Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимодействия семьи и детского сада в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства .
1.1. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей старшего дошкольного возраста 19 — 41
1.2. Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема —41 - 58
1.3. Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста 58 - 74
1.4. Воспитательно-образовательный потенциал русского народного декоративно-прикладного искусства . 74 - 90
Глава 2. Содержание, формы и методы работы по взаимодействию семьи и дошкольного учреждения в формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства
2.1. Выявление у детей старшего дошкольного возраста интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству (констатирующий эксперимент) 91-116
2.2. Содержание знаний и особенности экспериментальной программы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства (формирующий эксперимент) 116-135
2.3. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства 136 - 140
2.4. Динамика развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно прикладного искусства (Контрольный эксперимент) 140 - 145
Заключение 146-147
Список литературы
- Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
- Воспитательно-образовательный потенциал русского народного декоративно-прикладного искусства
- Содержание знаний и особенности экспериментальной программы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства (формирующий эксперимент)
- Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства
Введение к работе
Актуальность проблемы и темы исследования. Важнейшими факторами, оказывающими решающее влияние на развитие интеллекта детей, без которого невозможно сформировать познавательные интересы являются семья и дошкольное учреждение. Семья играет огромную роль в становлении личности дошкольника, дает ему чувство защищенности, уверенности, что необходимо для его гармоничного развития.
Современной семье в воспитании ребенка помогают многие социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, с которым у семьи складываются отношения сотрудничества и взаимодействия, вместе с тем вопросы взаимодействия семьи и детского сада разработаны недостаточно.
Теме взаимодействия семьи и детского сада в формировании познавательных интересов посвящено наше исследование.
В настоящее время наблюдается переход от технократического к гуманистическому принципу в воспитательно-образовательном процессе, основанному на учете индивидуальных особенностей и интересов детей. Личностная ориентация педагогического процесса в семье и в дошкольном учреждении способствует утверждению личности в ее самобытности, неповторимости. В гармоничном развитии ребенка большое значение имеет умственное воспитание. Важнейшим фактором развития умственной активности личности являются познавательные интересы.
Проблема интереса является одной из центральных проблем психологического учения о личности. Ее разработке посвящен ряд психолого-педагогических исследований (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Гордон, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.), в которых интерес определяется как сложное интегральное психическое образование, обладающее побудительной силой, стимулирующей творческие способности человека.
Проблеме познавательных интересов детей дошкольного возраста посвящен ряд исследований: Л.Ф. Захаревич, В.И. Логинов, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.М. Сокольникова, А.И. Сорокина, Е.Ф. Рыбалко и др., на основе которых, определены закономерности развития этого сложного психологического феномена, выявлены педагогические условия, благоприятные для его целенаправленного формирования. Научные данные о закономерностях развития интереса у дошкольников свидетельствуют об обусловленности этого процесса как социальным окружением (заинтересованной в воспитании своего ребенка семье), так и специальной образовательной работой педагогов в сотрудничестве с родителями на основе определенных программ и методик. Обстоятельнее всего представлены программы и методики образовательной работы природоведческого содержания (Л.Ф. Захаревич, Л.Л. Маневцова, П.К. Постникова и др.) и художественно-изобразительного содержания (Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова и др.). Меньше изучены возможности знаний о социальной действительности в формировании познавательных интересов детей ( Е. С. Бабунова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, О.В. Дыбина и др. ), а также развитие познавательных интересов дошкольников к математике (Р.Л.Березина, Н.И. Кашубо, Е.В. Шуклеина). В последнее время появилось значительное количество работ, исследующих зависимость усиления развития познавательного интереса за счет преимуществ использования печатной, аудиовизуальной культуры, компьютера (С.А Богданов, А.Ю. Дейкина И.В. Роберт); исследования, посвященные влиянию педагогической поддержки на развитие познавательного интереса (О.С. Газман и др.).
Однако определенное нами содержание формирования у детей познавательных интересов, а именно: русское народное декоративно-прикладное искусство, в таком аспекте специальному исследованию не подвергалось.
Между тем обращение к народному искусству в образовательной работе, как в семье, так и в дошкольном учреждении в целях формирования у детей познавательных интересов, на наш взгляд, актуально, как никогда.
В настоящее время наблюдается острый интерес к народной культуре, что отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания.
В народной культуре заключена коллективная историческая память народа, не обрывающаяся во времени связывающая настоящее с прошлым (А.В. Бакушинский, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Н.С. Александрова).
