Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Аврамкова Ирина Семеновна

Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий
<
Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аврамкова Ирина Семеновна. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Аврамкова Ирина Семеновна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2007.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/670

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения в учебных пособиях и программах по специальности «Фортепиано» 13

1.1. Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано (последняя четверть ХХ-начало XXI вв.) 13

1.2. Теоретико-методическая концепция начального музыкального образования в школах игры «Путь к музицированию» (Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова) и «Ключ к музицированию» (Ф. Брянская) 30

1.3. Инновационные методики начального музыкального обучения в учебных пособиях санкт-петербургских авторов 56

ГЛАВА 2. Творческие принципы и компоненты инновационной педагогики в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез или Я - детский педагог» и в авторской школе игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение игрушки» 90

2.1. Идеи гуманизации и природосообразности в обучении детей раннего возраста в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» 90

2.2. «Классико-стремительная» теоретико-методическая концепция авторской школы игры на фортепиано А. Мыльникова - «Рождение игрушки» 121

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике (на примере освоения учебно-методического пособия А. Мыльникова «Рождение игрушки») 138

3.1. Начальный этап обучения игре на фортепиано: педагогическое наблюдение 140

3.2. Педагогические собеседования и анкетирование 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 151

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Актуальность исследования

Радикальные экономические и социальные преобразования последних десятилетий в России требуют от системы образования более гибкого, опережающего реагирования на изменения в социокультурной среде, адаптации к ним. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования. Для детских учебных заведений (музыкальные школы, школы и лицеи искусств) это означает усиление внимания к проблемам начального музыкального образования. Музыкальное обучение на начальном этапе выполняет две важнейшие образовательные функции: развитие музыкально-творческих способностей детей и юношества и формирование художественной культуры учащихся.

В настоящее время в области начального музыкального обучения существуют две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса - педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.

Важнейшей задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процесс начального музыкального развития детей является учет разной степени их одаренности и в этом смысле - создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения. По мнению педагогов-новаторов, традиционная система ранней музыкальной подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и

4 отсюда - возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении.

Исследуемые в работе педагогические инновации, представленные в учебных пособиях для начального обучения игре на фортепиано, созданных на рубеже XX-XXI веков, имеют важное практическое значение. Использование этих инноваций в музыкально-воспитательной работе с детьми в художественно-образовательных учреждениях будет способствовать не только музыкальному развитию начинающих пианистов, но и художественно обогащать их в целом. Отметим и значимость изучения указанных педагогических инноваций для совершенствования творческой деятельности композиторов, создающих произведения для детей. Состояние и степень изученности проблемы

Современная отечественная педагогическая наука и практика располагают теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения: Л. Занкова (дидактическая система для начальной школы), Д. Эльконина - В. Давыдова (обучающая система, разработанная и методически обеспеченная для разных типов образовательных структур), В. Библера (развивающая система «Школа диалога культур») и Ш. Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества).

В отечественной педагогике музыкального образования попытка обоснования инноваций в практике начального обучения игре на фортепиано была предпринята Л. Баренбоймом в его книге «Путь к музицированию» (1973) и в одноименной школе, созданной в соавторстве с Ф. Брянской и Н. Перуновой (1979). В 70 - 90-е годы идеи этих авторов получили плодотворное развитие в трудах представителей петербургской фортепианной педагогики: Л. Борухзон, Ф. Брянской, Л. Волчек, Л. Гусейновой, Л. Гаккеля, С. Ляховицкой, С. Мальцева, Т. Юдовиной-Гальпериной и др. Также следует отметить появившиеся во второй половине XX века прогрессивные педагогические концепции Т. Аникиной, А. Артоболевской,

5 М. Белянчик, В. Виноградова, И. Назарова, В. Ражникова, Г. Цыпина, основанные на новых методологических подходах к музыкальному образованию. В них даны теоретико-педагогические и опытно-экспериментальные обоснования содержания работы с учащимися на разных этапах обучения; построены модели отношений между музыкальным произведением и исполнителем, учеником и педагогом, педагогом и музыкой. Внедрение инновационных методик, формирование актуального педагогического репертуара нашли свое применение в следующих пособиях петербургских авторов: «The key to music making. Piano method for beginners» Ф. Брянской, «Фортепианная тетрадь юного музыканта» М. Глушенко, «Начинаю играть на рояле» Б. Березовского, А. Борзенкова и Е. Сухоцкой, «В музыку с радостью» О. Геталовой и И. Визной и «Учусь импровизировать и сочинять» О. Булаевой и С. Геталовой, «Азбука музыкальной фантазии» Л. Борухзон, Л. Волчек, Л. Гусейновой, «Я учусь играть» О. Сотниковой, «Школа юного пианиста» Л. Криштоп и С. Баневи-ча.

Уникальными в смысле представления инновационных подходов к начальному музыкальному образованию можно считать методику дошкольного музыкального развития детей - Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» и авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова.

В диссертационном исследовании особое внимание уделяется анализу этих работ, поскольку именно в них наиболее четко выстроены и продекларированы уникальные авторские теоретико-методические концепции, обеспечивающие высокую степень оптимизации, технологичности и результативности процесса музыкального обучения.

Проблема исследования заключается в преодолении противоречия между исчерпавшими педагогический ресурс образовательными технологиями и современными потребностями в новаторских подходах к начальному музыкальному обучению.

Объект исследования - теоретико-методические основы начального музыкального образования.

Предмет исследования - педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано. Цель исследования - выявление развивающего потенциала педагогических инноваций в учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, определение их значимости для совершенствования современной теории и практики музыкального образования.

Для достижения данной цели определены следующие задачи: 1) выявить объективные и субъективные предпосылки кризисных явлений в теории и практике преподавания начального курса «Фортепиано» в системе дополнительного музыкального образования;

  1. охарактеризовать сущность педагогических инноваций в учебно-методических пособиях и разработках современных отечественных педагогов-музыкантов;

  2. обосновать необходимость дальнейшей разработки теории и методики начального обучения игре на фортепиано на основе инновационных подходов, содержащихся в учебно-методических пособиях, и наметить перспективы их практического освоения;

  3. разработать практические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения игре на фортепиано в системе дополнительного музыкального образования.

В основу исследования положена следующая гипотеза: современное отечественное музыкальное образование (включая начальный этап обучения игре на фортепиано) нуждается в преодолении противоречий между устаревшими образовательными программами, учебными пособиями и требованиями нового времени. Эффективность начального обучения игре на фортепиано может быть достигнута путем осмысления и внедрения в музыкально-образовательную практику педагогических инноваций, нацеливающих образовательный процесс на актуализацию творческого потен-

7 циала ребенка и становление его субъектной позиции в процессе общения с музыкой. Методологическая основа исследования:

работы в области общей педагогики, содержащие сведения о новаторских подходах к образованию (Ш. Амонашвили, В. Библер, В. Зазвя-гинский, Л. Занков, М. Кларин, В. Краевский, А. Кушнир, И. Подласый, В. Шаталов, Н. Юсуфбекова, Д. Эльконин и др.);

исследования по проблемам фортепианной педагогики (Э. Абдуллин, А. Алексеев, А. Артоболевская, Л. Баренбойм, А. Гольденвейзер, Г. Коган, С. Мальцев, Я. Мильштейн, Г. Нейгауз, А. Николаев, Л. Николаев, Н. Перельман, С. Савшинский, Н. Терентьева Г. Цыпин,

A. Шмидт-Шкловская, Т. Юдовина-Гальперина и др.);

труды в области общей и музыкальной психологии (Л. Выготский, П. Гальперин, А. Гройсман, М. Каган, А. Клюев, С. Махлина,

B. Медушевский, Е. Назайкинский, В. Петрушин, К. Роджерс,

C. Рубинштейн, Б. Теплов);

Научная новизна работы определяется:

обобщением современного передового опыта в области начального обучения игре на фортепиано;

выявлением особенностей педагогических инноваций, содержащихся в современных учебно-методических пособиях начального обучения игре на фортепиано;

систематизацией и классификацией педагогических инноваций в учебных пособиях, образовательных программах, методических разработках педагогов-музыкантов и композиторов;

анализом и систематизацией конкретных учебных пособий и образовательных программ, направленных на оптимизацию творческого потенциала учащихся на основе приобретаемых знаний, умений и навыков;

8 обоснованием необходимости широкого применения в учебном процессе новых авторских теоретико-методических концепций, ориентированных на всестороннее развитие личности учащегося. Достоверность результатов настоящей работы обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватных его целям, объекту, предмету и задачам. В процессе историко-теоретического анализа проблемы исследования был использован широкий круг научно-литературных источников, связанных с различными отраслями гуманитарного знания. Исследование осуществлялось на основе системного подхода, что обусловило рассмотрение инновационных музыкально-педагогических теорий и методик последней четверти XX - начала XXI столетий в социокультурном контексте. Положения, выносимые на защиту:

  1. Обновление содержания музыкального образования, обусловленное современными подходами к развитию ребенка, требует совершенствования теоретико-методических основ начального обучения игре на фортепиано. Достижение этой цели возможно на основе использования развивающего потенциала педагогических инноваций.

  2. Эффективность начального обучения игре на фортепиано обеспечивается внедрением в учебный процесс инновационных технологий и методик развивающего обучения. Их применение в образовательном процессе является важнейшим условием развития психических, интеллектуальных и нравственных качеств ребенка, способствует формированию свободной, самостоятельно думающей и действующей личности.

  3. Обновление и обогащение музыкального педагогического репертуара на основе инновационных подходов к начальному музыкальному образованию способствует индивидуально-личностному развитию ребенка, реализации его творческого потенциала. Развивающая функция музыкального репертуара современных учебных пособий обусловлена важнейшими

9 критериями: высокохудожественным содержанием, доступностью, педаго-

зе

10 ДМШ, ДШИ и Лицеях искусств, основные методические и теоретические принципы обучения фортепиано, содержащиеся в научных трудах, учебных пособиях, образовательных программах второй половины XX - начала XXI веков. В результате теоретико-аналитического исследования определено современное состояние отечественной фортепианной педагогики, ее достижения и недостатки.

На втором этапе (2002-2004) произведен сравнительный анализ традиционных и современных методик, учебных программ и пособий, относящихся к начальному периоду обучения; выявлены новаторские методы в преподавании фортепиано в ДМШ, ДШИ и лицеях искусств; исследованы педагогические инновации и трактовка традиционных методов преподавания фортепиано, зафиксированных в трудах представителей петербургской фортепианной школы двух последних десятилетий.

На третьем этапе (2004-2007) в ходе конкретного анализа новейших достижений современной фортепианной педагогики систематизированы перспективные концепции и методики развивающего обучения; обобщены и внедрены в педагогическую практику основные принципы и компоненты инновационной педагогики, проблемы повышения технологичности и интенсивности процесса обучения, изложенные в анализируемых трудах; определены дальнейшие пути оптимизации преподавания фортепиано в детских образовательных учреждениях. Теоретическая значимость исследования:

определена сущность педагогических инноваций в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, обоснован их педагогический потенциал, что обусловливает предпосылки для совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе инновационной педагогической деятельности;

систематизированы и классифицированы педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, что способствует дальнейшему осмыслению теорети-

ческих основ педагогической инноватики в системе начального музыкального образования;

выявлены факторы, препятствующие распространению педагогических инноваций в начальном обучении игре на фортепиано, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития теории инновационной педагогической деятельности;

осуществлены анализ и оценка позитивных качественных изменений в системе начального обучения игре на фортепиано в результате внедрения педагогических инноваций в практику начального музыкального образования.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью оптимизировать начальный этап музыкального воспитания и образования путем последовательного внедрения в учебный процесс современных инновационных технологий и теоретико-методических достижений. Разработанные в процессе исследования рекомендации для педагогов-музыкантов по использованию инновационного потенциала современных учебно-методических пособий позволяют повысить эффективность начального обучения игре на фортепиано, актуализировать самостоятельность и активность ребенка в процессе общения с музыкой, оптимизировать процесс взаимодействия педагога и ребенка на принципах гуманистической педагогики.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на кафедре музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена, 2003-2007; на открытых уроках в Детской школе искусств им. Г.В. Свиридова, 1999-2007; на международных научно-практических конференциях «Современное музыкальное образование - 2005» (СПб., 26-28 октября 2005 г.), «Музыкальное образование: Вчера, сегодня, завтра» (Новгород Великий, 28 июня-3 июля 2006 г.), «Методологические проблемы современного художественного образования» (СПб., 23 марта 2007 г.). Основные аспекты

12 исследования нашли отражение в 10 публикациях, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Материалы исследования были апробированы диссертантом в начальном обучении игре на фортепиано с применением современных учебно-методических пособий, в руководстве педагогической практикой студентов в РГПУ им. А.И. Герцена, на занятиях с учащимися в ДШИ им. Г.В. Свиридова и в Музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова. Освоение рассматриваемых учебных пособий и образовательных программ способствовало раскрытию творческого потенциала детей, обусловило их успешные выступления на различных отечественных и зарубежных фортепианных фестивалях и конкурсах, содействовало профессиональному росту педагогов-музыкантов.

Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано (последняя четверть ХХ-начало XXI вв.)

В российской педагогической науке идет сегодня интенсивный поиск новых приемов и способов обучения, адекватных времени и новым тенденциям в жизни общества. Процессы преобразований резко интенсифицировались. Из дискретных они превратились в непрерывные и в этих условиях российская система образования является не только объектом реформирования, модернизации и реконструкции, но и выступает в качестве субъекта собственного саморазвития.

Поиск новых способов преобразования парадигмального многообразия педагогической реальности вызывает предпосылки становления педагогической инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н. Юсуфбековой. Она трактует ее как учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике (214, 10). В определениях понятия «новшество», даваемых многими авторами, оно трактуется как изменение, но не всякое, а, во-первых, целенаправленно осуществляемое, и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования.

В общей инноватике различают новшество и нововведение. Последнее определяют как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое. Наряду с этим используется термин «инновация» (лат. in - в, novus - новый), который чаще всего трактуется как понятие, тождественное нововведению. В контексте нашего исследования мы определяем педагогическую инновацию как исторически обусловленное педагогическое нововведение, имеющее гуманистическую направленность, способствующее эффективному решению задач в области образования, приводящее к позитивным изменениям и обогащению педагогической реальности на каждом историческом этапе ее развития.

Все нововведения можно разделить на две группы: материально-технические и социальные. Во вторую группу входят педагогические нововведения, объект воздействия которых - живая, развивающаяся, обладающая неповторимым «Я» личность ученика. Именно на совершенствование процесса развития личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем направлена гуманизация образования.

Комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования нововведений можно рассматривать как инновационный процесс, характеризующийся «жизненным циклом нововведений»: этап зарождения новшества - характеризуется разрушением привычных представлений о педагогической реальности, проникновением инноваций в традиции, вносит элементы дестабилизации в образовательную среду; этап введения новшества в теорию и практику образования - характеризуется поляризацией педагогического сознания, педагогических оценок новшества противодействием инновациям со стороны традиций; этап освоения, использования и распространения инноваций - отмечается наличием сосуществования инновации и традиции; этап «рутинизации» инноваций (перерастание инноваций в традицию) - характеризуется разрешением противоречия между старым и новым, что приводит к обновлению традиций.

В рамках нашего исследования «жизненный цикл нововведений» трактуется как процесс их перерастания в традицию в результате длительного использования новшества. Благодаря способности традиции адаптироваться к изменяющимся историческим условиям происходит ее обогащение новыми идеями и ценностями.

Традиции российской музыкальной педагогики в своих фундаментальных основаниях остаются на сегодняшний день достаточно прочными, сохраняют свою жизнеспособность и актуальность. «Сердцевиной» этих традиций, как и прежде, являются высокая духовность, приверженность к гуманистическим ценностям, единение с национальными этическими и эстетическими идеалами. В то же время углубленный анализ массовой практики преподавания музыки свидетельствует о необходимости коррекции этих традиций, иными словами, приведения их в соответствие с реалиями времени.

Вектор движения педагогики, как передовой теории, так и практики в лучших ее образцах, нацелен в исторической перспективе в сторону обретения учащимися большей интеллектуальной свободы и независимости, направлен на стимулирование творческой активности, индивидуально окрашенного отношения к явлениям окружающего мира, в том числе и мира искусства.

Исследование теории и практики современного музыкального образования в целом позволяет утверждать, что проблема не в том, чтобы «санкционировать» творческую инициативу, а в том, чтобы внедрить инновационные формы и методы обучения, которые обеспечили бы формирование у учащихся принципиально важных качеств.

Идеи гуманизации и природосообразности в обучении детей раннего возраста в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог»

На современном этапе преобразований в системе отечественного образования в целом, начальное музыкальное образование оказывается ареной острого соперничества двух тенденций. С одной стороны, это инновационные ценности и реальные прецеденты педагогического гуманизма, творчества и профессионализма. С другой - авторитарные, репродуктивно-консервативные установки и педагогические стереотипы.

Педагогические инновации последних десятилетий направлены на преодоление жесткого манипулирования сознанием воспитанников. Гуманизация, т.е. «очеловечивание» образования ориентирует педагога на уважение личности воспитанника, установление гуманных, доверительных, партнерских отношений.

Необходимо отметить, что педагогические инновации имеют смысл, если они обладают гуманистической направленностью. Специфика их состоит в ориентации на личность. Изменения в отношениях учителя и ученика являются социально-психологическим условием, ведущим к личностному изменению субъектов образовательного процесса.

Инновации являются педагогическими, если они гуманистичны по своему смыслу, субъективны по позициям участников нововведенческой работы, направлены на развивающиеся отношения педагогов и учащихся. Таким образом, новое в педагогике обладает определенной качественной характеристикой - направленностью на прогрессивное развитие учащегося, педагога, образовательной системы в целом, т.е. гуманистическое.

Личностно-ориентированное образование предполагает по возможности полное развитие способностей личности, приобщение ее к активному участию в жизни и культуре.

Рельефным способом отношения педагога к культуре является пола-гание педагогом себя как субъекта развития культуры, а культуры как условия личностно- профессионального саморазвития. При этом устанавливается интенционально-паритетное взаимодействие, т.е. равноправный диалог, в котором каждый из партнеров выступает гарантом и формой развития другого. Вступая в содержательное общение с культурой, педагог обретает возможность не только преобразовывать собственное профессиональное бытие в сфере образования, но и порождать принципиальные инновации, меняющие контекстность существования и содержательную наполненность культуры в целом.

Новаторское отношение педагога к культуре открывает возможность трактовать ребенка как равноправного субъекта в рамках учебного взаимодействия. В ходе сотрудничества педагога и ребенка инициируется совместное «переоткрытие» наиболее значительных достижений культуры, что диктует необходимость постоянных инновационных усилий в области организации процесса учения, поиска новых форм и средств его реализации.

Относясь к культуре рефлексивным образом, педагог вовлекается в образовательный процесс как целостная личность. Благодаря этому он воспринимает ребенка как самоценную и целостную личность. Данный тип педагогического процесса можно обозначить как рефлексивно-сотворческий (192, 102-107).

В монографии «За роялем без слез, или Я - детский педагог» Т. Юдовиной-Гальпериной последовательно раскрываются гуманистические принципы развивающего обучения и музыкального воспитания детей раннего возраста. В исследовании доказывается необходимость всеобщего раннего детского музыкального обучения, независимо от способностей ребенка. Автору близки инновационные педагогические методики, основные задачи которых - помочь любому ребенку выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, проявить фантазию, интерес и любознательность.

Монография Юдовиной-Гальпериной адресована молодым педагогам, является итогом тридцатилетнего педагогического опыта автора. В ней доказывается необходимость всеобщего раннего детского музыкального обучения, независимо от способностей ребенка. Автор находит ответы на наболевшие вопросы современного начального музыкального образования: «почему трудно найти педагога, который мог бы заниматься с трехлетними детьми?», «почему никто не хочет работать с «проблемными детьми?», «почему лишь несколько человек лечат профессиональные заболевания?» и т.д.

«Эта книга написана ради осуществления моей самой заветной мечты: чтобы всех детей, независимо от их способностей, обучали музыке с самого юного возраста. Я адресую книгу моим молодым коллегам. Мы, педагоги, можем облегчить детям сложный путь в мир музыки» (212, 3).

«Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнутся при этом таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного случая» (212, 6). «Существуют различные педагогические направления и школы. Какая из них предпочтительней - сказать, видимо, нельзя: о школах, о приемах, о методах ведется множество дискуссий. Лично мне близки та школа, то направление, для которых главная задача - помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность» (212, 6).

Начальный этап обучения игре на фортепиано: педагогическое наблюдение

Важнейшим методом, позволившим выявить педагогический потенциал учебно-методического пособия А. Мыльникова «Рождение игрушки», явилось педагогическое наблюдение.

Цель педагогического наблюдения: выявление условий организации комплексного подхода к музыкально-техническому развитию ученика, включающего: ознакомление с разнообразием музыкальных форм и исполнительских приемов в передаче различных типов музыкального изложения; формирование и развитие образно-эмоционального восприятия музыки, музыкально-слуховых представлений.

Педагогическое наблюдение осуществлялось автором в собственном фортепианном классе, а также в классах коллег на разных этапах подготовки пьес: от первоначального разбора до подготовки к публичному выступлению.

Педагогическое наблюдение проводилось в естественных условиях занятий в классе фортепиано по двум направлениям: 1) визуальные впечатления от внешней стороны исполнения музыкальных произведений, фиксирующие степень владения учеником исполнительскими приемами; 2) слуховой анализ результатов исполнения музыкального произведения (владение звуковой палитрой, осознание художественного образа и его воплощение в процессе исполнения).

Проведенный цикл педагогических наблюдений, их анализ и осмысление позволили наметить задачи индивидуально-личностного развития ученика на основе использования педагогических инноваций, содержащихся в учебно-методическом пособии (развитие: творческого потенциала ребенка с учетом его индивидуальных способностей, психофизической сферы учащегося, музыкального мышления). В процессе решения обозначенных задач педагогическому анализу подвергался комплекс музыкально-творческих способностей ученика:

музыкальный слух;

музыкальная память;

двигательно-моторные характеристики;

художественно-образное мышление;

творческая фантазия и воображение;

волевые исполнительские качества;

общеэстетическое и духовное начало;

трудоспособность. Педагогическое наблюдение показало результативность применения следующих инновационных компонентов, содержащихся в учебно-методическом пособии Мыльникова «Рождение игрушки»:

-музыкальные средства, стимулирующие эмоциональную реакцию ребенка на художественное содержание музыкальных произведений (программные названий пьес, вступительные тексты, способствующие проникновению в авторский замысел);

-музыкальный материал, формирующий у ребенка представление о жанровой и стилистической специфике;

-интонационное разнообразие музыкального языка произведений пособия;

-оригинальный принцип расположения пьес в порядке возрастающей сложности технических приемов и средств выразительности;

-художественный материал, базирующийся на интонационных архетипах европейской музыки. Педагогическое наблюдение позволило выявить:

-динамику овладения разнообразием исполнительских приемов в передаче содержания музыкальных произведений различных форм (таблица №1);

-наличие непосредственного эмоционального отклика на образное содержание музыки как проявление первоначального этапа формирования музыкального мышления ребенка (таблица № 2);

Похожие диссертации на Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий