Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах Юдина Галина Владимировна

Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах
<
Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юдина Галина Владимировна. Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 226 c. РГБ ОД, 61:99-13/673-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Народное искусство как феномен культуры и средство образования 10

1. Философские мировоззренческие аспекты народного искусства 10

2. Народное декоративно-прикладное искусство Мордвы 25

Глава II. Изучение традиций народного декоративно-прикладного искусства в рамках отечественных обучающих систем 46

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по изучению основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда 58

1. Особенности знаний и представлений младших школьников о народном искусстве (констатирующий эксперимент) 58

2. Формирование у младших школьников знаний и умений, способствующих пониманию народного искусства 66

3. Особенности подготовки учителя к организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками на уроках художественного труда на материале народного искусства Мордовского края 91

Заключение 105

Библиография 107

Приложение 123

Введение к работе

В настоящее время проблемы эстетического воспитания и художественного образования приобретают новое звучание. Иным содержанием наполняются учебные предметы, меняется их социально-образовательная ориентация. На передовые позиции выходят такие предметы, которые долгое время считались второстепенными: изобразительное искусство, трудовое обучение. Становится все более очевидным что, например, на уроках ручного труда решаются многие образовательные задачи, которые трудно, а подчас невозможно решить через содержание других предметов. Одна из таких задач - формирование ценностных ориентации через приобщение к народной культуре; именно на этих уроках возможно показать ученикам гармоничное включение вещей в целостную философию жизни человека и приобщить их к мудрости и красоте мастерства.

Особенности народного декоративно-прикладного искусства, его ис
тория и закономерности обстоятельно и широко освещены в специальной
искусствоведческой и историко-художественной литературе

(И.Я.Богусловская, В.МВасиленко, МА.Некрасова, Т.М.Разина, Б.А.Рыбаков, А.Б.Салтыков, А.К.Чекалов, Л.И.Ремпель и др.)

Проблема приобщения школьников к народной культуре и искусству в последние десятилетия довольно активно разрабатывается. Одной из первых к ее научно-методическому исследованию обратилась проф. Т.Я,Шпикалова. В соответствии с предложенной ею концепцией младшие школьники осваивают наиболее известные народные промыслы, приобщаются к систематическому изучению основ народного декоративно-прикладного искусства. В последнее время идеи приобщения школьников к народной культуре и искусству приобретают все большую популярность и разрабатываются в теории и методиках школьных курсов (А.СХворостова и др.)

Своеобразная концептуальная модель решения этой проблемы предложена в трудах Н.М.Конышевой. В них вопросы народной культуры да-

ются младшим школьникам с мировоззренческих позиций; на первый план выдвигается духовное содержание мира вещей, создаваемого народом в рамках исторических традиций. Что касается декоративно-художественных аспектов народного искусства, они в соответствии с этой концепцией рассматриваются на фоне его философско-мировоззренческого значения. Данный подход мы используем в качестве базового в своем исследовании.

Обращает на себя внимание тот факт, что при значительном разнообразии научных концепций и содержания ведущихся исследований по данной проблеме практически все авторы указывают на необходимость дальнейшей разработки этих вопросов на базе местных региональных культур. Таким образом, на сегодня особую актуальность получают такие направления научной работы, которые связаны с исследованием специфики этих культур. С учетом этого мы сформулировали тему исследования: «Изучение основ нородного искусства Мордовского края на уроках художественн-го труда в начальных классах».

Отдельные аспекты изучения изобразительного декоративно-прикладного искусства мордовского края рассматриваются в работах ИМФадеевой, В.А.Варданян и других.

Вместе с тем до последнего времени отсутствуют исследования, раскрывающие роль мордовского изобразительного декоративно-прикладного искусства в формировании духовной культуры школьников, в их эстетическом воспитании и художественном образовании. Отсутствие современных методик и программ организации этой работы приводит в итоге к тому, что уровень сформированности у учащихся знаний и представлений об особенностях культуры своего народа, о национально культурных корнях остается очень низким,

В связи с вышеизложенным мы определили проблему исследования следующим образом: при каких педагогических условиях изучение младшими школьниками декоративно прикладного искусства Мордовского

края на уроках художественного труда может обеспечить освоение его философско-мировоззренческих аспектов?

Цель диссертационного исследования состоит в создании теоретически обоснованной и экспериментально апробированной методики изучения младшими школьниками народного искусства Мордовского края.

Объект исследования: процесс обучения учащихся начальных классов народному декоративно-прикладному искусству на уроках художественного труда.

Предмет исследования: содержание и методы изучения младшими школьниками народного декоративно-прикладного искусства Мордовского края на уроках.

Гипотеза исследования: Эффективность освоения младшими школьниками философско-мировоззренческих основ народного искусства Мордовского края может быть повышена при соблюдении следующих условий:

^систематического раскрытия в процессе изучения произведений искусства его духовно-содержательных, мировоззренческих аспектов наряду с декоративно-художественными;

  1. использования комплекса средств, обеспечивающих доступность философско-мировоззренческих особенностей народного искусства наряду с декоративно-художественными и технологическими;

  2. многообразия видов и форм художественно-эстетической деятельности учащихся в системе.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать историю развития и региональные особенности мордовского декоративно-прикладного искусства.

  2. Определить и научно обосновать место и роль народного декоративно-прикладного искусства Мордовии в системе художественного образования младших школьников.

  1. Обосновать педагогическую модель изучения мордовского декоративно-прикладного искусства в системе практической деятельности учащихся начальных классов.

  2. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики обучения учащихся 1-4-х классов мордовскому народному декоративно прикладному искусству на уроках художественного труда.

Методологическую основу исследования составляют положения философской теории об искусстве как специфической форме общественного сознания, теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы формирования и развития народной культуры и искусства, трудов известных философов, искусствоведов, педагогов, психологов, художников, видных мастеров мордовского народно-прикладного искусства; положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в развитии личности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретический анализ педагогической, методической, искусствоведческой, исторической литературы, освещающей состояние изученности проблемы, ее теорию и историю;

изучение этнографического материала по проблеме декоративно-прикладного искусства мастеров Мордовии;

анкетирование учителей и учащихся;

анализ учебных программ для общеобразовательных школ;

педагогический эксперимент;

- педагогические наблюдения за деятельностью и творчеством учите
лей, учащихся; изучение творческих работ школьников;

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в научно-педагогический оборот включены фило-софско-мировоззренческих аспекты национального декоративно-

прикладного искусства Мордвы как предмета изучения младшими школьниками на уроках художественного труда и изобразительного искусства;

исследованы возможности регионально-национального компонента мордовского декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе начальной школы;

теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность освоения духовно-нравственного» мировоззренческого аспекта народного искусства Мордвы младшими школьниками в системе учебных занятий;

выявлена и обоснована совокупность педагогических мероприятий, обеспечивающих эффективность формирования у младших школьников представлений о народном декоративно-прикладном искусстве Мордовского края через включение их в творческую предметно-практическую деятельность.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно обоснованной системы занятий, направленных на изучение основ народного искусства Мордовского края в начальных классах;

полученные результаты могут быть использованы в разработке и обосновании программ по изобразительному искусству и художественному труду для начальной школы, в подготовке программ и методических пособий для студентов педвузов;

разработанная программа и научно- методические рекомендации по исследуемой проблеме могут найти применение в организации учебного процесса на уроках ручного труда в начальной школе Мордовии;

разработанный автором комплект наглядных и методических таблиц может быть использован в организации учебно-воспитательного процесса на уроках труда в начальных классах.

Достоверность и обоснованность полученных диссертантом результатов исследования обеспечены комплексом взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытно-

экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, методики преподавания изобразительного искусства, данных культурологии, теории декоративно-прикладного искусства, непосредственным участием автора в эксперименте (на всех его этапах в средних школах г.Саранска N 18, 23, 26 и т.д., на лекционных, практических, лабораторных занятиях со студентами педагогического факультета МГПИ им.МЕ.Евсевьева).

Исследование проводилось в три этапа: 1993 - 1995 г.г. - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обоснование теоретической модели изучения младшими школьниками основ народной культуры; проведение поискового и констатирующего эксперимента; 1995 - 1996 г.г. -разработка содержания и методики проведения формирующего эксперимента, его осуществление; 1997 - 1998 г.г. - анализ и соотнесение данных теоретического изучения проблемы и материалов опытно-экспериментальной работы; проведение контрольных заданий, уточнение выводов, обработка материалов исследования, оформление диссертации.

Экспериментальной базой стали школы N 18, 23, 26 39, г.Саранска, Атяшевского района, средняя школа N 5 г. Алатыря Чувашии.

Одновременно эксперимент проводился на педагогическом факультете Мордовского педагогического института им.М.Е,Евсевьева в г. Саранске со студентами национальной и русской групп.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на научных конференциях в МГПИ им. М.Е.Евсевьева 1994-1998г.г., при проведении семинаров, чтений лекций, практических занятиях в МГПИ им. М.Е.Евсевьева.

Результаты работы внедрены в практику работы школ г. Саранска, изложены в публикациях.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В процессе изучения основ народного искусства одно из центральных мест должно занять освоение его философско-мировоззренческих ас-

пектов, которые могут быть даны на доступном для младших школьников уровне. Эту работу целесообразно строить на базе национального декоративно-прикладного искусства, поскольку его символьная система является наиболее ярким и доступным отражением сущности национального мировоззрения.

  1. Целостный процесс приобщения младших школьников к декоративно-прикладному искусству, осуществляется в разных формах деятельности, создает реальные возможности для формирования интереса к народному искусству.

  2. Организация педагогического процесса, связанного с приобщением школьников к декоративному народному искусству, предполагает:

- более глубокий уровень постижения произведений народного искус
ства, основанный на раскрытии его духовно - содержательных, космоло
гических, мифологических линий;

- овладение специальными знаниями и умениями, связанными с ана
лизом «языка» народного декоративно-прикладного искусства (особенно
сти орнамента, символики, технологии народных ремесел и пр.);

использование комплекса средств, обеспечивающих доступность декоративно-прикладных и философско-мировоззренческих особенностей народного искусства;

многообразие видов и форм художественно-эстетической деятельности учащихся.

Философские мировоззренческие аспекты народного искусства

Возникновение искусства связано с познанием человеком окружающего его мира. Со времени позднего палеолита до нас дошли памятники живописи, скульптуры, прикладного искусства, "архитектуры" пещеры.

История развития народного искусства широко освещена в работах Юрия Борева, Г.К. Вагнера, М.О.Кагана, М.А.Некрасовой. Первые памятники первобытной живописи найдены примерно в середине XIX века благодаря развитию научной археологии. Очаги материальной культуры создавались человеком с незапамятных времен, К ним относятся стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты: копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями. Силуэты зверей и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах, странные человеческие фигурки из камня и кости, большие скульптуры животных, рисунки, резьба и рельефы на скалах, - все это следствие того, что человек отражал свой мир, в котором он живет и пытается его осознать. В скалистых потайных пещерах, куда археологи проникали с трудом, случалось обнаруживать целые "музеи" первобытной живописи и скульптуры. "Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы; какой-нибудь выступ скалы, уже отчасти напоминающей тело зверя, его голову или хвост, обтесан и доведен до полного сходства с кабаном или медведем [76;8]". Найдены скульптуры из глины "израненные" копьем, изображения, нарисованные минеральными красителями.

Подобные памятники не сконцентрированы, где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по всей планете.

В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Рисунков здесь около 300, есть изображения человека (в большинстве в масках). Недалеко от Ле-Комбареля в том же году археолог Пестрони в пещере Фон де Госи открывает целую "картинную галерею" -40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не раскрыт и поныне. В эти годы французские археологи Э.Картальяк и А.Брейль исследуют пещеру Альтамир. Длина её" составляет 280 метров и 150 изображений животных на потолке и стенах пещеры изумительны. Искусствоведы сравнивают их с творением Фидия, Микеланджело, Леонардо да Винчи [124,115]." Г.Н.Матюшин в своей работе также отмечает, что в 1959 г. зоолог А.В.Рюмин открыл по-леолитические рисунки в Каповой пещере на Урале, Рисунки располагались в глубине пещеры на втором труднодоступном ярусе. Вначале было обнаружено одиннадцать рисунков: семь мамонтов, две лошади, два носорога. Все они сделаны охрой - минеральной краской, въевшейся в породу так, что когда откололся кусочек камня на рисунке, то оказалось, что он насквозь пропитан краской. На первом этаже рисунки различались плохо, поэтому трудно разобрать, кого они изображают. Здесь были видны какие-то квадратики, кубики, треугольники.

Одни изображения напоминали хижину, другие сосуды и т.д. [124,115]." Было много споров, к какому времени относятся эти рисунки. Убедительный довод в пользу их древности - само их содержание. Изображение животных, давно вымерших. Древность найденных рисунков подтвердил и радиоуглеродный анализ: самые ранние образцы пещерной живописи, известные сегодня, насчитывают свыше 30 тыс. лет, самые поздние -12 тыс.лет.

Г.Н.Матюшин отмечает, что в позднем палеолите распространенным становится скульптурное изображение обнаженных (реже в одежде) женщин с подчеркнутыми признаками пола. Размеры статуэток невелики, всего 5-10 см., и, как правило, не более 12-15 см в длину. Вырезаны они из легкого камня, известняка или мрамора, реже из статита или мамонтовой кости [124, 115].

Изучение традиций народного декоративно-прикладного искусства в рамках отечественных обучающих систем

Для того чтобы выявить направленность различных образовательных систем на изучение народной культуры, в данном параграфе были проана лизированы существующие типовые, альтернативные и эксперименталь ные программы по изобразительному искусству и трудовому обучению.

Рассмотрим, прежде всего, типовую программу "Изобразительное искусство I-VII классы", разработанную группой ученых Академии художеств СССР. (1988 г.). Программа состоит из пояснительной записки, где раскрывается значение курса подготовки по изобразительной деятельности школьника. В программе основное внимание уделяется обучению учащихся изобразительной грамоте: рисованию с натуры, по представлению, тематическому рисованию и т.п. [104].

Такого рода рисование способствует развитию у школьников наблюдательности, точности и внимательности в изображении, зрительной памяти, углубленного интереса к окружающему миру и формированию умения познавать его. При этом в процессе рисования закладываются основы графической грамотности учащихся, развивается образное восприятие.

Данная программа направлена, прежде всего, на формирование у учащихся изобразительных умений. Реализация этой программы требует серьезной академической подготовки учителя, знания изобразительных приемов. Для того чтобы научить младшего школьника грамотному рисо ванию по этой программе, требуется именно специальная подготовка. За частую учитель младших классов заменяет рисование с натуры на более доступные темы для учащихся: "Декоративное рисование", "Рисование по памяти, представлению".

В пояснительной записке отмечено, что каждый урок должен быть направлен на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Эстетическое воспитание учащихся не должно нивелировать индивидуальное восприятие каждого ученика, свойственное ему как личности.

Программой предусмотрено и знакомство учащихся с местными и национальными традициями изобразительного и декоративно - прикладного искусства, архитектуры, предусмотрены также беседы об искусстве.

Однако эта линия явно проигрывает по значимости с линией на вооружение графической грамотой. Это видно уже из количества часов, отводимых на ознакомление с народной эстетикой. Раздел в программе по декоративно - прикладному искусству называется таким образом: "Навыки декоративно - прикладной и оформительской работы".

Очевидно, что при подобной ориентации программы такое сложное явление, как народная культура можно рассмотреть лишь в самом общем виде. К тому же предлагаемое программой содержание этой работы заставляет сосредотачиваться лишь на наиболее внешних чертах культуры. Ясно, что анализируемая типовая программа "Изобразительное искусство, I-V1I классы" 1988 г. не ставит специальной цели настоящего ознакомления учащихся с основами народной культуры; её содержательная направленность иная.

В школьной практике достаточно широкое применение имеет также типовая программа "Изобразительное искусство 1-9 классы" (1996)г. Авторами программы являются В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Е.В,Шорохов, Т.Я.Шпикалова и другие. Программа состоит из пояснительной записки, примерных тем блоков уроков по классам (с 1 по 9), содержания занятий по классам; даются примерные задания по видам изобразительного искусства, примерное содержание уроков (по темам); приводится перечень знаний и умений по классам [103,18-21].

Данная программа мало отличается по своему направлению от программы " Изобразительное искусство в I-VII классах" (1988 г.). Она также направлена на изучение изобразительной грамоты (рисование с натуры). Следует отметить содержание раздела по декоративной работе данной программы. В нем расширяется перечень знаний и умений по декоративной работе, включены не только изображения декоративного орнамента на плоскости листа, но также лепка и аппликация. Однако и в этом варианте программой предусмотрено только общее знакомство с видами народного искусства. Даются понятия о форме бытового предмета, его значимости для человека. Отмечается то, что каждой форме предмета отводится свой элемент изображаемого орнамента, сохраняющий традицию испокон веков.

Особенности знаний и представлений младших школьников о народном искусстве (констатирующий эксперимент)

Представленная в диссертации система обучения сложилась в результате изучения научной литературы, личного педагогического опыта, длительного наблюдения за процессом обучения декоративно-прикладному искусству родного края (Мордовское народное творчество) на уроках художественного труда. Кроме этого одним из важнейших оснований для разработки системы специального обучения явились результаты проверки имеющихся у детей знаний и представлений в интересующей нас области.

Эффективность методик, реализованных в ходе опытного изучения, определялась на основе сопоставления результатов обучающего эксперимента по мере его проведения с данными констатирующего эксперимента.

Эксперимент проводился в 1, 2, и 3-х классах г.Саранска, г.Алатыря и поселковых, районных школах Мордовии (Дубенки, Атяшево, Ардатово).

В ходе экспериментального исследования в основном использовались наблюдения, изучение продуктов творческой деятельности учащихся.

Эксперимент проводился в первом классе средней школы N18 г.Саранска. Эксперимент состоял из двух этапов: вопросов и практического задания. Для выявления знаний о видах декоративно-прикладного искусства мы в первую очередь провели анкетирование, которое косвенным образом предполагало также выявление понятий у младших школьников о культуре своего народа в целом (через народное прикладное искусство).

Учащимся первого класса раздавались анкеты, где было предложено три вопроса.

1. Какие ты знаешь изделия, которые человек использует для украшения своей жизни? Где ты их видел?

2. Слышал ли ты когда-нибудь такие слова: «народное искусство»? Как ты их понимаешь?

3. Знаешь ли ты какие-нибудь предметы народного искусства Мордовии?

В процессе анкетирования учащиеся сначала не смогли правильно осмыслить вопросы, и стали задавать встречные, выясняя их значение. В связи с этим по ходу работы мы дополнили анкетирование собеседованием по тем же вопросам. Ответы детей фиксировались в тетради, после они были обработаны.

При обработке анкетных данных было выявлено, что на первый вопрос из 30-ти учащихся первого класса, 18 человек в основном смогли ответить вполне удовлетворительно. В своих ответах дети называли вышивку, плетение, сувенирную игрушку, резьбу, ювелирные украшения, ткачество.

На второй вопрос из 30-ти дали ответ 13 человек. Ответ звучал так: «Народное искусство - это то, что делается руками человека", "Народное искусство - это, выполнение вышивки", "Когда рисунок узора переносится на ткань для вышивания со старинной салфетки, то необходимо при вышивании соблюдать традиционную технологию выполнения работы. Если вышивка мордовского орнамента, то необходимо выполнять ее традиционным швом»,

Эти высказывания позволяют заметить, что четкого, однозначного ответа учащиеся, как правило, не дают, но определенное понимание этой проблемы у них имеется. Характерно, что народное искусство они относили к видам ручного труда. Несколько учащихся даже смогли отметить присутствие в народном искусстве старых традиций.

На третий вопрос ответили 10 человек из тридцати. Отвечали дети, которые посещали детские сады. Ответы показали, что в детских садах проводится определенная работа, однако, из-за отсутствия специальной методической литературы для проведения занятий по родному краю воспитатели дают не совсем достаточную информацию детям. Следует отметить, что любовь к родной культуре необходимо формировать в дошкольном возрасте.

По завершении собеседования в первом классе было дано практическое задание на изображение некоторых элементов узоров народного орнамента. Мы предполагали, что предыдущая проверка по вопросам могла недостаточно полно отразить опыт и знания детей в интересующей нас области из-за вербальных затруднений, которые свойственны первоклассникам. Учитель объясняет учащимся, что для выполнения работы необходимо лист расположить горизонтально и нарисовать прямоугольник. Прямоугольник поделить пополам на глаз. В одной половине прямоугольника изобразить элементы мордовского орнамента, в другой половинке нарисовать элементы русского орнамента.

Практическую работу выполняли все дети в классе. В процессе практической работы мы предложили ученикам вспомнить, где они могли видеть мордовский и русский орнамент. Оказалось, что 13 человек ходили с родителями в музей, где они рассматривали экспонаты. Данный вопрос помог и другим ученикам правильно сориентироваться.

Похожие диссертации на Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах