Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Позднякова Ольга Николаевна

Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства
<
Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Позднякова Ольга Николаевна. Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Позднякова Ольга Николаевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Орёл, 2009.- 251 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/917

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы эстетического воспитания подростков группы риска.

1. Психологические и педагогические аспекты развития подростков 14-26

2. Особенности развития подростков группы риска 27-35

3. Теоретические основы организационных моделей школ 36-55

Выводы по 1 главе 56-58

Глава 2. Экспериментальное обоснование реализации системы эстетического воспитания подростков группы риска.

4. Теоретическое обоснование создания системы эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства 59-71

5.Структура, содержание и форма организации занятий в системе эстетического воспитания 72-109

6. Критерии оценки творческих работ 110-113

7. Экспериментальное исследование эффективности использования системы 114-147

Выводы по 2 главе 148

Заключение 151-153

Список литературы 154-172

Приложения 173-251

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования.

Возрастающая потребность современного общества в людях, способных творчески подходить к изменениям жизни и решать существующие проблемы, обусловлена темпом развития общества. Проблема всестороннего развития человека, непрерывного его совершенствования, является основной в становлении творческой, социально адаптированной личности. Особая роль в реализации этой цели принадлежит эстетическому воспитанию, которое является одним из главных средств совершенствования человека.

Социально - экономические преобразования нашего общества, привели к снижению ценности культуры, упадку нравственных устоев и социальных норм жизни. И как следствие, оказали существенное влияние на культурные потребности детей, что привело к разрушительным процессам в детской. среде, значительная часть которой сегодня отличается ростом антигуманной направленности, проявлением асоциальных поступков, агрессии. Это является следствием искажения идеалов, возведения в особую ценность личного и материального благополучия. У многих подростков формируется безразличное отношение к своему здоровью, теряется значимость, ценность человеческой жизни, как своей, так и окружающих людей, свобод и достоинств человека. Все большее количество подростков теряют интерес к обучению и пополняют ряды детей группы риска. Поиск путей преодоления проблем воспитания подрастающего поколения является первостепенной задачей. Меняющееся содержание воспитывающей деятельности учителя под влиянием изменений, происходящих в обществе, требует мобильности и выстраивания новых моделей деятельности образовательных учреждений, работающих с подростками группы риска.

Несмотря на ряд исследований, и практических действий, направленных на создание условий для полноценного, всестороннего развития подрастающего поколения, ещё существует значительный разрыв между провозглашённой значимостью и реальным уровнем теоретического и практического исследования эстетического, нравственного, духовного воспитания личности подростков в образовательном пространстве на современном этапе. Именно эстетическое воспитание способствует более полному саморазвитию, развивает творческое мышление, расширяет возможности в поиске новых путей решения проблем воспитания и является одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы. Эстетическое воспитание развивает все духовные Способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, поэтому можно говорить о морально - нравственной функции эстетического воспитания. В процессе воспитания происходит приобщение подростков к эстетическим и художественным ценностям и перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе развиваются способности человека к эстетическому восприятию и переживанию, эмоции, чувства, эстетический вкус и представления об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в трудовой деятельности, быту, поступках, поведении.

Особое значение, в связи с этим, приобретает поиск путей эстетического воспитания подростков из семей группы риска, с исходно низким уровнем собственного культурного и эстетического развития, не имеющим четкого представления о культурных ценностях, смысле человеческой жизни, своей роли в обществе, не задумывающихся о своем будущем и не имеющих видимых жизненных перспектив. Рост количества таких детей, придает проблеме преодоления деформаций их культурного, эстетического, нравствен-

5 ного, духовного развития особую остроту. Структурными элементами эстетического воспитания являются:

а) эстетическое образование, определяющее теоретические и ценностные
основы эстетической культуры личности, что является необходимым услови
ем творчески развитой личности, действующей по законам красоты.

б) художественное воспитание, формирующее и развивающее художест
венную культуру личности в единстве умений и навыков, знаний, ценност
ных ориентации, направленных на совершенствование личности;

в) развитие творческих потребностей и способностей.

Эстетическая и художественная культура являются главными составляющими духовного облика человека. Роль эстетического воспитания для подростков чрезвычайно важна, так как эстетическое воспитание способствует развитию творческого потенциала, оказывает разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. Эстетическое воспитание подростков группы риска в полной мере можно осуществлять в школьном пространстве, где происходит накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируются положительные эмоционально -психологические установки, осваиваются способы образного мышления, происходит процесс включения подростков в самостоятельную творческую деятельность.

Эстетическое воспитание способствует развитию подростков: расширяет возможности совместной творческой деятельности, социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях, оптимизирует поведение детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, таким образом, подтверждая важнейшую роль эстетического воспитания в социальном развитии человека.

Исходя из этого, мы выделяем проблему существования системы эстетического воспитания для подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства. Решение этой сложной проблемы в области эстетического воспитания подрастающего поколения способствует развитию творческого потенциала, становлению общей и коммуникативной культуры подростков, эмоциональной стабильности, развитию эстетического вкуса, практических умений. Необходимость поиска системы эстетического воспитания подростков группы риска, в ситуации новой парадигмы образования и относительно узкая практика реализации эстетического воспитания для этой группы детей обусловили выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства ».

Объектом исследования выступает процесс эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства. Предметом исследования является разработка системы эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства.

Цель исследования: - решение данной проблемы.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:

1. Изучить философские и психолого-педагогические основы эстетического
воспитания подростков в содержании рассматриваемой темы.

  1. Изучить современное состояние существующей образовательной практики различных школ.

  2. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства, направленную на развитие умений и навыков практической деятельности, развития художественно-творческих знаний и

7 умений, коммуникативной культуры, творческого потенциала, социальной активности.

4. Разработать критерии оценки творческих работ учащихся.

5. Разработать методические рекомендации для проведения интегрирован
ных занятий кружков, факультатива, школьного музея и учебных предметов.
Принимая во внимание вышесказанное, в данной работе выдвигается сле
дующая гипотеза исследования:

Если разработать специальную систему эстетического воспитания для подростков группы риска средствами декоративно прикладного искусства, основанную на интеграции урочной и внеурочной деятельности, использовании ресурсов школьного музея, которая будет включать в себя:

а) цели, задачи и содержание занятий в рамках существующих интегриро
ванных блоков;

б) опору на дидактические принципы с использованием целого ряда извест
ных в педагогике методов, приёмов и форм обучения;

в) специальных средств обучения и обеспечения учебно - воспитательных
развивающих процессов (наглядные пособия, ТСО и т. п.), то это позволит
повысить уровень эстетического воспитания подростков группы риска, пре
одолеть искажения личностного развития.

Разработанная система эстетического воспитания имеет следующие преимущества:

1. Предложенная система эстетического воспитания является универсаль
ной и может использоваться в различных образовательных учреждениях.

  1. Применяется гибкая система интеграции урочной и внеурочной деятельности при использовании продуктивных технологий, идей педагогики сотрудничества.

  2. Раскрывается многофункциональность декоративно-прикладного искусства.

  1. Используются дидактические принципы, методы и формы эстетического воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями подростков группы риска.

  1. Широко применяется принцип открытости между школой и её окружением.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно - педагогического исследования: Методы теоретического анализа:

  1. Изучение и теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, искусствоведению, краеведению, культурологи, этнографии, методике преподавания изобразительного и декоративного искусства, по вопросам композиционного построения, технологии, художественной обработки ткани и т.п.

  2. Изучение учебных программ по декоративно - прикладному и изобразительному искусству, народным промыслам.

  3. Изучение методических пособий, справочной литературы по традиционной культуре края.

Методы эмпирического познания педагогических явлений, которые основаны:

1. На изучении практики школ в области педагогического опыта обуче
ния декоративно-прикладному искусству, туристско-краеведческой деятель
ности, опыта музейной практики, изучения народных традиций.

  1. На применении методов опроса, беседы, анкетирования подростков по выявлению интересов к творческой деятельности.

  2. На проведении наблюдения за самостоятельной творческой деятельностью подростков.

  1. На изучении продуктов творческой деятельности подростков в ходе реализации системы эстетического воспитания.

  2. На опытно - экспериментальной работе, подготовке и проведению педагогического эксперимента: констатирующего и формирующего.

9 Методологическую основу исследования составляют ведущие положения философии, психологии, краеведения, этнографии, культурологи; современные исследования по проблеме национально-регионального компонента содержания образования; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; исследования ведущих ученых, педагогов и психологов по предметам эстетического художественного и трудового воспитания средствами декоративно-прикладного искусства, положения педагогической науки о влиянии социальной среды на развитие личностных качеств ребенка, положения психологической науки о механизмах проявления деформаций личностного развития подростков и способах их коррекции. В качестве источников использовались документы Министерства образования и науки Российской Федерации, нормативные документы, регламентирующие организацию учебной и внеучеб-ной школьной деятельности, базисный учебный план школы, учебные программы по декоративно-прикладному искусству для учреждений основного и дополнительного образования, учебные пособия, специальная литература, публикации в научных сборниках, специализированных журналах, монографии и диссертационные исследования, а так же материалы по теме диссертационного исследования, полученные на основе поиска в системе internet. Научная новизна исследования заключается в следующем:

Решена значительная научно - педагогическая задача эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно- прикладного искусства.

Обоснован подход, обеспечивающий создание условий развития практических умений и навыков, художественно - творческих знаний и умений подростков группы риска, определены критерии оценки творческих работ учащихся.

Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность средств декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания,

10 преодоления искажений личностного развития подростков, их позитивной социализации.

Проведена систематизация приемов, форм, методов эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно - прикладного искусства.

Теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена система эстетического воспитания для подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами изобразительного и декоративно - прикладного искусства. Теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена система эстетического воспитания подростков группы риска, обеспечивающая многоуровневую интеграцию учебной и внеучебной деятельности, центральным звеном которой является изучение декоративно - прикладного искусства. Расширены представления о возможностях эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно - прикладного искусства. Практическая значимость результатов исследования: Разработаны методические рекомендации для учителей школ, работающих с контингентом подростков группы риска, учителей трудового обучения, руководителей школьных кружков, кружков Домов творчества. Материалы диссертации найдут применение при разработке новых учебно-методических пособий, программ, рекомендаций для работы с детьми группы риска.

Достоверность результатов исследования обеспечена избранной методологической основой и системой методов исследования; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования; сравнительно - сопоставимым анализом исходных и конечных результатов

исследования; непосредственным участием автора в опытно - экспериментальной работе.

Опытно-экспериментальной базой стала школа №46 г. Орла, ориентированная на работу с подростками группы риска. В общей сложности в опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 192 учащихся 8-9 классов.

Эксперимент проводился с 2003 по 2007гг. Этапы исследования: констатирующий, формирующий, контрольный( сравнительный).

Первый этап (2003-2004 г.г.) - констатирующий, предполагал анализ состояния и изучение степени теоретической разработанности проблемы; изучение практики современного образования; проведение аналитической работы по изучению психолого-педагогических характеристик подростков группы риска; изучение уровня их культурного развития; выявление существующих возможностей эстетического воспитания средствами декоративно - прикладного искусства; определение цели, гипотезы, задач исследования; выбор критериев мониторинга.

Второй период (2004-2006 г.г.) - формирующий. Проверка гипотезы эксперимента. Разработана система эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно- прикладного искусства, содержательно объединяющая урочную и внеурочную деятельность. Определены экспериментальная и контрольная группы. По теме исследования организованы экспериментальные занятия на базе школы №46 г. Орла, ориентированной на работу с подростками группы риска. Апробирована данная система эстетического воспитания в 2004-2006 гг. В целях уточнения и корректировки деятельности в рамках системы продолжалось теоретическое исследование. Результаты этой работы отражены в публикациях. Третий этап (2006-2007 г.г.) контрольный ( сравнительный ). На этом этапе был проведён сравнительный анализ и описаны результаты теоретиче-

12 ского и экспериментального исследования. Проведена систематизация и обобщение материалов. Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретически обоснованная, разработанная и экспериментально проверенная система эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно - прикладного искусства:

цели, задачи, содержание системы эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства;

методическое обеспечение системы эстетического воспитания подростков на основе их продуктивной, творческой внеурочной деятельности,

специально разработанная система интегрированных занятий, способствующая оптимальному формированию и развитию разноплановых практических умений и навыков, художественно-творческих знаний и умений средствами декоративно-прикладного искусства.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях методических объединений учителей школ №46, № 5 и № 37, №47, №48 г. Орла; научно-практических конференциях специалистов системы образования, проводимых на базе Областного института усовершенствования учителей (2003-2007 г.г.), научно - практической конференции в рамках реализации федеральной программы «Дети Чернобыля» МОРФ (23-24 мая 2003г.); Всероссийской научно-практической конференции «Сельская школа: анализ педагогических систем в условиях её реструктуризации»(28-29 ноября 2006г.); Международной научно- практической конференции «Адаптация учащейся молодёжи в условиях современного развития общества»(26-27 марта 2007г.); Межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей « Современные проблемы исследования социокультурной сферы» (5-6 апреля 2007г.);

13 Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей « Гуманитарные науки и образование: новые пути ин-теграции»(6-7 февраля 2008г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы организации нравственно- патриотической и воспитательной деятельности в вузе» (8-9 апреля 2008 г.).

Материалы исследования использовались диссертантом при разработке лекций по организации мониторинга в школе для слушателей курсов ОИУУ. Основные положения исследования отражены в публикациях автора. Объём и структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, выводов по материалам глав, заключения, библиографии и приложения. Работа содержит 3 схемы, 8 диаграмм, 17 таблиц, 1 график, отражающие результаты экспериментальной работы. Приложение включает элементы экспериментальной рабочей программы и иллюстративный материал. Список литературы состоит из 230 отечественных и зарубежных источников.

Психологические и педагогические аспекты развития подростков

Подростковый возраст - один из самых сложных и интересных периодов онтогенеза человека, привлекающий особое внимание педагогов и психологов. Подростковый - «переходный возраст» - содержит понятия созревание и подготовка к жизни. Он характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания, формирования и развития личности. Понятие «подростничество» всегда было связано с понятием переходного; возраста, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. Это важный период в жизни человека, когда организм достигает полной биологической зрелости. Все физиологические процессы в этот период протекают крайне неравномерно и неодновременно. Подростковый период является кризисным в развитии организма, так как в это время происходит преобразование центральных звеньев в новую систему, необходимую для следующего периода развития. Это повышает восприимчивость организма к действию разнообразных внешних факторов, и одновременно понижает сопротивляемость к ним. Отсюда возникает представление об особой «хрупкости» развития подростка. Чувствительность, возбудимость организма не просто повышается, а становится избирательной. В физическом развитии отмечаются быстрый рост, увеличение массы тела, происходит развитие мускулатуры, окостенение скелета, возникает повышение кровяного давления, быстрая утомляемость. Очень часто у подростков наблюдаются головокружения, поскольку интенсивно развиваются мозг и нервная система. В этот же период происходит формирование личностных качеств, формируются убеждения подростка. И чаше всего убеждения подростка не совпадают с общественным мнением. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Одна из существенных особенностей подросткового периода - апробирование способов взаимодействия в группах сверстников, когда происходит установка разных типов межличностных взаимоотношений, оформляются интересы и увлечения, социальные установки, ценностные ориентации, самооценка, уровень притязаний. Все указанные особенности относятся к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам и даже к противоправным действиям. Переход от детства к взрослости в человеческом обществе предполагает не только физическое созревание, но и приобщение к культуре, овладение достаточной системой знаний, норм, правил благодаря которым подросток может трудиться, выполнять общественные функции, нести социальную ответственность. Таким образом, созревание предполагает социализацию и не может осуществляться без неё. Поэтому переходный возраст является не только фазой развития организма, но и этапом развития личности. В переходном возрасте происходит переход от детства, когда ребенок живёт по правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной и ответственной деятельности. Психологи разграничивают подростковый возраст и юность, но хронологически грани этих периодов весьма условны. Центральные задачи психологического развития в подростковом возрасте выделялись и исследовались всеми, кто так или иначе пытался, строить периодизацию развития человеческой личности (С. Холл, А Гезел, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, А.В Петровский, Д.И. Фельдштейн). В отечественной психолого- педагогической литературе акцент психологического развития делается на смене ведущих форм деятельности. Однако эта периодизация так же неоднозначна, и она не охватывает всех сторон развития личности подростка. Д.Б. Эльконин называл период от 11 до17 лет «подростничеством», разделяя его условно на две фазы: средний школь-ныйвозраст, ведущей деятельностью которого является общение в системе общественно- полезной деятельности и старший школьный возраст, ведущей деятельностью которого становится учебно - профессиональная деятельность. Ведущей деятельностью 11-15 летних (средний школьный возраст) Д.Б.Эльконин считал общение в системе общественно - полезной деятельности, в её самых разнообразных формах. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. Учебная деятельность становится не основной, а параллельно осуществляемой. Как субъект учебной деятельности, подросток стремится к утверждению своей позиции исключительности, индивидуальности, желанием чем-то выделиться. Это может или усиливать познавательную мотивацию или ослабить ее. Учебная мотивация рассматривается подростком через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов социального бытия. Подросток специфичен не только своей мотивацией, позицией, «Я» - концепцией, отношением к учебной деятельности, но и местом в жизни, в структуре непрерывного образования. Для себя он решает форму продолжения образования, ориентируясь на значимые ценности (учения, трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия). Средний школьный возраст - особый в формировании личности ребенка. В этом возрасте главная ценность - система отношений со сверстниками, подражание «идеалу», устремленность в будущее при недооценке настоящего. Подросток, отстаивая свою самостоятельность, формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение. А.В. Петровский отмечает, что «подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (начитанность, спортивные успехи, «бывалость» в отношениях между полами, смелость, граничащая с бравадой и т.д.» ( 136.С 22). В ранний период подросток вступает в новую социальную ситуацию развития, которая характеризуется направленностью на будущее, необходимостью жизненного выбора. В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Постановка задач саморазвития и поиск средств их решения характерен в предподростковом возрасте (10-12 лет). В этом возрасте помощь взрослых особенно нужна в зоне ближайшего развития. Появляются новые способности, подростки в принципе готовы осваивать что-то новое, но не могут в этом определиться самостоятельно

Теоретическое обоснование создания системы эстетического воспитания подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства

Гуманизация современного образования определяет задачу эстетического воспитания молодёжи, как первостепенную. Пробуждение творческих сил является необходимым условием развития и реализации личности в обществе. Стимулом для развития собственно творческого потенциала личности является система эстетического воспитания, которая развивает эмоционально-образное отношение к миру, культуре. Способность понимать, уметь воспринимать красоту, оценивать её и действовать по законам красоты является показателем уровня эстетического развития школьника. Теории эстетического воспитания отражены в трудах П. П. Блонского, Ю. Б. Борева, Д. Б. Кабалевского, Н. И. Киященко, А. А. Мелик-Пашаева, Б. Н. Неменского, А. А. Ога-нова, В. К. Скатерщикова и др. Современный взгляд на эстетическое воспитание отечественных учёных представляет его как аспект культурного развития личности. (Е.В.Квятковский, Е.П.Крупник, Н.Л.Лейзеров, Б.Т.Лихачёв, Л.П. Печко и др.). Фундаментальные работы в области психологии искусства принадлежат Л. С. Выготскому, Е. П.Крупнику, Д. А.Леонтьеву, Л. Н. Сто-ловичу, П.М.Якобсону и др. Специфика эстетического воспитания школьников младшего возраста представлена в трудах В. А. Крутецкого, В.А.Сухомлинского, В.Н. Шацкой и др.

Практический опыт лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования, ведущих целенаправленную работу по эстетическому воспитанию, показывает, что они эффективно решают задачу разностороннего развития личности школьника. Однако, большое количество подростков группы риска, отторгаются массовой школой по причине школьной неуспешности и от 60 клоняющегося поведения. Такие учащиеся пополняют ряды безнадзорных детей, которые юридически имеют родителей, но фактически предоставлены сами себе. Так как средства массовой информации часто романтизируют модели асоциального поведения, подростки группы риска, воспринимая это как своеобразный героизм, принимают это за норму, совершают антиобщественные поступки. Они совершаются в свободное от занятий время. Такая ситуация требует изменения отношения к использованию свободного времени этих школьников. В первую очередь эта проблема может быть решена через грамотно простроенную систему воспитания в школе. В школах, ориентированных на работу с подростками группы риска, эта проблема стоит особенно остро. Необходимость эстетического воспитания этой группы детей в школе объясняется ещё и тем, что они не имеют культурного развития во внутрисемейных отношениях: в семьях группы социального риска нет практики посещения культурных мероприятий, музеев, театральных постановок, спектаклей. В неблагополучных семьях отсутствуют семейные традиции, нет образцов бытовой эстетики, снижены или отсутствуют духовные потребности, поэтому потребительское отношение к миру часто является основным. Размышляя о важности формирования чисто «человеческих» чувств (общности, сопереживания, сочувствия ), Б.М. Неменский в своей книге « Мудрость красоты» пишет: «..духовная инертность оказывается совсем не безобидной. Скудность интересов, нравственная неразвитость жаждут самовыражения не меньше, чем яркость и широта увлечений и богатство души. Духовная инертность - отнюдь не безобидная позиция. Она порождает людей с неразвитой, примитивной духовной жизнью. И на этом же уровне обязательно формируются их отношения к людям, круг ограниченных радостей и первобытно - диких наслаждений.» (127 , С. 12) Только искусство, обладает широким спектром воздействия на развитие человека, формирует «человечность», так как оно объединяет в «лоне своём» все виды человеческой деятельности - и в этом смысле искусство можно рассматривать как средство преодоления отчуждения, замкнутости. Воспитание чувства сопричастности к искусству, миру, уважения искусства порождает новое отношение к семье, обществу, труду, природе, развивает чувство заинтересованности, ответственности, таким образом, происходит исправление дефектов психологического развития у детей. Средством, развивающим нравственные ориентации личности подростков, является эстетическое воспитание. Ценностные ориентации, которые развивает искусство, сказываются и на отношении к труду. Высокое нравственное отношение к труду взаимосвязано с развитостью способности к нему, с теми умениями и качествами личности, которые смогли бы обеспечить эту способность в соответствии с требованиями современного производства. В развитии этих способностей важнейшая роль отводится изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности, так как эти виды деятельности формируют развитие зрения и руки как целостной системы (глаз - мозг - рука), т.е. системы мышления. Л.С. Выготский утверждал: « всё прикладное значение искусства, в конечном счёте и сводится к его воспитывающему действию». (48, С.322.) Такая позиция очень своевременна, так как критерии красоты сегодня формируются в обстоятельствах забвения собственного уникального культурного опыта, навязываются заимствованные формы культурного развития молодёжи через телекоммуникационные средства связи, уничтожая многие нравственные позиции, существовавшие ранее. Современная свободная форма поведения, внешнего вида подростков, отношений уродует их эстетический вкус и наносит вред здоровью. Культура речи, культура поведения, культура взаимоотношений не находит должного распространения в молодежной среде. Школа является инструментом приобщения подростков группы риска к культуре, воспитания уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Средством реализации этих задач служит система эстетического воспитания. В каждой школе в целях эстетического воспитания используются возможности отдельных предметов, особенно музыки, изобразительного искусства, эстетики, и т.д. но время, отведённое на их изучение, в последние годы существенно сократилось. При этом эстетическое воспитание в рамках отдельных предметов для детей группы риска имеет невысокий потенциал, что вызывает особую необходимость в создании системы эстетического воспитания с учётом особенностей контингента учащихся, их родителей, интересов школьников, их реальных возможностей, материально-технического оснащения школы, запросов и состояния микросоциума. Экспериментальная школа №46 г. Орла, на базе которой проводилась апробация методической системы эстетического воспитания подростков группы риска, ориентирована на работу с подростками из семей социального риска, контингент школы представлен детьми, обучающимися с 7 по 11 класс. Социокультурное и экономическое положение детского сообщества, школы, микрорайона является сложным. Значительная часть подростков воспитывается в неполных семьях, они часто пропускают занятия в связи с хроническими болезнями, испытывают постоянные материальные затруднения, имеют минимальные возможности для занятий в системе дополнительного образования. В исследуемых семьях отмечается отсутствие со стороны родителей контроля за поведением детей, духовной близости, устоявшихся детско-родительских отношений, что объясняет в большей степени и родительскую некомпетентность и отчуждение детей от родителей. В такой ситуации роль эстетического воспитания подростков школой возрастает многократно, так как оно тесно связано с нравственным, трудовым, духовным развитием личности подростка. Обзор современных диссертационных исследований по проблемам эстетического воспитания, показал, что в настоящее время вопросы эстетического воспитания и развития детей актуальны и активно рассматриваются. Так, проблему интеграции предметов гуманитарного цикла и курсов искусств исследовала Е.Б.Спорышева в диссертации «Интеграция курсов искусств и предметов гуманитарных циклов в системе художественно-эстетического воспитания и образования школьников», «Личностно - ориентированное эс 63 тетическое воспитание младших школьников» исследовала Е. Б. Волчегор-ская в диссертации на соискание ученой степени доктора наук; большое количество работ по изучению эстетического воспитания связано с младшим школьным возрастом и отражено в исследованиях на соискание учёной степени доктора наук: Е. И. Коротеевой в работе «Система развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности»; Е. П. Кабковой «Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства»; на соискание учёной степени кандидата наук: С. С. Брикуновой «Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования»; Н.В. Антоновой «Особенности организации эстетического воспитания школьников в условиях современной сельской гимназии»; Л. Г. Анаргимовой « Эстетическое воспитание детей 5-6 лет средствами народного искусства»; Л.В.Мальцевой «Эстетическое воспитание школьников 1-7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладной композиции»; О. Ю. Остапчук «Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора»; М. Г. Честняк «Гражданское воспитание старшеклассников средствами музейной педагогики»; Л.А.Крапивиной «Воспитательная система разновозрастного объединения как средство социального развития личности подростков» и ещё в целом ряде работ. Несмотря на значительное количество научных работ и отражения их результатов в ряде предложенных программ эстетического воспитания, методических систем развития способностей детей, проблема эстетического воспитания подростков группы риска в условиях школы остается малоисследованной.

Критерии оценки творческих работ

Критериями оценки эффективности системы эстетического воспитания могут служить показатели динамики развития практических умений и навыков и художественно-творческих знаний и умений подростков по мере их включения в творческую деятельность. Выбор критериев соотносился с задачами эксперимента. В процессе эксперимента проводилась аналитическая работа по изучению психолого-педагогических характеристик подростков; определение их культурного и образовательного уровня, интересов, степени овладения практическими умениями и навыками и художественно-творческими знаниями и умениями. Так как контингент учащихся представляют подростки, отторгаемые массовой школой в связи с учебными и поведенческими проблемами, то для осуществления эксперимента возникла необходимость изучения степени развития интеллекта, состояния их здоровья. Исследование состояния здоровья учащихся проводилось по результатам ежегодных медицинских осмотров. Данные фиксировали физическую ослабленность у всех обследованных учащихся, а так же наличие хронических заболеваний у 60% детей. Анализ результатов учебной деятельности у учащихся при зачислении их в школу проводился по итогам диагностических контрольных работ по различным предметам, которые проводились в конце сентября каждого учебного года. Он выявил школьную не успешность у 80 % подростков. Первые проверочные работы по этим предметам, за редким исключением, оценивались как неудовлетворительные. Учёбу, как любимый вид деятельности, при собеседовании, не отметил ни один учащийся. Поэтому в исследовании представлялся очень важным вопрос о решении проблемы деятельности подростков, имеющих разные интересы и склонности, о формировании позитивной жизненной позиции. Поведение подростков изучалось по представленным характеристикам, результатам работы психолого-педагогического консилиума перед зачислением в школу, в результате собе Ill седования с родителями, материалами инспекции по делам несовершеннолетних. Результаты проведённого исследования выявили следующее: подростки потеряли интерес к школьным занятиям, утратили многие школьные навыки. Они часто пропускали занятия без уважительных причин, уходили с уроков, в отношениях со сверстниками вели себя агрессивно, грубили учителям. У некоторых выявлялась склонность к воровству, другим асоциальным поступкам, другие были поставлены на учёт в милиции за хулиганство. У всех подростков, включённых в эксперимент, была зафиксирована школьная дезадаптация в разной степени её проявления.

Поведение подростков во многом обусловлено их эмоциональным состоянием, которое часто обозначают таким свойством личности как тревожность. Определённый уровень тревожности - естественная и обязательная особенность деятельной личности, у каждого человека существует определённый оптимальный уровень личностной тревожности, который является для него существенным компонентом самовоспитания и самоконтроля, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями. Она часто возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и длительности. Высокая степень тревожности наблюдается у всех детей, относящихся к группе социального риска, и может служить косвенным показателем их эмоционального состояния.

По результатам собеседования с родителями было установлено, что у 60% обследованных семей отсутствует практика обсуждения возникающих у детей проблем с их участием, у большинства семей (до 80 %) отсутствуют собственные семейные традиции, родители и дети в этих семьях не посещают культурные мероприятия: концерты, театры, музеи. Практика организации совместных походов в семьях отсутствует. Только в 5-% семьей, где воспитываются «дети группы риска» принято заниматься домашним руко 112 делием, все практические навыки у таких детей формируются вне семьи, в основном, в учебных заведениях.

Для изучения эстетико-визуального опыта самих подростков проводилось анкетирование, по следующим вопросам:

1. Имеет ли для тебя значение красота природных пейзажей, вещей, домашней обстановки?

2. Как часто ты посещаешь выставки, музеи, театральные постановки?

3. Красиво ли у тебя дома?

4.Хотел бы ты что-то поменять в домашнем окружении? 5. Что ты можешь сделать для этого?

Важным параметром для постижения эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия принято считать эмпатию. Эм-патия - это феномен социально - психологического происхождения, возникающий при взаимодействии людей, при восприятии произведений искусства. Она составляет ядро коммуникации, способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая эмпатия - важнейший фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют «чувствования», например в искусстве.

Исследование эмпатии у подростков группы риска в процессе реализации системы эстетического воспитания представляет особый интерес. Для исследования динамики эмпатии в процессе эксперимента использовался модифицированный опросник А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Стандартный показатель эмпатии — стен («стандартная десятка») рассчитывался при пересчете сырых баллов отдельно для мальчиков и девочек по результатам анкетирования в период вхождения в эксперимент ( начальной стадии формирующего этапа ) и на завершающей стадии участия в программе. Средний уровень эмпатии соответствует 5 и 6 стену, слегка отклоняющийся уровень соответствует 4 и 7стену, соответственно низкий уровень эм 113 патии характеризуется 2 и 3 стеном, высокий 8 и 9, крайне низкий уровень соответствует 1 стену, крайне высокий-10.

Так как центральным звеном системы эстетического воспитания является блок декоративно-прикладного искусства, то большой интерес для исследования представлял выбор критериев, позволяющих рассматривать сформи-рованность и развитие практических умений и навыков и художественно-творческих знаний и умений. Это: умение работать с различными материалами, умение работать с инструментом, использование разнообразных техник, аккуратность и чёткость в работе, уровень самостоятельности в изготовлении изделий, умение использовать различные способы соединения деталей, поэтапность изготовления изделия, умение применять ручную и механическую обработку материалов.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства