Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические и исторические основы эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства 15
1.1. Историко - искусствоведческий аспект народного декоративно -прикладного искусства Орловщины 15
1.2. Философские и психолого-педагогические основы эстетического воспитания 57
1.3. Дополнительное образование как особое образовательное пространство 92
Выводы по материалам I главы 115
ГЛАВА II. Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании в сельской местности 118
2.1. Определение программы эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства 118
2.2. Содержание и структура методической системы эстетического воспитания 148
2.3. Экспериментальная проверка разработанной методической системы эстетического воспитания 181
Выводы по материалам II главы 205
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 207
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 210
ПРИЛОЖЕНИЕ 229
- Историко - искусствоведческий аспект народного декоративно -прикладного искусства Орловщины
- Философские и психолого-педагогические основы эстетического воспитания
- Определение программы эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность
В Российской Федерации воспитание подрастающего поколения осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого появляются различные проблемы, касающиеся детей и подростков. Нравственный беспредел, царящий в средствах массовой информации, ведет к упадку духовной культуры, потере всяких ценностей.
Данные обстоятельства обуславливают постановку и решение ряда задач духовного возрождения нации России. В создавшейся ситуации чрезвычайно важно оживить художественные традиции, восстановить преемственность, трудовую и социально-культурную связь поколений. Все это возможно осуществить через народное декоративно-прикладное искусство.
Народное искусство в эстетическом воспитании имеет огромное значение. В процессе общения ребенка с явлениями искусства приобретается и накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни.
Произведения народного искусства, вызывая эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к народному творчеству, утверждают чувство гордости за народное искусство земляков.
Именно в дополнительном образованиии в сельской местности возможно успешное приобщение воспитанников к народному искусству, обучение их основам художественного ремесла, что обусловлено следующими положительными моментами:
- опора на приоритетные принципы дополнительного образования;
- формирование внутренней мотивации воспитанников и развитие
собственного творческого потенциала;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при выборе содержания, форм, методов и средств обучения;
- тесная взаимосвязь теории с практикой;
- изучение истории местного народного декоративно-прикладного искусства, близкого детям, и живой контакт с художественными промыслами, народными мастерами; .
- рассматривание народного искусства в тесной взаимосвязи с народной философией, народным календарем, народной педагогикой;
- выполнение изделий с опорой на народные традиции с применением традиционных для села инструментов и приемов работы в специально приспособленных мастерских.
В диссертационном исследовании, рассматривая теоретические аспекты эстетического воспитания, мы опирались на философские труды Аристотеля, Платона, Сократа и др.
Неоценимую помощь в освещении теории и практики эстетического воспитания и художественного образования нам оказали работы B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, В.В. Корешкова, С.Н. Новикова, А.С. Хворостова и др.
В диссертационном исследовании аспекты формирования эстетической и художественной культуры личности опираются на работы Н.И. Кияшенко и Н.Л. Лейзерова, Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Е.В. Щевцова, Е.Г. Яковлева, И.Ф. Гончарова, В.И. Толстых, В.А. Эренгроса, К.А. Макарова и др.
Данное исследование также опирается на анализ произведений народного декоративно-прикладного искусства, содержащихся в работах B.C. Воронова, М.А. Рыбакова, А.К. Чекалова и др.
Неоценимую помощь в определении методических основ эстетического воспитания нам оказали работы В.А. Сухомлинского, Я.А.
Каменского, Г.А. Батищева, СЮ. Степанова, Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логвиновой, Н.И. Михайловой, А.К. Бруднова и др.
Для данного исследования не менее важны труды ученых, психологов и педагогов в области теории и практики воспитания: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.
Теоретический анализ состояния проблемы, изучение практического опыта системы дополнительного образования показал, что к проблеме использования народного декоративно-прикладного искусства обращаются многие авторы, но лишь часть из них затрагивает аспекты эстетического воспитания.
Незначительная часть исследователей освещает методику организации кружковых занятий по народному ДПИ Орловшины (С.Н. Новиков, С. М. Мурзина, Н.В. Свиридова, А.П. Даниленко, Е.А. Борисова.).
На сегодняшний день процесс воспитания требует проведения радикальных мер, направленных на переосмысление внешкольной работы, следовательно, к созданию новой современной методической системы организации образовательного процесса дополнительного образования.
Усиленное внимание к предметам художественно-эстетического цикла привело к созданию в Орловской области сети объединений дополнительного образования, опирающихся на народное творчество своего края. Однако большинство педагогов строят образовательный процесс объединений в соответствии с классно-урочной системой, не применяя новых форм работы. Обучение в основном направлено на овладение технологиями выполнения изделий, формирование умений и навыков. Практические занятия сводятся к выполнению элементарных упражнений и заданий, без ориентации на творческое развитие.
Творческое освоение народного творчества требует, на наш взгляд, эффективной методической системы: форм организации занятий, методик, средств обучения; программ, опирающихся на национальные художественные традиции, построенных в соответствии с требованиями современности.
Проблема разработки эффективной методической системы эстетического воспитания, предназначенной для дополнительного образования в сельской местности, не решена полностью до настоящего времени и требует дальнейших теоретических, экспериментальных исследований и практических разработок, направленных на дальнейшее совершенствование эстетического воспитания подрастающего поколения.
Актуальность данной проблемы в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество художественного образования и эстетического воспитания.
Актуальность и проблема исследования определили цель, объект и предмет, сформулировали задачи и методы исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методическую систему эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства, предназначенную для дополнительного образования в сельской местности.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей средствами народного декоративно - прикладного искусства в дополнительном образовании в сельской местности.
Предмет исследования: методическая система эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании в сельской местности
Изучение теоретических и исторических основ эстетического воспитания и проведенные нами предварительные исследования позволили сформулировать гипотезу, которая заключается в следующем: занятия народным декоративно-прикладным искусством могут служить эффективным средством эстетического воспитания младших школьников, если образовательный процесс будет осуществляться в дополнительном
образовании в сельской местности при условии использования более
эффективной методической системы, включающей в себя:
- цели, задачи и содержание эстетического воспитания младших школьников средствами народного ДПИ;
- дидактические принципы, методы, методические приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса;
- средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающихся процессов занятий по народному ДПИ (наглядные пособия, ТСО и т.д.);
которая обладает такими качествами, как:
1. Взаимосвязь научно-теоретических основ эстетического воспитания и художественного образования средствами народного ДПИ.
2. Использование наиболее рациональных и эффективных методов обучения, способствующих эстетическому развитию детей.
3. Широкое применение средств наглядности.
В соответствии с поставленной целью и рабочей гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить историко-искусствоведческий аспект народного декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Орловщины.
2. Изучить и проанализировать философские и психолого-педагогические основы эстетического воспитания детей.
3. Изучить и проанализировать методологические основы дополнительного образования. Определить значение дополнительного образования в приобщении младших школьников к народному ДПИ.
4. Изучить и проанализировать современное состояние теории и практики использования народного ДПИ Орловщины в дополнительном образовании.
5. Теоретически обосновать и разработать методическую систему эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства, предназначенную для дополнительного образования в сельской местности.
6. Экспериментально проверить эффективность разработанной
методической системы эстетического воспитания.
7. Описать теоретические и практические результаты проведенного исследования.
Для решения поставленных задач в ходе исследования применялись следующие методы:
а) рабочие, частные методы эмпирического исследования:
изучение философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- изучение современного состояния теории и практики использования народного ДПИ Орловщины в системе дополнительного образования;
- объективное наблюдение (непосредственное и опосредованное) за деятельностью младших школьников;
- анкетирование воспитанников и педагогов;
- беседы с детьми и педагогами;
- тестирование младших школьников;
- измерение и сравнение диагностических данных;
- шкалирование результатов исследования;
б) комплексные, общие методы эмпирического исследования:
- педагогическая диагностика;
- опытно-экспериментальная работа как подготовка к эксперименту на стадии проверки гипотез;
- эксперимент;
в) теоретические методы:
- анализ и синтез теории и практики эстетического воспитания;
- анализ тестов, протоколов наблюдений, анкетных данных, творческих работ младших школьников;
- синтез полученных данных.
Исследование проводилось с 1999 по 2004г. и включало в себя три этапа:
Первый этап - констатирующий, проводился в период с 1999 по 2000г.
На данном этапе изучалась и анализировалась литература: философская, искусствоведческая, психолого-педагогическая по проблеме исследования, программы основного, внешкольного, внеклассного и дополнительного образования. Изучался и анализировался педагогический опыт использования декоративно-прикладного искусства Орловщины. Проводилось объективное наблюдение за деятельностью детей (непосредственное и опосредованное), анкетирование, тестирование и беседы с воспитанниками, педагогами дополнительного образования и учителями. Анализировались тесты, протоколы наблюдений, анкетные данные, творческие работы младших школьников.
Второй этап экспериментального исследования проводился в период с 2000 по 2001 г. В ходе данного этапа проводилась опытно-экспериментальная работа, по результатам которой была составлена программа эстетического воспитания детей средствами народного ДПИ Орловщины.
В поисковый этап экспериментального исследования была определена модель эстетического развития личности, критерии эстетического восприятия предметов народного ДПИ, уровня формирования эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Третий этап - формирующий и сравнительный (2001-2004г.), в ходе которого был проведен эксперимент. Основная цель данного этапа экспериментального исследования состояла в следующем: экспериментально проверить эффективность методической системы эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства, предназначенной для дополнительного образования в сельской местности, отражающейся в программе студии.
Диагностика образовательного процесса контрольных и экспериментальных групп позволила проанализировать и сравнить полученные данные. На данном этапе обобщены и оформлены
экспериментальные данные, сделаны выводы, подтверждающие гипотезу исследования.
Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых, педагогов, психологов, философов, искусствоведов, достижения современной педагогической науки в области эстетического воспитания и преподавания народного декоративно- прикладного искусства.
Исследование проводилось в течение пяти лет. Констатирующий и поисковый этапы эксперимента проходили в следующих общеобразовательных учреждениях: Колпнянского района - Дом детского творчества; Орловского района - Некрасовская школа-интернат, Знаменская школа-интернат. Эксперимент проводился в муниципальном учреждении дополнительного образования Колпнянского района - Дом детского творчества.
Научная новизна.
1. В диссертационном исследовании обобщен материал по истории становления и развития народного декоративно-прикладного искусства Орловщины.
2. Обобщены философские и психолого-педагогические основы эстетического воспитания.
3. Определено значение дополнительного образования в приобщении младших школьников к народному ДПИ.
4. Теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства, предназначенная для дополнительного образования в сельской местности.
5. Внесен вклад в совершенствование методики организации занятий в дополнительном образовании по декоративно-прикладному искусству.
Теоретическая значимость заключается в научном обосновании, экспериментальной проверке методической системы эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно прикладного искусства, предназначенной для дополнительного образования в сельской местности.
Практическая значимость исследования.
1. По результатам исследования издан ряд учебно-методических пособий для дополнительного образования, направленных на оказание практической помощи педагогам дополнительного образования.
2. Практические результаты исследования могут быть использованы при разработке, корректировке новых учебных программ, пособий для системы дополнительного образования.
3. Результаты исследования могут оказать помощь в разработке смежных проблем в других диссертационных исследованиях
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается избранной методологической основой, опорой на теоретические положения философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, использовании методической системы, адекватной цели, задачам, логике исследования, организацией опытно-экспериментальной работы, экспериментальной проверкой и адекватным анализом основных положений исследования на практике.
Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях, которые получили одобрение:
- на Всероссийских научно-практических конференциях /2003-2004г./;
- на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета /2003- 2004г./;
- на заседаниях методических объединений заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, семинарах старших вожатых /п. Колпны, 1999-2004г./; - на областных конкурсах педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», на основании чего диссертант был награжден дипломом третьей степени /г. Орел, 2001 г./, дипломом за возрождение промыслов Орловщины Управления общего и профессионального образования администрации Орловской области / г. Орел, 2005 г./. Воспитанники объединения, руководимого диссертантом, участвовали в районных и областных выставках, где неоднократно отмечались грамотами и дипломами.
1. В областной выставке «Отчий дом» воспитанница объединения Карлова Анастасия награждена дипломом второй степени Управления общего и профессионального образования администрации Орловской области /г. Орел, 2000г./.
2. Карлова Юля и Карлова Анастасия стали лауреатами второго областного фестиваля художественного творчества детей инвалидов «Салют победы», проводимым Управлением социальной защиты населения, Управлением культуры и искусства администрации Орловской области, Орловской областной общественной организацией Всероссийского общества инвалидов /г. Орел, 2000г./.
3. Булгакова Анастасия и Придатко Ирина награждены за оригинальность исполнения творческой работы в областном конкурсе «Почта 21 века - глазами детей» дипломом Управления Федеральной почтовой связи Орловской области /г. Орел, 2000г./.
За успехи в организации и совершенствовании работы по дополнительному образованию детей и подростков диссертант был награжден грамотой Отдела общего и профессионального образования администрации Колпнянского района Орловской области /п. Колпны, 2000г./.
За руководство в подготовке серии работ по истории родного края на областной конкурс детского художественного творчества «Здесь для меня начало всех начал..» диссертант был награжден благодарственным письмом Управления общего и профессионального образования администрации Орловской области /г. Орел, 2003 г/.
Разработанные и экспериментально подтвержденные в ходе исследования материалы отражены в следующих публикациях диссертанта:
1. Сухоленцева Е.Н. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства для сельских школьников в условиях дополнительного образования//По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направления реализации»/Под ред. Авдеева Ф.С./ ОГУ. - Орел, 2003. - С.246-247.
2. Сухоленцева Е.Н. Методические основы организации занятий по декоративной лепке в системе дополнительного образования: Методическое пособие. - Орел, 2004. - 27 с.
3. Сухоленцева Е.Н. Народные художественные промыслы Орловщины: Методическое пособие. - Орел: Редакционно-издательский отдел ООИУУ, 2003. -48 с.
4. Сухоленцева Е.Н. Технология изготовления лаптей//По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направления реализации»/Под ред. Авдеева Ф.С./ ОГУ. - Орел, 2003.-С.245.
Результаты исследования внедрены в практику системы дополнительного образования Колпнянского района: Муниципальное учреждение дополнительного образования - Дом детского творчества, Муниципальное общеобразовательное учреждение - Маркинская основная школа, Муниципальное общеобразовательное учреждение - Крутовская основная школа.
На защиту выносится теоретически обоснованная, разработанная и экспериментально проверенная методическая система эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства, предназначенная для дополнительного образования в сельской местности:
цели, задачи и содержание эстетического воспитания младших школьников средствами народного ДПИ;
-дидактические принципы, методы, методические приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса;
- средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающихся процессов занятий по народному ДПИ (наглядные пособия, ТСО и т.д.).
Разработанная методическая система эстетического воспитания отличается разнообразием форм, методов и методических приемов организации образовательного процесса объединения дополнительного образования и введением регионального компонента не только в учебный процесс, но и в массовые мероприятия. Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, 2-х глав, 6 параграфов, выводов по материалам глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы, диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. Приложение содержит фотоматериал экспериментального исследования, диагностические методики.
Историко - искусствоведческий аспект народного декоративно -прикладного искусства Орловщины
Народное искусство - самое древнее искусство, традиции которого складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Это искусство входит в жизнь яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой стройностью, соразмерностью, гармонией форм, линий, пропорций.
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизненных сил.
Ценность народного искусства в том, что оно ярко, реалистично воплощает в себе черты и чувства народа, раскрывает его душевную красоту и щедрость национального таланта - таланта редкого и неповторимого.
На примере народного искусства Орловщины, ее художественных промыслов, можно увидеть, как в проявлении малого, локального раскрывается подлинно художественное, большое, общерусское [1, С. 126].
Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества Орловской области.
В Орловской губернии развивались следующие художественные промыслы: ковроткачество, кружевоплетение, вышивка, гончарное дело, изготовление игрушек, изготовление гармоней, шитье из лоскутков, бисероплетение, плетение из природного материала, кукольный промысел.
На Руси ковроделие зародилось в 1607 году. Первая Московская мастерская изготавливала ковры лишь для царских дворов. До XVIII века ковроделие в России являлось одним из видов домашнего ремесла. Первые ковровые фабрики и мастерские появились в конце XVIII начале XIX вв. в Москве, Петербурге, Курске и Воронеже. Стало возможным изготовление ковров с богатым цветовым орнаментом. На Орловщине ковры появились во второй половине XIX века.
Ковровым промыслом занимались вначале в Малоархангельском, Ливенском, Мценском, Орловском уездах. Ковроделие распространилось главным образом, среди крестьянок четвертого права или сектанток. Полностью отнести этот вид занятий к промыслам нельзя, так как часть людей работала по заказу. Изготовляемые ковры употреблялись крестьянами вместо одеяла, для накрывания саней, сундуков. Иногда появлялся побочный промысел изготовления дорожек, половиков, шерстяных одеял. В Орловском уезде одна семья ткала бархатные ковры.
В зависимости от назначения ковры имели свой рисунок и технику
изготовления. Санные ковры отличались яркими крупными
геометрическими и растительными узорами, «насундучники» - небольшими цветочными узорами. Настенные ковры - с орнаментальными и темперными узорами - были всегда насыщенны цветом. Изделия в большинстве ткали гладкие, но встречались и ворсовые.
Все виды ковров вырабатывались на вертикальном или горизонтальном станах из домашнего прядения шерсти весенней или осенней стрижки. Волну мастерицы красили сами. Краской служили естественные красители: кора дуба (черный цвет), кора березы (желтый цвет) и т.д. Позднее применялись покупные анилиновые красители. Обработанную шерсть кипятили в краске, разведенной на воде с добавлением соли. Соль служила укрепляющим средством для краски на материале.
Санные и сундуковые ковры ткали на горизонтальных станах. Санные ковры сшивали из двух-трех полотнищ. В народе их называли попонами или каролинками.
Настенные ковры ткали на вертикальном стане единым большим прямоугольником. Они не имели шва. Композиция таких изделий (в четырехугольнике полтора на полтора или два на два метра) следующая: расположена цветочная рамка, ритмически повторяющая тот или иной мотив, то или иное сочетание цветов; в центре ковра яркий букет большого размера. В таких коврах использовалось до тридцати шести оттенков цветов, которые тонко переходили от более ярких до более нежных. Такой оттеночный переход создавал впечатление объемности.
Орловскими мастерицами создавались самые различные по своим узорам ковровые изделия. Наиболее часто встречались образцы с линейным и геометрическим орнаментом: ромбами, зигзагами, в полоску, клетку. Узор из цветных ромбов в старых коврах осуществлялся без фона, в современных образах появился черный фон и на нем ромбы красного, зеленого, малинового, желтого, оранжевого, голубого, синего цвета.
В более поздних коврах в связи с упрощением узора и ограниченностью оттенков цвета ромбы расположены реже. От появления черного поля и локальной оправки рисунка, декор ковров приобрел неровный характер, отличающийся мозаичностью, контрастностью.
В орловских коврах есть и яркая декоративность, и нарядность, и точное чувство ритма, и умение безупречно вписать в четырехугольное пространство геометрический или растительный орнамент.
В какой-то степени декор орловских ковровых изделий и техника их исполнения смыкаются с аналогичными произведениями курских кустарей, пользующихся широкой известностью.
Философские и психолого-педагогические основы эстетического воспитания
Проблемы воспитания волновали людей на каждом этапе общественного развития. Каждая историческая эпоха имела свою систему воспитания и выдвигала формы, методы и средства воспитания и образования, соответствующие социально-экономическим условиям развития общества.
Идеи эстетического воспитания, зародившиеся в Древнем мире, были связаны с мифологией и носили космологический характер. В период античности эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. В данную эпоху основной целью воспитания являлось формирование гармонически развитого человека, основным средством считалась музыка. Философы античности: Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ - разработали принципы и основное содержание эстетического воспитания.
Платон считал искусство «едва ли не основным позитивным средством формирования общества в нужном направлении, равно как и обеспечение его стабильности» [58, С. 166].
Эстетическое воспитание, искусство вообще, является у Платона реальной почвой, на которой произрастают и держатся законы.
Сократ энергично подчеркивал органическую связь этического и эстетического, нравственного и доброго. Идеалом для него является прекрасный духом человек.
«В древнегреческой философии, как известно, существовало учение о калокагатии, в котором «прекрасное» (эстетическое) и «доброе» (этическое) мыслилась нерасчленено» [191, С.92].
Сократ ввел в эстетику понятие калокагатии, которое стало «одним из основных понятий в построении теории европейской эстетики» [233, С. 13].
Дело воспитания, по Аристотелю - развитие высших сторон души: волевой и разумной. «Эстетическое воспитание средствами искусства обеспечивает гармоничное развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели - разумной деятельности. Аристотель утверждает, что «в основе всякого искусства лежит опыт». Этот опыт составляется у человека из бесконечного ряда самых разнообразных чувственных восприятий и воспоминаний, которые подлежат известного рода обработке» [109, С.356].
Аристотель отграничивает науку и искусство от ремесла. «Ремесло у Аристотеля не является принадлежностью свободнорожденных. Так как все занятия людей разделяются на такие, которые приличные для свободнорожденных людей, и таких, которые свойственны несвободным, то, очевидно, из первого рода занятий должно участвовать лишь в тех, которые принадлежат ремесленникам (banaysos); ремесленными же нужно считать такие занятия, такие искусства и такие предметы обучения, которые делают физические, психические и интеллектуальные силы свободнорожденных людей непригодными для применения их к добродетели и для связкой с ремесленными такие искусства и занятия, которыми ослабляются физические силы. Это те работы, которые исполняются за плату, они отнимают досуг для развития интеллектуальных сил человека» [109, С.360].
Античные мыслители считали, что ремесленники не воплощают нравственно - эстетического идеала и, в силу рода своего занятий, не могут быть разумными, а следовательно, продукты их деятельности не имеют эстетической ценности.
В период античности основными средствами эстетического воспитания считали пение, рисование, риторику, музыку, гимнастику, которые обеспечивали гармоническое развитие личности, делали человека гражданином и способствовали развитию разумной деятельности.
Феодальные отношения наложили отпечаток на духовную культуру средневековья. В этот период подчеркивалась божественное происхождение искусства (Август, V век), преследовалась народная музыка, театр.
В эпоху Возрождения, получила дальнейшее развитие идея «всестороннего развития» (В.д.е. Фельтре), подчеркивалась воспитательное воздействие искусства (М. Падуанский), разрабатывалось содержание и методика воспитания и обучения художников (Альберта, Л. да Винчи)» [117, С.6-7].
В XVII-XVIII веках эстетическое воспитание и образование становится составной частью развития личности. В этот период в теорию эстетического воспитания внесли большой вклад мыслители и педагоги, такие как Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Гербарт, И.Т. Песталоцци, Ф. Фребель.
А. Баумгатен в середине XVIII века вводит понятие «эстетика».
Философы XIX века И. Кант, Ф. Гегель, И. Фихте, Ф. Шиллер уделяют огромное значение искусству, как средству развития художественных способностей человека. Эстетическая культура в этот период является средством развития личности.
Именно в XIX веке Ф. Шиллером впервые употребляется термин эстетическое воспитание. Под этим термином он подразумевал формирование способности понимать искусство и формирование с его помощью ценностного человека. Поэт одним из средств разрешения политических и социальных противоречий считал искусство.
Инициатором философской эстетики является Кант, он рассматривает эстетику как часть философской системы.
Кант ставил на первый план социальную функцию искусства -способность повышать общую культуру человека, а природное личное-он отодвигал на второй план. По его мнению, занятия науками и искусствами смягчают «грубость и неистовство» склонности человека, связанных с его животным началом, делая человека более цивилизованным, а чрезмерное общение с искусством способствует развитию изощренных эстетических вкусов.
«Искусство - это изображение идеи разума, которая содействует преимущественно внутренней, духовной культуре человека. И в этом случае Кант подчеркивает важную роль формы в искусстве, ибо только она, по его мнению, может вызвать эстетическое чувство в результате гармонической игры воображения и рассудка» [8, С.91].
Мыслитель противопоставляет искусство ремеслу. «Искусство отличается и от ремесла, первое называется свободным, а второе можно также назвать искусством для заработка. На первое смотрят так, как если бы оно могло оказаться (удаться) целесообразным только как труд, то есть как занятие, которое приятно само по себе; на второе смотрят как на работу, то есть на занятие которое само по себе неприятно (обременительно) и привлекает только своим результатом (например, заработком), стало быть можно принудить к такому занятию» [78, С.319].
Определение программы эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства
Одной из составных частей реформирования образования России стало преобразование внешкольного воспитания в дополнительное образование. В связи с этим возникла необходимость серьезного переосмысления программно-методического обеспечения, как всей системы дополнительного образования, так и каждого объединения. С этой целью нами был проанализирован ряд программ, таких как:
1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество. -М.: Профиздат, - 1969. - 122с.
2. Программы для кружков детского технического творчества. - М.: Просвещение, -1982.- 134с.
3. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). -М.: Просвещение, 1982. - 1934с.
4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: художественные кружки/ Под ред. В. И. Лейбсона, Б. П. Носова А.В., Щербакова.- М.: Просвещение, 1981. - 288с.
5. Программы кружков и секций пионерских и профильных лагерей/ Отв. ред. В. И. Лейбсон. - М.: ДОСААФ, 1978. - 178с.
б.Программы для внешкольных учреждений: кружки пионерских и профильных лагерей/ Ред-сост. М.Б. Коваль. - М.: Просвещение, 1988. -206с.
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцатилетней школы)/Сост. Р. В. Назаров, Л.И. Филатова, В.Г. Цыпурский. -М.: Просвещение, 1988. - 176с.
Вышеуказанные программы представляют собой лишь содержание учебного материала. В пояснительных записках не отражено место содержания, методов и организационных форм образования в системе воспитания.
В таких программах, как:
1. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985.- 112с: ил.
2. Беляков Н.Д., Покровская А.И., Цеймин Н.Е. Кружок «Умелые руки в школе»: Пособие для руководителей кружков. - М.: Госуд. учебно-пед. из-во Мин. Просвещения РСФСР, 1957. - 264с.
3. Лященко А.В. Кружки «Умелые руки в школе. - М.: .: Госуд. учебно пед. из-во Мин. Просвещения РСФСР, 1958. - 103с. отражено как содержание, так и технология изготовления изделий. Данные программы направлены на овладение трудовыми навыками и приемами.
Рассмотрев программы внешкольного образования, мы обратились к программам, в которых отражено содержание учебного материала, основанного на народном декоративно-прикладном искусстве Орловщины.
Е.А Белкин, Е.К. Былинко, В.А. Павлова в программе «Орловский спис»[14] отражают лишь примерный тематический план и программу. Совершенно непонятно для какого контингента воспитанников она предназначена. Е.А. Борисова [22] в своей научной работе «Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружево плетением» предлагает программу для учреждения дополнительного образования Детской школы
искусств, которая предусматривает изучение кружевного промысла Орловской губернии (мценские кружева, елецкие кружева). Данная программа предназначена для детей 11-14 лет и направлена на развитие их творческих способностей. Трехгодичный период обучения осуществляется согласно содержательной части и концептуальных основ. С точки зрения требований к программам дополнительного образования процессуальная часть - учебно-материальная база занятий по кружевоплетению - освещена наилучшим образом. При организации занятий предлагается использовать следующие методы: объяснительно - иллюстративные, репродуктивные, исследовательские. Помимо традиционных форм обучения рассматриваются нетрадиционные: экскурсии, лабораторно-практические занятия, викторины, игры.