Введение к работе
Актуальность исследования. Система образования как социальный институт призвана оперативно и адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе. Существенное влияние на содержание образовательного процесса, направленность школьной политики оказывают научно-методические и административно-организационные инновации, обусловленные социальными изменениями, учитывающие результаты мониторинга качества традиционных учебно-воспитательных процессов.
В настоящее время в России возрождаются традиции массового музыкального и эстетического воспитания, организации досуга детей средствами искусства. Многие общеобразовательные школы начали работать в режиме полного дня, в связи с чем наметилась перспективная тенденция тесного сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования в области искусства и художественной деятельности.
В то же время, проведенные наблюдения показывают, что административно-педагогические коллективы многих школ полного дня не используют максимально продуктивно ресурсы учреждения. Музыкальное воспитание учащихся ограничено рамками уроков музыки, доля которых в образовательном процессе, на примере начальной школы, составляет всего 4 % (в соотношении с общим количеством учебных часов в неделю). Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе практически не наблюдается.
Музыкально-эстетическую деятельность после основных уроков могут обеспечивать педагоги дополнительного образования, имеющие большой опыт воспитательной работы средствами искусства. Однако перед ними возникают проблемы организационно-методического характера. Отсутствуют требования к содержанию и результатам работы музыкальных кружков в общеобразовательных школах, которые должны отличаться от требований, предъявляемых к содержанию и результатам учебного процесса в учреждениях дополнительного образования.
Очевидна необходимость разработки соответствующей теоретико-методической базы, адаптации образовательных программ, учебных курсов, методов, форм, средств музыкального обучения и воспитания для работы со школьниками, не имеющими музыкально-исполнительского опыта, но обладающими желанием изучить музыкальное искусство, освоить инструмент, разнообразить досуг новыми видами музыкально-эстетической деятельности.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями:
- между очевидной значимостью обеспечения общеэстетического характера музыкального воспитания школьников и крайне ограниченным количеством примеров реализации концепций и методик массового музыкально-эстетического воспитания в практике общеобразовательных учреждений;
- между возможностями, имеющимися у общеобразовательных школ, работающих в режиме полного дня, для организации музыкального воспитания учащихся, и реальным содержанием музыкального воспитания в большинстве общеобразовательных учреждений;
- между потребностью педагогов учреждений дополнительного образования в адаптированных методиках и других ресурсах массового музыкального воспитания детей в школе полного дня и объективным состоянием учебно-методической базы, не соответствующей условиям музыкального воспитания всех желающих в общеобразовательной школе.
Выявленные противоречия составили проблему исследования, которая заключается в необходимости определения организационно-педагогических условий и разработки методики музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема эстетики жизни и деятельности человека разносторонне исследуется и в различных аспектах решается отечественными учеными, чьи культурологические позиции и эстетические взгляды отражают российские традиции – Т.А. Акиндиновой, А.А. Аронова, Ю.Б. Борева, С.Н. Булгакова, В.В. Бычкова, К.М. Долгова, М.С. Кагана, О.А. Кривцуна, А.С. Мигунова, И.П. Никитиной, М.Ф. Овсяннникова, В.С. Соловьева, Л.Н. Столовича, Е.Н. Устюговой, В.П. Шестакова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова.
Значение музыки для гармоничного, всестороннего развития личности ребенка, духовного, эмоционального, интеллектуального, художественно-творческого обогащения воспитательного процесса в семье, дошкольных и школьных образовательных учреждениях отмечали ведущие мыслители различных эпох, выдающиеся деятели культуры, образования и науки. В эпоху Античности яркими приверженцами всестороннего музыкального воспитания (мусического образования) являлись Аристотель, Аристофан, Пифагор, Платон. Позже идеи формирования личности посредством искусства, и в частности музыки, выдвигали в Европе Г. Гегель, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр. В России ключевыми фигурами, определявшими значимость музыкального воспитания, являлись Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Б.Л. Яворский.
Первые отечественные концепции музыкального воспитания и обучения предложили основоположники русского классического музыкального образования М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, С.И. Танеев, П.И.Чайковский. Методические системы и концепции общего музыкального образования, охватывающие проблемы обучения, воспитания и развития подрастающей личности средствами музыки Э.Б. Абдуллина, Е.Я. Гембицкой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.А. Рапацкой, В.Н. и С.Т. Шацких, Л.В. Школяр и др. сформировали теорию и методику массового музыкального образования.
