Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАРМОНИКИ В РОССИИ 16
1.1. Исторический аспект развития гармоники 16
1.2. Становление методики обучения игре на гармонике 58
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГАРМОНИКЕ - ХРОМКЕ 93
2.1. Характеристика педагогической модели развивающего обучения в классе гармоники-хромки 93
2.2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности исследуемой модели обучения игре на гармонике-хромке 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 165
- Исторический аспект развития гармоники
- Становление методики обучения игре на гармонике
- Характеристика педагогической модели развивающего обучения в классе гармоники-хромки
Введение к работе
Развитие российского общества на рубеже ХХ-ХХІ вв. характеризуется кризисным состоянием политической и экономической сфер, утверждением иных принципов организации жизни и деятельности людей, разрушением идеалов и традиций. В этих условиях проблема возрождения духовности и нравственного оздоровления нации становится приоритетной. Осуществление успешного ее решения возможно только на основе обращения к непреходящим ценностям традиционной народной культуры -источника и фундамента целостной культуры общества.
Наблюдаемое в последние годы резкое усиление интереса к национально-самобытным сферам культуры, осознанное стремление к сохранению исторического прошлого может оказаться важнейшей предпосылкой для формирования национального самосознания, воссоздания художественно-творческого духа, явиться мощным стимулом нравственно-эстетического развития общества. Д.С. Лихачев видел главную задачу эстетического и нравственного воспитания в том, что массовой культуре, которая с завидной энергией вторгается в нашу жизнь, следует противопоставить высокую культуру, имеющую эмоциональную народную основу [133].
Музыкальное фольклорное творчество, как одна из граней
художественной культуры народа, является особой формой эстетического
отношения человека к окружающему миру. Системный характер
фольклорной культуры создает в педагогическом процессе благоприятные
условия для вовлечения детей в разнообразную художественную
деятельность. Обучение ребенка музыкальным видам и жанрам народного
искусства эффективно формирует его мышление, способствует
всестороннему раскрытию резервно-творческого потенциала,
интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию.
4 Закономерно, что обращение общества к своему музыкальному наследию с
целью вовлечения его в учебно-воспитательный процесс не обошло
вниманием такую важную составляющую народного творчества, как
исполнительство на самобытных национальных инструментах. Особое место
в системе музыкальных инструментов русской фольклорной традиции
занимает гармоника.
Зародившись как фольклорный инструмент, гармоника в России
прошла сложный путь становления и развития от примитивной «заморской
игрушки» до современной модели концертного баяна, обладающего
огромным музыкально-исполнительским потенциалом. В современных
условиях состояние гармоники характеризуется, с одной стороны,
высоким уровнем развития академических традиций ее хроматической модификации - баяна, а с другой - возрождением и развитием исполнительства, вхождением в образовательную систему её национальных видов.
В контексте данного исследования необходимо отметить, что первая попытка вовлечения диатонических гармоник в музыкально-педагогический процесс, предпринятая по инициативе А.В. Луначарского в 20 - 30-е гг. XX в., завершилась вытеснением их инструментом более широких и перспективных возможностей - баяном.
Главным и основным направлением развития профессионального баянного исполнительства на протяжении последних 70 лет было освоение им все новых пространств музыкальной нотно-письменной культуры. В настоящее время развитие концертного многотембрового готово-выборного баяна характеризуется выходом его за рамки национальной культуры, поисками новых тембровых сочетаний и налаживанием связей с инструментами, входящими в лоно академической музыкальной культуры, созданием оригинального репертуара выдающимися российскими и
5 зарубежными композиторами. Все это дает ему основание для получения статуса полноценного академического камерного инструмента.
В то же время оригинальная манера игры сельских гармонистов, со свойственными ей многовариантностью, импровизационностью, «нелинейностью» музыкального мышления, не получила развития в профессиональном баянном исполнительстве и в плоть до середины 80-х годов сохранялась исключительно в творчестве любителей-самоучек -носителей традиций устно-фольклорного музицирования.
В последние годы в качестве альтернативы академическому типу обучения формируется новая педагогическая система, связанная с возрождением, сохранением и развитием традиционной народной культуры.
