Содержание к диссертации
Введение
I. Научно-теоретические основы проблемы исследования 12
1.1 . Из истории развития декоративного искусства 12
1.2. Психолого-педагогические основы межпредметных связей в
средней школе 33
1.3. Методические основы интеграции в педагогике 43
Выводы по I главе 55
II. Пробные, поисковые и консіатирующие этапы педагогичеекого эксперимента58
2.1. Анализ программ обучения детей декоративному искусству и технологии 58
2.2. Разработка модели методической системы 62
2.3. Констатирующий этап эксперимента 73
а) Разработка критериев оценки работ учащихся 73
б) Определение уровня знаний, умений, навыков учащихся 77
Выводы по II главе 99
III. Экспериментальная проверка разработанной методической системы по приобретению знаний, умений, навыков по компози ции 100
3.1. Формирующий естественный педагогический эксперимент . . 100
3.2. Сравнительный этап естественного педагогического эксперимента 134
Выводы по III главе 149
Заключение 151
Список литературы 155
Приложения 167
- . Из истории развития декоративного искусства
- Анализ программ обучения детей декоративному искусству и технологии
- Формирующий естественный педагогический эксперимент .
Введение к работе
На современном этапе развития общества произошел кризис основных аспектов жизнедеятельности человека. Наиболее остро в данный период встает вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Ему предстоит решать проблемы для успешного развития общества, своего народа. Такие нравственные понятия как достоинство, честь, гуманизм, духовность, нравственность должны выйти на передний план. Как раскроются сердца подрастающего поколения для восприятия прекрасного, так и повлияют их поступки на развитие цивилизации грядущего века. Во все времена проблема воспитания и обучения детей стояла на первом месте. В наше сложное и противоречивое время необходимо прочувствовать эту истину. Многие ученые, общественные и политические деятели, психологи, педагоги заявляют о том, что необходимо повышать уровень эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.
Изменение сторон общественного сознания подразумевает под собой так же изменения в системе воспитания и образования. Это в частности должно привести к изменениям в общеобразовательной школе. Основная проблема современной школы- нравственная, эстетическая , обучающая целостность . Школа должна рассматривать воспитание ученика как воспитание самостоятельной личности . Учителю необходимо осуществлять постоянный диалог с учениками. Предметы эстетического цикла четко направлены на формирование нравственных представлений. Литература, музыка, изобразительное искусство формируют общечеловеческие понятия о морали, гармонии, возвышенном. То место, которое в настоящее время отводится в школе недостаточно. Необходимо так же углубить связь между данными эстетическими предметами и другими. В данном случае необходимо рассмотреть взаимосвязь изобразительного искусства и трудовой деятельности ребенка. Эти предметы, имеющие общую основу- самостоятельное творчество ребенка. Развивая фантазию, творческие способности на изобразительном искусстве, необходимо полноценное развитие этих качеств и на уроке труда. Занятия изобразительным искусством помогают ребенку выразить свои эмоции, переживания через возможность отображения своих неповторимых внутренних впечатлений. Формируя и совершенствуя изобразительную деятельность педагог осуществляет различные виды воспитания- сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное. Занятия трудовым обучением предпола-гакті развитие трудовых навыков. Разрыв между этими двумя близкими по целям и задачам предметам приводит к тому, что необходимая творческая фантазия, присутствующая на рисовании, практически отсутствует на предмете технологии. Занятия по труду в начальной школе имели яркий творческий характер. Эта деятельность имела большую взаимосвязь с уроками ИЗО. Большое количество творческих заданий с использованием различных материалов (бумага, ткань, природные материалы) взаимодействовали с изобразительным искусством, имели чегкую композиционную и колористическую основу всех изображений. Данные творческие занятия по художественному труду, проводимые в младших классах, практически отсутствуют на занятиях по технологии в средней школе. Задания носят чисто-технологический характер, то есть дают лишь основные знания в практической деятельности при работе с данными материалами. Ученик не может выразить свою фантазию, привнести свои собственные идеи в работу. Постепенно у ребят теряется интерес к трудовому обучению. Занятия носят механический характер практической деятельности.
Чтобы убрать разрыв между трудовой и изобразительной деятельностью необходимо выбрать иной ракурс рассмотрения занятий по труду. Художественный труд- наиболее оптимальное сочетание творческой и практической деятельности. На этих творческих занятиях ученик может придумать эскиз какого-либо изделия, а затем по своему проекту выполнить своими руками задуманное. Он становится творцом собственных фантазий.
При выполнении эскиза необходимо учитывать навыки изобразительной деятельности. Например, необходимо знание основ композиции при разработке формы и размера изображения, а так же знание колорита. Данные знания по композиции необходимо давать на уроках ИЗО. Наиболее доступно и выразительно предложить изучение вопросов композиции можно на уроках из раздела « Декоративное искусство». В начальной школе наблюдается очень высокий уровень декоративных изображений в упражнениях и заданиях по орнаменту, различных видах росписи. Ребенок не боится сочинять сам, ему это очень интересно. 11о при переходе в среднюю школу (5 класс) возникает кризисный период в творчестве школьника. В изобразительной деятельности идет акцентирование на натурное изображение предметов. Очень мало времени уделено декоративному рисованию. Данные работы как бы утрачивают прежнее значение, так как вместо локализации цвета идет упор на цветовой смешанный колорит. Обучая натурному изображению предметов, мы упускаем из виду развитие детской фантазии. Второй главный аспект данного вопроса - композиционные знания. Более доступно и понятно основы композиции можно рассматривать на занятиях декоративным искусством, так как эти задания представляют собой очень интересный и красочный материал. Композиция - важное звено в обучении детей изобразительному искусству. Все практические и творческие занятия рисунком, живописью четко построены на основах и законах композиции. Вез знания этих основ возникают большие трудности в натурном, колористическом, графическом, тематическом рисовании.
Занятия декоративным искусством играют большую роль при проведении грамотного художественного обучения. Так же они играют большую роль в обучении художественному труду. Повышение эффективности эстетического воспитания подрастающего поколения, развитие творческой активности и способностей- все это предлагает нам правильное, грамотное соединение предметов изобразительное искуссіво (раздел декоративное рисование) и художественный труд (технология). Современное состояние теории и практики обуславливает необходимое изучение проблемы взаимопроникновение на основе композиционной грамоты этих двух предметов.
Анализ существующих школьных программ по изобразительному искусству и технологии показывает, что в данных программах недостаточное внимание уделяется систематическому и целенаправленному ознакомлению учащихся с декоративным искусством, его элементам композиции и закономерностям цветового решения. Проблема подачи композиционных знаний па основе декоративного искусства и взаимосвязь этих уроков с уроками технологии в средней школе не решена полностью до настоящего времени и требует дальнейших теоретических, экспериментальных исследований и практических разработок, направленных на дальнейшее совершенствование эстетического воспитания школьников. Изучение отечественной и зарубежной литературы по интересующим нас вопросам , личный художественный опыт, а так же наблюдение за работой учащихся 5-7 классов в процессе уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе свидетельствуют о необходимости исследования /данной проблемы.
Настоящее исследование посвящено раскрытию проблемы приобретения знаний по композиции на основе взаимосвязи уроков декоративного искусства и художественного труда.
Цель исследования: подробное рассмотрение декоративных приемов художественного труда и тесная взаимосвязь этих приемов с изобразительной деятельностью. Необходимо в ходе проведения убрать разрыв между изобразительной деятельностью и художественным трудом, существующий в общеобразовательной школе.
Объект исследования: Процесс обучения декоративному искусству и художественному труду учеников 5-7 классов.
Гипотеза: проблема приобретения знаний, умений и навыков по композиции на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду в 5-7 классах и более успешного эстетического развития личности школьников может быть реализована на высоком уровне при условии использования новой более эффективной методической системы, разработанной нами, которая включает в себя:
а) цели, задачи и содержание приобретения знаний, умений и навыков по композиции пікольниками 5-7 классов на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду;
б) дидактические принципы, формы, методы и методические приемы;
в) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях по комиозиции ( ТСО, наглядные пособия и т.д.)
и которая обладает такими качествами как:
1) взаимосвязь процесса научно-теоретических основ воспитания и художественного образования средствами композиции;
2) единство процесса обучения декоративному искусству на уроках декоративного рисования и художественного труда;
3использование наиболее рациональных и эффективных методов обучения, способствующих повышению уровня знаний, умений и навыков в этом разделе изобразительного искусства у школьников 5-7 классов;
4) широкое применение средств наглядности.
В соответствии с поставленной целью и рабочей гипотезой были определены задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности композиции в декоративном искусстве.
2. Раскрыть значимость использования законов композиции на уроках художественного труда.
3. Показать связь уроков художественного труда с уроками изобразительного искусства.
4. Разработать эффективную методическую систему приобретения знаний, умений и навыков по композиции на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду.
5. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики в решении этой проблемы.
Решение этой, одной из главных задач сводилось к более частным задачам, а именно:
а) Разработать методические рекомендации обучению композиции на уроках декоративного искусства в 5-7 классах.
б) Разработать методические рекомендации обучению композиции на уроках художественного труда.
В процессе работы мы пользовались следующими методами исследования:
1. Изучение и анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы..
2. Изучение школьной документации, педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, обучение и анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся (рисунков) и творческих работ.
Педагогический эксперимент. Исследование проводилось в течение трех лет. Основной базой экспериментального исследования являлась школа 219 г. Москвы.
Этапы исследования
Этап (1997-1998гг). Подбор и изучение теоретических материалов по проблеме исследования. Проведение констатирующего эксперимента, позволившего определить проявление композиционных представлений школьников на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом. Определение основных положений проведения формирующего эксперимента. Задачей первого этапа являлось установление конкретного объема знаний, умений и навыков школьников в области изо и труда. Содержание и характер проведения установочного материала в контрольных классах не чем не отличался от характера и содержания проведения данного эксперимента в экспериментальных классах (одни и те же задания, методы, приемы обучения)
Этап (1998-2001 г). Апробация результатов опытно-экспериментальной работы. Аналитическое и графическое сравнение данных экспериментальных и контрольных групп школьников. Обобщение и оформление экспериментальных данных. Определение выводов, подтверждающих гипотезу исследования. На этапе появились различия. В контрольных классах обучение элементам декоративной композиции строилось по обычной, применяющейся в практике школ методике (традиционные формы объяснения и вопросы, наглядный показ с помощью педаї огичсского рисунка на доске а так же посредством таблиц и схем) а в экспериментальных классах развивающий этап строился по специальной экспериментальной методике, направленной на развитие эстетического видения действительности, развитие чувств формы и цвета, развитие творческой активности и художественного вкуса школьников.
Этап (2001-2003 г.г.). Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Аналитическое и графическое сравнение данных экспериментальных и контрольных групп школьников. Обобщение и оформление экспериментальных данных. Определение выводов, подтверждающих гипотезу исследования. Данный этап вводился с целью фиксации резуль татов обучения и соотношение уровня художественно-творческого развития школьников контрольных и экспериментальных классов. Задача этого этапа - подтверждение правильности применения методических приемов, наглядных пособий, содержание и организация уроков изобразительного искусства и художественного труда в 5-7 классах в условиях экспериментального обучения.
Научная новизна исследования. Разработана методическая система приобретения знаний, умений и навыков по композиции у школьников 5-7 классов на занятиях декоративным искусством и художественным трудом, которая использует принцип тематических блоков с учетом компонента декоративности и включает в себя: цели, задачи, содержание учебного предмета; принципы, формы, методы, методические приобретения знаний, умений и навыков по композиции у школьников на занятиях по декоративному искусству и художественному труду.
- средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов по ИЗО и труду ( ТСО, наглядные пособия ).
В результате исследования получены новые данные характеризующие:
- научно-теоретическую разработку основ эстетического восприятия и использование композиционных законов учащимися 5-7 классов;
- раскрытие возрастных и индивидуальных особенностей эстетического восприятия и использование композиционных основ учащимися 5-7 классов на уроках ИЗО и труда;
- разработку и экспериментальную проверку новой методики обучения изобразительному искусству и художественному труду в 5-7 классах.
Научно-теоретическое и практическое значение. Теоретические результаты исследования могут быть использованы для разработки смежных проблем в других диссертациях. Практические результаты МОГУТ быть использованы при разработке новых учебников, пособий, учебных программ, использоваться учителем в преподавании изо и труда. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию программ преподавания изо и труда в средней, общеобразовательной школе.
. Из истории развития декоративного искусства
Декоративное искусство берет свое начало в глубокой древности. Произведения этого искусства неразрывно связанны с творчеством и жизнью народа. Очень богата произведениями декоративного искусства история развития нашей Родины. Рассмотрим интерьер русской избы Вологодской губернии 19 века. Деревянное крыльцо, над ним резной шатер, сбоку узорные перила из точеных столбиков. В горнице на столе стоят вырезанные из дерева чудесные предметы в виде уточек, лебедей, коней. Они покрыты блестящим слоем олифы и расписаны красной и зеленой краской. Уточка - это резная деревянная солонка. А рядом большая жар-птица с деревянным хвостиком, она наполнена сладким напитком. На хозяйке дома белая холщовая рубаха, расписанная красными нитками по вороту и плечах; в тончайших узорах повторяются звездочки, птички в квадратах, елочки, причудливые всадники. Поверх рубахи надет синий сарафан из холста, на котором яркими масляными красками изображены оранжевые гроздья рябины, желтые ромашки, птички. Хозяйка за работой - в руках у нее вырезанная из доски прялка, которая украшена узорами в виде кругов, гребенчатых рядов, треугольников. Все это сделано руками хозяина и хозяйки дома. Каждую вещь они выполняли с любовью, стремясь украсить ежедневно используемые предметы яркой росписью, или кружевом деревянной резьбы.
Вплоть до сегодняшнего дня живут самые древние изделия народного искусства. Рассматривая в музее образцы народной резьбы, росписи, вышивки, керамики, невольно вспоминаешь русские сказки. Как в сказках, здесь встречаются выдуманные персонажи: конь с двумя головами, птица Сирин, русалки, невиданные цветы и деревья, которых не бывает в действительности. В сказках всегда много волшебной яркости, смелого преувеличения. Так и в народном искусстве: ярко украшены, пестро расписаны кони, куклы-матрешки, коричнево-оранжевые медведи из дерева, зеленые петухи из глины. Они не всегда похожи на настоящих животных, но очень нарядны и красивы, как и в сказках, в этих изображениях много смешных, забавных деталей и метких, остроумных наблюдений.
У каждого народа есть свое собственное поэтическое и изобразительное творчество. Например, в сказках Китая герои совсем другие, чем в русских сказках. И в изобразительном народном искусстве Китая, в вышивке, резьбе по дереву и кости, в рисунках на ткани - встречаются совсем другие образы - волшебные драконы, единороги и рыбы, птицы-фениксы, цветы лотоса и сливы. Искусство народов Африки изобилует образами тех животных, которые водятся в тропических лесах и саваннах. Это носороги, жирафы, львы, обезьяны и змеи. В индийском народном искусстве часто встречаются изображения слона. А сколько интересного можно найти в творчестве народов Севера, Сибири и Дгшь-него Востока! В маленьких, вырезанных из кости фигурках животных, рисунках на берестяных дощечках, узорах ковриков из меха и на бубнах шаманов отражается весь этот край. Узорные ковры из шерсти, вытканные жителями Кавказа и Средней Азии, напоминают цветущий сад. Кочевые народы чтобы покрывать пол и стены своего жилья- юрты, делали цветные войлочные ковры, белые с синими или красными узорами в виде рогов барана, бегущих оленей. Как мы рассмотрели из вышеупомянутых примеров - декоративное искусство тесно связанно с повседневной жизнью людей. Еще с первобытных времен, человек украшал свое жилище настенными росписями, предметы домашнего обихода -резьбой, росписью, одежду - вышивкой. Само слово декоративный - декор, - обозначает «украшение», «украшаю». Человек всегда стремился сделать свое повседневное существование наиболее красочным, ярким. Каждый народный умелец, создавая тог или иной предмет, вкладывал в него свое понимание красоты, свои представления о природе родной страны. Но, несмотря на все различия в изображаемых предметах, декоративному искусству свойственна определенная общность. Народный художник всегда владеет материалом, умеет раскрыть его красоту. Так же как в народном творчестве, в изделиях ремесленников, декоративное искусство приобрело довольно большие масштабы своего распространения. Историческое значение декоративного искусства в том, что оно глубоко демократично и массово. Ведь оно не просго слагается из творчества отдельных талантливых умельцев, а представляет собой коллективное искусство народа той или иной страны. Мастерство, навыки обработки материалов, передавались от поколения к поколению, развивались, в течение веков они совершенствовались, обогащались новыми приемами. Поэтому декоративное искусство подлинная сокровищница мировой художественной культуры. Декоративное искусство, помимо исторического, имеет так же очень важное художественно-изобразительное значение. Основная задача декоративного искусства показать эстетическое наследие, красоту данной эпохи, а так же ознакомить учащихся через декоративное искусство основным законам и приемам композиции. Композиция - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Композиция - один из составных элементов изобразительной грамоты. Свобода творчества и подлинное мастерство приходит на основе точного знания. Веками искались наиболее выразительные композиционные схемы. В декоративной композиции тема может быть выражена способами, отличающими ее от композиции живописной картины. Любое декоративное изображение строится на определенных правилах и законах: соблюдение ритма, симметрии, гармоничного сочетания цветов. Художник создающий эти изделия всегда владеет тонким чувством пропорции. Орнамент всегда гармонично распределен по поверхности предмета, подчеркивает форму того или иного предмета. Узор всегда связан с вещью, которую он украшает, линии его певучи, масштаб отдельных узоров соответствует общей форме изделия.
Анализ программ обучения детей декоративному искусству и технологии
Гуманистическая парадигма образования производит смещение ориентиров на более высокий уровень задач - превращение школьника посредством художественной деятельности в субъект саморазвития. Для решения указанных проблем на занятиях по декоративному рисованию и технологии важную роль играет учебная программа по предмету.
Занятия художественным трудом входят как составная часть в программу «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанную авторским коллективом лаборатории изобразительного искусства НИИ ХВ АПН СССР под руководством Б.М. Йеменского. Целью этих занятий является формирование культуры мироотношения как культуры эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений.
Задача формирования действенного отношения школьника к окружающему миру является главной связующей все годы обучения, а формирование творческой и художественно образованной личности представляет собой ряд побочных задач, обеспечивающих главную. Предметно-пространственная деятельность учащихся представлена в программе не как самоцель, а как возможность развития образного мышления, углубления чувств ученика, основанного на высокой степени воздействия воспринимаемого эстетического объекта, на богатстве и глубине художественных впечатлений.
Авторами программы поставлена задача породнить образное мышление учащихся с их действенным отношением к окружающей действительности. В содержании занятий постоянно прослеживается связь выразительных сторон реальных объектов окружающего мира с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного, конструктивного и других пластических искусств. Развитие способности к самопознанию, постижению своего внутреннего мира, по мнению авторов приводит к умению понимать и сопереживать людям, мысленно входить в эмоциональный мир другого. Предусматривается разнообразие видов выражения прикладной художественной деятельности, привлечение к процессу художественного восприятия явлений действительности и произведений различных видов искусства, наличие собственной продуктивной, декоративной, конструктивной и изобразительной деятельности. Используются следующие формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая. Большое значение придается применимости продуктов деятельности в общественных делах, для подарков и др.
Использование других искусств представлено в программе на уровне межпредметных связей. Собственная творческая деятельность учащихся в других видах искусства предусмотрена в виде привлечения на занятия игровой драматургии по изучаемым темам. Особое внимание уделяется принципу единства художественного восприятия и практической деятельности учащихся при освоении художественного наследия, которое вводит учащихся в ми-роотношение человечества, в культуру своего народа, приобщает к искусству. Программе свойственна целостность в чередовании и последовательности изучаемых тем.
Творчество учителя, преподающего предмет, его увлеченность искусством указываются авторами программы как необходимое условие для достижения цели курса: формирования духовной культуры учащихся посредством художественного воспитания.
Занятия по декоративно-прикладному искусству составляют большую главу в программе «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы», разработанной Т.Я. Шпикаловой. Программа имеет тематические блоки и разделы.
Первый раздел - основы художественного изображения. В разделе предусмотрены задания на составление небольших декоративных композиций, рассматриваются основные приемы пластических декоративных изображений: движение, узорчатость, вписанность фигур в орнамент.
Второй раздел - орнамент - образ эпохи. В этом разделе очень интересно рассказывается о народном искусстве России. Даются задания на освоение главных орнаментальных мотивов.
Следующий раздел - народная эстетика. В нем даются задания на тему: этническое своеобразие национального характера и образа жизни.
Рассмотренные нами данные 4 раздела программы предусмотрены для всех возрастных категорий среднего школьного возраста - с пятого по седьмой класс. Но постепенно, от ступени к ступени, они подразумевают творческое усложнение заданий и упражнений. Все разделы составлены по принципу единства восприятия изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства.
В программе, помимо изобразительных заданий, очень много заданий на изготовление различных изделий по декоративному искусству. Наша позиция по анализу данной программы такова: данные творческие занятия необходимо совместить в специальный подраздел и проводить их не только на предмете ИЗО, но также и на предмете технология, используя принцип интеграции.
Формирующий естественный педагогический эксперимент
Для выработки оптимального варианта проведения эксперимента мы руководствовались разработанной в педагогической науке концепцией оптимизации обучения: комплексным планированием задач обучения, выбором рациональной структуры занятий, использованием наилучших для данной ситуации методов, форм и средств обучения, выявлением соответствия результатов обучения возможностям школьников и нормативам времени. Нами были четко выбраны требования и намечены цели для достижения наилучших результатов в каждой ступени экспериментальных классов. Задания по декоративному искусству тематически связаны с занятиями по художественному труду. Эти требования были учтены при разработке экспериментальной программы и составлении годового планирования. Были выбраны интересные и наиболее яркие типы, базирующиеся на принципах знакомства с основами композиции.
В пятом классе в ходе проведения эксперимента проводилось формирование основных начальных знаний по композиции и элементарных знаний и умений по технологии. Простейшие задания по технологии выполнялись в технике коллажа, росписи по ткани и вышивки. Принципиальной особенностью отбора изделий явились: небольшая трудоемкость, знакомые материалы, наличие различных художественных форм композиции. При изготовлении этого ряда изделий учащиеся знакомились с новыми элементами и процессами по технологии, выполнением простейших художественных преобразований в компоновке, подборе художественных элементов. Вся работа в пятом классе требовала обязательного применения методов объяснения и демонстрации технологии выполнения. Широко использовался метод наглядного обучения с обязательным применением учебно-методических таблиц. Мы начали формирующий эксперимент с планирования графической деятельности учащихся на занятиях по ИЗО и технологии. Составленная эксиериментальная программа была направлена на более подробное изучение основ композиции на основе взаимосвязи занятий по декоративному рисованию и художественному труду.
5 КЛАСС
Декоративное рисование
Тема: «Краски осени в украшении посуды. Орнамент».
Учебная цель - научить учащихся приемам росписи посуды (ваза, тарелка) с использованием элементов орнамента.
Задача - ознакомить с приемами росписи народных промыслов.
Оборудование урока - наглядные пособия - плакаты, показывающие элементы росписи (Хохлома, Городец) и поэтапное выполнение технологии росписи.
Содержание уроков
Тема изучается в течение двух уроков по сорок минут, куда входят практические работы и разбор проведенных занятий.
Первое занятие по декоративному рисованию в пятом классе должно помочь ребятам вспомнить материал, изученный ранее в начальной школе по видам народной росписи игрушки, посуды и применить знания при создании собственной росписи посуды. Можно выполнить задание по мотивам Хохломы или Городца, но с обязательным сочетанием дополнительных новых и старых элементов. Ученики выбирают предмет росписи тарелку или вазу (кувшин, крынку). Сначала необходимо выбрать форму посуды. Затем придумать декоративные элементы для украшения. Учитель обращает внимание на примеры Хохломской и Городецкой росписи.
Необходимо в ходе выполнения задания обратить внимание на:
1. Нюанс-контраст. Нужно найти цветовую гамму, позволяющую рисунку выделяться на фоне посуды. Например, как в Хохломской росписи желтый рисунок на черном фоне. Необходимо выделить ведущий элемент (рисунок тоном или цветом). Если необдуманно подобрать цвета, то рисунок на посуде будет теряться, потеряет выразительность.
2. Ритмичность изображения. Любое декоративное изображение строится с учетом последовательности, повторения или постепенною преобразования его деталей. Необходимо указать на закономерности ритмичности построения рисунка.
Ученикам следует выполнить небольшие зарисовки элементов рисунка росписи. Затем на выбранную форму посуды наносят карандашом рисунок росписи. В процессе работы первоначальный замысел может претерпевать изменения в сторону усложнения или упрощения (рис.9, 11).
После проработки эскиза в карандаше необходимо выполнить цветовое изображение. Учитель должен выявить навыки работы с живописными материалами.