Современный взгляд на проблему музыкально-эстетического воспитания детей с позиций системного, культурологического, личностно-ориентированного подходов формируют труды отечественных ученых – О.А. Блоха, В.А. Волобуева, Л.С. Зориловой, А.И. Щербаковой. В рамках теории музыкально-эстетического воспитания в последнее время сформировался пласт научных трудов, посвященных феномену эстетизации - диссертации Г.Э. Галановой, Э.А. Гулиевой, Т.В. Маловой, О.И. Маюновой, О.В. Солодовниковой, Н.Х. Солоповой, А.Н. Степанова, М.Л. Яковенко, С.Д. Якушевой. Непосредственное отношение к проблематике нашего исследования имеет докторский диссертационный труд Н.В. Осиповой «Педагогические основы эстетизации учебно-воспитательного пространства школы».
В 80-х гг. ХХ века в России были изданы теоретико-методические труды, практические разработки и рекомендации по организации учебного и воспитательного процессов, а также досуга школьников в группах продленного дня. К.В. Агафонова, В.Н. Артамонова, А.А. Баранов, С.А. Баранцев, А.Д. Бондар, Л.Ф. Веденисов, П.С. Гранкин, В.А. Заваротов, Н.П. Зазулина, С.Э. Карклина, Н.В. Кудыкина, М.Е. Кульпединова, Г.Г. Макаридзе, Е.М. Минскин, А.А. Огородников, М.П. Прохорова, О.П. Рудницкая, З.Ф. Садовничая, Н.Х. Саттарова, А.Д. Солдатенков, Б.С. Тетенькин, В.Г. Цыпурский, В.Д. Шульгина, О.Ф. Щелокова сформировали теоретико-методическую базу воспитания школьников во внеучебное время.
В последнее время много внимания со стороны педагогов и психологов уделяется разработке методического, дидактического и процессуального содержания работы школы в режиме школы полного дня. Л.В. Алферовой, Г.П. Будановой, Т.Н. Дементьевой, Н.Ф. Диком, А.О. Зверевым, Л.М. Зелениной, Э.Г. Костяшкиным, С.Ю. Прохоровым, С.В. Никитенко, К.Е. Сумнительным, Л.Б. Шапошниковой изданы научные и методические работы по данной теме. Однако проблеме музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня уделяется недостаточное внимание. Лишь некоторые исследователи избрали объектом своей аналитической и экспериментально-эмпирической деятельности отдельные аспекты музыкального обучения и эстетического воспитания школьников на базе общеобразовательных учреждений (Л.Н. Лёхина, И.Н. Реутская, С.Ю. Самохвалова, Г.А. Ускова).
Проблему создания специальной, организованной музыкально-эстетической среды на различных уровнях системы образования поднимали Е.Н. Александрова, О.Н. Пикалова, О.Ю. Солопанова, Н.Х. Солопова, Л.И. Уколова. Интегративные возможности учреждений общего и дополнительного образования в осуществлении художественно-эстетического развития детей рассматривали И.Э. Кашекова и А.Д. Яковлева. Е.Б. Зотова разработала и апробировала модель и систему управления общеобразовательной школой музыкально-эстетической направленности.
Значительный образовательный, культурологический, психологический потенциал флейтовой музыки учитывали зарубежные философы А. Шопенгауэр и Г.С. Сковорода. Ведущие флейтисты мирового масштаба – Г. Зусман, Ч. Чиарди, Э.И. Кёлер, К. Куммер, В. Попп, В.Н. Цыбин, Н.И. Платонов, Ю.Н. Должиков - в разное время представили свои авторские системы профессионального обучения игре на инструментах флейтового типа. В.П. Давыдова, В.А. Захарова, В.П. Качмарчик, Ю.В. Шелудякова обозначили возможности включения флейтовых произведений в содержание образования, для решения задач общеэстетического воспитания. Однако ранее флейтовое искусство не рассматривалось как универсальное средство музыкально-эстетического воспитания, позволяющее достичь объективно высоких результатов по целому спектру направлений педагогической работы – обучению музыке, формированию общеэстетической культуры, художественному воспитанию, творческому интерактивному досугу.
Данный диссертационный труд является логическим продолжением развития научно-практического направления в музыкальной педагогике, в рамках которого вырабатываются решения проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников. В настоящем исследовании представлено новое, до настоящего времени мало разработанное направление массового музыкально-эстетического воспитания школьников средствами флейтового искусства в условиях дополнительного образования, охватывающее различные виды и формы деятельности учащихся и педагогов.
Актуальность исследования, недостаточная разработанность выявленной проблемы в сфере музыкально-эстетического воспитания школьников обусловили выбор темы исследования: «Музыкально-эстетическое воспитание детей в классе флейты в системе дополнительного образования».
Объект исследования – музыкально-эстетическое воспитание детей.
Предмет исследования – процесс музыкально-эстетического воспитания школьников средствами флейтового искусства.
Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование музыкально-эстетического воспитания детей в классе флейты в системе дополнительного образования и разработка экспериментальной методики музыкально-эстетического воспитания школьников средствами флейтового искусства.
Задачи исследования:
- уточнить содержание и сущность музыкально-эстетического воспитания детей;
- раскрыть структурно-организационные возможности и ресурсы учреждений общего и дополнительного образования для музыкально-эстетического воспитания школьников;
- обосновать флейтовое искусство как эффективное средство музыкально-эстетического воспитания школьников в рамках дополнительного образования;
- разработать и апробировать экспериментальную методику музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства.
Гипотеза исследования. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся общеобразовательной школы будет более эффективным, если:
- выявлено значение и сущность музыкально-эстетического воспитания детей в системе общего и дополнительного образования;
- раскрыты структурно-организационные возможности и ресурсы учреждений общего и дополнительного образования для музыкально-эстетического воспитания школьников;
- обоснован педагогический потенциал флейтового искусства как эффективного средства музыкально-эстетического воспитания школьников в рамках дополнительного образования;
- разработана и внедрена в практику методика музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства.
Методологические основы исследования составили:
- философские взгляды Аристотеля, А.Ф. Лосева, Л.Н. Толстого, А. Шопенгауэра в области эстетизации жизни и деятельности личности; концептуальные идеи Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Б.Л. Яворского по решению проблемы музыкального воспитания подрастающего поколения на методологическом и теоретическом уровнях; концепции развития современного образования В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкого;
- положения А.С. Макаренко, Д.Б. Кабалевского, Е.Г. Штенниковой, Б.П. Юсова о формировании личности в насыщенной эстетической среде комплексом видов искусства и художественно-эстетической деятельности;
- системный подход к содержанию образовательного процесса как феномена социальной действительности, изложенный в трудах И.В. Блауберга, положения системно-синергетического принципа в педагогике, разработанные П.Е. Решетниковым, концептуальные идеи Ю.М. Аванесова по проблеме обучения музыке на основе системно-синергетического принципа;
- личностно-ориентированный подход к отбору методов, форм, средств педагогического взаимодействия, раскрывающийся в основных положениях Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др., в концепциях экологии культуры и эстетического воспитания школьников Д.С. Лихачева;
- средовой подход в образовании, представленный результатами научно-исследовательской и практической психолого-педагогической деятельности В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, Ю.С. Мануйлова, Н.В. Осиповой, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.Н. и С.Т. Шацких, В.А. Ясвина.
Теоретические основы исследования:
- целостные системы обучения гуманитарным, точным, естественнонаучным дисциплинам и предметам искусства Ю.К. Бабанского, А.Я. Данилюка, Л.Я. Зориной, Е.Ф. Командышко, Л.Г. Савенковой, Б.П. Юсова;
- психолого-педагогические модели образовательного процесса, ориентированные на развитие интерактивных видов и форм деятельности учащихся, предложенные А.Г. Асмоловым, Л.И. Божович, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым;
- содержание компетентностных моделей в образовании А.Г. Бермуса, И.А. Зимней, О.Е. Лебедева, А.В. Хуторского, учитывающих особенности личностных качеств педагога и учащегося, требования, установленные современным законодательством, тенденции социально-культурного характера;
- авторские методики музыкально-эстетического воспитания школьников, раскрывающие роль музыки в образовательном процессе, в формировании целостной, всесторонне развитой творческой личности - Э.Б. Абдуллина, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.А. Рапацкой, В.Н. Шацкой;
- историко-теоретические и методические взгляды И.А. Гулыниной, Ю.Н. Должикова, В.А. Захаровой, А.А. Кадникова, В.П. Качмарчика, К. Куммера, Н.И. Платонова, В.М. Слюсаревой, Б.В. Тризно, В.Н. Цыбина на педагогическую значимость флейтового искусства, основы и особенности обучения игре на духовых музыкальных инструментах флейтового типа;
- нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную, социально-культурную, досуговую деятельность.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования (сравнительный анализ научных трудов, освещающих проблему исследования; обобщение теоретико-методического материала, моделирование образовательной среды);
- эмпирические методы исследования (педагогическая экспертиза документации учреждения; наблюдение за традиционным процессом музыкального воспитания в школе полного дня, мониторинг образовательной среды, анкетирование, беседы, опросы, тестирование; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ статистических результатов эксперимента).
Базы исследования: Средняя общеобразовательная школа № 1363; Детская школа искусств им. М.А. Балакирева; Детская школа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова (г. Москва).
Организация и этапы исследования.
Концептуальные идеи музыкально-эстетического воспитания школьников средствами флейтового искусства формировались в течение нескольких десятилетий профессиональной педагогической и социально-культурной деятельности автора. Экспериментальное исследование, изложенное на страницах данного диссертационного труда, проводилось в 2004-2012 гг. и структурно представляло собой три основных этапа.
На первом этапе (2004 - 2006 гг.) осуществлялись: определение проблемной области, изучение состояния проблемы в теории, методике и практике образования, формулирование гипотезы, формирование понятийного аппарата исследования, определение теоретико-методологических основ, разработка плана решения научной проблемы и проверки гипотезы. Были сформулированы основные положения, определены структурные компоненты методики музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства, разработано содержание факультативного курса «Волшебное искусство флейты», определен диагностический инструментарий для эмпирического исследования проблемы (разработаны критерии, параметры, показатели, анкеты для учителей и учащихся общеобразовательной школы, комплексы заданий опросов и тематические линии беседы для установления уровня развития музыкально-эстетических способностей, отобраны и адаптированы психолого-педагогические тесты).
На втором этапе (сентябрь 2006 - 2011 гг.) была проведена экспериментальная работа в средней общеобразовательной школе № 1363:
- первичная диагностика состояния проблемы музыкального воспитания (анкетирование 700 школьников 1-8 классов и 45 педагогов для выявления личностного отношения к дополнительной музыкальной деятельности, опрос 412 учащихся 1-5 классов для выявления исходного уровня развития музыкально-эстетических способностей, мониторинг образовательной среды школы на основе методики В.А. Ясвина с целью установления уровня музыкально-эстетического воспитания в учебном заведении, осуществляемого в традиционном режиме);
- констатирующий эксперимент (анализ результатов опросов 50 учащихся 1-5 классов, их тестирование и обработка результатов);
- формирующий эксперимент (экспериментальное обучение 25 учащихся (5 экспериментальных групп по 5 человек с каждой учебной параллели) на авторском факультативном курсе «Волшебное искусство флейты»; контрольные срезы в конце каждого года эксперимента в экспериментальных и контрольных группах (опрос с беседой, тестирование), сравнительный анализ статистических результатов опросов, бесед, тестирований за 4 года);
- контрольный эксперимент (апробация экскурсионного модуля факультативного курса с дополнительным участием 51 школьника), повторный мониторинг образовательной среды школы, сравнение результатов с полученными на этапе диагностики, формулирование выводов эксперимента).
На третьем этапе (2011 – 2012 гг.), на основании результатов эксперимента осуществлено окончательное оформление авторской методики и факультативного курса, уточнена их структура, последовательность развития тематического содержания. Систематизирован материал, полученный в ходе проведения диагностики, констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента, проведена обработка данных. Разработаны методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ и педагогов учреждений дополнительного образования по реализации методики музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства. Частичная апробация основных положений диссертационного исследования, образовательных модулей факультативного курса проведена на базе Детской школой искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, сотрудничающей с учреждениями общего образования Москвы и Подмосковья. Уточнены выводы; подведены итоги по теоретическим и практическим результатам исследования, осуществлена коррекция и окончательное оформление содержания диссертационного труда.
Научная новизна исследования.
1. Уточнено содержание и сущность музыкально-эстетического воспитания детей в системе общего и дополнительного образования, рассматриваемое как насыщение образовательного процесса школы полного дня музыкальным искусством в различных его проявлениях (видах и формах музыкально-художественной деятельности, средствах музыкального искусства) на трех основных уровнях: включение музыкального искусства в содержание основных учебных дисциплин; музыкально-эстетическое воспитание в рамках внеклассной работы, после основных занятий; организация музыкально-эстетического досуга во внеучебное время.
2. Раскрыты структурно-организационные возможности и ресурсы учреждений общего и дополнительного образования для музыкально-эстетического воспитания школьников в общеобразовательной школе: рассмотрение образовательного процесса как целостной совокупности обучения, воспитания и досуга, обеспечение интеграции музыкального искусства в основной образовательный процесс, в содержание основных учебных предметов; пересмотр данных процессов с учетом возможности обогащения музыкально-эстетическим компонентом; моделирование образовательной среды школы полного дня, воздействие школьной среды на другие социальные среды (семейную, внешкольную), в которые вовлечены дети; обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования; реализация экспериментальной методики музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства; организация во внеучебное время факультативного образовательного курса как неотъемлемой части методики.
3. Раскрыты потенциальные возможности использования флейтового искусства как эффективного средства музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня, которые подтверждаются: значимой ролью флейты в духовной, социально-культурной, трудовой и творческой жизни многих поколений, глубокими историческими традициями флейтового исполнительства, масштабом охвата национальных культур, в которых инструменты флейтового типа представлены богатым классическим наследием в области флейтового искусства; компактностью инструмента, оптимальными сроками обучения для достижения первых художественно-исполнительских результатов, универсальностью условий использования флейты в целях организации музыкально-эстетического воспитания, просвещения и досуга.
4. Разработана и успешно апробирована экспериментальная методика музыкально-эстетическогого воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства, соединяющая традиции общеэстетического воспитания, массового музыкального образования, а также ранней профессионализации школьников. Эффективной формой реализации методики является факультативный курс «Волшебное искусство флейты», образовательные модули которого охватывают основные теоретические и практические области музыкального искусства, формируют базовую музыкально-эстетическую культуру, положительную психоэмоциональную атмосферу воспитания, мотивационно-потребностную направленность личности, аксиологическое содержание внеклассной и внешкольной образовательно-досуговой деятельности школьника.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретико-методические основы эстетизации музыкального воспитания учащихся школы полного дня – цели, задачи, подходы, педагогические условия организации процесса музыкально-эстетического воспитания школьников в рамках дополнительного образования. Сделана попытка сопоставить и взаимоувязать средовой и личностный подходы к проблеме музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня с учетом современных требований и потребностей социума. Доказано, что понятие образовательного процесса школы полного дня в контексте проблемы массового музыкально-эстетического воспитания должно не ограничиваться основным учебным процессом, а охватывать факультативное обучение, воспитание, детский досуг. Сформирован диагностический инструментарий, позволяющий проводить всестороннее исследование образовательной среды школы полного дня для выявления и коррекции уровня музыкально-эстетического воспитания учащихся, включающий мониторинг, анкетирование, опросы, тестирование. Обоснована значимость создания в общеобразовательной школе особой музыкально-эстетической среды, которая должна являться базовой по отношению к другим средам, где традиционно формируется личность школьника – семейной и внешкольной. Разработана графическая модель эталонной музыкально-эстетической среды школы полного дня. Авторская методика музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства отвечает требованиям современных нормативно-правовых актов в области образования, аккумулирует достижения российской и зарубежной теории и методики музыкального обучения и воспитания.
Практическая значимость исследования. Методика музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства внедрена в учебный процесс общеобразовательной школы № 1363, используется в профессиональной деятельности педагогов Детской школы искусств им. М.А. Балакирева и Детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова (г. Москва), сотрудничающих с учреждениями общего образования. Сформированные теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейших исследований по проблеме музыкально-эстетического воспитания, разработки педагогических и социально-культурных стратегий развития общеобразовательных школ, совершенствования методической и практической деятельности педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями стандартов. Материалы исследования позволяют разрабатывать многовариантные стратегии совместной деятельности учреждений общего и дополнительного образования, содержание интегративных образовательных курсов, социально-культурных проектов, досуговых мероприятий. Диагностический инструментарий может быть использован административно-педагогическими коллективами учреждений общего и дополнительного образования в целях мониторинга образовательной среды, выявления музыкально-эстетических потребностей, интересов, способностей участников образовательного процесса. Материалы диссертационного исследования предназначены для специалистов в области общего, дополнительного, профессионального образования и музыкально-эстетического воспитания, студентов и аспирантов музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведений, педагогов-практиков и исследователей в сфере образования и культуры.
Достоверность и обоснованность основных результатов исследования обусловлены опорой на ведущие методологические подходы в педагогической науке и образовании, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, позволивших получить объективный диагностический материал, разработкой авторской методики, эффективность которой подтверждена в ходе широкой эмпирической проверки.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования:
- выступления на заседаниях кафедр и научно-практических конференциях в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный областной педагогический институт», Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет», Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»;
- публикации в сборниках научных трудов, научных журналах, в том числе учрежденных ВАК Минобрнауки РФ в качестве ведущих изданий для публикации результатов кандидатских исследований по педагогике;
- эмпирическая проверка основных компонентов методики (идей, положений, методов, средств) в образовательном процессе средней общеобразовательной школы № 1363, работающей в режиме полного дня и сотрудничающей с Детской школой искусств им. М.А. Балакирева, частичная апробация основных положений диссертации в процессе трудовой деятельности автора в Детской школе искусств им. Н.А. Римского-Корсакова.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Музыкально-эстетическое воспитание учащихся общеобразовательной школы в системе дополнительного образования представляет собой насыщение музыкальным искусством в различных его проявлениях (видах и формах музыкально-художественной деятельности, средствах музыкального искусства) учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Музыкально-эстетическое воспитание при этом осуществляется на трех основных уровнях: включение музыкального искусства в содержание основных учебных дисциплин; музыкальное воспитание в форме факультативного курса в рамках внеклассной работы, после основных учебных занятий; организация музыкально-эстетического досуга во внеучебное время, в выходные, праздничные, каникулярные дни.
-
Флейтовое искусство – одно из наиболее эффективных средств музыкально-эстетического воспитания школьников, что обусловлено: значимой ролью флейты в духовной, социально-культурной, трудовой и творческой жизни многих поколений представителей различных этносов на разных континентах; глубокими культурно-историческими, теоретико-методическими, художественно-исполнительскими и воспитательно-досуговыми традициями флейтового искусства; фундаментальностью классического наследия в области флейтового исполнительства, широтой видов, форм художественной и образовательной деятельности, в которых представлены инструменты флейтового типа в современной культуре; компактностью, мобильностью, технологической доступностью инструмента для начинающих музыкантов-любителей; универсальностью условий использования инструмента в целях организации музыкально-эстетического воспитания, просвещения и досуга современных школьников.
-
Диагностический инструментарий, необходимый для комплексного исследования проблемы массового музыкально-эстетического воспитания школьников, составляют: анкеты для участников образовательного процесса (учителей и учащихся школы полного дня), позволяющие выявлять личностное отношение, заинтересованность и потенциальную возможность участия в дополнительной музыкально-эстетической деятельности; система критериев оценки развития музыкально-эстетических способностей школьников в процессе опроса и беседы; критерии, параметры, процедура организации мониторинга образовательной среды школы; адаптированные тесты для определения жизненных ценностей, самооценки творческого потенциала личности, групповой сплоченности, в совокупности формирующие психолого-педагогический диагностический комплекс.
-
Авторская экспериментальная методика музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства соединяет традиции общеэстетического воспитания, массового музыкального образования, ранней профессионализации мышления и деятельности формирующейся личности. Авторская методика обеспечивает: начальное обучение игре на флейте, освоение музыкальной грамоты; изучение истории инструментов флейтового типа; организацию и проведение воспитательных, просветительских и досуговых мероприятий (музыкально-литературных гостиных, концертов, конкурсов, фестивалей, музыкально-театральных постановок, посещений музеев и концертов), интеграцию музыкально-эстетического компонента в содержание основных школьных дисциплин. Неотъемлемой частью методики является авторский факультативный курс «Волшебное искусство флейты», состоящий из совокупности образовательных модулей, охватывающих основные сферы музыкального искусства и ключевые виды деятельности школьников, отвечающий критериям целесообразности, актуальности, востребованности, возрастного соответствия.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложения.