Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКОМУ ЖАНРУ
1.1 Стилистический анализ скульптуры анималистического жанра в зарубежном изобразительном и декоративном искусствах 19
1.2. Некоторые аспекты метода стилистического анализа скульптуры анималистического жанра в отечественном искусствознании 31
1.3. К вопросу об истории методики преподавания скульптуры анималистического жанра в России 41
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКОМУ ЖАНРУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Пластическая анатомия животных, как условие реалистического изображения животных
2.2. Скульптурные рисунки, как основа изучения формы зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся для создания скульптуры анималистического жанра 63
2.3. Изучение теории в скульптуре анималистического жанра 76
2.4.Анализ состояния практики обучения анималистическому жанру студентов по специальности «030800. Изобразительное искусство» 89
2.4.1. Анализ программ «Рисунок», «Пленэр» по обучению графическому и скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся 93
2.4.2. Анализ взаимосвязи программы по обучению пластической анатомии, графическому и скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся 95
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРЕПОДАВАНИЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА ВСИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (формирующий (обучающий) и сравнительный эксперименты)
3.1. Обоснование и разработка экспериментальной методики по обучению студентов анималистическому жанру 108
3.2. Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся и графический анималистический набросок с натуры и по памяти как этап обучения студентов анималистическому жанру (формирующий эксперимент) 128
3.3. Взаимосвязь в обучении пластической анатомии, графическому и скульптурному изображению с натуры и по памяти зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в курсе скульптуры и пластической анатомии (формирующий эксперимент) 144
3.4. Обучение выразительным качествам скульптуры анималистического жанра в лепке по представлению этюда зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в движении как основа совершенствования специальной подготовки студентов в курсе скульптура и пластическая анатомия, (формирующий эксперимент) 155
3.5. Результаты обучения анималистическому жанру, направленного на повышение качества подготовки студентов по скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в курсе «Скульптура и пластическая анатомия» (сравнительный эксперимент) ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177
БИБЛИОГРАФИЯ 181
ПРИЛОЖЕНИЕ 204
- Стилистический анализ скульптуры анималистического жанра в зарубежном изобразительном и декоративном искусствах
- Пластическая анатомия животных, как условие реалистического изображения животных
- Обоснование и разработка экспериментальной методики по обучению студентов анималистическому жанру
Введение к работе
Проблема исследования и её актуальность
В эпоху информационных технологий обращение к интеллекту зрителей с помощью мирового скульптурного наследия не только расширяет понимание ими этого вида творчества, но и позволяет получить удовольствие от переживания в себе момента движения и сложной работы моторной энергии, которую воплотил скульптор в своем творении. «Такой сгусток энергии и такую силу воздействия на зрителя способна дать только скульптура» (Б.Р. Виппер).
Тем не менее, скульптура не популярна у широкой публики, она не принимает неисчерпаемое богатство индивидуальных пластических мотивов. У большинства зрителей есть мнение, что скульптура - это имитация действительности, тогда как она, прежде всего, обращается к их интеллекту и меньше - к эмоциям и чувствам [60].
Существенной составной частью в специальной подготовке учителей изобразительного искусства педагогических вузов является освоение дисциплины «Скульптура и пластическая анатомия», где важную роль играют разделы «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению».
Неразработанность методики преподавания скульптуры анималистического жанра негативно сказывается на подготовке специалистов — учителей изобразительного искусства. У студентов отмечаются слабые знания, умения, навыки по скульптуре и пластической анатомии анималистического жанра. В результате, когда школьники обращаются к учителю с просьбой показать, как лепить зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся, он уходит от такого показа.
Студенты часто игнорируют выполнение заданий анималистического жанра по дисциплинам «Рисунок», «Скульптура и пластическая анатомия», практике «Пленэр» и, как следствие, редко выбирают темой дипломной работы анималистический жанр в скульптуре. Нерешенность проблемы качества подготовки студентов в данной области отрицательно сказывается на преподавании будущими учителями изобразительного искусства лепки анималистического жанра в школе.
При всей важности нашего акцента на развитие методики обучения анималистическому жанру в художественном образовании, она разработана лишь в небольшой мере по сравнению с развитием художественного творчества художников-анималистов, показанных в истории изобразительного искусства. Работ, специально посвященных обучению скульптуре анималистического жанра, практически нет. Так, анализ направлений научных исследований в области художественно-педагогического образования, сделанный к 60-летию художественно-графических факультетов СЕ. Игнатьевым показал, что за 50 лет (1941 -1991) защищено всего 5 диссертаций в области преподавания скульптуры и ни одной по проблеме обучения скульптуре анималистического жанра [102, с. 17-20].
Важность решения проблемы создания системы преподавания анималистического жанра связана с тем, что до сих пор нет научно-методического обоснования обучения и развития творческих способностей обучающихся анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.
Произведения изобразительного искусства анималистического жанра, имеют могучий потенциал доброго отношения человека к миру животных. Актуальность воспитания у подрастающего поколения миролюбия [80], как свойства личности, обусловлена сложностью проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество [222, с. 109]. В.А. Ватагин подчеркивает, что семья, школа, изобразительное искусство должны находить должные формы для пропаганды доброго отношения к животным [54, с. 28]. Привязанность и преданность человеку, красота животных, несомненно, вызовет к ним ответное сочувствие и любовь. Надо отметить, что именно в России впервые зародилась принципиально новая эра скульптурного изображения животных, а именно - сквозь призму отношения к ним, сопереживания (Л.Н. Трубецкой, А.С. Голубкина). Поэтому в подготовке будущих учителей изобразительного искусства должно придаваться большое значение воспитанию ими любви к животным посредством анималистического жанра, наиболее распространенного у детей всех возрастов.
Под термином «жанр» [фр. qanre - род, вид] понимают определенную разновидность художественных произведений, характеризующимися теми или иными сюжетными или стилистическими признаками [153]. Термин «анималистический жанр» (от лат. animal - животное) появился во второй половине 19 века (1831 г.) во Франции (Антуан Луи Бари, Кристоф Фратен, Александр Жуйоне), в изобразительном искусстве - это жанр, где изображаются животные [9, с. 183].
Анималистический жанр в изобразительном и декоративном искусствах многогранен. Во-первых, главной задачей анималиста становится точность изображения животного, при этом большое значение придается умению подметить общий склад движений представителей фауны. Во-вторых, художник-анималист нацелен на художественно-образную характеристику животного, его повадки.
Отметим, что ввиду многоплановости темы мы сосредоточили внимание на исследовании узловых проблем, характеризующих анималистический жанр только в изобразительном искусстве. Поводом для исключения декоративного стало наличие в нем других жанрообразующих признаков, которые мы не рассматриваем в работе.
Исследование процессов формирования и развития анималистического жанра, как относительно целостного явления показывают, во-первых, в истории изобразительного искусства видно создание художниками скульптур анималистического жанра, во-вторых, методы обучения анималистической скульптуре слабо развивались в художественном образовании. В этом пробел преподавания изобразительного искусства, в частности, скульптуры анималистического жанра. Это дало нам право увидеть проблему преподавания анималистического жанра и позволило выйти на уровень научно-методического обоснования системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете, способствующей повышению качества подготовки студентов.
При всем многообразии литературы, связанной с общей теорией скульптуры, с историей анималистической, в частности, теорией пластической анатомии, целенаправленных работ, по обучению скульптуре анималистического жанра, практически, нет. Однако отдельные аспекты рассматриваемой проблемы, были затронуты в ряде исследований, посвященных различным сторонам теории и истории изобразительного искусства (М.В. Алпатов, Г.К. Вагнер, Б.Р. Виппер, Н.А. Дмитриева, В.В. Ермонская, И.С. Ефимов, С.Н. Кондаков, Н. Кузнецова, Й. Ланг, Е.Н. Мачлов, В.В. Нестеров, К.М. Муратова, Е. Мурина, Н.И. Полякова, Н.Н. Пунин, Е.И. Ротенберг, А.В.Салтыков, В.А. Тиханова, Фулканели, Х.В. Янсон и Э.Ф. Янсон и др.). Для нас особый интерес представляют исследования о выразительных качествах скульптуры (Б.Р. Виппер, А. Гильдебрандт, М.Я. Либман, Л. Сак, Н.В. Томский).
Вопросам теории и методики преподавания скульптуры посвящены диссертационные работы Л.В. Алексеевой, Н.В. Басаревой, М.Х. Бежанова, Н.И. Боголюбова, Т.А. Васильевой, А.А. Ворохоба, Л.С. Писаревского, А.А. Прищепы, В.Д. Черкасова, что подтверждает немаловажность специальной подготовки учителя изобразительного искусства. Однако в диссертационных работах не исследуется проблема совершенствования целевой направленности студентов в отношении скульптуры анималистического жанра в дисциплине предметной подготовки «Скульптура и пластическая анатомия».
Интересно отметить, что информацию по обучению анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в основном можно извлечь из рисунков, на которых показан процесс скульптурного изготовления зверя или птицы, наглядно-дидактических пособий в литературе методического жанра.
В поисках эффективных методов обучения, которые позволили бы развивать и углублять понимание студентами выразительных качеств скульптуры анималистического жанра при лепке зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся, нами были проанализированы наглядно-дидактические пособия. Следует отметить, что информацию по обучению анатомическому, графическому, скульптурному изображению представителей фауны, в основном, можно извлечь из наглядно-дидактических пособий рисунков, на которых показан процесс скульптурного изготовления звери или птицы. Эффективно разработаны и различные графические приемы изображения (Г.Н. Карлов, А.Ф. Конев и И.Б. Маланов, A.M. Лаптев, П.Я. Павлинов, Д. Роберсон, Л.Е. Терентьев, У. Фостер, Л. Хеммонд, К. Хокусай, Л. Дж. Эймис и др.).
Большое практическое значение для художника-анималиста имеют иллюстрации животных в научной литературе и атласах по биологии (Дж. Адамсон, СВ. Афанасьева и В.Н. Ляхов, А.Б. Банников, А.Э. Брем, Г.П. Дементьев, Силктоун, Д. Ричардз, П.В. Терентьев и др.).
Материалам и технологии изготовления скульптуры посвящены труды методической направленности Р.А. Бардиной, Д. Бройдо, Р. Буффье, А.С. Голубкиной, Л.А. Гутова, В.В. Ермонской, М.К. Камии, Г.И. Кепинова, Г.А. Клодта, С.Н. Кондакова, Н.П. Костерина, И.В. Крестовского, С. А. Купреянова, Э. Лантери, Ф.Я. Мишукова, М.К. Никитина, Н.В. Одноралова, С.Л. Савицкого, А.В. Флерова, Е.Н. Хохловой, Н.Б. Халезовой и др.
Разнообразный материал, имеющий первостепенное значение для развития специальных способностей у студентов на занятиях с натуры, по памяти, представлению (памяти, представлений, креативно-деятельностное исполнительство, моторно-двигательное развитие) можно найти в работах О.Н. Авсиян, Н.С. Боголюбова, А.С. Брушлинского, Л.С. Выготского, Г.А. Громовой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, Т.С. Комаровой, В.К. Лебедко, А.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и др.
Надо отметить особый вклад в развитие пластической анатомии зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся, внесли М. Дюваль, Г.Н. Карлов, Э. Лантери, М.Ц. Рабинович, В. Танк.
Вопросам дидактического обеспечения процесса обучения анималистическому жанру студентов отдано нами в предпочтении трудов А.С. Голубкиной, Г.Н. Карлова, B.C. Кузина, Э. Лантери, М.Ц. Рабиновича, Н.Н. Ростовцева, В.А. Сластенина, В.А. Ситарова, Е.В. Шорохова.
Для обоснования научно-методической системы обучения анималистическому жанру (анатомическое, графическое, скульптурное изображение зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся) существенное значение придается взаимосвязи между учебными дисциплинами (B.C. Кузин, Т.Г. Казакова, К.М. Лепилов, А.И. Пеленков, В.М. Старостина, В.Э.Тамарин, Я.Я. Чарнецкий) и преемственности в обучении изобразительно-выразительным средствам как условиям развития творчества (О.Р. Лагутина).
Таким образом, даже самая общая характеристика теоретической базы, послужившей основой для диссертационного исследования, показывает, что в изобразительном искусстве и художественном образовании сформировались достаточно серьезные «заделы» и предпосылки совершенствования качества подготовки по анималистическому жанру будущих учителей изобразительного искусства. Вместе с тем очевидно и то, что при наличии факторологической базы многие вопросы преподавания анималистического жанра ещё ждут своего детального, целенаправленного теоретического осмысления.
Недостаточная теоретико-методологическая и методическая проработанность обозначенных выше вопросов определили проблемное поле диссертационного исследования, его цели, смысл и содержание. Проблема исследования заключена в самом названии диссертации - научно-методическом обосновании системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете (на материале курса скульптура и пластическая анатомия).
От нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства по анималистическому жанру, что отрицательно сказывается на качестве преподавания лепки анималистического жанра в школе. В этом и заключается актуальность данной проблемы. Отсутствие специального исследования, служит основанием для решения данной проблемы как актуальной.
Цель исследования - теоретически обосновать систему подготовки будущих учителей изобразительного искусства по анималистическому жанру, раскрыть взаимосвязь педагогических условий реализации наиболее эффективных методов обучения анатомическому, графическому, скульптурному изображению представителей фауны, оправдавших себя в теории и практике.
Объект исследования - учебно-воспитательные и развивающие процессы обучения студентов анималистическому жанру в скульптуре.
Предмет исследования - методы обучения анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся на занятиях рисунка, пленэра, пластической анатомии, скульптуры.
Анализ специальной литературы, исследования и обобщение опыта преподавания студентам дисциплин предметной подготовки «Рисунок», «Скульптура и пластическая анатомия» и проведение производственной практики «Пленэр», а так же опыт художественно-творческой работы автора, позволили выдвинуть следующую рабочую гипотезу.
Гипотеза исследования обоснована на предположении о том, что если использовать целостную методическую систему преподавания анималистического жанра, которая будет включать в себя:
а) цели, задачи и усовершенствованное содержание заданий по анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в трех программах («Рисунок», «Пленэр», «Скульптура и пластическая анатомия»);
б) дидактические принципы, формы, методы, приемы обучения;
в) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях рисунка, пленэра, пластической анатомии и скульптуры (ТСО, наглядные пособия и т.д. и т.п.);
г) критерии, определяющие качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства по скульптуре анималистического жанра (выразительные качества - композиция, технология изготовления скульптуры, передача движения, индивидуальная манера исполнения), то можно добиться значительного повышения качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства, потому что данная методическая система обладает такими ценными качествами, как формы, принципы, методы, которые во взаимодействии последовательности, взаимопереплетению дают хорошие результаты обучения.
Методы исследования. В диссертационной работе использован комплекс разнообразных методов педагогических исследований: стилистический анализ основных подходов к трактовке выразительных качеств скульптуры анималистического жанра; методы наблюдения учебно-воспитательных процессов; анализ выразительных качеств скульптуры анималистического жанра в студенческих работах по разработанным нами оценочным критериям; методы беседы.
Система методов включала: подбор и изучение широкого круга источников, расширяющих основной фонд знаний преподавания анималистического жанра в курсах скульптуры и пластической анатомии, рисунка; стилистический анализ произведений анималистической скульптуры; педагогический эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий, сравнительный) как основа для проверки разработанной методической системы обучения анималистическому жанру студентов в процессе преподавания скульптуры и пластической анатомии зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся. Задачи исследования: - проанализировать формирование и развитие анималистического жанра как относительно целостного явления в истории изобразительного искусства и в художественном образовании; исследовать историю развития теории и практики обучения анималистическому жанру в трудах зарубежных, русских и советских авторов, обобщить опыт работы по анатомическому, графическому, скульптурному изображению представителей фауны; изучить и теоретически обосновать преподавание анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в рамках системы высшего художественно педагогического образования, как условия повышения качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства по анималистическому жанру; - усовершенствовать задания №4 в программе «Пленэр», №19 в курсе «Рисунок» по графическим анималистическим наброскам, и внедрения в три программы предметной подготовки («Рисунок», «Пленэр», «Скульптура и пластическая анатомия») заданий по изображению зверей (представителей семейств кошачьих, копытных, собачьих), птиц, земноводных, пресмыкающихся с натуры, по памяти, представлению для обеспечения непрерывности в обучении будущих учителей изобразительного искусства по анималистическому жанру; - разработать и экспериментально проверить эффективность научно- методической системы преподавания анималистического жанра на материале курса «Скульптура и пластическая анатомия» в педагогическом университете, обеспечивающей последовательное, преемственное приобретение умений использовать выразительные качества скульптуры через реализацию специальных разделов «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению» в дисциплине «Скульптура и пластическая анатомия» и создание наглядных методических пособий по анатомическому, скульптурному изображению объектов фауны; - выявить и разработать критерии обученности скульптуре анималистического жанра будущих учителей изобразительного искусства.
Методологической базой исследования являлись научные положения в области искусствознания; законы диалектики; основные положения дидактики, личностно-деятельный подход, связанный с процессом воспитания сопереживания в процессе обучения анималистическому жанру; научно-методические достижения художников-педагогов реалистической школы; принципиальные положения методики обучения, используемые в отечественной и зарубежной художественной педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного искусства.
Этапы исследования. Первый этап (1996-2001 гг.) - изучение педагогического опыта и источниковой базы по данной теме, систематизация теоретических сведений научных и научно-популярных книг, словарей, справочников, энциклопедий, документов, анатомических атласов, старых и иностранных книг, библиографических указателей, диссертаций; определение уровня разработанности проблемы и актуальности, объекта и предмета исследования, задачи, методологии и методов исследовательской работы. Второй этап (2001-2004 г.г.) - разработка научно-обоснованной системы преподавания анималистического жанра будущих учителей изобразительного искусства, экспериментальная проверка гипотезы исследования, проведение педагогического эксперимента.
Третий этап (2004-2005 г.г.) — систематизация результатов исследования, их оформление в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что: - введены в научный оборот содержание трех терминов «выразительные качества скульптуры анималистического жанра», «анатомическая сквозная зарисовка», «скульптурный рисунок» для обучения скульптуре студентов педагогического вуза; - впервые разработаны два раздела «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению» в курсе «Скульптура и пластическая анатомия»; впервые разработаны критерии оценки скульптурных работ анималистического жанра для студентов педагогических университетов; расширен подход к отбору и конструированию содержания заданий по анатомическому, графическому, скульптурному изображению объектов фауны: представлены звери в виде трех семейств (кошачьи, копытные, собачьи), птицы, были введены земноводные, пресмыкающиеся; - разработан учебно-методический комплекс, включающий программы, наглядно-дидактические пособия по анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся и его апробирование на занятиях рисунка, пленэра, пластической анатомии и скульптуры; - разработаны, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система преподавания анималистического жанра в педагогическом университете, обеспечивающая преемственность в обучении выразительным качествам скульптуры анималистического жанра в лепке. Теоретическая значимость результатов исследования: решена научно-педагогическая задача - научно-методически обоснована система преподавания анималистического жанра в педагогическом университете (на материале курса скульптура и пластическая анатомия); уточнен и дополнен понятийный аппарат проблематики в преподавании анималистическому жанру, содержательно отражающий его обеспечение в трех программах («Рисунок», «Пленэр», «Скульптура и пластическая анатомия»); созданы разделы «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению» для курса «Скульптура и пластическая анатомия»; предложенные критерии оценки обученности скульптуре анималистического жанра дополняют теорию качества подготовки студентов педагогических вузов, обоснована целостная научно-методическая система преподавания анималистического жанра.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью внедрения разработанной системы обучения анималистическому жанру в процессе профессионально педагогической подготовки будущего учителя изобразительного искусства в дисциплины предметной подготовки «Рисунок», «Скульптура и пластическая анатомия» и учебную практику «Пленэр»; разработанные критерии оценки работ студентов по скульптуре анималистического жанра (композиция, технология изготовления скульптуры, передача движения, индивидуальная манера исполнения) могут применяться на занятиях скульптуры в практике преподавания; созданные учебные программы, наглядно-дидактические пособия по анатомическому, скульптурному изображению объектов фауны могут быть использованы в практике преподавания скульптуры, при разработке новых программ, при создании учебников и учебных пособий в совершенствовании и развитии современной системы высшего художественно-педагогического образования для повышения качества подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, педагогических колледжей, художественных училищ, школ, дошкольных учреждений.
Обобщения и выводы диссертационного исследования могут служить основой для совершенствования учебного процесса в области художественно-педагогического образования, в том числе и сфере повышения квалификации. Эмпирический материал диссертации, а так же ее теоретические положения и выводы могут быть использованы в процессе дальнейших исследований в области теории и практики научно-обоснованного обучения анатомическому, графическому и скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на результаты современных исследований по искусствоведению, психологии, педагогике, пластической анатомии, методике преподавания изобразительного искусства, касающихся исследуемой проблемы, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования; опытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях проведения разработанной методической системы преподавания анималистического жанра, анализом полученных исходных и конечных результатов.
Положения, выносимые на защиту. Специфика создания скульптуры анималистического жанра как сложносоставного социокультурного явления в двух значимых для него сферах - в изобразительном искусстве и в художественном образовании рассмотрена как относительно целостное явление, включающее в себя: а) создание и обучение умению создавать скульптурный анималистический рисунок; б) создание и обучение умению создавать анималистические скульптурные произведения в мягком материале; в) создание и обучение умению создавать анималистические скульптурные произведения в твердом материале.