В 1991 г. в г. Краснодаре при Государственном академическом Кубанском казачьем хоре была открыта Краевая детская экспериментальная школа народного искусства (КДЭШНИ). Главная ее цель - воспитание гармонично развитой личности ребёнка средствами традиционной народной культуры. Ведущей задачей является приобщение детей к сфере народного творчества через практическое освоение ядра кубанской славянской традиции.
На отделении народных инструментов КДЭШНИ впервые в системе музыкального образования Краснодарского края был открыт специальный класс двухрядной диатонической гармоники-хромки. В соответствии с образовательной концепцией школы обучение игре на национальных инструментах было организовано с учетом механизма традиционной культурной преемственности. В связи с этим потребовалось создание педагогической технологии и системы организации учебно-воспитательного процесса в классе гармоники-хромки с использованием как общепринятых, так и нетрадиционных методов и форм обучения.
В поисках решений педагогических проблем начального обучения исполнительству на гармонике-хромке нами были проанализированы
учебные пособия, Школы и Самоучители, изучены труды А.А Банина, Г.И. Благодатова, К.А. Верткова, Е.В. Гиппиус, М.И. Имханицкого, Е.И. Максимова, A.M. Мирека, А.А. Новосельского, посвященные вопросам становления и развития гармоники. В результате было выявлено отсутствие научно-обоснованных теоретических и методических положений, разработанных с учетом специфики культурно-исторического развития диатонической гармони и ее функционирования в настоящее время.
Проведенный нами анализ Школ и Самоучителей для баяна показал, что все они ориентированы на академический тип обучения. Отдельные положения исследований и учебных пособий Ю.Т. Акимова, В.Н. Мотова, Г.И. Стативкина, Г.И. Шахова, в которых рассматриваются вопросы теории и методики игры по слуху на баяне, были использованы нами на занятиях в классе гармоники-хромки. Однако в виду существенного отличия конструктивного устройства хромки и баяна (разное строение звукорядов, диатонический и хроматический строй инструментов) положения данных работ не решали в полном объёме учебные задачи обучения на гармони.
Мы пришли к выводу, что теоретические положения и методические разработки баянной школы не могут быть в полной мере адаптированы к процессу начального обучения в классе гармоники-хромки.
Всё вышеизложенное выявило противоречие между, с одной стороны,
возрождением и развитием исполнительских традиций на гармонике-хромке,
созданием концертного репертуара, открытием специальных классов гармони
в учреждениях музыкальной образовательной системы всех ступеней и, с
другой стороны, отсутствием теоретических положений, методических
рекомендаций, педагогических технологий, формирующих научно-
методическую и практическую базу обучения игре на инструменте. Данное
противоречие определило актуальность проблемы исследования.
которая заключается в необходимости создания теоретически разработанной
7 и научно-обоснованной системы начального обучения игре на двухрядной
диатонической гармонике-хромке.
Объект исследования - музыкальное обучение и воспитание детей в условиях учебно-творческого процесса в учреждениях начального звена системы музыкального образования.
Предмет исследования - процесс обучения учащихся игре на гармонике- хромке в детских школах народного искусства.
Цель исследования - создание теоретически разработанной и научно-обоснованной педагогической модели развивающего обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования. Задачи исследования: исследовать культурно-исторический аспект становления гармоники в России и выявить специфику развития гармоники-хромки на современном этапе;
определить психолого-педагогические условия эффективного развития общих и музыкальных способностей учащихся в классе гармоники-хромки;
разработать методику, основанную на синтезе передачи устной музыкальной народной традиции и академического инструментального обучения;
апробировать экспериментальную педагогическую модель обучения гармонистов в условиях учебно-воспитательного процесса в детской школе народного искусства.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что учебно-воспитательный процесс начального обучения на гармонике-хромке наиболее эффективен, если:
реализуется на синкретической основе, что предусматривает комплексное освоение учащимися дисциплин фольклорного цикла;
осуществляется по методике, основанной на синтезе передачи устной музыкальной народной традиции и академического обучения;
создаются психолого-педагогические условия для развития общих и музыкальных способностей личности (личностно-ориентированный и содержательно-деятельностный подходы; введение учащегося в активный учебно-творческий процесс; создание эмоциональной комфортной атмосферы).
Методологической основой исследования являются:
принципы диалектической философии, ее современные концептуальные положения, выявляющие закономерности общественно-исторического развития системы общего и музыкального образования и позволяющие рассмотреть процесс обучения музыке во всей сложности единства взаимопроникающих противоположных тенденций, связанных как с предметом обучения, так и с личностью учащегося;
современная философская концепция культурного образования, в центре которой находится развивающаяся личность обучаемого, и ее основное положение о ведущей роли деятельности в развитии творческой индивидуальности.
Теоретическую основу исследования составили: труды М.М. Бахтина, В.А. Кан-Калика, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, в которых рассматриваются проблемы преемственности традиционного народного творчества, сущность традиций и их роль в жизни современного общества;
идеи гуманизации образования, основанные на базе нового педагогического мышления, берущего начало в работах: Э.Б. Абдуллина, Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, В.В. Давыдова, Э.Д. Днепрова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенкова, Д.Б. Кабалевского, С.Д. Ладыжец, А.В. Петровского, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, Д.Б. Эльконина;
работы ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогической теории воспитания: ЮЛ. Азарова, В.Г. Афанасьева, Н.К. Баклановой,
9 Д.Б. Кабалевского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.И. Черниченко,
СТ. Шацкого;
труды В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Н.Д. Никандрова, в которых
авторы рассматривают педагогическую деятельность как творческий
процесс;
педагогическое наследие известных педагогов-музыкантов:
Л.А. Баренбойма, Л.В. Гинзбурга, А.Б. Гольденвейзера, И. Гофмана,
Г.М. Когана, ГГ. Нейгауза, Л.В. Николаева, СИ. Савшинского,
СЕ. Фейнберга, А.П.Щапова;
работы, в которых рассматриваются проблемы активизации
музыкальных и творческих способностей личности: Ю.Б. Алиева,
Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.А. Готсдинера,
АЛ. Готсдинера, В.И. Загвязинского, И.Т. Назарова, Б.М. Теплова,
М.Э. Фейгина, Г.М.Цыпина, Л.В.Шаминой;
исследования Н.А. Гарбузова, А.А. Готсдинера, В.В. Медушевского,
ЕВ. Назайкинского, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова в области музыкальной
психологии;
труды, посвященные изучению культурно-исторического аспекта
бытования национальных инструментов, сохранения и развития народной
музыкальной инструментальной культуры, А.А. Банина, Г.И. Благодатова,
К.А. Верткова, В.А. Вольфовича, М.И. Имханицкого, Е.И. Максимова,
И.В. Мациевского, A.M. Мирека;
работы по региональному фольклору и этнокультуре Кубани: И.Н. Бойко, НИ. Бондаря, Н.Н. Гаврюшенко, А.А. Слепова, Н.Р. Туравец;
работы видных российских музыкантов педагогов-баянистов: Ю.Т.Акимова, ИД. Алексеева, В.В. Бесфамильнова, П.И. Говорушко, Б.М.Егорова, Ф.Р. Липса, В.Н. Мотова, М.Д. Обертюхина, А.Е. Онегина, Г.И. Шахова;
10 теоретико-методические основы системы подготовки учителей музыки,
разработанные в трудах Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной,
Л.Г. Арчажниковой, Б.В. Асафьева, Б.В. Афанасьева, Л.А. Рапацкой,
Б.М. Целковникова, СП. Шацкого, Л.В. Школяр.
Концептуальное значение в определении теоретической позиции автора имеет использование основных положений теории развивающего обучения и психологической теории деятельности в организации художественно-педагогического процесса обучения детей игре на гармонике. Теоретическая концепция развивающего обучения, главные положения которой были сформулированы В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным, базируется на культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л.С. Выготского.
Существенный вклад в разработку психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением внесли ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, ВВ. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, НА. Менчинская, Д.Б. Эльконин. Основополагающий тезис этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка опосредствовано его воспитанием и обучением. Психолого-педагогическая теория деятельности разработана отечественными учеными АН. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном.
