Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов Куфтырева, Елена Львовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куфтырева, Елена Львовна. Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Куфтырева Елена Львовна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/917

Введение к работе

Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной профессиональной подготовки вокалистов является максимальное развитие певческих навыков для реализации творческих возможностей в различных сферах культуры, образования и искусства. В теории и практике вокального образования особое значение приобретает проблема диагностики типа голоса, поскольку развитие голосовых данных и формирование вокально-технических навыков вследствие ошибочного определения может привести к вокальной деградации и в дальнейшем к профессиональной непригодности.

Известно, что на протяжении XIX-XX веков было немало исполнителей, которые оставили яркий след в истории мирового музыкального искусства и обладали уникальными вокальными данными, позволявшими исполнять оперные партии, предназначенные для различных типов женских голосов (контральто, меццо-сопрано, драматического, лирического и даже колоратурного сопрано): М.Малибран (1808-1836), П.Виардо (1821-1910), К.Ферни-Джиральдони (1841-1923), Дж.Паста (1797-1865), Дж.Гризи (1811-1869), Р.Понсель (1897-1981), Л.Генчер (1924-2008), М.Каллас (1923-1977), Дж.Сазерленд (1926-2010), Ф.Литвин (1861-1936), Е.С.Уранова-Сандунова (1772-1826), Е.А.Массини (1838-1912), Н.С.Ермоленко-Южина (1881-1937) и другие. Описание подобных голосов часто встречается в литературе по истории вокального искусства и вокальной педагогики, а также в справочных изданиях о русских и зарубежных вокалистах (М.С.Агин, Л.Б.Дмитриев, Ю.Кестинг, Дж.Лаури-Вольпи, С.Ю.Левик, В.П.Морозов, И.К.Назаренко, А.М.Пружанский, В.В.Тимохин, Е.С.Цодоков, Р.Юссон и другие). Но в то же время в научных и методических трудах нет однозначного подхода к голосам такого типа: встречаются определения «сопрано – меццо-сопрано», «голос расширенного диапазона», «голос смешанного типа», soprano sfogato (сопрано свободное), soprano assoluto (сопрано абсолютное) и другие. В данном исследовании мы используем понятие «голос расширенного диапазона».

Голоса расширенного диапазона (рабочий диапазон в две с половиной – три октавы) отличаются сочетанием яркости и насыщенности звучания грудного регистра, темной окраской тембра, типичных для меццо-сопрано и контральто; легкостью звучания верхнего участка диапазона и способностью к технике беглости, характерных для колоратурного сопрано, что в совокупности является ярким выразительным средством для воплощения музыкально-драматического образа и позволяет исполнять обширный репертуар для разных типов женских голосов (меццо-сопрано, драматическое, лирическое и колоратурное сопрано).

Вокально-технические характеристики, тесситурные и тембральные особенности голосов расширенного диапазона нашли отражение в вокальных оперных партиях итальянских композиторов В.Беллини и Г.Доницетти, написанных для конкретных исполнительниц. В современном музыкальном театре оперные партии, написанные для голосов расширенного диапазона, часто исполняются высокими сопрано, голосовые возможности которых позволяют преодолеть тесситурные и технические трудности. Однако высоким сопрано не хватает драматической составляющей при исполнении подобных партий в силу их тембральных особенностей. В результате музыкально-драматический образ, созданный с помощью вокально-технических средств высоких голосов, не получает полного воплощения, о чем неоднократно указывалось в трудах по музыкальной критике и музыковедению.

Сегодня проблема развития голосов расширенного диапазона является малоизученной, поскольку существование данного типа голоса относят к области истории вокального искусства. Отсутствуют критерии для классификации подобных голосов, не разработаны методические рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в практической работе с голосами расширенного диапазона. В практике вокального образования подобные голоса встречаются, но в связи с отсутствием разработанной методики обучения, учитывающей сложную структуру (наличие четырех регистров) голосов расширенного диапазона, данный тип голосов часто не получает полного развития своих вокально-технических возможностей.

