Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...22
1.1. Психологические и психофизиологические предпосылки развития способностей 22
1.2. Специфика дизайнерской деятельности и ее взаимосвязь с технической и компьютерной графикой 49
1.3. Структура способностей к дизайнерской деятельности .12
ВЫВОДЫ по 1 главе 120
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ И ЕЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ
2.1. Проектирование информационной личностно-ориентированной технологии обучения технической и компьютерной графике 124
2.2. Особенности применения компьютерных технологий в процессе обучения технической и компьютерной графике 182
2.3. Компьютерное моделирование и его влияние на развитие способностей к дизайнерской деятельности 211
ВЫВОДЫ по 2 главе 225
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ 230
3.1. Цель, задачи и методика проведения педагогического эксперимента 230
3.2. Экспериментальная проверка технологии обучения технической и компьютерной графике, обеспечивающей развитие способностей студентов к дизайнерской деятельности 263
3.3. Результаты экспериментального обучения и их анализ .369
ВЫВОДЫ по 3 главе 388
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 391
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 395
ПРИЛОЖЕНИЯ 425
- Психологические и психофизиологические предпосылки развития способностей
- Проектирование информационной личностно-ориентированной технологии обучения технической и компьютерной графике
- Цель, задачи и методика проведения педагогического эксперимента
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность.
Изменения в социально-экономической сфере современного общества стимулировали гуманистические функции системы образования России, где главным приоритетом является человеческая личность с присущей ей индивидуальностью, самобытностью, субъектным опытом, внутренней культурой, эстетическими чувствами, проявлением творчества в процессе деятельности.
Основой развития творческой личности является учебная деятельность, в которой обучающийся становится подлинным субъектом образовательного процесса. Это требует создания особой образовательной среды, которая способствует самореализации личности, развитию способностей к различным видам деятельности, приобретению навыков самостоятельных действий и принятию решений в условиях выбора альтернативных вариантов. Все это необходимо учитывать при подготовке к профессиональному творческому труду учащихся и студентов различных учебных заведений - учебных центров, колледжей, специальных средних и высших учебных заведений.
Наиболее оптимальной для развития способностей обучающихся к
творчеству, на наш взгляд, является дизайнерская деятельность, которая
интегрирует научно-технические и гуманитарные знания, содействует
освоению закономерностей проектной культуры, эстетики,
функциональности, целесообразности и гармоничности предметной и коммуникативной среды. Дизайнерская деятельность, включающая постановку задач, изучение аналогов, функциональный анализ, поиск формы различных объектов и воплощение их в определенный дизайн-проект, опирается на систему графических изображений, знания о которых формируются в изобразительной и графической деятельности (рисунок, технический рисунок, эскиз, набросок, чертеж и др.).
Учитывая, что дизайнерская деятельность отвечает идее гуманизации обучения, как процесса и результата развития и самоутверждения личности (по А.М.Новикову), ее ведущим принципам - гуманитаризации, фундаментализации, деятельностной направленности, а также содействует индивидуализации, самовыражению, самореализации обучающихся, мы попытались расширить влияние этой деятельности на развитие их способностей в процессе обучения художественно-графическим дисциплинам. Кроме того, именно в дизайнерской деятельности изначально заложено экспериментирование, смелые находки, поиск, которые стимулируют проявление способностей и творчества.
Особое внимание следует обратить на то, что учебная графическая деятельность открывает большие возможности для проявления способностей к дизайнерской деятельности (пространственное мышление, сенсомоторные действия, целостность видения воображаемого объекта, зрительная память, эмоционально-образное восприятие действительности и др.). Однако в практике обучения графическим дисциплинам отсутствуют четко структурированные педагогические технологии развития способностей с учетом субъектного опыта и творческой индивидуальности обучающегося. Недостаточно и специально разработанных средств обучения, обеспечивающих развитие и саморазвитие его как личности. Следовательно, для определения педагогических условий развития способностей к дизайнерской деятельности, необходимо выяснить, на каком материале можно развивать эти способности.
Заметим, что появление новых визуальных средств отображения действительности изменило характер дизайнерской деятельности. Наряду с традиционными ее видами (дизайн архитектурной среды, рекламы, дизайн интерьера, одежды, графический дизайн и др.) появились Web-дизайн, коммуникативный дизайн, дизайн-проектирование интерактивных обучающих систем и др. Компьютерные технологии существенно дополнили
и обогатили изобразительные возможности художественно-проектной деятельности. Кроме того, традиционные виды дизайнерской деятельности наполнились новым содержанием в связи с развитием информационных технологий, располагающих не только изобразительными, информативными, но и коммуникативными функциями.
Создание различных художественно-графических изображений с помощью компьютерных технологий, обладающих уникальными возможностями, в настоящее время становится не только инструментом для передачи и хранения информации, но и средством реализации имеющихся у обучающихся способностей. Однако эти функции компьютерных технологий, в том числе их использование в качестве средств обучения различным дисциплинам, как в школах, так и в средних и высших учебных заведениях используются недостаточно. Причины этому разные. Во-первых, поиск путей применения в образовательном процессе новых информационных технологий занимает определенное время. Во-вторых, отсутствуют специально разработанные методики обучения на основе компьютерных технологий и ощущается недостаток учителей, умеющих работать с этими технологиями. В-третьих, необходимо апробировать эти методики и накопить опыт их применения в обучении. Для этого требуется не только время, но и определенные средства для широкого внедрения информационных технологий в учебные заведения. Поэтому, как показывает практика, внедрение новых достижений компьютерных технологий в сферу образования происходит медленно, несмотря на то, что работают группы исследователей из ученых-педагогов, методистов, психологов, программистов и др.
Вместе с тем процесс совершенствования компьютерной техники и новых информационных технологий происходит очень быстро, а применение этих технологий в сфере образования отстает от их создания. Это наблюдается не только в общеобразовательных школах, но и во многих
педагогических вузах. На художественно-графических факультетах такое отставание еще больше. Только в начале нового века преподаватели специальных дисциплин (рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства и др.) стали понимать преимущества использования современного компьютера и информационных технологий в учебном процессе. Не является исключением и техническая графика, где компьютерные технологии в настоящее время также широко не используются.
Практика использования в учебном процессе компьютерных технологий (особенно информационных ресурсов Интернета, мультимедиа систем) позволяет создать своеобразную среду, повышающую эффективность обучения, его наглядность, скорость переработки учебной информации, самое главное, влиять на развитие способностей обучающихся к осуществляемой деятельности. Кроме того, умение работать с персональным компьютером, без сомнения, относится к общекультурной подготовке любого специалиста, тем более учителя. Особое место здесь отводится компьютерной графике, которая в сочетании со средствами мультимедиа и информационными технологиями является не только инструментом общения, передачи, получения и контроля информации, но и средством создания творческих работ, в том числе различных дизайн-проектов. Вот почему в учебные планы средних и высших учебных заведений для многих специальностей включена новая дисциплина «Компьютерная графика», имеющая большое значение для эффективной профессиональной подготовки студентов, в том числе будущих учителей изобразительного искусства. Практика показала, что после введения компьютерной графики в учебный план специальности «Изобразительное искусство» эффективность обучения технической графике значительно повысилась.
Мы пришли к выводу о том, что интеграция компьютерной и технической графики, составляющих, по сути, графическую основу современной дизайнерской деятельности, содействует развитию способностей и личностных качеств обучающихся. Министерство образования России также утвердило специализацию «Компьютерная графика» и переподготовку студентов для получения дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)». В этой связи возникла новая проблема - подготовка специалистов, владеющих компьютерными технологиями в изобразительной деятельности, опытом освоения новых видов графического программного обеспечения, а также методикой преподавания этих дисциплин.
Итак, педагогическая значимость проблемы развития способностей к
дизайнерской деятельности на основе интеграции технической и
компьютерной графики обусловила проведение нами комплексных
психолого-педагогических исследований. При организации этих
исследований мы опирались на работы Б.Г.Ананьева, А.В.Брушлинского,
Э.А.Голубевой, В.Н.Дружинина, С.А.Изюмовой, К.К.Платонова,
Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова и др., а также зарубежных ученых
Д.Г.Гилфорда, С.Вандерберга, Р.Стернберга, Е.Торранса, где изложены
общие подходы к природе способностей. В работах психологов К.Н.Волкова,
М.Р.Дадашевой, Е.И.Игнатьева, Е.Н.Кабановой-Меллер, В.И.Кириенко,
Б.Ф.Ломова, И.С.Якиманской рассматривались особенности
пространственного представления, продуктивного воображения, составные компоненты их структуры. Дидактические основы развития способностей в изобразительной деятельности нашли отражение в трудах В.В.Корешкова, В.С.Кузина, В.С.Лебедко, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова и др. В художественном конструировании - в работах П.Н.Андрианова, А.М.Дорошкевича, А.И.Иванова, В.И.Качнева, В.А.Моляко и др. Условия развития важных качеств личности в графической деятельности освещены в
диссертациях Л.Н.Анисимовой, Е.А.Василенко, В.Н.Виноградова, Е.Т.Жуковой, А.А.Павловой, Н.Г.Преображенской, Н.В.Семеновой, В.В.Степаковой, Л.Ю.Стригановой и др.
Основной базой нашего исследования явились работы
А.Д.Ботвинникова, И.П.Белана, В.А.Гервера, Ю.Ф.Катхановой,
Е.И.Корзиновой, Е.П.Михеевой, А.А.Пав-ловой, И.М.Рязанцевой,
О.П.Шабановой и др., посвященные развитию способностей в творческой
графической деятельности. Принципиальное значение для решения
проблемы нашего исследования имели работы Е.В.Бондаревской,
С.В.Панюковой, А.Я.Савельева, Д.В.Чернилевского, И.Э.Унт,
И.С.Якиманской и др., направленные на создание новых технологий обучения. Психологические аспекты применения в учебном процессе новых информационных технологий, пути решения проблем компьютеризации обучения исследовали С.А.Бешенков, Г.В. Виноградова, Н.Д. Жилина, Д.С. Карпов, Е.Н. Машбиц, Э.Г. Скибицкий, O.K. Тихомиров и др.
Проблемам определения содержания и методики обучения в вузе в процессе профессиональной подготовки в области дизайна, использования закономерностей дизайна в проектной деятельности обучающихся посвящены научные труды А.В.Богомолова, Е.В.Ильяшевой, Е.Н.Ковешниковой, В.Д.Кракиновской, Р.Ф.Махутдинова, И.А.Спичак, Л.М.Холмянского, А.Н. Шевкунова и др.
Однако проблема развития способностей к дизайнерской деятельности в процессе обучения технической и компьютерной графике до сих пор не рассматривалась.
В результате нашего исследования состояния подготовки выпускников школ, колледжей, художественно-графических факультетов к будущей профессиональной деятельности выявлено противоречие, обусловленное несоответствием между объективной потребностью современного общества в качественной подготовке обучающихся, высоком уровне их способностей к
творчеству, эффективно развивающихся в дизайнерской деятельности, интегрирующей техническую и компьютерную графику, и отсутствием специально разработанных дидактических средств, обеспечивающих это развитие. Это противоречие обусловило проблему научно-теоретического обоснования системы педагогических условий и средств, содействующих развитию способностей обучающихся к дизайнерской деятельности в процессе изучения технической и компьютерной графики.
Обобщение основных исследований формирования и развития способностей в процессе графической деятельности и изучение существующей практики обучения технической и компьютерной графике в школе и вузе позволило установить, что эти виды графики (как особые виды информационной и визуальной культуры, коммуникации и гармонизации человека) являются важными составляющими компонентами подготовки обучающихся к жизни и адаптации их к новым условиям социальной и коммуникативной среды. Наряду с этим применение компьютерных средств обучения, интеграция технической и компьютерной графики, включение элементов дизайн-проектирования в графическую деятельность обучающихся позволяют максимально приблизить организацию учебного процесса в различных учебных заведениях к современным требованиям и условиям работы будущего специалиста, реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности.
Нельзя не отметить, что существенным для дизайнерской деятельности являются восприятие пропорций, перспективы, размеров, цветовых соотношений и др. Поэтому графическая подготовка обучающихся, включающая элементы дизайнерского творчества, является важным составляющим компонентом их профессиональной компетенции. Именно дизайнерская деятельность способствует формированию эстетических идеалов обучающихся в восприятии и преобразовании окружающей предметной среды, творческому подходу к проектированию своей
деятельности, осмыслению себя как постоянно развивающейся личности. В свою очередь, способности к дизайнерской деятельности будущего учителя изобразительного искусства проявляются при разработке им наглядных пособий, рекомендаций для школьников по освоению графических приложений, демонстрационных, интерактивных обучающих и контролирующих программ, учебных видеофильмов, соответствующих конкретным условиям обучения.
В связи с вышесказанным, проблема развития способностей к дизайнерской деятельности обучающихся, в том числе студентов художественно-графического факультета, в процессе обучения технической и компьютерной графике, является актуальной.
Актуальность и недостаточная разработанность поставленной проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования: «Развитие способностей к дизайнерской деятельности (на материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике)».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему педагогических условий и средств обучения технической и компьютерной графике, обеспечивающих эффективное развитие способностей обучающихся к дизайнерской деятельности.
Объект исследования - содержание и процесс обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике.
Предмет исследования - система педагогических условий и средств обучения технической и компьютерной графике, обеспечивающих развитие способностей студентов художественно-графических факультетов к дизайнерской деятельности.
Гипотеза исследования: развитие способностей студентов художественно-графических факультетов к дизайнерской деятельности будет более эффективным, если:
раскрыты этапы дизайнерской деятельности и особенности ее осуществления с применением компьютерных технологий;
выявлена структура способностей, определяющих успешность дизайнерской деятельности;
определены условия проявления этих способностей в технической и компьютерной графике;
теоретически обоснована интеграция технической и компьютерной графики;
используется информационная личностно-ориентированная технология обучения, предусматривающая: индивидуальный подход к обучению студентов технической и компьютерной графике, направленный на формирование опыта творческого саморазвития и индивидуального стиля деятельности; применение методов проблемного обучения (алгоритмического, эвристического, исследовательского) в сочетании с методом ассоциативного обучения и методом компьютерного моделирования; вариативный подход к организации творческой деятельности студентов с учетом темпа и особенностей развития их способностей; систему заданий по технической и компьютерной графике, направленную на активное включение студентов в учебное и реальное дизайн-проектирование (задания-упражнения, репродуктивные задания, пропедевтические, с элементами творчества и творческие комплексные дизайн-проекты); дифференцированный контроль за результатами графической деятельности в соответствии с задачами и этапами обучения.
- разработан учебно-методический комплекс, включающий учебные
программы, учебно-методические и наглядные пособия, технические
средства обучения и др.;
Цель исследования, выдвинутая гипотеза обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психологические и психофизиологические основы дизайнерского творчества с целью определения условий его реализации в процессе обучения технической и компьютерной графике.
Выявить специфику дизайнерской деятельности, определив значение технической и компьютерной графики в осуществлении этой деятельности.
Определить структуру способностей к дизайнерской деятельности, выявить закономерности их развития в процессе обучения технической и компьютерной графике.
Обосновать необходимость интеграции курсов технической и компьютерной графики. Разработать содержание и учебно-методическое обеспечение интегрированного курса технической и компьютерной графики с учетом специфики профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.
Разработать учебно-методический комплекс, включающий учебную программу, учебно-методические и наглядные пособия, технические (в том числе компьютерные) средства обучения и др.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить информационную личностно-ориентированную технологию обучения технической и компьютерной графике, обеспечивающую индивидуальную траекторию развития способностей студентов к дизайнерской деятельности, выявив ее основные компоненты.
Разработать и экспериментально проверить систему заданий с элементами дизайнерского творчества по технической и компьютерной графике.
Методологической основой исследования являются: теоретические положения психологии и педагогики о природе личности и ее
способностей, взаимосвязи деятельности и развития способностей; системный подход в изучении педагогических явлений, обеспечивающих гуманистические, нравственные, профессиональные стороны подготовки обучающихся; современные концепции высшего образования, опирающиеся на концепцию личностно-ориентированного обучения и информационные технологии.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: системный анализ проблемы развития личности в образовательном процессе; изучение и теоретический анализ литературы (педагогической, психологической, технической, научной, методической); изучение и обобщение педагогического опыта, направленного на развитие способностей к дизайнерской деятельности; организация и проведение педагогического эксперимента, личное (десятилетнее) участие в нем, статистическая обработка его результатов; анализ учебно-творческих работ студентов, тестирование по различным методикам, анкетирование, наблюдения, интервьюирование, беседы со студентами, преподавателями, учителями-методистами.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось с 1992 по 2002 гг. и включало несколько этапов.
Первый этап (1992-1996 гт.) диагностирующе-прогностический, на котором исследованы особенности дизайнерской деятельности и ее взаимосвязь с графическими дисциплинами; осуществлено изучение психолого-педагогической литературы в соответствии с рассматриваемой проблемой; изучен и обобщен передовой опыт обучения графическим дисциплинам в школе и в вузе; определена методика исследования; проведены беседы, наблюдения; выявлена структура способностей и особенности их развития в дизайнерской деятельности; определены пути и средства развития этих способностей у студентов художественно-
графического факультета в процессе обучения технической и компьютерной графике.
Второй этап (1996-1997 гг.) теоретико-экспериментальный, включающий теоретический анализ образовательных технологий, разработку научно-методических материалов для проведения констатирующего и поискового этапов педагогического эксперимента, разработку системы заданий по технической и компьютерной графике с элементами дизайна и учебно-методического комплекса с учетом специфики профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.
Третий этап (1997-2001 гг.) - опытно-экспериментальный, на котором был осуществлен формирующий эксперимент, проверена эффективность педагогической технологии обучения, обеспечивающей развитие способностей обучающихся к дизайнерской деятельности, проанализированы и обобщены результаты экспериментальной работы, сформулированы методические рекомендации.
Четвертый этап (2000-2002 гг.) - корректировочный, где проведена корректировка разработанной технологии обучения технической и компьютерной графике, обеспечивающей развитие способностей обучающихся к дизайнерской деятельности, апробация методических рекомендаций; обобщены полученные результаты исследования, сформулированы выводы диссертационной работы, осуществлено оформление результатов исследования.
Базы исследования: художественно-графические факультеты
Кубанского государственного университета, Московского педагогического
государственного университета, Липецкого государственного
педагогического университета. Проверка эффективности технологии обучения технической и компьютерной графике и средств обучения осуществлена с помощью эксперимента. Эксперимент проводился в естественных условиях и носил обучающий характер. Основная его часть
была проведена в 1996-2001 гг. В эксперименте участвовало 715 студентов (1-5 курсы).
Научная новизна исследования:
1. Произведена систематизация общих положений теории
способностей личности. На их основе выявлена структура способностей к
дизайнерской деятельности, составляющими компонентами которой
являются ведущие и опорные способности. Ведущие: образное мышление и
образная память; пространственные представления и воображение; легкость
и широта ассоциирования; способность к трансформации, дивергенции,
конвергенции и др. Опорные способности: полнота, конкретность,
целостность восприятия; гибкость и концентрация внимания; интуиция;
эмоциональная память; точность представления антиципирующих образов,
воля и др.
2. Определены педагогические условия проявления этих способностей в
графической деятельности будущих учителей изобразительного искусства с
использованием компьютерных технологий.
3. Установлены принципы интеграции традиционных графических
средств и компьютерных технологий в дизайнерской деятельности,
соответствующие этапам ее осуществления.
Разработано содержание интегрированного курса технической и компьютерной графики с учетом специфики профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.
Предложена информационная личностно-ориентированная технология обучения технической и компьютерной графике, обеспечивающая выбор индивидуальной траектории развития способностей студентов ХГФ к дизайнерской деятельности. Определены ее основные компоненты.
Выявлены этапы применения новых информационных технологий в процессе развития способностей обучающихся к дизайнерской деятельности.
7. Разработан учебно-методический комплекс интегрированных курсов
«Компьютерная графика» и «Художественно-производственная графика»
(учебные программы, учебно-методические пособия, система заданий,
обучающие интерактивные компьютерные программы и видеофильмы и
др.). Сформулированы требования к его компонентам.
8. Разработаны методические требования к системе заданий по
технической и компьютерной графике различной степени сложности
(задания-упражнения; репродуктивные задания, пропедевтические, с
элементами творчества и творческие комплексные задания), предъявляемых
в соответствии с индивидуальным проявлением способностей обучающихся
при выполнении каждого типа заданий, степенью сформированности
графических умений и навыков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен вклад в разработку теории развития способностей к дизайнерской деятельности и методики обучения студентов художественно-графических факультетов, направленной на повышение эффективности их будущей профессиональной работы. Предложенная технология обучения технической и компьютерной графике, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития способностей студентов художественно-графического факультета к дизайнерской деятельности, а также выявленные требования к разработке учебно-методического комплекса, могут служить основой для дальнейшего проведения теоретических исследований, направленных на развитие способностей обучающихся в учебно-творческой деятельности в соответствии с их интересами и индивидуальными возможностями. Следование принципам интеграции технической и компьютерной графики позволит решить вопросы не только развития способностей к дизайнерской деятельности, но и взаимосвязи профессионально значимых знаний и умений в целях достижения более эффективных результатов в решении задач повышения педагогического мастерства будущего учителя. Разработанные
принципы интеграции могут служить основой для интегрированного курса «Художественно-проектная графика».
Практическая значимость исследования состоит в том, что
разработанный учебно-методический комплекс интегрированных курсов
«Техническая и компьютерная графика», «Компьютерная графика» и
«Художественно-производственная графика» (учебные программы, учебно-
методические пособия, комплексная система заданий, обучающие
интерактивные компьютерные программы и видеофильмы и др.)
используется в процессе обучения студентов на художественно-графических
факультетах педагогических вузов и университетов. Он может найти
применение не только в профессиональной подготовке учителей
изобразительного искусства и в школьной практике обучения, но и при
освоении смежных специальностей, например, «Дизайн»,
«Профессиональное обучение» (по направлению «Дизайн») и др. Разработанная комплексная система графических заданий с элементами творчества вошла в методику обучения студентов художественно-графических факультетов основам черчения, технической и компьютерной графике. Разработанный учебно-методический комплекс может быть использован в лекционных и практических занятиях, а также при разработке спецкурсов «Компьютерный дизайн в рекламе», «Компьютерная графика и анимация» для специальностей «Изобразительное искусство», специализации «Коммуникативный дизайн, промграфика, реклама» для специальности «Дизайн» и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обоснование структуры способностей, проявляющихся в дизайнерской деятельности, основным компонентами которой являются ведущие и опорные способности (образное мышление, пространственные представления и воображение, легкость и широта ассоциирования, способность к трансформации, дивергенции, конвергенции, реконструкции,
концептуализации, полнота, конкретность, целостность восприятия, гибкость и концентрация внимания, образная память и др.);
Содержание интегрированного курса технической и компьютерной графики и требования к его учебно-методическому обеспечению.
Информационная личностно-ориентированная технология обучения технической и компьютерной графике, обеспечивающая выбор индивидуальной траектории развития способностей у будущего учителя изобразительного искусства к дизайнерской деятельности.
4. Система заданий по технической и компьютерной графике
различной степени сложности (задания-упражнения; репродуктивные
задания, пропедевтические, с элементами творчества и творческие
комплексные задания).
5. Учебно-методический комплекс интегрированных курсов
«Компьютерная графика» и «Художественно-производственная графика»
(учебные программы, учебно-методические пособия, комплексная система
заданий, обучающие интерактивные компьютерные программы и
видеофильмы и др.).
Оценка достоверности и новизны исследования обеспечивается применением взаимопроверяющих методов, подтверждается данными длительной экспериментальной проверки педагогических условий и разработанных средств обучения, показавшей достаточно высокий уровень развития способностей к дизайнерской деятельности обучающихся, принимавших участие в экспериментальном обучении.
Работа выполнена в соответствии с комплексной программой научно-методических исследований «Школы наукоемких информационных технологий художественно-графического образования», осуществляемых кафедрами начертательной геометрии и черчения Mill У и начертательной геометрии и компьютерной графики КубГУ.
Апробация и внедрение результатов исследования
Идеи и результаты исследования получили отражение в монографии, учебных пособиях, методических рекомендациях, научных статьях, тезисах докладов и выступлений автора (37 публикаций общим объемом 43 п.л., а также относящиеся непосредственно к проблеме исследования 4 выставки творческих работ). Основные направления исследования и результаты экспериментальной работы были обсуждены: на заседаниях кафедры начертательной геометрии и компьютерной графики КубГУ; кафедры начертательной геометрии и черчения Mill У; ежегодных международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях в г. Москве (МИГУ 1993-2002); на научно-практических конференциях «Современные проблемы совершенствования художественного образования (2001, 2002) в г. Липецке (ЛГПУ), Краснодаре (КубГУ 1996, 1999, 2000), Карачаевске (КГЧПУ 1994 -1996 гг.), Ижевске (2000); на совещании заведующих кафедрами графических дисциплин вузов РФ (Ростов, РГУПС 2001); на всероссийских научно-практических конференциях «Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы» в Ростове на Дону (РПТУ 2001 г.), в Москве (Ml 11 У 2002 г.), на Московских городских научно-практических конференциях «Образовательные технологии 21 века» (2001- 2002 гг.), на видео-семинаре «Образовательно-коммуникативная среда: образование, Интернет, искусство» (проводимом РАО и Московским комитетом образования в 2002 г.).
Разработанный учебно-методический комплекс, включающий учебные программы, учебные пособия, наглядные пособия, компьютерное программное обеспечение, систему заданий по технической и компьютерной графике и др. был использован в процессе обучения студентов 1х - 5х курсов Кубанского государственного университета и Московского педагогического университета, Липецкого государственного университета, Курского
государственного педагогического университета, Екатеринбургского
государственного педагогического университета, Поморского
государственного университета им. М.В.Ломоносова (г. Архангельск), а также при подготовке студентов ХГФ КубГУ к участию в региональных, всероссийских и международных выставках и конкурсах по дизайну и компьютерной графике.
Отдельные результаты исследования, система графических заданий, имеющих значение для развития способностей школьников и студентов педвуза к дизайнерской деятельности, экспериментально проверены и внедрены в образовательном центре № 109 (г. Москва), учебно-воспитательном комплексе 1637 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (г. Москва), гимназии № 1542 (г. Москва), в подразделении «Компьютерный дизайн, промграфика, реклама» учебно-методического центра «Университет» Кубанского государственного университета (г. Краснодар).
Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации, состоит в теоретической и научно-методической разработке поставленной проблемы исследования, подготовке необходимых материалов для преподавателей других вузов и учителей школ, принимавших участие в проведении педагогического эксперимента, анализе и обобщении полученных экспериментальных данных, систематизации выводов, а также разработке рекомендаций по развитию способностей к дизайнерской деятельности студентов ХГФ в процессе обучения технической и компьютерной графике.
Психологические и психофизиологические предпосылки развития способностей
Современный уровень теоретических и экспериментальных исследований способностей личности позволяет наметить пути их развития в процессе обучения. При решении проблемы развития способностей необходимо выяснить различные точки зрения на их природные и социальные предпосылки, выявить внутренние и внешние условия их проявления, индивидуальное своеобразие и др.
С позиций нашего исследования важно определить, насколько уровни развития способностей обусловлены наследственностью, окружающей средой и социальными факторами, чтобы учесть эти факторы при создании педагогических условий для развития способностей в процессе обучения.
В истории развития отечественной и зарубежной психологической науки прослеживается последовательная смена научных парадигм в области теории формирования и развития способностей личности. Возникали и постепенно менялись точки зрения на природу способностей. С позиции одних ученых, наличие способностей полностью предопределяется задатками, т.е. способности наследуются человеком в готовом виде. Принятие этой точки зрения означало бы, что содействовать формированию способностей и влиять на их развитие в процессе обучения и воспитания практически невозможно. Сторонники другого подхода утверждали, что способности личности формируются и развиваются под влиянием окружающей человека среды, обусловлены материальными и духовными условиями его существования и деятельности. Однако такая позиция не позволяла учесть индивидуальные качества личности в процессе создания педагогических условий с целью развития определенных способностей (75; 96; 171 и др.).
Современное состояние научных воззрений на теорию способностей позволило считать, что оба подхода не являются верными (58; 96; 148; 149; 232; 271; 272; 261; 262 и др.).
В настоящее время исследование проблемы способностей осуществляется в различных аспектах. Например, задатки (природные предпосылки способностей), индивидуальные различия, типологические свойства нервной системы человека изучает психофизиология (71; 103; 146 и ДР)
В области психологии индивидуальных различий определяются особенности познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление и др.), эмоциональность, мотивация, темперамент, характер и др. ( 42; 57; 58; 78 и др.).
Психологи исследуют особенности поведения личности, анализируют зависимость способностей от межличностных отношений, индивидуальный стиль и направленность деятельности (58; 40; 64; 94). Не смотря на то, что психология способностей личности является составной частью психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), психофизиологический, психологический и поведенческий уровни исследований взаимозависимы, они тесно связаны друг с другом и включают в себя важнейшие характеристики и компоненты способностей, проявляющиеся в процессе учения. Поэтому мы считаем целесообразным учитывать различные ведущие направления исследований предпосылок развития способностей личности, в том числе способностей к дизайнерской деятельности.
Результаты теоретических и экспериментальных исследований, посвященных способностям человека, показали, что при решении проблемы их развития следует опираться на данные различных областей знаний, сформированных на стыке генетики, общей, педагогической и социальной психологии, нейрофизиологии, дифференциальной психологии и психофизиологии (индивидуальных различий) и др.
Таким образом, в настоящее время в отечественной науке преобладает принцип единства генетических и социальных факторов (по С.Л.Рубинштейну), под влиянием которых формируются и развиваются способности личности (233). Появившиеся в последние десятилетия возможности проведения психофизиологических исследований позволили не только определить важную роль биологических предпосылок формирования способностей, но и выяснить, в какой мере они влияют на развитие компонентов структуры способностей, какие способности в большей или меньшей степени подвержены воздействию окружающей среды.
Для выявления психофизиологических основ развития способностей личности уточним определение понятия «способности» и их классификационные признаки.
При определении понятия «способность» большая часть психологов опирается на мнение одного из основоположников отечественной теории способностей Б.М. Теплова, который понимает под способностями психологические особенности личности, лежащие в основе различий между людьми и имеющие отношение к успешности выполнения одной или нескольких видов деятельности. Как правило, они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а объясняют легкость и быстроту их приобретения (271).
Следом за Б.М. Тепловым К.К. Платонов рассматривает способности как соответствие определенному виду деятельности, которое можно выделить через структуру личности и требования к ней данного вида деятельности (212).
Проектирование информационной личностно-ориентированной технологии обучения технической и компьютерной графике
С целью определения педагогических условий развития способностей к дизайнерской деятельности в процессе обучения студентов ХГФ мы уточнили структуру этих способностей, описали некоторые их характеристики, показали специфику художественно-проектной деятельности дизайнера с учетом ее графической основы и творческой направленности. Нами установлены особенности интеграции технической и компьютерной графики в дизайнерской деятельности с учетом актуализирующихся способностей. Также определено, что этапы процесса дизайнерского творчества отражают своеобразие способностей, которые проявляются в графической деятельности студентов.
В этой связи рассмотрим основные принципы проектирования и реализации технологии обучения технической и компьютерной графике в деятельности студентов, направленной на развитие их способностей к дизайнерской деятельности.
Под технологией обучения будем понимать комплексную интегративную систему действий по организации и управлению обучением, воспитанием и развитием студентов, включающую цели, задачи, содержание, методы, методические приемы и формы организации учебного процесса, средства и контроль, направленные на формирование профессиональных знаний, умений, личностных качеств и способностей обучающихся.
Необходимость создания и совершенствования технологии обучения, обеспечивающей развитие способностей студентов ХГФ к дизайнерской деятельности, на формирование их умений и навыков в области технической и компьютерной графики, обусловлена повышенными требованиями к уровню подготовки будущего учителя изобразительного искусства к предстоящей педагогической работе.
М.П.Сибирская характеризует технологию обучения следующими параметрами:
созданием конкретных методов и организационных форм обучения;
комплексным подходом к изучению учебного материала;
ориентацией на личностно-ориентированный подход в обучении, индивидуальное развитие способностей обучающихся;
отражением динамичности процесса обучения;
реализацией развивающей функции обучения и др. (246).
При проектировании технологии обучения технической и компьютерной графике и определении педагогических условий, содействующих развитию способностей студентов ХГФ к дизайнерской деятельности важно также выявить преобладающий подход к обучению. При исследовании различных подходов (поэтапное формирование умственных действий, программированное обучение, объяснительно-иллюстративный метод и др.) к осуществлению учебной деятельности наше внимание привлекли методы проблемного и проблемно-развивающего обучения (150; 172 и др.). Это объясняется тем, что сложившиеся способы работы в процессе объяснительно-иллюстративного или программированного (включающего поэтапное формирование умственных действий) обучения, достигнутые результаты приводят к психической инерции обучающихся, порождают у них внутренние барьеры, ведущие впоследствии к созданию тупиковых ситуаций. Проблемное же обучение отличается от других методов тем, что представляет собой не только усвоение новых знаний, но и овладение способами их приобретения. Усвоение учебного материала происходит посредством решения типовых задач, через овладение способами и приемами самообучения, формирования творческого отношения к учебной деятельности (135).
Наряду с этим проблемное обучение предусматривает формирование опыта продуктивной деятельности на основе усвоения способов самостоятельного поиска оптимального решения поставленной учебной задачи. Этот метод направлен на активизацию учебной деятельности обучающихся, на развитие их познавательных способностей и продуктивного мышления (148; 172; 224 и др.). Последнее осуществляется на основе познавательной активности личности ярко проявляющейся в проблемных ситуациях. Проблемность ситуации или задачи, по мнению многих исследователей, является главным условием, при котором мышление обучающегося может быть названо продуктивным (123; 169; 170; 240; 300 и др.). Для нашего исследования важно и то, что под проблемностью творческой задачи понимается интеллектуальное противоречие между усвоенными знаниями и умениями и содержанием условия и требованиий предметной ситуации (описанной в тексте задачи), в которой субъект осуществляет доступные ему способы действий (123).
Цель, задачи и методика проведения педагогического эксперимента
Основная цель экспериментального исследования - экспериментальная проверка эффективности информационной личностно-ориентированной технологии обучения студентов ХГФ технической и компьютерной графике, включающей цели, задачи, содержание, методику обучения, методы, методические приемы и формы организации учебного процесса, средства и контроль, обеспечивающей успешное развитие способностей студентов к дизайнерской деятельности и предусматривающей комплексное использование в учебном процессе новых информационных и компьютерных технологий.
Задачи эксперимента:
1. Определение контрольных и экспериментальных групп.
2. Экспериментальная проверка компонентов технологии обучения технической и компьютерной графике, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития способностей студентов к дизайнерской деятельности (индивидуального подхода к обучению студентов технической и компьютерной графике, применения методов проблемного обучения (алгоритмического, эвристического, исследовательского) в сочетании с методами ассоциативного обучения и компьютерного моделирования; вариативного подхода к организации учебно-творческой деятельности студентов; системы заданий по технической и компьютерной графике; дифференцированного контроля над процессом и результатами графической деятельности в соответствии с задачами и этапами обучения и др.).
3. Уточнение требований к компонентам учебно-методического комплекса, включающего учебные программы, учебно-методические и наглядные пособия и др.
4. Выявление уровней проявления творчества и развития способностей к дизайнерской деятельности студентов, принимавших участие в экспериментальном исследовании, при помощи анализа качества графических работ и тестирования.
5. Подведение итогов проведенной экспериментальной работы и анализ ее результатов.
Эксперимент проходил с 1995 по 2002 учебные годы и включал констатирующий, поисковый, формирующий и сравнительный этапы.
В эксперименте принимали участие студенты l-x-5-x курсов художественно-графических факультетов Кубанского государственного университета, Московского педагогического государственного университета, Липецкого государственного педагогического университета и обучавшиеся по специальностям: «Изобразительное искусство и черчение», «Изобразительное искусство». Всего в экспериментальном обучении участвовало 715 человек. Из них в контрольных группах обучалось 362 студента, в экспериментальных - 353 студента. Экспериментом было охвачено 48 учебных подгрупп, в том числе 25 учебных подгрупп, осваивавших дисциплину по выбору «Компьютерная графика».
Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением следующих научно-педагогических методов:
1. Проведение естественного педагогического эксперимента, включающего:
- констатирующий этап эксперимента, проводившийся в 1995-1996 гг.
- поисковый этап, проходивший 1996-1997 г.
- формирующий этап эксперимента, осуществлявшийся в 1997-2002 гг.
- сравнительный (2001-2002 гг.).
2. Визуальное наблюдение за процессом и результатами графической деятельности студентов на занятиях по технической и компьютерной графике.
3. Анализ качества графических работ студентов при выполнении заданий с элементами дизайнерского творчества на основе разработанных критериев их оценки.
4. Анкетирование студентов экспериментальных групп.
5. Беседы со студентами.
6. Сравнительный анализ уровня проявления творчества у студентов экспериментальных групп и развития способностей к дизайнерской деятельности у студентов контрольных и экспериментальных групп на основе анализа качества выполненных графических заданий с элементами творчества и тестирования по различным методикам (методика Амтхауэра, тест «Круги», «Память на образы», «Корректурная проба» и др.).
Констатирующий эксперимент был проведен на базе КубГУ. В нем принимали участие студенты 1х-3х курсов художественно-графического факультета КубГУ. Основной целью этого эксперимента было:
1) выявление наличия способностей к дизайнерской деятельности (см. 1.3.) студентов в процессе обучения технической и компьютерной графике;
2) определение контрольных и экспериментальных групп;
3) анализ содержания подготовки студентов по различным дисциплинам.