Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ И РОССИИ 17
1.1. Становление и развитие методики музыкального обучения и воспитания в России 17
1.2. Методика начального обучения детей дошкольного возраста игре на фортепиано 41
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ 66
2.1. Опытно-экспериментальная работа в детском саду по обучению корейских детей дошкольного возраста игре на фортепиано 66
2.2. Авторская методика обучения игре на фортепиано детей в дошкольных учреждениях Республики Корея 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
- Становление и развитие методики музыкального обучения и воспитания в России
- Опытно-экспериментальная работа в детском саду по обучению корейских детей дошкольного возраста игре на фортепиано
- Авторская методика обучения игре на фортепиано детей в дошкольных учреждениях Республики Корея
Введение к работе
Актуальность исследования. В России теория и методика дошкольного музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с конца XIX века. Именно на рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы раннего эстетического развития детей средствами музыкального искусства, через обучение инструментальному исполнительству - игре на фортепиано и других музыкальных инструментах. В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Н.Карасев, А.Л.Маслов, А.И. Пузыревский, К.Д.Ушинский и многие другие ученые разрабатывали концепции, системы и методики музыкального воспитания и обучения детей музыке. Пропагандируя различные педагогические взгляды, порой даже оппозиционного характера, первые музыкальные педагоги, ученые-теоретики, методисты и воспитатели прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки.
Уже в первой половине XIX века педагогами и чиновниками сферы частного образования разрабатывались рекомендации и программы обязательного обучения детей музыкой и пением с 6-ти лет. Музыкальные занятия длительностью примерно в 30 минут 2-3 раза в день заполняли периоды физического отдыха от теоретических занятий естественными и гуманитарными науками. При этом отмечалось, что «эстетическое развитие являлось средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и создания условий для самовыражения, что, соответственно, способствовало созданию условий для формирования таких качеств, как чувство собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим» (157. С. 99).
В течение всего XX столетия российская теория дошкольного музыкального воспитания и обучения непрерывно совершенствовалась параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли и находила свою реализацию в практике различных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля.
Уже в начале XX века в России появляются народные (бесплатные) детские сады, в которых педагоги-энтузиасты из числа высокообразованной русской интеллигенции, а также рядовые специалисты, получившие специальное образование, занимались комплексным воспитанием маленьких детей, а также всесторонним формированием личности.
В целях совершенствования методики воспитания и развития детей в дошкольных заведениях с учетом национальных традиций и социальных особенностей российского общества Л.К. Шлегер пересмотрела распространенную в те годы в России воспитательную систему, разработанную в первой половине XIX века немецким педагогом Фридрихом Фрёбелем.
Основными учебно-воспитательными компонентами немецкой педагогической системы, а также его адаптированного русского методического варианта являлись:
- сюжетно-ролевые и дидактические игры как основная форма взаимодействия детей с окружающим миром;
- теоретическое и практическое изучение искусства;
- специальные занятия по общему интеллектуальному, мыслительно-аналитическому, сенсорному и речевому развитию;
- физическая деятельность, направленная на всестороннюю социализацию личности, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности.
При разработке и утверждении содержания этих занятий воспитателям рекомендовалось учитывать коллективно проявляющиеся физиологические и социально-психологические особенности каждой конкретной группы детей. Именно такой тип детского дошкольного учреждения послужил СТ. Шацкому моделью для формулирования и детальной разработки концепции так называемого «русского детского сада» (191. Т. 1. С. 267 - 269), а также построения и практического внедрения его известной воспитательной системы.
Главная педагогическая цель, которую необходимо было достичь руководителю в процессе осуществления развивающей эстетической работы по системе СТ. Шацкого, - это всестороннее развитие ребенка, эффективность которого выражалась в достижении разнообразных учебно-воспитательных результатов, например, в накоплении ребенком личного интеллектуального, эстетического и практического художественно-творческого опыта на основе и с помощью формируемых умений, навыков, потребностей, познаний.
Другой известный педагог и музыкально-общественный деятель той эпохи В.Н. Шацкая в школе «Бодрая жизнь» вела активную музыкально-педагогическую деятельность. В результате предложенного этим педагогом массового внедрения хорового пения в повседневный воспитательный процесс дети постигали также азы музыкального искусства, теории и истории музыки, интенсивно изучали нотную грамоту, знакомились с многообразием стилей, жанров, форм инструментального и вокально-хорового исполнительства. По достижении определенного этапа музыкального развития дети на профессиональном уровне осваивали сольфеджио, гармонию, многоголосное хоровое пение а капелла. Кроме того, музыкальные руководители параллельно занимались двигательно-моторным развитием участников хора на специальных музыкально-ритмических занятиях, а также уделяли внимание комплексному художественно-творческому совершенствованию детей, включая в этих целях в программу художественного воспитания постановку музыкальных спектаклей (191. Т. 1. С. 127-256).
Что касается современного уровня развития теории, методики и содержания дошкольного музыкального воспитания, то накопленный методологический фундамент в полной мере способствует созданию благоприятных условий для комплексного всестороннего музыкально-художественного развития детей. Воспитатели могут воспользоваться богатой научно-методической базой для осуществления органичного включения сложившихся традиций, проверенных временем моделей в существующую дошкольную музыкально-воспитательную систему обучения инструментальному исполнительству.
Таким образом, организация процесса обучения игре на музыкальном инструменте детей дошкольного возраста в детских воспитательных учреждениях, с одной стороны, будет опираться на распространенные формы и методы традиционного музыкального воспитания, органично сочетая различные направления художественно-творческой работы с детьми (ритмическое, вокально-хоровое, сюжетно-игровое, театрально постановочное, формирующее мыслительную и речевую функции).
С другой стороны, профессиональный инструментальный компонент и индивидуально-личностный подход к организации учебного процесса явятся новым мощным средством интенсивного эстетического развития детей, постоянно модифицирующимся с учетом раскрываемых музыкально-исполнительских способностей, качеств, умений, желаний и потребностей каждого обучаемого дошкольника.
Степень разработанности проблемы. Данная проблема до настоящего времени в Республике Корея в таком виде не разрабатывалась, хотя практическая ситуация в сфере профессионального и непрофессионального художественного образования демонстрирует назревшую потребность в коренном преобразовании (совершенствовании и содержательном усложнении) общего начального музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Вопросами музыкального образования и просвещения в Корее, проблемами взаимодействия корейской и российской музыкальных культур занимались корейские ученые : Бэк Хи Сук, Зо Ок Хи, Ли Кю Хен, Мо Че Нам.
Особый вклад в сферу музыкального искусства, развитие теории и методики обучения детей в Республике Корея внесен ученым Ким Ми Дя. Она разработала авторскую методику обучения детей сольному пению под свой аккомпанемент на фортепиано. Изучению музыкально-воспитательного процесса обучения игре на фортепиано учащихся детских музыкальных школ и колледжей в Республике Корея посвящены работы Ким Ми Енг.
Изученные нами российские системы и авторские методики, пропагандирующие обязательное внедрение практического инструментального компонента в систему дошкольного музыкально-художественного воспитания, требуют учета национально-исторических факторов. Именно они во многом определяют специфику отбора учебно-воспитательного материала и форм художественно-эстетического развития при разработке новых педагогических систем и обучающих методик на основе иностранных образовательных моделей.
Цель исследования: создание системы комплексного музыкального образования детей дошкольного возраста, включающей общепросветительный, культурно-воспитательный и практический узкоспециальный учебный компоненты.
Объект исследования; организация музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс органичного включения инструментального обучения в систему массового дошкольного музыкального воспитания.
Задачи исследования:
- определить внутренние и внешние причины и условия появления у детей дошкольного возраста интереса к музыке в целом и к освоению музыкального инструмента в частности;
- систематизировать факторы и условия, влияющие на процесс стимулирования интереса к музыкально-исполнительской деятельности, а также создающие благоприятную почву для формирования желания и потребности у детей в практическом освоении музыкального инструмента -обучении игре на фортепиано, одному из сложных видов деятельности для детей дошкольного возраста;
выявить специфику начального этапа процесса освоения дошкольниками музыкального инструмента фортепиано на основе сравнительного анализа психофизиологических особенностей развития детей данного возраста, традиционных форм, методов, средств, применяемых педагогами при обучении детей инструментальному исполнительству;
- создать модель обучения детей дошкольного возраста игре на классическом музыкальном инструменте (фортепиано), адаптированную к условиям общего музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Республики Корея;
- разработать и научно обосновать содержание методики обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста в рамках комплексного музыкально-художественного воспитания.
Гипотеза исследования. Многолетний педагогический опыт позволил нам выступить в научно-исследовательских кругах Республики Корея и России с предположением о возможности существенного повышения эффективности музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В частности, организация в корейских детских дошкольных учреждениях практического обучения музыкальному искусству (игре на фортепиано) в новых воспитательных условиях активизирует эстетическое и общее музыкально-художественное развитие детей.
Учитывая диалектические принципы процесса развития, а также психологические воззрения на условия, способы, формы организации художественной деятельности детей, мы выдвинули тезис о роли инструментального обучения детей дошкольного возраста в эффективном протекании процесса всестороннего становления личности. Так как в возрасте 4-6 лет индивидуальные особенности поведения, характера, интеллектуально-культурные интересы ребенка находятся в стадии активного формирования, то на этот процесс непосредственно влияет характер и содержание всех видов деятельности, которыми ребенок овладевает в этот период.
Таким образом, следует вывод, что музыкальные занятия (как общего развивающего, так и практического исполнительского содержания) активно способствуют целенаправленному становлению личности во всех социально-культурных аспектах (личностном характерологическом, межличностном коммуникационном, творческом, деятельностном и др.).
Методологическая основа. Научно-теоретическую часть нашего исследования мы разрабатывали, опираясь на концепцию комплексного эстетического развития личности, которая формировалась русскими корифеями в области детского музыкального воспитания- Ю.Б. Алиевым, Б.А. Асафьевым, Л.А. Баренбой-мом, Н.Я. Брюсовой, Н.А. Ветлугиной, С.Л. Рубинштейном, СТ. Шацким, В.А. Школяр.
С.Л. Рубинштейном разработана концепция деятельностного подхода к организации единого комплексного процесса обучения, воспитания и психического развития ребенка, ключевые положения которой легли в основу практической части нашей методики общего музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста игре на фортепиано.
Диалектический метод исследования вопросов обучения и развития заключался в разработке единой методики музыкального воспитания и инструментального обучения детей с опорой на методологическую концепцию о взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимном стимулировании процесса обучения и процесса развития (интеллектуального, психического, психомоторного). Так, например, Э.Б.Абдуллин раскрывает методологические основы музыкально-педагогической науки, опираясь на принципы диалектической взаимосвязи и содержательной целостности, анализирует закономерности и особенности развития учебно-воспитательного процесса при различных внешних социально-организационных условиях и под воздействием определенных внутренних факторов (внесение преобразований в методику и содержание обучения, а также в воспитательную политику).
Результаты применения разработанной нами методики представляют собой достижения ребенка в различных областях эстетического знания и музыкально-художественного творчества - знания, умения, навыки, способности, качества, которые формируются и совершенствуются непрерывно по концентрическому пути.
Оперирование принципами и методами системного подхода, представляющего наиболее полное проявление диалектического метода познания действительности, позволяет изучать явления музыкальной культуры и педагогического процесса в их сложной и разнообразной диалектической взаимосвязи, выявляя установившиеся структурно-организационные и содержательно-формирующие закономерности, им присущие. Существенное влияние при разработке методологии данного исследования оказали, в частности, концептуальные положения Л.С. Выготского о системности общенаучных знаний как основополагающем принципе изучения динамики развития явлений и процессов в области искусства, а также научные труды М.С. Кагана в области философии, методологии и теории художественной культуры.
Разработка методики обучения игре на музыкальном инструменте детей дошкольного возраста проводилась также с позиций психолого-физиологического подхода к организации художественно-творческой деятельности в детском дошкольном коллективе с учетом индивидуальных психофизиологических личностных особенностей и характерных возрастных проявлений.
Теоретическая основа исследования. Вопросы теории и технологии организации процесса детского музыкального творчества выявляли и раскрывали на протяжении многих лет в своей научно-исследовательской и методико-практической педагогической деятельности В.И. Адищев, В.П. Анисимов, Б.В. Асафьев, Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Е.Б. Долинская, Т.С. Комарова, Б.Д. Критский, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, М.А. Румер, Г.П. Стулова, К.В. Тарасова, Н.А. Терентьева и другие практики детского музыкально-художественного воспитания.
Научно-теоретическую и эмпирическую опору нашей экспериментальной работы в области детского творчества, раскрытия художественной одаренности и развития креативных способностей составили психологические исследования Е.Ю.Глазыриной, М.В. Межевой, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Рубинштейна, Е.Л. Яковлевой.
Проблемы и факторы успешного формирования общей духовной культуры, условия организации эффективного воспитательного процесса, направленного на становление и укрепление нравственных и высокоэстетических основ детской личности в своих трудах рассматривали В.В. Антонов, Л.С. Зорилова, Л.Н. Паукова, В.А. Разумный, B.C. Семенов.
Национальный опыт российских педагогов в области организации и совершенствования процесса эстетического воспитания широко аккумулируется в научных трудах В.А. Власова.
Теорию и методику постановки детского голоса в процессе хорового и сольного (вокального) обучения в рамках общехудожественного музыкального воспитания в российской научной среде разрабатывали: Л.М. Абелян, Ю.Б. Алиев, Е.И.Алмазов, Е.А Альбова, Л.М. Андреева, О.А. Апраксина, В.А. Багадуров, Е.Я. Гембицкая, С.Н. Гладкая, Л.В. Голицына, Л.Б.Дмитриев, Н.Н. Добровольская, И.И. Левидов, А.Н. Луканин, Е.М. Малинина, А.Г. Менабени,Т.Н. Овчинников, Н.Д. Орлова, А.А. Перепелкина, B.C. Попов, А.И. Пузыревский, А.А. Сергеев, В.Г. Соколов, О.П. Соколова, В.К. Тевлина.
Мы проанализировали многие методики обучения игре на фортепиано с позиции возможности их адаптации теоретико-практического потенциала в корейских педагогических условиях: А.Д. Алексеева, А.Д. Артоболевской, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, Т.Л. Беркман, Н.Л. Выгодского, Е.Ф. Гнесиной, Т.А. Качарминой, В.В. Листовой, Н.А. Любомудровой, С.С. Ляховицкой, Б.Е. Милич, Л.А. Москаленко, В.А. Натансона, А.А. Николаева, В.Л. Сибор, Г.М. Цыпина, А.П. Щапова.
Многие российские ученые, педагоги, музыкальные теоретики занимались научно-практической разработкой отдельных методических направлений музыкальной педагогики, например, проблемы развития у детей темпоритмического чувства и слуха: А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Е.Г. Иоффе, М.И. Лерман, Б.Е. Милич, В.Л. Михелис, Г.П. Прокофьев, СИ. Савшинский, К.В.Тарасова, СЕ. Фейнберг, Г.М. Цыпин.
Таким образом, теоретические основы проблемы нашего исследования сформированы фундаментальными трудами российских ученых в области педагогики, психологии, музыкознания и других научно-практических сферах, предметы исследования которых имеют определенное отношение к теме нашего исследования.
Методы исследования. Теоретические методы исследования:
- документационный анализ (изучение учебных программ, цикличных и поурочных планов, других рабочих материалов организационно-методического характера в учебно-воспитательных заведениях общеэстетического, а также специализационного и дополнительного музыкального профиля, руководящей и контрольной документации вышестоящих органов управления);
- общий и специальный источниковедческий анализ (изучение художественной литературы, педагогических мемуаров, творческих автобиографий; учебно-методических пособий, результатов диссертационных исследований по данной тематике);
- сравнительный теоретический анализ существующих музыкально-педагогических систем и методик обучения исполнительству
(инструментальному и вокальному) с последующим обобщением и систематизацией предлагаемых психолого-педагогических подходов, дидактических принципов, методов, организационных форм, приемов и средств воспитания и обучения.
Практические методы исследования:
- проведение тематических дискуссий с коллегами по месту их работы, а также на плановых научно-практических конференциях и методических семинарах;
- организация целенаправленных бесед по заранее составленному плану развития обсуждаемых тем с потенциальными исследуемыми группами;
- метод упражнений (формирование комплекса упражнений, специально подобранных на основе психологических, физиолого-медицинских, педагогических и музыковедческих знаний о детях дошкольного возраста, систематизированных и прошедших апробацию на степень обучающей эффективности и возрастной доступности)
Этапы исследования.
На первом этапе исследования (1999 - 2001 гг.) изучались проблемы музыкальной педагогики в научной литературе. Определялись теоретико-методологические основы исследования, формулировались цель, задачи, гипотеза, формировались экспериментальные и контрольные группы.
На втором этапе (2001 - 2003гг.) была разработана теоретическая концепция, проводилась опытно-экспериментальная работа с детьми от 4-х до 6-ти лет на базе частного корейского дошкольного воспитательного учреждения (20 чел.). На третьем этапе (2003-2005гг.) велось обобщение результатов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: методологической обоснованностью, позволяющей осуществить целостные научные подходы к решению исследуемой проблемы; теоретическим анализом многочисленной педагогической литературы; проверкой эффективности разработанных теоретических положений в результате личного участия автора в опытно-экспериментальной работе; внедрением в педагогическую практику воспитания и обучения игре на фортепиано научных методов, позволивших подтвердить выдвинутую гипотезу.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- проанализированы впервые в истории научных, культурных и образовательных связей между Республикой Корея и Российской Федерацией значительные теоретические достижения российской педагогической науки в области дошкольного музыкального воспитания с точки зрения их интернациональной и межкультурной методико-практической эффективности;
- обобщены и адаптированы к дальнейшей трансформации и внедрению в музыкально-педагогическую науку и практику дошкольных и внешкольных воспитательных учреждений Республики Корея методики музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано;
- пересмотрены основные подходы к процессу обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста, а также организационные формы обучения, методы развития, приемы и способы увлечения детей музыкальным инструментом, процессом самостоятельного исполнения и — самое главное - заинтересованности в дальнейшем обучении, преодолении трудностей технического характера в процессе репетиций, самостоятельной домашней работы над разучиваемыми произведениями;
- разработана и научно обоснована методика обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста в рамках комплексного музыкально-художественного воспитания.
Практическая значимость исследования. Инновационность исследования полностью раскрылась в практической педагогической деятельности и проявилась в несравненно более высоких результатах, которые показали дети - участники нашей экспериментальной работы при проведении контрольного среза.
Внедрение в образовательную практику Республики Корея предложенного комплекса педагогических условий, приемов и методов, разработанных в процессе проведения опытно-экспериментальной работы, обеспечат эффективное эстетическое воспитание и обучение корейских детей дошкольного возраста игре на фортепиано в дошкольных учреждениях.
Апробация и внедрение. Результаты исследования прошли широкую апробацию в средней и старшей группах детского сада, подтвердили высокую эффективность предложенных педагогических инноваций, в результате чего данная методика стала применяться и другими корейскими дошкольными учреждениями.
Кроме того, мы неоднократно выступали в среде коллег по вопросам эстетического воспитания и обучения детей дошкольного возраста игре на фортепиано, дважды участвовали в научно-практических конференциях, и, как результат, осуществили три публикации по этой проблеме.
На защиту выносятся:
- выдвинутый тезис о возможности существенного повышения эффективности музыкального воспитания корейских детей дошкольного возраста при комплексной организации в детских дошкольных учреждениях процесса практического обучения музыкальному искусству, которое осуществляется в рамках создания новых воспитательных условий, активизирующих эстетическое и общее музыкально-художественное развитие;
- условия, способствующие достижению успешных практических результатов в воспитании и обучении музыке корейских детей в дошкольных образовательных учреждениях, способы и формы организации художественной деятельности детей;
- утверждение, что инструментальное обучение детей дошкольного возраста является весьма важным фактором становления личности, так как характер и содержание всех видов деятельности, которыми ребенок овладевает в возрасте 4-6 лет, непосредственно влияет на формирование индивидуальньж особенностей поведения, дальнейшего личностного и социального развития ребенка, его интеллектуально-культурные интересы и творческие проявления.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Становление и развитие методики музыкального обучения и воспитания в России
Музыкальное искусство оказывает многоплановое воздействие на человека. Благодаря включению методологического, дидактического и методического потенциала музыкальной культуры в процесс воспитания достигаются прогрессивные результаты в различных областях социальной, профессиональной и творческой досуговой деятельности, а также в процессе целенаправленного эстетического развития и нравственного совершенствования личности.
По своему содержанию достигаемые педагогические результаты можно объединить в два блока.
Первый блок формируют процессы физиологического характера. Комплексное воздействие музыкального искусства на психофизиологическую сферу ребенка стимулирует работу сенсорных систем, которые, в свою очередь, значительно преобразуют жизнь ребенка, обогащают его эмоционально-чувственное существование, способствуют раскрытию творческого потенциала. Посредством музыкального искусства стремительно обогащается внутренний мир ребенка - мир чувств, эмоций, впечатлений, так как «...музыка непосредственно обращается к ребенку обобщенным, предельно концентрированным эмоционально-чувственным опытом предыдущих поколений» (25. С. 5).
Второй блок представляет собой процессы, формирующие личность в социальном плане. Музыкальное искусство благодаря огромному интеллектуальному потенциалу способствует активизации процессов сложных типов мышления (например, абстрактно-аналитического). Кроме того, активное постижение музыкальных произведений (сопереживание, сотворчество в процессе исполнительства) способствует развитию сознания, расширению мировоззрения, стимулированию интеллектуальной деятельности (воображения, сюжетного сочинительства).
Таким образом, раннее общее художественное воспитание и музыкально-эстетическое развитие имеют своей целью, в первую очередь, активизацию основных психических и физиологических функций человека — широкой сенсорной сферы и моторики, внимания, воображения, различных видов мышления и памяти, воли и стремления к деятельности (в том числе и творческой). Именно результаты эффективного протекания основных психофизиологических процессов являются базой для успешного формирования в процессе дальнейшего целенаправленного обучения широкого спектра способностей, умений, развития интеллекта, приобретения теоретических знаний и практических навыков в самых разнообразных сферах жизнедеятельности, становления полноценно развитой сформировавшейся личности. «Приобщение к музыке с трех лет позволяет педагогу своевременно обнаружить и скорректировать слабые стороны или даже дефекты в развитии ученика, потому что они выявляют себя в наиболее пластичный период, когда устанавливаются психо-физиологические параметры будущей личности» (200. С.22).
Музыкальное образование обладает огромным потенциалом, формирующим, в первую очередь, духовность человека. Музыка способствует подтверждению содержательного чувственно-умственного существования личности, качественного совершенствования его интеллектуальной природы. «Художественная музыка — богатейшая сокровищница человеческих чувств, мыслей, переживаний, при определенных условиях самым непосредственным образом формирует духовный мир учащихся, который благодаря музыке становится много ярче, разностороннее, глубже. Приобщая детей к музыкальным произведениям различного характера, содержания, стиля, можно формировать их духовную культуру в желаемом направлении» (9. С. 3). Понятия «духовная культура» и «музыкальная культура» тесно соприкасаются, так как их содержание, смысл и социальная роль идентичны и равноценны: «Культура по сути своей - это логическая целостная система, и она не существует как простая совокупность частных отдельных знаний» (62. С. 18). Исследователь Глазырина Е.Ю. определяет сущность и понятие общей музыкальной культуры как «целостный универсальный и доступный для всех детей (независимо от уровня их музыкальной образованности) опыт постижения непреходящих общечеловеческих ценностей музыкального искусства» (62. С. 16).
В связи со сказанным следует отметить, что в процессе занятий музыкальным искусством одновременно отшлифовываются внутренние качества индивида, а также определяются цели, значение и способы гармоничного и полезного коллективного существования. Медушевский В.В., последователь искусствоведческих концепций и научно-практических музыкально-педагогических изысканий Асафьева Б.В., в своих многочисленных трудах подробно раскрыл и объяснил коммуникативную природу, социальные функции и значение музыкального искусства (104).
Опытно-экспериментальная работа в детском саду по обучению корейских детей дошкольного возраста игре на фортепиано
Наиболее эффективной формой приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному искусству, как установлено нами в ходе проведения экспериментальной работы, является непосредственное знакомство с музыкальным инструментом. Выполнение этого организационно-педагогического условия является основным стержневым элементом, формирующим как исполнительскую, так и слушательскую музыкальную культуру личности ребенка. Комплексное теоретико-практическое обучение и воспитание позволяет аккумулировать и широко использовать все значимые достижения музыкального искусства для всестороннего эстетического развития детей дошкольного возраста.
Особенности организации процесса освоения музыкального инструмента (в данном случае фортепиано) в детском саду, осуществляемого в условиях применения групповой формы обучения, во многом связаны с возрастными закономерностями психофизиологического развития данной возрастной группы обучающихся. Возрастные особенности дошкольников требуют выполнения следующих условий при разработке методики обучения игре на фортепиано:
- применение групповой формы обучения в качестве доминирующей, способствующей быстрому достижению педагогических результатов благодаря возможности применения расширенного комплекса методов и приемов обучения, а также активизации коммуникативных процессов между детьми;
- заполнение практически всего объема учебного времени различными игровыми формами работы, являющимися проявлением основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
- реализации принципа наглядности во всех формах работы с детьми как основного способа обеспечения эффективного зрительного восприятия и усвоения предлагаемого учебного и информационного материала;
- обязательное присутствие в содержании вербальных форм работы с детьми ярких и контрастных образов для эффективной организации процесса образного мышления;
- создание учебно-воспитательных условий, благоприятных для организации процессов непроизвольного внимания и запоминания и повышения их результативности (например, обеспечение яркого положительного эмоционального фона занятий); - тщательный подбор разнообразного музыкально-художественного материала (гомофонного и гармонического склада, вокальных, инструментальных и вокально-инструментальных произведений фольклорного, классического академического и современного характера, в существующих авторских вариантах либо адаптированных педагогом), рассчитанного на восприятие данной возрастной группой; - включение в занятия дополнительных упражнений по развитию мелкой моторики рук; - заполнение практически всего объема учебного времени различными игровыми формами работы, являющимися проявлением основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
- разработка механизма поощрений, педагогических средств и методов стимулирования заинтересованности в обучении, а также формирования психологической уверенности в собственных силах, в конечном успехе.
В процессе исследовательской работы мы на протяжении двух лет осуществляли включенное педагогическое наблюдение за деятельностью детей 4-6 лет в детском саду. В результате наблюдения нам удалось выявить наиболее эффективные пути, методы, приемы и формы общего музыкального воспитания и развития детей. Исходя из поставленной цели, задач и гипотезы, которая была сформулирована нами за два года до начала проведения педагогического наблюдения при формировании плана работы над диссертационным исследованием, мы приступили к проведению экспериментальной работы.
Цель экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности разработанной нами методической системы общего музыкального обучения и воспитания детей на определенном возрастном этапе, то есть от 4-х до б-ти лет. Этот возрастной период является дошкольным и характеризуется психологами и педагогами как самый интенсивный в воспитательном и личностно-формирующем аспектах.
Педагогический эксперимент проводился на базе частного корейского дошкольного воспитательного учреждения (детского сада), которые имеют большое распространение в Республике Корея. В целях проведения эксперимента нами был создан специальный экспериментальный класс, состоящий из двух групп. Нами было отобрано 20 детей 4-летнего возраста, 10 детей мы определили в первую группу и 10 детей во вторую.
Авторская методика обучения игре на фортепиано детей в дошкольных учреждениях Республики Корея
Методическая система музыкального воспитания дошкольников, а именно подбор методов, форм, условий и средств поэтапного формирования музыкальных способностей, художественно-эстетических творческих потребностей, музыковедческих знаний, практических исполнительских умений и навыков, построена с учетом закономерностей и особенностей психофизиологического развития детей данной возрастной группы.
Для большинства детей дошкольного возраста характерна повышенная психомоторная активность, желание самостоятельных открытий на основе собственных зрительных, слуховых, но в первую очередь - тактильных ощущений. Все это говорит о том, что профессиональное (под руководством музыкального педагога) знакомство с музыкальной культурой маленьких детей должно начинаться не с абстрактных теоретических положений, и даже не с занятий по прослушиванию музыкальных произведений, которые оказывают на детей огромную психоэмоциональную нагрузку, требуют длительного внимания, терпения, долгого ограничения двигательной активности. Наилучший, наиболее эффективный и безошибочный с психолого-педагогической точки зрения путь введения ребенка в мир музыки - это непосредственное знакомство с самим процессом появления музыкальных звуков, создания музыкальных мыслей, фраз и произведений. Именно музицирование отвечает всем требованиям психики, физиологии и духовно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста, радостно и заинтересованно воспринимается самими детьми.
В процессе проведения подобных педагогических экспериментов нами было замечено, что после получения первых практических исполнительских умений и навыков в области звуковоспроизведения, музицирования и даже сочинительства, необходимые базовые теоретические сведения усваиваются детьми очень легко, радостно и с большим интересом. Они могут оценить необходимость подобных знаний и моментально применить их на практике, включить в собственный творческий процесс для достижения новых результатов, совершенствования своего нового мастерства.
Групповые занятия музыкальным искусством играют большое значение в процессах социализации личности, формирования у ребенка коммуникативного поведения, то есть способствуют выявлению, воспитанию и развитию таких личностных качеств, как уверенность, чувство собственного достоинства, доброжелательность, оптимистичность и других, являющихся, в свою очередь, важными факторами правильного будущего социального, профессионального и внутреннего психологического формирования личности. Таким образом, следует логическое заключение, что чем раньше ребенок будет включен в подобные процессы «социализации искусством», тем больше положительных результатов достигнут педагоги, родители и сам ребенок во всех сферах жизнедеятельности и психоэмоциональной активности.
На основе тщательного анализа психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, а также опираясь на отдельные эмпирические результаты нашей музыкально-педагогической деятельности, мы выявили основные дидактические принципы, на которых базируется содержание нашей методики:
- поступательное, концентрическое развитие тем в порядке усложнения информационного материала, предлагаемого к запоминанию, пониманию, воспроизведению, анализу и творческой переработке (в зависимости от задания);
- контрастность как главный принцип построения урока (проявляется в продуманном чередовании видов и форм активности ученика в процессе занятия в целях избежания переутомления (как физического, так и умственно-эмоционального).
Невозможен прямой перенос на корейскую образовательную почву, то есть в иные национальные, социально-демографические, экономические и культурные условия известньж в российской и европейской практической музыкально-педагогической области методик обучения игре на инструменте, осуществляемого в рамках общего музыкального развития. Большая часть таких практических разработок в новых социально-педагогических условиях теряет свою актуальность, что ведет к существенному снижению эффективности предлагаемых форм и методов работы.
Кроме того, подавляющее количество методик ориентировано на обучение более старшей возрастной детской группы, в основном младших школьников, что не соответствует объекту нашего исследования. Отмечаемые педагогами, психологами и медиками различия психологического, физиологического, интеллектуально-деятельностного характера между детьми этих двух возрастных групп требуют основательной переработки таких методик, пересмотра путей реализации предлагаемых форм, принципов, методов и приемов педагогической работы учителя и творческой деятельности детей в случае принятия решения об их использовании в дошкольных учебно-воспитательных заведениях.
Следует отметить, что в данной ситуации сохраняются все основные этапы работы педагога с учеником, все ступени на пути постижения искусства фортепианной игры. Однако, в то же время содержание методики обогащается новыми формами творческой активности детей и подачи учебного материала, новыми педагогическими приемами и подходами к решению вопроса творческого развития и полноценного эстетического воспитания. В частности музыкальные занятия воспринимаются не только как форма получения дополнительного эстетического образования или освоения основной профессиональной деятельности в будущем, но как средство, способствующее более эффективной подготовке ребенка к успешной деятельности в ближайшие годы, как неотъемлемый компонент целого комплекса учебно-воспитательных мероприятий по подготовке ребенка к школе.
Индивидуальный подход к организации процесса обучения игре на фортепиано детей в дошкольном воспитательном учреждении выражается в следующем. Очевидно, что каждый ребенок изначально обладает неповторимым комплексом ярко выраженных задатков для занятий музыкальным искусством. Кроме того, к этому возрасту у него складывается определенный комплекс выявленных и часто уже достаточно развитых музыкально ориентированных способностей, знаний и умений (игра на элементарных детских музыкальных инструментах, пение, начальные теоретические познания в области музыкальной культуры).