Немаловажное значение имеют исследования, посвященные проблеме изучения у младших школьников умения оценивать различные стороны своей учебной деятельности, таких педагогов и ученых, как Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов.
Взгляд на оценку, как на психологический механизм формирования у учащихся умения учиться и активизации учебного процесса, нашел свое отражение в трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина.
Для решения намеченных в диссертации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих научных методов, включающих:
изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической и специальной литературы;
структурно-содержательный анализ документов (концепций, учебных планов, типовых и авторских программ по обучению игре на музыкальных инструментах и др.);
целенаправленное педагогическое наблюдение; беседы, анкетирование, интервьюирование; обобщение и изучение передового педагогического опыта; анализ собственной преподавательской деятельности; экспертные оценки, моделирование, тестирование, видео- и аудиозаписи; опытно-экспериментальную работу;
количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Научная новизна исследования состоит в том, что нами: 1.На основе результатов анализа культурно-исторического становления и развития гармоники в России сформулированы цели, задачи, принципы начального обучения в классе гармоники-хромки, определены его методы и формы организации.
2. Разработаны и теоретически обоснованы:
методика обучения игре на гармонике-хромке, в основе которой лежит синтез приемов и методов обучения музыкально-слуховой и академической нотно-письменной традиции;
предметно-методический инструментарий, способствующий повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, а также система музыкально-развивающих игр, творческих заданий и упражнений, активизирующих общие и музыкальные способности учащихся.
3. Определены психолого-педагогические условия развития
индивидуально-личностных качеств и музыкальных способностей учащихся
(личностно-ориентированный и содержательно-деятельностный подходы;
12 вовлечение учащихся в активный творческий процесс; создание эмоциональной комфортной атмосферы).
Базами опытно-экспериментального исследования были Краевая детская экспериментальная школа народного искусства при Государственном академическом Кубанском казачьем хоре (учащиеся отделения народных инструментов и народного хора), средняя школа № 35 г. Краснодара (учащиеся классов с углубленным изучением музыки).
Этапы исследования. Исследование осуществлялось на протяжении 21 года (1981 - 2001 гг.) и проходило в 3 этапа:
На первом этапе (1981 - 1991 гг.) было выявлено современное состояние проблемы: изучалась философская, культурно-историческая, психолого-педагогическая, методическая и специальная литература по теме исследования; определялись теоретические и методологические основы диссертации; формулировались цель, задачи и гипотеза исследования; теоретически разрабатывалась модель выпускника-гармониста ДШНИ; анализировались различные подходы к разработке и созданию методики обучения игре на гармони;
На втором этапе (1992 - 1997 гг.) в ходе целенаправленного педагогического эксперимента была проверена гипотеза исследования. Разработаны и апробированы программы обучения учащихся игре на гармонике-хромке в ДШНИ. Представлена на практике модель выпускника-гармониста спецкласса ДШНИ. Подготовлен к печати оригинальный учебно-концертный репертуар для гармоники-хромки, выполненный диссертантом на основе регионального фольклора.
На третьем этапе (1998 - 2001 гг.) осуществлялись анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, проводилась корректировка теоретических и методических положений и выводов, полученных на первом и втором этапах работы, формировалась диссертация.
13 Практическая значимость исследования определяется тем, что:
1) разработаны и апробированы:
педагогическая модель обучения игре на гармонике- хромке в начальном звене системы музыкального образования;
система музыкально-развивающих игр, творческих заданий и упражнений, направленных на развитие общих умений, музыкальных способностей и резервно-творческого потенциала личности учащегося;
2) материалы исследования использовались диссертантом при
разработке учебных программ по специальным музыкальным дисциплинам:
«Специальный класс», «Класс ансамбля», «Оркестровый класс» в КДЭШНИ;
3) основные идеи, теоретические положения и методические
рекомендации, разработанные в диссертации, обладают достаточно широкой
амплитудой воздействия и могут быть использованы в других звеньях
системы музыкального образования: школах, колледжах, вузах в процессе
преподавания специальных дисциплин, а также в системе повышения
квалификации кадров культуры и искусств, в подготовке материалов для
научно-практических семинаров и конференций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются:
изучением большого количества трудов, работ, литературных источников по философии, педагогике, психологии, искусствоведению, истории народно-музыкального инструментария и исполнительства, методике обучения игре на различных инструментах;
применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, задачам, логике исследования;
наличием устойчивых положительных результатов обучения, которые были подтверждены качественным анализом и математической обработкой данных, полученных в процессе опытно-экспериментальной работы.
