Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством Сизова Марина Борисовна

Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством
<
Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сизова Марина Борисовна. Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 2001 227 c. РГБ ОД, 61:01-13/1869-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Изучение современной лмтєратурн в школе в XIX' веке (история вопроса и практическое состодашге проблемы)

1.1 Включение произведений современной литературы в школьный курс (историк вопроса) 12

1.2 Основные подходы к изучению произведений современной литературы в школе (контент-анализ журнала «Литература в жколе» за девяностые годы) 42

1.3 Освоение учителями и учащимися произведений новейшей литературы (по материалам констатирующего эксперимента) 51

ГЛАВА II. Особенности совремєеной социокультурной ситуации. 2.1 Философское оммсление созремеиной социокультурной ситуации 70

2.1 Новейшая литература как часть современной социокультурной ситуации (в оценках ученых-литературоведов, критиков, писателей) 78

ВЫВОДЫ 100

ГЛАВА III. Изучение произведений новейшей литературы как способ подготовки, учащихся к диалогу с современным

3.1 Индивидуальный образовательный маршрут как путь подготовки учителей к преподаванию новейшей литературы 102

3.2 Работа с материалами информационного блока как способ изучения » школе произведений новейшей литературы 120

3.3. Результаты самостоятельного анализа учащимися произведений искусства конца XX века133

ВЫВОДЫ 153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 157

ПРИЛОЖЕНИЕ 169

Включение произведений современной литературы в школьный курс (историк вопроса)

В середине XIX века в системе школьного образования широкое распространение получили беседы с учащимися о прочитанных новейших произведениях. Беседы давали возможность ставить и обсуждать наиболее актуальные вопросы современности, способствовали формированию у школьников определенного мировоззрение Этот путь развктиж учащихся практиковался многими педагогами прошлого века.

Н.Г.Черныплевский, например, будучи в.. 50=х годах учителем Саратовской гимназии, часто приглашал к себе домой воспитанников старших классов, проводил с ними литературные беседы. Тематика этих занятий была необычайно широка и, как вспоминают ученики Н.Г.Черныжевского М.А. и И. А. Вороновы, в процессе обсуждений часто затрагивались проблемы новейшей литературы того времени (41, с. 24).

В.Г. Короленко в «Истории моего современника» описывает то впечатление, которое произвели на гимназистов книги Добролюбова, Некрасова, Тургенева, Шевченко: «Эта струя литературы того времени, этот особенный тон ее — взяли к себе мою...душу» (67, ст270); писатель рассказывает о том, как учитель В.В.Авдиев по окончании занятий в школе собирал у себя на квартире всех, кто интересовался литературой, знакомил с недавно изданными произведениями, критическими статьями, обсуждал прочитанное. Особенно привлекало юных гимназистов то, что современная км литература «прямо и женю указывала на наше положение... и затем уже сопровождала каждый наш жизненный шаг.. .это сразу роднило с нею» (67, с. 269).

В XIX веке знакомство с новыми явлениями искусства слова часто происходило за рамками школьного учебного процесса, о чем свидетельствует, например, и тот факт, что изданным Х.Д.Алчевской (4) ВО-х годах XIX века «Критический указатель книг для народного и детєжого чтения» (1884), предназначался не только для. практикующих учителей, но и для всех, кто интересуется литературой. В указателе дается перечень произведений, рекомендованных для читателей с разным уровнем литературной подготовки, предлагаются вопросы, раскрывающие содержание, определяющие стешешь понимания прочитанного. С целью облегчения проведения уроко ж бесед автор помещает в издании большое количество пересказов прочитанных произведений; дает список книг не только классиков русской литературы, но и широко представляет ряд новейших произведений, в который входят и малознакомые читателям имена.

В 1864 году В.Я.Стоюкин в книге «О преподавании русской литературы», излагая основные положения своей методической системы, рекомендует начинать обучать школьников литературному анализу с разбора произведений, близких современности: «Начинать чтение и разборы удобнее с произведений, близких к нашей современности, так как в них изображена обстановка жизни, более или менее знакомая ученикам, и не требующая многих исторических объяснений...по этим произведениям ученику легче понять, как жизнь отражается в литературе; он скорее заинтересуется вопросами, касающимися жизни знакомого ему общества...» (124, е.302).

Новейшая литература как часть современной социокультурной ситуации (в оценках ученых-литературоведов, критиков, писателей)

Взгляд на литературный процесс конца XX века с точки зрения современных тенденций, свойственных искусству в целом, помогает не только лучше понять специфику новейшей литературы, но ш наметить перспективы диалога с другими видами искусства.

В трудах деятелей наужи: Л.Я.Гинзбург, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Г.Л.Нефагиной; в работах современных критиков: АЗорина, АХшиса, Н.Ивановой9 В.Кулакова, В.Курицьша, М.Липовецкого, А.Машевского, АЫемзера, АПуржна, В.Халшгозва, М.Эшитейна и др., в высказываниях участников литературного процесса (поэтов и писателей): М.Айзенберга, И.Бродского, В.ЕрофеейЩ, В.Пелевина, Л.Рубинштейна, Г.Сапгира, О.Седажовой, В.Шарова и ір. подчеркивается, что специфика современной литературной сжтуашри обусловлена тем, ЧЕГО изучаемое явление развивается у нас на глазах; является еще мало устоявшимся, в еем еще не расставлены временем все акценты, не выявлены доминанты, поэтому в целях создания наиболее полной на данный момент картины литературной ситуации, оценивать ее необходимо с разных точек зрения.

В современной литературной критике существует мнение, что литературный процесс характеризуется как «смена литературных эпох», при которой ироисходит «тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя» (Н.Иванова. 49, с.З). Писатели, освобождаясь от жанровых, эстетических, тематических стандартов, начинают постепенно реализовывать собственную оригинальность, создавать принципиально иную картину мира. Постепенно образуется некая «единая общекультурная система, в которую на равных входят произведения, несущие традиционную функцию духовного возрождения, и литература, вышедшая из противостояния официозу» (Г.Л.Нефагина. 106, с. 12). Литература конца XX века с большим трудом поддается схематизации, что отмечается большинством ученых и критиков (Т.Г.Браже, Н.Иванова, Г.Л. Нефагина, А.Немзер), она многообразна в стилевом и жанровом отношении. Однолинейность литературного процесса в постсоветскую эпоху, по словам А.Немзера, была нарушена исчезновением «духовно-эстетического единства писателей», что послужило причиной разговоров в иечати о том, что налицо «исчезновение литературного процесса» (А.Немзер. 103, с.17).

Представления учителей о совремеиой литературной ситуации анализирует профессор Т.Г.Бражє в статье «Ознакомление педагогов с новейшей русской литературой (90-е годы)».

Новейшая литература как часть современной социокультурной ситуации (в оценках ученых-литературоведов, критиков, писателей)

В процессе анализа материалов констатирующего эксперимента было установлено, что одной из насущных проблем в области преподавания литературы является низкий уровень информированности педагогов относительно современного состояния литературного процесса. Как уже отмечалось, только 15% школьников (при д = 900), могут поговорить с учителем о проблемах современного искусства. Школьники не видят в учителе проводника знаний но вопросам из этой области. И сами преподаватели литературы признают за собой недостаточную объективность в оценке и анализе произведений искусства конца XX века. Поэтому, предложив слушателям курс лекций до новейшем литературе, мы задали им вопрос: «личные или профессиональные целж вы преследуете, посещая наши занятия?» Как и следовало ожидать, все участники эксперимента отметили, что и те, и другие. Вопрос не был формальным, так как, ответив на него положительно, каждый учитель оказался подсознательно более открыт и готов тк восприятию нового, мысленно решив, «зачем ему это нужно».

В результате анализа письменных отзывов преподавателей литературы было установлено, что у учителей, посещавших семинары, проводимые в рамках обучающего эксперимента на базе НМЦ Василеостровского, Калининского, Фрунзенского, Центрального районов города, возрос не только интерес к современным художественным текстам, но и «общекультурная компетентность» (О. Е. Лебеде, Н.И.Роговцева, А.П.Тряпшдьша.), позволившая им на достаточно высоком уровне разработать, ориентируясь на возможности и специфику своих классов, пути включения новейшей литературы в школьный курс.

В целях индивидуализации образовательного маршрута предложена трехуровневая структура, где первый «базовый» уровень знакомит с современной фазой культурно-исторического процесса. Учителя получают информацию, затрагивающую вопросы современной философии искусства, современные понятжмно=терминологжческие аспекты, проблемы новейшей эстетики, знакомятся с наиболее значительными произведениями последних лет-. На этом этапе используются коллективные формы работы: лекции, семинары,, заседания «круглого стола».

Второй уровень «выработка личностно-значимых ориентиров» содержит ряд методических разработок и рекомендаций, позволяющих понять специфику современного искусства, в частности, жанровую и тематическую раскрепощенность, свободу интерпретаций, восприятие мира как текста, фрагментарность, повышенную цмтатность, взаимосвязь «высокого» и «низкого» как основных томнонентов художественного творчества.

На этом этапе проводится также работа по самодиагностике, предлагаются варианты коррекции индивидуальных образовательных маршрутов.

75% участников экспериментальной группы, отбирая персоналии для собственного образовательного маршрута, в процессе обучающего эксперимента одновременно проектировали и программу развития своих учеников, устанавливай тем самым взаимосвязь личных читательских и профессиональных целей.

Похожие диссертации на Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством