Содержание к диссертации
Введение
1 ГЛАВА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 18
1.1.Теоретические основы развития творческих способностей личности 18
1.2. Общие характеристики развития творческих способностей личности на разных этапах учения 55
1.3.Проявление творческих способностей в графическойдеятельности 78
Выводы по 1 главе 99
П ГЛАВА. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 102
2.1.Учение - основной фактор развития личностных качеств человека 102
2.2.Гуманизация как один из важнейших ПРИНЦИПОВ обучения 123
2.3. Комплекс педагогических условий, содействующий развитию творческих способностей в графической деятельности: 142
- цель обучающей деятельности педагога; 158
- содержание учебной графической деятельности; 158
- формы организации учебной графической деятельности; 182
- методы и методические приемы обучения; 190
- средства обучения; 204
- КОНТРОЛЬ учебной деятельности 220
Выводы по П главе 229
Ш ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ХГф В ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (педагогический эксперимент ) 231
3.1. Экспериментальная проверка условий развития творческих способностей младших школьников ПРИ изучении курса дизайна 231
3.2.Организация и проведение педагогического эксперимента со школьниками среднего возраста (ПОДРОСТКИ) 265
3.3.Развитие творческих способностей школьников старших классов ПРИ углубленном изучении курса технической графики и основ дизайна 296
3.4.Педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГф в графической деятельности: 322
- особенности профессиональной подготовки студентов; 322
- педагогические условия, содействующие развитию творческих способностей студентов; 329
- результаты педагогического эксперимента; 334
Выводы по III главе 374
3 А К Л Ю Ч Е Н И Е 376
С П И С О К Л И Т Е Р AT У Р Ы 383
П Р И Л О Ж Е Н И Я 411
- Общие характеристики развития творческих способностей личности на разных этапах учения
- Комплекс педагогических условий, содействующий развитию творческих способностей в графической деятельности:
- Экспериментальная проверка условий развития творческих способностей младших школьников ПРИ изучении курса дизайна
Введение к работе
Необходимость подготовки подрастающего поколения ОСТРО поставила проблему совершенствования процесса его подготовки к продуктивной и созидательной деятельности в условиях экономического преобразования общества. Необходимо обеспечить возможность осуществления молодыми людьми общественно полезной деятельности, используя в ней свои творческие способности как высшую форму проявления интеллектуальной активности.
Проявление творчества в любой деятельности становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективности и прогресса, что требует повышения интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимального развития его творческих способностей. В соответствии с корректировкой социального заказа и целью учения, определяемой в настоящее время как непрерывное развитие личности, изменяются приоритеты и относительное значение личностных качеств. В число особо приоритетных включаются такие качества, как инновационный стиль мышления, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности.
Творческие способности развиваются в постоянном и разнообразном учении ПРИ активном использовании имеющихся знаний и умений в конкретной учебной деятельности. В полной мере это относится и к графической деятельности, требующей выполнения ряда мыслительных и познавательных действий, качественное воплощение КОТОРЫХ осуществляется ПРИ наличии у обучающихся способностей к ВОСПРИЯТИЮ различных средств графической информации, ее переработке, переосмыслению, анализу, целостное - 5 ти ВОСПРИЯТИЯ и других качеств личности. Все это позволяет создать образы реально существующего или задуманного объекта или явления с последующим отображением в виде чертежа, рисунка, схемы, графика и др. Стремление обучающихся к нахождению рациональных способов осуществления графической деятельности становится условием раскрытия их ПРИРОДНЫХ задатков, усиления работы мышления, эмоциональной окраски выполняемой учебной работы, настраивает на дальнейшую активную деятельность. В итоге оно оказывает позитивное влияние на развитие индивидуальных качеств личности, ее интеллекта.
Следует констатировать, что к настоящему времени этот неотъемлемый компонент учения не нашел должного места в системе графической подготовки как школьников, так и студентов педвузов. В силу Ряда субъективных и объективных ПРИЧИН в этой подготовке часто не находится места для творчества, следовательно, и для развития соответствующих способностей обучающихся. К недостаткам существующей практики учебной графической деятельности следует отнести: отсутствие преемственной связи этой деятельности между различными этапам ее осуществления ; приоритетность фронтальных форм работы; междисциплинарную разобщенность; недостаточный учет личностных качеств обучающегося, его мотивации, потребности и способностей к определенному виду деятельности, в том числе и графической.
Вместе с тем не решены ВОПРОСЫ теории и практики осуществления графической деятельности: не определены условия развития способностей обучающихся в этой деятельности; слабо выявлены особенности проявления творческих способностей; остаются во многом не исследованы противоречия между учением и опытом творческой и эмоционально-оценочной деятельности, яв ляющиеся предпосылками успешной самореализации личности, проявляющие ее индивидуальность и творчество. Все это в разной степени влияет на развитие способностей обучающихся к учебной графической деятельности.
С учетом названных противоречий существует проблема, которую можно сформулировать следующим образом: какими должны быть ПРИНЦИПЫ, подходы и педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся различных возрастных групп в процессе осуществления учебной графической деятельности.
Цель исследования: решить поставленную выше проблему разработать и теоретически обосновать педагогические условия развития творческих способностей обучающихся в графической деятельности, основанные на методологическом принципе гуманизации обучения.
Объект исследования: графическая деятельность школьников и студентов художественного-графических факультетов педагогических вузов в процессе изучения графических дисциплин.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческих способностей обучающихся в учебной графической деятельности.
Гипотеза исследования: успешное развитие творческих способностей школьников и студентов ХГф в учебной графической деятельности может быть осуществлено, если:
- в основу этой деятельности положена идея гуманизации обучения как методологический ПРИНЦИП;
- организация и управление учебной деятельностью СТРОЯТСЯ на продуктивно-деятельностном подходе;
- определен и применен комплекс педагогических условий,
_ 7 -включающий интеграцию, преемственность содержания учебного материала на основе координированного, фронтального, дифференцированного и общеобразовательного направления этой деятельности, а также рациональные формы, методы, средства и КОНТРОЛЬ учебной работы.
Задачи исследования были разделены на ТРИ группы.
К первой отнесены задачи, связанные с определением сущности продуктивно деятельностного подхода к развитию творческих способностей школьников и студентов ХГф в графической деятельности, его места в общей системе обучения и соответствие методологическому ПРИНЦИПУ гуманизации.
Задачи ВТОРОЙ ГРУППЫ включали исследование педагогических условий развития творческих способностей обучающихся различных возрастных групп в графической деятельности:
- определение структуры и содержания учебного материала, вводимого в графическую деятельность школьников и студентов ХГф с учетом преемственности, ВНУТРИ- и межпредметных связей;
- определение адекватных форм, методов, средств учебной работы и ее КОНТРОЛЯ.
Третья группа задач была связана с реализацией теоретических положений исследования. Для этого потребовалось:
- экспериментально проверить и уточнить разработанное содержание графической деятельности школьников и студентов ХГф;
- внедрить продуктивно-деятельностный подход в практику учебной графической деятельности школьников и студентов ХГф.
Методологической основой исследования являлись:
- научный метод познания процессов и явлений окружающей
действительности;
- 8 - ведущие положения психологии и педагогики о закономерностях развития способностей личности в деятельности;
- сущность учения, его целостность и взаимосвязь с учебной деятельностью, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ в процессе ее осуществления.
В этом направлении изучены:
- различные подходы к процессу учения, как основному виду деятельности человека;
- взаимообусловленность учебной деятельности и творчества;
- многофакторность развития способностей обучающихся в графической деятельности и их совершенствование до уровня творчества.
Конкретная методология исследования опиралась на трактовку учебной деятельности, сделанную В.В.Давыдовым, Э.В.Ильенковым, В.С.Ледневым, как основного способа самореализации личности в учении, а также на концепцию развития интеллектуального потенциала обучающихся, обусловленного их творческой деятельностью, предложенную А.А.Гесейновым, И.П.Калошиной, А.В.Петровским. Эти исследования способствовали уточнению сущности гуманизации обучения, ее влияния на развитие творческих способностей школьников и студентов ХГф в учебной деятельности .
Для определения возможностей развития творческих способностей в графической деятельности и установления объективных показателей их наличия у обучающихся различных возрастных групп использованы: результаты психологических и психофизиологических исследований механизмов мышления В.Г.Ананьева, Ю.С.Голициной, В.С.Мерлина; особенности развития личности в учении, изложенные в трудах Д.Б.Богоявленского, Л.С.Выготско - 9 го, Л.В.Занкова, Г.С.Костюка, С.Л.Рубинштейна; исследования условий развития образного,, абстрактного и логического мышления/ пространственных представлений и воображения в графической деятельности, выполненные Б.ф.Ломовым, Е.Н.Кабановой-Мел-лер, И.С.Якиманской.
Предпосылка выявления составляющих компонентов творческих способностей, их функциональной структуры в графической деятельности обусловлена: психологией проявления творчества в различных видах деятельности, основные положения КОТОРОЙ представлены В.А.Крутецким, B.C.Кузиным, Я.А.Пономаревым, Б.М.Тепловым; результатами научных исследований Ю.Н.Кулютки-на, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина по выявлению мотивации творчества в деятельности; условиями проявления интереса, самостоятельности и творческой активности в учении, описанными в работах В.А.Горского, М.П.Пальянова, В.С.Тесленко и др.
ПРИ определении педагогических условий развития творческих способностей школьников и студентов педагогических вузов в графической деятельности использовались результаты исследований, опирающиеся: на методологический ПРИНЦИП гуманизации обучения и содержательные компоненты процесса учения, описанные A.M.Арсеньевым, В.В.Давыдовым, В.П. Зинченко, Ф.Т.Михайловым; на специфические особенности педагогического процесса, критерии его эффективности, систематизированные М.Н.Скатки-ным, В.В.Краевским, И,Я.ЛЄРНЄРОМ; на ПРИНЦИП преемственности в обучении, установления взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся, представленных Т.М.Андриановой, А.В.Багташевым, А.А.КЫВЫРЯЛГОМ; на способы интеграции знаний, умений, профессий, предложенные С.Я.Баты-шевым, М.И.Махмутовым, B.C.Ильиным, и др.
- 10 В проведенном исследовании учтены: теория педагогической рефлексии и особенности проявления творчества в обучении, наиболее полно описанные Ю.Н.Кулюткиным и Г.С.Сухобской; основные закономерности активизации обучения, выявленные Т.И.Шамо-вой; пути и средства развития творческих способностей обучающихся в процессе изучения различных учебных дисциплин, предложенные В.А.ГОРСКИМ, А.И.Ивановым, В.Г.Разумовским, В.Б.Толмачевым.
Особое влияние на исследование оказали фундаментальные труды Л.А.Венгера, Л.В.Занкова, А.В.Запорожца по проблемам развития творческих способностей детей на основе активного учения. Эти исследования были дополнены работами: А.Д.Ботвин-никова, Н.И.Линьковой, Н.П.Сакулиной, И.С.Якиманской - по учебной графической деятельности; С.Е.Игнатьева, Т.С.Комаровой , Н.Н.Ростовцева, Е.А.Шорохова, Н.П.Хворостова, Т.Я.Шпика-ловой - по изобразительному творчеству; П.Н.Андрианова, A.M.Дорошкевича, В.И.Качнева, В.Н.Мясищева, П.М.Якобсона - по конструированию; Г.С.Альтшуллера, Б.Т.Войцеховского - по определению составляющих компонентов творчества рационализаторов и изобретателей.
Теоретические основы исследования обогащались научно-методическими рекомендациями ученых и педагогов-практиков по вопросам развития способностей обучающихся в графической деятельности . Использовались труды Н.Н.Анисимова, А.Д.Ботвиний-кова, Е.А.Василенко, В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольекого, В.А.Гегвера, Е.Т.Жуковой, В.В.Степаковой, М.Н.Макаровой и др., посвященные методике обучения графическим дисциплинам в школе, а также работы Л.Н.Анисимовой, Р.И.Гольцевой, Ю.И.Ко-роева, А.А.Павловой, Л.М.Пыжевича, С.А.Фролова, В.И.Якунина,
- 11 относящиеся к методике обучения студентов начертательной геометрии и инженерной графике.
Методы исследования. В работе использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. На теоретическом уровне главенствующую РОЛЬ играли:
- прогностические методы;
- моделирование;
- аналогия;
- анализ современных аспектов развития творческих способностей личности в учении;
- сравнительно-сопоставительный анализ теории и практики преподавания графических дисциплин в школе и педагогических вузах.
Б качестве экспериментальных методов использовались:
- анкетирование и тестирование школьников, студентов, преподавателей графических дисциплин;
- длительные педагогические наблюдения;
- анализ содержательных компонентов графической деятельности обучающихся и выполняемых ими практических, графических заданий, конспектов учебных занятий, курсовых и дипломных работ, результатов исследований научно-методической группы студентов, рефератов слушателей фПК ПРИ МПГУ И ИУУ учителей, ретроспективный анализ опыта работы передовых учителей и преподавателей в системе школьного и вузовского образования.
Существенное место в исследовании отведено педагогическому эксперименту в естественных условиях, КОТОРЫЙ ПРОВОДИЛСЯ в ряде общеобразовательных школ, многопрофильном лицее, школе с художественным уклоном, а также в Московском педагогическом государственном университете им. В.И.Ленина.
- 12 Исследование осуществлено в четыре этапа.
Первый этап (1983-86 гг. ) - поисково-эмпирический, на КОТОРОМ выявлялись особенности графической деятельности школьников и студентов ХГф в процессе изучения черчения, начертательной геометрии, черчения с основами машиноведения, ПРОВОДИЛСЯ анализ теории и практики развития способностей в этой деятельности.
ВТОРОЙ этап (1987-1989 гг.) - теоретический, включающий: анализ литературных источников; проведение психолого-педагогических исследований; накопление практического опыта работы с целью определения и обоснования исходной методологической базы для реализации принципа гуманизации обучения; структурирование содержания курса черчения с целью выявления возможных его связей с дизайнерской деятельностью; определение педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей школьников и студентов ХГф в процессе графической деятельности.
Третий этап (1989-1992 гг.) - опытно-экспериментальный, в ходе КОТОРОГО проводилась проверка разработанных учебных программ, учебных пособий по графическим дисциплинам для школы и педагогических вузов, различных заданий с целью развития творческих способностей школьников и студентов ХГф.
Четвертый этап (1991-1993 гг.) включал: систематизацию и обобщение полученных результатов исследования; уточнение и корректировку методологической базы и экспериментальных выводов; оформление проведенного исследования в виде методических рекомендаций и пособий, а также написание ДОКТОРСКОЙ диссертации .
На защиту выносятся:
- 13 - педагогическая концепция продуктивно-деятельностного подхода к организации и управлению учебной графической деятельностью, методологической базой которой является ПРИНЦИП гуманизации обучения;
- комплекс педагогических условий, содействующий развитию творческих способностей обучающихся в учебной графической деятельности, включающий интеграцию, преемственность, внутри-и межпредметные координированные связи учебного материала, а также активные формы, методы, средства и виды КОНТРОЛЯ учебной работы;
- содержание интегративных курсов "Дизайн" (для младших школьников), "Техническая графика с основами дизайна" (для школьников среднего возраста, с углубленным его изучением -для старших школьников). Скорректированное содержание курса "Техническая графика" для студентов ХГф;
Научная новизна исследования и теоретическая значимость:
- вскрыта РОЛЬ учебной графической деятельности в развитии творческих способностей обучающихся, определена ее структура, включающая личностный, функциональный и предметный компоненты;
- разработана и обоснована педагогическая концепция продуктивно-деятельностного подхода к развитию творческих способностей школьников и студентов ХГф педагогических вузов в графической деятельности, базирующаяся на: методологическом принципе гуманизации обучения; выявленной структуре учебной графической деятельности в интегративной, координированной, преемственной и продуктивно-деятельностной взаимосвязях.
- выявлен комплекс педагогических условий, лежащий в основе системы обучения, обеспечивающий эффективность учебной
- 14 графической деятельности обучающихся и оказывающий благотворное влияние на проявление их интеллектуальных усилий, познавательной активности, оригинальности, нестандартности мышления, творческой инициативы;
- установлена зависимость эффективности развития творческих способностей обучающихся в графической деятельности от степени реализации этого комплекса, а также от диспозиции личности в процессе ее развития;
- впервые предложены и экспериментально проверены в школьной практике обучения новые интегративные учебные дисциплины "Дизайн", "Техническая графика и основы дизайна" с углубленным их изучением в общеобразовательной школе;
- определены пути повышения качества учебной графической деятельности школьников и студентов ХГф за счет специально разработанных средств обучения, содействующие развитию их творческих способностей до творческого уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработанные учебные программы по ряду графических дисциплин для школы и художественно-графических факультетов педагогических вузов, учебные и методические пособия, позволяют не только повысить эффективность графической деятельности, но и развить творческие способности школьников и студентов педвуза в этой деятельности;
- созданные и экспериментально проверенные интегративные учебные курсы "Дизайн" (для младших школьников), "Техническая графика и основы дизайна" (для средних и старших школьников), "Техническая графика" (с внесенными коррективами) для студентов ХГф педвузов нашли широкое применение в массовой практике;
- 15 - экспериментально подтвержденная возможность развития творческих способностей школьников и студентов ХГф в процессе графической деятельности, а также разработанные педагогичес кие условия послужили основой для научно-исследовательской и методической работы кафедры начертательной геометрии и черчения МПГУ по совершенствованию ФОРМ, методов, средств обучения графическим дисциплинам.
Достоверность исследования обеспечивается:
- исходными методологическими позициями?
- комплексной методикой исследования;
- результатами педагогического эксперимента;
- адекватностью и действенностью методов исследования, взаимодополняющих друг друга;
- репрезентативностью выборки для экспериментального исследования более 2000 школьников и студентов художествен но-графического факультета Московского педагогического университета ;
- статистической значимостью экспериментальных данных;
- сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом;
- работой автора диссертационного исследования в качестве учителя изобразительного искусства, черчения и дизайна в школе и преподавателя начертательной геометрии и черчения в педагогическом вузе;
- соотнесением полученных результатов экспериментального обучения с учебно-методическими материалами и передовым опытом учителей школ и преподавателей графических дисциплин различных учебных заведений.
Работа выполнена в соответствии с комплексной программой
- 16 научно-методических исследований, осуществляемых кафедрой начертательной геометрии и черчения МПГУ им.В.И.Ленина (регистрационный номер 81081851).
Апробация результатов исследования и разработанных учебно-методических материалов осуществлялась в процессе учебных занятий: с учащимися многопрофильной школы-лицея N 109, школы с художественным уклоном N 682, общеобразовательных школ Ы 302, 542, 625 г. Москвы; со студентами художественно-графического факультета МПГУ им.В.И.Ленина; со слушателями фПК ПРИ МПГУ (1988-1991 гг.); с учителями черчения школ и специальных учебных заведений, проходивших повышение квалификации в областном ИУУ г. Москвы (1989-1991гг.).
Ход исследования и его основные положения обсуждались на всесоюзных, республиканских, межзональных научно-практических конференциях по проблемам методики обучения графическим дисциплинам школьников и студентов педвузов: Краснодар (1983 г.), Пегеславль-Залесский {1990 г.), Москва {1990, 1991 гг.), Челябинск (1991 г.).
По материалам исследования были сделаны доклады на конференциях по итогам научно-исследовательских работ МПГУ (1985, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг.) и сообщения на координационных совещаниях, ПРОВОДИМЫХ Министерством образования России (1982, 1985, 1989 гг.), НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (1982, 1983 гг.), ученым методическим Советом ПРИ МП РСфСР (1982, 1986, 1988 гг.).
Основные положения исследования обсуждались: на заседаниях ученого Совета художественно-графического факультета (1989, 1991, 1992 гг.); на кафедрах начертательной геометрии и черчения, методики преподавания изобразительного искусства
- 17 -и черчения, декоративного искусства МПГУ; на межвузовских совещаниях-семинарах по проблемам преподавания инженерной графики ПРИ Московском институте коммунального хозяйства и строительства (1991-93 гг.).
Внедрение результатов исследования осуществлено с помощью публикаций разработанных учебных программ для школы и педагогических вузов, учебных и методических пособий, научных статей, тезисов докладов, посвященных вопросам повышения эффективности и качества преподавания графических дисциплин.
Учебные программы курса "Техническая графика и основы дизайна" и его углубленного изучения, учебные пособия для школьников и студентов частично внедрены в более чем ЗО-ти городах России, Белоруссии, Литвы, Азербайджана, Узбекистана.
Всего по теме исследования опубликовано 38 научных и учебно-методических работ, общим объемом б 7 печатных листов.
Общие характеристики развития творческих способностей личности на разных этапах учения
Психологическими исследованиями доказано, что сущность творческого процесса является единой у детей и ВЗРОСЛЫХ. Однако развитие способностей имеет определенные характеристики для каждого возрастного периода их учения. Поэтому в данном параграфе уточним психологические возрастные особенности в период учения, чтобы определить условия развития творческих способностей в учебной графической деятельности как школьников, так и студентов педагогических институтов. Причем, мы берем в основу не только уровень развития способностей обучающихся определенного возраста, но и возможности их влияния на процесс учения, исходя из введенного Л.С.Выготским понятия "зоны ближайшего развития, которое сегодня трактуется в непосредственной связи с умственными и другими компонентами развития человека (71).
Заметим, что наиболее ПЛОДОТВОРНО могут учитываться те возрастные особенности, изучение КОТОРЫХ привело к созданию научных концепций, открывающих пути активного влияния на процесс их развития. Например, операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.ф.Талызиной и некоторые другие (74, 222, 217).
Особую интегративную РОЛЬ ДЛЯ развития способностей может сыграть идея о том, что на каждом возрастном этапе перед-человеком встает РЯД задач, от благоприятного и неблагоприятного решения КОТОРЫХ зависит развитие его личностных качеств. Следовательно, возрастной подход должен СТРОИТЬСЯ таким образом, чтобы создавать педагогические условия обучения для эффективного решения этих задач.
Вместе с тем учет возрастных особенностей на каждом этапе развития способностей обучающихся имеет и самостоятельное значение как с педагогической, так и с социальной точки зрения.
Совокупность данных, полученных различными науками, изу-, чающими личность, позволяют выделить особенности, присущие каждому этапу ее развития. ПРИ ЭТОМ возрастные особенности образуют комплекс многообразных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста {физических, эмоциональных, познавательных, перцептивных, мотивационных, социальных и др.), включая изменения доминирующих потребностей и интересов, способов их реализации, особенности сознания и структурирования образа " Я " , направленности притязаний, самоопределения , самоутверждения, сензитивность влияния на те или иные аспекты развития.
Наряду с этим педагогическая психология определяет условия , влияющие и воздействующие на всю личность в целом, на развитие у ней: ощущений, ВОСПРИЯТИЯ, памяти, внимания, мышления , эмоций, чувств, воли, характера и, разумеется, способностей . От того, каковы эти воздействия и как они воспринимаются личностью, зависит их полезность или вред в обучении и воспитании.
Прежде чем рассматривать каждый возрастной этап обучения в отдельности, заметим, что в нашей стране наибольшее расп - 57 -ространениє получили следующие возрастные этапы обучения: младший школьный (6-10 лет), подростковый (10-14), ранний юношеский (15-17 лет) и поздний юношеский (17-25 лет).
Исследования условий развития способностей детей в учении связаны с важнейшими ОТКРЫТИЯМИ психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, М.С.Бернштейна 7 А. В.Брушлинского, Я.А.Пономарева и др. Учеными доказана возможность такого развития , и что о нем следует заботиться, начиная с раннего возраста, т.е. тогда, когда человек начинает осознавать себя личностью (28, 48, 71, 244, 223}.
Считается, что творческие способности у человека начинают проявляться во всей своей полноте уже в раннем возрасте. Мы видим, что почти все дети - активные ТВОРЦЫ. Они с удовольствием сочиняют, рисуют, конструируют. Причем все, чем они занимаются, все, что они делают не только для них, но и для окружающих является новым, никому ранее не ПРИХОДЯЩИМ В голову. Однако, к сожалению, очень СКОРО это творческое начало в деятельности постепенно заглушается. Так, тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно (творчески) мыслящих ВЗРОСЛЫХ людей всего около двух процентов в отличие от детей, где этот процент достигает 70-80 %. Причем преодолеть рубеж творчества для ВЗРОСЛОГО человека с каждым годом его жизни становится все труднее и труднее. Особенно, если это преодоление не подкрепляется соответствующей деятельностью и благоприятными условиями ее осуществления.
Истоки творческих способностей детей, как правило, лежат в общем уровне их развития, достигаемом в ранние периоды жизни. Развивающийся МИР ребенка постоянно требует притока новой-информации, поступающей от всех органов чувств. Эта информация, зачастую, бывает недостаточной. Поэтому она начинает восполняться детской фантазией, воображением, перекомбиниро-ванием исходных данных, поиском необходимого объема материала и др.
В младшем школьном возрасте (6-10-летних детей, обучающихся в 1-4 классах) ведущей в развитии способностей является учебная деятельность. В этот период дети активно переходят от ИГРЫ к учению как к основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в виде научных знаний. В учебной деятельности у младших школьников начинают развиваться такие способности, как:
- выделять и мысленно удерживать в памяти учебные задания , т.е. образцы того, что нужно усвоить;
- выполнять предметные и умственные действия, посредством КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ усвоение данных образцов;
- группировать учебный материал и составлять последовательность его изложения;
- видеть общее в единичных явлениях;
- прослеживать связи учебных действий с получаемыми результатами ;
- корректировать свои действия в соответствии с образцами;
- контролировать и оценивать свою собственную учебную работу.
Комплекс педагогических условий, содействующий развитию творческих способностей в графической деятельности
Проведенный анализ принципа гуманизации и определение вытекающих из него целей, позволил выделить комплекс дидактических условий обучения, содействующий осуществлению творческой учебной графической деятельности обучающихся.
Педагогическое условие мы рассматриваем как систему требований, отвечающих методологическому ПРИНЦИПУ гуманизации и гуманитаризации обучения, которое будучи реализованными, создадут наиболее благоприятные обстоятельства для осуществления эффективной учебной деятельности обучающихся.
Под комплексом педагогических условий мы понимаем их совокупность, обеспечивающую получение высоких результатов обучения . Комплекс методических условий может иметь свою вариативность и законченность, поскольку воздействует на обучающихся по-разному. Так, один учебный материал они могут усвоить лучше, другой хуже, третий на уровне творческого переосмысления. Они более активны ПРИ ОДНИХ условиях обучения, менее - ПРИ других. Более ВОСПРИИМЧИВЫ к одним приемам воздействия, менее - к другим. Все зависит от возрастных особенностей обучающихся, а также от того, как они сами относятся к осуществляемой учебной деятельности как к самостоятельной ценности, как относятся к педагогу, в какой мере умеют использовать накопленные знания и опыт, какой уровень развития достигают их способности в реализации получаемых знаний на -практике (99)
Необходимость определение комплекса педагогических условий обучения связана с Разработкой ряда ВОПРОСОВ, на которые мы не можем не обратить внимания. К ним отнесено:
- совершенствование всего процесса становления личности обучающихся;
- повышение теоретического уровня обучения, где вся система обучения ПРИ ее фундаментальности должна создавать реальные предпосылки развития гармоничной и всесторонне развитой личности. ПРОИСХОДИТЬ это должно не за счет ШИРОТЫ полученных знаний, а за счет овладения общими методами их познания, за счет развития способностей обучающихся аккумулировать и усваивать новые знания и умения в различных видах учебной работы на всех возрастных этапах обучения. Здесь заслуживает внимания преемственность получаемых знаний и умений от одного возрастного этапа обучения к другому;
- усиление практической направленности обучения. С этой целью учебная деятельность должна иметь интегративную направленность ее осуществления на базе обобщенных знаний и умений. Впоследствии такая подготовка позволит обучающемуся быстрее освоить профессиональную деятельность, свободнее вести поиск новых способов ее осуществления;
- целенаправленное развитие творческого (интеллектуального ) потенциала обучающегося в процессе овладения учебной графической деятельностью не только в рамках специфических этой деятельности особенностей, но и ПРИ ее преобразовании и изменении в соответствии с возникающими ситуациями.
Представленный комплекс, в связи с поставленными выше вопросами, должен отвечать следующим взаимосвязанным условиям
-развития творческих способностей обучающихся в учебной графической деятельности.
Первое педагогическое условие - содержание теоретических знаний и практических учебных действий должно отбираться и выстраиваться с учетом взаимосвязей всех компонентов учебной графической деятельности на любом возрастном этапе учения.
Второе условие - постепенный и непрерывный РОСТ творческой активности обучающихся должен базироваться на основе разрешения проблемных ситуаций, преимущественно ПРИ самостоятельном усвоении способов практических действий, относящихся к учебной графической деятельности. ПРИ ЭТОМ теоретические знания должны поэтапно повышаться в своем уровне обобщения и абстрагирования, а также применяться в новых (неожиданных) ситуациях и взаимосвязях с другими видами деятельности.
I» Данное условие показывает зависимость осуществляемой учебной графической деятельности от уровня развития творческих способностей обучающихся, а также от сформированности у них умений ПРОЯВЛЯТЬ самостоятельность в этой деятельности. Реализация условия требует такую организацию обучения, которая включает не только графическую, но и другие виды деятельности, ориентированные на гуманитарные и художественно-эстетические функции учения.
Третье условие - включение таких методов, методических приемов и средств обучения, которые обеспечивали бы развитие личностных качеств обучающихся в учебной графической деятельности ПРИ постоянном (непрерывном) контроле всей выполняемой учебной работы. Это условие отражает зависимость эффективности развития творческих способностей обучающихся от правильности выбора методов, методических приемов и средств управления учебной графической деятельностью.
Заметим, что выдвинутые педагогические условия обучения охватывают все основные составляющие компоненты традиционной структуры учебного процесса (содержание, ФОРМЫ, методы, средства и КОНТРОЛЬ обучения), т.е. являются комплексом.
Экспериментальная проверка условий развития творческих способностей младших школьников ПРИ изучении курса дизайна
Проведенная предварительная экспериментальная работа показала, что учебная графическая деятельность школьников включенная в интегративную дизайнерскую деятельность должна начинаться с более раннего периода. Основой такого обучения должно быть неформальное объединение ШИРОКОГО круга существующих традиционных дисциплин, обусловивших базу знаний, на которые может строиться учебная дизайнерская деятельность.
Это предложение было высказано учителями-практиками и получило соответствующее подтверждение учеными-методистами художественно-графического факультета МПГУ им.В.И.Ленина -Н.Н.Ростовцевым, Н.Н.Анисимовым, В.В.Корешковым, В.Н.Кузиным и др. Указанное направление было поддержано и Министерством народного образования России.
Целенаправленное развитие творческих способностей младших школьников в графической деятельности осуществлялось на основе разработанной нами новой учебной дисциплины "Дизайн". Содержание данного курса было расчитано на обучение детей со 2-го по 4-й класс. Логическая структура процесса обучения, действующая на основе связей между комплексом педагогических условий и их влиянием на учащихся в процессе осуществления
- учебной дизайнерской деятельности {интегративную с графической ), была основана на пгодуктивно-деятельностном подходе и гуманистической сущности обучения.
Гуманистическая сущность обучения предусматривала:
- стимулирующую РОЛЬ учителя в достижении доброжелательной атмосферы межличностного общения на каждом учебном занятии;
- удовлетворение потребностей школьников в общении с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности;
- обогащение учебного занятия эмоциональными впечатлениями и интеллектуальными чувствами;
- стимулирование любознательности и познавательных интересов;
- Развитие приемов самоорганизации в учении;
- развитие умений школьников правильно оценивать свои способности, побуждая стремления к их дальнейшему развитию;
Определяющим в работе с младшими школьниками являлся действенный гуманизм самого учителя, поскольку каждому из них для развития способностей необходима уверенность в том, что его учит добрый и справедливый учитель, который понимает все его трудности, терпеливо относится к его незнанию, проявляет интерес к нему как к человеку, снисходителен к его шалостям.
В этом случае, гуманный - значит не сладенько-добренький, а умно любящий детей учитель, принимающий их такими, какие они есть сейчас, не забывая о самоценности детства. Такой учитель создает условия, чтобы каждый школьник не ПРОСТО ГОТОВИЛСЯ к ВЗРОСЛОЙ жизни, но уже сейчас переживал все радости и трудности в различных видах деятельности: учебной, ИГРОВОЙ, ТРУДОВОЙ, художественной и др. Только личный опыт участия в -разных видах деятельности позволит ребенку узнать себя, придавая ускорение тому, что заложено в нем ПРИРОДОЙ. Ведь то, что не востребовано во время, глохнет, не развиваясь. Гуманное отношение на уроке {а также вне его) утверждает человеческое достоинство каждого ребенка - способного или неспособного .
Создание педагогических условий для развития творческих способностей младших школьников осуществлялось в экспериментальном обучении на основе преодоления разрыва между ПРИЗЫВОМ к гуманизации обучения и реальной жизнью.
Комплекс методических условий обучения мы рассматривали как систему обучения в единстве целей, содержания, форм, методов , средств обучения и КОНТРОЛЯ, обеспечивающий постепенный переход от ПРОСТЫХ к более сложным умственным и практическим действиям младших школьников, их продвижение от достигнутого состояния творческих способностей к более совершенным , от низшего к более высокому уровню.
Развитие творческих способностей школьников этого возраста в учебной дизайнерской деятельности ПРОИЗВОДИЛОСЬ путем определения и разработки конкретного содержания составляющих ее компонентов. Остановимся на каждом из них и наиболее важных взаимосвязях между ними.
Основная цель - развитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности. Более конкретные цели включали развитие следующих составляющих компонентов творческих способностей:
- основные: динамические пространственные представления; наглядно-образное и логическое мышление; приемы воссоздающего воображения и воображения на уровне фантазии, зрительной па - 234 -мяти, избирательности и целостности ВОСПРИЯТИЯ объектов, взятых в пространстве; абстрагирования на уровне формальных абстракций ; объективной оценки выполняемой учебной работы;
- опорные: произвольное внимание; сенсомоторные качества мышления; простейшие приемы запоминания и воспроизведения учебного материала, отвлеченное мышление на основе вербальных механизмов и др