В связи с сочетанием качеств, характерных для разных типов женских голосов, голоса расширенного диапазона часто определяют как какой-либо другой тип певческого голоса (меццо-сопрано, драматическое сопрано, лирическое сопрано, колоратурное сопрано). В процессе обучения это может привести к фальшивому интонированию верхнего участка диапазона голоса, к несглаженности регистров (резкие переходы из грудного в средний регистр и потеря звучности на переходных нотах) и неровности звучания, к потере верхнего участка диапазона голоса, и как следствие – невозможности профессиональной певческой деятельности. Нередко смена режима звучания (меццо-сопрано – сопрано – колоратурное сопрано) у некоторых обучающихся происходит в течение учебного процесса несколько раз, а возникновение голосовых проблем вынуждает менять вокальных педагогов. В результате неизбежно происходит стирание прежних и формирование новых вокальных навыков, а также подготовка другого вокального репертуара. Все это затягивает процесс обучения и затрудняет формирование качественного певческого звукообразования.

Все сказанное позволило выявить в содержании профессиональной подготовки вокалистов противоречия, а именно:

-между практикой классического вокального исполнительства и отсутствием классификационных характеристик голосов расширенного диапазона в научно-исследовательской литературе;

-между вокально-техническими особенностями (большой диапазон, плотность тембрального звучания, насыщенность нижнего регистра, высокая тесситура, колоратурная беглость) женских оперных партий итальянских композиторов первой половины XIX века (Г.Спонтини, Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти) и вокально-техническими возможностями певческих голосов, исполняющих в современном музыкальном театре главные женские партии в операх указанных композиторов;

-между накопленным педагогическим опытом в области вокального образования и отсутствием методических рекомендаций, связанных с развитием голосов расширенного диапазона и учитывающих их специфику.

Указанные противоречия определили проблему диссертационного исследования, которая заключается в том, чтобы выявить теоретические предпосылки развития голосов расширенного диапазона на основе анализа классификационных данных голосов этого типа и историко-культурных факторов, обусловивших их распространение в оперном театре в прошедшие периоды, и определить педагогические условия, специальные методы и приемы, способствующие развитию данного певческого голоса.

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов».

Цель исследования – теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе педагогические условия и методы развития голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки взрослых вокалистов.

Объект исследования – профессиональная подготовка вокалистов в музыкальных учебных заведениях.

Предмет исследования – процесс развития голосов расширенного диапазона в условиях профессиональной подготовки вокалистов.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов будет эффективным, если:

-проанализировать феномен голосов расширенного диапазона в теории и практике отечественной и зарубежной вокальной педагогики и мирового музыкального искусства;

-определить характерные свойства голосов расширенного диапазона и основные критерии их классификации;

-выявить педагогические условия работы с вокалистами, обладающими голосами расширенного диапазона, учитывающие сложную регистровую структуру данного типа голосов и способствующие их развитию;

-разработать и применить в процессе обучения специальные методы развития голосов расширенного диапазона, направленные на выявление уникальных вокальных возможностей этих голосов и формирование вокально-технических навыков и учитывающие физиологические особенности строения певческого аппарата.

На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать проблему голосов расширенного диапазона в теории и практике мирового музыкального искусства: изучить теоретические предпосылки, которые обусловили широкое распространение голосов расширенного диапазона в период расцвета оперного искусства.

  2. Изучить современную трактовку голосов расширенного диапазона на основе анализа теории, методики и практики работы с голосами данного типа.

  3. Определить основные критерии классификации голосов расширенного диапазона, вытекающие из анализа характерных особенностей данного типа голосов.

  4. Определить педагогические условия работы с вокалистами, обладающими голосами расширенного диапазона, и разработать специальные методы развития голосов данного типа в процессе профессиональной вокальной подготовки.

  5. Провести опытно-экспериментальное исследование по апробации специальных методов развития голосов расширенного диапазона и показать их значимость в процессе профессиональной подготовки вокалистов, обладающих данным типом голосов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: работы по методологии, теории и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, М.Б.Зацепина, И.Н.Немыкина, Л.А.Рапацкая и другие), работы по истории музыкального искусства (М.М.Друскин, Ю.В. Келдыш, В.Д. Конен, Б.В. Левик, Т.Н. Ливанова, К.К. Розеншильд и другие), работы по истории и теории вокальной педагогики (М.С. Агин, Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, Г. Ниссен-Саломан, М.А. Дейша-Сионицкая, Фр. Ламперти, Дж. Лаури-Вольпи, М.Гарсиа, И.К. Назаренко, И.П. Прянишников, С.М. Сонки, Л.К. Ярославцева и другие), исследования в области теории вокального искусства (А.М. Вербов, Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов, Г.П.Стулова, Е.П. Чернозатонская, С.П. Юдин, Р. Юссон, В.И. Юшманов и другие).

Для решения поставленных задач был применен комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ научной литературы по теории и истории музыкального и вокального искусства, справочной, вокально-педагогической и методической литературы; сравнение, систематизация, классификация и синтез теоретических позиций, взглядов, оценок; изучение, анализ и обобщение практического педагогического опыта в области обучения академическому вокалу; целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогическое собеседование, педагогический эксперимент и обобщение полученных данных, анализ экспериментальных показателей.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Студия классического вокала «Арион» (ГБУК «ДК «Стимул»), Народный театр «Оперетта на Таганке» (ГБУК «ДК «Стимул»), дополнительное профессиональное образование по программе «Академический вокал» МГГУ им. М.А.Шолохова.

Апробация теоретических положений, разработанных в диссертации осуществлялась в процессе работы автора в Студии классического вокала «Арион» (ГБУК «ДК «Стимул»), Народном театре «Оперетта на Таганке» (ГБУК «ДК «Стимул»), а также в течение срока обучения автора в аспирантуре на кафедре Культурологии и методологии музыкального образования в условиях учебного процесса дополнительного профессионального образования на факультете Культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А.Шолохова.

Основные этапы исследования. Настоящее исследование проводилось в три этапа с 2005 по 2013 год.

Первый этап исследования (2005 – 2009 гг.) – накопление опыта вокальной исполнительской и педагогической деятельности, изучение и анализ историко-теоретической и вокально-педагогической литературы по проблеме исследования, а также анализ и обобщение педагогического опыта работы с голосами расширенного диапазона; проводились беседы с педагогами и обучающимися, обладающими голосами данного типа, и осуществлялось наблюдение за развитием певческих навыков этих обучающихся.

Второй этап исследования (2010 – 2011 гг.) – продолжение теоретико-методологической стадии (работа с научной литературой, изучение и систематизации научно-методических материалов), определение педагогических условий работы с вокалистами, обладающими вокальными данными голосов расширенного диапазона, разработка комплекса методов развития данного типа голосов.

Третий этап исследования (2011 – 2013 гг.) – апробации педагогических условий и выявленных специальных методов развития голосов расширенного диапазона в рамках обучающего эксперимента. На данном этапе проанализированы и обобщены результаты практической работы, уточнены теоретические положения и сформулированы основные выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1.Исследован феномен голосов расширенного диапазона в мировом музыкальном искусстве XIX-XX веков и выявлены теоретические предпосылки развития голосов данного типа.

2.Проанализированы классификационные характеристики голосов расширенного диапазона на основе выявления вокально-технических возможностей и специфических признаков, что позволило выделить их в отдельную категорию женских голосов.

3.Определены педагогические условия развития голосов расширенного диапазона взрослых обучающихся в процессе профессиональной подготовки, а именно:

-определение голосов расширенного диапазона на начальном этапе обучения;

-опора на специальный вокальный репертуар, включающий параллельное изучение вокальных произведений, написанных для разных типов женских голосов;

-поэтапное построение учебного процесса, вытекающее из специфики постепенного формирования тембрального звучания (от низкого типа звучания к более высокому).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

-внесен вклад в теорию и методику преподавания академического вокала: комплексно изучена проблема голосов расширенного диапазона (проанализированы и обобщены материалы, содержащие сведения по теоретическим и практическим аспектам развития голосов данного типа, разработаны методические рекомендации, основанные на специфике певческого аппарата голосов расширенного диапазона);

-обоснован и экспериментально апробирован комплекс специальных методов развития голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов (метод повышенной интенсивности; метод максимальной нагрузки на диапазон; метод воспитания физической и певческой выносливости; метод темповой и регистровой вариативности; метод установки на резонаторную настроенность голоса).

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

-использование представленных в диссертации педагогических условий и применение специальных методов развития голосов расширенного диапазона способствуют формированию качественного певческого голосообразования и позволяют решать в условиях учебного процесса поставленные педагогические задачи по развитию вокальных навыков, а также по исправлению и предупреждению возможных вокальных недостатков на всех этапах обучения;

-выводы, сделанные в диссертации, могут быть использованы в педагогической работе в области дополнительного и профессионального вокального образования (музыкальный колледж, консерватория, университет).

-некоторые методы развития голосов расширенного диапазона, такие, как метод воспитания физической и певческой выносливости, метод темповой и регистровой вариативности, метод установки на резонаторную настроенность голоса, могут использоваться при практической педагогической работе с другими типами голосов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологией исследования, адекватной его специфике, цели и задачам; использованием широкого круга научных, методических, литературно-исследовательских и справочных источников, связанных с проблематикой исследования; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследования; оптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследования; апробацией и комплексным анализом полученных результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Голос расширенного диапазона – это низкий женский певческий голос, при этом обладающий рабочим диапазоном от фа малой до фа третьей октавы; голос-гибрид, сочетающий диапазоны трех типов женских голосов (меццо-сопрано, сопрано и колоратурного сопрано), с присущими им характерными качествами и свойствами. Голос расширенного диапазона отличается плотным насыщенным тембром, ярким и полнозвучным грудным регистром, легкостью верхних нот, подвижностью, гибкостью и беглостью, что позволяет исполнять меццо-сопрановые, драматические, лирические и колоратурные партии.

2.Теоретическими предпосылками развития голосов расширенного диапазона в процессе обучения являются:

-обобщение опыта использования голосов расширенного диапазона в оперном репертуаре XIX-XX веков;

-классификация голосов расширенного диапазона на основании вокально-технических характеристик (диапазон, регистры, переходные ноты, тембр, тесситура), вокальных возможностей, свойств и качеств, что позволило выделить их в отдельную категорию женских певческих голосов;

-анализ профессиональной подготовки исполнителей, обладающих голосами расширенного диапазона.

3.Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов зависит от реализации педагогических условий, включающих:

- определение голосов расширенного диапазона на начальном этапе обучения на основании выявленной характеристики голосов данного типа, содержащей их основные критерии и классификационные данные;

- опора на специальный вокальный репертуар, включающий параллельное изучение произведений, написанных для разных типов женских голосов (меццо-сопрано, драматическое сопрано, лирическое сопрано, колоратурное сопрано), что дает интенсивную и равнозначную нагрузку на все регистры и участки обширного диапазона голосов данного типа;

- поэтапное построение учебного процесса (первый этап – условное название «меццо-сопрано»; второй этап – условное название «сопрано»; третий этап – условное название «легкое сопрано»), открывающее возможность постепенного освоения различных типов тембрального звучания.

4.Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов зависит от использования комплекса специальных методов обучения, среди которых: метод повышенной интенсивности; метод максимальной нагрузки на диапазон; метод воспитания физической и певческой выносливости; метод темповой и регистровой вариативности; метод установки на резонаторную настроенность голоса, учитывающих физиологические особенности строения певческого аппарата данного типа голосов и способствующих формированию навыков выдерживания высокой или низкой тесситуры при исполнении вокальных произведений.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на заседаниях кафедры Культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, путем публикации статей, отражающих основные положения данного диссертационного исследования, в выступлениях с докладами на научно-практических конференциях (Международная научно-практической конференция «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве», Москва 2011, 2012, 2013). Внедрение основных положений диссертации осуществлялось на индивидуальных занятиях по программе дополнительного профессионального образования «Академический вокал» на факультете Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, а также на индивидуальных занятиях, в репетиционной и концертной практике с обучающимися Студии классического вокала «Арион» и участниками Народного театра «Оперетта на Таганке» Государственного бюджетного учреждения культуры «ДК «Стимул».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литература, включающего 144 наименования, и приложений. Приложения диссертации составляют: 1) «Голоса расширенного диапазона в истории вокального искусства XIX-XXвеков (обобщенные данные из справочных источников)»; 2) «Вокальные упражнения для голосов расширенного диапазона (Метод установки на резонаторную настроенность голоса)».

Похожие диссертации на Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов