Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретическая база изучения формального метода построения изображения 17
1. Анализ художественной формы в изобразительном искусстве как одно из важнейших дидактических средств ... 17
2. Природа формальною метода построения изображения в изобразительном искусстве.. 43
3. «Форма» и «содержание» в аксиологических системах реализма, авангарда и религиозного искусства 57
4. Формализация натуры в истории методов обучения изобразительному искусству 90
Выводы по I главе 115
ГЛАВА II. Психолого-педагогические основы использования формального метода построения изображения в системе современной подготовки художника-педагога 117
1. Роль естественно-научного фактора її восприятии формы и ее изображении на плоскости 117
2. Ассоциативный момент її построении реалистической композиции (психолого-иедагогический аспект) 138
3. Дидактические принципы использования формальною метода построения изображения 153
4. Методика использования формального метода построения изображения на плоскости в работе над учебной композицией (пейзаж, натюрморт, портрет, фигура) 175
Выводы по 11 главе. 205
ГЛАВА III. Изучение возможностей использования формального метода построения изображения в современных условиях подготовки художника-педагога. Констатирующий эксперимент. 207
1. Специфика констатирующего эксперимента, его цели и задачи 207
2. Содержание и ход констатирующего эксперимента в области теоретических дисциплин (философия, эстетика, история искусства) 219
3. Содержание и ход констатирующего эксперимента в области специальных дисциплин (композиция, рисунок, живопись) 242
4. Анализ результатов констатирующего эксперимента . 280
Выводы по III главе ... 305
ГЛАВА IV. Методика использования формального метода построения изображения в специальной подготовке художника-педагога 307
I. Поиск наиболее эффективных путей использования формального метода построения изображения в подготовке учителя изобразительного искусства. Поисковый экс пери мент... 307
2. Методика формирующего эксперимента и ход его проведения 374
3. Анализ результатов экспериментальною исследования 400
Выводы по IV главе 411
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 413
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 417
ПРИЛОЖЕНИЕ .452
- Анализ художественной формы в изобразительном искусстве как одно из важнейших дидактических средств
- Роль естественно-научного фактора її восприятии формы и ее изображении на плоскости
- Специфика констатирующего эксперимента, его цели и задачи
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. В программных документах Министерства образования и науки Российской Федерации определены основные направления модернизации педагогического образования: оптимизация структуры профессиональной подготовки педаююв и совершенствование организации;
• преобразование содержания и форм подготовки;
• научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.
Определяющим принципом структурирования содержания образования является принцип функциональной полноты, который вытекает из того, что всякая система. ЇЇ том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным (при этом имеется в виду коэффициент функциональной значимости компонентов системы).
В этом контексте 15 современной системе подготовки художника-педагога наблюдается явный дефицит использования ЇЇ учебном процессе • (в рамках нроіраммьі) достижений других школ и направлений. її частности, формального метода построения изображения. В связи с этим обозначился вектор наших научных изысканий, определилась проблема нашего исследования - нахождение оптимального взаимодействия в педагогическом процессе существующих основополагающих принципов реалистической художественно-педагогической системы с наработками ЇЇ области формального метода построения изображения в целях создания методической системы, которая бы не ослабляла, а усиливала позиции реалистической школы, делала ее более мобильной, универсальной и соответствуюшей современным требованиям. Это именно те координаты, которые мы связываем с понятием «модернизация образования».
Эту проблему необходимо решать, на наш взгляд, в ближайшее вре-мя, т.к. в данный момент происходит сильнейшее давление на реалистическую художественно - педагогическую школу как со стороны непосредственных прииерженцев формализма її изобразительном искусстве, так и со стороны представителей нопейших технологических течений в современном искусстве (trash- art, медиа технологии и др.). Вместе с тем, мы должны обратить внимание и на то обстоятельство, что некоторые современные педагоги пытаются использовать опыт художн и ко»-алан гард истов недалекого прошлого. Однако это происходит спонтанно, кустарно, без какой-либо научно обоснованной систематизации и подчас (что более опасно) ІІ ущерб базовым ценностям классической художественной педагогики. Сейчас, по нашему глубокому убеждению, чрезвычайно важно, чтобы подготовленные в системе педагогического образования специалисты стали носителями идеи обноіиіения на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественной и мировой художественной педагогики.
Разрабатываемая автором тема диссертации «Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога» в методологическом плане ко многому обязывает и, прежде всего, потому, что уже один только термин «формализм» вызывает (разумеется, на уровне обыденного мышления) самую негативную реакцию, хота формализованным языком, как совокупностью более - менее точно фиксированных средств, пользуются во многих областях наук, в том числе в науке об искусстве и в самом искусстве.
В формализме (от лат. formalis - относящийся к форме) предпочтение отдается форме перед содержанием, т.е. интересам соблюдения формальных правил приносятся «в жертву» интересы содержания. Формализм, таким образом, художественную форму признает единственно ценным элементом искусства и, СООТІІЄТСТІІЄННО, СІІОДИТ богатейшую сферу освоения мира к отплеченному формотіїорчестпу. С наибольшей последовательностью формалистические тенденции обнаруживаются в системе абстрактною искусства XX века (что с методологической точки зрения анализируется в ходе диссертационного исследования и практических наработках, данных в приложении к нему). Именно в это время предпринимаются попытки теоретического обоснования формализма, в которых искусство трактуется и как «шра формы», и как новая, доступная лишь немноіим представленность мира, и как способ созидания ценностей, свободных от нравственных, политических, социальных аспектов жизни. Отрицательным образом сказался формализм и на методологии науки об искусстве - в теориях «чистого искусства», «искусства для искусства» и пр. (В. Воррингер, П. Мондриан, К. Малевич).
Отдавая должное значимости формы в искусстве, автор придерживается той точки зрения, что пренебрежение содержанием, явно формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, но и негативно, скорее, разрушительно сказываются на ею художественной ценности как таковой. Ведь полностью формализованными могут быть лишь элементарные теории (можно назвать их пропедевтическими) с простой логической структурой и относительно небольшим запасом понятий, в то время как искусство - явление столь объемлющее в культуроло-іическом плане, что любые попытки его полной формализации неизбежно ведут в тупик. Не может быть формы вне содержания при всей специфике ее саморазвития.
Теоретические построения в области «чистой» формы, лишенные каких бы то ни было устремлений к изучению внутренних структурных закономерностей художественною произведения, обречены на провал, равно как и «пристальное» прочтение изобразительных ею элементов, рассчитанное на обоснование формы как «функциональной» составляющей. Речь здесь может вестись о концепции только «содержательной формы». И в этом плане формальный метод ЇЇ искусстве может сыграть свою положительную роль (и том числе, если не в первую очередь, и при подготовке художника- педагога, чему, собственно, и посвящена данная тема).
В этой связи обозначается и стратегия исследования - комплексное изучение возможностей использования позитивного опыта формального метода построения изображения в системе обучения будущего учителя изобразительного искусства: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка наиболее эффективных путей его применения.
Те или иные аспекты интересующей нас проблемы рассматривались разными учеными и исследователями. О единой природе различных видов искусства, их взаимосвязи и роли в художественном произведении в равной степени как содержательной, так и формальной составляющей писали в своих сочинениях Аристотель. Платон. Леонардо да Винчи, А. Дюрер. И.В. Гете, И. Прайслер. А.П. Сапожников. А. Ашбе идр.
Выдающиеся русские мыслители Н.А. Бердяев. Е.Н. Трубецкой. И.А. Ильин. П.А. Флоренский. А.Ф. Лосев. С.Н. Буліаков рассматривали творчество как единый и целостный процесс, направленный на утверждение конкретно- предметного идеала, неразрывно связанного с личностью человека как общественного индивида.
Проблемам целостности художестве иного произведения, являющего собой сплав формы и содержания, іде форма не может быть рассмотрена отдельно от содержания, посвятили свои исследования такие известные ученые художники-педагоги, как: В.А. Фаворский. Н.Н. Волков, А.А. Дейнека. Н.Н. Ростовцев. Е.В. Шорохов, B.C. Кузин. В.К. Лебедко и др.
Вопросы анализа художественного произведения с позиции естественнонаучных основ восприятия формы и ее изображения на плоскости разрабатывались в трудах М.В. Матюшина, К.Г. Юнга. А. Яффе. И. Рока, Р. Арнхейма. Б. Эдварде, Н.Н. Волкова. Е.И. Игнатьева и др.
Некоторые аспекты изучения роли формального метода построения изображения в процессе обучения изобразительному искусству нашли отражение в работах А. Матисса, В.В. Кандинского, М.В. Матюшина, A.M. Родченко, И. Иттена. Вопросы, связанные с формальным анализом художественного произведения исследовали Л.Ф. Жегин, СМ. Даниэль, А. Джорджис, К. Претта.
Многие выдающиеся русские художники - В.И. Суриков, В.Д. Поленої!, В.А. Серов, М.В. Врубель, К.А. Коровин и др. - использовали формальные моменты на этапе композиционною поиска. Максимально обобщенная форма в поисковых эскизах, набросках, помогла художникам пластически выстраивать заданный сюжет. Известные художники-1іедагої и недалекого прошлого и нашею времени Н.И. Фешин, Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников, Н.Н. Ростовцев, А.А. Дейнека, А.В. Пластов, Н.Н. Таранов, Г.В. Беда, Ю.И. Филиппов и др. ІІ своих научных трудах и высказываниях говорят о том, что кратчайший путь построения изображения любого предмета лежит через упрощение его формы в начальной стадии работы.
Однако, как показывает анализ научной, учебно-методической, искусствоведческой литературы и практический опыт художников-педаююв, исследуемая нами проблема не изучалась всесторонне, комплексно, тем более применительно к условиям работы именно художественно- графических факультетов педагогических вузов.
Новые социальные ориентиры ЇЇ системе образования и воспитания требуют высокою уровня специальной ІЮДЮТОВКИ педаююв. Особо важны в этом смысле роль и значение сформированное™ таких профессиональных качеств, как универсальность, мобильность, теоретическая компетентность. В свете современных требований, предъявляемых к выпускнику высшей школы, появляется необходимость в подготовке преподавателей изобразительного искусства универсального плана, способных решать задачи в разных сферах художественно- педагогической деятельности (дизайн. компьютерная графика, проектирование, реклама и др.)- Именно эта потребность общества в многопрофильных специалистах (в нашем случае - художниках- педагогах). ЇЇ обобщении и систематизации практического опыта применения формальною метода построения изображения некоторых преподавателей вузов России и СНГ придает проблеме исследования актуальность и значимость ЇЇ плане изучения различных систем и методов подготовки художественно- педагогических кадров. Актуализируются ЇЇ этой связи усилия, направленные на изыскание путей адаптации положительного опыта в области формального метода построения изображения и его научно обоснованного использования (в пределах разумной необходимости) в системе профессиональной подготовки художника-педагога.
Некоторый позитивный, с точки зрения академической школы, опыт работы представителей и сторонников «формальной школы», касающихся вопросов ритма, стилистики, семантики структурных элементов языка художественного произведения, роли света и цвета, основополагающих композиционных принципов, теоретически обоснованный, систематизированный и экспериментально проверенный, может быть использован в системе специальной подготовки художника- педагога, может оказаться весьма полезным is плане практического закрепления умений и навыков, связанных с более глубоким пониманием художественного произведения в целом. Однако при этом следует иметь в виду, что претензии сторонников формального метода на исчерпывающее раскрытие художественной сущности искусства только через форму не обоснованы, как показано її диссертации, поскольку мыслятся вне органического единства содержания и формы, а значит, вне общечеловеческих ценностей. Основой, ядром системы художественного образования на художественно- графических факультетах России и Беларуси является реалистическая школа изобразительного искусства. В ее создании принимали активное участие прославленные художники- педагоги недалекого прошлого и настоящего - Д.Н. Кардовский. К.Ф. Юон. В.П. Ефанов, К.И. Финогенов, В.Н. Мешков. Ф.П. Решетников. Н.Н. Ростовцем. Е.В. Шорохоїі, B.C. Кузин, В.К. Лебедко и многие другие. С позиций именно этой школы, руководствующейся принципом реалистическою отображения действительности, мы и будем рассматривать проблему нашего исследования.
Объектом исследования является система профессиональной и специальной подготовки художников-педагогов.
Предмет исследования - теоретические и методические основы использования формального метода построения изображения в системе подготовки художников-педагогов.
Целью диссертационного исследования является разработка и экспериментальная проверка возможности использования формального метода построения изображения как оптимизирующего средства в специальной подготовке художника-!гедагога.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень специальной и профессиональной подготовки художника -педагога можно повысить, если:
• творчески использовать системный подход к изучению, освоению, грамотному применению теоретического и практического наследия, связанного с формальным методом построения изображения, рассматривая его в контексте обшей структуры художественного произведения, где содержание играет определяющую роль;
использовать в рамках реалистической художествен но -педагогической школы методическую систему обучения студентов теории и практике формального метода построения изображения в качестве вспомогательной, не противоречащей основным принципам академической системы;
при использовании формального метода построения изображения поел едовательно осуществлять принцип межпредметных связей, объединяющий теоретические дисциплины (теория и история изобразительного искусства, методика ИЗО. психология, эстетика, философия) с практическими (рисунком, живописью, композицией, перспективой, скульптурой). В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования ЇЇ работе решались следующие задачи:
изучить современное состояние проблемы использования формального метода построения изображения ЇЇ системе специальной и профессиональной подготовки учителя изобразительною искусства;
• проанализировать и обобщить позитивный опыт преподавателей изо
бразительною искусстііа вузов, использующих в своей педагогической
практике формальный метод построения изображения:
на основе современных достижений теории и практики преподавания изобразительною искусства сформулировать и дать рабочее определение формальному методу построения изображения, определить пути использования этого метода в системе специальной и профессиональной подготовки художника:
• определить критерии оценки эффективности использования формального метода построения изображения в системе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога:
выявить и обосновать возможности формального метода построения изображения в плане развития творческой личности студента, формирования таких профессиональных качеств, как ассоциативное мышление, способность к обобщению, способность к глубокому научному формоа-нализу в творческом процессе;
• выявить методы и приемы интеграции знаний и умений в области реалистического и формального метода построения изображения с целью оптимизации процесса специальной подготовки современного . Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:
изучение и анализ научной, учебно-методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме:
анализ действующих методик подготовки художников- педаююв в контексте интересующей нас проблемы:
• анализ и систематизация практических результатов опыта работы преподавателей вузов России и стран СНГ ЇЇ плане использования формального метода построения изображения;
• педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий):
• диагностические методы (беседа, анкетирование, контрольные срезы и т.д.):
• методы статистического анализа.
Теоретической основой и методической базой исследонания послужили труды ведущих ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения; достижения современной педагогической науки (в особенности концепция личностно ориентированного образования; деятельности о-творчес ко і о подхода к образованию; основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионализма учителя: положения Государственного образовательного стандарта): а также научные изыскания по проблеме исследования.
Научная новизна состоит в том, что нпервые:
• предпринята попытка поднять проблему, связанную с использованием формального метода построения изображения применительно к академической системе йоді отовки художествен но-педагої ических кадров как актуальную научно-педаюгическую задачу; был проведен комплексный анализ специфики использования формального метода построения изображения на теоретическом и практическом уровне с целью его возможною применения в современной системе специальной и профессиональной подютовки учителя изобразительного искусства;
разработана учебно-методическая система обучения специальным дисциплинам с использованием формального метода построения изображения, которая содержит созданный автором и экспериментально проверенный дидактический комплекс с целью повышения художественно-педагогической подготовки студентов;
апробирована учебно-методическая система, использующая формальный метод построения изображения в рамках академической системы подготовки учителей изобразительного искусства, которая позволяет оптимизировать учебный процесс.
Теоретическая значимость: теоретически обоснована педаюгическая модель использования формальною метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки учителей изобразительного искусства; разработан научно-понятийный аппарат, базирующийся на последних достижениях науки и искусства, способствующий более. результативному освоению экспериментальных учебно-методических разработок; разработан автором дидактический комплекс (спецкурсы, программы), ориентированный на повышение эффективности академической художественной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
Практическая значимость заключается втом, что: результаты экспериментальных исследований послужили базой для разработки учебных планов, рабочих программ, учебных пособий, методических рекомендаций, спецкурсов: «Формальный аспект композиции», «Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией»;
• предложенная автором педаюіическая модель использования формальною метода построения изображения внедрена в практику учебно-творческой деятельности студентов художественно-ірафическою факультета;
• формальный метод построения изображения на плоскости способствует закреплению на теоретическом и практическом уровне основных композиционных принципов и приемов; разработанные теоретическая и практическая части исследования моїут служить основой для научных, учебных и методических материалов, способствующих расширению диапазона средств реалистической художественно- педагогической системы.
База исследования. В экспериментальной работе участіювали студенты художественно-графических факультетов Витебскою юсударст-венного университета (ВГУ), Московскою педагогического государственного университета (МПГУ), Хабаровского государственного педагогического университета, Волгоградского государственного педагогического университета, студенты факультета живописи и декоративно-прикладного искусстііа МОСПИ, учащиеся Курской детской художественной школы № 2 им. А.А. Дейнеки, учащиеся детской художественной школы № 1 і. Витебска.
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе (1998-2000 гг.), подготовительном, проводилась поисково-творческая работа, а именно: определялась и уточнялась проблема исследования, обосновывалась ее актуальность, изучались и анализировались в контексте исследуемой проблемы научно-теоретические материалы; определены объект исследования, предмет и задачи; была изучена научная, специальная литература, а также учебные проіраммьі, учебные пособия, научные публикации, связанные с формальным методом построения изображения. Диссертантом тщательно проанализированы мето 14
дические новации, авторские методики, ЇЇ которых используется формальный метод построения изображения.
На втором этапе (2000-2002 п.) осуществлялась подютовка теоретической и практической базы для проведения опытно- экспериментальной работы с использованием установок на учебно-творческий подход при выполнении специальных упражнений по дисциплинам: живопись, рисунок, композиция; продолжалась теоретическая работа, направленная на обоснование возможности использования формального метода построения изображения в системе подготовки художника педагога; разрабатывались критерии анализа экспериментальной деятельности. На этой стадии исследования изучались механизмы взаимодействия основ реалистической художественно-педагогической школы и формального метода построения изображения, накапливался педагогический опыт, углублялась недаюгиче-ская рефлексия диссертанта. Была осуществлена попытка конвергенции двух областей знаний - предметной области учебных дисциплин и предметно-профессиональной области будущего специалиста; разработаны методические пособия для формирующего эксперимента.
На третьем этапе (2002-2005 п.) был осуществлен формирующий эксперимент, проведенный на базе пяти университетов - ХГНУ, ВГУ, КГУ, ХТУ, МП ГУ. проверена гипотеза исследования. Разработана педагогическая модель применения формального метода построения изображения в системе подіотовки художника-педагога. На этом этапе систематизирован полученный материал, проверены отдельные положения, сделаны выводы и выработаны рекомендации. Результаты исследования апробированы и внедрены в работу кафедр изобразительного искусства различных вузов и школ. Опубликованы следующие работы; учебное пособие «Модернизм и авангардизм в процессе изучения специальных дисциплин на ХГФ» (2002), «Возможности абстрактного искусства в совершенствовании системы подготовки художника- педагога реалистической школы» (2002). «Дидактическая стратегия исследокания творческого наследия художественного авангарда» (2003). монография «Формальный метод в поисково-организационном этане работы над реалистической композицией» (2005). На защиту выносятся следующие положения.
• В рамках реалистической художественно-недагоіической школы как системы, сохраняющей свои основополагающие учебно-методические принципы, целесообразно использовать формальный метод построения изображения как одно из возможных вспомогательных средств в качестве расширения диапазона практических приемов и навыков ЇЇ системе подготовки художника- педагога.
В рамках реалистической художественно-педагогической школы речь может вестись только о концепции «содержательной формы», и в этом плане формальный метод построения изображения может сыграть свою положительную роль - опираясь на данный метод, педагог способен усилить аналитический компонент художественного сознания.
• Достижению целей оптимального использования формального метода построения изображения в системе специальной и профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства способствует обоснование его с позиций психологии.
Теория и практика формального метода построения изображения расширяют теоретическую осведомленность учащихся, повышают уровень их профессиональной грамотности и компетентности в вопросах формообразования.
Разработанная диссертантом учебно-методическая система обучения специальным дисциплинам с использованием формальної о метода построения изображения (в рамках академической художестве нно-педаїогической школы) сіюсобстііует повышению уроїшя специальной и профессиоальной подготовки художников-педагогов в целом. Достоверность выводов и рекомендаций обеспечивается глубиной теоретико-методологических оснований; адекватностью методов исследования; опорой на репрезентативность полученных данных из опыта работы автора в качестве преподавателя специальных художественных дисциплин; воспроизводимостью результатов опытно- экспериментальной работы в аналогичных условиях вузовской практики обучения друїими преподавателями.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение научных статьях, докладах и тезисах, методических пособиях, рекомендациях, монографии, опубликованных в Москве, Минске, Хабаровске, Витебске, Мурманске. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных, реіиональ-ных, юродских научно- практических конференциях, на заседаниях кафедры изобразительною искусства Витебского государственною университета, кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета. Автор принимает участие в работе постоянно действующего семинара по проблемам развития систем образования, осуществляет помощь инициативной группе учителей школ и эстетических центров Москвы и Витебска.
По теме исследования опубликовано более 40 работ.
Анализ художественной формы в изобразительном искусстве как одно из важнейших дидактических средств
В настояшее время ЇЇ системе подготовки художника-педагога можно обнаружить определенный дефицит информации ЇЇ сфере формального аспекта художественно-изобразительной деятельности и соответствующей методики анализа художественной формы. Полное игнорирование этого аспекта, исключение из учебных планов материала, связанного с формальным методом построения изображения, а также с аналитикой художественной формы, в некоторой степени снижает функциональное и практическое значение обшей системы подютовки художника-педаюга.
Проблема заключается в устранении дефицита информации ЇЇ сфере формального аспекта художественно-изобразительной деятельности и. од новременно, нахождении оптимального взаимодействия между наработка ми в области, аналитики художественной формы и существующими осно вополагающими принципами реалистической художественно педагогической системы.
В рамках реалистической художественно-педагогической школы речь может вестись только о концепции «содержательной формы», и в этом плане формальный метод построения изображения может сыграть спою положительную роль. Опираясь на данный метод, педагої способен усилить аналитическую составляющую художественного создания. Далее формальный метод изображения можно использовать как одно из возможных вспо.моготельных средств в качестве расширения диапазона практических приемов и навыков в системе специальной подготовки художника-педагога.
На примере формального метода построения изображения можно продемонстрировать (проиллюстрировать): а) основные принципы организации художественной формы (композиционные принципы); б) изобразительные приемы организации плоскости и пространства; в) значение элементов художественной формы; г) роль и значение изобразительных средств: цвета и тона. Наїлядность такого рода обеспечивает эффективное восприятие и осмысление учащимися достаточно сложных проблем формообразования. С ее помощью расширяется кругозор студента, психологически обеспечивается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении теории изобразительной грамоты.
Как изнестно, слагаемыми художественной формы являются два составляющих ее аспекта: содержательный и собственно формальный; можно назвать их основными, они находятся между собой в непосредственной диалектической взаимосвязи. В философско-эстетической литературе об этом сказано вполне достаточно, автор лишь ещё раз подчеркивает, что опорным для не-ю является основной философский тезис, утверждающий примат содержания над формой. Форма есть способ существования, выражения и преобразования содержания - такова основная мысль теоретиков, стоящих на платформе классического, реалистическою направления в изобразительном искусстве.
Основной признак художественной формы - это целостность. Этот признак вытекает из общего признака объектов живой природы, которые обладают, в первую очередь, целостностью. Поскольку впечатление целостности может быть подтверждено лишь анализом соотношения частностей, а именно элементов, изобразительных средств и характером их связей. Переход к ним является дальнейшей необходимостью изучения формы. Любая реалистическая композиция имеет в непредметную геометрию своей образной структуры, иными словами, внутреннюю структурную основу. Изучение закономерностей оріанизации этой внутренней структуры и подробный анализ составляющих ее элементов входит в сферу интересов нашего исследования. Итак, форма, как способ представления содержания, имеет свою структуру и оріанизапию. В изобразительном искусстве форма включает в себя четыре основных момента:
Роль естественно-научного фактора її восприятии формы и ее изображении на плоскости
Прежде чем ІЇЄСТИ речь о работе над композицией в конкретном (реалистическом) либо формальном (абстрактном) воплощении необходимо познакомиться с закономерностями восприятия формы на плоскости. Эти закономерности имеют значение, как при іюсириятии реальной ізеши. так и при восприятии абстрактной формы. Нас интересует именно этот аспект is общем разделе психологии зрительного восприятия. Восприятие предметного мира и восприятие картинной плоскости, которая имеет определенную организацию (композицию) веши далеко не равнозначные. Об этом ЇЇ свое время писал известный ученый в области психологии художественной деятельности Н.Н. Волкоіі ІІ своем фундаментальном исследовании «Восприятие предмета и рисунка» (1950).
Волков не касался проблемы выявления закономерностей зрительного восприятия на примере «чистой» формы, он установил и научно обосновал диалектику взаимодействия восприятия рисунка и восприятия предмета. Однако в рамках нашею исследования могут быть полезны следующие разработки ученою. ВОЛКОІІ обращает внимание на существование связей между плоскими элементами рисунка (вертикаль, горизонталь, наклонная) и соответствующими им объемными образами. Проделанный автором ряд элементарных опытов позволил установить классификацию линий по степени их сопротивления восприятию, обусловленному строгой установкой «пространственною чтения». Среди прямых выделяются вертикаль и горизонталь. Как пишет ученый: «Вертикаль очень трудно «нагнуть», а горизонталь «удалить одним концом». Можно сказать: они ни в каком случае сами по себе не изображают ходов в ілубину. Напротив; наклонная прямая линия тем легче поддается пространственному чтению, чем дальше она по направлению от вертикали к горизонтали» 54. С. 4111. Это очень важное наблюдение, его необходимо учитывать и с ним необходимо считаться в поисково-организационном этапе работы над композицией решая различные задачи.
Учитывая колоссальный исторический опыт из истории искусства мы можем утііерждать, что изобразительные СІІЯЗИ элементов художественного произведения могут быть ориентированы пространственно, можно также строить композицию и в плоскости, как. к примеру, изображения в еіипет-ском искусстве или изображения в абстрактных направлениях живописи.
Известно, что трехмерное чтение рисунка состаїшяет сравнительно поздний продукт развития. Характер изображения в произведениях искусства напрямую зависит от способа восприятия мира или иными словами от мировоззрения и тут наиболее значимой является категория пространства. В изображениях древнего Вавилона и Египта нет перспективы ни прямой, ни обратной, а между тем они отличаются поразительной правдивостью, свидетельствующей об их наблюдательности. Почему же они не заметили перспективы? Остановимся кратко на основных существовавших в истории способах мировидения, исходя из которых выстраивались принципы оріанизаиии изображения в искусстве.
Большинство русских и европейских ученых (В. Фаворский, П. Флоренский, Л. Антипенко, Н. Третьяков, Б. Раушенбах и др.) выделяют три специфических способа мировидения. каждому из которых был присущ свой способ оріанизаиии пространства, на котором основывалась система связей и пластическом языке изобразительного искусства.
Первый способ - египетский, способ ортогональных проекций, это опыт древнего египетскою искусства в переводе пространства на плоскость в рельефах стены или в росписях гробниц. Другой способ - греческий (античный), связанный с наследием античного искусства и эллинизма. Именно на этом этапе возникает прямая перспектива в области прикладного искусства - театральных декораций. Изобретение ее приписывается Анаксагору, он использовал ее для оформления трагедий Эсхила. И. наконец, третий византийский, охватывающий все восточнехристианское искусство и. в частности, древнерусскую художественную традицию. Четвертого способа, по утверждению В. Фаворскою. быть не может, поскольку византийский исчерпывает возможности построения пространства, дает полноту зрения . При этом он обобщает те достижения, которые были выработаны ІІ искусстве древнего Египта и классической Греции.
Специфика констатирующего эксперимента, его цели и задачи
Экспериментальное исследование проводилось на базе художественно-графического факультета Витебского государственного униїїерситета, художественно- графического факультета МОСКОІІСКОГО педагогического государственного университета, Московского социально-педагогического института, художественно-графического факультета Хабаровского государственною педагогического университета, института архитектуры и строительства Хабаровского техническою униїїерситета, художественно-графического факультета Курского государственного университета.
Педагогический эксперимент включает в себя четыре этана: констатирующий, поисковой, формирующий и сравнительный.
Констатирующий эксперимент проводился по шести дисциплинам, которые автор, в соответствии с их спецификой, поделил на дна блока: теоретические дисциплины (философия, эстетика, история искусства) и практическиедисциплины (рисунок,живопись, композиция).
В обозначенных блоках автором был четко обозначен предмет исследования. В теоретическом блоке предметом исследования являлись темы занятий, связанные с проблемами современной художественно-изобразительной практики. В практическом блоке предметом исследования являлся формальный аспект художественного произведения, который для каждого предмета имеет спою определенную специфику. В рамках реалистической художествен но-педагогической школы речь может вестись только о концепции «содержательной формы», и опираясь на этот тезис, мы будем нести наши дальнейшие рассуждения. (Анализ составляющих аспектов художественного произведения подробно описан в ).
В рисунке к формальному аспекту художественного произведения мы относим изобразительные средства рисунка (пятно, линию, штрих, плоскость), изобразительные приемы (ритм, метр, фактура, контраст, нюанс, масштабность), структурно-функциональный уровень рисунка (специфика его плоскостной и пространственной организации). Этот уровень является «каркасом» содержания. В спою очередь структурный уровень включает в себя конструкцию, развернутую в пространстве, направляющие оси. конфигурационную выразительность общей формы. Функциональный - ритмический строй, направление движения основных масс (динамика), пункт-контрапункт.
В композиции к формальному аспекту художественного произведения относятся: внутренняя структура; способ организации основных масс: соподчиненность элементов композиции; направленность основных силовых линий. Существуют определенные закономерности в организации этой структуры, реализуемые на поисково-организационном этапе работы над композицией. Полагаем, что именно на этом этапе, когда закладываются основные слагаемые композиции, допустима работа на больших обобщениях, практически работа с чистой формой (живописными массами, линиями, пятнами, точками). Усиление этого этапа композиционной деятельности способствует овладению композиционной деятельностью в целом (см. «Процесс композиционного поиска ЇЇ реалистическом искусстве»).
На первый план здесь выдвигается умение обобщать натуру, как говорится, «мыслить» объемами, плоскостями, массами. Конечно же. этот процесс должен осуществляться в тесной связи с содержанием. В компо зииионнои деятельности этому необходимо придаїіать особое значение. Совершенно очевидным остается тот факт, что если свести натуру к простой схеме, ее будет легче организовать.