Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью Макарова Мария Леонидовна

Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью
<
Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова Мария Леонидовна. Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Макарова Мария Леонидовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1781

Введение к работе

Проблема исследования, и ее актуальность. Методика обучения живописи предполагает развитие художественно-творческих способностей. Одной из таких способностей, наиболее значительной, является развитие чувства целостности. Целостное восприятие и целостное изображение -основной принцип изобразительного искусства.

Чтобы достичь совершенства в живописи, художник должен обладать двумя на наш взгляд, основными и существенными развитыми способностями: владеть высокой техникой и создавать на холсте целостный. образ натуры, т.е. подчинять все детали, части одному целому, опустив все лишнее, ненужное, что мешает выражению основной цели художественного произведения. Особое значение целостное видение приобретает при изображении человека, независимо от того, будет ли это быстрый этюд фигуры или длительная постановка.

В практике преподавания живописи на ХГФ и в частности, живописи одной - двух фигурной постановке человека, наиболее трудной задачей является развитие целостного зрительного восприятия и целостного изображения у студентов. Поэтому, задача художественного образования состоит в том, чтобы, с одной стороны, учить целостному видению, и, с другой - учить техники целостного изображения. Проблема целостного восприятия натуры и ее целостного изображения связана с правильностью решения цвето-тональных отношений и композиционного решения изображения.

Как показала практика, студенты воспринимают цвет предмета не опосредованно. У них еще не развито аконстантное восприятие. Многие студенты не видят изменения локального цвета под воздействием освещения, среды, пространства. В результате работы получаются пестрыми, дробными, не сгармонированными. Некоторые из студентов не чувствуют соразмерность изображения и формата холста. Учащиеся обычно стараются расположить фигуру по середине холста, не учитывая ее положение в пространстве. В результате изображение кажется сдвинутым в сторону, заниженным или завышенным.

Неразвитость восприятия цвето-тоновых отношений и чувства компоновки (композиции) у студентов является сложной проблемой. Эта задача, в большинстве случаев, успешно не решается. Изучение опыта на художественно-графических факультетах показало, следующие слабые стороны в написании одной - двух фигурной постановки: студенты не учитывают влияние одного цвета на другой, влияние среды, пространства, освещения; располагая одну или несколько фигур в пространстве, не соблюдают соразмерность изображения и формата холста, не выделяют главное, не берут больших цвето-тоновых отношений.

Анализ опыта преподавания показывает, что педагоги нередко, обращая внимание студентов на эти задачи, не могут добиться целостности в

студенческих работах. Развитие чувства целостности сложная задача, которая не может быть решена быстро. Для этого необходимо проводить длительное время целенаправленные, аудиторные и пленэрные занятия, включая упражнения, беседы и задания на развитие чувства целостности.

Процесс обучения живописи на художественно графически факультетах построен на выполнении системы академических натурных постановок. Задачи, которые решаются в той или иной постановке, отражают содержание отдельного теоретического раздела, изложенного в предварительных лекциях. Но лекционный материал по теории живописи отражает в краткой форме самые основные разделы. Причем, изучение общетеоретических положений сдвинуто к началу курса изучения живописной грамоты. При таком планировании вполне возможна опасность формального изложения и усвоения законов живописи. Поэтому теоретические знания, в частности и по данной проблеме, не всегда оказывают своевременную помощь, и на практике обучающейся просто полагается на свой глаз, добиваясь в изображении более-менее благополучного сходства.

На наш взгляд, необходимо чтобы каждое теоретическое положение по развитию чувства целостности подробно, дифференцированно изучалось студентами в непосредственных наблюдениях и практическом опыте.

Отдельные вопросы, связанные с развитием цвето-тональпых отношений, колористического видения, целостного восприятия и изображения, с развитием чувства композиции отражены в научно-теоретических исследованиях Г.В. Беды и Э.Н. Беды, А.А. Унковского, А.С. Рындина, D.A. Басманова, Ю.В. Коробко, Г.В. Смирнова, А.А. Васильева, СЕ. Токарева, Е.В. Шорохова, Н.Я. Маслова, Р. Мизанбаева, Э.И. Кубышкииой, Н.Н. Лукина и др. В этих исследованиях рассматриваются упражнения длительного характера на передачу общего тонового единства, предлагается система приемов формирования аконстантного видения, система заданий композиционно-тематического характера, рассматриваются понятия цветовой гармонии, колорита. Однако в этих исследованиях мало затрагиваются вопросы развития целостного зрительного восприятия и целостного изображения.

Многие исследования выше перечисленных авторов посвящены разработке методики начального этапа обучения живописи. Значение первого этапа, несомненно, трудно переоценить, но не менее важным является развитие чувства целостности на завершающем этапе обучения. Если на первых курсах закладываются основы профессиональных навыков работы с цветом, то на старших курсах студенты стремятся достичь цветовой выразительности, гармонии в своих работах, а также мыслить более художественно. Автор считает, что на старших курсам возникает необходимость в более углубленной разработке методики развития чувства целостности.

В настоящее время существует целый ряд научно-исследовательских работ, посвященных активизации художественного мышления студентов, в частности, исследования. Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, А.Р.

Лурье, П.Н. Якобсона и других. Вопросами психофизиологии зрения занимались И.П. Павлов, И.М. Сеченов, П.К. Анохин, СВ. Кравков, П.П. Лазарев, Л.И. Леушина, П.В. Симонов, А.Л. Ярбус и другие, вопросами развития способностей к изобразительной деятельности Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, B.C. Кузин и другие. Они внесли большой вклад в разработку данных вопросов, однако не касались или вскользь касались методики формирования и развития целостного зрительного восприятия и целостного изображения натуры.

Проблема развития чувства целостности на занятиях живописью сложна и многогранна. Она связана с психологией, педагогикой, методикой. Успешное педагогическое решение этой проблемы возможно лишь при использовании основных положений этих наук. Наше исследование ставило задачу обработать, систематизировать и экспериментально проверить результаты ряда исследований по этим наукам с целью применения их в процессе обучения студентов ХГФ живописи, для развития у них чувства целостности.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Цель исследования - решение данной проблемы. Объектом исследования являются учебно-воспитательные и развивающие процессы студентов ХГФ на занятиях при выполнении одной, -двух фигурной постановки.

Предметом исследования являются пути и методы развития чувства целостности у студентов на занятиях живописью при выполнении одной, -двух фигурной композиций. Гипотеза исследования.

Развитие чувства целостности на занятиях живописью будет осуществляться более эффективно, если будет применяться методическая система целенаправленного развития чувства целостности. Эта система будет включать в себя: 1) цели, задачи и содержание развития чувства целостности у студентов в процессе преподавания живописи. 2) дидактические принципы, формы, методы, методические приемы развития чувства целостности в процессе преподавания живописи. 3) средства обеспечения всех обучающих, воспитывающих и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.).

Предполагается, что система целенаправленного развития чувства целостности будет обладать ценными качествами за счет того, что в ней: а) будет значительно изменено и расширено содержание практических заданий и упражнений. Большое внимание будет уделяться упражнениям на развитие обусловленного цвета, на наблюдение, анализ и изображение натуры с учетом сложности локального цвета, явлений рефлексирования, характера освещения натуры, пространственной среды, взаимодействие тепло-холодных цветов, цветовых и тональных контрастов, общего цветового и тонового состояния, цветового единства постановки, ее колорита. Также будет уделяться внимание развитию чувства компоновки,

соразмерности изображения и формата холста, расположению фигуры с учетом ее положения в пространстве. Будут включены специальные задания и упражнения по наблюдению и анализу натуры с целью развития чувства целостности;

б) ведущая роль будет отводиться упражнениям и заданиям на развитие
целостного восприятия (видения натуры), развития больших цвето-
тоновых отношений, кратковременным этюдам (1-4 часа, в которых
постепенно будут усложняться задачи), эскизам, нахождению главного
композиционно-смыслового центра (центра композиции) и гармонизации
изображения;

в) будет уделяться вниманием теоретической подготовки студентов в
области цветоведения, композиции, теории живописи, психофизиологии
зрительного восприятия;

г) будут изучаться и практически использоваться разнообразные подходы
к живописному изображению, осваиваться различные технические
приемы и методы живописного изображения фигуры, пространства;

д) будут присутствовать:

комплексный подход к процессу формирования чувства целостности;

логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу развития чувства целостности;

широкий спектр учебно-творческих задач с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам.

В данном диссертационном исследовании предполагается решить следующие задачи:

  1. На основе анализа научной и искусствоведческой литературы раскрыть понятие целостности - целостного видения и целостного изображения.

  2. Проанализировать научно-методическую литературу, связанную с проблемой исследования. Выявить существенные факторы, влияющие на развитие целостного зрительного восприятия и целостного изображения у студентов художественно-графических факультетов.

  3. Изучить опыт преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов в свете проблемы исследования.

  4. Разработать критерии оценки работ студентов на предмет наличия в них целостности.

  5. Определить особенности и уровни развития чувства целостности у студентов художественно-графических факультетов 4-5 курсов. Выявить характерные ошибки в их работах.

  1. Разработать систему заданий и упражнений для аудиторных и пленэрных, живописных занятий, направленную на формирование целостного видения и изображения у студентов.

  2. Экспериментально проверить эффективность предполагаемой методической системы.

Методологической основой исследования являются основные положения в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, искусствоведения, методики обучения изобразительному искусству.

Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие методы исследования:

Изучение и анализ литературы по теории, методике, живописи, цветоведению, композиции, психологии, педагогике, эстетике;

Анализ действующих программ по живописи для художественно-графических факультетов педагогических институтов.

Целенаправленное наблюдение за процессом создания работы студентами с натуры, по памяти и по представлению.

Анализ учебных и творческих работ студентов по живописи одной -двух фигурной постановке (4-5 курсов).

Анкетирование студентов ХГФ 4-5 курсов, направленное на выявление основных психолого-педагогических особенностей и определение уровня теоретических знаний по данной проблеме исследования.

Беседы со студентами ХГФ 4-5 курсов.

Изучение опыта преподавания одной, - двух фигурной постановки по живописи на художественно-графических факультетах.

Проведение педагогического эксперимента.

Экспериментальная проверка содержания каждого упражнения и эффективности всей методической системы развития чувства целостности. Использование методических пособий и создание специальных приспособлений по вопросам исследуемой темы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система целенаправленного развития чувства целостности у студентов ХГФ 4-5 курсов на занятиях живописью при выполнении одной, - двух фигурной постановки.

  2. Разработаны методические рекомендации по развитию чувства целостности у студентов ХГФ педагогических вузов на занятиях живописью при выполнении одной - двух фигурной композиции. Теоретическая значимость результатов исследования. Внесен вклад в

теорию и методику обучения и воспитания - решена значительная научно-педагогическая задача развития чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью.

Практическая значимость результатов исследования: они могут быть использованы в практике преподавания живописи при разработке учебных программ, создании учебных пособий.

Достоверность результатов исследования базируется на 1) теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы о целостности восприятия и целостного изображения как средства живописи; 2) на экспериментальной проверке основных положений данного исследования в условиях художественно-графических факультетов, объективном анализе полученных исходных и конечных результатов исследования, проверке эффективности предложенных приемов и методов обучения.

Апробация исследования проходила на научных и практических конференциях Mill У. Результаты исследования, его отдельные положения, теоретические выводы обсуждались на заседаниях кафедры живописи МПГУ. Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

методическая система целенаправленного развития чувства целостности у студентов ХГФ 4-5 курсов на занятиях живописью при выполнении одной, - двух фигурной постановки, разработанная на основе специальных заданий и упражнений.

Оценка работ студентов на предмет выявления уровня развитости чувства целостности у студентов на занятиях живописью при написании одной, - двух фигурной постановки

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы, диаграммы, иллюстрации этюдов и работ студентов отражающие результаты экспериментальной работы.

Похожие диссертации на Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью