Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты организации профессионально-художественной подготовки архитекторов в условиях информатизации профессиональной среды 14
1.1 Проблема и состояние профессиональной подготовки архитектора при изучении изобразительных дисциплин 14
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования наглядно-образного мышления архитектора 27
1.3. Теория и практика использования информационных технологий в обучении архитектора рисунку и живописи 49
Выводы 65
ГЛАВА 2. Дидактические условия активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе профессионально-художественной подготовки в вузе 67
2.1. Модель информационно-графической среды как средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях профессионально-художественной подготовки 67
2.2. Система требований к отбору и конструированию содержания профессионально-художественной подготовки в условиях информационно-графической среды 84
2.3. Система методических принципов организации профессионально-художественной подготовки архитектора 98
Выводы 119
ГЛАВА 3. Технология организации профессионально-художественной подготовки архитекторов в условиях информационно-графической среды 121
3.1. Практика изучения спецкурса «Современные информационные технологии в изобразительной деятельности» 121
3.2. Методика формирования наглядно-образного мышления средствами информационных технологий в процессе выполнения заданий по рисунку и живописи 135
3.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики 160
Выводы 178
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
- Проблема и состояние профессиональной подготовки архитектора при изучении изобразительных дисциплин
- Модель информационно-графической среды как средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях профессионально-художественной подготовки
- Практика изучения спецкурса «Современные информационные технологии в изобразительной деятельности»
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время, благодаря наметившимся тенденциям к возрождению российского государства, происходят качественные изменения в обществе, характеризующиеся информатизацией и интеллектуализацией всех областей жизнедеятельности человека, включая и систему образования. В этих условиях основной целевой установкой развития системы профессионального образования остается задача повышения качества подготовки специалиста. Эффективность решения данной задачи на современном этапе перехода на постиндустриальный путь развития общества обеспечивается направленностью подготовки на формирование способностей выпускника свободно ориентироваться в информационном пространстве, мобильно адаптироваться на изменение профессиональной среды.
Преобразования, происходящие в обществе, находят отражение в структуре специалистов различного профиля. Появление новых средств обработки и представления профессиональной информации, организации информационных процессов требуют развития педагогических средств организации профессиональной подготовки, обеспечивающих необходимый уровень владения современными технологиями решения профессиональных задач.
Вопросы использования информационных технологий в обучении рассматриваются в работах Н.Е. Астафьевой, С.А. Бешенкова, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, А.Л. Денисовой, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбица, Н.В. Молотковой, В.М. Монахова, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова, М.С. Ивановой и других.
К числу проблем, не нашедших должного отражения в теории и практике профессионального образования, относятся и вопросы совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов архитектурно-художественного профиля, так как в условиях активного внедрения
информационных технологий значительное изменение претерпевают технологии и средства разработки архитектурно-проектных решений.
На сегодняшний день, изобразительно-педагогические системы, под которыми понимается совокупность приемов, форм и методов обучения художественным основам в решении тех или иных изобразительных задач, не имеют единой разработанной теоретической конструкции в силу прикладного и сугубо индивидуального характера деятельности. Это особенно заметно в современной постмодернистической среде, когда вместо единого творческого стиля существуют частные творческие методы отдельных мастеров и школ, зачастую противоречащие друг другу.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что одним из средств реализации системно-целостного подхода в обучении изобразительным дисциплинам специалистов-архитекторов является использование в образовательном процессе средств информационных технологий.
Разработка методических основ организации профессионально-художественной подготовки архитектора средствами информационных технологий позволяет внести в образовательный процесс структурирующий характер, вследствие того, что информационно-графическая среда компьютера позволяет раскрыть новые возможности в решении одной из важнейших задач художественной педагогики - формирование наглядно-образного мышления, выступающего основой развития культуры творческого решения архитектурно-проектных задач.
Особенности развития образного мышления рассматриваются в работах Л.С. Выготского, Ж.И. Шиф, И.С. Соловьева, М.А. Менчинской, В.И. Зыковой, Е.Н. Кабановой - Меллер, И.С. Якиманской и других. Проблемам формирования наглядно-образного мышления посвящены исследования Дж. Брунера, Е.Е. Каравановой, B.C. Кузина, Л.В. Матвеевой, Б.М. Теплова. Специфика развития художественного мышления рассматривается в трудах Т.П. Павлова, Е. Шимунека, А.С. Мигунова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, О.И. Никифоровой, В.П. Зинченко, Л.Г. Медведева и других. Основное внимание в
7 этих исследованиях уделяется выявлению профессионально важных качеств мышления и способов их формирования. Однако вопросы совершенствования профессионально-художественной подготовки архитектора средствами информационных технологий требуют дополнительного исследования.
Исследование вопросов организации профессиональной подготовки архитекторов в условиях высшей школы позволило выявить противоречия между:
социальным заказом на подготовку специалиста - архитектора, обладающего необходимым уровнем профессиональной компетентности, и возможностью системы профессионального образования его обеспечить;
постоянно увеличивающимся объемом учебной информации, необходимой для формирования у обучающихся наглядно-образных представлений, и ограниченными возможностями личности к ее восприятию традиционными методами;
потребностью в расширении возможностей представления изображения и традиционными методами их решения.
С учетом выявленных противоречий определена тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы разработки методики организации профессионально-художественной подготовки будущего архитектора средствами информационных технологий в условиях вуза.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и внедрение методики организации профессионально-художественной подготовки архитектора средствами информационных технологий.
Объектом исследования является профессиональная подготовка архитектора в условиях высшей школы, предметом — методика организации профессионально-художественной подготовки архитектора средствами информационных технологий.
Гипотеза исследования заключается в том, что профессионально-художественная подготовка архитектора будет эффективней, если:
стратегической целью подготовки выступает формирование достаточно высокого уровня наглядно-образного мышления студентов, обеспечивающего качество архитектурных решений в современных условиях;
отбор и конструирование содержания строится с учетом современных тенденций информатизации профессиональной деятельности, адекватно отражает сложившиеся традиции изобразительного искусства и перспективные направления развития материально-пространственной среды;
выделены, теоретически обоснованы и обеспечены дидактические условия активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе профессионально-художественной подготовки, реализуемые в информационно-графической среде;
в практику профессионально-художественной подготовки внедрен спецкурс «Современные информационные технологии в изобразительной деятельности», направленный на формирование готовности архитектора к деятельности в условиях информатизации профессиональной среды.
Задачи исследования:
Проблема и состояние профессиональной подготовки архитектора при изучении изобразительных дисциплин
Проблемы, стоящие перед обществом в целом, с неизбежностью отражаются на студенческих коллективах и системе преподавания дисциплин в вузах. Это относится и к рассматриваемым нами художественным предметам, преподаваемым на архитектурно-строительных факультетах: «Рисунок», «Скульптура и скульптурно — пластическое моделирование», «Живопись и колористика», «Цветоведение», «Пленэр», «История изобразительного искусства».
На сегодняшний день наиболее важной задачей системы профессионального образования является подготовка конкурентноспособного специалиста, который не просто владеет определенными профессиональными знаниями и навыками практической деятельности, и способен реализовать свои возможности в различных сферах общественной и политической жизни.
Отличительной особенностью современного специалиста - архитектора является его умение решать не только графические и цветовые объемно-пространственные задачи в процессе создания материально-пространственной среды, но и информационно - графические. От этого во многом зависит эффективность архитектурно - художественной деятельности современного специалиста с соответствующей квалификацией. Качество проектно архитектурной деятельности во многом на сегодняшний день определяется информационным обеспечением соответствующих организаций: архитектурных мастерских, проектных лабораторий, НИИ, исследовательских центров. Это объясняется ростом масштабности и сложности задач, стоящих перед специалистами архитектурно-художественного профиля, требованиями к эффективному выполнению проектно - художественных работ с достаточно качественным решением изобразительных — технологических задач: цветовых, колористических, композиционных.
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, (специальность: 290100 - «Архитектура») [69] в требованиях к обязательному минимуму содержания таких предметов, как «Рисунок», «Живопись и архитектурная колористика», речь идет об осмысленном решении обучающимися изобразительных задач, умении свободно выражать свою мысль графическими и цветовыми средствами. Следовательно, предусматривается не просто возможность овладения знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности, но и необходимость формирования у студентов наглядно-образного мышления, которое выступая основным механизмом восприятия и обработки зрительной информации для решения изобразительных и конструктивно - пластических задач.
В программе по рисунку указывается на необходимость формирования высокоразвитого пространственного и художественно-композиционного мышления, исследуемое нами, наглядно-образное мышление является частью художественного, его промежуточным этапом.
Развитие художественного мышления у будущих архитекторов предполагается программами всех дисциплин художественного цикла.
Так, например, в программе по «Живописи и архитектурной колористике» (Ж и АК) указывается, что они формируют «художественную культуру и цветовое композиционное мышление студентов». Данное мышление также является одним из составляющих художественного. Одним из требований к уровню освоения курса «Ж и АК» является образно -выразительная сторона творчества, которая также входит в образное мышление.
В целях другой художественной дисциплины «Скульптура и скульптурно-пластическое моделирование» (Си СПМ) указывается на развитие объемно-пространственного (равно как и объемно — пространственное видение), мышления, являющегося составляющей художественного. Без высокоразвитого объемно-пространственного мышления невозможно решение частных законов построения объемов:
подчинения и вторичности рельефа на больших объемах;
внутренней формы, не как отсутствия объема, а как его продолжение: (перетекание внешней формы);
создание нового объема из составных форм с их взаимопроникновением (диффузией), деформацией и смещением фрагментов при задаче получения нового монолитного объема с охватом множества пространственных осей и получения сложного силуэта со сбалансированными весовыми соотношениями.
Модель информационно-графической среды как средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях профессионально-художественной подготовки
Способом управления дидактическим процессом является педагогическая технология, являющаяся совокупностью форм, методов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса [218]. Педагогическая технология в данном исследовании понимается нами как область научных исследований по выявлению принципов, разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.
Технология формирования наглядно - образного мышления посредством информационно - графической среды компьютера реализует систему методических принципов в процессе создания художественного образа с помощью организации изобразительного пространства.
Необходимо учитывать, что данная технология должна обеспечивать эффективность художественно-педагогического процесса посредством системно — целостного подхода. Художественная деятельность студентов в информационно-графической среде определяется целями содержания обучения, наполненного мыслительными наглядно - образными взаимодействиями конкретной личности. В организационном плане данная деятельность обеспечивается содержанием художественного обучения, материально — техническим обеспечением, а также процессом оснащения субъектов педагогического процесса, направленного на достижение студентами целей художественной подготовки.
Целями данной подготовки с помощью такого инструмента художественной деятельности студента как информационно — графическая среда компьютера являются:
формирование полноценного специалиста - архитектора широкого профиля с высоко развитым профессиональным наглядно-образным мышлением, состоящего из объемно — пространственного, художественно-композиционного и технико-аналитического компонентов; v
интеграция наглядно — образных сужений личности обучаемого в архитектурной учебной деятельности;
развитие общей информационно - художественной культуры личности;
формирование наглядно - образных представлений об изображаемой модели как о структурном элементе экранной плоскости;
формирование представлений об экранной плоскости как об изобразительной;
формирование понятий об изобразительном пространстве как об информационном с последующей его художественной организацией в процессе решения изобразительных задач;
понимание сущности изображаемого объекта с информационной, художественной и материальной точек зрения; умения изображать несложные художественно — архитектурные формы и пространства с натуры и по воображению с помощью информационно - графической среды;
умение анализировать экранные и рукотворные архитектурно — художественные произведения с помощью графических программ;
знание закономерностей формирования конструктивных, тоновых, цветотональных составляющих информационно-графического и художественного изображения;
умение создавать отдельные элементы композиции экранного изображения, а также изобразительно организовать экранную плоскость.
Условиями достижения вышеуказанных целей по формированию наглядно-образного мышления студентов с помощью информационно-графической среды являются: ,
определение и разработка целей, задач и структуры и курса «Применение ИТ в изобразительной деятельности»;
разработка модели организации информационно-графической среды обучения будущих архитекторов в процессе формирования наглядно -образного мышления при изучении дисциплины художественного цикла;
разработка требований и методических указаний по информационно — графической подготовки студентов;
создание учебных планов, компьютерных обучающих программ, электронных методических рекомендаций, обеспечивающих соответствующую информационно — графическую подготовку студентов архитектурно - художественного профиля.
формирование необходимого уровня изобразительной грамотности будущих архитекторов;
компьютерная грамотность студентов;
оснащение компьютерных классов на требуемом временем уровне. Механизм формирования наглядно-образного мышления у студентов с помощью ИТ имеет особенности по ряду направлений:
1. Зрительное восприятие изображения.
Практика изучения спецкурса «Современные информационные технологии в изобразительной деятельности»
Методологические вопросы организации учебно - познавательной деятельности представлены в исследовании Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, A.M. Матюшкина, С.Д. Шевченко, Г.И. Щукиной, В.А. Якунина и др. [19,72,138,139,263,264]
Вопросам разработки и реализации системного подхода в педагогической теории и практике посвящены исследования A.M. Ананьева, Ю.К. Бабанского, А.Л. Денисовой, В.И. Забаровского, В.А. Сластенина, В.П. Симонова, Н.Ф. Талызиной и др.[7,8,19,74,75,81,213,214,277].
Анализируя вопрос организации информационно — графической среды художественного обучения архитекторов при формировании наглядно — образного мышления, мы обнаружили, что он не имеет теоретической и практической разработки.
Для подготовки современного специалиста необходима разработка соответствующих технологий.
Под технологией понимается «совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение объекта» [215]. Первоначально термин «технология обучения» был связан с применением технических средств обучения и методов программированного обучения, позднее акцент перешел на собственно технологию обучения.
Обобщая различные подходы к определению понятия «педагогическая технология», Г.К. Селевко выделяет три характерных аспекта:
- научный, рассматривающий педагогическую технологию как часть педагогической науки, разрабатывающей цели, содержание, методы обучения и проектирования педагогической деятельности;
- процессуально - описательный, то есть обеспечивающий описание процесса достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально - действенный, обеспечивающий осуществление технологического процесса при помощи всех личностных, инструментальных и педагогических средств [204].
О.П. Околелов рассматривает технологию обучения как целостную
совокупность организационных, дидактических, общепедагогических,
психологических компонентов, обусловленных соответствующими целями, содержанием обучения и воспитания, направленными на изменение форм поведения обучаемых и составляющих целостную педагогическую систему [223].
В образовательной практике различают три иерархических соподчиненных уровня педагогических технологий. Выделяются общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
Данные уровни базируются на принципах проектирования новых технологий в обучении выявленных О.П. Околеловым:
а) принцип воспроизводимости, отвечающий за реализацию заданных целей обучения на основе характеристик конкретной педагогической среды;
б) принцип нелинейности педагогических структур, устанавливающий факторы, оказывающие воздействие на механизмы самоорганизации и саморегулирования частных педагогических систем;
в) принцип адаптации процесса обучения к личности студента, рассматривающий специфические познавательные особенности конкретного студента в реализуемой технологии;
г) принцип потенциальной избыточности учебной информации, требующий создания оптимальных условий для усвоения сообщаемых знаний [223].
Используя данные принципы в организации формирования наглядно — образного мышления у студентов — архитекторов, мы пришли к выводу, что информационно - графическая среда компьютера является эффективным средством в плане целостности и системности педагогического процесса.
Организуя художественную подготовку будущих архитекторов, мы использовали метод моделирования. На наш взгляд, в данной модели, интегрирующей функционирование различных составляющих создания художественного образа, важно показать структуру и степень взаимосвязи всех аспектов учебно-педагогической художественной деятельности студентов. Мы сделали акцент на возможность реализации модели в реальном учебном процессе.