Введение опережающего последовательного обучения по выполнению: а) графических анималистических набросков с натуры, по памяти, представлению; б) анатомических зарисовок, в) сквозных анатомических зарисовок; г) лепки с натуры, по памяти; д) графического наброска по представлению будущей анималистической скульптуры способствует не только усвоению выразительных качеств скульптуры анималистического жанра в лепка по представлению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в движении и формированию эмпатии (сопереживания) к изображаемому анималистическому образу, но и повышает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства по анималистическому жанру.
Разработана, научно-обоснована и экспериментально проверена система преподавания анималистического жанра.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования служили художественно-графические факультеты. Основная часть исследования проводилась на базе Мурманского государственного педагогического университета (далее МГПУ). В экспериментальном обучении участвовали студенты первого и второго курсов. Материалы диссертации внедрены в практику преподавания Мурманского государственного педагогического университета, Мурманского педагогического колледжа. Основные положения и результаты исследования были отражены в двух публикациях; обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов МГПУ (1998,1999,2000,2001,2002-2004 г.г.), на региональной научно-практической конференции «Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы» (март 2003, 2004 Мурманск), научно-практической конференции преподавателей и студентов в Мурманском педагогическом колледже «Инновационные подходы в процессе обучения» (Мурманск, 2003); обобщены на заседаниях кафедры живописи, ученым Советом художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, включающих 11 параграфов и 2-х подпунктов во 2-ой главе, заключения, библиографии, приложений. В приложении представлены: 59 иллюстрации, 6 зарисовок анималистической скульптуры и графики разных времен и художников, 32 опытно-экспериментальных материалов, 9 таблиц, 39 рисунков, 12 плакатов.
Стилистический анализ скульптуры анималистического жанра в зарубежном изобразительном и декоративном искусствах
Трудность проведения исторического экскурса развития скульптуры анималистического жанра заключается, прежде всего, в выборе метода анализа анималистических произведений в изобразительном искусстве. Одним из основных методов анализа произведений пластических искусств в классическом европейском искусстве конца 19 начала 20 веков является «стилистический анализ» [9, с. 581]. Несомненно, что важным фактором в его развитии стали труды Генриха Вёйфлина, Алоиза Ригля, Макса Дворжака, в России М.В. Алпатова, Н.Н. Лунина, Б.Р. Виппера [8; 60; 198, с. 15; 199, с. 17].
«Стилистический анализ - один из основных методов анализа произведений пластических искусств в классическом европейском искусствознании кон. 19 - нач. 20 веков» - дается определение в терминологическом словаре Аполлон [9, с. 581]. «Цель стилистического анализа - выявить систему устойчивых форм, выразительных качеств, присущих данному стилю ... Среди важнейших аспектов стилистического анализа - анализ композиции, иконографии, колорита, пластических качеств, индивидуальной манеры, материала, техники, характера отдельных формальных элементов» [9, с. 579-580].
В содержание термина «стилистического анализа» входят и «выразительные качества», и «пластические качества». Выделяя критерии оценки скульптур анималистического жанра, можно было избрать исходным пунктом те или другие. Мы остановились на «выразительных качествах» имея в виду отсутствие идеальной терминологии.
Однако, нужно предупредить, что данная работа посвящена лишь определению понятия «выразительные качества скульптуры анималистического жанра» только в изобразительном искусстве, а не в декоративном. Иное решение увело бы нас слишком далеко, ибо в конечном итоге пришлось бы выявлять и выразительные качества декоративной скульптуры анималистического жанра.
Для нашего исследования важными являются характеристики «выразительных качеств скульптуры анималистического жанра». В нашей работе, они выступают основополагающими. Повышение качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства по анималистическому жанру, делает актуальным выбор студентами выразительных качеств скульптуры, что способствует более качественному ее исполнению.
В настоящее время стилистический анализ расширил свои границы благодаря применению принципов структурного анализа и семиотики, иначе структурализма [фр. strukturalisma]. Структуриалистические исследования называют также семиотическими. Семиотика (от греч. semeion - знак, признак) - наука о знаковых системах в целом, и её частью является и структурализм. Предметом изучений этих направлений является взаимодействие как внутри отдельных произведений так и внутри больших знаковых систем, каковыми являются стили [9]. Поэтому, для анализа произведений анималистической скульптуры, мы применяли стилистический анализ.
Как угасала и расцветала анималистическая тема, можно проследить начиная от первобытных произведений ритуально-магического назначения до многоликой декоративной и станковой анималистики 20 века в зарубежном и русском изобразительном и декоративном искусствах. Термин «анимализм» (от лат. animal - животные) впервые был употреблен по отношению к скульптуре в 1831 году во Франции после того, как трое мало известных молодых скульпторов Антуан Луи Бари, Кристоф Фратен и Александр Жуйоне выставили небольшие бронзовые фигурки животных. Один из критиков даже не подозревал о том, что дал название целому скульптурному жанру, иронично назвав этих скульпторов «анималистами» [136, с. 22-26].
Скульптура является одним из видов изобразительного искусства, в отличие от графики, которая на плоскости создаёт иллюзорное впечатление пространства и объемности предметов. Произведения скульптуры имеют реальный трехмерный объем и окружены реальным пространством.
Скульптура - объемно-пространственное изображение предметов и явлений, преимущественно это изображение человека, реже животного. Однако с 20 века возникают новые композиционные разновидности объектов изображения скульптором: пейзаж, натюрморт, абстрактная скульптура. Скульптура (лат. sculpture от sculpo - вырезаю, высекаю; англ., фр. sculpture; нем. Bildhauerkunst) - вид изобразительного искусства, где произведения имеют физический, материальный, предметный объем и трёхмерную форму, размещенную в реальном пространстве [9, с.561]. Когда скульптура делается из камня, ее высекают из дерева, вырезают.
Пластическая анатомия животных, как условие реалистического изображения животных
Специфика скульптуры анималистического жанра оказывает влияние на теорию и практику, способы изучения ее методики. Речь идет об этапах создания анималистической скульптуры. Нами были выделены следующие: I этап - скульптурный рисунок: графические анималистические наброски зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся с натуры, по памяти; анатомические графические зарисовки; графический набросок по представлению будущей скульптурной работы; II этап — выполнение модели в мягком материале; III этап - выполнение скульптуры в твердом материале.
В этих пределах за анималистической скульптурой сохраняется право на особенность её собственной методики, которую можно разбить на три группы: I группа методов - методы обучения анатомии зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся; методы по обучению скульптурному рисунку, в которые входят а) методы обучения графическому анималистическому наброску с натуры, б) методы обучения графическому анималистическому наброску по памяти, в) методы обучения графическому анималистическому наброску по представлению; II группа - методы обучения лепке из мягких материалов - пластилин, глина, воск и т.п.; III группа - методы обучения скульптуре из твердых материалов - рубка камня, литье из металла, резьба из дерева и т.д. Рассмотрим методы обучения анатомии зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.
В педагогической теории и практике обучения анатомии человека (М. Дюваль, М.Ф. Иваницкий, Н.К. Лысенков, М.Т. Тихонов, Г.М. Павлов и В.Н. Павлова, М.Ц. Рабинович, Н.С. Механик, А.Е. Хитров и Т.И. Кутиркин, В.Д. Черкасов, М. Мальстром и др.) [86; 100; 154; 181; 201; 159; 255; 261; 156] и в обучении анатомии животных сложились определённые традиции анатомических зарисовок. Художники-анималисты считают, что знание пластической анатомии представителей фауны при работе над их изображением, имеет не меньшее значение, чем знание анатомии человека.
Для художников и студентов художественных вузов издаются: методическое учебное пособие, посвященное только пластическая анатомии животных (Вильгельм Танк) [236]; книги по пластической анатомии, в которых даются и сведения по пластической анатомии животных (М. Дюваль, М.Ц. Рабинович) [86; 201]; издание, в котором сведения по пластической анатомии даются вместе с лепкой животных (Э. Лантери) [144]; книги и статьи, написанные художниками-анималистами (В.А. Ватагин, П.Я.Павлинов, Г.Н. Карлов) [56; 177; 106; 107]; издания, полностью посвященные какому-либо животному, где даны сведения по анатомическому и графическому изображению (A.M. Лаптев, А.Ф.Конев и И.Б. Маланов) [145; 118-120]; популярные иллюстрированные издания, книги-атласы по анатомии животных с научными иллюстрациями, имеющими большое значение для художников-анималистов [12-17; 37-40; 111; 113; 171; 172; 202; 228; 239; 241, 235]. Эти книги, учебники, книги-атласы насыщены не только словесной, но и, в основном, визуальной информацией (иллюстрации, репродукции, таблицы, схемы, рисунки).
Большое значение для поиска эффективных методов обучения пластической анатомии животных, птиц, земноводных имеют наглядно-дидактические пособия. Таким образом, авторы сделали немало замечаний и поделились соображениями, можно сказать, лишь в порядке постановки вопроса, но тем не менее значимых по существу. Широкий кругозор художников-анималистов, интерес к животному миру позволили им создать вопроса, но тем не менее значимых по существу. Широкий кругозор художников-анималистов, интерес к животному миру позволили им создать наглядно-дидактические пособия по пластической анатомии зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся. В рисунках, таблицах, помещенных в тексте, разбирается анатомия представителей фауны, объясняются их движения, мимика, костно-мышечная система и т.п.
Кратко рассмотрим предысторию проблемы обучения пластической анатомии зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся, представленные в научно-методической литературе. Известно, что размежевание анатомии человека и животных происходит в первой половине 18 века в связи с появлением в России Хорошевской ветеринарной школы, первой не только в России, но и в Европе. Позднее во всех возникших в 19 веке ветеринарных институтах Варшавы, Харькова, Казани, Москвы, Новочеркасска, Киева, Омска учреждается кафедра анатомии животных, где работают выдающиеся ученые и авторы учебников. Но такие узкопрофессиональные книги лишь частично касаются пластической анатомии животных.
Обоснование и разработка экспериментальной методики по обучению студентов анималистическому жанру
Решающее значении в повышении качества специальной подготовки студентов педагогического университета по скульптуре анималистического жанра принадлежит последовательному обучающему процессу. Программа педагогического эксперимента формирующего этапа предполагала создание целенаправленного, систематизированного комплекса обучающих заданий по . анатомическому, графическому, скульптурному изображению объектов фауны и разделение этих заданий на натурные, по памяти, представлению в учебно-воспитательном процессе подготовки студентов педагогического университета по специальности «030800», а также экспериментальную проверку их эффективности. Нами разработана единая вариативная программа «Взаимосвязь обучения анатомическому, графическому и скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» (Таб.4). Она построена после уточнения заданий и оформления их в три программы («Рисунок», «Пленэр», «Скульптура и пластическая анатомия»), что способствует последовательному, непрерывному повышению качества подготовки по анималистическому жанру будущих учителей изобразительного искусства.
В эксперимент для трех программ «Рисунок», «Пленэр», «Скульптура и пластическая анатомия» вводили одни и те же условия, к числу которых относили в соответствии с гипотезой следующие:
I - междисциплинарная взаимосвязь в обучении пластической анатомии, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся;
II - взаимосвязь в содержании заданий по изображению зверей (представителей семейств кошачьих, копытных, собачьих), птиц, земноводных, пресмыкающихся по трем видам заданий (натурное, по памяти, представлению) «Рисунок», «Пленэр», «Скульптура и пластическая анатомия»;
III - учет индивидуальных способностей студентов при обучении анималистическому жанру;
IV - опережающее обучение как пропедевтический этап к последующему изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.
Формирующий эксперимент проводился в два этапа. Первый этап эксперимента объединил студентов двух наборов - 2001 и 2002 годов, длился по одному году на первом курсе и проводился на занятиях «Рисунок» и «Пленэр» со студентами Мурманска, Костромы. На первом этапе на занятиях «Рисунок», «Пленэр» их знакомили с пластической анатомией объектов фауны, после чего они выполняли задания по графическому изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.
Второй этап, также протяженностью в один год — в 2002 - 2003 и 2003 - 2004 учебных годах осуществлялся с теми же студентами, которые перешли на второй курс, на занятиях «Скульптура и пластическая анатомия». Студенты делали анатомические и сквозные анатомические зарисовки, собирали их в альбом «Скульптурный рисунок по анималистическому жанру», а затем лепили зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся с натуры, по памяти, представлению.
Формирующий эксперимент охватил 100 студентов, столько же (100) было в контрольных группах. Контрольными группами послужили параллельные подгруппы в городах Мурманск, Кострома. Всего - 200 студентов.
Формирующий эксперимент на первом этапе был посвящен разработке и экспериментальной проверке содержания уточненных заданий по анималистическому графическому наброску с натуры, по памяти, представлению (изображение зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся) в программах «Рисунок», «Пленэр».
Формирующий эксперимент на втором этапе также посвящен разработке и экспериментальной проверке содержания впервые разработанных нами двух разделов - «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению» для дисциплины предметной подготовки «Скульптура и пластическая анатомия» с разработанными для них заданиями по пластической анатомии и заданий по лепке представителей фауны с натуры, по памяти, представлению. Проверке подвергались также методы обучения студентов анималистическому жанру (анатомическому, графическому, скульптурному изображению), способствующих повышению качества скульптурных работ при условии научно-методического обоснования системы преподавания анималистическому жанру в педагогическом университете.