Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии Ефремов Андрей Андреевич

Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии
<
Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефремов Андрей Андреевич. Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии : 13.00.02 Ефремов, Андрей Андреевич Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии :художественная обработка материалов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Орел, 2007 556 с., Библиогр.: с. 220-238 РГБ ОД, 61:07-13/2671

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ ВЫПУСКНИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 20

1.1. Обзор теоретических и организационно-методических особенностей проведения занятий по технологии в сельской малокомплектной школе 20

1.2. Особенности освоения детьми содержания занятий по технологии под руководством учителя изобразительного искусства 39

1.3. Социальные особенности в структуре школьного образования на селе 55

Выводы по первой главе 67

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧИТЕЛЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 69

2.1. Специфические особенности работы учителя - выпускника художественно-графического факультета в условиях сельской малокомплектной школы 69

2.2. Психолого-педагогические проблемы проведения занятий по технологии при обучении детей обоих полов в одном классе 86

2.3. Подготовка учащихся к выбору профессии в ходе освоения содержания занятий по технологии 97

2.4. Учебная загруженность учителя изобразительного искусства и технологии в мал оком илектных классах 111

Выводы по второй главе 128

ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ МАТЕРИАЛОВ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) 130

3.1. Предложения методики решения проблемы 130

3,2. Критерии оценки работ школьников в ходе занятий по технологии 154

3.3- Педагогический эксперимент (поисковый и констатирующий эксперимент) 166

3.4. Обучающий этап эксперимента и анализ полученных результатов 184

3.5. Контрольный (сравнительный) этап эксперимента 193

3.6. Практические рекомендации по методике проведения и организации занятий по технологии в сельской малокомплектной школе 206

Выводы по третьей главе 208

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 210

БИБЛИОГРАФИЯ 220

ПРИЛОЖЕНИЯ 239-560

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. В настоящее время в нашей стране возрастает интерес к традиционным народным ремеслам и промыслам, в связи с чем глубже изучается наследие декоративно-прикладного искусства. В целях сохранения духовной культуры подрастающего поколения особое внимание уделяется возрождению и развитию традиционных для Российской Федерации видов художественной обработки материалов,

Изучение в школе на уроках технологии основ народного художественного творчества регламентируется Федеральным компонентом стандарта общего образования по технологии (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 5.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),

В обязательный минимум содержания основных образовательных программ включены разнообразные виды деятельности учащихся; изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов; традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России; изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремесел), распространенных в районе проживания учащихся; проектирование полезных изделий из конструкционных и поделочных материалов; оценка затрат на изготовление продукта и возможности его реализации на рынке товаров и услуг. Данный стандарт позволил активизироваться процессу освоения народных ремесел не только в домах творчества, но и в школьных учебных мастерских. Практика показывает, что в малокомплектных школах иногда ведутся отдельные блоки по различным направлениям художественной обработки материалов (инкрустация соломкой, плетение из соломы, работа с природными материалами, бисероплетение, вышивание, резьба по дереву и так

далее). Это особенно важно и актуально внедрять в систему дополнительного образования в неурочное время (кружки, секции, факультативы).

Недостатком таких занятий является их единичный характер, а также то, что обучение основам народного ремесла ведется с отходом от местных традиций, что приводит к ПОЯБЛЄЇШЮ чуждых, случайных работ. Поэтому в целях повышения эстетического и трудового воспитания сельских школьников весьма актуально эффективное и методически грамотное ведение художественной обработки материалов на занятиях по технологии.

В настоящее время декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в содержании курса технологии. Однако на основе проведённого исследования наблюдается недостаточность разработки научно-методических основ использования народного творчества в обучении школьников. Преподавание основ декоративно-прикладного искусства (ДГТИ) в сельской малокомплектной школе требует разработки содержания обучения, его научно-методического обоснования и практических рекомендаций, а также необходимых наглядных пособий, то есть необходимы новые методические подходы в обучении.

Сложность в обучении детей основам художественного ремесла в малокомплектных школах сводится к необходимости совмещать преподавание основ обслуживающего труда для девочек и производительного труда для мальчиков, что требует создания программ с практическими и теоретическими заданиями, приемлемыми для успешного овладения материалом детьми обоих полов. Следует отмстить, что проблема обучения технологии одновременно детей обоих полов наиболее остро прослеживается именно в малокомплектных школах.

Данное научное исследование предполагает, что дети обоих полон на уроках технологии успешно справляются с заданиями, одинаково доступными и совмещающими методическую и технологическую подготовку последних, что создаёт условия для эффективного усвоения знаний. При этом образуется не просто количественное соединение элементов предметного цикла, а - новое

качество в содержании учебного процесса. Важно отметить, что для ведения занятий по предлагаемой авторской экспериментальной программе: «Программа по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы» багажа знаний выпускника художественно-графического факультета вполне достаточно, так как большинство дисциплин декоративно-прикладного направления предусмотрены стандартом по специальности учитель изобразительного искусства и черчения.

Изучение научно-теоретических исследований показало, что в своей работе мы можем опираться на основополагающие труды в области основ учебно-воспитательного процесса таких ученных как СИ, Архангельский, Ю.К. Бабанский, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М,Н. Скаткин, В А Сластёнин.

В исследовании мы опирались также на труды ведущих ученых-педагогов в области теории и методики обучения и воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства: Г.В. Беда, Ы.С. Боголюбова, С.С. Булатова, В.Ф. Канева, Т,С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Н.Н, Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, В.П. Строкова, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.

В определении теоретических основ обучения и воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства как составной части общей системы эстетического воспитания и художественного образования учащихся имели больше значение труды ученых в области психолого-педагогических исследований: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А, Венгсра, Е.И. Игнатьева, А.Н. Люблинской, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, а в области дидактики - Ю.К. Бабанского, В.И. Зягвязинекого, И.Я. Лернера и др.

При изучении истории и теории народного декоративно-прикладного искусства, его традиционности, коммуникативности, коллективного характера творчества, работы с доступным материалом и др., мы опирались на труды известных искусствоведов; А.В. Бакушинского, В,А. Барадулина, И.Я. Богуславской, ПК, Вагнера, В.М. Василенко, B.C. Воронова, МЛ. Некрасовой, Т.М. Разиной, А,Б. Салтыкова, А.К. Чекалова и др.

Учитывая специфику обучения и воспитания учащихся в условиях сельской школы, мы обращались к исследованиям в этой области ученых орловского региона: С.Н. Новикова, Н.В, Ефремичевой, ДА. Хворостова.

Основополагающими трудами в области теории и практики обучения политехническим навыкам явились для нас исследования Л.П. Антонова, А.К. Бешенкова, ЮХ Васильева, А.П Дубова, В.И, Качиева, МЛ. Кутыловского, П.С. Моргулиса, А.И. ГТечнуренко, В.А Полякова и др.

В изучении методических основ формирования мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества мы опирались, в основном, на исследование К.А Скворцова.

Что касается вопросов становления художника-педагога, формирования его профессионального мастерства и подготовки в области специальных дисциплин, мы обращались к трудам И.В. Алексеевой, А.Д. Алёхина, 1С Ералина, ВЛС Лебедко, СП Ломова и др.

Актуальность настоящего исследования связана с тем, что от нерешённости проблемы наличия одновременно в классах малокомплектной школы разных видов деятельности школьников-мальчиков и школьниц-девочек во многом страдает качество обучения, эстетического, нравственного, трудового и патриотического воспитания и развития художественно-творческих способностей учащихся.

Исходя из этого, проблемой данной работы является главный вопрос: каково должно быть содержание учебно-воспитательной деятельности учителя сельской малокомплектной школы и как методически грамотно организовать эту работу на занятиях по технологии в разделе художественной обработки материалов одновременно с детьми обоих полов на уроке, которая способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания молодежи, развития духовных потребностей, становления художественного вкуса, роста творческих способностей школьников.

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс и художественно-технологическая деятельность учащихся и учителя сельских малокомплектных школ на занятиях по технологии.

Предмет исследования: учебно-воспитательная деятельность учителя сельской малокомплектной школы на занятиях по художественной обработке материалов. Разработана экспериментальная проверка и научно-методически обоснованная деятельность учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии (художественная обработка материалов).

Гипотезой исследования является предположение о том, что если деятельность учителя на уроках технологии будет опираться на занятия народными художественными ремеслами, включающими:

цели, задачи и содержание учебной дисциплины технология с элементами преподавания народных ремесел детям обоих полов (разработана авторская «Программа по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы»);

общедидактические принципы организации учебных, воспитательных и развивающих процессов;

различные формы и методы обучения и воспитания, нацеленные на развитие творческих способностей школьников;

специально отобранные и адаптированные к современным условиям преподавания традиционные формы и приемы обучения народным ремеслам;

педагогические средства обеспечения учебно-воспитательного процесса (наглядные пособия, ТСО и т.п.)*

то получим более высокие результаты учебно-воспитательного воздействия на школьников в условиях сельских малокомплектных школ в процессе художественной обработки материалов.

Учебно-воспитательный процесс при этом будет эффективен, так как предлагаемые занятия обладают следующими ценными качествами:

содержанием, построенным иа сохранении канонов и традиций как
основополагающих принципов развития художественного ремесла;

системным подходом при изучении ряда различных техник народного декоративно-прикладного искусства;

использованием структурного анализа декоративных элементов и композиций при изучении художественных ремесел;

тесной структурной связью теоретического обучения с практической деятельностью школьников, где ведущая роль отводится практике;

нацеленностью на активизацию творческой деятельности детей обоих полов.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать существующий опыт учебно-воспитательной работы с детьми на селе с использованием занятий художественной обработки материалов на уроках технологии;

изучить и проанализировать учебно-методическую литературу, а также материалы, собранные в экскурсиях и целевых походах по деревням Орловской области, программы преподавания различных ремесел в учебных заведениях Орловской области с целью научно-теоретического обоснования содержания обучения школьников;

проанализировать и обобщить личный опыт преподавания основ декоративно-прикладного искусства одновременно школьникам обоих полов на уроках технологии;

проанализировать исторически сложившиеся теории, методы обучения изобразительным и трудовым навыкам и обосновать возможность их оптимального использования одновременно для школьников обоих полов в условиях сельской малокомплектной школы;

определить содержание и разработать экспериментальную программу по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектных школ (с элементами преподавания народных ремесел), содержащую конкретные практические работы по учебным блокам, предложить эффективные

методические приемы подготовки школьников к разработке самостоятельных проектов изделий с последующим исполнением в материале задуманного изделия;

разработать критерии оценки и уровня сформированное художественно-эстетических знаний, умений и навыков школьников, позволяющих выявить динамику их развития;

экспериментально проверить эффективность предполагаемого содержания и методики в системе обучения школьников основам декоративно-прикладного искусства на занятиях по технологии;

определить и обосновать место и роль народных ремесел в системе эстетического и трудового воспитания школьников.

Теоретической основой исследования явились:

философские концепции о всестороннем и гармоническом развитии личности;

основополагающие положения педагогики, психологии, эстетики;

научно-теоретические основы педагогики и методики художественно-эстетического образования и воспитания школьников;

отечественный педагогический опыт использования занятии художественной обработки материалов с трудовым и эстетическим воспитанием школьников.

В методологию исследования положены:

психолого-педагогические труды в области эстетического, художественного и трудового воспитания;

исследования ведущих учёных, педагогов по предметам трудового и эстетического воспитания школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства;

учение о народном искусстве, как части отечественной художественной культуры.

Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы были использованы различные методы исследования:

изучение, анализ и обобщение литературы в области психологии, педагогики, методики и искусствоведения, связанной с темой исследования;

анализ учебных программ по народному декоративно-прикладному искусству для учебных заведений различного уровня, как основного, так и дополнительного образования;

наблюдение и анализ познавательной и творческой деятельности учащихся на занятиях по технологии в ходе художественной обработки материалов;

проведение экспериментальной проверки по предлагаемым формам, методам и приёмам обучения с целью проверки эффективности предлагаемых педагогических условий;

анализ продуктов деятельности школьников;

анализ и проверка полученных результатов.
Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1997 по 2007 годы, . На первом этапе (1997-1999 годы) проводился поисковый эксперимент, шло изучение состояния художественно-технологического уровня подготовки школьников основам ДПИ, проводилось наблюдение за творческой деятельностью обучаемых различных классов (5-9классы), выявлялся уровень развития творческих способностей различными методами тестирования, проводилось интервьюирование школьных учителей. Опрашивалась потребность введения учебного курса изучения основ ДПИ на уроках технологии. Анализировалась философская, искусствоведческая, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Оценивалось современное состояние данной проблемы. Были разработаны критерии оценки творческой деятельности школьников. Создавалась

«Программа по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы».

На втором (констатирующем) этапе (1999-2002 годы) проводились экспериментальные занятия, осуществлялась поисковая работа по различным сторонам исследуемой проблемы, продолжалось изучение истории и технологии освоения народных ремесел в рамках экспериментальной программы. Выявлялись эффективные формы, средства и методы обучения, выполнялся отбор содержания спецпрограмм по ДПИ. Разрабатывались тестовые задания для проверки начального и приобретенного уровня развития творческих умений и навыков школьников. Формировалась рабочая гипотеза и определялись контрольные и экспериментальные группы.

На третьем (2002-2007 годы) обучающем и контрольном этапе педагогического эксперимента проводилась проверка содержания средств, форм, методов и приёмов обучения- Для сбора экспериментальных данных использовались тесты, тестовые задания, осуществлялся анализ творческих работ школьников, наблюдался процесс их выполнения. Проводились срезы, выявляющие наличие приобретённых художественно-технических знаний, умений и навыков школьников контрольных и экспериментальных групп (КГ и ЭГ).

С целью сравнения на контрольном этапе обучающего эксперимента (2004 -2007 годы), во всех группах школьники выполняли тестовые задания подобно тем, что были на обучающем этапе эксперимента. Обучение велось по одинаковой программе в ЭГ и КГ. Результативность усвоения экспериментального материала анализировалась не только по качеству выполненных изделий, но и по теоретическому усвоению программного материала.

С целью выявления успешности процесса обучения школьников ЭГ и КГ па контрольном этапе эксперимента был проведен промежуточный срез, где тестировались результаты выполнения учащимися творческой композиции по текущим темам в программе.

Была выявлена результативность инновационной программы в 8-9 классах малокомплектной школы для дальнейшей жизни детей (профессиональной деятельности). Окончательно определилось оптимальное содержание занятий и их последовательность, а также были проанализированы итоговые результаты овладения школьниками обоих полов различными декоративными ремеслами.

Научная новизна исследования:

решена значительная научно-педагогическая задача - дано научно-
методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной
школы на занятиях по технологии (художественная обработка
материалов), разработано содержание и методы учебно-воспитательной
деятельности учителя на занятиях одновременно с детьми обоих полов в
условиях малокомплектной школы (Программа по технологии для
учащихся 5-9 классов малокомплектной школы);

определена образовательная, воспитательная и развивающая роль занятий художественной обработки материалов в сельской школе, ее влияние на формирование личностных качеств учащихся;

дано обоснование того, что процесс обучения народному творчеству должен быть согласован со структурой, методами и средствами профессионального изучения техник ДЛИ с целью обеспечения целостности педагогического процесса, развития творческого потенциала школьников, а также формирования умений разрабатывать варианты изделий от идеи до ее воплощения в готовом виде;

выявлено, что эффективное развитие творческих и эстетических способностей детей идет за счет межпредметных связей, таких как черчение, изобразительное искусство, технология, биология и т.д.;

выявлена возможность использования занятий по технологии для приобщения сельских школьников к традиционной национальной народной культуре.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что:

внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания - решена значительная научно-педагогическая задача - дано методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии (художественная обработка материалов);

уточнены научно-методические аспекты учебно-воспитательной деятельности учителя сельской школы на занятиях по технологии в плане приобщения детей к основам народной культуры;

разработаны критерии оценки творческой деятельности учащихся по художественной обработке материалов на занятиях по технологии;

разработано содержание, формы и методы организации занятий по технологии с учетом региональных и общенациональных художественных традиций в области художественной обработки материалов и общепедагогических требований к эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использовать разработанное содержание, формы и методы учебно-воспитательной деятельности учителя на занятиях по технологии в сложных условиях сельской малокомплектной школы» Полученные научные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной работы с детьми с использованием художественной обработки материалов, доступных сельской школе, а также при совершенствовании учебных программ и при создании учебных пособий.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты современных достижений в области педагогики и психологии и данные проведенной опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования периодически докладывались и изучались на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета.

Экспериментальная работа с учащимися проводилась на базе Максимовской основной школы Урицкого района. В настоящее время по разработанной программе работают учителя технологии Парамоновской основной школы Корсаковского района, Черкасской средней школы Кромского района, Ильшіской и Жугерскои средних школ Хотынецкого района, Фатнеевскои средней школы Волховского района Орловской области.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем основного текста - 219 страниц, в списке библиографии 220 работ, объем приложений - 321 страница.

Содержание работы.

Во и| введении обосновывается актуальность выбранной темы,

формулируется проблема исследования, его цель, объект, предмет, гипотеза, ставятся задачи исследования и методы их решения. Раскрывается научная новизна, оценивается теоретическое и практическое значение работы, указываются положения, с которыми диссертант выходит на защиту. Предоставляются сведения по апробации и внедрению результатов исследования.

Обзор теоретических и организационно-методических особенностей проведения занятий по технологии в сельской малокомплектной школе

В решении вопросов модернизации российского образования на период до 2010 года большая роль отводится созданию организационно-педагогических условий, которые способствуют формированию высокого уровня положительной мотивации учебного труда школьников - будущих участников предстоящих культурных преобразований. Забота о школе была и будет для общества одной из самых важных и неотложных задач» В особом внимании нуждается, прежде всего, сельская школа, и в первую очередь -малокомплектная-Сельская школа в Российской Федерации является массовым типом учебных заведений. В сельской местности расположено около 80% всех школ, из них свыше 60% - малокомплектные.

По данным Управления общего и профессионального образования Департамента социальной политики Орловской области за 2006/2007 учебный год, в Орловской области насчитывается 181 основная малокомплектная школа, из них ]77 расположено в сельской местности.

Обеспечивая общеобразовательную подготовку сельского населения в условиях многообразия его региональных и этнических особенностей, школа выступает как один из ведущих системообразующих факторов развития социально-экономических условий жизни более 2/3 всех населенных пунктов России, В прямой зависимости от наличия образовательного учреждения находится демографическая ситуация, развитие экономики в сельской местности. С совершенствованием работы сельской школы в немалой степени связаны коренные изменения в развитии агропромышленного комплекса страны, в подъеме сельского хозяйства, культуры современной деревни. Она зачастую является единственным центром интеллектуально-культурной жизни села и необходимым условием сохранения и развития языка и традиций многих этнических групп.

Изменение социально-экономической структуры общества, трансформация ценностных ориентации, вхождение России в мировое образовательное пространство требуют новых подходов в теории и практике целостного педагогического процесса, ставят задачу модернизации образовательной и воспитательной парадигмы.

Особенно важно внедрение новых педагогических технологий в сельских малокомплектных школах, так как здесь нельзя удовлетворительно применять традиционные «городские» классно-урочные методы, а также сложившиеся формы воспитательной работы. В Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» ставятся задачи не только повышения образовательного уровня учащихся сельских школ, но и поднятия на более высокий уровень воспитательных возможностей указанных типов учебных заведений: обеспечение адаптации выпускников школ к новому социально-экономическому положению, сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, создание условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам, расширение культурно-досуговой деятельности и приобщение её населения к культурно-историческому наследию.

В решении поставленных задач особое место занимает освоение учащимися образовательной области «Технология». На занятиях по технологии ребенок расширяет кругозор по вопросам устройства окружающего мира и своей жизни, интегрирует знания других предметных областей и применяет их на практике.

На селе существуют особые социальные и педагогические проблемы технологической подготовки учащихся, возникают дополнительные трудности, которые приходится учитывать и преодолевать учителю сельской школы. Эти проблемы усугубляются в малочисленных, особенно удаленных от районных центров, школах.

Малая наполняемость классов имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые оказывают существенное влияние на организационно-воспитательные процессы в указанных типах учебных заведений. С одной стороны, уроки с небольшим количеством учащихся отмечаются повышенной интенсивностью взаимодействия педагогов и детей, здесь легче решаются проблемы дисциплины, им свойственна камерность и меньшая заорганизованность. Однако, как показывают исследования, у сельских школьников значительно слабее, чем у городских, развиты познавательные интересы и мотивация учения. Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий.

Одной из причин подобного положения является малочисленность классов и школ, которая создает ряд проблем:

ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в повой ситуации;

снижение соревновательности учащихся, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной и трудовой деятельности;

однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия;

психологическую незащищенность ребенка, обусловленную постоянным воздействием учителей на него, систематическим открытым контролем деятельности учащихся.

На организацию учебно-воспитательного процесса в малочисленной школе значительное влияние оказывает сельский социум. Удаленность от культурных центров, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают взаимодействие школы и социальной среды особенно важным. При организации технологической подготовки необходимо учитывать воспитательный и образовательный потенциал социальных и природных условий. Это особенно актуально в связи с тем, что в настоящее время в нашей стране возрастает интерес к традиционным народным ремеслам и промыслам, глубже изучается наследие декоративно-прикладного искусства. В целях сохранения духовной культуры подрастающего поколения на уроках технологии в школах введено изучение основ народного художественного творчества, что регламентируется Федеральным компонентом стандарта общего образования по технологии (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 5.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Перед учителем сельской мало комплектной школы, как и в целом по России, ставится задача улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся - формирование у них чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, по и окружающей действительности. Необходимо вести преподавание технологии, опираясь на традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России, используя при изготовлении изделий различные технологии обработки материалов.

Проведённый нами анализ организационно-методических особенностей проведения занятий по технологии в сельских малокомплектных школах показывает, что здесь иногда ведутся отдельные блоки по различным направлениям художественной обработки материалов (плетение из соломы, инкрустация соломкой, работа с природными материалами, резьба по дереву, вышивание, бисероплетение и т,д.), но такие занятия, как правило, носят единичный характер. Нередки случаи, когда обучение основам народного ремесла ведётся с отходом от местных традиций, что приводит к появлению чуждых, случайных работ. Наиболее остро в мало комплектных школах прослеживается проблема обучения основам художественного ремесла одновременно детей обоих иолов, так как учителю технологии приходится совмещать преподавание основ обслуживающего труда для девочек и производительного труда для мальчиков.

В целях повышения эстетического и трудового воспитания сельских школьников весьма актуально эффективное и методически грамотное ведение художественной обработки материалов на занятиях по технологии, учитывая тот факт, что декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в содержании указанного предмета. При разработке новых подходов в деятельности учителя сельской малокомплектной школы на занятиях по технологии (художественная обработка материалов) мы опирались на основополагающие труды в области основ учебно-воспитательного процесса таких учёных, как СИ. Архангельский [9], Ю.К, Бабанский [15], JLC. Выготский [44], В.И. Загвязинский [69], М.Н. Скаткин [166], В.А. Сластёнин [134] и других.

В настоящее время одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, в том числе и в России, является гуманистическая педагогика, направленная на развитие личности, раскрытие ее потенциалов, становление самостоятельности. В, А. Сластёнин отмечает: «Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоническое развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса» [ 134, С. 285].

Специфические особенности работы учителя - выпускника художественно-графического факультета в условиях сельской малокомплектной школы

Подготовка выпускника художественно-графического факультета к работе на селе имеет ряд особенностей. Во время обучения на художественно-графическом факультете студенты получают багаж знаний и практических навыков, необходимых для успешного преподавания изучаемых дисциплин. Почему же так мало молодых специалистов стремятся к работе в сельской школе и всё больше остаются для работы в городе?

С одной стороны, влияют социально-экономические трудности, наблюдаемые во многих населённых пунктах. Отсутствие сферы бытовых и социальных услуг не дают возможности полноценного удовлетворения потребностей граждан на селе.

Несмотря на то, что практически каждый сельский житель занимается приусадебным хозяйством, необходимые продукты приходится покупать в магазине. Например, уже мало кто в деревне сам печёт хлеб, больше покупают в магазине. Сахар, естественно, в подавляющем большинстве регионов России тоже не производят. Его необходимо приобрести в том же магазине, а одежду, обувь, учебники, книги, тетради - всё приходится покупать в городе или районном центре.

Процветают те села, которые лежат вокруг районного или областного центра на расстоянии до 10-15 км. Хорошо, если есть железная дорога, проходящая недалеко от села. Транспорт, несомненно, является важной и неотъемлемой частью любого населённого пункта» Наличие хорошей асфальтированной дороги имеет чуть ли не решающее значение в выживаемости села.

Проблема досуга также стоит остро. В некоторых населенных пунктах, особенно удалённых от крупных городов, нет домов культуры и клубов, где люди могли бы встретиться, отдохнуть, пообщаться. Клуб в деревне является местом отдыха и общения молодёжи между собой. В клубе проходят сельские праздники, отмечается Новый год, проводятся дискотеки.

А если клуба нет? Все равно местные жители, в основном молодежь, приспосабливают под клуб пустующие помещения (если такие есть в наличии). Не пугает и отсутствие аппаратуры (колонки, усилители, светомузыка). Приходилось наблюдать картину, когда сельчане на «дискотеке» танцевали под сопровождение старенького магнитофона, освещаемого тусклым светом электрической лампочки, а то и старинной гармошки. То есть даже при отсутствии помещения и аппаратуры люди тянутся к празднику и общению друг с другом,

Отсутствие социально-культурных очагов, несомненно, является одной из причин переезда граждан из села в город/

Многих селян в деревне удерживает функционирование полноценной школы. При наличии школы дела обстоят намного лучше. Школа имеет все возможности, чтобы взять на себя роль культурного центра па селе. На базе школы могут организовываться и проводиться вечера отдыха, дискотеки, развлекательные мероприятия, КВН и т.д. В большинстве передовых школ ситуация складывается подобным образом. Постоянно проводятся дискотеки для учащихся и родителей, новогодние утренники, викторины, спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья», футбольные и волейбольные матчи между учителями и старшеклассниками или родителями. Проводятся совместные чаепития, с целью лучшего знакомства между родителями, учениками и учителями в дружеской неформальной обстановке. Все это позволяет создать атмосферу взаимного доверия между поколениями. Школа выполняет роль и учреждения воспитания и дополнительного образования, Несомненно, поведение молодого специалиста на всех этих мероприятиях должно соответствовать статусу преподавателя. Вообще, учителя должны являться положительным примером в манере общения, поведения в обществе, тактом в разговорной речи и т.д.

Как показывает практика работы в сельской мало комплекта ой школе, основные слагаемые успешной деятельности выпускника художественно-графического факультета заключаются в следующем:

положительное отношение к работе в сельской местности;

знание условий жизни сельского социума;

обладание значимыми личностными качествами учителя;

умение организовывать творческие коллективы художественно-исполнительской и художественно-прикладной направленности;

умение чувствовать тонкую грань в отношениях с учащимися;

компетентность в области преподавания предмета;

высокое владение изобразительной техникой;

наличие развитых коммуникативных способностей;

готовность к деятельности педагога-психолога и социального педагога;

умение общаться с трудными подростками;

знание народных традиций и местных обычаев и использование их в своей работе;

способность воспринимать ценности национальной русской культуры и стремление сохранять и умножать ее достояния;

умение осуществлять на должном уровне нравственно-эстетическое воспитание;

умение вести разъяснительную работу с родителями по повышению успеваемости их детей;

готовность вести учебные предметы, не связанные с профессиональной деятельностью. Первостепенной ошибкой молодого учителя на селе бывает введение панибратских отношений с учащимися. Учитель старается понравиться ученикам, позволяет им некоторые вольности в поведении и общении, говорит с учеником как с равным. Результат появляется быстро: класс становится неуправляемым, перестает слушаться своего наставника. Отсюда слезы, нервные срывы, чувство ошибки в выборе профессии.

Поэтому молодому преподавателю необходимо сразу ставить себя в определенные рамки поведенческого и разговорного плана, быть старшим наставником, помощником, советчиком, но ни в коем случае не налаживать дружеских отношений с учащимися. Статистика показывает, что в большинстве случаев панибратские отношения заканчиваются вызовом родителей, возможным скандалом, подключением педагогического коллектива и возможным падением первоначального авторитета педагога. Молодому преподавателю необходимо чувствовать тонкую грань в отношениях с учащимися, которая позволит безболезненно пройти первоначальный этап работы в школе. На селе это особенно важно, так как учителя видят не только на уроках, но он открыт для общения, но существу, сутки напролет.

Важным критерием в работе учителя изобразительного искусства является компетентность в области преподаваемого предмета. Естественно, уровень его знаний должен выходить за рамки изучаемого материала в школе. В.А. Сухомлинский писал: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» [177, С. 105].

Для выпускника художественно-графического факультета особенно актуальным является не только изложение материала урока в соответствующем эмоциональном ключе, но самое главное - умение сделать своими руками все, о чем говорится словами. Например, на уроках изобразительного искусства уважение со стороны воспитанников определяется умением преподавателя точно и быстро передавать на листе бумаги окружающие объекты. В сельской малокомплектной школе, расположенной вдали от культурных ценностей, эмоциональное воздействие педагогического рисунка проявляется особенно ярко. Когда учитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их восхищает его мастерство. Это не только активизирует работу учащихся, но и повышает их интерес к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, учителю надо заранее продумать композицию: где разместить на доске основной рисунок, где вспомогательный, какого размера должен быть основной рисунок и какого пояснительные, если они необходимы в ходе изучения темы, как все это будет выглядеть издали. Для этого надо заранее подготовить классную доску к уроку: наметить точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем, уже во время урока по этим ориентирам быстро воспроизвести рисунок. Можно наметить и осевые линии, вокруг которых потом будет возникать изображение.

Специфика работы выпускника художественно-графического факультета требует особой методики использования классной доски, которую хорошо должен знать молодой преподаватель. Он должен уметь композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал, репродукции и меловой педагогический рисунок. «Важным компонентом мелового рисунка является возможность легко стереть изображение или его часть, заменив нужную деталь, фрагмент. Это очень удобно в тех случаях, когда требуется раскрыть перед учащимися процесс работы в динамике, показать возможность введения в рисунок того или иного элемента. Иногда учитель может использовать для педагогических рисунков мел и другие материалы» [149, С. 261]. Это может быть уголь, тушь, гуашь, одноцветная акварель. В этом случае рисунок выполняется на больших листах бумаги. Но в какой бы технике ни выполнялись педагогические рисунки и наброски, процесс работы над ними не должен занимать много времени, они должны выполняться в считанные минуты, а иногда и за несколько секунд. Высокое владение учителем техникой изображения весьма положительно влияет на воспитание эстетического вкуса детей. Умело выполненный рисунок учителя заставляет учащихся повторить его с той же эмоциональной активностью.

Предложения методики решения проблемы

I. Цели, задачи и содержание учебного предмета или его раздела, то есть авторскую экспериментальную учебную программу: «Программа по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы».

II. Отобранные исследователем из известных в педагогике принципы, формы, методы, методические приемы, наиболее подходящие для решения конкретной проблемы.

III. Средства обеспечения всех учебных, воспитательных и развивающих (формирующих) процессов (ТСО, наглядные пособия и т. п.).

Целью разработанной «Программы для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы» является не только объяснение работы учителя на занятиях по технологии, но и, что наиболее важно, развитие и дальнейшее совершенствование эстетических и трудовых навыков сельских школьников.

Задачей методической системы является эффективное обучение детей разнообразным техникам декоративно-прикладного искусства. В связи с этим в программу включено разумное изучение как можно большего количества отечественных направлений народного творчества. В небольшом объеме изучается опыт сопредельных и зарубежных государств (аппликация песком, инкрустация соломкой, инкрустация дерева металлом, мозаика из камня). Хотя обжиг глины впервые зафиксирован учеными в Месопотамии, эта техника быстро распространилась по всему миру, так как глина - это материал, который можно найти в любом регионе земного шара- Не исключение Россия, и у нас есть свои вековые традиции обработки данного природного материала, поэтому в зарубежный вид творчества обработку глины не выделяют.

Изучение обширного спектра народных промыслов предполагает и рассчитано на индивидуальные особенности конкретного человека (память, мышление, двигательные функции, темперамент и т. д.). Одним больше нравится лепить, другим конструировать предметы быта, третьим выполнять декоративную отделку, которая, кстати, тоже выбирается по вкусу. Изучение как можно большего спектра творческих направлений (декоративных направлений) позволяет ребенку раскрыть свои зачастую скрытые и не реализованные таланты.

Определенный процент школьников после прохождения данного учебного курса связывают свою дальнейшую трудовую деятельность с творчеством. Много благодарственных слов поступает в адрес преподавателей, ведущих данную программу на уроках технологии, от учащихся, окончивших школу и вступивших в большую жизнь. Ведь в быту любому человеку приходится сталкиваться с проблемой обустройства своего дома, квартиры, где знание истории, канонов, традиций помогает не только ориентироваться в формах и методах современной отделки зданий и приусадебных участков, но и с помощью в той или иной степени развитых эстетических чувств грамотно обустроить СБОЙ домашний очаг.

Содержание учебного предмета технология для 5-9 классов малокомплектной школы.

Данная программа была разработана для малокомплектных школ. Программа, как неоднократно отмечалось ранее, включает в себя блоки по декоративно-прикладному искусству. Прямая связь с изобразительным искусством позволяет более широкому развитию творческих способностей учащихся.

Доступность предложенных техник, а также материалов позволяет использовать данную программу в школьном учебном процессе.

Трудности, описанные выше, с которыми приходится сталкиваться учителю технологии, стали причиной написания программы. Она является выходом из создававшегося положения.

Программа включает в себя 10 блоков, позволяющих изучить традиционные и наиболее редкие техники, как исконно русские, так и возникшие в других государствах.

5 класс начинается с изучения азов обработки древесины. Блок программ взят из федеральной программы по технологии и насчитывает 10 часов. Сведения по методике преподавания данного блока можно найти в учебниках технологии для 5 класса, выпущенных издательством «Просвещение». Учащиеся получают знания и навыки работы с основными инструментами: пилой, рубанком, киянкой, измерительными инструментами и т.д.

Следующий блок по металлообработке также включает 10 академических часов, взятых из федеральной программы, методика обучения подробно изложена в том же учебнике.

Ребята изучают азы работы с металлом и инструментами,

Следующий блок получил название «Песочная фантазия»- Техника изготовления панно возникла и получила распространение в Китае и племенах индейцев майя. Техника доступна детям, не требует особых материальных затрат и хорошо зарекомендовала себя в преподавании на уроках технологии,

В течение 9 часов учащиеся изучают историю возникновения данной техники, технику промывки песка. Изучают виды клеев, используемых в работе, степень безопасности клеящих веществ для здоровья человека. Дети учатся грамотно переводить рисунок на основу, знакомятся с различными способами данной операции. Разрабатывают рисунок на необходимом формате листа, изучают азы композиции. Знакомятся с растительными и анималистическими орнаментами, национальностью орнаментов.

Учащиеся выполняют на практике технику сухой аппликации, с целью более успешного выполнения задания по тонированному фону с применением клеящего состава.

Они подробно изучают инструменты, необходимые для выполнения аппликации и технологию их изготовления, а также технику безопасности во время работы с ними. Итогом работы по теме является изготовление 2-3-х композиций (в зависимости от способности учащихся класса) из песка на плоскости. Затем учащиеся учатся готовить композицию к выставке.

Блок «Работа с берестой» завершает занятия по технологии в пятом классе. Учащимся даются краткие сведения из истории использования бересты в повседневной жизни человека, областях наибольшего распространения берестяных изделии. Дети знакомятся с видами отделки утвари, такими как тиснение, роспись, резьба по бересте. Подробно изучают способы и приёмы косого, прямого и комбинированного плетения. Знакомятся с изготовлением необходимых для работы инструментов (Приложение 1).

Объяснение теоретического материала сопровождается показом наглядных пособий, технологических карт, слайдов и репродукций с изображениями изделий из бересты. Если позволяют возможности и обеспеченность школы техническими средствами обучения, желательно демонстрировать классу диафильмы и видеофильмы соответствующего содержания.

Школьники подробно изучают заготовку бересты, подготовку бересты к занятиям; распаривание бересты, удаление дубильных веществ из коры, окрашивание бересты анилиновыми красителями» сушку, хранение подготовленных пластов коры.

Итогом изучения материалов по теме является плетеная сувенирная корзиночка из берестяных полос, украшенная простым просечным узором в полосе.

Блок «Изготовление шкатулки из картона» (15 часов) предназначен для подготовительного освоения учащимися изготовления разнообразных шкатулок, изучающихся в старших классах.

На вводном занятии дети знакомятся с теоретическими сведениями по изготовлению бумаги в древности и на современном этапе. Физическими свойствами бумаги и картона (упругость, степень влажности, жёсткость), широтой их применения в различных областях промышленности, строительстве, ширпотребе. Отдельно говорится об использовании бумаги и картона в декоративно-прикладном творчестве.

Объяснение так же, как и в предыдущих блоках, сопровождается как можно большим показом наглядных пособий, иллюстраций, слайдов, фильмов, схем и технологических карт необходимого содержания.

Дети знакомятся с видами клеев, наиболее безопасных и применяемых для работы в школе. Изучают свойства фольги, как самого тонкого листового металла.

Предварительно учащиеся разрабатывают эскизы развёртки корпуса шкатулки. Полученные навыки помогут лучше понять трансформацию плоского листа бумаги в объёмные тела, (Приложение 4, рис.23). Далее дети знакомятся с эскизами отделки боковых сторон, являющихся блочным орнаментом.

Похожие диссертации на Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии