Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение произведений В. П. Астафьева в школе Корнилова Изумира Николаевна

Изучение произведений В. П. Астафьева в школе
<
Изучение произведений В. П. Астафьева в школе Изучение произведений В. П. Астафьева в школе Изучение произведений В. П. Астафьева в школе Изучение произведений В. П. Астафьева в школе Изучение произведений В. П. Астафьева в школе Изучение произведений В. П. Астафьева в школе Изучение произведений В. П. Астафьева в школе Изучение произведений В. П. Астафьева в школе Изучение произведений В. П. Астафьева в школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Корнилова Изумира Николаевна. Изучение произведений В. П. Астафьева в школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Якутск, 2005 203 с. РГБ ОД, 61:06-13/321

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и методические основы изучения жизни и творчества писателя в школе

1.1. Психолого-педагогические категории исследования 10

1.2. Проблема изучения биографии и творчества писателя в литературоведении и особенности художественного мира В.П. Астафьева 29

1.3. Методические основы исследования 53

Глава П. Методика изучения произведений В.П. Астафьева в школе

2.1. Уровни литературного развития старшеклассников (описание констатирующего эксперимента) 81

2.2. Проблема отбора и систематизации материала в методике изучения произведений В.П. Астафьева в 5 - 11 классах (организация обучающего эксперимента) 88

2.3 Уроки изучения произведений В.П. Астафьева в среднем звене 103

2.3.1 Организация исследовательской и групповой работы в 5 классе при изучении рассказа «Васюткино озеро» 103

2.3.2. Урок - мастерская в 6 классе как способ выражения творческого потенциала учащихся 117

2.3.3. Включение регионального компонента в 7 классе («Бойе» В.П. Астафьева и «Кустук» Н.А. Лугинова) 128

2.3.4. Опыт сопоставительного изучения произведений В.П. Астафьева в 8 классе («Без приюта», «Фотография, на которой меня нет») 136

2.4 Уроки по творчеству В.П. Астафьева в старшем звене 142

2.4.1. Ролевая игра в 9 классе («Царь рыба») 142

2.4.2. Урок-семинар по повести «Пастух и пастушка» в 10 классе 157

2.4.3. Завершение изучения творчества В.П. Астафьева в 11 классе 170

Заключение 181

Библиография

183

Введение к работе

Перед современной школой стоит ответственная задача - формирование духовно развитой личности, способной легко адаптироваться к изменяющемуся социокультурному пространству. В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли литература занимает приоритетное место. Она способствует самоопределению, эволюции нравственных оценок и представлений, укреплению гражданской позиции учащихся. Однако не все художественные произведения отвечают этим требованиям. Многие не соответствуют и читательским запросам, и задачам литературного образования. В связи с этим крайне важно обращение к высокохудожественным произведениям с большими воспитательными возможностями.

Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась востребованной в наши дни. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня. Обращение к методическим рекомендациям (Г.И. Беленький, В.Г. Маранцман, Н.К. Силкин, Н.А. Бодрова, В.Н. Иванова, Г.М. Игнатова, О.А. Лапшина, Н.М. Лаури, Т.А. Пахомова, Н.Н. Полянских и другие) показало, что интерес к личности и творчеству В.П. Астафьева в школе велик. Педагоги успешно используют в своей работе воспитательные возможности его произведений, которые насыщены нравственными, социальными, философскими проблемами. Анализ методического опыта изучения творчества писателя выявил, что уроки не отличаются разнообразием. В основном, это уроки — беседы, в ходе которых сложно выяснить мнение каждого ученика по всем вопросам и выявить его восприятие. Очень редки обращения к проблеме автора, практически отсутствует работа по постижению авторского отношения к происходящему и героям, мало наблюдений за художественно — изобразительными средствами. Разговор об авторе заканчивается на уроке изучения биографии. Методисты и учёные рекомендуют не разделять биографию и творчество писателя

(В.Г. Маранцман, Н.Я. Мещерякова, Г.М. Гуревич, Л.Е. Стрельцова, Л.И. Сараскина). Анализ произведения без учёта авторского мировоззрения не может способствовать эффективному освоению художественного мира писателя. Именно в том и заключается специфика нравственного воздействия литературы, что читатель сверяет своё мнение с авторитетными оценками писателя — исследователя жизни, получает ценностные установки.

Отсутствие продуманной системы в преподавании современной литературы, в отличие от изучения творчества классиков, где материал распределён по классам, что позволяет осуществление постепенного и последовательного знакомства с их наследием, представляется нам серьёзной проблемой. Существующие методические рекомендации ориентируют школьного учителя на отдельные произведения В.П. Астафьева. В итоге у учеников остаётся фрагментарное представление о творчестве талантливого, самобытного писателя, который вобрал в себя и традиционную для русской классической литературы гуманистическую концепцию мира, и тенденции развития искусства слова на современном этапе. В связи с этим возникает необходимость создания более эффективной методики изучения произведений В.П. Астафьева в 5 - 11 классах, позволяющей создать целостную картину художественного мира писателя, с учётом особенностей психологического и возрастного развития школьников.

Всё вышесказанное обусловило выбор темы и актуальность исследования.

Объект исследования - процесс изучения современной литературы в школе.

Предмет исследования - методика изучения произведений В.П. Астафьева в 5 - 11 классах средней школы.

Цель; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики изучения произведений В.П. Астафьева в 5-11 классах.

Гипотеза исследования заключается в следующем: эффективное освоение художественного мира писателя в контексте общественной жизни и культуры России возможно, если:

выделяются нравственные «концентры» при знакомстве с творчеством В.П. Астафьева, актуальные для осознания учащимися на разных этапах литературного образования: «человек и природа», «любовь к малой родине», «семья в жизни человека», «человек на войне»;

продуман отбор произведений для изучения и внеклассного чтения с учётом возрастных особенностей школьников, их читательских интересов;

разрабатываются активные формы, пути и средства обучения, повышающие образовательный уровень учащихся и способствующие нравственному воспитанию школьников;

начиная с 5 класса организуется постижение теоретико-литературных понятий, связанных с проблемой автора (образ автора, рассказчик, повествователь, способы выражения авторской позиции).

Задачи исследования;

провести анализ психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы в аспекте исследования;

произвести отбор произведений для изучения и внеклассного чтения, учитывая особенности читательского восприятия, возрастного развития, интересы учащихся и задачи их литературного образования;

выявить возможности постижения учащимися 5-11 классов теоретико-литературных понятий (автор, рассказчик, повествователь, способы выражения авторской позиции) в процессе изучения произведений В.П. Астафьева;

разработать методику изучения произведений В.П. Астафьева в 5 — 11 классах;

- экспериментально проверить эффективность предложенной методики,
проанализировать результаты её применения.

Методологической основой исследования являются определение понятия «личность», «развитие и формирование личности» в философии (А.А. Радугин, А.Г. Спиркин, В.П. Тугаринов, П.П. Царьков), в педагогике (И.Ф. Харламов, В.И. Максакова), в психологии (Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская), исследования по теории художественного восприятия (Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, П.М. Якобсон), положения разных литературоведческих школ о личности и творчестве писателя (Ш.О. Сент - Бёв, И. Тэн, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.Ф. Переверзев), работы о принципах исследования творчества писателя (М.М. Бахтин, Д.Д. Благой, А.И. Белецкий, М.Б. Храпченко, Н.Н. Кушаев, Л.И. Сараскина, Л.Е. Стрельцова), труды по методике преподавания литературы (Ц.П. Балталон, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, В.Я. Стоюнин, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Я.А. Роткович, Г.И. Беленький, О.Ю.Богданова, И.С. Збарский, И.Е. Каплан, М.Г. Качурин, Е.Н. Колокольцев, Е.В. Квятковский, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман, Н.Я. Мещерякова, Н.Д. Молдавская и др.), связанные с проблемой диссертационного исследования. Методы исследования;

теоретический (анализ психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературы);

социолого-педагогический (анализ федеральных программ по литературе, анкетирование, опрос, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование, анализ контрольных срезовых работ);

экспериментальный (констатирующий и обучающий эксперименты, сопоставление их результатов);

статистический (анализ результатов эксперимента).

*

Экспериментальная база исследования; средние общеобразовательные школы № 1 г. Ленска, № 31 г. Якутска, лицей г. Ленска. Этапы исследования;

  1. этап (1998 - 2001гг.) - знакомство с опытом работы учителей, проведение констатирующего эксперимента среди одиннадцатиклассников средней общеобразовательной школы №1 г. Ленска; изучение психологических, педагогических, литературоведческих, методических работ по теме исследования; определение целей, задач, гипотезы исследования; разработка экспериментальной методики.

  2. этап (2001 - 2004гг.) — проведение обучающего эксперимента с целью выявления эффективности предложенной методики; анализ предварительных результатов и корректировка содержания эксперимента.

III этап (2004 - 2005гг.) - уточнение и корректировка отдельных
методических рекомендаций; систематизация и обобщение итогов
эксперимента; оформление диссертационного исследования.

Научная новизна;

  1. Теоретически обоснована и разработана методика системного изучения жизни и творчества В.П. Астафьева в 5 —1.1 классах, учитывающая возрастные и психологические особенности школьников;

  2. Разработаны и апробированы приёмы постижения теоретико-литературных понятий, связанных с проблемой автора (выделение авторских ремарок, нахождение прямой и косвенной оценки автора, понимание роли портрета, речевой характеристики героев и пейзажа как способов выражения авторского отношения, различение понятий «автор», «повествователь», «рассказчик»);

  3. Определены и экспериментально проверены активные формы работы, способствующие эффективному восприятию произведений В.П. Астафьева и нравственному воспитанию школьников (ролевая игра, творческая мастерская, семинар, элементы диспута).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

предложена теоретически обоснованная методика изучения творчества В.П. Астафьева в 5 - 11 классах, учитывающая художественное своеобразие произведений писателя и особенности читательского восприятия на разных этапах литературного образования;

разработаны формы и приёмы учебной деятельности, усиливающие интерес к творчеству и личности писателя, способствующие развитию читательских умений школьников и их творческого потенциала. Практическая значимость работы заключается в том, что

экспериментально проверена и внедрена в практику методика изучения произведений В.П. Астафьева в среднем и старшем звене; разработаны уроки и методические рекомендации, которые могут быть использованы в школьной практике (уроки, дополнительное литературное образование, элективные курсы в предпрофильном и профильном классах), могут стать основой для проведения лекций, семинаров для студентов и слушателей курсов повышения квалификации работников образования;

Достоверность и надёжность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью исходных положений диссертации, подтверждается результатами опытно - экспериментальной работы, свидетельствующими об эффективности предложенной методики, положительными оценками педагогов, принимавших участие в эксперименте (Л.А. Бондаренко, Л.В. Рыбкина, И.К. Саблина, СП. Тартыев, Т.С. Фёдорова, Т.Д. Харченко), представлением материалов исследования на научно-практических конференциях, семинарах.

Положения, выносимые на защиту: 1. Поэтапное знакомство с жизнью и произведениями В.П. Астафьева в

5 -11 классах способствует более полному представлению о

художественном мире писателя, позволяет эффективно использовать

воспитательный потенциал его прозы;

  1. Внедрение в процесс изучения произведений теоретико-литературных понятий, связанных с проблемой автора (автор, рассказчик, повествователь, способы выражения авторской позиции), совершенствует навыки анализа эпического произведения, расширяет знания учащихся о природе искусства слова, обеспечивает понимание своеобразия мироощущения писателя, помогает формированию вдумчивого читателя;

  2. Использование продуктивных форм и приёмов работы (выявление способов выражения позиции автора, разноуровневые сопоставления, составление малых критических хрестоматий, творческие упражнения) усиливает познавательную и творческую деятельность учащихся, развивает читательские интересы.

Апробация работы

Положения диссертационного исследования были изложены в выступлениях на методических совещаниях учителей русского языка и литературы, районных педагогических чтениях в г. Ленске, на региональном семинаре «Интеграция предметов как средство развития интеллектуально - творческих способностей учащихся» (Ленек, 2002г.), на республиканском форуме словесников (Якутск, 2003 г.), на всероссийской научно - практической конференции «Актуальные проблемы функционирования, преподавания и изучения русского языка и литературы в современных условиях» (Якутск, 2004г.), на фестивале педагогических идей «Открытый урок», проведённом Издательским домом «Первое сентября» (г. Москва, 2004г.), на фундаментальных курсах ИПКРО (Якутск, 2005г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Психолого-педагогические категории исследования

Вопросы, касающиеся нашего исследования: «личность», «формирование личности», «нравственность» - являются основными точками интеграции философии, педагогики и психологии. Мы не ставили целью рассмотреть все существующие теории личности. В аспекте исследования представляет интерес значение понятия «личность». Известно, что педагогика опирается на философию и психологию. В философской энциклопедии дается следующее определение личности: «Личность, общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) устойчивую систему социально — значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; 2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности» [220].

В.П. Тугаринов характеризовал личность по следующим параметрам: разумность, ответственность, свобода, личное достоинство, индивидуальность [214, с.216]. А.Г. Спиркин определил личность как «индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав, обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм» [207, с.210]. По мнению А.А. Радугина: «Личность — это полноценный субъект предметно — преобразовательной и культурно — исторической деятельности» [191, с. 190]. П.П. Царьков понимает под личностью «уникальную субъективность, неповторимое своеобразие внутреннего мира человека, свойства, не поддающиеся измерению и сравнению» [229, с.236].

Анализ литературы показал, что в философии понятие «личность» составляет единство двух аспектов: социального и биологического. Проблема личности в философии — это вопрос о том, какое место занимает человек в мире, его социальная роль. Окружающая человека социальная среда является необходимым обеспечением целостности личности. Человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, обладающий самосознанием и мировоззрением, есть личность. Социальная жизнь человека и является полем проявления личностных свойств. Но и без биологического начала, то есть конкретных природных задатков и способностей, личность не состоится. Как видно из философской литературы, личность возникает за счет внутренних сущностных (биологических) сил, но формируется под влиянием социальных факторов. В становлении цельной личности играет свобода творчества, деятельность, общение, а также способность самоорганизации.

Из философских концепций о личности вытекают педагогические положения о человеке и его воспитании. В педагогике понятие личность включает в себя социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки, делающие его общественным существом. Биологическую характеристику человека в это понятие педагогика не вводит, но при этом не отрицает влияния биологического на развитие личности. И. Ф. Харламов дает такое определение личности: «Понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно» [225, с.229]. По мнению В.И. Максаковой, личность - это участник совместного и в то же время разделённого труда и носитель определённой системы отношений; выразитель и одновременно исполнитель общепринятых требований и ограничений; носитель значимых для других и для него самого социальных ролей и статусов; сторонник определённого образа жизни. «Быть личностью, - считает она, - это неотъемлемое свойство, естественная прирождённая видовая характеристика человека». В своей работе В.И. Максакова характеризует личность по следующим параметрам: социальность, разумность, духовность, креативность, целостность, противоречивость. [138, с.27]. В философии и педагогике понятия «личность» и «человек» дополняются понятием «индивидуальность». Есть совершенно противоречивые оценки: «Индивидуальность - это своеобразный набор свойств, которые распространены, неоригинальны и присущи в той или иной степени различным людям» [229, с.85]. «Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает личности своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения» [225, С.61].

Мы разделяем мнение В.И. Максаковой, которая считает, что индивидуальность - это непохожесть на других. Она обнаруживается как на физиологическом и психологическом уровнях (индивидная индивидуальность), так и на уровне поведения, социального взаимодействия, самореализации (личностная, творческая индивидуальность). Таким образом, индивидуальность интегрирует особенности организма и личности конкретного человека [138, с.27].

Разные характеристики личности, индивидуальности свидетельствуют о том, что в науке нет точного единого определения этих понятий. При всём многообразии существующих определений, есть нечто общее В ИХ педагогическом толковании. Индивид — характеристика каждого из нас как представителя человеческого рода. Личность — порождение социокультурного контекста, носитель социальных ролей. Индивидуальность — отражение уникальности, неповторимости человека в сочетании, соединении специфическим образом его индивидных, личностных, субъектных проявлений. Мы в своей работе с разными учащимися должны опираться на положение об уникальности и своеобразии индивидуальных качеств человека. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов. Понятие «личность» мы понимаем как социально - психологическую сущность человека, формирующуюся в процессе усвоения человеком общественных норм, общественно — исторического опыта человечества. Индивидом мы рождаемся, а личностью становимся под влиянием жизни в социуме, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.

Определившись с понятием «личность», мы получаем возможность включить в сферу рассмотрения вопрос об её развитии, формировании.

В педагогической и психологической литературе известны такие определения этого сложного процесса: развитие - способность индивида к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления (П.П. Блонский) [34], обучаемость, то есть способность достигать в более короткий срок высокого уровня усвоения (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская) [36], формирование теоретического мышления, в том числе способность к «внутреннему плану действий» (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов) [233, 75], чувственный опыт, познание сущности явления, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающее (Л.В. Занков) [80], готовность человека к самостоятельной организации своей деятельности в соответствии с возникающими задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее усвоенных (И.Я. Лернер) [126], становление индивида субъектом социальной жизнедеятельности в процессе активного включения в систему социальных связей и усвоение им системы социальных отношений (А.В. Мудрик) [149].

Проблема отбора и систематизации материала в методике изучения произведений В.П. Астафьева в 5 - 11 классах (организация обучающего эксперимента)

Результаты констатирующего эксперимента обозначили основные направления нашей экспериментальной работы. Мы поставили следующие задачи обучающего эксперимента:

- отобрать художественные произведения, отражающие разные грани творчества В.П. Астафьева, отвечающие потребностям нравственного воспитания;

- акцентировать скрытое изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для формирования культурного читателя;

- выделять начиная с 5 класса авторскую позицию;

- внедрять в учебный процесс активные формы работы, позволяющие поднять интерес учащихся к личности писателя путём изучения его произведений.

Как и всякий другой вид обучения, процесс изучения творчества писателя должен представлять собой последовательное и систематичное овладение знаниями. Мы попытались в своем исследовании скоординировать принцип системно - комплексного изучения жизни и творчества В.П. Астафьева. Для этого мы, проанализировав ряд действующих программ и основываясь на некоторые из них, предлагаем свои рекомендации: блочная подача материалов по биографии писателя по классам, начиная с 5 по 11 классы, отбор произведений для внеклассного чтения и материала по теории литературы, который можно давать на этих уроках. Соблюдение принципов поэтапности и систематичности обеспечит эффективное освоение творчества писателя в его движении и развитии в контексте общественной жизни и культуры. Предлагаемая методика должна использовать огромный воспитательный потенциал произведений В.П. Астафьева, чтобы у учеников закрепилась потребность в дальнейшем общении с художником слова, желание обращаться к его книгам и после окончания школы.

Изучение творчества В.П. Астафьева в 5-11 классах призвано дать относительно полное представление о художественных особенностях его произведений, эстетических и этических принципах писателя, их отражение в его творчестве, фактах биографии. Из большого количества литературного материала мы отбирали то, что доступно пониманию учащихся того или иного возраста. Таблица состоит из таких разделов: «Произведения для чтения и изучения в классе», «Произведения для самостоятельного чтения», «Нравственные проблемы», «Место произведения в курсе обучения», «Сведения об авторе», «Теория литературы». Разработанная нами методика изучения жизни и творчества В.П. Астафьева предполагает распределение произведений для чтения и изучения, для внеклассного чтения, биографического материала, теоретико-литературных понятий, выделение нравственных проблем, что отражено в следующей таблице.

- обеспечение последовательного восприятия жизни и творчества писателя

Предлагаемая методика из года в год обогащает учеников знаниями о писателе и его творчестве. Кроме того, ученики каждый год, взрослея сами, могут наблюдать нравственное взросление астафьевских героев. На каждом этапе обучения преследуются определенные цели. В 5 — 6 классах задача учителя - создать особый эмоциональный настрой, приблизить писателя к ученику, помочь увидеть живого и близкого человека, стимулировать дальнейший интерес к его произведениям. Руководством для нас послужили слова В.Г. Белинского, который создал целостную теорию художественного творчества как выражения личности писателя: «Источник творческой деятельности поэта есть его дух, выражающийся в его личности, и первого объяснения духа и характера его произведений должно искать в его личности» [29, 254 с].

В среднем звене ученики знакомятся с детскими рассказами писателя. Здесь они узнают героев Астафьева, находчивых, сметливых, самостоятельных, чутких к красоте природы, любящих ее и уважающих ее законы. В пятом классе при изучении рассказа «Васюткино озеро», кроме тех основных проблем, которые указаны по программе: формирование характера подростка, его сопротивление обстоятельствам, есть отголоски проблемы «человек и природа», их содружество и сотрудничество, намечается мысль о том, что только человек разумный, обладающий перечисленными выше качествами, может выжить в такой ситуации, в которой оказался Васютка (эту проблему автор в полный голос заявит в натурфилософском романе «Царь — рыба»). В этом классе необходимо дать следующие сведения об авторе: детство в деревне Овсянка, раннее сиротство, воспитание у бабушки. В 6 классе проводим урок внеклассного чтения по рассказу «Зорькина песня». Этот рассказ продолжает тему, поднятую в «Васюткином озере»: воспитание доброго чувства к окружающей среде, чуткости к красоте природы. На этом уроке создается особый эмоциональный настрой: ученики должны почувствовать тонкий лиризм автора.

В седьмом классе нам предоставляется возможность познакомить учеников с другой особенностью художественного стиля В.П. Астафьева: голос автора становится более жестким, когда он описывает такие качества человека, как жестокость, безответственность, рвачество. Из биографии сообщается о проживании в семье отца, человека безответственного и легкомысленного, значение цикла «Затеей» в творчестве писателя. На уроке были использованы элементы сопоставления затесь В.П. Астафьева «Бойе» и рассказа Н.А. Лугинова «Кустук». Семиклассники учатся выявлять авторское отношение к изображаемому, узнают об отличии понятий «рассказчик» и «повествователь»

Восьмиклассники знакомятся с новыми фактами биографии автора: пребывание в детском доме, беспризорщина, учёба в ФЗО. Творчество В.П. Астафьева представляют рассказы «Фотография, на которой меня нет» и «Без приюта», относящиеся к разным книгам цикла «Последний поклон». В восьмом классе учащиеся получают представление о мировоззрении писателя, его нравственном и эстетическом идеале.

В девятом классе по программе в разделе «Русская литература 60-90-х годов XX века» для чтения и изучения предлагаются главы из повествования в рассказах «Царь - рыба». Выявление основных этапов эволюции писателя, обозначение эстетических и мировоззренческих основ литературной деятельности - вот вопросы, на которых акцентируется внимание учеников в этом году.

Включение регионального компонента в 7 классе («Бойе» В.П. Астафьева и «Кустук» Н.А. Лугинова)

В программе по литературе большое место занимают произведения, связанные с природой, родной землёй, человеком на ней. Тем не менее отметим, что не так часто уделяется внимание проблемам связи человека с миром природы, с братьями нашими меньшими. Сегодня, в условиях всемирного экологического кризиса, проблема воспитания в детях бережного отношения к природе, личной ответственности за неё становится всё больше актуальной. Поэтому выбор учителя больше должен останавливаться на произведениях, способных вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. Одним из таких произведений является рассказ В.П. Астафьева «Бойе», который мы предлагаем для внеклассного чтения в седьмом классе. Этот рассказ входил в «Затеей», которые В.П. Астафьев писал с 50-х годов до последних лет жизни. Первые произведения этого цикла появились в то время, когда в современной литературе появилась тенденция к короткому рассказу (Ю. Бондарев «Мгновения», В. Солоухин «Камешки на ладони», В. Крупин «Зёрна»).

Тема «Затесей» В.П. Астафьева - «эпизод, обобщённый случай» (Н. Иванова) [88], «фотографии минут горя, восхищения, страдания, хоровод остановленных мгновений» (В .Я. Курбатов) [112], «живой пульс современности» (А.И. Малютина) [139], «настроения, коротенькие события, яркие штрихи жизни и всегда раздумье над тем, что встречалось писателю» (А. Фоменко) [222], «откровенные признания в любви к родным березам, к родным местам, к русской поэзии, к народным преданиям, восхищение перед величием духа русских людей и выражение радости от общения с ними, открытая боль за поруганное или уничтоженное человеческое счастье и гнев, вызванный равнодушием, эгоизмом, бесхозяйственностью» (Н.Н. Яновский) [237].

Сам писатель говорил: «Поход начинается с песни. Дорога - с «затесей», -так говорят в народе. Много лет пишу я эти «затеей», то, что видел или слышал когда - то, что запало в душу, оставило в ней зарубку».

Исследователи затрудняются с определением жанра этих произведений. А.Н. Макаров назвал их «лирической публицистикой» [137, с.41]. Н.Н. Яновский писал по этому поводу: «Жанр произведений, вошедших в книгу «Затеей» (1972), часто бывает трудно определить: что это - короткий ли рассказ, зарисовка, этюд или стихотворение в прозе? Вероятней всего и то, и другое, и третье» [237, с. 134]. Сам В.П. Астафьев не называл их ни рассказами, ни очерками, ни этюдами. Он считал, что это свободные, не скованные литературными условностями, рамками жанра заметки памяти.

Отмечается также особое качество «Затесей», то, что В. Кожинов назвал «напряжённым внутренним лиризмом» [103, с.59].

Выразительный рассказ «Бойе» стал основой для первой главы повествования «Царь - рыба». Это произведение удачно вписывается в программу и отвечает требованиям литературного образования. Небольшой рассказ о преданной и умной собаке, верно служившей своему хозяину, человеку никчемному, и в финале убитой конвоиром, сопровождающим ее арестованного хозяина, произвел глубокое впечатление на детей. Кроме этого, как нам кажется, выбранное произведение подготовит учеников к восприятию творчества зрелого и позднего Астафьева, так как здесь уже чувствуется жесткость его этической позиции, столь бескомпромиссной в его поздних произведениях. Это его непримиримость к «пустобрехам» и рвачам, а также к человеческой жадности, корысти и злобе.

Ученики в заключение должны составить представление о В.П. Астафьеве как о писателе мудром, интересном, умеющем просто и искренне разговаривать с детьми о самом важном и нужном. Перед уроком дается опережающее задание: прочитать рассказ Н.А. Лугинова «Кустук», чтобы сопоставить его с произведением «Бойе». Оборудование урока: портрет писателя (фотография), выставка книг «Последний поклон», «Затеей», ксерокопии рассказа «Бойе».

Начинается урок вступительным словом учителя, где объявляется тема, ставятся цели и задачи, намечается его связь с предыдущей темой. Далее вспоминаем рассказы Астафьева, изученные в 5-6 классах. Беседа занимает минут пять. Вспоминаем сюжет, героев, выясняем общее в их характерах. Ученики говорят о том, что Васютка и Витя - деревенские ребята, выросшие на природе, знающие и любящие ее. Из таких детей не может вырасти плохой человек. В конце беседы делается вывод, что такие дети, и повзрослев, не потеряют себя в этой жизни и сохранят доброту, душевную чуткость. Об этом свидетельствует и жизнь самого автора, ведь это он вспоминает о своем детстве, видит себя маленького в героях своих рассказов. Это он сначала пережил то, что переживают потом его герои. На данном этапе урока вспоминаем понятие «автобиографические произведения» и добавляем, что автобиографичность - это характерная черта прозы Астафьева. Он предпочитал писать о том, что сам пережил, прочувствовал.

Далее следует сообщение учителя о детстве писателя (раннее сиротство, воспитание в доме бабушки и дедушки, пребывание в семье отца, человека непутевого и безответственного, детский дом). Затем обзорное знакомство с книгой «Затеей». Напоминаем ребятам о том, что Васютка в лесу искал затеей -зарубки, которые делают на деревьях, чтобы не заблудиться. И эта книга В.П. Астафьева представляет собой своеобразные рассказы - затеей, которые помогают читателю определиться в жизни, заставляют его думать, размышлять. После обзорного знакомства с книгой читаем текст, он небольшой, читается за 5-7 минут. Рассказ производит на ребят большое впечатление, их первая реакция: жалко собаку.

Выясняем, от чьего лица ведётся повествование. Ученики, как правило, отвечают: от лица В.П. Астафьева. Учитель знакомит детей с формами выражения авторского начала: повествователь и рассказчик. После этого семиклассники понимают, что в рассказе повествование ведётся от лица рассказчика. Здесь также важно сказать, что автор и реальный писатель не одно и то же лицо.

Переходим к обсуждению рассказа. Выявляем отношение рассказчика: «собака, прежде чем стать собакой, побыла, наверное, человеком...», «...Бойе был труженик, и труженик бескорыстный», «... без работы Бойе жить не мог», «...Бойе умел все и даже больше, чем полагается уметь собаке», красота и ум были в глазах», «...ухмыляется», «...он по-человечески скорбно вздохнул и умер, ровно бы жалея кого-то». Отсюда ребята делают вывод о том, что рассказчик относится к ней с уважением, как к человеку. Далее ставится вопрос: «Он относится так ко всем собакам?» Ученики говорят, что он не любит «закормленных конфетами шавок», «пустобрехов», потому что они, в отличие от лайки, не зарабатывают сами свой хлеб. Животные оцениваются рассказчиком по степени их полезности.

Следующий вопрос: «Как Бойе относится к людям?» Он кормит семью, любит своего непутевого хозяина, доверяет всем людям без исключения. Даже когда пытались его украсть, он чувствовал себя виноватым в том, что произошло. Он спас Кольку от медведя, к нему же привел людей, когда Колька заблудился в тайге и чуть не замерз в снегу. Но действительно ли заслуживают люди такой преданности и доверия? «Не все» - отвечают дети. Ученикам дается задание: разделить на две группы героев рассказа. Они без особого труда делят героев на «дармоедов», «рвачей» и тружеников.

Похожие диссертации на Изучение произведений В. П. Астафьева в школе