Органической, самобытной частью народной культуры является декоративно-прикладное искусство, представляющее собой род пластических искусств, произведения которого художественно формируют окружающую человека материальную среду, и вносят в нее эстетические образные начала, призванные украшать, облагораживать, преобразовывать ее.
Психолого-педагогические исследования (Е.И. Игнатьев, В.С. Мухина, Ю.В. Максимов, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова и др.) свидетельствуют о том, что народное декоративно-прикладное искусство психологически близко детям, вызывает у них острую сенсорную пытливость, познавательную активность, непосредственные эстетические переживания в силу ряда особенностей, присущих этому искусству, а именно: конкретной предметности, многомерности (разнообразие содержания и жанров), типизации и упрощенности образов, яркости и нарядности воплощений. Оно побуждает первые яркие образные представления о Родине (Н.Ф. Виноградова, Р.И. Файзулина, Р.Ш. Халикова и др.), ее культуре, традициях, обычаях народа (А.А. Грибовская, М.Б.Зацепина, Р.Н. Смирнова и др.), способствуя при этом воспитанию чувства прекрасного, стимулируя развитие творческих способностей, формированию и развитию познавательных интересов А.П. Усова, Н.С. Карпинская, З.А. Богатеева, Н.А. Курочкина
Значимость проблемы формирования познавательного интереса дошкольников на материале народного декоративно-прикладного искусства для теории и практики дошкольного образования, роль семьи и детского сада в решении этой проблемы, с одной стороны, и ее недостаточная разработанность с другой стороны, послужили основанием выбора данной темы исследования и определили противоречия:
-между возможностями формирования познавательного интереса у детей средствами народного декоративно - прикладного искусства с одной стороны и не разработанностью данной проблемы с другой стороны;
-между необходимостью получения знаний о народной культуре родителями и детьми с одной стороны и недостаточностью сведений о народном декоративно-прикладном искусстве у воспитателей дошкольных учреждений с другой стороны.
Разрешение названных противоречий и составляет проблему исследования:
каковы теоретические и методические основы формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с предметами русского народного декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования: Разработать и экспериментально проверить необходимость и эффективность взаимодействия семьи и детского сада в формировании познавательных интересов у дошкольников на материале декоративно-прикладного искусства. Выявить оптимальные условия формирования познавательного интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству и подготовить рекомендации в адрес педагогов и родителей.
Объект исследования: Процесс формирования у дошкольников познавательного интереса на материале народного искусства.
Предмет исследования: Формы и методы взаимодействия семьи и детского сада в формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на материале русского народного декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: Взаимодействие семьи и детского сада в формировании познавательного интереса у старших дошкольников на материале народного декоративно-прикладного искусства может протекать успешно если:
-разработана и экспериментально обоснована программа «Основы русского народного декоративно-прикладного искусства», в основу которой положен синкретический характер русского народного искусства, а содержание раскрывается по видам народного искусства;
-процесс знакомства с народным декоративно-прикладным искусством будет проходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста и их потребностей;
-направленное взаимодействие семьи и детского сада в формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на материале народного декоративно-прикладного искусства будет систематическим и последовательным;
-будет создана методика знакомства с русским народным декоративно-прикладным искусством и, полученные знания дети будут применять комплексно в разных видах деятельности;
-мы предполагаем, что будут определены необходимые условия формирования у детей устойчивого познавательного интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Обосновать теоретическую необходимость и возможности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на материале народного декоративно-прикладного искусства при взаимодействии семьи и детского сада.
2.Проанализировать и отобрать материал русского народного декоративно-прикладного искусства для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, составить программу познания детьми основ русского народного декоративно-прикладного искусства.
3.Определить и разработать содержание педагогической деятельности по формированию у старших дошкольников познавательного интереса на материале народного декоративно-прикладного искусства.
4.Определить особенности проявления у детей старшего дошкольного возраста интереса к народному декоративно-прикладному искусству, охарактеризовать их, выделить способы выражения, разработать и апробировать показатели познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать и экспериментально апробировать формы и методы работы семьи и детского сада по формированию познавательного интереса у дошкольников на материале народного декоративно-прикладного искусства.
6.Определить педагогические условия формирования у детей устойчивого познавательного интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству и экспериментально доказать их эффективность.
Методологической основой исследования являются: общая теория познавательного интереса, представленная в работах Б.Г. Ананьева, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной; концепция возрастной периодизации (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин), концепции личностно ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская); исследования соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (Л.И. Божович и др.); развитие познавательного интереса в учебной деятельности (М.Ф. Беляев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин), исследование специфики познавательных интересов у детей дошкольного возраста (Л.А. Блащук, А.В. Запорожец, Л.Ф. Захаревич, С.А. Козлова, Н.К. Постникова, П.Г. Сирбиладзе и др.); исследования по проблемам семейного воспитания (П.Ф. Лестгафт, А.В. Петровский и др.), развитие детского изобразительного творчества средствами народного декоративно-прикладного искусства ( Н.С.Александрова, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по проблеме исследования; изучение, анализ и обобщение теории и практики взаимодействия семьи и детского сада в дошкольных учреждениях; опытно-экспериментальная работа и ее анализ с использованием специально разработанных методик; педагогические наблюдения за деятельностью детей и педагогов, диагностика и коррекция; педагогические ситуации; дидактические игры; социологические методы: беседа, опрос, анкетирование; обобщение передового педагогического опыта; изучение результатов творческой деятельности детей на занятиях и вне их; моделирование новых форм и методов работы; проведение педагогического эксперимента, качественный и количественный анализ результатов, методы стратегической обработки данных; обработка полученных данных на компьютере.
Этапы исследования:
Первый этап (1999-2003г.) включал теоретический анализ основной научной литературы по теме исследования, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, методологические и теоретические основы, сформулирована гипотеза исследования. Уточнялись методы исследования.
Второй этап (2003-2006г.) предусматривал разработку и опытную проверку программы знаний детей по русскому народному декоративно-прикладному искусству, оформление теоретической главы диссертации, проверка методики опытно-экспериментальной работы. Во второй этап также входила апробация и внедрение результатов исследования в дошкольных учреждениях № 697, 294, 956, кроме этого нами был разработан и прочитан спецкурс «Формирование познавательных интересов детей средствами русского народного декоративно-прикладного искусства» для студентов кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ.
Третий этап (2006-2012г.) посвящен анализу и обобщению результатов констатирующего и формирующего экспериментов, подведению итогов, уточнению теоретических и методических выводов.
Научная новизна исследования:
1. Взаимодействие семьи и детского сада в формировании познавательных интересов дошкольников средствами народного декоративно-прикладного 2. искусства рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема
3. Определено содержание и объем доступных детям знаний в области народного искусства, разработана программа «Основы русского народного декоративно-прикладного искусства» и методика ознакомления дошкольников с русским народным декоративно-прикладным искусством.
4 .Охарактеризованы педагогические и психологические основы взаимосвязи формирования познавательного интереса у детей на материале народного декоративно-прикладного искусства в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
5 Разработаны показатели для выявления познавательного интереса у старших дошкольников к предметам, явлениям, деятельности, к ним относятся: эмоциональные компоненты, интеллектуальные компоненты и волевые компоненты.
6. Выявлена важная роль русского народного декоративно-прикладного искусства в формировании познавательных интересов детей дошкольного возраста к русской народной культуре.
7. В исследовании получены новые данные о возможностях старших дошкольников в добывании и использовании знаний о народном искусстве; о переносе познавательного интереса на содержание других видов деятельности.
8. На основе исследования был разработан спецкурс «Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства» для студентов кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ.
Теоретическая значимость исследования: внесен вклад в теорию развития познавательного интереса средствами народного декоративно-прикладного искусства; внесен вклад в обоснование значения взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формирование познавательных интересов детей на материале народного искусства; разработано структурно-функциональное направление и модель взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании познавательных интересов средствами народного искусства; определены и теоретически обоснованы условия формирования познавательных интересов средствами народного искусства в семье и дошкольном учреждении (постоянное взаимодействие педагогов и родителей в формировании познавательных интересов у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства; отбор знаний о народном искусстве в соответствии с индивидуальными и возрастными психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, адаптирование материала для восприятия старшими дошкольниками; - единство когнитивной и практической деятельности, направленной на формирование у дошкольников знаний о народном искусстве с активным включением в этот процесс детской эмоциональности; индивидуальный подход во взаимоотношениях предполагает равноправную позицию взрослого и ребенка и др.)
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и опытно-экспериментальным путем проверенная методика формирования познавательных интересов у детей на материале народного искусства позволяет повысить эффективность интеллектуального, эстетического воспитания дошкольников в условиях взаимодействия семьи и детского сада, что в свою очередь повышает уровень развития детей дошкольного возраста и готовит их к дальнейшей жизни. В массовой практике работы дошкольных учреждений, а также в семье могут быть использованы: программа знаний по ознакомлению детей с русским народным декоративно – прикладным искусством, содержание и структура педагогического процесса, обеспечивающие его реализацию в старших группах дошкольного учреждения, рекомендации к отбору дидактических игр и методических пособий. Материалы исследования могут быть включены в лекции по теории и методике детского изобразительного творчества и по дошкольной педагогике для студентов педагогических колледжей, институтов, университетов, использовать в процессе повышения квалификации дошкольных работников.
Достоверность результатов исследования: научных результатов обеспечивается методологическим обоснованием задач исследования и теоретическими подходами к проблеме. Вариативностью методов, соответствующих поставленным задачам, количеством участвующих в эксперименте детей и взрослых, анализом полученных результатов и их математической обработкой, внедрением в практику дошкольных учреждений, колледжей.
На защиту выносятся положения:
1.Народное декоративно-прикладное искусство является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста познавательных интересов, позволяет знакомить детей с разнообразными образцами художественной культуры, развивать эстетический вкус, формировать эстетическую оценку, творческое мышление, прививает любовь и уважение к родному краю, что отвечает специфическим особенностям детского восприятия, помогает детям овладеть основами национальной культуры.
2. В нашем исследовании педагогический процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства определяется системой знаний по программе «Знакомство детей дошкольного возраста с основами русского народного декоративно-прикладного искусства», которая наиболее эффективно осуществляется при использовании:
- разработанного содержания обучения основанного на взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства с различными видами художественно-эстетической и других видов деятельности ребенка (игры, досугов, развлечений)
- системы специально подобранных средств, форм и методов обучения и воспитания, основанных на традиционно сложившихся (занятие, беседа, практическое упражнение, творческие задания и т.д.) и инновационных (эксперимент, опыт, современные технические средства и т.д.), которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функцию обучения и воспитания.
- целенаправленного педагогического руководства, стимулирующего творческие проявления ребенка, повышающего уровень его самооценки и предполагающего сотворчество педагога, детей и родителей.
3. Показателями оценки развития познавательного интереса средствами народного декоративно-прикладного искусства являются:
-эмоциональные компоненты (положительное, предпочтительное отношение к предметам интереса, эмоциональный интерес к содержательной стороне народного искусства, внешние эмоциональные проявления (удивление, радость, оживление), активизация эмоциональной сферы при единстве креативной и когнитивной деятельности;
-интеллектуальные компоненты (наличие знаний о предмете, явлении народного искусства; познавательная активность (наличие, количество вопросов); самостоятельность в поиске пробы наилучшего решения проблемы, задачи; применение новых знаний о предметах или явлениях в разных видах
деятельности.);
-волевые компоненты (способность решить предложенную проблему, задачу; увлеченность, захваченность деятельностью; самостоятельность в преодолении трудностей в поисковой деятельности; умение дать оценку своей и чужой деятельности).
Апробация и внедрение результатов: основные положения и результаты диссертационного исследования в ходе всех его этапов апробировались и практически внедрялись в следующих формах:
-разработка и проведение системы занятий в дошкольных учреждениях №294, 956, 697 города Москвы, проведение уроков по народному искусству в школе «Алеф»;
-обсуждение результатов исследования на заседаниях кафедры педагогики МГПУ;
- систематические выступления на ежегодных научных и научно-практических конференциях ГОУ ВПО МГПУ;
- подготовка докладов и выступление на конференциях в педколледжах №5, 16, 15;
-выступление на педагогических советах дошкольных учреждениях № 294, 956, 697 по итогам исследования;
- проведение семинаров для методистов и воспитателей по проблемам исследования в системе повышения квалификации;
-по разработанным программам исследования был прочитан курс «Формирование познавательных интересов детей средствами русского народного декоративно-прикладного искусства» для студентов кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ;
- подготовлен материал книги для родителей «Воспитание детей в семье средствами народного искусства»;
- публикации рекомендаций, научных статей, книг для родителей и воспитателей, приведенных в списке публикаций автора.
Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 14 научных работах, в том числе получено 2 патента на полезные модели и 1 свидетельство о государственной регистрации базы данных.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, 8 параграфов, выводов, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность, определяется цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, отражена новизна и практическая значимость работы, апробация и внедрение результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы взаимодействия семьи и детского сада в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства» дано обоснование проблемы формирования познавательных интересов старших дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства при эффективном и систематическом взаимодействии семьи и детского сада. Рассмотрены психолого-педагогические основы развития познавательного интереса и освещены особенности его формирования у детей , а также определен воспитательно-образовательный потенциал русского народного декоративно-прикладного искусства. Выделены показатели определения у детей наличия познавательного интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Во второй главе «Содержание, формы и методы работы по взаимодействию семьи и дошкольного учреждения в формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства» освещалось проведение экспериментальной работы по трем направлениям: обследование детей по изучаемой проблеме, анализ опыта педагогов дошкольного учреждения, изучение опыта семейного воспитания. В процессе проведения занятий, игр, наблюдений за детьми, бесед, собраний, консультаций с воспитателями и родителями получены результаты эксперимента, по которым сделаны определенные выводы.
Рассматриваются задачи и содержание работы с детьми, родителями и воспитателями по проблеме формирующего эксперимента. Экспериментальная работа включила в себя 3 основных этапа соответствующих формированию познавательного интереса как качества личности. Каждый этап имеет свои задачи и пути. Было определено содержание знаний детей, исходя из фактора новизны и сложности познания детьми, для возникновения субъективной неопределенности, которая стимулирует познавательный интерес. В заключении дан анализ результатов экспериментально-исследовательской работы и сделаны выводы, подтверждающие гипотезу и положения, которые выносятся на защиту, определены дальнейшие перспективы исследования.
В приложении № 1, 2 приведены: примерная программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по народному декоративно-прикладному искусству, рекомендации для родителей и воспитателей.
Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Семья, по признанию ученых - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались еще великими мыслителями много веков назад (Платон [181], Аристотель [181], Гегель [77], Я.А. Коменский [148] и др.). Наиболее часто говорят о семье как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, которая в большей или меньшей степени управляется законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть такие признаки как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство (В.Н. Дружинин [103], Н.Г. Морозова [205], А.В. Петровский [234] и ДР-) Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - оплот, надежный эмоциональный тыл, сосредоточие взаимных забот, радости, для других - своего рода поле брани, где все ее члены ратуют только за свои интересы. Социологические исследования, проведенные в разных странах отмечают, что люди, имеющие хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, общительнее и доброжелательнее тех, кто не сумел создать семью или сохранить ее от распада. (Л.Г. Вяткин [73], Р.Ф. Готаулина [86] и др.).
Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.
Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима (Ю.А. Гладкова [79], В.П. Дуброва[104], А.С. Макаренко [191], СЮ. Мещерякова [200], В.А. Сухомлинский [283]).
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми (С.А. Козлова [143], А.Г. Харчев [299] и др.). Учитывая это, можно считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни (В.Н. Дружинин [103], Н.И. Демидова [95], Т.А. Журбина [109], А.В. Петровский [234], Р.У. Ричардсон [257] и др.). Уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обуславливают их максимальную чувствительность к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими является потребность в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в двигательной активности, в признании и любви (Н.Н. Авдеева [200], И.А. Хоменко [301]).
Как показывают психолого-педагогические исследования (СВ. Дармодехин [95], СВ. Ковалев [138], СА. Козлова [142], B.C. Мухина [207], Е.С Евдокимова [107], А.В Петровский [233]), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на дошкольника, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н. Леонтьев [174]). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность ребенка быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать, и оценивать своих родных и близких, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека, например: «Мама добрая, ласковая», «Папа строгий». В первые годы ребенка образ близких закладывается на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенок готов очень рано: еще в до речевой период (А.В. Запорожец [114], А.Д. Кошелева [166], ЯЗ. Неверович [115]), поэтому в
Воспитательно-образовательный потенциал русского народного декоративно-прикладного искусства
Кроме того, на занятиях по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством были использованы ряд опытов-экспериментов. Согласно идее Я.А. Коменского [148], в основе обучения должно лежать самостоятельное познание детьми вещей и предметов.
Старший дошкольный возраст является сензетивным периодом, для развития навыков к самостоятельному решению проблем процесса поисковой деятельности, так как старшие дошкольники обладают исследовательским рефлексом (Л.И. Божович [39], B.C. Мухина [207]). Н.Н. Поддъяков [242] определяет экспериментирование основным способом познания мира, усвоения знаний, а эксперимент выделяет, как способ материального воздействия человека на объект, с целью исследования этого объекта, познание его свойств, связей. Во время проведения опытов у детей наблюдались наибольший интерес и высокая степень эмоциональности, а также решалась задача помочь ребенку в процессе самостоятельных активных действий открыть что-то новое, в уже знакомом.
На столе лежат две дощечки. На одной насыпан песок, на другой сухая глина, в миске - вода. Детям предлагается слепить из этих материалов игрушку. Для того, чтобы выполнить задание дети должны подготовить материалы к лепке и в работе проверить правильность выбора материала (песок даже размешанный с водой в лепке рассыпается, глина же лепится прекрасно). Следующий опыт подтверждал использования природного материала в плетении предметов быта. На столе лежат ветки тополя, липы, березы, ивы, дуба, клена без листвы. Рядом в миске - вода. Детям предлагается опытным путем определить, из каких веток можно плести утварь (корзины, лукошки и т.д.) и для чего это надо, а из каких нельзя и почему.
Опыты с разными видами орнамента:
Детям предлагают разную по назначению, внешнему виду и величине утварь из папье-маше (блюдо, туесок, ложку, чашу). Надо опытным путем подобрать для утвари нужный орнамент.
Во время проведения опытов у детей активизировалась мыслительная деятельность, появилось желание глубже понять суть предметов, явлений, стал более устойчив интерес к происходящему, появилась потребность узнать о материалах, используемых мастерами в различных промыслах больше.
Третий фактор, вызывающий исследовательское поведение- это когнитивный конфликт, противоречивость информации. Мы использовали противоречивость прошлого опыта и новых знаний, противоречивость различных фрагментов информации, и ее объяснение (С.Л. Рубинштейн [261]). Было проведено, например, такое занятие, как поделка блюда из папье-маше. Дети, которые изготавливали посуду из глины, пластелина, сначала не могли поверить, что можно приготовить лепную массу из бумаги и воды и только на собственном опыте удостоверились, какое получилось прекрасное, легкое блюдо. Дети сами продумали, какой народный промысел подойдет под роспись этого блюда, и как потом можно будет использовать такое блюдо (для украшения, для игры, для подарка).
В результате занятий у детей формировалась познавательная активность, а затем и познавательный интерес к народному декоративно-прикладному искусству, о чем свидетельствовали вопросы детей: «Почему некоторые деревянные игрушки не расписаны?», «Почему посуда называется обливная?», «Можно деревянную игрушку одеть в платье?», «Как сделать так, чтобы игрушка двигалась?» и другие. Дети предлагали помочь воспитателю в подготовке к занятию, отмечалась все большая активность детей на занятиях, многие дети пытались после занятий самостоятельно найти нужную, заинтересовавшую их информацию. Для этого они обращались к воспитателю, сверстникам, родителям.
Целенаправленное воспитание познавательного интереса к народному искусству у дошкольников предполагает наличие соответствующего уровня подготовки воспитателей. Поэтому на первом этапе формирующего эксперимента большое внимание уделялось повышению уровня специальных знаний и общей педагогической культуры педагогов (Л.А. Венгер [254], Т.С. Паршукова [232], И.В. Роберт [258]) . Были проведены серии консультаций для воспитателей экспериментальных групп, такие как: «Народное декоративно-прикладное искусство и современная культура», «Русские народные промыслы», «Использование русского народного декоративно-прикладного искусства в детском саду», «Создание условий для развития познавательного интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству» и др. В русле проведенных консультаций были организованы практикумы, на которых были рассмотрены некоторые нетрадиционные подходы к изучению народного искусства и проблемная подача материала о народном искусстве детям, а также были предложены к использованию различные техники изготовления предметов народного декоративно-прикладного искусства из природного материала (ветки, трава, лесные ягоды, шишки, мох, иголки от сосны и ели), из ниток (кружева, вышивки), из ткани (аппликация, шитье, набойка). Были проведены с воспитателями и деловые игры, такие как: «Познавательная эвристическая беседа», «Сшей мне, матушка, русский сарафан», «А мы с потешками к вам в гости пришли» и др. С воспитателями были проведены семинарские занятия на тему: «Использование народного декоративно-прикладного искусства в современном мире», на семинарские занятия были приглашены и родители, некоторые из которых отозвались и приняли активное участие в работе семинаров. Как итог был проведен педагогический совет на тему: «Как формировать познавательный интерес у детей к народному искусству», «Эстетика вашего дома». На педсовет также были приглашены
Содержание знаний и особенности экспериментальной программы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства (формирующий эксперимент)
В течение всего времени оформлялись познавательные ширмы: «Глиняные игрушки, какие они?», «А вот игрушки-забавы», «Какая утварь была в древности». В ширмах давалась также информация, в каких музеях открыты интересные выставки и давались рекомендации, как посещать такие выставки с ребенком, на что обратить внимание, какие темы выставок будут особенно интересны для ребенка, о чем поговорить с ребенком после посещения выставки и как сохранить интерес к посещениям музеев.
Вниманию родителей был представлен стенд «Познание народного искусства в игре», в содержании которого раскрывалось значение игры и занимательности для развития интереса дошкольников к народному искусству, были даны некоторые рекомендации к проведению таких игр и приемы работы с наглядностью.
Были проведены индивидуальные и групповые консультации на тему: «Интересы вашего ребенка», «Что мы понимаем под красотой?» и др. Проведено интегрированное открытое занятие по народному искусству с использованием развития речи, музыки, рисования. Организовано и проведено родительское собрание на тему: «Народное искусство в современной жизни».
В течение эксперимента проводились практикумы с родителями на темы «Как сделать игрушку из природного материала», «Моделирование из бумаги», «Аппликация на бумаге и ткани». Данные мероприятия способствовали формированию у родителей желания осуществлять работу по развитию познавательного интереса у детей в единстве с воспитателями, показывали актуальность такой работы.
В конце работы по эксперименту некоторые родители выявили желание самостоятельно провести семинары - практикумы по опыту работы с детьми по ознакомлению с народным искусством в условиях семьи. А бабушка Яны О. организовала и провела практикум для родителей и воспитателей по поделке народных игрушек из природного материала. После чего была организована выставка сделанных совместно с детьми игрушек. Многие поделки и игрушки были отобраны на выставку в округах (СВАО, СЗАО, ЮАО).
Родители по-разному подошли к данной проблеме. Были родители, которые творчески, с желанием подошли к проводимой нами работе, старались вместе с воспитателями поддерживать познавательный интерес своего ребенка: обсуждали вопросы, интересующие их детей, читали книги, рисовали, лепили, наблюдали природу и социальные явления окружающего мира. Для этого они посещали консультации, беседы, принимали участие в практикумах и родительских собраниях. Были даже такие родители, например, родители Яны О., Кати Б, Славы Р., Веры М., Толи Р., которые свой положительный опыт в работе с детьми по народному искусству передавали другим родителям, убеждая их в нужности такой работы. А некоторые родители формально подошли к данной проблеме: доносили до детей некоторые сведения, но не обсуждали их, совместные мероприятия по развитию интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству почти не проводили. С ними проводилась дополнительная работа. Но были еще и такие родители, они в меньшинстве, которые проигнорировали проводимую работу, объяснив это отсутствием времени. С такими родителями мы, вместе с воспитателями, не жалея времени проводили сначала личные беседы, затем с привлечением опытных родителей коллективные беседы, убеждали их в актуальности данной проблемы и к концу эксперимента наши доводы подействовали, и родители постепенно стали входить в курс дела.
Итак: - для проведения формирующего эксперимента по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса на материале народного декоративно-прикладного искусства была разработана Программа по формирование знаний и представлений детей о народном искусстве; - отбор содержания знаний для формирующего этапа работы проводился с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - методика проведения экспериментальной работы построена по дедуктивному принципу: от общего к частному; - ведущие методы работы по активизации мыслительной деятельности детей, использованные в практической части эксперимента, носят проблемный и исследовательский характер, способствуют развитию логического мышления, выделению детьми причинно-следственных связей и отношений, укреплению познавательного интереса; - методика формирования познавательного интереса на материале народного искусства включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На первом этапе в ходе занятий, познавательных бесед, опытов закладывается предпосылка для формирования эпизодического интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
Построение второго этапа эксперимента основано на интеграции различных видов деятельности: занятия, игры, развлечения, досуга, праздников, самостоятельной творческой деятельности. Познавательный интерес становится более активным, действенным, устойчивым. На заключительном этапе формирования интереса дети овладевают поисковыми способами действий при решении проблемных ситуаций, что способствует активности, самостоятельному добыванию и применению на практике знаний, умений, развитие глубокого познавательного интереса. - в качестве основных принципов организации детской деятельности, способствующей познавательной активности, самостоятельности и формирование действенного познавательного интереса к народному искусству у дошкольников выступают: индивидуально-дифференцированный подход к детям, игровой характер упражнений, занимательность, мотивация деятельности, связь с жизнью, применение наглядности в разнообразном сочетании;
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства
Постепенное возрастание интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству. Итоговый контроль знаний осуществлялся при помощи беседы, которая использовалась при проведении констатирующего эксперимента и выборочных заданий по выявлению интереса детей к народному искусству. В процессе проведения беседы было определено, что ответы детей по выявлению знаний и отношений к народному искусству качественно отличаются от ответов на этапе констатации. Дети активно рассказывали об утвари, одежде, подробно давали характеристику каждого предмета народного искусства. Определяли свое отношение, в основном положительное, к народному декоративно-прикладному искусству в целом.
При повторном обследовании наблюдается позитивная тенденция и изменение в сторону увеличения и углубления уровня знаний детей, принимавших участие в эксперименте.
Проанализировав данные эксперимента, мы составили таблицу№8 сравнительных показателей знаний и представлений детей о народном декоративно-прикладном искусстве до и после эксперимента.
Не ответили 37% Представленные данные свидетельствуют, что количество правильных ответов возросло с 52% до 91%. Кроме того, дети, которые не принимали участие в беседе на этапе констатации из-за отсутствия знаний, интереса или просто из-за нежелания отвечать, теперь активно принимали участие в беседе и ответы их были не достаточно хорошем уровне.
В целях выявления сформированности у детей познавательных интересов на материале народного декоративно-прикладного искусства было повторно дано детям экспериментальной группы задание - практикум «Мы мастера», где надо было проявить знания, умения, отношение и интерес к предметам народного искусства.
В данном случае, помощь воспитателя в образовании мастерских не понадобилась, дети сами разделились на гончарную, художественную мастерские, художественное ателье. С заданием справились 97%. 3% детей выполнили задание частично, невыполненных заданий и отказов не было. Дети активно и творчески подошли к заданиям, поэтому хорошо получилась утварь из глины, и с глубоким рельефом, и с росписью. Орнаменты вышли интересные, достаточно сложные, особенно гжельские и хохломские. В орнаментах просматривались растительные, зооморфные мотивы (в основном птицы).Активно работали дети в художественном ателье, сами разрабатывали силуэты одежды, придумывали разнообразные орнаменты и узоры, использовали при этом антропоморфный орнамент, чего раньше не замечалось. По итогам данного эксперимента выведена таблица выполнения заданий при сформированности познавательного интереса средствами народного искусства до формирующего эксперимента и после.
Анализируя данные таблицы можно отметить, что в основе полученных знаний, умений работы по развитию познавательного интереса по разработанной нами программе с использованием эффективных методов и приемов, у детей возрос и стал устойчивым интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
На заключительном этапе экспериментальной работы были изучены работы (рисунки, лепка, аппликация, поделки) выполненные детьми экспериментальной группы в повседневной жизни, как в детском саду, так и дома. Анализ показал, что дети стали больше времени уделять работе в уголке изобразительной деятельности. Эта работа связана с лепкой посуды и игрушек и росписью их, данные предметы использовались затем в игровой деятельности (в ролевых, театрализованных играх).
Дети самостоятельно моделировали новые силуэты утвари, по-разному орнаментировали ее, пытались придумать современную одежду с элементами древних орнаментов, при этом работали группами или подгруппами, иногда в работу включался педагог, (а дома родители), но были часто ведомыми, а не ведущими, детей это особенно увлекало.
По собственной инициативе к праздникам (Новому году, 8 Марта и другим) 53% детей подготовили подарки родителям и воспитателям, а некоторые даже и сверстникам. Особенно интересными были: лепное панно «Зима», подносы расписанные под Хохлому, глиняные игрушки под Дымку.
Кроме этого родители, которые тоже принимали участие в эксперименте, свидетельствовали о том, что полученные в детском саду знания и умения по знакомству с народным искусством дети с энтузиазмом передают членам семьи, знакомым, сверстникам. Многие родители после проведенной с ними и с их детьми работы заинтересовались народным декоративно-прикладным искусством: стали посещать музеи, выставки, вместе с детьми преобразуют окружающее их пространство, украшая его поделками из бумаги, природного материала, глины, украшая свой быт росписями, аппликацией.