Содержание к диссертации
Введение
Глава I Исторический аспект развития искусства
шрифта как важнейшего фактора социально-
культурного развития общества 17
Выводы по I главе 129
Глава II Художественно образная
выразительность шрифтов 130
Образность шрифтовых форм 130
Особенности восприятия шрифтовой графики 146
Форма и контрформа в шрифте 164
Средства художественно — образной
выразительности шрифтов 178
2.5. Художественно - образная выразительность
шрифтов в историческом аспекте 195
Выводы по П главе 201
Глава III Теория и методика обучения искусству шрифта
как составной части формирования
художественно-творческих способностей
студентов 203
Педагогические аспекты развития творческих способностей 203
Психологические особенности наблюдения, анализа
и воспроизведения шрифта 221
3.3. Педагогические условия, содействующие развитию
творческих способностей студентов 237
3.4 Экспериментальное исследование процессов
развития творческих способностей студентов
на занятиях шрифтом: 274
* Определение исходного уровня развития творческих способностей студентов в овладении шрифтовым
искусством
»
* Развитие творческих способностей студентов на
занятиях шрифтовой графикой 280
* Анализ результатов формирующего эксперимента 293
Выводы по Ш главе 305
Заключение 307
Литература 311
Приложение 1 329
Приложение 2 334
Иллюстрации 349
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность
Современный этап развития педагогической науки характеризуется активизацией изучения вопросов взаимодействия, взаимозависимости учебного и творческого процессов. Поиски основных закономерностей развития методов обучения говорят о стремлении ученых рассматривать проблему творчества, прежде всего как педагогическую.
Многие статьи и диссертации, посвященные изучению проблем преподавания специальных предметов на художественно -графических факультетах содержат указания на необходимость совершенствования подготовки учителя изобразительного искусства. При этом упор в основном делается на специализации - рисунок, живопись, композицию (что само по себе очень важно) и совершенно не исследованной остается до сих пор методика преподавания шрифта, с которым учитель сталкивается в практической работе в школе, в первую очередь.
Не все студенты в одинаковой степени овладевают техникой выполнения художественных шрифтов: многое зависит от способностей и состояния их развития. Приобщение студентов — будущих художников — педагогов к овладению искусством шрифта способствует развитию их творческих способностей, раскрывает перед ними богатства культуры народа, знакомит с художественными традициями, развивает чувство красоты и образности мышления.
Поэтому нужна своя методика развития творческих способностей студентов в процессе изучения курса искусства шрифта.
Анализ научно - педагогической литературы, связанной с проблемами развития творческих способностей и создания условий подготовки учителей изобразительного искусства, свидетельствует о том, что по интересующей нас проблеме, практически, нет научно — педагогических разработок и имеется еще много нерешенных вопросов теоретического и практического характера. До сих пор нет отдельных специальных исследований по вопросам изучения курса искусства шрифта в Вузах. В условиях их отсутствия в практике подготовки художников - педагогов отмечается тенденция стихийного, бессистемного подхода в изучении и овладении
будущими учителями изобразительного искусства художественных шрифтов, обладающих не только нормативной, но и художественно - образной выразительностью.
Специального, самостоятельного исследования посвященного проблеме художественно - образной выразительности шрифтов как средству развития творческих способностей студентов до настоящего времени не проводилось.
Анализ программ художественно - графических факультетов педагогических вузов свидетельствует о том, что шрифту, как дисциплине, должного внимания не уделяется.
Однако, в комплексе общеобразовательных проблем, связанных непосредственно с художественной подготовкой кадров наиболее актуальными являются те, которые закладывают основы их профессионального мастерства. В овладении этим мастерством свободное владение шрифтом занимает одно не из последних мест.
Достижения современной педагогической науки и искусствознания, реализация нового социального заказа на формирование разносторонне развитой творческой личности выдвигают новые требования к процессу преподавания искусства шрифта.
Философскому осмыслению проблемы способствовало ознакомление с работами: Ильина А. Я., Коршунова А. М., Мордковича В. Г., Шакурова Р. X., Пушкина В. Г. и других, раскрывающих смысл категории «активности», и изучение трудов Бахтина М. М., Бердяева М. А., Бергсона А., Канта И., Соловьева В. С, Шеллинга Ф. и других, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.
Данное исследование опиралось также на теоретические положения и практические рекомендации в области художественного образования Ростовцева Н.Н., Беды Г. В., Кузина В. С, Унковского А. А., Шорохова Е. В., Ломова СП., Лебедко В.К., Корешкова В.В., Хворостова А.С., Зинченко В.П., Шабанова Н.К. и других. Научно-методические публикации Гильман Р. А., Державина Б. А., Емельянович И. И., Козлова В. Н., Малаховой С. А., Темерина С. И., и другие помогли изучению опыта преподавания декоративно- прикладного искусства и художественной обработки материалов на художественно-графических отделениях педагогических вузов, а также других учебных заведений.
В нашем исследовании мы учитываем рост качественных изменений подготовки учителей связанных с интенсификацией учебного процесса, роль преемственности теоретических знаний и практических умений студентов в их последующей педагогической
деятельности, однако, исследовании, связанных с преподаванием искусства шрифта, готовностью будущего педагога к осуществлению разносторонней деятельности в общеобразовательной школе, явно недостаточно.
Анализ современного развития педагогической науки в системе подготовки учителей к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников показал, что педагогические устремления и установки в преподавании художественного шрифта, широкого внедрения в образовательный процесс не получили. В силу сложившихся обстоятельств (социально- политического изменения в стране), ни одного значительного исследования, а тем более «системного анализа» проблемы или аспектов, ни тогда, ни в дальнейшем сделано не было. Указанные публикации были, преимущественно, выражением индивидуального понимания того или иного вопроса проявления взаимодействия и синтеза искусств, которое можно воспринимать как «мысли по поводу».
Оценивая творческие качества личности учителя изобразительного искусства как важнейшие всей педагогической и творческой деятельности в школе, подчеркивая их важную социальную значимость, нами определяется проблема данного исследования: развитие творческих способностей студентов художественно - графических факультетов на занятиях художественными шрифтами, которая остро нуждается в исследовании.
Принимая во внимание остроту проблемы и необходимость решения целого ряда связанных с нею спорных вопросов, можно считать, что потребность в таком «системном анализе» существует и сегодня, сохраняя также высокий уровень актуальности (но уже в условиях нового государственного строительства).
В связи с этим изучение влияния художественно выразительности шрифтов на развитие творческих способностей студентов - будущих художников - педагогов имеет большое социально - педагогическое и методическое значение, приобретает теоретическую значимость и практическую актуальность.
Актуальность данной проблемы заключается, во - первых, во все более возрастающей роли искусства в формировании духовной культуры современного учителя - педагога, в необходимости развития у учащихся творческих способностей, умения понимать, сохранять и приумножать достояния художественной (и шрифтовой в частности) культуры прошлого и настоящего. Во - вторых, от нерешенности
данной проблемы в значительной степени страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства, формирование у них эстетической и духовно — нравственной культуры. Эстетика искусства шрифта обязана содействовать решению этой задачи. Этому обязывают и новые стандарты профессионально-художественной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.
Исследование данной проблемы и составляет цель нашей диссертации — создание научно обоснованной методической системы развития творческих способностей студентов - будущих учителей изобразительного искусства средствами художественно — образной выразительности шрифтов.
Объектом исследования является учебно — творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над шрифтом.
Предметом исследования являются содержание, пути, методы, приемы и педагогические условия развития творческих способностей студентов художественно - графических факультетов на занятиях художественными шрифтами.
В основу исследования положена гипотеза: развитие творческих способностей на занятиях по шрифту может эффективно осуществиться при наличии экспериментально проведенной системы обучения, которая включает в себя: цели, задачи и содержание учебного предмета; принципы, формы, методы и приемы обучения, воспитания и развития творческих способностей художников — педагогов; средства обеспечения учебно — воспитательных и развивающих процессов; методику обучения искусству шрифта.
Эффективное развитие творческих способностей на занятиях по шрифту может успешно осуществляться при выполнении следующих условий:
- поддержание у студентов устойчивого интереса к предмету,
путём раскрытия художественно — образной выразительности
шрифтов;
использование содержательного учебного материала, вариативности в применении методов и средств обучения, предоставления студентам возможности работы с разнообразными материалами и инструментами
- осуществление педагогического воздействия на систему
мотивационно-ценностных ориентацией студентов, путём
разработки содержания обучения с учётом его направленности на
будущую профессионально-педагогическую и художественно-творческую деятельность
- формировании, у студентов знаний, умений и навыков,
необходимых для грамотного выполнения учебно-творческих заданий
на высоком художественном и техническом уровне
подборе содержания каждого учебного занятия с опорой на имеющиеся у студентов знания, при изучении других предметов художественного цикла: рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства, с последующим их усложнением
применении в обучении эффективных методов и средств, способствующих творческому подходу при выполнении учебных заданий, привлечении студентов к исследовательско-поисковой работе, решению проблемных задач и предоставлении им возможности экспериментирования материалами, осуществлении взаимосвязи между теорией и практикой, использовании на занятиях разнообразного наглядного материала: методических плакатов, иллюстраций, технических средств обучения
- предоставлении студентам возможности для проявления
самостоятельности в процессе обучения для развития способности к
самоорганизации своей деятельности.
Такой подход предполагает, с одной стороны, превращение процесса обучения художественному шрифту в действенный механизм развития творческих качеств личности учителя изобразительного искусства, с другой, - фактор формирования профессиональных знаний, умений и навыков в работе над шрифтом.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой ставятся основные задачи исследования:
научно обосновать особенности проявления художественно образной выразительности шрифтов, обусловленной историческими, эстетическими, функциональными и материальными факторами
определить специфику развития художественно-творческих способностей студентов
выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей в процессе обучения искусству шрифта.
определить структуру творческих способностей к шрифту, выявить закономерности их развития;
определить степень взаимообусловленности характера учебно — творческой работы студентов и их эстетических потребностей;
выявить оптимальные условия, способствующие развитию творческих способностей студентов на занятиях шрифтом;
теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные педагогические методы развития творческих способностей студентов во время обучения художественным шрифтам.
Методологической основой исследования являются:
положения философии, психологии, педагогики, социологии, посвященные проблеме активности личности, её психологическим механизмам, а также структуре и специфики художественного творчества, методам педагогического воздействия на его развитие в процессе воспитания и обучения: публикации искусствоведов по вопросам искусства шрифта, искусствоведения, истории, теории и методики обучения изобразительному искусству; современные психолого-педагогические исследования, указывающие на связь, взаимообусловленность "и~ целостность процессов обучения, воспитания и развития человека, на всеобщий творческий характер человеческой деятельности, на специфику художественно -образного восприятия и творчества в изобразительном искусстве.
Методы исследования:
В качестве методов изучения имеющегося материала использован хронологический /во времени/ и типологический /предметный/ разбор и анализ отдельных примеров образно-выразительного решения шрифтовых форм.
Составной частью этого метода является исследование выразительных примеров шрифтового искусства, сбор фотоиллюстративного материала, изучение и обобщение практики шрифтового оформления.
Для решения поставленных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:
анализ научно-педагогической, методической,
искусствоведческой литературы, публикаций и диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме;
изучение и обобщение передового практического опыта преподавания шрифта в художественных и художественно-
педагогических учебных заведениях с помощью ознакомления с учебными планами, программами, анализа занятий и творческих работ учащихся, беседами с педагогами;
наблюдения за учебно-творческой шрифтовой деятельностью студентов на занятиях;
систематический анализ шрифтовых работ студентов и проверка теоретических знаний, путем тестирования, анкетирования;
опытно - исследовательский и экспериментальный (опрос, анкетирование, беседы, апробация методических рекомендаций, изучение и анализ передового педагогического опыта и т.д.);
статистический метод (обработка данных эксперимента и т.д.);
самоанализ результатов собственной педагогической, научно - методической и художественно — творческой деятельности;
естественный педагогический эксперимент по выявлению эффективности предлагаемой методической системы обучения искусству шрифта.
Организация и этапы исследования
Экспериментальное исследование проводилось в четыре этапа в течение 18 лет.
Первый этап (1983 - 1990г.г.), в течение этого времени шло изучение научно-теоретических материалов по проблеме исследования, анализ специфики преподавания искусства шрифта в условиях высших учебных заведений. Были определены гипотеза, предмет и задачи исследования, намечено основное содержание и методика организации знаний.
Второй этап (1990-1997г.г.) - был посвящен проведению эксперимента, апробированию предполагаемого содержания образования и методов обучения студентов на занятиях по шрифту и определение их эффективности.
Третий этап (1997- 1999 г. г.) посвящен анализу результатов
проведенной экспериментальной работы, внесению
соответствующих поправок и дополнений, подведению итогов и оформлению результатов исследования.
Четвертый этап (1999 - 2003 г.г.) - заключительно -обобщающий этап. Подведение итогов и обобщение результатов
эксперимента. Подготовка монографии по теме исследования и оформление результатов в виде докторской диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов
исследования
В диссертации впервые поставлена, исследована и решена актуальная научная проблема, имеющая большое социально — культурное значение, а именно - развитие творческих способностей студентов средствами художественно - образной выразительности шрифтов как важнейшего фактора их художественно-профессиональной подготовки к будущей деятельности. В том числе:
впервые в области преподавания художественных шрифтов сделан научно - педагогический анализ поставленной проблемы;
выявлен ряд психолого- педагогических закономерностей, связанных с обучением шрифту;
разработана целостная, эффективная методическая система развития творческих способностей студентов на основе использования художественно — образной выразительности шрифтов;
прослежены условия для формирования более эффективных теоретических знаний, умений и навыков; предложены конкретные формы подхода к личности обучаемого;
проанализирован диапазон творческих возможностей обучаемых применительно к требованиям современной подготовки специалистов;
сделаны акценты на более строгой системности обучения, последовательности в освоении учебных программ и методик по совершенствованию преподавания шрифта.
Ее приоритетность заключается также в том, что впервые вопросы образной выразительности шрифтов рассматриваются в историческом аспекте от зарождения письменности и до наших дней.
Подобного рода исследования у нас не проводились, за исключением некоторых замечаний по этому поводу В. А. Фаворского, А. Г. Шицгала, Ю. Я. Герчука и других. Но все это носило эпизодический характер и только косвенно касалось избранной нами темы исследования.
В работе впервые:
дано психолого-педагогическое обоснование
возможностей развития художественного творчества студентов в процессе занятий шрифтовой графикой;
выявлены и экспериментально апробированы
педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное развитие художественного творчества у студентов на занятиях по шрифту;
создана продуктивная методика развития художественно-творческих способностей студентов с учетом требований современной педагогической науки и уровнем развития изобразительного искусства, специфики и художественных возможностей шрифтового искусства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты вносят значительный вклад в развитие и совершенствование педагогического образования и эстетического воспитания учителей изобразительного искусства средствами художественно — образной выразительности шрифтов. Материалы исследования могут быть использованы при проведении научно — педагогических исследований по смежным проблемам предметов художественного цикла.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная автором методика проведения занятий по шрифту позволяет намного эффективнее организовать процесс обучения; вызвать заметный интерес студентов; способствовать развитию эстетического восприятия.
Практическую ценность для преподавания в специальных педагогических учебных заведениях имеют методические рекомендации по развитию художественно-творческих способностей в процессе изучения шрифта.
Материалы исследования могут быть использованы не только для преподавания в педагогических вузах, а так же при разработке программ и учебно-методической литературы для преподавания и самостоятельного изучения шрифтов и входить в состав кружковых и внеурочных занятий со школьниками.
Практическая ценность данной работы заключается так же в возможности использования ее материалов и выводов при дальнейшей разработке ряда вопросов по истории, практике и методике преподавания шрифта.
Результаты исследования могут стать основой для подготовки различных методических, дидактических и наглядных пособий для учителей ИЗО, использовать в подготовке научных сообщений и докладов в школах, художественных училищах, в практике подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических средних и высших учебных заведениях.
Результаты исследования получили практическое применение в работе курсов повышения квалификации учителей ИЗО в Волгоградском государственном педагогическом университете
Достоверность исследования подтверждается опорой на научные достижения в области педагогики, психологии, искусствоведения, участием автора в опытно-экспериментальной работе, объективным анализом учебных и творческих заданий, художественных работ студентов в материале, сопоставлением исходных и конечных результатов исследования.
Достоверность исследования обеспечивается ориентацией на строго концептуальную методологию подхода к обозначенной теме; на выводы педагогической теории, нашедшие свое подтверждение в практике; на опытно - экспериментальные работы последнего времени других и личный опыт автора, как преподавателя в школах и вузах страны и как художника — графика непосредственно.
На защиту выносятся следующие положения:
разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная целостная методическая система развития творческих способностей студентов на основе использования средств художественно - образной выразительности шрифтов;
исследование теоретических положений, способствующих наиболее яркому развитию творческих способностей, расширению кругозора и художественно — образного мышления студентов в ходе обучения и преподавания художественного шрифта;
специфика методов проведения практических занятий, активно влияющих на создание эмоционально — творческой атмосферы; выработку мировоззренческих установок, способствующих не только росту профессионального мастерства, но и формированию человека, способного созидать по меркам добра и красоты;
вопросы эффективности найденных автором подходов к решению поставленной задачи и предлагаемых им методах обучения художественному шрифту.
методика использования средств художественно-образной выразительности шрифтов на занятиях по шрифту. Качественно-количественные критерии оценки данного вида деятельности, характеризующие:
а) отношение студентов к заданию, включающее наблюдения
за их поведением, проявлением волевых качеств, эмоций;
б) уровень выполнения задания, где оцениваются
грамотность, выразительность, техническое мастерство и качество
работы;
в) образную выразительность работ, оригинальность замысла,
эстетический вкус, раскрывающий уровень проявления творчества
у студентов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания курса « Искусство шрифта» на отделении «Графика» Украинского полиграфического института им. Ивана Федорова (1979-1993), на факультете искусств Волгоградского государственного педагогического университета, факультете искусств Волгоградского государственного института искусств и культуры, в Волгоградском муниципальном институте им. Серебрякова (с 1994г.), Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института, факультете повышения квалификации учителей, средней школе №49 г. Волгограда. Экспериментом охвачено более тысячи человек.
Материалы диссертации апробированы в книгах, статьях, докладах и сообщениях по теме исследования и получили одобрение на методических семинарах и научных конференциях /1980-2000г. г/, на заседаниях отделения культуры Международной Академии наук педагогического образования (Москва, 1999-2002 гг.).
Проблемы исследуемой темы изложены в семи учебных пособиях автора, значительные из которых «Производственная графика» /Л. 1983 г./, «Рукописный шрифт» /Л. 1986/, «Искусство рукописного шрифта» /М. 1991/. В издании «Шрифт и образ» /М. 1993/, монография «Художественно-образная выразительность шрифтов» /Волгоград 2000/, общим объемом более 70 печатных листов.
Материалы диссертации нашли свое применение в научно-исследовательской работе кафедры оформления и иллюстрации книги Украинского полиграфического института им. Ивана
Федорова по созданию трех шрифтов для наборно-печатных автоматов по заказу Кировоградского производственного объединения «Пишмаш» в 1988-1990г. г.
Под руководством автора было создано три шрифта для наборно-печатающих автоматов, два из которых получили авторские свидетельства на промышленный образец и все, три внедрены в производство.
Материалы диссертации использованы автором при оформлении им книг в различных издательствах, а так же при руководстве курсовым и дипломным проектированием художников-графиков (1979-1993г. г.) и учителей изобразительного искусства (с 1994г.).