Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства Постников Николай Олегович

Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства
<
Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Постников Николай Олегович. Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1995 244 c. РГБ ОД, 61:96-13/91-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Исторические закономерности и научно-теоретические основы графического дизайна, его роль в формировании эстетически целесообразного визуального восприятия и художественного отражения действительности учащимися среднего школьного возраста.

1.1 История возникновения и развития прикладных,тиражных и проектных видов графики как основы графического дизайна с. 13.

1.2 Прикладные и тиражные виды графики как средство обучения йкольников в общей системе эстетического воспитания и художественного образования (на материалах российского и зарубежного опыта обучения школьников основам изобразительной деятельности) с. 49.

1.3 Научно-теоретические основы графического дизайна как специфи ческой художественно-творческой деятельности . с.75

ГЛАВА 2 Формы и методы организации занятий по изобразительному искусству с элементами графического дизайна в 5-9 классах общеобразовательных школ.

2.1 Психолого-педагогические основы визуального восприятия ицветографического отражения художественно-эстетической информации в процессе обучения школьников графическому дизайну на уроках изобразительного искусства . с. 100.

2.2 Методика обучения основам графического дизайна на уроках изобразительного искусства в 5-9 классах общеобразовательных школ..с.19.

2.3.Методические особенности уроков изобразительного искусства с элементами графическского дизайна и прикладной графики в 5 - 9 классах общеобразовательных школ 149.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..

БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ..

Введение к работе

В условиях углубления процессов демократизации и гуманизации общественной жизни возрастает необходимость в формировании и целенаправленном развитии личности подростка, способного понимать, эстетически оценивать и творчески преобразовывать в своей практической деятельности окружающий мир.

В разрешении проблемы от массового однопрограммного обучения к индивидуально-дифференцированному, предполагающему использование развивающих методов обучения и основанному на междисциплинарном взаимодействии научных, учебных и художественно-эстетических знаний, а также - их практической реализации уже в процессе школьного обучения, значительная роль отводится эстетическому развитию средствами изобразительного искусства.

Сложность современного периода развития человеческого общества во многом обусловлена взрывным, импульсивным характером процессов, вызванных результатом научно-технического прогресса, исходя из этого претерпевают глубокие качественные изменения все виды общественной практики, происходит рождение новых ее направлений. В полной мере это относится и к такой области человеческой деятельности как изобразительное искусство - появление современных технологий в области восприятия и отражения действительности посредством изображения обогатило функциональную и языковую стороны-художественной деятельности.

Человеческое мышление в условиях его современного развития приобретает все более динамичный и многогранный характер, общество ориентируется на специалиста с развитым интеллектом и широким диапазоном потенциальных возможностей, творческих - прежде всего.При этом его культура в широком понимании является результатом эстетического развития в сие

теме .школьного обучения.

Визуальная культура или культура визуального восприятия является при этом неотъемлемой частью общей культуры личности в процессе ее постоянного развития ( на долю зрительного восприятия человека приходится, по данным различных источников, около трех четвертей всего информационного массива). Исходя из этого возникает необходимость целенаправленного формирования особой системы педагогического воздействия на визуально-эстетическое развитие личности школьника.

Разнообразные изобразительные формы, условные и знаковые системы, цветографические символы и структуры, визуальные комплексы не только информируют, но и являются одновременно мощнейшим средством формирования определенных социально-эстетических предпочтений, вкусов, нравственных ориентиров.

Комплексное по форме и интегрированное по содержанию решение проблем развивающего обучения в системе школьного образования, в том числе - и художественно-эстетического, невозможно без включения в этот процесс элементов дизайн-деятельности, основанной на единстве функциональной целесообразности и художественно-эстетической ценности.

Наиболее универсальной с психолого-педагогической и учебно-методической точки зрения формой освоения бытийного пространства с позиций эстетической и функциональной целесообразности является графический дизайн - синтетическая художественно-творческая деятельность, направленная на восприятие и отражение визуальных структур современного мира.

Наша точка зрения на использование элементов графического дизайна в процессе школьного обучения основывается на художественно-эстетических традициях русского и зарубежного изобразительного искусства, а так же-на органическом единстве знакового (семиотического) и изобразитель

ного(эмоционально-образного) подхода к решению проблемы формирования основ визуально-эстетического восприятия действительности средствами цветографической деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно пристальное внимание со стороны психологии, педагогики, социологии, эстетики и ряда других научных дисциплин и областей знаний. Психолого-педагогические и социокультурные аспекты развития личности подростка с включением в этот процесс элементов знаковое™ и художественной образности всесторонне рассматриваются в исследованиях В. П. Беспалько, П. Я. Гальпери-на,В.В.Давьщова,Л.В.Занкова,В.В.Краевского,И.Я.Лернера,Н.Ф.Ташзиной, А.В.Усовой и других.

Психологические аспекты восприятия искусства, активизации познавательных способностей личности , формирования творческих интересов рассматривались в работах психологов:Б.Г.Ананьева,Н.Н.Волкова,Л.С.Выготского, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Е. Ф. Ломова,Б. С. Мейлаха, С. Л. Рубинштейна . Г. Тепдова,Г. И.Щукиной,П. М.Якобсона.

Вопросам ВУЗовской и школьной художественной педагогики,методике обучения изобразительной деятельности посвящены исследования А.Д.Алехина, Г. Б. Беды, СЕ. Игнатьева, В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной, Н.Н.Ростовцева, А. Е. Терентьева, А. А. Унковского, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикало-ловой и других.

Необходимость разработки данной проблемы заключается в том, что эффективная методика обучения школьников основам графического дизайна обусловливает успех формирования эстетических потребностей и изобразительных способностей подростка, а затем - и старшеклассника,развивает их художественный вкус и общую культуру визуального восприятия явлений и объектов окружающей действительности.

Многочисленные аспекты взаимодействия человека и среды, эстетически целесообразные способы функционирования индивида в предметном окружении современного мира,некоторые другие вопросы, связанные с историей и теорией,методикой дизайна и художественного проектирования отражены в работах таких авторов, как:В.В.Аронов,Г.Б.Беда,Л.Н.Беэмоздин,В.Л.Гла-зычев,К.Г.Зайцев,А.И.Ковешников,Г.Б.Минервин,Б.В.Нешумов,Й.А.Спичак, Н.Н.Степанов,М.С.Степанов,Ю.А.Ходьков,Л.М.Холмянский,Е.Д.Щедрин и других.

Проблемам визуальной коммуникации и теоретическим аспектам графического дизайна посвящены исследования и разработки Г.Б.Бренько-вой, 0. И. Генисаретского, Г. Г. Воробь ева, В. И. Стрельченко, С. Хан-Магомедо-ва,Е.В.Черневич.

Среди зарубежных исследований в области художественного восприятия и визуального мышления наибольший интерес представляют, с нашей точки зрения,работы таких авторов как Р.Арнхейм,Н.Джордж,Дк.Уолкекр,Р.Боу-мен,Г.Земпер,Н.Кларк,Э.Рудер,К.Кимура,Дж.0винк,Д.Рэдмонд и некоторые другие.

Е большинстве исследований и теоретических разработок,связанных с теорией и практикой графического дизайна и проектирования систем визуальной коммуникации, подчеркивается перспективное направление развития эстетически целесообразной визуальной организации искусственной среды и информационного пространства» Акцент при этом делается на художественно-эстетическом аспекте визуализации, в отличии от существующего в настоящее время функционально-прагматического,рационалистического подхода в области художественного проектирования.

Основное внимание в нашем исследовании мы сосредоточили на одной из основных составляющих дизайна как социокультурного феномена современности - графическом дизайне.С нашей точки зрения именно графический

дизайн наиболее полно отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения основам изобразительной деятельности подростков и их эстетического развития в современных условиях.

Определяя характерные и существенные особенности этого специфического вида художественно-творческой деятельности,каким является графический дизайн, мы исходили из его проектной основы и синтетичности, а также - художественно-исторических и технологических связей с прикладными и тиражными видами графики, основанных на условно-знаковых и художественно-образных способах освоения реальной действительности средствами художественной деятельности.

В диссертационных исследованиях последнего времени вопросы графического дизайна рассматриваются с профессиональных или теоретических по ч

зиций, значительное место в них отводится проблемам эстетического и социокультурного характера (Г.Л.Арамян,0.й.Генисаретский,0.В.Родин, И. П. Лукшин, Н.Н.Кирсанова, СП. Хунтеева).

:- Методологические аспекты проектной графики как части графического дизайна, исследовались применительно к системе высшей школы. Так, художественно-профессиональные вопросы подготовки специалистов в этой области деятельности затрагивались в работах И.А.Спичака,В.М.Волош-ко,В.И.Стрельченко и др., в обучении педагогов - Н.Н.Алекса-хин,А.С.Близнюк,Л.А.Брынцев,Н.Г.Гриневич,А.Й.Ковешников,А.А.Павло-ва,В.Л.Шкляров и другие.

Наиболее полно и всесторонне графический дизайн как специфический вид проектно-графической творческой деятельности рассмотрен в исследованиях Г.М.Бреньковой и Е.В.Черневич.обозначивших его характерные особенности и структуру, теоретические и методологические принципы дизайн-графики.

Однако в работах указанных авторов проблема обучения основам графи ческого дизайна не рассматривается ни применительно к системе школьного образования, ни к системе высшего педагогического и художественно-конструкторского обравования. Назревшая необходимость теоретического осмысления проблемы формирования эстетически целесообразного визуального восприятия действительности школьниками-подростками с использованием адекватных их возрасту форм и методов педагогического воздействия, недостаточность разработок по прикладным и тиражным видам графики и разрозненность фактологического материала по данной проблеме обусловили АКТУАЛЬНОСТЬ выбора темы исследования.

ч

ПРОБЛЕМА исследования заключается в определении, научном обоснова-нии и экспериментальной проверке наиболее эффективных путей и методов обучения учащихся основам графического дизайна в системе художественно-эстетического образования и воспитания школьников 5-9 классов.

Решение данной проблемы составило и ЦЕЛЬ исследования.

ОБЪЕКТ исследования - процесс обучения учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы основам графического диеайна в системе учебной и творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.

ПРЕДМЕТ исследования - педагогическое руководство изобразительной деятельностью учащихся, направленное на формирование художественно-эстетических основ визуального восприятия и изобразительной деятельности подростков с использованием средств графического дизайна в 5 - 9 классах общеобразовательной школы.

Указанные ПРОБЛЕМА, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ исследования потребовали решения следующих ЗАДАЧ:

1. Раскрыть историю проблемы обучения школьников основам проектно- графической деятельности на примере развития прикяадных и тиражных видов графики в России и за рубежом.

2. Выявить научно-теоретические основы графического дизайна как

специфического вида художественно-творческой деятельности, направленной на эстетически целесообразную визуализацию смыслов, понятий, явлений современного бытия.

3. Установить возрастные и индивидуальные особенности эстетически целесообразного визуального восприятия учебной художественной и других видов информации школьниками-подростками; ее последующего перевода в цветографические композиции коммуникативно-образного характера на уроках изобразительного искусства.

4. Определить роль и место графического дизайна в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников средствами изобразительного искусства.

5. Опираясь на результаты исследования разработать и научно обосновать систему педагогического руководства процессом обучения школьников -подростков основам графического дизайна.

Решение последней задачи предполагает разработку блочно-модульного варианта экспериментальной программы по графическому дизайну и прикладной графике с краткими методическими рекомендациями.

ГИПОТЕЗОЙ исследования является предположение о том, что целенаправленное, научно-обоснованное использование основ графического дизайна в процессе обучения учащихся среднего и старшего подросткового возраста изобразительному искусству, с учетом особенностей их возрастного и психологического развития, создание и экспериментальная проверка специальной системы методических рекомендаций и средств наглядности обеспечивает высокий уровень формирования художественного и общеучебного развития школьников, способствует успешному развитию художественно-образной активности учащихся и эстетическому воспитанию в целом.

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составили философские положения о всестороннем и гармоничном развитии личности; положения отечествен

ной психологии, педагогики и эстетики, рассматривающие проектно-графические виды изобразительной деятельности как специфическую продуктивную форму отражения действительности; научно-теоретические основы педагогики и методики эстетического воспитания и художественного образования школьников; труды известных философов, педагогов, искусствове-дов, теоретиков и практиков дизайна, их высказывания, научные положения, исследования; передовой педагогический опыт в области использования проектно-графических средств изобразительной деятельности как перспективной междисциплинарной формы изобразительной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использо-ваны следующие МЕТОДЫ исследования:

- анализ философской, искусствоведческой,психолого-педагогической методической литературы, научных исследований в области методики изобразительной деятельности и дизайн-графики;

- анализ школьных, ВУЗовских программ и учебных планов, архивных документов, касающихся проблем проектно-графической учебной деятельности и изобразительного творчества;

- анализ и обобщение передового педагогического опыта;

- наблюдение за процессом изобразительной деятельности школьников, студентов, преподавателей изобразительного искусства, анализ и изучение их учебных и творческих работ с использованием возможности визуализации смыслов,понятий, явлений действительности в таких видах художественной деятельности как рисование с натуры, тематическое рисование, декоративная работа, графическое проектирование и некоторые другие;

- анкетирование школьников, студентов и учителей изобразительного искусства;

- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирую

щий и контрольный этапы);

- анализ учебной и творческой деятельности учащихся с использованием возможностей дизайн-графики и графического-дизайна в процессе решения коммуникативных и художественно-образных задач.

Первый этап (констатирующий) -1985 - 1988 г.г. - включал в себя осмысление и переоценку современного состояния проблемы.В этот период изучался накопленный общеобразовательными школами положительный опыт, относящийся к объекту исследования, анализировались негативные тенденции в постановке проблемы художественно-эстетического развития личное-ти школьника.

Второй этап (формирующий) - 1988 - 1992 г.г. - заключался в теоретическом анализе философской, социологической, психологической, педагогической, программно-методической,искусствоведческой литературы, архивных документов и периодических изданий по проблемам проектно-графических видов художественно-творческой деятельности и собственно графическому дизайну; в изучении опыта педагогов, работающих в области преподавания предметов художественно-эстетического цикла; наблюдении за процессом изобразительной деятельности школьников-подростков на уроках изобразительного искусства по традиционным и специально разработанным программам; в разработке и проведении исследования с привлечением частных методик - анкетирования, интервьюирования, собеседования; в изучении и систематизации продуктов учебной и творческой дея L

тельности учащихся по изобразительному искусству с использованием элементов тиражной графики и графического дизайна.

Третий этап (контрольный) - 1993 - 1995 г.г. - носил теоретически обобщающий характер - обобщение и систематизация научной информации, экспериментальных данных, апробацию и внедрение основных результатов исследования и их оформление.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ исследования состоит В:

- освещении истории проблемы развития прикладных,тиражных, проектных видов графики как художественно-творческих, коммуникативных, обучающих направлений изобразительной деятельности, явившихся основой появления и дальнейшего развития графического дизайна;

- выявлении содержания и психолого-педагогических особенностей развития и формирования эстетически целесообразного визуального восприятия подростков, адекватного художественно-графического отражения школьниками многообразных форм современной действительности средствами графического дизайна;

- раскрытии,экспериментальной проверке и научном обосновании эффективного педагогического воздействия (путей, методов, средств) фор-мирования основ художественно-эстетического развития учащихся в про-цессе их обучения основам графического дизайна,в использовании элементов дизайн-графики в других видах учебной деятельности и сфере житейских интересов подростков.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что разработанная система система методических рекомендаций и средств наглядности (комплект учебно-методических таблиц, проектно-графические задания обучающего и поискового характера), способствуют формированию у школьников среднего и старшего подросткового возраста способности художественно-образного и знаково-коммуникативного восприятия действительности ; в возможности обучения основам графического дизайна на междисциплинарном уровне - в области технической, проектной, прикладной и компьютерной графики, на уроках литературы, музыки, истории, математики и некоторых других учебных дисциплин обусловливает успешность эстетического и общеучебного развития подростков в целом.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования:

- результаты исследования ежегодно сообщались и получали одобрение на заседаниях кафедры гуманитарного образования Курского ИПК и ПРО, на

і

заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Й00 МО РФ;

- результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ, школ и классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (NN 1, 5, 27, 28, 48, 53), педагогического лицея N 21 и учебных заведений школьного типа ряда территорий Российской Федерации в виде методических рекомендаций для учителей изобразительного искусства и черчения, студентов высших и средних пе- дагогических учебных заведений педагогического профиля, руководителей кружков и студий.

История возникновения и развития прикладных,тиражных и проектных видов графики как основы графического дизайна

В современной школе как социальном институте, отражаются практически все противоречия общественно-политического, экономического и социокультурного характера. Едва ли не все негативные ЯЕЛЄНИЯ нашей жизни, которые мы привычно объединяем термином "бездуховность"( эмоциональная ограниченность, моральная глухота, неразвитое милосердие, отсутствие исторической памяти, творческой инициативы, эстетической критичности и этзывчивости,многое другое), в значительной степени определяется тем, ЇТО в школьные годы многие поколения людей не получили достаточного и эстетически полноценного художественного образования. Современные исследования в области эстетики и искусствознания не могут на сегодняшний цень предложить исчерпывающее определение искусства, обозначая эту сферу человеческой деятельности как "социокультурный феномен". Тем не менее, этот специфический способ взаимодействия человека и его предметно-пространственного окружения посредством зрительных,визуально воспринимаемых образов, является существенной составляющей процесса эстетического развития подростка и в этом процессе изобразительному искусству отводится роль и средства, и цели одновременно. Главная задача эстетического развития личности школьника состоит в том, чтобы приобщая его к различным областям искусства , художественной деятельности, развивать у него общечеловеческую способность эстетического отношения к жизни; художественная культура человека, понимаемая в широком смысле, является синтетическим соединением интеллектуального и эмоционального богатства личности. В полной мере это относится и к сфере художественной деятельности, которая также является продуктом человеческого разума и в которой "...язык образов гораздо ближе к жизни по лестнице абстрагирования, чем публицистика и чем научная обработка действительности...В то время как наука старается влить свои выводы в обобщения логического характерам законы и формулы, художник делает такие же обобщения, вкладывая их в типы и типичные положения"./ 67./

Вопросам изображения и смысла, взаимосвязи и многогранности их проявлений посвящалось и продолжает посвящаться множество исследований и публикаций самого разнообразного характера.

Наиболее тесно изображение, как специфический результат деятельности человека связано со словом, раскрывающим основное содержание этого изображения, помогающее более глубоко и всесторонне осознать смысловую основу изображаемого объекта,явлейия,предмета и т.д. Слово как информационная структура не только дополняет художественно - обряеный отрой произведения изобразительного искусства, но и выступает в качестве основной смысловой идеи того или иного произведения изобразительного искусства, его прикладных и специфических разновидностей, искусства как социокультурного феномена - вообще.

В разные периоды исторического развития человеческого общества слову в проявлениях общественной практики придавалось большее или меньшее значение Но в любом случае многогранность отношений слова и изображения заставляет вновь и вновь обращаться к этой проблеме. " Слово лежало в основе многих произведений искусства, было его своеобразным "протографом" и "архетипом"./152./

Информативно - образный диапазон слова и изображения как синтетического способа выражения определенной мысли, идеи, понятия поистине безграничен, особенно в тех случаях, когда слово с изображением об-единены в художественный образ. Проблема интеграции слова и изображения привлекает внимание исследователей самых различных направлений науки и искусства -философии и эстетики, лингвистики и искусствознания, психологии и информатики, некоторых других. Вместе с тем,эта проблема имеет самую непосредственную связь с теорией и практикой изобразительного искусства и художественной педагогики.

Несмотря на определенную неоднозначность в оценке взаимодействия слова и изображения, овладение основами изобразительной грамоты тесно связано с освоением основных положений художественного слова в самом широком понимании этой проблемы.

Прикладные и тиражные виды графики как средство обучения йкольников в общей системе эстетического воспитания и художественного образования (на материалах российского и зарубежного опыта обучения школьников основам изобразительной деятельности)

Бурное развитие промышленности и науки, глобальный характер социально-экономических преобразований периода начала двадцатого века оказали сильное влияние и на развитие графики - как станковой , так и прикладного направления. Появление колоссального объема новейших сведений, информирующих читателя, зрителя о ходе этих изменений и иных событиях, явилось той движущей силой, которая вывела графический способ информирования на ведущие позиции.

Освоение основ графической деятельности, часто называемой дизайн-графика, представляет собой процесс целенаправленного формирования эстетических качеств современного человека. Этот процесс, на основе систематизации и структурирования теоретических и деятельностных аспектов графического дизайна, необходимо начинать как можно раньше -в данном случае имеется в виду изучение его OGHQB в учебных заведениях школьного типа и дальнейшее развитие его в системе среднего и высшего профессионального образования. Необходимо предусмотреть и определенную дифференциацию в освоении содержательного компонента графического дизайна, так как направленность такого изучения должна быть ориентирована как на будущего специалиста в этой области (вариант углубленного изучения), так и на художественноэстетическое и творческое развитие личности в самом широком диапазоне будущего приложения знаний и умений, их продуктивной реализации на благо общества.

"Прикладные и тиражные виды графики как средство обучения школьников в общей системе эстетического воспитания и художественно образования "(на материалах российского и зарубежного опыта обучения школь- ников основам изобразительной деятельности).

Художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего Поколения как целостная система сложилась под непосредственным влиянием философских и педагогических идей Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, И.Гете,А.Дистервега, К.Д.Ушинского и некоторых других просветителей прошлого, внесших значительный и по сегодняшним оценкам вклад в развитие общего и художественно-эстетического образования ребенка. Основное содержание этих идей образует так называемую "классическую модель" образования .

Постановке художественно-эстетического образования в России способствовали идеи и труды таких ученых и общественных деятелей как Н.Н.Бахтин, П.П.Блонский, Н.А.Брюсова, Г.П.Рошаль, С.Т.Шацкий, некоторых других. Разработкой педагогических основ эстетического воспитания подрастающего поколения средствами изобразительного искусства и художественной деятельности занимались такие видные педагоги как А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие .

Художественно-эстетическое образование школьников как система включает в себя не только развитие эмоционально-чувственной сферы, основанной на восприятии эстетически обусловленных явлений окружающей действительности, но и формирует специфическую способность понимать и мыслить категориями и понятиями, в основу которых входит художественный образ. В свою очередь, такое положение предполагает ценностно-ориентирование функционирование личности, раскрытия и последующего развития ее творческого потенциала.

Психолого-педагогические основы визуального восприятия ицветографического отражения художественно-эстетической информации в процессе обучения школьников графическому дизайну на уроках изобразительного искусства .

"Психолого-педагогические основы визуального восприятия и цветографического отражения художественно-эстетической информации в процессе обучения школьников графическому дизайну на уроках изобразительного искусства."

Рассматривая школьное обучение как целостную систему, необходимо раскрыть понятие "система"которое предполагает организованный комплекс средств достижения общей цели. Относительно системы школьного обучения возникает необходимость в обозначении ее основных составляющих, которые можно назвать "подсистемами": системы управления, системы воспитания и системы обучения.

Обучение понимается нами как целенаправленная деятельность учителя и учащихся по усвоению социокультурного потенциала, накопленного человечеством за период своего развития, где усвоение представляет собой процесс превращения содержания образования в достояние личности ребенка.

При обучении содержательный аспект изобразительного искусства выступает как существенная часть социокультурного потенциала и подлежит усвоению, то есть, изобразительное искусство определяет и дифференцирует те области знаний и эстетического опыта человечества, которые преде-тавляют собой объективную ценность для будущего его развития. Эти знания и опыт передаются подрастающему поколению и становятся его достоянием в виде опыта репродуктивной деятельности, творческой деятельности и в виде опыта отношений.

Опыт репродуктивной деятельности -это процесс ( и, одновременно,результат) сохраняемых моделей содержания образования, имеющий уровневую

Структуру:

- первый уровень усвоения, который предполагает осознанное восприятие и запоминание, внешне проявляющиеся в точном воспроизведении;

- второй уровень усвоения, который предполагает осознанное восприятие и запоминание, которое предполагает применение знаний по образцу в аналогичной ситуации,при этом сохраняемые модели первого уровня выпол-няют роль образца и в сохраняемых моделях второго уровня (1-й УУ предшествует 2-му УУ ). Опыт продуктивной (творческой) деятельности,пред-полагает освоение основных способов самостоятельного поиска необходимых решений и применения определенных знаний в неординарной ситуации;

- третий уровень усвоения - опыт творческой деятельности может быть сформирован и целенаправленно использован лишь при условии освоения известного материала, то есть - 1-го и 2-го УУ.

Похожие диссертации на Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства