Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея Чхэ Су Хо

Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея
<
Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чхэ Су Хо. Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2005 153 с. РГБ ОД, 61:05-13/1638

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление теоретико-методических основ обучения детей музыкально-исполнительскому искусству 14

1.1. Основы обучения детей игре на скрипке в системе общего художественного образования 14

1.2. Факторы и условия комплексного обучения детей скрипичному и вокальному искусствам 43

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса обучения детей игре на скрипке на начальном этапе общего художественного образования в Республике Корея 76

2.1. Опытно-экспериментальная работа по выявлению способов интенсификации обучения детей младшего школьного возраста игре на скрипке 76

2.2. Теоретико-методическая модель обучения детей игре на скрипке на основе комплексного подхода 98

Заключение 135

Список литературы 137

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время скрипичное исполнительское искусство представляет большой научно-теоретический и методико-практическии интерес для музыкальной педагогики в Республике Корея. Тщательное изучение состояния данного педагогического направления, его методической и организационной составляющих выявило острую необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в области преподавания скрипичного исполнительского искусства детям младшего школьного возраста. Решение подобных проблем, связанных с указанной возрастной категорией, характеризуется ярко выраженной актуальностью, так как определение наиболее оптимальных условий и эффективных путей их решения важно для дальнейшего прогрессивного развития всей системы общего художественного образования в Республике Корея. Несмотря на то, что в стране наблюдается повышенный интерес общества к вопросам художественного образования и эстетического развития подрастающего поколения, существующая система профессионального и любительского музыкального образования, в частности, распространенные в корейской педагогической среде формы и методы обучения скрипичному исполнительскому мастерству не отвечают требованиям, сложившимся в современной музыкально-педагогической науке и практике.

Из вышесказанного следует вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс корейских учебно-воспитательных заведений новых технологий и методик обучения, а также обогащения их научно-теоретическими, психолого-педагогическими и методико-практическими достижениями зарубежных (в частности, российских) ученых, педагогов-музыкантов и исполнителей в области скрипичного исполнительского искусства. Не вызывает сомнений, что профессиональный уровень российской скрипичной педагогики очень высок, традиции знаменитых русских, советских скрипичных школ сохраняются, поддерживаются, развиваются и дополняются новаторскими достижениями современных мастеров-исполнителей и скрипичных педагогов.

Эмпирическим путем мы убедились в том, что существующие методики традиционного индивидуального обучения игре на скрипке требуют определенной трансформации для их внедрения в практику группового скрипичного обучения. Также изменений требует и содержание обучения, которое должно отражать современные подходы в освоении инструмента.

В последнее время усилилась тенденция появления новых комплексных видов художественно-исполнительской деятельности, создающихся на основе сложного синтеза различных классических форм музыкального искусства. В этой связи мы предлагаем сочетание вокального и инструментального исполнительства в процессе музыкального обучения. Именно одновременное комплексное освоение этих двух видов музыкального искусства позволяет, на наш взгляд, достичь наилучших художественных и образовательных результатов. Получаемый синтетический вокально-инструментальный вид деятельности является органичным сочетанием моторной и интеллектуальной работы исполнителя, что способствует гармоничному разностороннему развитию и совершенствованию личности. Скрипичное и вокальное исполнительские искусства, тесно связанные единой природой звукоизвлечения и интонационными особенностями (Ф.И. Шаляпин, Б.В. Асафьев, Г.Г. Нейгауз и др.) — необычайно близки друг другу. Именно поэтому их одновременное преподавание дает возможность более эффективно развивать музыкальные способности детей.

Безусловно, включение вокала в процесс обучения детей игре на скрипке требует разработки новых условий, методов, способов и форм комплексного обучения. По нашему убеждению, базирующемуся на результатах многолетней научно-исследовательской и практической деятельности, комплексное обучение игре на скрипке и пению является органичным и эффективным с музыкально-педагогической точки зрения, так как оба эти процесса обладают синкретичностью в области методов, способов и форм развития необходимых музыкальных способностей умений и навыков. Они составляют единое целое как процесс комплексного музыкального обучения, художественного воспитания и творческого развития, обладают как общеэстетическими чертами, так и узкоспециальными музыкально-профессиональными особенностями.

Данное диссертационное исследование, на наш взгляд, позволит совершенствовать учебно-воспитательный процесс в области преподавания скрипичного исполнительского искусства и внесет определенный научно-теоретический и методический вклад в развитие музыкального образования в Республике Корея.

Степень разработанности проблемы. По вопросам профессионального обучения игре на скрипке в мировой культуре накоплен богатейший опыт. Как мы отмечали выше, для нас, в первую очередь представляет интерес российская научная школа. Теоретические и методические аспекты обучения игре на скрипке освещаются в трудах Л.С.Ауэра, М.М.Берлянчика, В.Ю.Григорьева, Б.Гутникова, И.А.Лесмана, М.Б. Либермана, К.Г.Мостраса, Т.В.Погожевой, А.А.Ширинского, И.М.Ямпольского, Ю.И. Янкелевича.

Проблемам начального обучения детей игре на скрипке посвящены работы П.А.Володарского, А.Г.Григоряна, В.В.Дорохина, О.М.Пархоменко, К.К.Родионова, В.Ф.Третьяченко.

Различные аспекты совершенствования исполнительской техники скрипача отражены в исследованиях О.М.Агаркова, И.А.Гутман, М.Б.Либермана, Ф.Д.Мавриди, С.О.Мильтоняна, А.А.Станко, Г.С.Турчаниновой, Г.Г.Фельдгуна, А.А.Ширинского, А.Ю.Юрьева, А.И.Ямпольского.

М.М.Берлянчик, А.Н.Дмитриев, Б.А.Струве, Ш.Сузуки, П.С.Столярский, Дж.Тартини, К.Флеш, Б.Л.Яворский, Ю.И.Янкелевич в своих исследованиях указывают на целесообразность привлечения вокала в процессе начального обучения детей игре на скрипке.

Теоретические и методические вопросы обучения вокалу отражены в работах Л.Б. Дмитриева, В.В.Емельянова, В.П.Морозова, Т.Н.Овчинниковой, Д.Е.Огородного.

Вокально-хоровой подготовке детей посвящены исследования Ю.Б. Алиева, О.А.Апраксиной, В.В.Емельянова, Е.М.Малининой, М.А.Медведевой, Г.А.Струве, Г.П.Стуловой, В.К.Тевлиной, В.Н. Шацкой.

Для нашего исследования представляют интерес труды в области изучения музыкальных способностей, в частности развития музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, темпо-динамических ощущений и т.д. Л.А.Баренбойма, В.К.Белобородовой, П.Н.Бережанского, Н.А.Долматова, Е.Г.Иоффе, Э.С.Зарубы, С.Е.Максимова, Н.В.Маливорского, Е.В.Назайкинского, С.Е.Оськиной, М.С.Старчеус, О.А.Таллиной, Б.Л.Яворского. В.А.Якубовской.

Проблемы межпредметных связей и синтеза искусств в обучении исследовали в своих работах Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, АЛ.Зись, Н.П.Коляденко, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов.

Отметим исследования корейских ученых. Вопросы взаимодействия двух музыкальных культур - российской и корейской - рассматривает в своем исследовании Зо Ок Хи на примере вокального жанра - романса. И Ю Сон, Кан Джи Дин, Мо Че Нам, Па Чхан Сок, Пам Кым Чу, Со У Сок, Со Тхэ Рен исследуют в своих работах различные проблемы музыкальной педагогики.

В трудах Сон Чжий Хи, Чо Сан Хён раскрывается проблема воспитательного значения музыки.

В исследовании Пак Чон Сун предлагаются пути и методы, способствующие адаптации корейских певцов к русской интонационной культуре на основе изучения русских народных песен.

Ким Ми Дя занималась проблемой обучения детей сольному пению под собственный аккомпанемент.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что в настоящее время, как в России, так и в Республике Корея отсутствуют специальные исследования по обучению детей игре на скрипке в сочетании с одновременным преподаванием вокала в условиях групповых занятий.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили ее выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Цель исследования: разработать теоретико-методические основы обучения детей игре на скрипке в системе общего художественного образования Республики Корея.

Объект исследования: процесс общего художественного образования детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия обучения игре на скрипке детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу по теме исследования;

- раскрыть синкретичность и диалектическую связь скрипичного и вокального искусств, научно обосновать педагогическую необходимость и эффективность объединения этих двух методических направлений в области музыкально-исполнительского искусства;

- разработать единый комплекс педагогических условий обучения детей скрипичному и вокальному музыкально-исполнительским искусствам;

- провести опытно-экспериментальную работу по обучению детей младшего школьного возраста игре на скрипке согласно разработанным педагогическим условиям.

Гипотеза исследования: существенно повысить эффективность учебного процесса в классе скрипки возможно при создании следующих педагогических условий:

- параллельного обучения начинающих скрипачей вокальному искусству;

- сочетания групповой и индивидуальной форм проведения занятий;

- увеличения количества занятий педагога с учеником при сохранении установленного объема учебных часов;

- применения комплекса методов и средств, успешно используемых в других областях общего художественного образования.

Методологической основой исследования являются:

- диалектический метод познания научно-теоретических и социально-практических процессов и явлений;

- ключевые положения учения П.К.Анохина о системе как совокупности различных элементов, подчиненных единой логике взаимной связи и выстроенных в определенном порядке;

- музыковедческо-психологическая позиция Е.В.Назайкинского о синкретичности музыкального искусства, послужившая нам фундаментом для развития идеи комплексного обучения игре на скрипке и пению;

- основные тезисы Ю.К.Бабанского, Б.Г.Ананьева по теории межпредметных связей, позволяющие обогащать сферу образования новыми синтетическими предметами, интегрированными курсами, прогрессивными видами деятельности, объединять отдельные элементы педагогического процесса, средства, формы, способы обучения, виды самостоятельной учебно-развивающей познавательной деятельности из различных областей теоретического и практического знания.

Теоретическую основу исследования составили:

- общие теоретико-исторические труды в области развития музыкального образования и формирования основных методов обучения исполнительству В.И.Адищева, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Л.В. Кикнадзе, Н.А.Терентьевой, Г.М. Цыпина;

- художественно-педагогическая литература автобиографического и музыкально-методического характера в области скрипичного искусства И.П.Благовещенского, М.А.Готсдинера, Л.Раабена, В.Ф.Третьяченко, Г.Г.Фельдгуна, К.Флеша, О.Ф. Шулышкова, А.И. Ямпольского;

- скрипичные школы, учебные пособия и методические рекомендации М.М.Берлянчика, П.А.Володарского, М.А.Гарлицкого, А.Г.Григоряна, В.В.Дорохина, В.Г.Зельдиса, С.З.Крепса, Ф.Д.Мавриди, С.О.Мильтоняна, Г.Ониашвили, О.М.Пархоменко, Т.В.Погожевой, А.Д.Резвецова, И.Х.Рейдера, К.К.Родионова, В.П.Рылатко, Б.О.Сибора, В.К.Стеценко, П.С.Столярского, Г.С.Турчаниновой, Г.Ф.Фесечко, К.А.Фортунатова, С.М.Шальмана, Т.А.Шевцовой, Г.Шрадика, Ю.И.Эйдлина, В.А.Якубовской, А.И.Ямпольского;

- результаты научно-теоретического и методико-практического изучения проблемы совершенствования исполнительской техники скрипача, которые отражены в трудах О.М.Агаркова, А.В.Броуна, Л.Р.Леонидова, М.Б.Либермана, О.П.Сильда, А.А.Станко, В.И.Талалая, Г.Г.Фельдгуна, А.А.Ширинского, А.Ю.Юрьева, Ю.И.Янкелевича;

- стержневые классические русские вокальные методики А.Е.Варламова, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского;

- современные методики музыкально-певческого воспитания Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, О.В.Далецкого, Л.Б.Дмитриева, В.В.Емельянова, Е.М.Малининой, М.А.Медведевой, Д.Е.Огорднова, Г.А.Струве, Г.П. Стуловой, В.Н. Шацкой;

- теоретико-практические труды по проблемам развития общих музыкально-исполнительских способностей и качеств (различных видов музыкального слуха, звуковысотного восприятия, темпоритмического чувства и др.), которые разрабатывали Г.Р.Астахова, Л.А.Баренбойм, П.Н.Бережанский, Н.Я.Брюсова, Л.В.Голицына, Н.А.Долматов, Е.Г.Иоффе, Э.С.Заруба, С.Е.Максимов, Н.В.Маливорский, Е.В.Назайкинский, С.Е.Оськина, О.А.Таллина, Б.Л.Яворский;

- исследования проблем раскрытия музыкально-художественной одаренности и формирования творческих способностей на научно теоретическом и методико-практическом уровне, которые проводились такими известными музыкальными педагогами, психологами, теоретиками как Б.Г.Ананьев, Б.В.Асафьев, А.Я.Готсдинер, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, В.Д.Шадриков, А.А. Ярмоленко.

Методы исследования:

- сравнительно-аналитический анализ научно-теоретических источников по теме исследования;

- обобщение опыта российских музыкантов-педагогов в области преподавания предметов музыкального цикла в специализированных и общеобразовательных детских учреждениях с точки зрения возможности его использования в качестве методической опоры для разработки авторской модели с учетом исторических факторов становления национальной музыкальной педагогики в Республике Корея;

- сбор исследовательской информации эмпирического характера в процессе педагогического наблюдения и анализа практической и интеллектуальной образовательной и культурно-досуговой деятельности участников эксперимента;

- наблюдение за образовательным процессом, а также проведение с учащимися бесед, тестов, творческих упражнений и сюжетно-ролевых игр;

- педагогический эксперимент, результаты которого явились практическим ориентиром для окончательного утверждения педагогических условий эффективного комплексного обучения музыкально-исполнительскому искусству.

Этапы исследования:

Первый этап (2000 — 2002 гг.) — изучение и анализ психолого-педагогической, музыковедческой, искусствоведческой литературы; определение цели, объекта, предмета и задач исследования; проведение констатирующего этапа эксперимента, выявляющего исходный уровень развития музыкальных способностей детей.

Второй этап (2002 - 2004 г.г.) - проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в апробации педагогических условий и методов обучения игре на скрипке детей младшего школьного возраста. Педагогический эксперимент, в котором приняли участие 6 мальчиков и 6 девочек 8-9 лет, проводился в классе скрипки в детском досуговом центре г. Сеула.

Третий этап (2004 — 2005 гг.) — обобщение опытно-экспериментального исследования, уточнение основных теоретических и методических положений, оформление выводов и заключения диссертации.

Достоверность и обоснованность теоретических и методико-практических результатов исследования нашли подтверждение в процессе проведения многоплановых научных исследований в области музыкального образования, а также многолетней практической творческо-педагогической деятельности автора.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыта синкретичность и диалектичность связи обучения скрипичному и вокальному искусству. Научно обоснована целесообразность и эффективность объединения этих двух направлений в теории и методике обучения музыке.

2. Предложена новая форма обучения детей скрипичному и вокальному исполнительскому искусству в рамках общего художественного образования.

3. Разработана авторская модель обучения детей скрипичному искусству, реализация которой предполагает наличие следующих педагогических условий: осуществления параллельного обучения игре на скрипке и вокалу; сочетания групповой и индивидуальной форм проведения занятий; увеличения количества занятий педагога с учеником при сохранении установленного объема учебных часов; осуществления индивидуально-личностного творческого подхода к личности каждого ученика.

Теоретическая значимость исследования заключается:

а) в выявлении и обосновании теоретико-методических основ комплексного обучения детей скрипичному искусству;

б) в разработке эффективного подхода к организации учебного процесса в системе общего начального художественного образования.

Практическая значимость диссертации состоит в предложенном комплексе педагогических условий обучения детей младшего школьного возраста игре на скрипке. Они заключаются в одновременном обучении детей игре на скрипке и вокалу в процессе групповых занятиях усиленной интенсивности при сохранении временного объема часов, что обеспечивает эффективность начального этапа обучения и воспитания в системе общего художественного образования.

Авторская модель обучения детей скрипичному искусству внедрена в учебный процесс детских школ Республики Корея, в детском досуговом центре г.Сеула, музыкальном центре Кенгвон г.Сеула, музыкальном центре Иммануэл г.Донхе.

Положения, выносимые на защиту:

- комплексное обучение скрипичному и вокальному исполнительству в системе общего художественного образования способствует более эффективному формированию музыкальных способностей, умений и навыков;

- сочетание групповой и индивидуальной форм проведения занятий открывает новые возможности для приобщения учащихся к различным формам музыкального исполнительства;

- увеличение количества практических занятий в классе скрипки при сохранении традиционного объема часов способствует активизации процесса усвоения исполнительских умений и навыков.

- привлечение различных видов искусств и соответствующих частных методик из других областей общего художественного образования позволяет обогатить содержание и процесс обучения детей игре на скрипке.

Апробация и внедрение осуществлялись: в выступлениях на международных научно-практических конференциях и на заседаниях кафедры музыкального образования МГУКИ; - в процессе многолетней работы с учащимися детского досугового центра в г.Сеуле по классу скрипки, учащимися музыкального центра Кенгвон г.Сеула и музыкального центра Иммануел г.Донхе; - посредством публикации материалов исследования.

База исследования: детский досуговый центр г.Сеула. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основы обучения детей игре на скрипке в системе общего художественного образования

Высококультурному, образованному современному человеку должно быть понятно и знакомо в той или иной мере все существующее многообразие видов художественной культуры. Каждое новое знание, приобретенное умение, раскрытая способность в области искусства углубляют потребность личности в разностороннем самообразовании, творческом развитии, личностном совершенствовании и в свою очередь открывают новые возможности всесторонней реализации в обществе.

Аксиоматичным является утверждение, что именно общее художественное образование своим содержанием обеспечивает одновременное достижение целого комплекса психолого-педагогических, социально-культурных, художественно-эстетических, духовно-нравственных целей, которые родители и воспитатели обычно стремятся достичь при работе с подрастающим поколением. Именно в процессе активного постижения искусства происходит формирование общей нравственной и эстетической культуры личности, взращивание высоких духовных потребностей, утончение эстетического вкуса, развитие творческих способностей, комплекса разносторонних практических умений, необходимых для дальнейшего самостоятельного художественного творчества и преображения личностью различных сфер окружающего мира. Кроме того, создание фундаментальной базы теоретических художественных знаний является обязательным условием для роста и самосовершенствования - личностного, творческого, профессионального.

Художественное образование как результат постижения курса специальных научных дисциплин, видов материальной эстетической деятельности и ремесел осуществляется в процессе теоретического и практического обучения, а также целенаправленного воспитательного воздействия. Внешне этот процесс сводится к постоянному общению взрослых и детей, в процессе которого передаются знания, умения, взгляды, идеи, а также происходит обмен мнениями, поиск истины, альтернативных решений, обогащается интеллектуальная, духовная, эмоциональная и практическая творческая области жизненной активности подрастающего поколения. Одна из главных целей художественного образования — формирование потребности в искусстве в различных его проявлениях, формах, видах, жанрах. Потребность, в свою очередь, рождается из заинтересованности творческим процессом, понимания всех этапов его осуществления и крепнет при условии постоянного и регулярного повторения определенного комплекса технических и творческих действий.

Каждая ветвь искусства вносит свой вклад в художественное обучение, воспитание, эстетическое развитие, формирование творческих начал личности. Специалисты, работающие в различных научно-практических областях, соприкасающихся с предметом и объектами музыкального искусства, неоднократно отмечали особое влияние, которое оказывают различные музыкальные инструменты на эмоциональное, психологическое и даже физическое состояние человека. Так, например, учителя музыки, преподающие в вальдорфских общеобразовательных школах, в рамках реализации задачи обучения активному музицированию абсолютно всех учеников, к выбору основного инструмента для каждого ребенка подходят с научных психофизиологических и музыковедческих позиций.

Очевидным является факт особого влияния скрипичной музыки на формирование душевного, духовного и физического состояний человека, вовлеченного в процесс прослушивания, размышления и воспроизведения творений скрипичного искусства. Считается, что именно скрипичная музыка затрагивает самые тонкие струны человеческой души благодаря кристальному звуку, а также особому тембру данного инструмента, максимально приближенному к интонации, характерной для человеческого голоса. Один из корифеев русской хоровой педагогики Орлов B.C. с тембром скрипки сравнивал детские голоса (38. С. 28).

Именно восприятие высокохудожественных, родственных человеческому голосу звуков скрипки, воспроизводимых профессиональными музыкантами, способствует приобретению качественно нового сенсорного опыта в области познания окружающего мира. Психика (бессознательное) и сознание человека начинают функционировать в плоскости высоких общечеловеческих нематериальных ценностей.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению способов интенсификации обучения детей младшего школьного возраста игре на скрипке

Содержание настоящего параграфа диссертационного труда представляет собой практическое обобщение результатов нашей многолетней научно-исследовательской деятельности по совершенствованию процесса обучения детей игре на скрипке. «Сегодня музыканту-педагогу предоставляется право вносить необходимые изменения не только в содержание отдельного урока, но и учебной программы в целом, широко использовать как традиционные, так и новые формы и методы работы, разрабатывать и внедрять на альтернативной основе собственные подходы к организации музыкально-педагогического процесса» (1. С. 5). Выявленные нами педагогические условия успешного комплексного обучения музыкально-исполнительскому искусству (скрипичному и вокальному) при реализации на практике позволяют нам создать самостоятельную педагогическую модель.

Образовательная эффективность, логическая упорядоченность и цельность дидактического и методического содержания предлагаемой модели обучения проверялись нами на практике в течение длительного периода времени на различных уровнях по следующим критериям:

- эффективность функционирования каждой части учебного процесса как самостоятельного элемента педагогического воздействия;

- гармоничное отлаженное взаимодействие всех частей педагогической модели как единого целого организма под воздействием различных внешних условий (социальных, экономических, национально-географических, культурологических); - стабильность получения прогнозируемых результатов при изменении условий функционирования системы во внешнем мире.

Экспериментальная часть исследования представляла собой апробацию новой комплексной модели процесса обучения игре на скрипке детей младшего школьного возраста с учетом специально разработанного комплекса педагогических условий. Мы высказали предположение, что высоких педагогических результатов можно достичь при условии:

- увеличения количества встреч педагога с учеником при сохранении установленного объема учебных часов;

- сочетания групповой и индивидуальной форм проведения занятий;

- параллельного обучения начинающих скрипачей вокальному искусству;

- применения комплекса методов и средств, успешно применяемых в других областях общего художественного образования.

В ходе апробации предлагаемой педагогической модели нами также была осуществлена проверка эффективности разработанной структуры учебно-воспитательной работы и содержания занятий.

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях в рамках традиционного учебного процесса в классе скрипки в детском досуговом центре г.Сеула. Проверка эффективности предложенных способов интенсификации процесса музыкального обучения (фиксирование результатов учебной деятельности детей) проводилась с использованием рейтинговой системы оценивания. В рамках эксперимента нами осуществлялось последовательное введение в учебный процесс предложенных в первой главе педагогических условий повышения его эффективности.

Изначально, несколько лет назад, наша педагогическая деятельность, осуществляемая в досуговом центре и представляла собой традиционный процесс обучения игре на скрипке детей младшего школьного возраста. Вся учебно-методическая работа велась в соответствии с традициями классического профессионального скрипичного обучения, однако носила факультативный характер в силу общей досуговой направленности функционирования всех отделений данного детского центра.

В соответствии со сложившимися организационно-методическими традициями скрипичного обучения индивидуальная форма занятий являлась доминирующей. В целях подготовки концертных ансамблевых номеров мы дополнительно организовывали групповые репетиции для всех учеников одного года обучения. Однако в процессе работы нам удалось экспериментальным путем прийти к заключению о большей результативности проведения занятий с начинающими скрипичными музыкантами в условиях постоянного группового обучения.

Каждый раз, когда по независящим от нас обстоятельствам в классе оказывалось несколько учеников, урок приобретал новый динамичный характер, здоровый соревновательный дух. Работа в группе сверстников способствовала существенному повышению творческой инициативности учеников, результативности проводимых упражнений, открывала новые возможности для расширения спектра используемых педагогических подходов, средств, методов, дидактических принципов и приемов учебно-методической работы. Процесс обучения значительно обогащался разнообразными формами межличностного взаимодействия, применение которых невозможно в условиях индивидуального обучения. Однако все получаемые статистические данные, свидетельствовавшие о повышении эффективности учебного процесса, были нами добыты эмпирическим путем и не были подкреплены достоверными количественными и качественными показателями.

Теоретико-методическая модель обучения детей игре на скрипке на основе комплексного подхода

Высокий рейтинг результатов осуществления учебного процесса с учетом предлагаемого комплекса инновационных педагогических условий по сравнению с рейтингом организации учебного процесса в традиционных педагогических условиях послужил основанием для детальной разработки альтернативной технологии обучения. В настоящем параграфе мы излагаем теорию и методику комплексного обучения исполнительскому искусству, содержание которого разработано с учетом соблюдения предлагаемых педагогических условий, способствующих инновационному преобразованию учебно-воспитательного процесса и достижению максимально прогрессивных результатов. Здесь же изложены педагогические цели, задачи обучения на каждом его промежуточном этапе, а также авторские рекомендации по расширению и обогащению учебно-методической базы альтернативными эффективными современными педагогическими инновациями.

В результате организации образовательного процесса в соответствии с выявленными нами педагогическими условиями должны быть выполнены следующие требования:

- достижение организационно-содержательной интенсивности образовательного процесса за счет сочетания групповой и индивидуальной форм комплексного обучения двум видам искусства одновременно, а также привлечения комплекса дидактических средств из других областей художественной культуры и методов общего художественного образования;

- достижение эффекта своеобразного «погружения» в мир музыки (занятия включают в себя освоение нескольких видов музыкальной деятельности теоретического и практического характера).

Для осуществления деятельности по созданной нами модели преподавателю необходимо учитывать теоретические принципы индивидуально-личностного творческого подхода, которые в процессе практической реализации заключаются в следующем:

- в каждом ученике выявляются способности, умения, навыки, склонности, сильные и слабые стороны, качества личности, которые необходимы для дальнейшей успешной практической работы по освоению исполнительских искусств; выстраивается индивидуальный поурочный план работы преподавателя с каждым учеником, разрабатывается педагогическая стратегия - подбираются методы, приемы, способы, формы работы, которые с опорой на выявленные сильные и положительные личностные аспекты будут способствовать укреплению слабых сторон и активизации сильных качеств личности учеников и в конечном итоге приведут к достижению желаемых педагогических и творческих результатов;

- усложнение учебного процесса производится согласно методу последовательного поэтапного приближения к цели, при котором необходимо на каждом промежуточном этапе отмечать новые прогрессивные достижения ученика, поощрять его развитие, и в зависимости от промежуточных результатов формировать дальнейшие этапы обучения.

Следует также обозначить главные направления организационно-педагогической работы в процессе реализации выбранной педагогической стратегии. Они, в свою очередь, требуют повышенного внимания, специальных усилий по планированию и разработке плана действий частного характера в зависимости от результатов изучения и анализа личностно-социальных качеств, психофизиологических особенностей, комплекса задатков, а также сформированной базы определенных знаний, умений, навыков и способностей каждого ученика.

Итак, для достижения высоких результатов по всем направлениям учебно-воспитательной деятельности педагогу необходимо:

- регулярно проводить поиск эффективных путей и способов активизации ребенка в обучении игре на инструменте и пению, пробуждения желания постоянного совершенствования достигаемых исполнительских умений, появления у ученика стремления и способностей к самостоятельному приобретению профессиональных умений музицирования; - выявлять наиболее оптимальные принципы и методы подачи учебно развивающего материала, а также внедрять инновационные способы и формы его усвоения и воспроизведения в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей обучаемых;

- осуществлять поэтапное комплексное развитие комплексного музыкального слуха, выявлять проблемные стороны организации процесса быстрого прогрессивно-результативного совершенствования слуховых восприятий у обучающихся музыкально-исполнительскому искусству с учетом обобщенных возрастных психофизиологических особенностей, а также индивидуального уровня сформированных способностей, знаний, умений, навыков;

- объяснять родителям необходимость их участия в процессе исполнительского обучения детей, присутствия на классных уроках, побуждать их оказывать детям помощь в проведении домашних музыкальных занятий, напоминать о ключевой роли психолого-педагогического влияния со стороны родителей на активизацию процесса общего художественного воспитания их детей;

- формировать у ребенка чувство ответственности, что, в свою очередь, способствует достижению высоких результатов в исполнительской деятельности.

Похожие диссертации на Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея