Содержание к диссертации
Введение
Глава I Формирование музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного музыкального образования как педагогическая проблема 15
1.1 . Социально-педагогическое обоснование необходимости развития дополнительного музыкального образования в школе 15
1 2. Анализ проблемы формирования музыкального интереса детей в психолого-педагогических исследованиях 32
І.З. Современное состояние музыкального образования у детей на уроке фортепиано в системе дополнительного образования 57
Выводы к Главе I 80
Глава II Методика формирования музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного образования 83
2.1 - Совершенствование содержания дополнительного музыкального образования младших школьников 85
2.2.Разработка критериев сформированности музыкального интереса у учащихся и показателей их оценки 106
2.3. Содержание и организация формирующего этапа эксперимента по развитию музыкального интереса у учащихся на уроке фортепиано 121
ВЫВОДЫ по главе II 147
Заключение 149
Библиография
- Социально-педагогическое обоснование необходимости развития дополнительного музыкального образования в школе
- Современное состояние музыкального образования у детей на уроке фортепиано в системе дополнительного образования
- Совершенствование содержания дополнительного музыкального образования младших школьников
Введение к работе
Актуальность исследования. Изменения экономической и социальной жизни в России последних десятилетий вызвали коренной пересмотр целей и задач образования. Возникла потребность в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменения обстоятельств, самой создавать и творить что-либо новое, необычное.
Необходимость решения данной проблемы на государственном уровне в образовательной политике находит свое отражение в основных нормативно-правовых документах об образовании Российской Федерации: Законе РФ «Об образовании»; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; Стратегии модернизации содержания общего образования; Национальной доктрине образования в Российской Федерации; Концепции художественного образования в РФ. Значимость и необходимость процесса развития целостной личности ребенка (воспитания, обучения, развития) подчеркивается в концепции Федеральной целевой программы. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Национальной доктриной образования в РФ», только человек, воспитанный как созидатель, художник, творец, сможет возродить духовный потенциал России и ее культурные традиции.
Основополагающим принципом государственной политики в области образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей и признание необходимости создания специально организованной среды для творческого развития каждого ребенка и его активного участия в жизни коллектива. Создание таких условий в настоящее время является важным направлением деятельности системы дополнительного образования детей
Таким образом, в музыкально-педагогической науке возник ряд противоречий:
между осознанием важности воспитания музыкального интереса у детей и отсутствием готовности педагогов к его формированию;
между потребностью в реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе и стремлением педагогов сохранить традиционный подход в обучении игре на фортепиано младших школьников.
Степень научной разработанности проблемы. Сущность понятия «интерес» и различные аспекты данной проблемы нашли свое отражение в философии, педагогике, культурологии, общей и музыкальной психологии.
Большой вклад в раскрытие данного феномена внесли зарубежные и отечественные философы П. Гольбах, Д. Дидро, Г. Гегель, И. Кант, ДА. Кикнадзе, В- Вичев и др.
В отечественной психологии интерес рассматривался как: специфическая направленность личности (Л,С. Выготский, CJL Рубинштейн); активно положительное отношение к познаваемому объекту (B.R Мясищев, В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова); потребность, источники которой лежат в несущих желанные переживания предметах и видах деятельности (Б.И. Додонов); как склонность (А.В. Запорожец).
Педагогический процесс в области художественного образования стал объектом исследований ПЛ. Блонского, ЖТ. Алямкиной, В.В. Давыдова, В.В. Краевского, И.Я, Лернера, Г.К, Селевко, В.М Степанова и др.
Новый взгляд на формирование интереса у детей привносит концепция личностно-ориентированного образования, основная задача которой -актуализация личностных функций (Е.В, Бондаревская, BJ3. Сериков, RC. Якиманская, ПА. Алексеев).
Работе с детьми в системе дополнительного образования посвящены труды ВА. Горского, А.Я, Журкиной, Е.Б, Евладовой.
В музыкальной педагогике проблемы творческого развития личности рассматривали Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, А.Д. Алексеев, НХ Бакланова, ЛА. Безбородова, ЛА. Баренбойм, В.И. Закутский, Л.С Зорилова, В.Г. Кузнецов, Е.И. Максимов и др.
5 Важное значение для данного исследования имеют работы КХП. Азарова, АЛ, Аронова, Т\И. Баклановой, ПЯ. Гальперина, Е.Б. Ежовой, Е.Р. Ильиной, А.Г. Казаковой, Л.С. Майковской, МА. Самохиной, Г.П, Сергеевой, В.А. Сластенина, MB, Пазовниковой, В.И. Черниченко, где обсуждаются проблемы развития личности, организации учебно-воспитательного процесса.
Педагогический аспект формирования интереса к музыке связан с воспитанием музыкально-эстетического сознания (И.А. Джидарьян, Т.С, Комарова, О.П, Радынова, Н.М. Черноиваненко и др,) и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З. Апресян, Н.И. Киященко),
Видные педагоги-музыканты О.А. Апраксина, БЛЗ. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Н.А, Гродзенская, Д.Б. Кабалевский и др. указывали, что усвоение знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней. Г.П. Стулова отмечает, что заинтересованность является решающим фактором в познании искусства. Вопросами формирования музыкальных интересов у младших школьников занимались А.А. Бороздинов, Л.Г. Дмитриева, ИХ, Лаптев и др- Однако у них доминирует направление расширения информационно-познавательных интересов и слабее представлен развивающе-воспитательный потенциал-Значимыми для нашего исследования являются взаимоотношения педагога и ученика, которые находились в центре внимания таких ученых, как Л.Г. Арчажникова, Г.Г. Нейгауз, В. Ражников, АЛ, Щапов, СЕ. Фейнберг.
Характеризуя степень разработанности исследуемой проблематики применительно к процессу начального музыкального образования, следует констатировать дефицит педагогических исследований, посвященных
6 разработке динамики процесса, условий и методов формирования интереса к музыке у младших школьников в классе фортепиано.
Проблема данного исследования заключается в разработке методики оптимизации учебно-воспитательного процесса для формирования музыкального интереса у детей на уроке фортепиано в системе дополнительного образования.
Цель исследования - выявить теоретические основы, разработать и апробировать методику формирования музыкального интереса у младших школьников на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования.
Объект исследования - система дополнительного музыкального образования детей.
Предмет исследования - процесс формирования музыкального интереса у младших школьников в классе фортепиано в условиях дополнительного образования.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного образования будет осуществляться более эффективно, если;
- музыкальный интерес младшего школьника характеризуется как
осознанное положительное отношение к музыке и проявляется в мотивации,
познавательной активности и опыте ребенка и осуществлено моделирование
процесса его реализации;
- создана образовательная среда, разработано содержание
образовательной программы обучения, которое реализуется в разнообразии
форм и средств освоения музыкальной деятельности учащегося;
- разработаны критерии и показатели усвоения учащимися знаний,
умений, напыков игры на фортепиано, мотивации деятельности и
инструментарий реализации педагогической диагностики;
7 - педагогическая поддержка развития музыкального интереса у детей
на занятиях по фортепиано реализуется путем построения для каждого
учащегося индивидуального образовательного маршрута-Задачи исследования:
Проанализировать возможности дополнительного музыкального образования детей и охарактеризовать социально-педагогические предпосылки необходимости его развития в современных условиях.
Определить структуру (сущность) музыкального интереса и особенности его формирования у младших школьников в дополнительном образовании.
3- Охарактеризовать модель процесса формирования музыкального интереса у детей в дополнительном образовании.
Определить критерии и показатели уровней сформированное музыкального интереса у младших школьников.
Оценить эффективность разработанной методики формирования музыкального интереса по результатам педагогического эксперимента.
Методологическую основу составили: социально-философский аспект интереса представлен в трудах Аристотеля, Г. Гегеля, И. Канта, М.С. Кагана, Н.И. Киященко и др.; положения эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в развитии личности ребенка (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов и др.); о закономерностях развития интереса в деятельности (JLC. Выготский, A.M. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн); психологические и педагогические основы теории интереса (Л.И. Божович, Л.А. Гордон, Н.Г. Морозова, ПИ, Щукина); концепции развития личности и личностной ориентации образования (Е.В, Бондаревская, Е.А. Коробкова, В.В. Сериков); концепция развития системы дополнительного образования детей (В.А, Горский, А.Я. Журкина, Е.Б. Евладова); труды, связанные с разработкой проблем духовно-нравственного формирования личности (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, Л.С. Зорилова).
8 Теоретическую основу исследования составили: положения, содержащиеся в трудах выдающихся музыкантов-педагогов А.Д. Артоболевской, А.Д. Алексеева, 1\Г. Нейгауза и др., открывающие возможности для обобщения передового педагогического опыта в области развития творческого потенциала учащегося-музыканта; основные положения теории и методики обучения игре на фортепиано (А.В, Малинковская, Т.И. Смирнова и др.), труды по теории и методике музыкального воспитания и обучения (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Г.П. Стулова и др.); основополагающие идеи отечественных ученых-педагогов и психологов о структуре мотивационной сферы личности (В.К. Вилюнас, ЮМ Забродин, Д.А. Леонтьев и др.). Исследование опиралось также на концептуальные положения и эмпирические данные, представленные в работах по теории и практике формирования мотивации обучения школьников (Ю.П Азаров, Н.К\ Бакланова, Н.И. Иванов, B.C. Кузин, В.М Соколов).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по вопросам исследуемой проблемы; изучение педагогического опыта; обобщение, сравнение и систематизация теоретических данных; теоретическое моделирование; эмпирические - наблюдение за учебным процессом, проводившееся в естественных условиях; беседы; диагностика уровня сформированности музыкального интереса; педагогический эксперимент; сравнительный анализ результатов проведенного исследования; статистическая обработка данных.
Базой исследования явились детские учреждения г. Москвы: Музыкально-хоровая школа (МХШ) «Радость» и Государственное образовательное учреждение Центр образования (ГОУ ЦО) № 686 «Класс-Центр» -
Исследование проводилось в период с 2003 г. по 2007 г. в три этапа.
9 Первый этап (2003-2005 п\): изучение разработанности поставленных вопросов в теории и практике музыкального образования. Была сформулирована тема исследования, поставлена цель, намечены задачи, выдвинута гипотеза, проведен анализ литературы и сбор фактического материала. На этом этапе были решены следующие задачи констатирующего этапа эксперимента:
проведен анализ предмета исследования;
проведен опрос по предмету исследования, в котором участвовали педагоги, учащиеся и их родители и обобщен опыт работы педагогов-пианистов (ДМШ № 2 им.И.О.Дунаевского, МХШ «Радость», ГОУ ЦО № 686 «Класс-Центр» г.Москвы).В опросе участвовало 76 педагогов, 248 учащихся и 58 родителей.;
разработаны программы «Начальное обучение в классе фортепиано» для МХШ «Радость» и ГОУ ЦО № 686 «Класс-Центр»;
были сформированы 2 экспериментальные (ЭГ) - 10 и 8 человек и 2 контрольные (КГ) - 12 и 10 человек группы в МХШ «Радость» и ГОУ ЦО №686 «Класс-Центр», Общее количество участников-40человск;
разработаны критерии, показатели и уровни сформированное музыкального интереса;
разработана методика формирования музыкального интереса: программирование содержания (его распределение по уровням освоения детьми знаний, умений, навыков и взаимоотношений с педагогом и товарищами), совершенствование форм и методов, построение индивидуального образовательного маршрута;
осуществлена диагностика исходного уровня сформированности музыкального интереса у 40 учащихся: 18 ЭГ и 22 КГ.
Второй этап (2005-2006 гг.) предусматривал апробацию разработанной методики, основу которой составило развитие музыкального интереса с помощью усовершенствованного содержания, его приближения к
10 уровню освоения учащимся программы, а также отношения воспитанников к процессу обучения, педагогу и товарищам.
На данном этапе дважды проводилось определение уровней сформированности музыкального интереса младших школьников в КГ и ЭГ. Формирование музыкального интереса замерялось в ходе учебных занятий, зачетов, экзаменов, участия в концертах класса и школы. Количество участников - 40 человек.
Третий этап (2006-2007 гг.) ~ обобщение, систематизация и обработка результатов диссертационного исследования; проверка эффективности всей работы в процессе сопоставления исходных данных, характеризующих изменения уровней сформированности музыкального интереса у обучающихся экспериментальных и контрольных групп; оформление результатов экспериментальной работы, теоретических выводов и подведение итогов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
сформулировано определение музыкального интереса младших школьников как осознанного положительного отношения к музыке, выступающего предпосылкой формирования основ его музыкальной культуры;
определены критерии (интеллектуальный, эмоционально-волевой, действенно-практический) и показатели (знания, умения, навыки, отношения к делу, товарищам, себе, опыт), характеризующие уровень музыкального интереса к игре на фортепиано (высокий, средний, низкий);
разработана методика формирования музыкального интереса у младших школьников па уроках фортепиано в системе дополнительного образования (программирование содержания обучения; диагностика уровня освоения знаний, умений, навыков и сформированности у них отношений к занятиям, товарищам, педагогу);
- апробирована совокупность организационных форм и методов, позволяющих педагогу и ученику осуществить построение индивидуального образовательного маршрута.
Теоретическая значимость. Разработана модель процесса формирования музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного образования как многомерное явление, как результат соотношения субьектов педагогического процесса, создающего внутренние условия равноправного взаимодействия, договорных отношений, свободы выбора при освоении фортепианных произведений. Многосторонние связи между субъектами взаимодействия влияют на то, что достигается успех в ознакомлении и накоплении интеллектуального, эмоционального и практического опыта деятельности как положительного отношения к музыке. Показана важность ориентации взаимодействия педагога и учащегося на раскрытие целей и смыслов учения, на формирование ЗУНов и отношений (мотивации) учащихся. Показана необходимость учета факторов, значимых для роста личности учащегося: его опыта общения, характера взаимоотношений с товарищами, возрастных особенностей.
Разработаны диагностические показатели (знания, умения, навыки, отношения к делу, товарищам, себе, опыт) уровня сформированное музыкального интереса. Теоретически доказана и практически проверена эффективность предложенной методики формирования музыкального интереса.
Практическая значимость исследования определяется внедрением полученных результатов в практику деятельности МХШ «Радость», ГОУ ЦО № 686 «Класс-Центр» г, Москвы, их позитивным влиянием на саморазвитие личности учащегося. Разработаны образовательные программы обучения младших школьников игре на фортепиано в соответствии с характером учреждения дополнительного образования (Школа - Центр образования; музы кал ьно-хоровая школа) и индивидуальные образовательные маршруты
12 обучающихся. Разработана методика обучения и воспитания учащегося в соответствии с уровнем (низкий, средний, высокий), зафиксированным в индивидуальном образовательном маршруте. Выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы для формирования музыкального интереса младших школьников на уроках фортепиано в других образовательных учреждениях. Результаты, полученные в ходе исследования и изложенные в ряде публикаций автора, направлены на стимулирование научного интереса к исследуемой проблеме и совершенствование опыта деятельности педагогов-музыкантов.
Достоверность исследования обеспечивается комплексом адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования взаимодополняющих методов исследования: анализ литературных источников; опрос учащихся, их родителей, педагогов; разработка критериев и показателей, диагностирующих выраженность музыкального интереса; разработка методики формирования музыкального интереса и проверка ее эффективности в формирующем эксперименте; разнообразие источников информации, сопоставление результатов с имеющимися в педагогической практике; временная продолжительность исследования. Достоверность исследования также обеспечивалась личным опытом соискателя в качестве педагога дополнительного образования в МХШ «Радость» и ГОУ ЦО «Класс-Центр» № 686 г. Москвы; позитивными отзывами педагогов данных учреждений; опубликованными статьями по теме диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
Музыкальный интерес младшего школьника - это его осознанное положительное отношение к музыке. Оно проявляется в познавательной активности, эмоционально-волевой характеристике отношений (мотивации), практическом освоении музыки как искусства (опыта) ребенка и выступает предпосылкой формирования основ его музыкальной культуры,
Разработанная нами модель представляет процесс формирования музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе
13 дополнительного образования как многомерное явление, как результат соотношения субъектов педагогического процесса, создающего внутренние условия равноправного взаимодействия, договорных отношений, свободы выбора при освоении фортепианных произведений. Многосторонние связи между субъектами взаимодействия влияют на то, что достигается успех в ознакомлении и накоплении интеллектуального, эмоционального и практического опыта деятельности как положительного отношения к музыке.
Определена система критериев (интеллектуальный, эмоционально-волевой, действенно-практический) и показателей (знания, умения, навыки, отношения к делу, товарищам, себе, опыт), характеризующая уровень музыкального интереса (высокий, средний, низкий) обучающихся игре на фортепиано в дополнительном образовании.
Методика формирования музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного образования включает:
- создание образовательной программы;
разработку инструментария проведения диагностики усвоения учащимися знаний, умений, навыков игры на фортепиано, уровня их мотивации (отношений);
организацию взаимодействия воспитанника с педагогом и товарищами на уроке и во внеурочной деятельности; построение индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося и использование комплекса индивидуальных (урок), групповых (ансамбль, мини-концерты для одноклассников и родителей) и массовых (праздники школы, конкурсы) форм работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах работы обсуждались и получили одобрение: на педагогических советах МХШ «Радость», методических совещаниях фортепианного отдела ГОУ ЦО «Класс-Центр» № 686, при обсуждениях содержания диссертационного исследования на заседаниях кафедры музыкального образования Московского государственного
14 университета культуры и искусств, выступлениях на педагогических чтениях и научно-практических конференциях (2003-2007 гг.); конкурсе «Внешкольник года»; на страницах журнала «Дополнительное образование». Внедрение результатов исследования осуществлялось в детских учреждениях г. Москвы: МХШ «Радость» и ГОУ ЦО№ 686 «Класс-Центр»,
Структура исследования» Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Социально-педагогическое обоснование необходимости развития дополнительного музыкального образования в школе
Образование XXI века ориентировано на человека. Воспитательный идеал нового века - это образ человека культуры, высоконравственной духовной личности, ориентированной на ценности культуры, самореализацию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Современное образование является не только участником зарождения нового сознания мирового сообщества, но на него также возлагается особая миссия по обеспечению поступательного развития всего человечества.
Общемировые тенденции находят отражение в реалиях современной российской социально-педагогической ситуации, которая характеризуется ярко выраженным личностно-ориентированным, гуманистическим характером и актуализирует переосмысление и преобразование содержательных основ образовательного процесса в нашей стране, основным смыслом которого становится человек и его развитие.
Социально-экономические реформы, процессы мировой интеграции, глобализации и информатизации повлекли за собой существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизни российского общества. Рождается качественно иная образовательная ситуация, обусловливающая перестройку системы образования в связи с объективной потребностью общества в личности, воспринимающей все многообразие мира в единстве и умеющей творчески использовать все полученные ей знания. Обнаруживается значительный интерес молодежи к образованию, развивающему способность личности к персонализации (способности жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и окружающими людьми), к принятию самостоятельных ответственных решений.
Сегодня ребенка необходимо защищать от социума, от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, учить его жить в меняющемся социуме, создавая островки безопасности и дружественную среду для него, С другой стороны, ребенка необходимо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиции, связанной с отстаиванием прав и свобод личности, в том числе важнейших прав на получение образования и работу по специальности.
Реализация стратегических задач работает на осуществление главной цели системы образования, которая во многих цивилизованных странах мира формулируется как целенаправленная сознательная подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни.
Осуществляемый в стране процесс модернизации образования призван обеспечить благоприятные условия для дальнейшего развития позитивных тенденций, наметившихся в образовании, в том числе и в процессе социально-педагогической поддержки, В Конвенции ООН о правах ребенка, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, говорится о необходимости создания для детей благоприятных условий для физического, умственного, нравственного, духовного развития, самоопределения и становления личности.
Человек - существо социальное- С самого начала жизни он включен в социальные взаимодействия, в процессе этих взаимодействий человек приобретает опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится важнейшей характеристикой личности (Г.М Андреева, Б.Г.Ананьев, Д.Джомс, Д.Мид, Т.Кемпер).
Социализация - естественный процесс становления индивида, личности в обществе» Она охватывает все уровни жизненных проявлений становления и развития человека. Ее общий вектор - самоутверждение индивида в социуме через освоение собственного «Я» среди других людей, в системе общественных связей, посредством развертывания механизмов социальной адаптации и интеграции. Социализация, по мнению А.В.Мудрика, -развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Это процесс формирования человека в качестве члена того общества, к которому он принадлежит.
Интерес к образованию у современной молодежи высок, и большинство ребят хотят видеть его личностно-ориентированным. Базовое образование сейчас не в состоянии его удовлетворить. Дополнительное образование при личностно-ориентированном подходе помогает выбрать вид деятельности, определить свой собственный путь познания и развития, повысить культуру личности ребенка, приобщить его к общечеловеческим ценностям. Это имеет особое значение для тех ребят, которые не могут себя достаточно проявить в рамках обычной общеобразовательной школы.
В 1992 году был принят закон Российской Федерации «Об образовапии»[96], сыгравший огромную роль в реформировании отечественной системы образования. Именно в этом законе впервые был провозглашен гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей, четко и определенно было сказано о необходимости обеспечения свободного развития личности, ее полноценной жизни и здоровья.
В законе целый раздел (ст.26) посвящен дополнительному образованию. В нем дано правовое обоснование реформирования внешкольной работы и превращения ее в подсистему непрерывного образования. Благодаря реальным демократическим изменениям в обществе и в общественном сознании основные положения Закона начали наполняться конкретным содержанием. В законе Российской Федерации «Об образовании» система образования рассматривается как совокупность преемственных образовательных программ и образовательных стандартов, а программы (общеобразовательные и профессиональные), в свою очередь, подразделяются на основные и дополнительные.
Дополнительное образование, как неотъемлемая часть непрерывного образования, выходящая за рамки государственных образовательных стандартов, позволяет на основе свободного выбора видов и направлений деятельности, личностно-ориентированного характера образовательного процесса, на основе сотворчества и сотрудничества педагогов и учащихся реализовать идею постоянного развития ребенка; способствует углублению мотивации в познании и творчеству.
Более чем за 10 лет деятельности системы дополнительного образования, как составной части непрерывного процесса обучения, была проделана огромная работа по определению его места, функций, приоритетов, целей и задач.
Исследуя дополнительное образование как социально-педагогическое явление, существенным образом влияющее на развитие личности ребенка, мы опирались на совокупность исследований, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждении дополнительного образования (А.К.Бруднов [50], О.С.Газман [65], В.П.Голованов [70], ВАГорский [75], С.В.Евтушенко [91], А.Я.Журкина [95], Е.ВЛеонова [139], СВ.Сальцева [186], В.А.Ясвин [243]). В них подчеркивается, что дополнительное образование обладает всеми необходимыми предпосылками и условиями для личностно-ориентированного подхода. «Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в исключительно высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, а также аутентичности, благодаря которой каждый может сам выбирать объем и темп освоения образовательной программы» [243, сЛ6].
Анализ педагогической литературы и официальных документов, посвященных проблемам дополнительного образования, показывает, что в настоящее время нет еще закона о дополнительном образовании (существует проект), нет и устоявшегося определения дополнительного образования.
В исследованиях представлен весьма широкий диапазон определений сущности дополнительного образования: как структурный компонент системы непрерывного образования (О.С.Аббасова, АЛ.Владиславлев, О.В.Купцов, Ф.И.Перегудов и др.); как «особый тип образования», представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательных сферах, опирающихся на психолого-педагогический потенциал свободного времени (Г.Н.Бруднова); как «.. .прекрасное подспорье для успешного учения в школе» (Е.Б.Евладова, Л.А.Николаева); как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию (А.Г.Асмолов); как особый тин образования -особый процесс и результат развития личности ребенка» (Г.П.Буданова, Т.П.Пальчикова); как «специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающейся среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе выбора и самоопределения» (А.В.Скачков).
Концепцией лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО (1999г.) определено, что дополнительное образование - это «создание условий для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации».
Современное состояние музыкального образования у детей на уроке фортепиано в системе дополнительного образования
Рассмотрим современное состояние музыкального образования у младших школьников на занятиях по фортепиано в системе дополнительного образования в различных учреждениях (музыкальная школа, учреждение дополнительного образования музыкально-хоровой направленности и общеобразовательная школа, где существует дополнительное образование), какие возможности у учащихся «раскрыть» себя на практике.
Детская музыкальная школа, рожденная ещё советской образовательной системой, имеет многие присущие именно этой системе особенности ее функционирования и соответствующие детерминанты, не только специфически-профессиональные, но и просветительские. Это многоплановое и многофункциональное специализированное учебное заведение.
Задачи музыкальных школ, определяемые с 1980 года "Положением о детской музыкальной школе и школе искусств системы Министерства культуры СССР", остаются актуальными и на сегодняшний день. Перед детской музыкальной школой стоят следующие задачи;
- давать учащимся общее музыкальное образование;
- приобщать детей к искусству, воспитывая их эстетический вкус на лучших образцах советского, классического, русского и зарубежного искусства;
- подготавливать наиболее одаренных детей для поступления в
соответствующие специальные учебные заведения.
И детская музыкальная школа с. .этими задачами прекрасно справлялась. Среди задач приоритетом для музыкальных школ провозглашалась подготовка кадров для средних специальных учебных заведений. Разрабатываемые Министерством образования 7-8-летние программы обучения предусматривали получение учащимися первоначальных навыков игры на инструментах, что закладывало у учащихся основы профессиональной подготовки. Учебные планы, требования на вступительных и выпускных экзаменах также были все подчинены этой задаче.
Педагогические условия музыкальной школы имеют свои специфические особенности:
- учебно-материальная база музыкальной школы включает средства обучения (музыкальные инструменты, звукозаписывающую аппаратуру,
- нотную литературу н т.п.) и соответствующие условия для учебно-воспитательного процесса;
- ярко выраженный индивидуальный характер обучения;
- сроки обучения 5-8-лет;
- узкая профессиональная подготовка преподавательского состава;
- исходя из распространенной в педагогике классификации методов обучения; используются словесные, наглядные, практические методы, которые в музыкальной педагогике выстраиваются в следующую последовательность по преобладанию их использования: практические методы, словесные и наглядные.
Престижность и популярность получения такого образования в 70-80-е годы XX в. давала возможность уже на первом этапе, при поступлении в музык&тьную школу, отбирать детей на конкурсной основе. При поступлении происходил отбор способных и одаренных детей и производился предварительный отсев части детей. Не принимались те дети, у которых не было определенных музыкальных задатков или же они очень слабо выражены. С первого дня обучения в музыкальной школе педагог проводил диагностику каждого ученика, отмечал его лучшие и слабые стороны и учитывал это в его обучении. На всех этапах обучения приоритет отдавался профессионально перспективным учащимся. Если ученик не справлялся с определенной программой обучения и не достигал явных и ощутимых результатов на уроках, то его отчисляли из музыкальной школы. При формировании музыкального интереса важна музыкальная среда, где ребенок сможет реализовать себя. В музыкальных школах проводятся школьные, окружные, городские конкурсы. В конкурсах участвовать могут не все дети, только самые подготовленные, В концертах школы принимают участие тоже самые талантливые ученики. Отсюда мы можем резюмировать, что возможность реализовать себя в музыкальной среде музыкальной школы имеют не все дети.
На сегодняшний день ситуация в музыкальных школах изменилась. Во многих школах прием учеников сократился настолько, что принимают уже всех желающих независимо от способностей, и, практически, никого не отчисляют за неуспеваемость. Многие школы работают по старым программам, где не учитываются произошедшие изменения, и содержание обучения учащегося предполагает довольно неудобную тренировку, рассчитанную на виртуоза, с которой пришедшие учиться дети не справляются.
Зачастую учащиеся по фортепиано осваивают минимальный в количественном измерении учебно-педагогический репертуар. Исходя из требований устаревших типовых программ ДМШ некоторые педагоги видят основную задачу обучения в тщательном выучивании учениками небольшого количества пьес и этюдов за определенный отрезок времени (учебная четверть, полугодие) для показа на академическом концерте, техническом зачете, экзамене. В этом случае неминуемо возникают ситуации, когда в повседневной учебной практике учащиеся имеют дело с весьма ограниченным числом пьес, разучиваемых на протяжении довольно длительных отрезков времени, и подолгу не обращаются к изучению нового материала. Данное обстоятельство не может не сказаться на формировании музыкального интереса у учащихся и темпе их развития»
Мы также выявили, что чрезмерно большое внимание на занятиях уделяется работе над развитием исполнительской технике учащихся. Нередко это происходит в ущерб пополнению фонда знаний теоретического и обобщенного характера, формированию рационально-логических компонентов мышления учеников. На занятиях, главной целью которых является формирование всевозможных игровых навыков, просто не остается времени на общее музыкальное воспитание, просвещение, на решение художественно-поисковых задач, что также отрицательно сказывается на развитии ребенка.
К сожалению, крайне недостаточно времени и внимания на занятиях уделяется обучению учащихся творческим видам музицирования (подбору по слуху, импровизации), которые активизируют развитие практически всех музыкальных способностей начинающих пианистов и повышают интерес к занятиям.
Постигая исполнительское искусство на фортепиано, дети в большинстве случаев не получают навыков бытового музицирования. Приобретаемые ими в процессе нотного обучения игровые умения и навыки не находят своего практического применения в неформальных ситуациях - в семейном кругу и в компании своих сверстников. В учебных типовых программах обучению детей слуховому музицированию отводится факультативная роль. Вследствие этого многие преподаватели не уделяют на занятиях должного внимания данному виду работы. Обучение, не направленное на развитие слуховой активности учащихся, не способствует формированию у них творческой самостоятельности, стремления к самораскрытию и самореализации, снижает интерес к музыкальным занятиям.
Совершенствование содержания дополнительного музыкального образования младших школьников
Анализ современного опыта организации формирования музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного музыкального образования показал необходимость программирования содержания музыкального образования- При этом создаются условия для:
- усвоения учащимися культуры и ее ценностей;
- их духовного, интеллектуального и музыкального развития;
- коррекции имеющихся физических, психических и эмоционально волевых нарушений;
- социализации;
- динамики успеваемости за учебный год; мотивации творческой деятельности - отношение к делу (самообразование;), желании работать сообща, выполнять правила работы, доведения дела до конца, настойчивости в
преодолении трудностей (самопознание) и опыта творческой деятельности участие в праздниках, конкурсах и т.п. (самореализации),
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное музыкальное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Мы склонны утверждать, что формирование музыкального интереса на уроке фортепиано помогает ребенку увидеть свои достоинства, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными базовым образованием, и оценить недостатки (это технологии движения вперед) через внутренние резервы ребенка, с помощью истинных ценностей, при поддержке педагога, к достижению высшей цели воспитания - становления Человека культуры и нравственности.
Для проверки этой гипотезы мы разрабатывали содержание музыкального дополнительного образования в двух образовательных учреждениях различных типов: в музыкально-хоровой школе «Радость» г. Москвы - учреждении, где занимаются дети с невыявленными музыкальными способностями и Государственном образовательном учреждении, Центре образования № 686 «Класс-Центр» г. Москвы -учреждении, работаюшем в режиме школы полного дня, где дети проходят специальный отбор. В данных учреждениях не были разработаны образовательные программы по обучению игре на фортепиано, учитывающие специфику школ. Были изучены программы, проводились беседы с педагогами (количество опрошенных - 76 человек), учащимися (190 человек) и родителями (58 человек).
Сначала была разработана адаптированная программа для музыкально-хоровой школы «Радость» - учреждения дополнительного образования. В данную школу принимаются все дети без отбора, желающие обучаться музыке. Массовое музыкальное образование, в отличие от специального, призвано не формировать музыканта - исполнителя, артиста - профессионала, а воспитывать развитого человека средствами музыки. В МХШ «Радость» уроки по фортепиано - одно из условий успешной хоровой деятельности.
Цель программы - общее музыкальное образование детей посредством игры на фортепиано. Задачи:
- воспитать музыкальный вкус;
- формировать интерес к миру большого искусства;
- выявлять и развивать музыкальные способности;
-научить слушать и понимать музыку, культуре исполнения музыкальных произведений, общению в мире музыки;
- формировать слуховые и певческие навыки.
Использовались следующие формы проведения заняіий: урок-концерт, урок-зачет, урок-игра, урок самостоятельной работы. Новизной программы является:
1. Подтверждение целевой установки массового образования как
предмета, органически входящего в систему работы МХШ «Радость» учреждения дополнительного образования. Технологическая реализация этой целевой установки в работе с детьми 1-3 года обучения,
2. Внедрение в практику основных положений методики развивающего обучения, разработанной в трудах Т.И. Смирновой, Л, Баренбойма, А.И. Николаевой.
3. Приближение обучения игре на фортепиано к запросам учащихся и их родителей.
4. Уровневый подход в освоении учащимися ЗУНов и отношений.
Содержание программы охватывает три направления:
Г - обучение основам игры на фортепиано, где основной задачей является научить ребенка работать над произведениями, разбирать нотный текст, читать с листа,
II - развитие творческих способностей музыканта-исполнителя, где преподавателю отводится роль консультанта,
III - самостоятельная работа учащегося над произведением, переходящая в процесс самообразования ребенка.
В первоначальном варианте программа не предусматривала развитие отношений ребенка (к делу, товарищам, себе), не разрабатывался индивидуальный образовательный маршрут для каждого обучающегося, а ожидаемые результаты базировались только на результатах дифференциации и индивидуализации содержания знаний и умений (не было базы развития отношений),
В дальнейшем содержание для программы претерпевало изменения. Были разработаны кршерии мотивации (эмоциональные и волевые характеристики отношений), построена система регулярного отслеживания достигаемых результатов, которая дала возможность в дальнейшем выстраивать индивидуальный маршрут музыкального развития для каждого воспитанника, осуществить перевод развития музыкального образования младших школьников в режим самореализации (переживание ситуации успеха) и самообразования (мотивация творческой деятельности — отношение к делу), а методика реализации программы стала носить личностно-ориентированный характер, что позволило отслеживать формирование музыкального интереса.
Ожидаемым результатом реализации представленной программы явились знания, умения, навыки, а главное - отношения (мотивация), приобретенные при реализации данной программы: специальные: слуховой контроль, ощущение и осознание ритма, движения мелодии, звуковысотпости, умение ориентироваться в нотном тексте, владение инструментом (фортепиано);
- общие: эмоциональная отзывчивость, любовь к фортепианному исполнительскому искусству, устойчивое внимание, сосредоточенность, точность восприятия, музыкальная выразительность, быстрота реакции, общение в мире музыки.
Выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование музыкального интереса в работе с учащимися на уроках фортепиано помогает ребенку увидеть свои достоинства, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными базовым образованием, и оценить недостатки при поддержке педагога, к достижению высшей цели воспитания - становления Человека культуры и нравственности мы решили проверить на детях, обучающихся в ГОУ ЦО № 686 «Класс-Центр» г. Москвы (которые проходят специальный отбор при поступлении).
Следующим шагом явилась разработка образовательной авторской программы по фортепиано для данной школы- Необходимо было создать программу нового поколения, которая помогала бы педагогу выстроить индивидуальный маршрут творческого развития для каждого воспитанника.