Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Гуманистические этнокультурное основы литературного образования 14
1.1 . Гуманистическая ориентация современного образования 14
1.2. Этническая культура в содержании гуманитарных дисциплин 31
1.3. Этнокультурная коннотация в процессе проектирования и реализации гуманитарного образования 53
1.4. Состояние изучения русской литературы в школах Республики Калмыкия 69
Глава 2. Методика изучения русской литературы в условиях реализации национально-регионального этнокультурного содержания.
2.1. Методические пути реализации этнокультурного компонента в содержании курса русской литературы 85
2.2. Методы и приемы работы с этнокультурологическим учебным материалом сопоставительного характера на уроках русской литературы в 5-11 классах калмыцкой школы
2.3. Методика изучения сквозных этнокультурологических тем 122
2.4. Результаты эксперимента 143
Заключение 151
Приложение 156
Литература 161
- Гуманистическая ориентация современного образования
- Этническая культура в содержании гуманитарных дисциплин
- Методические пути реализации этнокультурного компонента в содержании курса русской литературы
Введение к работе
Актуальность данного исследования обусловлена тем, современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Интерес к проблемам культуры, этнокультуры в образовании обусловлен наличием народов, этносов, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих особые потребности в связи с социальной и экономической интеграцией современного общества.
Приобщая школьников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования призваны обеспечить высокий уровень готовности представителей различных этносов к общественно-значимой совместной деятельности, к жизни в полиэтнической среде в условиях многонационального федеративного государства и современной цивилизации.
Закон «Об образовании», провозгласивший в качестве одного из принципов государственной политики в области образования принцип развития национальных культур, региональных культурных традиций, способствовал интенсивному развитию содержания образования во всех регионах России, а также преобразованию и модернизации национальных систем образования. Статья 2 Закона РФ «Об образовании» утверждает принцип единства федерального образовательного пространства, реализовать который призван федеральный компонент государственного образовательного стандарта, и одновременно принцип защиты национальных культур, национальных традиций, реализовать который призван национально-региональный компонент.
В интересах гармонизации национальных отношений обучение должно быть органично связано с усвоением мировой культуры, культуры русского народа и других народов России. Поэтому культурное ядро содержания образования должны представлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности (Бондаревская Е.В. Боголюбов Л.М. Шаповалов В.К., Белозерцев Е.ПГ). В свою очередь такой подход требует коррекции и обновления содержания образования, прежде всего гуманитарного образования. Гуманитарное образование - необходимое условие воспроизводства культуры, главный институт общества, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных эстетических ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему и, в конечноїм счете, индивидуальное и коллективное поведение людей. Проблемны, возникшие в последнее время в системе гуманитарного образования, в том числе и литературного, объясняются и тем, что культурологические функции гуманитарных учебных дисциплин используются не в полной мере. От ориентации школьных предметов гуманитарных дисциплин на этнокультуру зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей. Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован посредством дисциплин филологической образовательной области. Содержание дисциплин филологического цикла определяется учебными программами, отражающими федеральный компонент государственного образовательного стандарта учебных предметов. Предусмотренные государственным стандартом национально-региональные компоненты содержания учебных дисциплин в полной мере не реализуются и не используются в практике преподавания. Возникает противоречие между необходимостью использования уникального этнокультурного потенциала для гуманитарного образования и развития личности и отсутствием разработанных моделей его применения в учебно-воспитательном процессе в условиях этнокультурно коннотированных систем образования.
В предлагаемом исследовании предпринята попытка разработки национал ь»но-регионального этнокультурного компонента в содержании предмета «русская литература».
В связи с решением данной проблемы возникла необходимость диагностики готовности учителей и учащихся к изучению гуманитарных предметов в условиях реализации этнокультурного содержанияи разработіси процессуальных аспектов усвоения этнокультурного компонента гуманитарного образования.
Методологическую основу исследования составляют учение об определяьощей роли активной сущности человеческой деятельности в становлении личности, о соотношении национального, общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философские и этнографические исследования и этнологические теории; современные теории этноса и этнического развития (С.А.Арутюнов, Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарьян, М.Мид); философские, дидактические труды по вопросам национальной специфики, национального менталитета, сопоставления русской и калмыцкой культур; оригинальная концепция этнокультурного подхода к построению системы образования на примере возрождающегося калмыцкого этноса, содержащая синтез идей этнокультурной коннотации личностно-развиваюидей образовательной модели и билингвизма А.Б. Панькина.
Теоретическими источниками исследования проблемы являются труды отечественных философов, историков, культурологов, психологов, педагогов-практиков в области гуманитарного образования в рамках филологической образовательной области. П.Ф.Каптерев утверждал, что важнейшая задача образовательного процесса - помочь детям овладеть созданные человечеством достоянием, только тогда образование станет эффективным, когда в основу будут положены опирающиеся на науку представления о путях формирования человека, механизмов усвоения культуры. По мнению М.С.Кагана, становится очевидным несоответствие (неадекватность) современного образования структуре человеческой деятельности и культуры. Так, проблема становления культурной сущности человека, построенная на диалоговой концепции культур, рассматривалась русскими философами Н.А.Бердяевым, М.М.Бахтиным, В.С.Библером, утверждавшими, что человек обретет свою духовную сущность, постигая культуру, творя ее, что культурная сущность человека является систематизирующим компонентом его целостности. В диалоговой концепции культур М.М.Бахтина и B.C. Библера обосновывается необходимость гуманизации и гуманитаризации образования, построенного на диалоге культур. Принцип сочетания этнокультурологического и общечеловеческого подходов в историческом аспекте утверждают В.С.Библер, В.Е.Мужуев. Концепция В.Е.Мужуева разработана в соответствии с этнопсихологическими особенностями восприятия, памяти и воображения, стиля мышления этноса, специфики языка и основана на результатах этнопедагогических исследований, на основе народного календаря, учитывающего традиции и обычаи, традиционные виды хозяйствования и жизнедеятельности, праздники, события и дела выдающихся личностей. Проблеме изучения гуманитарных дисциплин, в том числе литературы не только как способа познания действительности посредством художественного ее осмысления, но и как источника, средства познания культуры народа, уделялось большое внимание как в общей педагогике, так и в методике преподавания литературы в национальной школе (С.К.Бирюкова, Г.М.Гогоберидзел В.М.Черкезова).
К проблемам гуманизации образования обращались Б.М.Верещагин В.Г.Костомаров, Ю.Е.Прохоров и др., которые, определяя положение учащегося в образовательной среде и признавая его активным субъектом культурно-образовательной деятельности, выделяли в проблеме личностного развития психологический аспект.
Универсальные общечеловеческие, общенациональные, региональные ценности должны стать культурным ядром содержания образования утверждали Бондаревская Е.В., Боголюбов Л.Н., Шаповалов В.К., Белозерцева Е.П.
Исследования по личностно-ориентированному образованию Е.В.Бондаревской, Л.С.Выготского, В.И.Данильчука, В.В.Серикова, И.С.Якиманской способствуют выработке технологии внедрения в учебный процесс этнокультурных компонетов в содержание дисциплин филологического цикла в этнокультурно коннотированной школе.
Исходя из темы «Этнокультурный аспект изучения русской литературы в калмыцкой школе» определена
Цель исследования - обоснование методики реализации национально-регионального этнокультурного содержания в процессе изучения русской литературы в школах Калмыкии.
Объект исследования - процесс изучения русской литературы в калмыцкой школе с учетом принципа этнокультурной направленности литературного образования.
Предмет исследования - система уроков русской литературы с этнокультурным компонентом в 5-11 классах калмыцкой школы.
Гипотеза исследования - изучение предмета «Русская литература» будет эффективным, если:
- в учебном процессе в интересах более полного и глубокого постижения предмета «Русская литература», гуманистического воспитания учащихся, развития этнокультурно коннотированной системы литературного образования будет осуществлена целенаправленная реализация национально-регионального этнокультурного содержания, основанная на принципе диалектического единства трех начал в деятельности национальных школ - национального, общероссийского и общемирового;
- в содержание государственных программ по русской литературе будут введены как структурные элементы национального (этнокультурного) компонента систематизированные и специально отобранные с учетом нравственно-эстетического, гуманистического потенциала сквозные этнокультурологические темы, этнокультурологический учебный материал сопоставительного характера;
- будут разработана и описана методика реализации этнокультурного компонента в практике обучения русской литературе в калмыцкой школе.
Цель исследования, проверка гипотезы потребовали решения следующих задач:
- исследовать особенности гуманистической ориентации образования в условиях полиэтнической среды;
- исследовать этнокультурные основы гуманитарного образования в Калмыкии;
- определить методические пути реализации этнокультурного содержания, сквозных этнокультурологических тем в процессе изучения предмета «Русская литература»;
- экспериментально обосновать предложенную методику работы с этнокультурным компонентом в содержании уроков русской литературы.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические (изучение и анализ трудов по философии, культурологии, литературоведению, психологии, педагогике, методике в аспекте темы исследования, изучение нормативных документов, обобщение педагогического опыта);
- эмпирические (анализ учебных программ по литературе с точки зрения внедрения этнокультурных компонентов и культурологического анализа изучаемых произведений, наблюдение за процессом обучения литературе, беседы с учителями и учащимися, изучение учебной документации; анализ календарно-тематических планов по литературе, устных и письменных ответов учащихся на уроках литературы).
Методологической основой исследования являются труды отечественных философов, культурологов, психологов, педагогов в области гуманитарного образования в рамках филологической образовательной области (Н.А.Бердяев, М.МХахтин, ПФГКаптерев, М.С.Каган); диалоговая концепция культур М.М.Бахтина и B.C. Библера; работы отечественных ученых о соотношении национального, общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философские и этнографические исследования и этнологические теории; современные теории этноса и этнического развития (С.А.Арутюнов, Л.Н.Гумилев, Э.СМаркарьян, М.Мид); дидактические труды по вопросам национальной специфики, национального менталитета (Г.Н.Волков), сопоставления русской и калмыцкой культур Мукаева О.Д., Оконов Б.Б.), оригинальная концепция этнокультурного подхода к построению системы образования на примере возрождающегося калмыцкого этноса, содержащая синтез идей этнокультурной коннотации, личностно-развивающей образовательной модели и билингвизма А.Б. Панькина.
Базой исследования явились Южная средняя школа Городовиковского района Республики Калмыкия, средняя школа №4 города Элиста Республики Калмыкия. Всего в эксперименте участвовало 250 учащихся.
Исследование проводилось в три этапа:
первый этап (2000 - 2001гг.) - изучение и анализ литературы по литературоведению, психологии и педагогике, теории и методике литературы, проведение констатирующего эксперимента, проверка знаний учащихся и выявление трудностей изучения русской литературы;
второй этап (2001 - 2002 гг.) - анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка методики изучения художественной литературы в условиях реализации национально регионального (этнокультурного) содержания русской литературы (этнокультурной коннотации), проведение обучающего эксперимента.
третий этап (2002 - 2003 гг.) анализ и обработка данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, внедрение разработанной методики этнокультурной коннотации.
Новизна и теоретическая значимость исследования:
- выявлены особенности этнокультурно коннотированной системы литературного образования Калмыкии;
- определены структурные элементы этнокультурного компонента содержания курса «Русская литература» (этнокультурологический учебный материал сопоставительного характера, сквозные этнокультурологические темы);
- уточнены методические пути реализации этнокультурного компонента в содержании курса русской литературы;
- предложены новые подходы к изучению русской литературы в калмыцкой школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
- определено содержание сквозных этнокультурологических тем, проведен отбор этнокультурологических текстов для сравнительно- сопоставительного анализа, корректирующих содержание школьных программ по русской литературе;
-разработана система уроков русской литературы с этнокультурным компонентом (сквозными этнокультурологическими темами) для старших классов калмыцкой школы, предполагающая взаимосвязанное изучение русской и калмыцкой литератур;
- результаты исследования могут быть использованы при разработке программ, учебников, учебных пособий по литературе для школ Калмыкии, для чтения лекций для студентов филологического факультета Калмыцкого государственного университета по дисциплине «Методика преподавания русской литературы», на курсах повышения квалификации в Калмыцком республиканском институте повышения квалификации работников образования.
Достоверность результатов исследования обусловлена методологической ориентацией на ведупще концепции отечественной педагогики и методики преподавания литературы, использованием методов, соответствующих поставленным целям и задачам, положительными результатами проведенного эксперимента.
Апробация основных положений диссертации проводилась на международной научно-практической конференции «Мировая словесность - детям» (январь 2000 года);
на международной научной конференции «Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения» (октябрь 2003 года);
на IX годичном собрании южного отделения РАО (2002 год), на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы, кафедры методики преподавания калмыцкого языка и литературы, кафедры педагогики и частных методик Калмыцкого государственного университета, методических объединений учителей-словесников города Элиста, на научно - практических конференциях в Калмыцком республиканском институте повышения квалификации работников образования, на семинарских занятиях студентов Калмыцкого государственного университета, в ходе экспериментального обучения на уроках литературы в школе №4 г. Элисты и в Южной средней школе Городовиковского района Республики Калмыкия. По теме диссертации опубликовано 7 работ.
На защиту выносятся следующие положения:
-этнокультурная направленность в изучении русской литературы способствует гуманизации образовательного процесса, развитию и совершенствованию этнокультурной коннотации литературного образования, совершенствованию нравственно-этической и социальной базы личности, осознающей себя представителем своего этноса, гражданином своей страны и субъектом мировой цивилизации;
-целенаправленное и системное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются сквозные этнокультурологические темы и этнокультурологический учебный материал сопоставительного характера, способствует более полному и глубокому постижению предмета русская литература, познанию традиций и культуры этносов ;
-отбор этнокультурологического учебного материала должен осуществляться с учетом этнических традиций и нравственного, эстетического, гуманистического потенциала произведений;
-изучение русской литературы должно строиться на культурологическом подходе и сравнительно-сопоставительном анализе художественных произведений с учетом задач этнокультурного литературного образования;
Гуманистическая ориентация современного образования
В последние годы происходит обращение образования к культуре, как среде, где происходит рождение и становление самобытного образа человека. Образованию принадлежит огромная роль в решении проблем человечества. Это главный институт общества, созданный для формирования и социализации, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных этнических ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему и, в конечном счете - индивидуальное и коллективное поведение людей. «Образование станет эффективным, когда в основу будут положены опирающиеся на науку представления о путях формирования человека, механизмах усвоения культуры». Образование и культура есть движение ко всеобщим навыкам и знаниям. «Образование в этом смысле представляет собой один из основных элементов социализации личности, идущей на протяжении всей ее жизни» [61].
Важнейшая задача гуманистически ориентированного образования - помочь детям овладеть созданным человечеством культурным достоянием, способствовать формированию личности как субъекта культуры, обладающего национальным самосознанием и общей мировоззренческой позицией, основанной на этническом понимании человеком мира. На первый план выступают задачи воспитания и образования поколений, которые должны преодолеть корпоративную мораль, спрятанную за маской этнических интересов принять универсальные общечеловеческие ценности, войти в мир своей родной, общероссийской и мировой культуры. Растет роль образования в жизнедеятельности народов, стран, индивидов, становится очевидной гуманистическая ориентация современного образования. Сторонники гуманистической позиции видят опасность в отставании духовной культуры человечества от материальной и считают, что недопонимание этой опасности приводит к кризису гуманистически ориентированного образования. Образование, теряющее гуманистический смысл (ориентацию на развитие личности), превращается в утилитарное научение знаний и умений. Гуманизм /Gumanus/ - человеческий, человечный, что равнозначно признанию человека как личности, имеющей от рождения равные с другими, независимо от национальности и вероисповедания, природные и социальные права быть свободной; развивать свои способности и таланты, нравственные качества; трудиться во имя утверждения благ человеческих; служить миру, дружбе людей; входить в систему общественных отношений с добрым расположением, уважением к достоинству каждого индивида; стремиться быть полезным обществу.
Точное определение сущности гуманизма дал И.Кант: «человечность, сотоварищество, человеколюбие», основные его составляющие «чувства блага, участливое отношение к окружающим людям и возможность общаться с ними с тем, чтобы человечество таким путем превратилось в товарищество взаимосотрудничающих, взаимопо нимающих людей».
Гуманистическое мировоззрение - это стержень личности, совокупность взглядов, убеждений, идеалов, определяющих духовность ценностные ориентации, собственное Я, творческое и деятельностное отношение к миру, к своему месту в обществе.
Образование в гуманистическом понимании - это не просто обучение. Задача обучения проще, чем проблема образования человека во всей полноте его жизнедеятельности. Если образование гуманистично, то оно, прежде всего, ориентировано на процессы формирования личности во всей многомерной полноте интеллектуального, этнокультурного, психологического и социального развития.
Этническая культура в содержании гуманитарных дисциплин
В условиях экономического кризиса, политической нестабильности, идеологического вакуума, приводящих к возникновению этнических конфликтов и военных действий, трудно переоценить роль гуманитарных предметов в решении важнейших задач сегодняшнего дня, связанных с формированием воспитательно-образовательных и этнокультурных функций школы, возвратом ей действительно национального характера. Воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам - одна из важнейших социальных задач. Решить ее - значит, во многом решить проблему национального согласия. Нельзя познать чужую культуру, отрешившись от своей собственной. Забывая культуру своего народа, мы подвергаем забвению самих себя и вместе с тем удаляемся от общечеловеческой. Современное образование исходит из уникальности каждой этнической группы, которая идентифицировала себя и признает общечеловеческие ценности. Формирование межнациональной толерантности невозможно без приобщения личности к общечеловеческим ценностям.
В процессе получения образования практически осуществляется восхождение от индивидуального к этносоциальному. Образование и культура есть движение ко всеобщим навыкам и знаниям. «Образование в этом смысле представляет собой один из основных элементов социализации личности, идущей на протяжении всей ее жизни» [61].
Идеи Л.Н.Гумилева, Н.Ч.Данилевского, А.Тойнби о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии сходных принципов функционирования различных этнокультур позволяют рассматривать и раскрывать взаимосвязи этнических культур через призму диалектики общего, особенного и единичного, а образовательный процесс строить как освоение этнокультурного опыта в конкретных формах. Такой подход приводит к осознанию полифоничности мира, уникальности каждой этнокультуры, обогащающей цивилизацию своей самобытностью и уникальностью. При такой теоретико-методологической установке субъект этноса соотносит себя с другими культурами и их носителями, осознавая свое место и предназначение в цивилизованном развитии. Региональная специфика, культурное и этническое своеобразие - однопорядковые явления в том смысле, что непосредственно влияют на формирование личности человека в процессе его формосоциологизации и адаптации к объективным условиям существования. Народы овладевают общемировой культурой, обогащая ее, развивают ее в свойственных им национальных формах.
В настоящее время, когда происходит бурный рост национального самосознания народов Российской Федерации, на первый план выступают задачи воспитания и образования поколений, которые должны преодолеть корпоративную мораль, спрятанную за маской этнических интересов принять универсальные общечеловеческие ценности, войти в мир своей родной, общероссийской и мировой культуры. Сегодня как никогда становится очевидным основополагающее значение принципа взаимодополняемости разнонациональных культурных систем как условия выживания, развития и благополучия общества.
Многочисленные исследования культурологов, философов позволяют рассматривать культуру в качестве специфического способа деятельности, связанного с процессом творческой саморегуляции личности и способствующего изменению и совершенствованию человека (А.Н. Леонтьев, B.C. Давидович, В.П.Зинченко, М.С.Коган, Е.М.Бабосов, В.С.Библер и др.).
Исследователи А.А.Беляев, Е.М.Жуков, СМ. Ковалев, А.М.Прохоров понимают культуру как знание, в котором содержится характеристика различных исторических эпох, этносов, различных сфер жизнедеятельности, информирующая об уровне развития общества, о творческих силах и способностях человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях в социуме.
Методические пути реализации этнокультурного компонента в содержании курса русской литературы
Методические пути реализации этнокультурного компонента в содержании курса русской литературы разработанный в РАО стандарт по литературе предусматривает формирование, наряду с художественной литературоведческой, и этнокультуроведческой компетенции. Под этнокультуроведческой компетенцией понимаются знания и умения, необходимые для общения на изучаемом языке в социокультурной сфере, для знакомства с русской литературой и другими видами искусства [107].Одной из задач, положенных в основу формирования содержания предмета «Русская литература» является приобщение к культуре русского народа и через русский язык и русскую литературу к культуре других народов России и мировой культуре[93]. В содержание этнокультуроведческой компетенции входят: - Общие представления о процессе развития русской нации, знание крупнейших исторических событий. Исторических деятелей:
- общие представления о мировоззренческих категориях (философских, религиозных, нравственных), нашедших отражение в духовной культуре.
- знание национальных традиций, фольклора, быта народа. Эти знания обеспечивают понимание культурных реалий и восприятие культурных аллюзий в процессе общения, помогают осуществлению межкультурной коммуникации [94].
Формирование этнокультуроведческой компетенции возможно путем введения национально-регионального компонента, т.е. в данном случае является частью предмета, точнее, частью учебного материала предмета «Русская литература».
Чтобы избежать широкого и узкого толкования НРК, назовем эту часть содержания предмета литература «этнокультурным компонентом». В своей работе мы будем использовать понятие этнокультурный компонент как часть понятия национально-региональный компонент. Элемент культурный в понятии этнокультурный компонент может означать всю совокупность знаний общечеловеческого, регионального и собственного характера о культуре, а элемент «этно» - этно-специфическое преломление, трансформацию этих знаний в сознании носителей данного языка и культуры. Этнокультурный компонент понимается нами как компонент, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного народа, этнической культуры, как компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с иными культурами России.
Учитывая опыт, накопленный в области разработки этнокультурного компонента в содержании обучения русской литературе, мы считаем, что основным структурным элементом этнокультурного компонента является этнокультурная информация. Основу этнокультурной коннотации гуманитарного образования составляет культуроведческая информация об этнической (материальной и духовной) художественной, мировоззренческой культуре.
Исходя из целей наших исследований, мы примем следующее определение учебной культуроведческой информации об этнической (материальной и духовной) художественной, мировоззренческой культуре — этнокультурная информация, направленная на формирование культуроведческой компетенции учащихся.
Задачей данной главы является разработка научно обоснованных критериев отбора культуроведческого учебного материала для уроков русской литературы этнокультурно коннотированнных школ в сопоставлении с федеральным содержанием учебных программ, определение возможностей реализации сквозных этнолингвокультурологических тем в содержании литературного образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие критерии отбора: содержательные критерии (информативность, культурологическая ценность, критерии типичности, критерии актуального историзма, занимательность, экзотичность). Важно определить культурологическую ценность учебных материалов. Культурологическая ценность - из каких составляющих складывается национальная картина мира, какие сведения позволяют сформировать целостное представление о культуре народов. Это ценности, которые сближают, роднят духовные цели разных народов. Критерии типичности - требуют отбора культуроведческого материала, отражающего реалии, явления традиции, обычаи, имеющие место в разных культурах или с другой стороны, отражающие особенности, свойственные только одной культуре. Критерии актуального историзма, отражающие актуальную культуру народа, имеют непреходящее значение и сегодня.