Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРАДИЦИОННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРРПСЛАДНОГО ИСКУССТВА
1.1. Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства 14
1.2. Природа казахского орнаментального искусства, его эстетическое своеобразие 20
1.3. Орнаментика как составная часть декоративно-прикладного искусства казахского народа 41
Выводы 53
ГЛАВА II. УРОКИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
2.1. Формирование чувственного мира личности путем развития воображения 54
2.2. Методические рекомендации по внедрению национального декоративно- прикладного искусства в уроки трудового обучения 65
2.3. Результаты экспериментальной работы в начальной школе с использованием декоративно-прикладного искусства 82
Выводы 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
БИБЛИОГРАФИЯ 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 123
- Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства
- Орнаментика как составная часть декоративно-прикладного искусства казахского народа
- Формирование чувственного мира личности путем развития воображения
Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы. Предметы, которые
употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются
декоративно-прикладными. Прикладное - значит употребляющееся в жизни,
декоративное - значит украшающее жизнь. Декоративно-прикладное
искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает
вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет
найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство
потомкам. В декоративно-прикладном творчестве ярко выражено
стремление мастеров отобразить окружающую действительность, остановить, сохранить в памяти красоту окружающего мира.
Такая характеристика создаваемых для применения в быту красивых вещей позволяет с полным правом говорить о наличии особого вида искусства — декоративно-прикладного. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В эти произведения вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни, и поэтому предметы декоративно-прикладного искусства имеют такое огромное познавательное и эстетическое значение. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные творения: отвечающие нашему эстетическому вкусу, они становятся украшением как сельского, так и городского жилья.
Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое
отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой
личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное
искусство благотворно влияет на формирование человека будущего.
Произведения декоративно-прикладного искусства формируют
художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. В педагогике и этнопедагогике они характеризуются как эффективное средство, необходимое для реализации образовательных (история, культура, география, социология) и воспитательных задач эстетического, патриотического, интернационального, трудового направлений.
О значимости народного искусства казахов писал поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Он указывал, что казахское прикладное искусство — проявление талантливости народа. Народных мастеров называют шебер, исмер, уста. Абай отмечает уважение, которым пользовались мастера: они, создавая орудия труда и инструменты, служили для общества образцом трудолюбия и целеустремленности. Изделия умельцев украшали жизнь, а сам мастер воспринимался как воплощение физической и духовной красоты. Ему приписывали такие черты характера, как совестливость, вежливость, предупредительность, ум, образованность, что обязывало народного умельца трудиться качественно, тщательно и добросовестно. Абай пишет, что
мастеров уважали не только за их талант и умение, но и как воспитателей подмастерьев - представителей молодого поколения /4/. Освоение опыта, воплощенного в творчестве мастеров, воспитание уважения к труду, вложенному в создаваемые ими предметы, в единстве составляют необходимые условия интеграции подрастающих поколений в исторически развивающуюся культуру - общечеловеческую и национальную.
В XIX веке К.Маркс писал о «предметно развернутом богатстве человеческого существа» как кристаллизованном выражении «сущностных сил человека» /128, С.47/. Не случайно и сегодня философы-постмодернисты /41/ пытаются «прочесть» даже в бытовых вещах достаточно сложные «культурные тексты». «Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду», - это выражение принадлежит пролетарскому писателю М.Горькому и также дает представление о возможности использования предметов декоративно-прикладного искусства для эстетического и трудового воспитания народа /68, С. 225/.
Э.В.Ильенков пишет: «Мир предметов, созданных человеком для человека,
система отношений людей по поводу этих предметов и есть то, что в самом
общем виде принято называть культурой» /88/. В этой связи изучение
условий, закономерностей и механизмов детского развития приобретает
принципиальное значение для создания и освоения различных «культурных
текстов» /106, С. 16/. Свое неповторимое Я растущий человек творит и
открывает через предметы бытовой культуры и способы действия с ними. С
этими общезначимыми инструментами ребенок усваивает элементы
культурных традиций, он открывает (или заново творит) для себя и других
собственный уникальный внутренний мир. ,
Однако препятствием к использованию человеческих вещей в этой функции является унификация «предметной среды» в индустриальных и постиндустриальных обществах. Подрастающее поколение нашей страны через иные каналы и в иных формах (автономия в построении взаимоотношений с другими людьми, свободное самоопределение в выборе деятельности и т.д.) осваивает идеалы самостоятельности, индивидуальности, субъективности, атрибутивные казахской культуре. Но помнить о своих корнях, знать свою историю и традиции своего народа - это тот ориентир, который ярко прослеживается в различных направлениях реформирования современной образовательной системы. Одно из основных условий реализации задач патриотического воспитания - обращение к освоению изобразительного и декоративно-прикладного национального искусства.
В традиционных культурах все бытовые предметы практически сохраняют те или иные черты творческих произведений, материальная ценность которых в значительной степени определяется ценностью эстетической. Это связано с тем, что в рамках культово-ритуальной жизни большинство бытовых предметов первоначально несли в себе сакральный (в том числе -магический) смысл: именно практике эти предметы обязаны своим происхождением. Синкретичность, коллективность, традиционность,
направленность повседневных предметов на эстетизацию - это характерные черты народного искусства, определяющие его как самостоятельную «культурную цельность» и позволяющие по-особому высветить их реальное место в жизни людей. Качественной характеристикой произведения искусства, в которой проявляется органическое слияние полезного и прекрасного, является красота изделия благодаря декоративности его формы.
В народных промыслах казахов, как известно, переплелись почерки разных эпох, времен, поколений. На всевозможных изделиях из войлока, шерсти, кожи, дерева, кости, металла без труда можно увидеть древние мотивы, ибо характер ремесла во все времена определялся накопленным опытом, установившимися традициями, строгим соответствием условиям жизни, быта, эстетическим идеалам общества. Богатое художественно наследие казахов, их орнаментальное искусство, высокое техническое мастерство народных умельцев, неповторимый колорит народных художественных промыслов и, конечно, народного костюма — предмет особой национальной гордости.
Тюркско-казахские народы, ведущие ранее кочевой образ жизни, сохранили многие элементы традиционной культуры, в первую очередь -материально-предметной. По праву можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства широкий круг вещей, которыми повседневно пользовались, а в сельской местности и сейчас пользуются эти народы. Данные предметы имеют особое значение, которое не исчерпывается утилитарными нуждами. Члены общества для своего личностного роста находили источники в традиционных культурах, и именно декоративно-прикладное искусство, наряду с магической, культово-обрядной, ритуальной практикой (и генетически связанной с ней игрой) выступает тем универсальным видом деятельности, который относится к древнейшим типам развивающихся социальных практик.
Интерес, проявляемый в настоящее время к декоративному искусству казахского народа, не просто дань уважения к культурным традициям предков, а стремление к их сохранению. А это - совершенно особая задача («сверхзадача»), по отношению к целям достижения непосредственного предметного, «отделимого» результата. В таком подходе к народному искусству - фундаментальная мудрость мировой народной педагогики, как это следует из работ Г.Н.Волкова /52/ и его последователей (см.: 171). В традиционном декоративно-прикладном искусстве скрыт мощнейший источник психического развития ребенка, его становления не только в качестве восприемника, но и в качестве субъекта - будущего хранителя и возможного созидателя культурных ценностей.
Е.С.Асылханов пишет: «В Казахстане в последнее время появилось много публикаций о методах обучения прикладному искусству, и в целом о методике преподавания изобразительного искусства, большинство из которых посвящены обобщению собственного опыта педагогами, не имеющими специального образования или некий синтез уже имеющихся методик и
собственных гипотез, не подтвержденных ни экспериментом, ни исследованием, ни опытом деятельности» /16, С.6/. Действительно, труды, посвященные использованию декоративно-прикладного искусства в практике школьного и вузовского обучения, имеются, но немногие из них могут претендовать на последовательное и методологически обеспеченное пособие для педагогов-практиков: зачастую в них лишь намечены общие проблемы или предложены рекомендации по проведению отдельных мероприятий этнокультурологической направленности.
И особенно недостаточно дидактических научных исследований, посвященных освоению декоративно-прикладного искусства в начальной школе, а между тем в плане этнокультурологической подготовки она представляет особое образовательное поле, потенциальные возможности которого трудно переоценить. В раннем детстве быстро растет интерес к окружающему - это мощный двигатель развития: ребенок все стремится увидеть и услышать. «Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества», -утверждал художник Б.М.Неменский. /143,С.28-29/.
Ученый педагог Н.Кулжанова отмечает, что воспитание — это не просто один из важных факторов психического развития ребенка, но и необходимое условие и движущая причина этого развития. Именно в детстве, считает она, закладывается тот фундамент, на который человек должен опираться в дальнейшем и строить свою жизнедеятельность. Наряду с игрой большое значение для воспитания детей имеет их трудовая деятельность. Воспитание у детей желания и умения трудиться в пределах их возможностей, относиться уважительно к труду взрослых надо начинать еще до школы /см.: 77, С. 31/. Трудовое воспитание, несомненно, не противоречит природе ребенка и в школьном возрасте. Присущие ему активность, жадное стремление все узнать, сделать самому, выражаются как в игровой, так и в трудовой деятельности.
Еще одна насущная потребность ребенка - общение. Он стремится расспросить взрослых обо всем, что увидел и узнал. Основа его будущего образования заложена в этой потребности узнавать как можно больше. Исследователи характеризуют присущие детям особенности восприятия, мышления, поведения, отношение к окружающему. Они обращают внимание педагогов на конкретность восприятия детьми окружающего мира, на образность их представлений о нем, указывают на важность формирования воображения как необходимого условия адекватного восприятия мира.
Особенностью детского возраста является неспособность к отвлеченному мышлению. Потребность к конкретизации - все пощупать, понюхать, осмотреть помогает детям познавать и осваивать мир. Однако «понятие конкретности изменяется вместе с возрастом», накоплением опыта, знаний. То, что понятно и конкретно для одного возраста, совершенно непонятно и неконкретно для другого. Изменения конкретности восприятия мира тесно связано с опытом детей, их деятельностью.
Дети стараются в действии выразить свою активность, часто и в этом стремлении подражают взрослым, а подражательность - это определенная активность. У детей младшего школьного возраста игра и труд взаимосвязаны. Совместно со взрослыми дети принимают непосредственное участие в изготовлении бытовых вещей и учатся пользоваться ими в рамках традиционных культур. Творения, созданные усилиями взрослых и детей, принимаются как чудо возникновения нового и значимого (первоначально -священного). Обретение общего смысла в совместном деле ведет к порождению нового образа себя и своих собственных возможностей как предпосылки бесконечно многообразных, творческих достижений в самых разных сферах человеческой жизни.
Общественное значение воспитания детей всесторонне обоснованно психологической наукой, которая утверждает, что личность складывается на протяжении всего детства и отрочества. Период развития начинается с завоевания инициатив действия и завершается активно-осмысленной ориентировкой в своих эмоциях и переживаниях. Формируется внутренний мир чувств с собственной логикой и законами, то есть идет процесс личностного развития ребенка, обусловленный не только задачами овладения им своим поведением и психикой, а становлением его высших психических функций. Поэтому в центре образовательно-воспитательной работы находится сам ребенок, как основной субъект этого процесса.
Современные психологи убедительно доказывают, что именно во взаимопроникновении процессов «делового сотрудничества», т.е. предметно-преобразующего содействия и формирования эмоциональной общности детей и взрослых «запускается» ключевой механизм психического развития ребенка /117/. На начальных этапах становления личности главное не в том, что делается ребенком и взрослым, а в том, что это делается и делается — вместе /196/. «Сделать вместе» означает не просто произвести новую вещь или идею, а еще - и найти общий смысл того, что сделано, делается и будет делаться дальше. «Мы говорим, - писал Аль-Фараби, — что ребенок имеет познающую душу в потенции. Она обладает чувствами, т.е. средствами постижения» /3, С. 327/.
Для развития потенциальных возможностей ребенка педагогической науке необходимо решить ряд вопросов. Например: Какие специфические развивающие функции и социально-индивидуально значимые свойства (умения) опредмечены в произведениях декоративно-прикладного искусства? Как «перевести» эти функции на «язык» школьной педагогики? Как актуализировать их в образовательном пространстве современного детского образовательного учреждения? Как строить деятельность учащихся начальной школы, чтобы способствовать творческому овладению средствами декоративно-прикладного искусства?
Богатые развивающе-образовательные «ресурсы» декоративно-прикладного искусства до сих пор остаются слабо востребованными в практике школьного образования и не подвергались всестороннему специальному изучению
применительно к начальной школе. В связи с этим отсутствует соответствующее программно-методическое обеспечение, определяющее научную основу обращения к произведениям декоративно-прикладного искусства в качестве средства обучения.
В диссертации поставлена цель — дать теоретическое описание этноспецифической формы декоративно-прикладного, и в первую очередь — орнаментального искусства как целостного эстетического, культурно-исторического, социально-педагогического феномена, и разработать на этой основе методические рекомендации, представляющие собой развивающую этнопедагогическую модель трудового обучения младших школьников. В ходе исследования был проведен анализ развивающего потенциала декоративно-прикладного искусства, прежде всего - орнаментального, и исследованы пути его применения в практике современного школьного образования учащихся 1-4 классов.
Объект исследования - процесс приобщения детей 6-9 лет к произведениям прикладного искусства казахского народа.
Предмет исследования - педагогические условия использования развивающей функции казахского традиционного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, позитивно влияющего на развитие воображения и эстетического вкуса учащихся начальной школы. Задачи исследования:
1.Описать своеобразие традиционного декоративно-прикладного искусства казахского народа с точки зрения его исторически сложившихся развивающих функций.
2.Разработать концепцию поэтапного приобщения младших школьников к декоративно-прикладному искусству казахского народа.
3.Раскрыть специфику и экспериментально апробировать использование произведений народного декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания детей.
4.Определить подходы к выявлению уровня компетентности детей и взрослых (педагогов) в сфере декоративно-прикладного искусства казахов.
5.Создать методические рекомендации по формированию у школьников соответствующих художественных навыков и умений.
Теоретическая гипотеза исследования.
Творческое самоопределение и индивидуальное самовыражение ребенка в общезначимом пространстве культуры определяются через развивающие функции традиционного декоративно-прикладного искусства и его направленностью на личностное становление ребенка. Эта направленность обеспечивается тем, что:
а) по мере включения детей в декоративно-прикладное творчество перед ними предстает исторически воплощенный в этнокультуре образ мира, который вместе с тем остается открытым к достраиванию, насыщению новым смысловым содержанием;
б) в этом процессе ребенок трансформирует обыденную действительность в
«необыденную» (художественно-эстетическую) и с этой новой позиции
адекватнее воспринимает реальный порядок вещей.
в) источником развития воображения ребенка как универсальной
способности — основы «человеческого в человеке» — служит декоративно-
прикладное искусство;
г) к формированию полноценной детско-взрослой общности ведет
сотрудничество взрослых и детей в освоении произведений декоративно-
прикладного искусства (на уровне непосредственного эмоционального
контакта, предметных манипуляций, созерцания, самостоятельного творчества
и т.д.);
д) единство эстетического и трудового воспитания, позволяет преодолеть
противоположность между «созерцанием» и «преобразованием», соединить
«творчество» и «повседневный труд», что и создает общий вектор развития
способностей к декоративно-прикладному творчеству.
Эмпирическая гипотеза исследования.
Для реализации развивающего потенциала народного декоративно-прикладного искусства необходимы следующие условия:
-исследование произведений казахского декоративно-прикладного искусства, доступных для воспроизведения детьми, их изучение и отбор образного содержания, изучение «технологий» создания этих произведений;
- установление связи работы педагога, направленной на восприятие данных
произведений, с самостоятельной продуктивной деятельностью детей;
- общение детей с непосредственными носителями опыта народного
творчества — мастерами;
- совместная деятельность детей и взрослых по изготовлению предметов
декоративно-прикладного искусства;
- поэтапное приобщение детей к декоративно-прикладному искусству
казахского народа на протяжении всего обучения в начальной школе.
Методологическую основу исследования составили: центральные положе
ния культурно-исторического и деятельностного подходов к исследованию
условий и закономерностей детского развития (Л.С.Выготский /55, 56, 57/;
С.Л.Рубинштейн/157, 158/; А.Н.Леонтьев/115, 116/; А.Р.Лурия/119/;
П.Я. Гальперин /61/; А.В.Запорожец /80,81/; Д.Б.Эльконин /195, 196/;
В.В.Давыдов /71/); концепций культуросообразного обучения и воспитания
/106/; развивающего дошкольного образования (В.Т.Кудрявцев,
Г.К.Уразалиева, И.Л.Кириллов/108/, Н.Кулжанова /77/; гуманистической этнопедагогики /52/. Должное внимание было уделено изучению вопроса о декоративно-прикладном искусстве в отечественных исследованиях: наиболее ранним источником, в котором освещен быт казахов XV - XVI веков, является труд известного бухарского историка Фазлаллаха Рузби-хана «Записки бухарского гостя». Этнографическому описанию жизни казахов посвятили свои работы П.И.Лерх, П.В.Маковецкий, Н.М.Ядринцев, Е.П.Ковалевский, А.И.Якоби, Э.Ю.Петри, П.П.Свиньин, Г.И.Спасский,
А.Янушкевич, С.Болыной, С.Б.Броневский, М.И.Минаев, И.Ф.Русанов, П.Медведский, Дм. Львович (Иванов), Г.Н. Потанин, А.Е.Фелькерзам, Г.Н.Плотников, А. Дудин, Ч.Валиханов, В.М.Чепелев и многие др./ см.: 125/. Методы исследования:
анализ исторической, философской, искусствоведческой,
этнокультурологическои, психологической, педагогической и другой научной литературы по теме исследования;
наблюдение профессиональной деятельности учителей начальной школы разных типов, преподавателей специальных и высших учебных заведений;
сбор и обработка полевых данных; знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства казахского народа, описание их воспитательной и эстетической ценности;
педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
наблюдения; беседы; анкетирование; интервью;
изучение продуктов детской деятельности и педагогической документации;
- статистические и математические методы обработки результатов исследования.
Сбор полевых материалов осуществлялся с 2004 по 2007 годы в сельских населенных пунктах, где были обнаружены и изучены самобытные вещи: в частности, одежда, ювелирные украшения, музыкальные инструменты, предметы быта. Были использованы материалы Областного краеведческого музея, личные коллекции Н.Бегимбетова, К.Саидова, Р.Миркасимова, С.Ильяева, С.Толенбаева. В ходе работы изучено более 300 орнаментированных вещей. Предметы фиксировались при помощи фотосъемки, видеозаписи, зарисовок, подробных описаний. При этом учитывались: создатель данной вещи; ее адресат (обладатель); материал и орнаментация; цветовая гамма. Особое значение для нас имели беседы со специалистами - сотрудниками Академии наук им. И.Алтынсарина, а также народными мастерами и мастерицами, без помощи которых не могли бы быть собраны и осмыслены материалы исследования.
Педагогический эксперимент проводился на базе начальных школ города Шымкента и Сайрамского района с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет) в течение трех лет.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- проанализированы развивающие функции декоративно-прикладного
искусства казахского народа как целостного эстетического, культурно-
исторического и социально-педагогического феномена в аспекте
педагогического применения;
показано, что на обеспечение личностного роста детей и взрослых ориентированы именно эти функции в их интегрированном виде;
разработаны дидактические подходы к построению процесса эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
предложены проектно-педагогические разработки, эвристичность которых
определяется единством «традиционного» и «инновационного» подходов к обучению и воспитанию учащихся начальной школы на уроках трудового обучения и изобразительного искусство.
Теоретическое значение исследования заключается в реализации идеи развивающего образования средствами этнокультуры. Представления о развивающих функциях традиционного декоративно-прикладного искусства концептуализированы на междисциплинарной (эстетической, историко-культурной, психолого-педагогической) основе. Материал исследования отражает общую тенденцию к возникновению нового направления педагогических исследований. Эта тенденция вызвана необходимостью дополнения доминирующей установки на закрепление и «сохранение» (консервацию) этнокультурных традиций в сфере национального образования с установкой на актуализацию их развивающего потенциала. На основе этого внутри системы образования создаются условия для развития самих традиций. В целях реформирования и модернизации системы образования, обеспечивается преемственно-поступательное развитие этнокультуры и создается дополнительный ресурс трудового и патриотического воспитания.
Практическая значимость исследования определяется направленностью на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства казахского народа и обусловлена его целостным программно-методическим обеспечением. В настоящее время результаты исследования уже используются в практике работы , школьных учреждений. По материалам исследования подготовлены методические рекомендации к проведению уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства; рекомендации апробированы, опубликованы и представлены в работе (См. 2.2.).
При проведении лекций, семинарских и практических занятий для студентов педагогических вузов и колледжей, готовящих специалистов в области младшего школьного образования, педагогики и психологии, эстетического и художественного образования, слушателей курсов повышения квалификации также были использованы результаты данного исследования. Наблюдения показали, что материалы проведенного изыскания могут успешно использоваться в практике эстетического воспитания детей в семье.
Широким привлечением материала из области разных научных дисциплин (философии, истории культуры, этнологии, искусствознания, психологии, педагогики и др.), многообразием используемых исследовательских методов, сочетанием полевого изучения этнокультурных артефактов с экспериментальным анализом проблемы, применением средств математической обработки данных была доказана аргументированность и достоверность результатов и выводов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Выявление объективных исторически сложившихся в этнокультуре развивающих функций национального декоративно-прикладного искусства служит исходным условием педагогически эффективного приобщения к нему
детей младшего школьного возраста.
2.Источником личностного роста младших школьников является активное восприятие и самостоятельное творческое воссоздание предметов традиционного декоративно-прикладного искусства, влияющего на развитие продуктивного воображения как универсальной человеческой способности.
З.Смысловой образ мира, создание и освоение которого протекает в плане воображения, создается средствами орнаментального искусства, как одной из форм народного декоративно-прикладного искусства.
4. Приобщение детей к казахскому декоративно-прикладному искусству может осуществляться через знакомство с орнаментами и орнаментацией как самостоятельным видом продуктивной деятельности.
5.Декоративно-прикладное искусство может быть положено в основу развивающей модели, этнокультурная специфика которой не только не отрицает, но актуализирует ее инновационный потенциал в эстетическом воспитании школьников.
б.Реализация образовательных задач, содержание которых определяется этнокультурологическими аспектами, требует поэтапного приобщения детей к казахскому декоративно-прикладному искусству на протяжении всего детства.
Апробация и внедрение в практику теоретических положений и результатов исследования в практику проводилось на базе общеобразовательных школ города Шымкеыта и Сайрамского района, в процессе опытной работы. Кроме того, на Международных научно-практических конференциях и семинарах («Актуальные вопросы гармоничного развития личности на современном этапе» - МНПК КазГАТУ, г.Астана-2007; «М.О.Ауэзов - гений 20 века» - МНПК ЮКГУ им. М.Ауэзова, г. Шымкент, 2007; «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров» - МНПК МКТУ им.А.Ясави, Шымкент-2007), посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах различных типов школ, автор неоднократно выступал с докладами и сообщениями.
Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (203 источника) и 6 приложений.
Настоятельное требование времени - широкое использование средств искусства в учебно-воспитательном процессе. Следует говорить о союзе эстетики и педагогики. В наши дни эта взаимосвязь обусловлена, прежде всего, возрастанием роли эстетической культуры общества суверенного государства, его возможностями гармонического развития личности. Большое значение в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств имеет их всестороннее изучение. В диссертационном исследовании решается вопрос об экстраполяции этнокультурологических знаний и навыков в практику преподавания в начальной школе на уроках трудового
обучения. Ориентир в работе сделан как на отбор и систематизацию дидактического материала, так и на рассмотрение его сущностной значимости, определяемой возможностью использования в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Научные основы и методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства представлены в работе как комплексная проблема, составными частями которой являются педагогический, исторический, искусствоведческий, национально-этнографический и, конечно, дидактический аспекты. Актуальным является такой подход к организации занятий по декоративно-прикладному искусству, при котором у учащихся накапливается определенный объем знаний о прикладном творчестве своего народа и формируются практические навыки. Формирование художественных способностей у детей мы предлагаем осуществлять поэтапно, соблюдая возрастные, физические и психические особенности, дидактические принципы, а также учитывая общеобразовательные знания, приобретаемые на уроках по другим предметам.
Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства
В последнее десятилетие в системе образования активно обсуждаются перспективы актуализации этнокультурных традиций. Как свидетельствует практика, эти традиции с общегуманитарной точки зрения обладают самоценностью и поэтому представляют самостоятельный исследовательский интерес. Однако обращение к ним в сфере образования не должно являться самоцелью. Попытки достижения благовидной цели «возрождения национального самосознания» не должны оборачиваться изоляцией и маргинализацией этнокультуры, ее выпадением из мировой цивилизации, что в начале XXI столетия чревато губительными последствиями. И вместе с тем интерес к национальной культуре и традициям своего народа, стремление к их изучению и сохранению - важный показатель духовной цельности человека, его патриотических и нравственных качеств.
Приоритетное значение в аспекте собственно образовательных задач общества и его вклада в развитие целостной системы универсальных человеческих способностей детей (базиса «человеческого в человеке») имеют этнокультурные традиции, представленные в самобытных «культурных текстах» (мифах, фольклоре, обычаях, играх, продуктах художественных ремесел и т.д.). Единство «общечеловеческого» и «этноспецифического» реализуется наиболее полно именно через развивающую компоненту национальной культуры /107/.
«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству», - это высказывание великого русского критика
В.Г.Белинского /34, С.88/ следует понимать в том смысле, что воспитывать детей необходимо путем приобщения к общечеловеческому, но делать это следует через родное, национальное. «Национальное в искусстве выступает как форма осознания нацией гуманистических идеалов. Как правило, именно через национальное в искусстве, как самобытное, привычное, представитель нации постигает ценность человека и человечности» -утверждают современные исследователи /165, С.ПО/. Однако у каждого народа особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем должно быть обусловлено глубокими знаниями и общей педагогики, и этнопедагогики.
Человек формируется с детства. Начиная с дошкольного возраста и на продолжении всего детства и отрочества, закладывается фундамент будущей личности. Нравственные качества человека, любовь к Родине, родному краю своему народу, развитие эстетических чувств формируются в процессе уроков, развивающая цель которых ориентирована на ознакомление с окружающим миром, с реалиями повседневной жизни. Окружающая обстановка незримо связывает личность с национальными корнями, родными местами и оказывает решающее влияние на ее формирование. «Корни этого влияния в языке народа... в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет», - утверждал К.Д.Ушинский/178/.
Посредством приобщения детей младшего школьного возраста к традициям решается ключевая задача образования — создание условий для творческого самоопределения подрастающего поколения в сфере исторически развивающейся культуры. Культурная традиция «подводит» детей к границе уже освоенного и еще не освоенного, не вписанного в орбиту коллективного опыта человечества или его отдельной группы, например, этнической общности. Традиции, выработанные предшествующими поколениями, служат сохранению опыта, воспроизведению форм жизнедеятельности. Творчество же рассматривается как производство чего-то нового. Однако традиции и творчество не только вполне «совместимы», но и составляют основу друг для друга. Культурная традиция не предназначена для консервации и трансляции «готовых» технологий деятельности по воспроизведению уже созданных продуктов, она динамична и способна к частичной трансформации под влиянием современных факторов.
Социокультурный опыт содержит в себе «социальную» и собственно «культурную» составляющие. Социальная и культурная составляющие опыта нации тесно взаимосвязаны, а их разделение в значительной степени условно. Однако это разделение становится реалией в зависимости от отдельных исторических и общественных обстоятельств, жизненных ситуаций, что обеспечивается «социальной составляющей» коллективного опыта. В осуществлении исторически сложившихся форм деятельности, достроить силой собственного воображения их наличное, социально определенное, конкретно исторически ограниченное пространство, найти или заново обрести смысл позволяют людям культурные традиции.
Декоративно-прикладное искусство является феноменом национальной культуры, и его традиционность и инновационность, креативность, устремленность в перспективу развития не исключают, а делают ее важной составной частью социологической характеристики общества. В своих классических работах о крестьянском искусстве еще в первой трети прошлого столетия В.С.Воронов писал: «Бытовое искусство всегда консервативно, насыщено традициями, хранит в себе долгие и крепкие устои. Вне традиций нет элементов его созидательной силы», — отмечает автор. Далее он пишет, что традиционное искусство создается самим народом «под равномерным и неослабевающим воздействием неисчисляемых однородных и близко творческих сил отдельных индивидуальностей» /54, С.293/. Тем самым, синтезируя индивидуальный художественный опыт, народное искусство воссоздает целостный образ Мира. Отсюда — его общее (а не специальное значение) в духовном и душевном развитии человека, в том числе - растущего человека, ребенка. «Искусство и красота, как добрый гений, дают себя знать во всех наших жизненных начинаниях, украшая внешний и внутренний мир человека, они придают среде, в которой мы живем, более светлый и радостный характер». /64, С.9-10/.
М.А. Некрасова в своих трудах дает характеристику трем главным основам, обеспечивающим связь культурного будущего и настоящего народного искусства. Первая основа — историческая, социальная. Народное творчество есть продукт социально-исторического развития, оно связано с известным слоем культурной традиции. Вторая основа — бытовая. Разными функциями народное искусство связано с жизнью, а, следовательно, остается необходимым народу. Третья основа - природное окружение: чем ближе народный мастер к природе, чем теснее связан с ней трудом и всем укладом, ритмом сельской жизни, тем ближе ему коллективный опыт хранения традиций, тем сильнее и ярче выражен народный характер в творчестве/139, С. 14-15/.
Отечественные исследователи развивают эту проблему, убедительно доказывая, что основу для развития творческого начала в личности человека, преобразования той социальной и предметной среды, в которой живет и воспитывается подрастающее поколение, дает тесное, всецелое срастание народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. На эстетическое мышление казахского народа оказали влияние все три направления, в том числе и природное окружение, которое проявлялось как через декоративно-художественное творчество, так и его , трудовую деятельность, быт, обычаи. Поэтому для каждого региона характерно создание эстетически претворенных вещей из материалов, характерных для данной местности. «У каждого народа выковываются свои национальные черты, определяемые психологией отношений человека с природой, трудовыми навыками и народной нравственностью. Складывается, таким образом, культура человеческих взаимоотношений и взаимопонимания. Это и определяет среду, ее моральный климат»/140, С. 142/.
Орнаментика как составная часть декоративно-прикладного искусства казахского народа
Частичным разрушением или забвением традиционных, т.е. доиндустриальных культур характеризуется советский период истории нашей страны. Вместе с тем, магистральный путь развития человечества состоит в интеграции на новом уровне духовно-практического потенциала современной и традиционной культуры, и многие прогнозисты-культурологи справедливо соотносят этнокультурологическое возрождение нации с приобщением молодого поколения страны к народным традициям и обычаям.
На определенном историческом этапе главным было создание письменности, ликвидация неграмотности, приобщение коренных жителей к ценностям более развитых в социально-экономическом отношении культур. Наша страна с честью прошла этот путь, став одним из независимым государств с динамичной экономикой и цивилизованным сообществом многочисленных наций, устремленных к процветанию и прогрессу. И сегодня современная образовательная политика должна предусматривать новые ориентиры, продиктованные необходимостью сохранения и возрождения исторически, экономически и экологически оправдавших себя видов деятельности, традиционных ценностей и культур в качестве веками наработанных механизмов взаимодействия человека и природы, с помощью которых человек находится в согласии с собой и окружающими.
«Существование любой культуры предполагает сознательную передачу практического опыта и теоретических знаний о самых разных сторонах деятельности человека и окружающего мира. ...Благодаря знаковым системам оказываются возможными накопления, хранения и передача из поколения в поколение информации, обеспечивающей культурную преемственность в рамках этноса» /43, С.35/. Каждая культура, каждая социальная общность имеет свой запас опыта и знаний, который передается от одного поколения к другому и который в сопоставлении с определенным кругом народов имеет как общее, так и особенное. В наши дни народные традиции воспитания детей известны лишь узкому кругу людей преимущественно преклонного возраста. Да и они сегодня уже редко соблюдают практику народной педагогики, отмечают современные этнографы. Этнопедагогические воззрения и этнопедагогическая практика казахов в последние десятилетия становятся предметом тщательного изучения в различных звеньях образовательной системы, и поэтому нуждаются в учебно-методическом обеспечении.
У казахов, как и у других народов Средней Азии, исторически сложилась своя система эстетического воспитания, характерной особенностью которой является его тесная связь с трудовым, которое осуществлялось двумя путями: через непосредственное участие в жизни семьи и под влиянием взрослых, поручавших детям выполнение различных несложных производственных операций. Исследователи неоднократно обращали внимание на то, что южные дети смело берутся за любое дело, живя среди людей, умеющих делать все своими руками. Кроме непосредственного наблюдения за действиями взрослых и посильного участия в промысловой деятельности, воспитательное значение имели разговоры на производственные темы, которые взрослые вели в присутствии детей, рассказываемые старшими фольклорные сюжеты, и, конечно, игра, - утверждают современные этнографы.
В традиционной казахской семье осуществляется дифференцированный подход к воспитанию мальчика и девочки. Мальчик -это будущий кормилец. Девочка - будущая хранительница очага, хозяйка дома, мать. Первое, что дарят взрослому мальчику, - это аркан и нож, а девочке - мешочек с набором ниток и кусочки ткани.
Главное призвание женщины - быть искусной мастерицей и уметь делать многое. Именно поэтому символом женского начала является игла. Запечатлевая в орнаменте те или иные традиционные сюжеты, через которые передается сложный, семантически насыщенный образ, мастерица всегда делает это по-новому, причем, вполне осмысленно (в разнообразии изделий, которые изучались нами в ходе полевой и музейной работы, мы не смогли обнаружить повторений). Для самой женщины орнаментация - не подневольный и монотонный труд. Это, скорее, - «священнодействие», (что явствует и из интервью мастериц, которые зарекомендовали себя прекрасными рассказчицами)
Не случайно в фольклоре эпитетом женщин и женских божеств является выражение искусница. О взаимосвязи женщины и иглы говорят и многочисленные опубликованные материалы, характеризующие традиционную культуру казахского народа в целом. Из местного фольклора видно, что женщины-хозяйки пользовались большим уважением и что особенно высоко ценилось женское умение шить, поскольку одежда в кочевых условиях имела большое значение.
Традиционным, коренным видом декоративно-прикладного искусства народов Казахстана, как уже отмечалась выше, выступает орнаментика -украшение шелком и парчой одежды и обуви, кожаных мешочков для хранения бытовых предметов. Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны и сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения. К древнейшим относятся космогонические узоры. В первую очередь надо назвать солярный круг. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманом, оберегом. К космогоническим узорам относятся вихревые розетки, являвшиеся символом солнца. Эти узоры встречаются на керамике и в архитектурном декоре. Солярные круги и вихревые розетки, иногда в сочетании с роговыми узорами встречаются на вышивке халатов, полотенец, платков, в теснении по коже, в орнаментации мужских поясов, оружия , в резьбе по дереву, например, двери юрты, кровати. Дети обычно приобщались к искусству резьбы по дереву (мальчики), украшению одежды шелковым и парчовым орнаментом (девочки) через посредство семьи, наблюдая за тем, как выполняют эти работы их родители, старшие братья, сестры и другие родственники.
Вследствие совершенствования методик по развитию этнологии и этнической психологии стало очевидным, что часто культуры различаются отнюдь не вещами, а той символикой, которая скрыта за этими вещами. Каждую вещь человек традиционной культуры делает сам, а значит в определенной степени - самостоятельно порождает ее семантику и символику, во всяком случае, создает собственную интерпретацию наличных «семантических полей» культуры и тех символических форм, в которых эти поля объективируются.
Формирование чувственного мира личности путем развития воображения
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями в развитии творческого потенциала детей. В учебной работе с учащимися младших классов особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения с прекрасным. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков. Эстетическое воспитание личности обусловлено грамотными дидактическими подходами к формированию у детей творческого отношения к труду, развитию их чувственного мира, способностью к гармоничному соединению рационального и эмоционального начал.
Поскольку чувства человека развиваются в процессе деятельности, необходимо, чтобы содержание любого вида деятельности оказывало воздействие на восприятие, формировало чувственный мир личности. Начальная школа в этом плане рассматривается как весьма эффективное поле для формирования сознательной личности с высокоразвитой культурой чувств. Эстетизация труда способствует его превращению в труд творческий, что, в свою очередь, позитивно влияет на его качество. Идеально вписывается в схему формирования творческого отношения к труду способ применения декоративно-прикладного искусства: на уроках трудового обучения цель и сам процесс деятельности становятся эстетичными, поскольку предметом обучения и влияния на воспитание является произведение народного искусства. И потому так важно в школьном обучении, наряду с пристальным вниманием к развитию интеллекта, формировать культуру чувств.
Уроки трудового обучения с применением декоративно-прикладного искусства создают дидактические условия для реализации главной задачи школы - воспитания в обучении. Человек, создавший произведение искусства, передал свое отношение к действительности, свои мысли и чувства. А ученики под руководством учителя стремятся найти «код», чтобы понять их адекватно; так формируется воображение, существенно влияющее на становление внимания и чуткости, умения видеть и понимать красоту, стремление создавать ее и оберегать.
Творческое освоение универсальных моделей культуры через образование, в котором каждый его этап ориентирован на развитие национальных исторических традиций, обеспечивает становление фундаментальных способностей человека и рассматривается как кулътуросообразное, т.е. подлинно развивающее обучение /105/. Так определялись нами направления в поиске собственного подхода к построению педагогической модели, способствующей приобщению детей младшего школьного возраста к национальному декоративно-прикладному искусству.
Разработанные нами этнопедагогические подходы к эстетическому воспитанию учащихся начальных классов могут быть рассмотрены как один из вариантов целенаправленного развивающего обучения с параллельным воспитательным воздействием. При этом мы опирались на опыт построения развивающих программ по изобразительному искусству и художественному труду для детей 6-9 лет. Идея «эстетического» пронизывает культуросообразное образование в целом. Речь идет не о включении специальной художественно-эстетической компоненты в каждую образовательную область или каждый учебный предмет и т.д. и даже не о введении новых курсов типа «Мировая художественная культура». Как показывает опыт, все эти меры, сами по себе полезные (хотя и не всегда адекватно применяемые на практике), не способствуют существенному увеличению «культуроемкости» начального образования. Дело в том, что они, как правило, не опираются на содержательное понимание действительной природы эстетического.
«Эстетика» не является синонимом слов «искусство» или «художество», в переводе с греческого «эстетический» означает «относящийся к чувственности». В учении И.Канта эстетика выступает не как теория искусства, а как теория созерцания. Эстетическая культура поэтому, прежде всего, есть культура созерцания. Еще около сорока лет назад Э.В.Ильенков /88/ писал, что всеобщие, развитые формы эстетического созерцания — формы воображения — служат своеобразным ключом к пониманию сути простейших актов человеческой чувственности. Сходную мысль высказывали писатель С.Моэм и искусствовед М.Я. Фридлендер: мы смотрим на мир своими глазами, но видеть его нас научили художники. Близкое по духу понимание эстетики мы находим и у А.С.Пушкина: «Любви нас не природа учит, / А Сталь и Шатобриан».
Опыт педагогической работы со школьниками младших классов свидетельствует: если в искусстве мы видим «профессионально развитую силу воображения» (Э.В.Ильенков), то и начинать воспитывать фантазию, на первый взгляд, было бы естественно с непосредственного введения детей в «мир искусства». Однако, пока у ребенка не сложится необходимый опыт сюжетно-ролевой игры, внутри которой воображение формируется в своей «массовидной» форме, такое введение едва ли будет полноценным.
Также и при дефиците игры посещение художественных занятий в школе, разнообразных кружков и студий живописи, музыки, бального танца и т.п. не только не даст желаемого развивающего эффекта, но и может превратиться в процесс натаскивания и зубрежки (что чаще и наблюдается).
Ученые доказывают, что уже в самих продуктах художественной деятельности, в способах их порождения и освоения отчетливо кристаллизуется главная составляющая воображения — дар видения целого — раньше частей. Поэтому и исследователь-психолог, и педагог-практик может рассматривать ее как модель для развития воображения в рамках игры, других видов детской деятельности и самодеятельности, ориентируясь на всеобщие характеристики этой способности. В противном случае игра так и останется простой забавой, «символизацией» действительности, а конструирование научных сведений - комбинированием материала в практическом и умственном плане и т.д. Другими словами, здесь действует общедисциплинарный регулятив: от восприятия - к осознанию, далее - к освоению и применению на практике.