими набросков и зарисовок, мы столкнулись с рядом проблем, которые необходимо решать уже в школе.
Как показали наблюдения, уровень профессиональной подготовки студентов к моменту педагогической практики невысок. Они еще неуверенно рисуют мелом на классной доске, затрудняются быстро выполнять педагогический рисунок, одновременно комментируя его изображение. Чаще всего студенты заранее выполняют рисунок на классной доске, а затем его поясняют.
Кроме того, определенные трудности студенты испытывают при выполнении композиции на большом листе на уроках тематического рисования в школе. Работа получается невыразительной и на ее исполнение затрачивается много времени. Студенты испытывают затруднения при изображении людей в движении, животных, птиц, различной техники. Это позволяет нам констатировать , что еще мало внимания уделяется развитию
художественной наблюдательности, зрительной памяти, накоплению на-бросочного материала из самой жизни.
Для того, чтобы существенно улучшить подготовку художника-педагога, нужно пересмотреть методику работы студентов над набросками на пленэре, разработать специальную систему заданий, направленных на развитие художественно-педагогических способностей.
В начале нашего исследования мы провели опрос студентов 2-5 курсов с целью выявить характерные недостатки существующей методики обучения наброскам на пленэре. Были заданы следующие вопросы:
1 .Что такое наброски и зарисовки?
2.Регулярно ли вы выполняете наброски?
3.Нравятся ли вам занятия набросками и зарисовками на пленэре?
4. Систематически ли контролирует преподаватель ваши занятия быстрым рисунком на пленэре?
5.Считаете ли вы необходимым проведение пленэрных занятий не только летом, но и в другие сезоны?
б.Используете ли вы пленэрные наброски и зарисовки при создании композиции?
Результаты опроса приведены в таблице № 4. Ответы на первый вопрос в таблице не представлены, но можно отметить, что все они показывают слабые знания студентами профессиональной терминологии.