Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ с.15-57.
1. Воспитательная и образовательная роль произведений изобразительного искусства в литературно-эстетическом развитии учащихся с.15-31
2. Основные принципы использования материалов изобразительного искусства в процессе изучения литературы с.31-38
3. Состояние изучения литературы с использованием произведений изобразительного искусства с.38-57.
ГЛАВА II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИМЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В УЗБЕКСКОЕ ШКОЛЕ с.58-134.
1. Сравнительно-сопоставительное изучение произведений литературы и искусства на уроках литературы с.58-108.
2. Методы и формы проведения внеклассных занятий по литературе с использованием произведений изобразительного искусства .Ю8-І25
3. Итоги экспериментальной работы с. 125-134.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.135-138.
- Воспитательная и образовательная роль произведений изобразительного искусства в литературно-эстетическом развитии учащихся
- Сравнительно-сопоставительное изучение произведений литературы и искусства на уроках литературы
- Методы и формы проведения внеклассных занятий по литературе с использованием произведений изобразительного искусства
Введение к работе
"... Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувства, мысли и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их".
Эти ленинские слова в полной мере относятся и к литературе. Народность литературы связана с воплощением лучших национальных традиций, выработанных народом в процессе исторического развития.
литература в нашей стране стала поистине массовой. Большую притягательную силу имеет русская классическая литература, ее связь с революционным освободительным движением. Произведения русских писателей-классиков XIX века проникнуты горячей любовью к народу, духовные силы которого неисчерпаемы.
Советская литература - это качественно новый этап в развитии идейно-художественного творчества. Она отражает нашу действительность, рисует замечательные образы советских людей. Лучшие произведения социалистического реализма стали достоянием миллионов читателей в нашей стране и за рубежом.
За последнее время, как отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, и в семье, и в школе происходит "огромная тяга советских людей к ис-кусству".
Широта гуманитарных интересов и разносторонность духовных запросов советских людей, особенно молодежи, требуют от работников народного образования целенаправленной педагогической работы,
Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. Изд.5-е,М.,1976,с.657.
Материалы ХХУІ съезда КПСС.М.,Политиздат, 1981,с.63.
_ 4 -Советская школа переживает новый этап своего развития. Решения ХХУІ съезда КПСС определили пути дальнейшего совершенствования общего среднего образования, повышения качества обучения, трудового и нравственного воспитания учащихся, укрепления связи школы с жизнью. Июньский /1983г./ Пленум ЦК КПСС указал на необходимость поднятия уровня воспитательной работы в школе, расширения идейного кругозора учащихся, формирования привычки и любви к общественно полезному труду, высоких качеств гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма.
Пленум обратил внимание и на роль школы в эстетическом воспитании молодежи, в развитии у нее чувства прекрасного, умения понимать и ценить произведения искусства.
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 года, отмечается, что в настоящее время важнейшей задачей школы является значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу". В свете этих установок советские учителя призваны постоянно совершенствовать формы и методы обучения и воспитания. Большие возможности для реализации названных задач представляет изучение родной литературы.
I. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы:.Сборник документов и материалов. М.,Политиздат,1984,с.112,48
Произведения литературы являются одним из сильнейших способов
воздействия на интеллектуальную, эмовдональную и волевую сферы деятельности школьников. Однако такое воздействие достигается лишь в том случае, если глубоко усвоено идейно-художественное содержание литературного произведения. Именно поэтому усилия методистов и учительства направлены на поиски эффективных форм и приемов обучения, позволяющих организовать интенсивную познавательную деятельность учащихся.
Одним из средств оптимизации учебно-воспитательного процесса является использование произведений изобразительного искусства на занятиях по литературе.
Особенности восприятия художественного текста учащимися обусловливают постоянное внимание учителя к работе воссоздающего воображения школьников, к возникающим в их сознании ассоциациям, ибо зрительный образ порождает непосредственную ассоциацию с предметами, явлениями и понятиями, переданными средствами словесного искусства. Зрительный образ становится толчком к работе воссоздающего воображения. Иллюстрация, рисунок или портрет воспринимается как отражение жизни, ассоциируется с непосредственными наблюдениями учащихся.
Произведения изобразительного искусства на уроках литературы становятся источником новых знаний, а следовательно, они помогают формировать у учащихся научно-теоретические понятия, активизировать процесс мышления и развивать их речь. Облегчая анализ и синтез, обобщение и систематизацию, абстрагирование и конкретизацию знаний о литературе, произведения изобразительного искусства становятся могучим средством развития творческого мышления учащихся, а значит, представляют значительную образовательную ценность.
Наряду с этим, произведения изобразительного искусства, исполь-
зуемые в процессе преподавания литературы, имеют большое воспитательное значение. Правильно отобранные картины, иллюстрации и т.п. помогают воспитывать школьников в духе коммунистической убежденности, преданности и любви к своей Родине, народу, ненависти к ее врагам, утверждения пролетарского гуманизма и интернационализма, сознательного отношения к труду.
Эстетически осваивая многообразные стороны действительности и как одна из форм познания мира, изобразительное искусство выполняет значительную функцию в духовной и социальной жизни общества, являясь мощным средством идейного воспитания отдельной личности и общества в целом.
Следовательно, произведения изобразительного искусства наряду и во взаимодействии с произведениями художественной литературы помогут учителю-словеснику организовать познавательную деятельность учащихся и одновременно решать задачи коммунистического воспитания.
Произведения изобразительного искусства на занятиях по литературе :
- углубляют понимание индивидуально-психологических качеств литературных персонажей;
способствуют осознанию роли художественно-изобразительных и выразительных средств в раскрытии основной идеи произведения;
помогают формированию оценочных суждений у учащихся;
вырабатывают навыки наблюдения над особенностями идейно-художественного содержания произведения;
формируют общеэстетические и нравственные идеалы у подрастающего поколения.
Именно поэтому в советской методике преподавания литературы уделяется большое внимание вопросам использования произведений изобразительных искусств в процессе изучения литературы.
Этому вопросу посвящен ряд работ, посвященных методике преподавания русской литературы: А.Ф.Киселевой, Г.Г.Розенблата, Н.Н.Щи-рякова, Е.Н.Колокольцева и других.
Методист А.Ф. Киселева , основываясь на многолетнем опыте преподавания литературы, показывает пути и методы использования произведений русской классической и советской живописи и целях нравственного и эстетического воспитания учащихся на уроках литературы. Ею определена система использования произведений изобразительного искусства в плане тематических, идейных и стилевых параллелей к программным произведениям по курсу литературного чтения.
В методическом пособии Г.Г.Розенблата рассматриваются приемы работы с картиной на различных этапах изучения литературного материала: в ходе вступительных занятий; на уроках, связанных с изучением биографических сведений о писателях; в процессе углубленного анализа художественного произведения.
Вопросам использования материалов изобразительного искусства на уроках литературы в старших классах посвящено исследование Н.Н. Щирякова . Автором охарактеризованы такие аспекты проблемы, как применение репродукций картин для характеристики исторической эпохи, а также - при изучении работ В.И.Ленина, критических статей, документов партии и правительства по вопросам литературы и искусства,
В работе Н.М.Квитинского раскрыта методика использования изобразительного материала для решения задач развития речи нерусских учащихся на занятиях по русскому языку и литературе и в процессе
Киселева А.Ф. Знакомство с живописью на уроках литературы. Учпедгиз,М.,1954.
Розенблат Г.Г. Картина на уроках литературного чтения в У-УП классах.М.лУчпедгиз, 1956.
3. Щиояков Н.Н.Изооразительное искусство на уроках литературы
. /Уш-Х классы/.Народная асвета, шнек, 1968.
4. Квитинский Н.М. Картины на занятиях по русскому языку и литера
туре в национальной школе.М.,Просвещение,1969.
- 8 -внеклассной работы. Ценным в данной работе, на наш взгляд, является разработка конкретных методических рекомендаций по названной проблеме с учетом возрастных особенностей учащихся.
Е.Н.Колокольцев в научном исследовании, посвященном использованию художественных иллюстраций и картин при изучении литератур-
ного произведения в У-УП классах , показывает большое воспитательное значение работы с художественной иллюстрацией и картиной при анализе литературного произведения, определяет содержание, систему и методы этой работы. С этих позиций рассматриваются специфика восприятия иллюстраций, история вопроса и методика работы над иллюстрацией в процессе изучения литературного произведения в У-УП классах; раскрывается значение художественной картины на уроках литературы, применение картины в дореволюционной и советской школе и методика работы над картиной в У-УП классах.
Что же касается узбекской литературы, то вопросы ее изучения во взаимосвязи с другими видами искусств не являлись предметом специального рассмотрения. Подтвердим высказанное суждение кратким анализом имеющейся по данной проблеме методической литературы.
В одном из разделов методичесвого пособия "Кабинет литерату-
ры и наглядность обучения" содержатся общие указания по использованию портретов писателей при изучении их жизненного и творческого пути, применению иллюстраций к произведениям литературы.
Определенное внимание проблеме использования смежных видов искусств при обучении литературе уделяется в монографии проф. А. Зуннунова "Очерки из истории методики узбекской литературы", где
I .Колокольцев Е. Художественная иллюстрация и картина при изучении . литературного произведения в У-УП классах. Автореферат канд.дисс.
2.йураев К. Кабинет литературы и наглядность обучения: Методическое пособие для учителей литературы./Под ред.К.Ахмедова. Ташкент,1965,с.17-32. З.Зуннунов .А.Очерки из истории методики узбекской литературы: . 2-е изд.доп.,Ташкент,Укитувчи,І980,с.І66.
определяются общие принципы использования учителем произведений
живописи, музыки и кино.
А.Зуннуновым, А.Алиевым создано методическое пособие для учителей "Изучение литературы во взаимосвязи с другими гуманитарными предметами" . В настоящем пособии, наряду с освещением принципов и приемов изучения литературы во взаимосвязи с родным языком, историей, географией, обществоведением и музыкой даются общие рекомендации по взаимосвязи литературы с изобразительным искусством.
В пособии обосновывается комплексная проблема, которая может быть решена на стыке указанных гуманитарных наук, что способствует художественному воспитанию сложных ассоциативных явлений в произведении.
Проведенный обзор литературы по теме исследования позволяет сделать вывод, что в советской школе в целом накоплен богатый опыт / в теоретическом и практическом направлении/ по использованию произведений изобразительного искусства при изучении литературы.
Однако небольшое число работ по данному вопросу в области методики преподавания узбекской литературы и отсутствие специальных исследований обусловило необходимость создания научно обоснованной системы работы по использованию материалов изобразительного искусства в процессе преподавания родной /узбекской/ литературы. Этому же способствовало и изучение состояния преподавания в узбекской школе, которое выявило неумение учащихся УЇ-УП классов "читать" и понимать произведения изобразительного искусства; неустойчивость художественных интересов у школьников; методическую беспомощность учителя в организации целенаправленной работы по использованию изобразительных материалов.
I. Зуннунов А.,Алиев А. Изучение литературы во взаимосвязи с другими гуманитарными предметами. ТашкентДкитувчи, 1982,с.44-56 / на узб.яз./
Исходя из этого, была определена тема исследования:"Использование произведений изобразительного искусства - как средства повышения эффективности изучения литературы в узбекской школе".
Цель исследования: определить теоретические основы использования произведений изобразительного искусства в процессе преподавания узбекской литературы; проверить в практике узбекской школы эффективность разработанной нами системы методов и приемов использования произведений изобразительного искусства при изучении литературы в ІУ-УП классах.
В соответствии с целью исследования намечены следующие конкретные задачи:
выявить дидактические функции и определить принципы отбора произведений изобразительного искусства для использования их на уроках родной литературы в ІУ-УЇЇ классах узбекской школы;
изучить.реальное состояние проблемы в практике преподавания, а именно: проанализировать программы и учебники по родной литературе с точки зрения реализации в них установок на осуществление межпрэдметных связей (в плане исследования);
определить уровень владения учащимися приемами анализа произведений изобразительного искусства; провести наблюдение на уроках родной литературы с целью изучения опыта работы учителей по использованию материалов изобразительного искусства;
разработать методические приемы использования произведений изобразительного искусства на занятиях по родной литературе;
проверить целесообразность и эффективность предлагаемой системы работы в процессе опытного обучения.
Исходя из поставленных целей и задач, предметом исследования является процесс изучения литературы ІУ-УЇЇ классов с использованием изобразительного искусства.
- II -
Объектом изучения являются деятельность учащихся ІУ-УЇЇ классов на уроках литературы с привлечением изобразительного искусства в узбекской школе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический - изучение и анализ трудов ведущих дидактов и методистов по вопросам использования произведений изобразительного искусства в процессе преподавания литературы;
социолого-педагогический - анализ школьной документации /программ и учебников/ в плане исследуемой проблемы; наблюдение
и анализ педагогического процесса; анкетирование учителей литературы и учащихся ІУ-УП классов узбекской школы;
экспериментальный - выявление уровня знаний и умений учащихся в процессе работы с материалами изобразительного искусства;
экспериментальная проверка доступности и эффективности предлагаемой методической системы использования материалов изобразительного искусства в процессе преподавания литературы;
статистический - количественная и качественная характеристика письменных работ, устных ответов учащихся, материалов анкет.
В диссертации выдвигается следующая гипотеза: при условии создания определенной системы использования произведений изобразительного искусства на уроках литературы появляется возможность углубить, расширить, сделать более осознанными знания учащимися литературного материала и основ искусствоведения, значительно обогатить культуру восприятия литературных произведений изобразительного искусства школьниками и оказывать большое влияние на их эстетическое воспитание и формирование коммунистического мировоззрения.
Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о литературе и искусстве, как формах отражения
- 12 -действительности, о роли искусства в обучении и воспитании, а также документы Коммунистической партии и Советского правительства о воспитательной роли литературы и искусства в народном образовании. В теоретической разработке проблемы исследования использованы достижения советской педагогики, психологии, литературоведения, искусствоведения и частной методики.
В исследовании использован также и личный - более чем 20-летний педагогический опыт работы диссертанта в качестве учителя-словесника.
Настоящая работа выполнялась поэтапно.
На первом этапе исследуемая проблема изучалась с теоретической стороны, выявлялось состояние обучения с использованием произведений изобразительного искусства на уроках литературы и во внеклассных занятиях^ осуществлялся анализ программы и учебников в аспекте исследования, изучался и обобщался опыт лучших учителей, определялся уровень знаний учащихся и их способности к воображению, разрабатывалась методика исследования.
На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент по использованию произведений изобразительного искусства в процессе преподавания родной /узбекской/ литературы. Эксперимент проводился в школах Ш 1,2,6,18,20,31,35,49 Узбекистанского района Ферганской области и в школах ШЗ,5,7,10,13,18,25 г.Коканда.
На третьем этапе были проанализированы экспериментальные материалы, обобщены результаты эксперимента и разработаны практические рекомендации.
Новизна исследования состоит в следующем:
- впервые сделана попытка выявления и систематизации произведений изобразительного искусства, используемых на уроках родной литературы в ІУ-УЇЇ классах узбекской школы;
- ІЗ -
- обосновывается принцип отбора произведений изобразительного
искусства с учетом их связи с произведениями родной (узбекской) литературы ;
- предложена методическая система работы по использованию про
изведений изобразительного искусства в процессе преподавания род
ной литературы в ІУ-УП классах.
Практическая значимость исследования состоит в том, что применение в преподавании родной литературы в ІУ-УП классах результатов исследования и внедрение их в школьную практику способствует совершенствованию методики изучения узбекской литературы и повышению эффективности уроков, а также формированию эстетических и нравственных идеалов у учащихся школ Узбекской ССР.
О результатах исследования было доложено на 1У,У,У1,УП,УШ Республиканских научно-практических конференциях "Эстетическое воспитание молодежи" /Наманган,1973,Ургенч,1974,Самарканд,1976,Андижан, 1977,Ангрен,1978/, на Всесоюзном совещании "Проблема дальнейшего развития народных университетов по пропаганде педагогических знаний и совершенствование их деятельности" /Грузинская ССР,г.Телави,1978/ 1Х,Х,Х1,ХП Республиканских педагогических чтениях /Ташкент, 1974, 1977,1978,1981/.
Основное содержание исследования отражено в статьях "лирика Хамзы и эстетическое воспитание"/ - в сб.:"Вопросы изучения узбекской литературы", НИИ педагогических наук УзССР/Ташкент,1976,5серия/, "Развитие эстетических чувств учащихся при изучении стихотворения "Осенние песни" Уйгуна/ж.Совет мактаби,1976,ЖЗ/"Формирование эстетического мировоззрения учащихся при изучении лирических произведений" /Г ашкент республиканский учебно-мет одический кабинет Министерства просвещения УзССР,1976/,"Развитие эстетических чувств учащихся при изучении лирического стихотворения Уйгуна "Девушке-колхозни-
- 14 -це" /ж.Совет мактаби,1978,^11/,"Использование произведений изобра^ зитэльного искусства на уроках родной литературы"/ методические рекомендации/. Офсетная лаборатория УзНЙЙШ им. Т.Н.Кары-Ниязова, 1984, "Использование произведений изобразительного искусства на уроках литературы в ІУ-УП классах" /В сборнике/. Офсетная лаборатория УзНЙЙШ им .Т.Н.Кары-Ниязова, 1984 "Использование материалов изобразительного искусства на уроках" (ж."Совет мактаби,1984 №6. /Все на узбекском языке/.
На защиту выносятся следующие положения:
система работы по использованию произведений изобразительного искусства должна стать составным звеном в процессе преподавания литературы;
разработанная методика применения произведений изобразительного искусства на уроках литературы способствует литературному и эстетическому развитию учащихся ІУ-УЇЇ классов узбекской школы.
- 15 -I ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитательная и образовательная роль произведений изобразительного искусства в литературно-эстетическом развитии учащихся
Советская школа призвана утверждать в жизни молодого поколения нашего общества основы коммунистической морали. В этой созидательной деятельности школы особое место принадлежит преподаванию литературы.
Знакомство школьников с родной литературой, классической и современной, где с такой остротой ставились и решались идейно-нравственные проблемы, таят огромные воспитательные возможности.
Сила воздействия художественной литературы на юную душу обусловлена тем, что в школьные годы идет интенсивный процесс духовного становления личности, постепенно складываются идейные и нравственные убеждения. В эту пору над вопросами морали, нравственные нормы и эстетические идеалы героев литературных произведений становятся тем, " строительным материалом", из которого создается личность.
Каждый урок литературы, независимо от материалов, может и должен стать ступенькой в идейном и нравственном восхождении личности к духовному совершенству.
Образовательное и воспитательное значение литературы будет еще более действенным,если параллельно с ее изучением учащиеся ознакомятся с другими видами искусства и прежде всего изобразительным искусством.
Привлечение произведений искусства к урокам литературы оправдано только в том случае, если оно способствует углублению знаний учащихся по изучаемому предмету и воспитанию у них идейной убежденности. Можно предположить, что произведение изобразительного искусства лишь тогда может сыграть нужную роль в учебном процессе, когда само оно воспринято учащимися не поверхностно, а глубоко, полно, в единстве содержания и формы. При его восприятии важно, чтобы у учащихся возникло высшее чувство - эстетическое чувство наслаждения, которое непосредственно связано с интеллектуальными процессами.
Б этом отношении считаем уместным сослаться на высказывание В.Г.Белинского, который утверждал, что "для полного истинного постижения искусства, а следовательно, и полного истинного наслаждения им необходимо основательное изучение, развитие, эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием".
Произведения изобразительного искусства отражают волю, чувства, переживания, мысли человека, но отражают специфическими средствами, поэтому, наряду с общеобразовательной подготовкой учащихся живописи воспитывают у школьников эстетическое восприятие жизни, художественный вкус, умение понимать и ценить подлинные произведения искусства.
В Программе Коммунистической партии Советского Союза отмечается, что "художественное начало еще более одухотворит труд, украсит 2 быт и облагородит человека" .
К.Маркс и Ф.Энгельс раскрывают пути осознания жизненных реалий средствами искусства, особенно отмечая при этом специфические особенности и сущность искусства, значение искусства в восприятии объективной действительности, в обогащении человека знаниями. В своих трудах "Святое семейство"/ Немецкая идеология","К критике политической экономии", а также в письмах М.Каутской, М.Гаркнесс, Ф.Ласоалю они обосновали воспитательные и образовательные возможности искусства и определили основы эстетического воспитания трудящихся средствами искусства.
Излагая тезис о художественном воспитании личности,К.Маркс раскрывает пути эстетического освоения объективного мира и преломления этой красоты в своей деятельности, в своем поведении.
Развивая учение К.Маркса и Ф.Энгельса об искусстве, В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" излагает свою позицию по вопросу о познании действительности в ее художественном воплощении. В.И.Ленин подчеркивал» что по своей природе искусство является специфической формой познания мира.
Сравнительно-сопоставительное изучение произведений литературы и искусства на уроках литературы
Урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе, ибо он занимает ведущее место среди разнообразных видов организации учебной деятельности учащихся.
По-прежнему современно звучат слова М.А.Рыбниковой "Методика - это знание необходимого материала и условий школы, знание
во всех деталях и элементах, но органически переплавленное в яв т ление особого порядка - в систему уроков".
На уроке создаются наиболее благоприятные условия для соединения в единый процесс обучения и воспитания, для формирования умений и навыков учащихся, для развития их познавательной деятельности. В правильно организованном уроке, когда отработана структура урока в целом и продуманы отдельные его детали, реализуются все дидактические требования.
Разумеется, речь идет и об уроке, на котором используются материалы изобразительного искусства, В этом случае особенно важно организовать урок таким образом, чтобы зрительная информация максимально выполняла свои функции - способствовала эмоциональному преобразованию урока, усиливала стремление постигать законы искусства во взаимосвязи между отдельными видами.
Формы использования материалов изобразительного искусства бесконечно разнообразны и зависят от содержания литературного материала, уровня эстетической подготовленности учащихся, их общего развития и других факторов.
Для того, чтобы привлекаемые произведения изобразительного искусства раскрывались перед учащимися в познавательном, эстетическом и социальном значении, необходимо развивать в школьниках способность принимать живопись, графику как художественное отражение жизни. С этой целью нужно учить их воспринимать не только предмет изображения, но и проникать в идейное содержание воссозданного, научить ощущать своеобразие всех выразительных средств, так как восприятие произведения изобразительного искусства - это не только восприятие изображенных в них предметов, образов, явлений и художественных средств,а и осмысление проявленного отношения художника к показываемому (художественное восприятие).
Привлекая произведения изобразительного искусства к урокам литературы, нужно учитывать, что живопись, графика, скульптура -это прежде всего самостоятельные виды художественного творчества, поэтому они не могут рассматриваться в плане обычной наглядности. И в этом отношении нельзя не согласиться с Н.Н.Щиряковым, который утверждает, что"...живопись, скульптуру и даже графику (если она является иллюстративной) нельзя рассматривать в качестве наглядности в обычном и общепринятом значении этого слова. Необходимо иметь в виду, что эта "наглядность"(изобразительное искусство) выступает в новом качестве, является существенно отличной по сравнению с любой иной наглядностью и имеет не только вспомогательную дидактическую, но и совершенно самостоятельную эстетическую ценность"
Определяя специфику использования изобразительного искусства на уроках литературы, мы учитывали прежде всего отношение между произведениями живописи и литературы, а именно:
1) произведения изобразительного искусства по теме, стилю, времени создания совпадают с литературным материалом (портретная живопись, иллюстрации, картины);
2) произведение искусства создано на близкую литературному произведению тему;
3) произведения литературы и живописи контрастны по тематике и средствам изображения.
Методы и формы проведения внеклассных занятий по литературе с использованием произведений изобразительного искусства
Нами были рассмотрены методы и приемы работы по использованию произведений изобразительного искусства на уроках родной литературы. Эта работа продолжается и во внеурочное время Возможности использования произведений изобразительного искусства на внеклассных занятиях значительно расширяются, более разнообразными становятся и формы проведения такой работы.
Мы определили задачи внеклассных занятий с привлечением произведений живописи:
- углубить знания учащихся о специфических сторонах изобразительного искусства и произведений литературы;
- познакомить учащихся с наиболее главным в познавательном
и эстетическом плане произведениями искусства, развить способности эмоционального восприятия произведений литературы и изобразительного искусства; воспитать интерес и любовь к искусству;
- закрепить навыки и умения анализа произведений искусства, полученные на уроках родной литературы;
- выработать критерий эстетической оценки явлений окружающего мира; воспитать чувство прекрасного, расширить художественный кругозор учащихся.
Чаще всего внеклассная работа по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства проводится в форме кружковых занятий.
При составлении плана занятий мы включили в него такие виды работы:
I.Проведение бесед о художниках и их творческой деятельности.
2.Сбор репродукций картин и организация школьных выставок.
3.Организация и проведение тематических вечеров, конференций, диспутов, посвященных творчеству художников.
Охарактеризуем содержание занятий кружка.
На нескольких занятиях проводились беседы о творчестве советских художников, в том числе художников Узбекистана.
Например, беседы по картине З.Ковалевской "В ложе" проводилась в следующем направлении:
Учительница ознакомила кружковцев с основными вехами жизненного и творческого пути З.М.Ковалевской.
Зинаида Михайловна Ковалевская родилась в городе Вольске Саратовской области. Она училась в художественном техникуме в Казани, после его окончания в 1930 году переехала в г.Самарканд, где успешно работала. З.М.Ковалевскую особенно заинтересовала судьба узбекской женщины - ее духовное освобождение от гнета шариата, ее участие в общественной жизни, ее стремление к культуре, к знаниям. Этой теме З.Ковалевская посвятила много своих полотен. ("В ложе", "В бригаде молодежи" и др.) В своих картинах художница создает глубокие психологические женские образы.
Ее картина "В ложе" представляет собой групповой портрет, в то же время картина тяготеет к жанровой композиции.
Художнице удалось глубоко проникнуть в характеры молодых жен -110.-щин-узбечек, впервые присутствующих в театре.
Автор картины как бы развертывает перед зрителем целую гамму их переживаний. Прямо на зрителя обращены их живые, полные непосредственного впечатления от увиденного на сцене лица - вместе с героями спектакля они испытывают их радости, горести и страдания.
Правдивость характеристик, жизненность ситуации, ее типичность делают эту несложную по сюжету картину очень содержательной, выразительные образы ее свидетельствуют о наблюдательности художницы, сумевшей с большой полнотой раскрыть образ восточной женщины, освободившейся от гнета феодальных предрассудков и живущей новой жизнью - человека социалистического общества.
В картине ярко проявился живописный дар художницы: полотно хорошо сгармонировано в цвете. Теплый, желтовато-красный цвет идущий со сцены и как бы заливающий всю картину, связывает воедино яркие цвета женских национальных костюмов; бархат мебели и занавеса, виднеющегося справа, - помогает еще сильнее ощутить эмоциональную выразительность образов и напряженность всей сцены.