Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Проблема школьного изучения лиро-эпических произведений русской классики XIX века (на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души») 13
1.1. Изучение поэмы Н.В. Гоголя в школах России: традиции и современные тенденции 13
1.2 Анализ состояния преподавания поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в якутской школе 21
1.3. Трудности восприятия лиро-эпических произведений якутскими школьниками (на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души») 26
Выводы к 1 главе 43
Глава II. Теоретические основы «целостного» изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в школе 44
2.1. Родовые признаки лироэпики и вопросы её школьного изучения 44
2.2. Эффективные пути рассмотрения лирических и эпических элементов произведения в школе и читательская деятельность школьника 48
2.3. Литературоведческие и критические основы содержания и путей целостного анализа поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 56
2.4. Учёт этнопсихологических особенностей якутских школьников при выборе пути и средств рассмотрения гоголевского текста 80
2.5. Дидактические возможности цветографических средств целостного изучения гоголевского текста 84
2.6. Русско-якутские литературные связи в аспекте поставленной проблемы 92
Выводы ко 2 главе 97
Глава III. Специфика целостного анализа поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в старших классах якутской школы 98
3.1. Особенности анализа сюжета и композиции гоголевской поэмы (из вводных уроков) 98
3.2. Рассмотрение системы помещиков в поэме (из уроков в 9 классе) 115
3.3. Изучение структуры основных образов поэмы (из уроков в 9-Ю классах 122
3.4. Особенности изучения художественного языка гоголевского произведения (из уроков в 9-10 классах) 148
3.5. Результаты проведённого эксперимента 160
Выводы к 3 главе 168
Заключение 169
Библиография 173
Приложение 189
- Изучение поэмы Н.В. Гоголя в школах России: традиции и современные тенденции
- Родовые признаки лироэпики и вопросы её школьного изучения
- Особенности анализа сюжета и композиции гоголевской поэмы (из вводных уроков)
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Возрождение духовности в современном обществе связано с установлением общечеловеческих нравственных, эстетических, гуманистических и гражданственных ценностей. В этой связи особую значимость приобретают вопросы современного прочтения произведений русской классики и поиск новых эффективных путей их школьного рассмотрения, учитывающих художественную специфику произведений и способствующих духовно-нравственному, интеллектуальному, эмоциональному, литературному развитию современных школьников, повышению их эстетической восприимчивости и интереса к русской классике.
«Мёртвые души» Н.В. Гоголя, как и другие лиро-эпические произведения русской классики XIX века, занимают особое место в методике преподавания литературы, в первую очередь, уникальностью своих родовых признаков, определивших трудности читательского восприятия и понимания гоголевского творения. Об этом в своё время задумывался сам Гоголь, справедливо видя его решение в повышении общей читательской культуры.
Степень разработанности проблемы. Художественному мастерству Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души», в целом в его творчестве посвящены многочисленные литературоведческие и критические исследования. В этом аспекте, на наш взгляд, представляют интерес работы об особенностях художественного мышления Гоголя (Е.И. Анненкова, А.Е. Дмитриева, И.П. Золотусский, Д.И. Чижевский и др.); о своеобразии поэтики в творчестве Гоголя (А. Белый, М. Вайскопф, С.А. Гончаров, Ю.В. Манн, СИ. Машинский и др.); об идейно-эстетическом содержании поэмы Н.В. Гоголя (В.А.Воропаев, Л.И. Ерёмина, И.П. Золотусский, Д.П. Ивинский, Ю.Н. Кутафина, М.Е. Музалевскии, А.В. Петров, Е.А.Смирнова, В.Н.Топоров и др.); о биографии писателя ( П.К. Боголепов, В.В. Вересаев, И.П. Золотусский, В.Ш. Кривонос и др.); о специфике языка в творчестве Н.В. Гоголя (Ю.Я. Барабаш, В.В. Виноградов, В. А. Воропаев, Ю.Я. Кожин и др.).
К проблеме изучения поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя в школе в разное время обращались такие методисты, как М.А. Беляев, С.К. Бирюкова, A.M. Докусов, Н.В. Колокольцев, М.Г. Качурин, Т.Ф. Курдюмова, Л.В.Тодоров, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская и другие. В их работах, составивших методическую базу школьного изучения поэмы, выявлены как трудности (жанровая специфика, синкретичность поэтической системы, глубина идейно-эстетического содержания), так и пути её школьного изучения: целостный анализ (вслед за автором) с пообразным рассмотрением (A.M. Докусов, М.Г. Качурин); проблемный путь (Л.В.Тодоров); акценты в изучении стиля Гоголя, манеры его повествования (В.Г. Маранцман), жанровые особенности произведения (Н.Д. Молдавская), культуроведческая лексика (С.К. Бирюкова) и др.. При этом, методисты обращают внимание на важность учёта лиро-эпической природы «Мёртвых душ», «целостного» подхода в изучении лирического и эпического начал в поэме Н.В. Гоголя. Но, в целом, этот сложный как в литературоведческом, так и в методическом плане вопрос недостаточно исследован и затрудняется, с одной стороны, низким читательским интересом современных учащихся к русской классике, а с другой, - недооценкой в школьной практике изучения художественного текста в тесной связи «содержания» с «формой».
Важность учёта родовой специфики произведения при выборе путей, форм, методов и приёмов изучения художественного произведения в школе была подчёркнута ещё в трудах классиков методической науки конца XIX (В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский и другие) - начала XX века (В.В. Голубков, М.А. Рыбникова и другие). Большой вклад в методологию и методику школьного анализа, в решение вопросов изучения художественных произведений в их родовой специфике, изучения теоретико-литературных понятий, изучения языка и стиля внесли крупные методисты русской и национальной школы (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, А.Д. Жижина, Е.Н. Колокольцев, А.Г. Кутузов, Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман, Г.А. Обернихина, З.С. Смелкова, Л.В. Тодоров, Р.З. Хайруллин, М.В. Черкезова и другие), подчёркивающие обучающий и развивающий характер процесса изучения литературного произведения в школе..
Много внимания этим вопросам уделяют учёные-методисты Республики Саха (Якутия): С.К. Колодезников, М.Я. Мишлимович, СМ. Петрова, Е.М. Поликарпова и др.
Теория и методика школьного анализа композиции художественного произведения впервые были разработаны в трудах таких методистов-классиков, как М.А. Рыбникова, В.В. Голубков; развиты в работах современных исследователей (А.Б. Есин, И.А. Подругина, Н.А. Соснина, Е.И. Целикова и др.). В них данный анализ отнесён к логическому типу аналитической деятельности читателя-школьника; необходимость применения которого методисты видят там, где произведение по ряду причин трудно воспринимается учащимися. В работах по теории композиции в литературоведении (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.) и в методике обучения (А.Б. Есин, СИ. Кормилов и др.), а также в современной справочной литературе по теоретико-литературным понятиям и терминам указано на функциональность композиции художественного произведения, то есть на её содержательность и смысловую нагрузку.
Многие психологи (B.C. Выготский, О.Н. Никифорова, П.М. Якобсон и др.) и методисты (О.Ю. Богданова, A.M. Докусов, В.Г. Маранцман и др.), раскрывая особенности читательского восприятия, подчёркивают его связь со школьным анализом. Исследования методистов национальной школы (С.К. Бирюкова, А.Д. Жижина, Д.А. Клумбите, К.М. Нартов, З.С Смелкова, Л.В. Тодоров, М.В. Черкезова и др.) показали этнокультурные закономерности восприятия школьниками инонациональной литературы, необходимость использования взаимосвязей с родной литературой в целях повышения эффективности изучения русской литературы. В исследованиях учёных отмечается целостная, диалогическая природа эстетического (полноценного) восприятия художественного произведения как искусства слова, его слияние с процессом мышления.
В этом аспекте интересны исследования о пространственных представлениях якутов в духовной и материальной культуре (Т.П. Аммосова, С.К. Колодезников, Д.С. Макаров); о доминанте синтетического кода в восприятии якутских школьников и студентов (Р.Г. Томская, А.П. Оконешникова); исследования русско-якутских литературных связей в аспекте темы (Т.П. Башарин, А.А. Бурцев, П.В. Максимова, Н.В. Покатилова, СМ. Петрова, Л.Н. Романова и др.); работы в области этнопедагогики, этнопсихологии и социологии (У.А. Винокурова, Д.А. Данилов, А.П. Оконешникова, И.С. Портнягин и др.)
Анализ данных теоретических исследований и практического опыта преподавания поэмы «Мёртвые души» обусловили постановку темы исследования и выявили противоречие в проблеме школьного изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Оно заключается в том, что:
- авторская установка на аналитико-логическое восприятие и понимание поэмы, с одной стороны, актуализирует теоретико-литературные знания, поиски логических путей изучения гоголевского текста, с другой стороны, становится условием постижения образа автора в поэме и, в целом, полноценного восприятия поэмы как лиро-эпического произведения.
Всё вышеизложенное, затрудняя школьное изучение и понимание поэмы Н.В. Гоголя учащимися, приводит к мысли о необходимости разработать такую методику изучения гоголевского произведения в якутской школе, которая отвечает как лиро-эпической природе произведения, так и этнопсихологическим особенностям школьников-якутов, условиям билингвизма в школьном обучении, а также решает проблему изучения текста в единстве его формы и содержания.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику «целостного» изучения произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души», учитываюшую как его художественную природу, так и национально обусловленные особенности мышления якутских школьников, специфику восприятия ими гоголевской поэмы.
Объект исследования - процесс преподавания литературы в старших классах якутской школы.
Предмет исследования - методика школьного изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в школах Республики Саха (Якутия).
Гипотеза исследования. Постижение старшеклассниками якутской школы идейно-художественного своеобразия поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» как произведения лиро-эпического жанра, а также повышение их читательского интереса к русской классике возможно при условии:
- учёта специфики восприятия учащимися поэмы Н.В. Гоголя;
- выявления идейно-художественных особенностей поэмы «Мёртвые души», её ассоциативных взаимосвязей с якутской культурой и литературой;
- внедрения в учебный процесс на разных этапах анализа поэмы эффективных методов и приёмов работы с художественным текстом, учитывающих художественную природу произведения и национально обусловленные особенности психологии школьников;
- использования в процессе аналитической работы с текстом поэмы цветографических средств наглядности, отражающих её художественное своеобразие; введения элементов поисково-исследовательской деятельности.
Цель, предмет и выдвинутая гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- провести анализ литературоведческой и методической литературы, посвященной творчеству Н.В. Гоголя и изучению его поэмы «Мёртвые души» в общеобразовательной школе; проанализировать школьные программы и учебники в аспекте темы исследования;
- рассмотреть состояние преподавания поэмы Гоголя в якутской школе;
- выявить возрастные и национально обусловленные особенности мышления школьников; специфику восприятия ими гоголевского текста;
- разработать методику изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» с учётом своеобразия жанра произведения и национально обусловленных особенностей психологии восприятия школьниками-якутами поэмы Гоголя, а также приёмов, реализующих взаимосвязь изучаемого материала русской литературы с родной;
- экспериментально проверить предложенную методику изучения поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» в старших классах якутской школы.
Методологической основой исследования являются основные принципы развивающего обучения: ведущая роль теоретических знаний (Л.В. Занков), движение от общего к частному, от системного к единичному (В.В. Давыдов); актуальные положения современной педагогики, этнопедагогики о деятельностном и культурологическом подходе в обучении (Д.А. Данилов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.); герменевтические положения о взаимосвязи и взаимообусловленности макро- и микроуровней текста в философии и литературоведении (Х.-Г. Гадамер, Ю.В. Манн, М.Е. Музалевский, П. Рикёр, С. Фуссо и др.); положения о тесной связи восприятия и мышления, знаковой форме передачи информации в психологии (Р. Арнхейм, Ю.М. Лотман, А.Н. Леонтьев и др.); роли теоретико-литературных понятий в обучении (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Г.Н. Ионин, В.Г. Маранцман, С.А. Леонов и др.); современные исследования по методике преподавания литературы в национальной школе (С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, З.С. Смелкова, СМ. Петрова, Л.В. Тодоров, М.В. Черкезова и др.), связанные с проблемой диссертационного исследования. Методы исследования:
теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, литературоведческой, методической литературы; анализ действующих программ и учебно-методической литературы;
экспериментальные: организация и проведение педагогического эксперимента; наблюдения за современным состоянием преподавания поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в якутской школе, изучение педагогического опыта учителей-практиков (анкетирование, беседы с учителями, учащимися и выпускниками основных сельских и городских школ Республики), ретроспективный анализ собственного педагогического опыта;
статистический: количественно-качественный анализ и обобщение экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: Национальная
политехническая школа № 2 г. Якутска, Майинская школа П-й и Ш-й ступени Мегино-Кангаласского улуса, Курбусахская средняя общеобразовательная школа; 9-10 классы (всего: 262 учащихся).
Этапы исследования:
I этап (1997-1999 гг.) - изучение литературы в аспекте поставленной проблемы; определение целей, задач, гипотезы исследования; проведение констатирующего эксперимента среди учащихся старших классов Национальной политехнической школы №2 г.Якутска, Майинской школы П-й и Ш-й ступени; учителей и выпускников сельских общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия); обобщение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
II этап (1999- 2002 гг.) - разработка методических рекомендаций и проведение обучающего эксперимента с целью выявления эффективности предложенной методики; степени активизации мыслительной деятельности и повышения читательского интереса учащихся к «Мёртвым душам» в процессе анализа гоголевского текста с использованием цветографических средств наглядности; анализ предварительных результатов обучающего эксперимента и корректировка содержания эксперимента.
III этап (2002-2004 гг.) - уточнение и корректировка отдельных методических рекомендаций; расширение обучающего эксперимента в Курбусахской средней общеобразовательной школе Усть-Алданского улуса, Национальной политехнической школе № 2 г. Якутска; обобщение и подведение итогов проведённого эксперимента; оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
- разработана и внедрена в учебный процесс методика целостного изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в якутской школе, акцентирующая внимание на художественной форме произведения;
- реализована идея взаимосвязанного изучения поэмы Н.В. Гоголя с произведениями якутской литературы;
- определены этнопсихологические особенности якутских школьников, влияющие на постижение содержания и художественной формы произведения;
Теоретическая значимость исследования:
предложена научно обоснованная методика целостного анализа поэмы «Мёртвые души», учитывающая своеобразие художественной природы произведения, возрастные и национально обусловленные особенности психологии школьников-якутов;
- раскрыты дидактические возможности цветографических приёмов изучения лиро-эпического произведения в якутской школе.
Практическая значимость:
- экспериментально проверена и внедрена в практику разработанная методика изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в старших классах якутской школы, активизирующая мыслительную деятельность учащихся и способствующая развитию их нравственно-эстетических и интеллектуальных возможностей;
- материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, а также при проведении лекций, практических занятий по методике преподавания русской литературы в вузах и на курсах повышения квалификации учителей; при разработке содержаний спецкурсов по методике преподавания русской литературы в школе.
Достоверность и надёжность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных проблеме, цели,
объекту, предмету и задачам исследования; подтверждается результатами эксперимента, свидетельствующими об эффективности и продуктивности предлагаемой методики изучения лиро-эпического произведения. Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена достаточным количеством испытуемых, длительностью педагогического эксперимента и корректностью его обработки, позитивными результатами работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ поэмы Н.В. Гоголя с использованием цветографических средств наглядности, активных методов и приёмов работы способствует целостному восприятию и пониманию поэмы «Мёртвые души» как лиро-эпического произведения; развитию читательской деятельности школьников; сознательному усвоению понятия «композиция»; активизации их аналитико-логического и ассоциативного мышления, расширению духовно-нравственных и интеллектуальных возможностей.
2. Цветовая деталь как приём раскрытия художественных особенностей лиро-эпического произведения Н.В. Гоголя через ассоциативные связи цветовых обозначений позволяет углубить понимание гоголевского текста, а также создаёт условия для эстетической восприимчивости школьников к поэме Н.В. Гоголя, совершенствования их речевой подготовки.
3. Изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» с учётом национально обусловленных особенностей психологии якутских школьников, во взаимосвязи с родной литературой и культурой, позволяет повысить эффективность усвоения учащимися учебного материала, развивает их творческое и исследовательское мышление.
Апробация материалов исследования осуществлялась на ежегодных научно-методических конференциях ППС ФЛФ ЯГУ по актуальным проблемам филологии, журналистики и методики преподавания в школе и вузе (1998 - 2003 гг.); на республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка и литературы в системе школьного образования» (Якутск,2002г.); на республиканском авторском семинаре д.п.н., профессора Петровой СМ. «Актуальные проблемы современного литературного образования в якутской школе» (1999 - 2004 гг.); на курсах повышения квалификации учителей ИПК РО Республики Саха (Якутия) (2001г.,2002г., 2004г.); на городском семинаре учителей по проблемам технологии обучения (2001 г.).
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав (четырнадцати параграфов), заключения, библиографии (207 источников) и двух приложений.
Изучение поэмы Н.В. Гоголя в школах России: традиции и современные тенденции
Лиро-эпические произведения занимают особое место в теории и методике обучения литературе: их изучение в школе является сложным и недостаточно изученным вопросом. Различные аспекты этой проблемы разрабатывались в работах многих наших методистов, подчёркивающих важность целостного подхода в рассмотрении лиро-эпического произведения.
Из лиро-эпических произведений русской классики XIX века по программам «Русская литература» для школ с родным (нерусским) языком обучения учащиеся знакомятся в средних классах с поэмами: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова; в старших классах - с романом в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, романом-поэмой «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, поэмой Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». К наиболее трудным для читательского восприятия и понимания в их ряду традиционно относят произведение Н.В. Гоголя.
Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» была введена в школьную программу почти полтора века назад, за это время в методике преподавания литературы изучение поэмы Гоголя стало актуальной методической проблемой, обусловленной разными факторами. Учителя-практики и учёные-методисты как русской, так и национальной школы справедливо относят поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души» к одному из самых сложных произведений русской классики XIX века. Так, В.Г. Маранцман отмечает, что « ...странный гений Гоголя, с его романтической патетикой, беспощадной зоркостью к мелочам, к «дрязгу жизни», с его вселенскими пророчествами и простодушным лиризмом, - интеллектуальное и душевное испытание и для преподавателя, и для учеников. Любить Гоголя трудно...». [122,186] Своеобразие художественной природы «Мёртвых душ», новаторский характер произведения Н.В. Гоголя ставят перед школьными методистами вопросы как педагогического (воспитывающего, развивающего, обучающего), так и методического плана.
Низкий читательский интерес к «Мёртвым душам», трудности восприятия и понимания учащимися идейно-художественного содержания поэмы Н.В. Гоголя отмечают в разное время все учёные-методисты (М.А. Беляев, A.M. Докусов, М.Г. Качурин, Н.М. Колокольцев, Т.Ф. Курдюмова, В.Г. Маранцман, МА. Рыбникова, Л.В.Тодоров и другие), исследовавшие вопросы школьного изучения поэмы Н.В Гоголя и выявившие трудности её преподавания в школе. К ним относят, в первую очередь, родо-жанровую специфику произведения, синкретичность поэтической системы, глубину идейно-эстетического содержания, особый стиль повествования, а с другой стороны, - трудности чтения, восприятия и понимания поэмы учащимися, и в целом их низкий читательский интерес к поэме
Впервые Гоголь в отрывках, как пишет М.А. Беляев, появился в «Полной русской хрестоматии» А.Д. Галахова ещё в 1843 году: из поэмы «Мёртвые души» были помещены отрывки «Скупой», «Поместье Плюшкина», «Русь» и «Два писателя». [23] Однако М.А.Рыбникова в заметке «Классика в детском чтении в прошлом и настоящем» писала, что Гоголь по-настоящему вошёл в школу лишь в 60-е годы, заканчивая программу истории литературы и числясь в рубрике «новейших» писателей вплоть до 1903 года.
Качественно разные этапы переживала методика школьного преподавания поэмы Н.В. Гоголя с момента первого появления в русской хрестоматии. Во многом они были обусловлены изменениями в целях, структуре и содержании литературного образования школьников и связаны со школьной интерпретацией «Мёртвых душ». Так, в 60-е годы В.Я. Стоюнин всё внимание сосредотачивал на выяснении этической стороны гоголевского произведения, отрицая его социальный смысл. В.В. Водовозов отмечал нравственное значение поэмы Гоголя для общества. В.П. Острогорский считал, что на изучение Пушкина и Гоголя следует отводить больше времени, чем на всех остальных писателей. Он рассматривал их творчество в этико-эстетическом плане, подчёркивая великий гуманизм Гоголя. В целом, в этот период поэма Гоголя трактуется как художественное изображение ничтожного и безобразного, призванного внушать чувство отвращения и, наоборот, вызывать стремление к «разумно-нраственной» жизни, как это замысливал сам Гоголь.
В 20-30-е годы XX столетия усиливается внимание к изучению стиля, поэтики Гоголя и его поэмы «Мёртвые души»; много в этом направлении сделали М.А.Рыбникова и В.В.Голубков. В эти годы в статье «Мёртвые души» Гоголя в школе» известный гоголевед В.В.Гиппиус выступает против изучения поэмы в отрывках, подчёркивая художественную целостность и стройность композиции поэмы, и предлагает изучать её в целом виде. Он предупреждает об опасности наивно-реалистического восприятия поэмы Гоголя. На эту опасность школьного изучения поэмы Н.В.Гоголя обращали внимание учителей-практиков и методисты советского периода 40-80-х гг.. При этом они справедливо считали «основным недостатком преподавания литературы в школе ... недостаточное внимание к форме художественных произведений, составляющих их специфику, что приводит... к ликвидации самой проблемы и самого понятия художественности, искусства слова.» [23,С275] Поэма Н.В.Гоголя в этот период рассматривается ими в русле критического реализма, но в свете марксистско-ленинской идеологии.
В новый этап изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» вступило в современную эпоху - время глубоких перемен во всех сферах школьного образования, вызвавшее не только рост научного знания в школе, но и кризисные явления в сфере духовности. Как считают исследователи, в настоящее время российское общество переживает период духовного кризиса, вызванного комплексом социально-экономических причин, кардинальными изменениями в области экономики, политики, идеологии, и представляет из себя переходное состояние духовной сферы на пути к своему качественному возрождению. По мнению учёных, «важнейшей составляющей духовности является её нравственная сфера. С ней согласуется устремлённость к высотам гуманности и гражданственности. Именно эти составляющие, тесно связанные с категориями добра и любви, определяют сущность духовности». [140,с.9] При этом учёные понимают духовность как процесс совершенствования личности, её внутреннего восхождения, мотивированного не эгоистическими побуждениями, а стремлением к общественному благу. Они считают, что культурно-образовательные институты призваны сегодня целенаправленно формировать духовность: возрождать традиции патриотизма, воспитывать гражданственность, чувство национального достоинства, уважения к другим нациям и культурам. [140] Поэтому «приобщение нерусских учащихся к духовному богатству русской классической литературы ...и расширение на этой основе их нравственного и эстетического кругозора» является «специфической для национальной школы задачей». [159,с.64] С данной задачей связана проблема современного прочтения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», актуализация её нравственно-эстетического потенциала
Родовые признаки лироэпики и вопросы её школьного изучения
Учёт родовой специфики художественного произведения в школьном изучении, как справедливо подчёркивают методисты, поможет учащимся понять литературу как вид искусства и создаст нужную установку на его полноценное восприятие, поскольку каждый из трёх родов отличается по манере отражения действительности, по способу выражения авторского сознания, по характеру воздействия на читателя. Отсюда при единстве методологических принципов в их изучении форма работы над эпосом, лирикой и драмой различна. Так, А.Д. Жижина считает, что обучающий анализ художественных произведений возможен лишь при условии учёта родовой специфики каждого произведения. Поэтому, по её мнению, прежде чем обращаться к анализу, необходимо разобраться в вопросе литературно-родовой специфики изучаемого произведения, которая сказывается как на общем подходе к изучению художественного произведения, так и на конкретных путях, формах, приёмах изучения с учётом особенностей идейно-художественного содержания произведения.
Особое место здесь занимают лиро-эпические произведения, которые учёные относят к «двухродовым» образованиям. Так, В.Е. Хализев пишет, что «роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной». Наряду с произведениями, безусловно и полностью принадлежащими к одному из литературных родов, существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм - «двухродовые образования» (Б.О. Корман). [55, с.316]
По мнению Г.Л. Абрамовича, Л.И. Тимофеева, В.Е. Хализева и других учёных, лиро-эпические произведения представляют собой синтез эпического и лирического начал. От эпоса лироэпика берёт объективированное изображение жизни, повествовательность, сюжетность, систему персонажей, воспроизведение предметного мира. От лирики - выражение субъективного переживания, наличие «лирического героя», тяготение к относительно малому объёму и стихотворной речи, часто психологизм. Поэтому при изучении лиро-эпических произведений в школе правомерны как формы изучения эпического текста, так и - лирического.
Как считают исследователи (А.Б. Есин), в изучении лиро-эпических произведений особое внимание следует уделять не разграничению эпических и лирических начал, а их синтезу в рамках одного художественного мира. Для этого принципиальное значение имеет анализ образа лирического героя -повествователя, поскольку повествователь и герой - неразделимые грани одного и того же образа. Лирические интонации пронизывают всё повествование в произведении, необходимо поэтому научиться видеть лирическую интонацию и скрытого лирического героя в объективно-эпическом на первый взгляд тексте.
В целом, исследователи полагают, что эпические и лирические элементы в разных жанрах этого рода выступают в различных соотношениях. В литературоведении к лироэпике относят лиро-эпические поэмы, баллады, лирическую прозу; в школе к этому роду относят роман в стихах, поэму, балладу и басню, однако не все авторы единодушны в этом вопросе. Не всегда в школьной методике исследователи выделяли в особый род и лиро-эпические произведения: одни рассматривали в школьном изучении, к примеру, поэму в рамках эпического, другие считали, что в ней сочетается эпические и лирические элементы.
По мнению исследователей, велика разница в природе образа и в способах его создания в эпосе и лирике. Трудности, возникающие при изучении лиро-эпических произведений, встают, когда необходимо определение эпических и лирических элементов в природе образа и способах его создания. Так, к основным средствам создания поэтических образов в поэме относят монолог «лирического» героя, пейзаж, портрет и другие художественные детали. В произведениях с романтической направленностью для заострения черт характера героя широко используется такой приём, как гипербола. Портрет занимает важное место в обрисовке героев в лиро-эпическом произведении. Через портрет может быть передано внутреннее состояние героя, черты его характера; пейзаж также может передать внутренний мир героя. В некоторых произведениях, особенно романтического плана, пейзаж приобретает символическое звучание. Интерьер, как и пейзаж, содействует созданию общего настроения в лиро-эпическом произведении, способствует более ясной и эмоциональной характеристике героев.
Исследователи подчёркивают, что необходимо не только рассматривать содержательную роль пейзажей, интерьеров, их соотношение с образами-персонажами, но и определить их место в композиции.
Очень важно при изучении лиро-эпического произведения в школе обратиться к особенностям повествования в произведении, рассмотреть соотношение языка автора с речью героев. Известно, что язык сочинения зависит от предмета изображения и от авторской манеры изложения. Исследователи считают, что в произведениях классицистов, сентименталистов, романтиков язык персонажей максимально приближался к авторской речи. Отчётливая индивидуализация речи действующих лиц была достигнута только в творчестве реалистов.
Поскольку в лиро-эпическом произведении есть сюжет, методисты отмечают, что необходимо рассмотреть его особенности. Движущей силой сюжетной линии чаще всего выступает конфликт: внешний или внутренний, который проявляется в сюжете. Каждая сюжетная линия в произведении обладает завязкой, кульминацией и развязкой. Очень важно, по мнению методистов, раскрытие конфликта в лиро-эпическом произведении, которое помогает определить систему образов, группировать героев в процессе анализа произведения. Первостепенное значение методисты придают изучению поступков героев в развивающихся конфликтах произведения. Известный интерес представляют характеристики, которые дают персонажам окружающие их лица. Первостепенны, как считают методисты, обращения к приёмам
Особенности анализа сюжета и композиции гоголевской поэмы (из вводных уроков)
Спецификой целостного анализа поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в старших классах якутской школы становится реализация принципа предметности, другими словами, визуального изучения особенностей художественной формы гоголевского текста. Его особенностью является использование цветографических средств, отражающих особенности художественной формы поэмы «Мёртвые души». В этом параграфе освещается содержание методики изучения особенностей сюжета и композиции поэмы Н.В. Гоголя как путей раскрытия авторской концепции в произведении.
Общие цели изучения поэмы Н.В .Гоголя «Мёртвые души» в якутской школе - это активизация читательского интереса школьников к поэме Гоголя, раскрытие её идейно-художественного своеобразия в свете общечеловеческих ценностей, углубление культуры восприятия «Мёртвых душ» якутскими школьниками. Пути их достижения видятся в системе целостного анализа гоголевского произведения в 9 и 10 классах.
Цели и задачи целостного анализа «Мёртвых душ» определяют пути и содержание учебной деятельности школьников, которая строилась следующим образом:
1. Изучение сюжета и композиции поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
2. Анализ системы образов помещиков.
3. Особенности изучения основных образов поэмы: Города, помещиков, крестьянства, чиновничества, образа Чичикова, образа Руси в поэме.
4. Изучение специфики поэтического языка поэмы.
Анализ сюжета и композиции был направлен на изучение особенностей макроструктурного уровня произведения Гоголя с целью создания у школьников целостного представления о поэме Н.В. Гоголя.
В целом система уроков в старших классах была построена по ходу развития сюжета, «вслед за автором» и ставила задачу целостного анализа поэмы Н.В. Гоголя. Центральной категорией поэмы Н.В.Гоголя выступает душа. Поэтому темы и эпиграфы к некоторым урокам выражали общую концепцию системы уроков, в основе которой лежала гоголевская идея о духовно-нравственном самосовершенствовании. Приводим эту систему уроков: 9 класс:
1. Таинственный гений. Н.В.Гоголь (1809-1852)
Я люблю добро, я ищу его и сгораю им ...
Н.В. Гоголь
2. «Взято ... мной из действительности» Губернский город в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие.
Н.В.Гоголь
3. Горьким словом моим посмеюся (Священное писание. 20, 8)
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
(Главы 2—6). Манилов и Коробочка.
Для нас он был больше чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих. И.С.Тургенев
4. «... нужно очень глубоко узнать свою ... природу»
Ноздрёв и Собакевич в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (Главы 4 - 5).
5. «Каждый из нас - сад, а садовник в нём - воля »
В. Шекспир Плюшкин в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (Глава 6). 10 класс:
1. «Дело, взятое из души ...» Поэма «Мёртвые души» (1842).
История замысла и его осуществление. Очерк жизни и творчества.
Как всякое глубокое создание, «Мёртвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих. В.Г.Белинский