14 Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
В процессе опытно-экспериментальной работы в КДЭШНИ.
Посредством публикации статей по теме диссертации (1994-2001 гг.).
В ходе выступлений диссертанта:
на международных научно-теоретических конференциях (Майкоп, Москва, Краснодар, Новороссийск);
на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава КГУКИ (1991-2001 гг.);
на семинарах руководителей отделений народных инструментов ДШНИ
и ДМШ, проведенных краевым учебно-методическим центром
г. Краснодара, а также на семинарах руководителей фольклорных коллективов, состоявшихся на базе Краснодарского государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор».
4. Через использование практических и теоретических наработок
(программ обучения, репертуарных обработок для гармоники-хромки,
выполненных диссертантом на материале регионального фольклора) в работе
преподавателей ДМШ, КДЭШНИ г. Краснодара, ДШНИ г. Сочи, г. Темрюка,
г. Горячего ключа, а также на факультете традиционной культуры (ФТК)
КГУКИ.
На защиту выносятся следующие положения: необходимость организации учебно-воспитательного процесса в классе гармоники-хромки по разработанной нами методике синтеза методов и приемов обучения слуховому музицированию и профессиональному исполнительству обусловлена специфическими особенностями культурно-исторического развития гармоники, которое осуществлялось в двух основных сферах музыкально-исполнительского творчества: любительского (бесписьменного) и профессионального (нотно-письменного);
15 разработанная в исследовании педагогическая модель обучения игре на гармонике-хромке, основанная на специфических принципах, содержании, формах и методах является целесообразной и эффективной в решении задачи общего и музыкального развития личности ребенка.
Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы.
Исторический аспект развития гармоники
Каждый народ имеет свою неповторимую, веками складывающуюся традиционную культуру - фундамент целостной культуры нации. Своими корнями она питает духовность и национальное самосознание людей разных поколений. Русский народ имеет богатейшую традиционную культуру, в основе которой - высокие нравственные ценности. Неотъемлемой ее частью является исполнительство на национальных музыкальных инструментах. Наиболее значимым, сравнительно молодым, но сыгравшим важную роль в культурной жизни народов России инструментом по праву является гармоника.
Гармоникой (от греческого «harmonia» - связь, стройность, соразмерность) называются «все музыкальные инструменты (губные, ручные, ножные - А.Г.), звук в которых воспроизводится металлическим свободно проскакивающим язычком (голосом), колеблющимся под действием струи воздуха» [156. СП]. В нашей работе термином «гармоника» будет обозначен класс ручных гармоник - все типы и разновидности гармони, баяны, аккордеоны, а также концертины, тембровые и оркестровые гармоники. Другие виды гармоник - губные и ножные - нами не исследуются. Мы придерживаемся мнения профессора МИ. Имханицкого, считающего, что традиционный вид ручной диатонической гармоники с одно- или двухрядной правой клавиатурой и небольшим набором басо-аккордового аккомпанемента должен именоваться так, как эти инструменты назывались в народе - «гармонь» (варианты - «гармошка», «гармошечка»). Соответственно «баян» - это хроматическая гармоника, имеющая трех-пятирядную правую клавиатуру и полный набор басов и готовых аккордов (хроматическую выборную систему) на левом полукорпусе. Аналогичный инструмент с клавишами на правой клавиатуре, сходными с фортепианными, называется «аккордеон» [104].
Историческому аспекту зарождения гармоники, появления и распространения её в России, конструктивному усовершенствованию инструмента посвящены исследования А.А. Банина, А.Г. Благодатова, К.А. Верткова, М.И. Имханицкого, Е.И. Максимова, A.M. Мирека, А.А. Новосельского.
Принцип образования звука, возникающего в результате свободных колебаний язычков - металлических пластинок, закрепленных одним концом, использовался в музыкальных инструментах еще 4-5 тысяч лет назад. Сведения старинных китайских рукописей об уже не примитивном древнейшем инструменте семейства гармоник - шэне восходят к 2-3 тысячелетиям до н. э. Его корпус состоял из резонаторных бамбуковых трубок, по окружности вставленных в чашеобразный резервуар с патрубком для вдувания воздуха. Внизу каждой трубки крепилась металлическая пластинка - язычок. При вдувании через мундштук, звук возникал в тех трубках, в которых исполнитель зажимал отверстия. Китайский шэн и аналогичные ему старинные инструменты Юго-Восточной Азии - японский гонофуй, лаосский кэн и др. считаются родоначальниками гармоник [156].
Есть основания предполагать, что шэн попал из Азии в Европу через Россию в X - XIII веках в период татаро-монгольского гнета [156].
По предположениям A.M.Мирека, известный физик, медик, акустик Христиан Готлиб Кратценштейн (1723 - 1795) был знаком с Иоганном Вильде (1689 - 1762), владеющим игрой на шэне. Кратценштейн имел возможность для изучения устройства данного инструмента. Идея Кратценштейна использования принципа звукообразования шэна в новых музыкальных инструментах была воплощена в 70-годах мастером-ремонтником Франтишеком Киршником (1741-1802) при изготовлении маленьких органов.
Эволюционное изобретение Киршником язычковых голосов в 80-е годы XVIII века активно использовалось в новых инструментах: оркестрионе органиста Георга Иозефа Фоглера (1749-1814), пагарманионе Мельцеля, элодиконе Давида Бушмана, эолине Шлимбаха. Эксперименты с усовершенствованием звучания колеблющихся язычков привели к созданию венским мастером Антоном Хеккелем в 1818 году первой модели фисгармонии. Модифицированная парижским мастером Дебеном, она в дальнейшем получила большое распространение в Европе и Америке.
В последнее десятилетие XVIII столетия усовершенствованные Киршником язычковые планки применялись им и некоторым ИИ петербургскими мастерами в изготовлении «эоловых арф», музыкальных часов и ручных гармоник. В своих исследованиях A.M. Мирек приводит сведения о распространении гармоник Киршника и игры на них в Петербурге и Елизаветграде [156].
Образцы язычковых планок попадали также и в другие города России. Известно, что тульские оружейные мастера братья Шкунаевы в 1808-1820 годах изготавливали такие планки и использовали их вначале в игрушечных свирельках-свистульках, а затем и в гармониках. Примерно с 1820 года кустарное производство простейших ручных гармоник организовал тульский оружейник Тимофей Воронцов (1787-1854).
Становление методики обучения игре на гармонике
Вопросы зарождения и формирования методических основ обучения игре на разных видах национальных гармоник затрагиваются в трудах А.А. Банина, Г.И. Благодатова, В.А. Вольфовича, A.M. Мирека,.
Широкое распространение гармоники в России во второй половине XIX века порождало массовое стремление городского и сельского населения к овладению игрой на ней. В основном это делалось путем слухового освоения инструмента. Несмотря на расцвет русской музыки композиторской письменной традиции в этот исторический период, основой народной музыкальной культуры оставалось «устное...творчество, когда секреты научения песне, танцу, наигрышу были сродни обладанию разговорной речью, где практически любой человек, мало-мальски склонный к музыкальной деятельности, мог незаметно для самого себя становиться участником хора, перепляса, любого другого народного действа. Пронизанный музыкой повседневный быт был основой этому, естественно, побуждая человека на творчество» [57. С. 10]. Однако не все начинающие гармонисты обладали музыкальными способностями, которые были необходимы для самостоятельного освоения инструмента по слуху. Это обстоятельство привело к появлению гармонистов, специализировавшихся на обучении игре на гармонике. Не имея педагогического опыта и специального образования, они учили, как могли и чему могли. Так, в работе В.А.Вольфовича, мы нашли описание «учебного процесса» в дореволюционном Челябинске: «...городские заборы запестрели объявлениями: «Берусь обучить «Барыню», «Краковяк», «Цыганочку». Срок 2-4 недели. Плата за «колено». Далее приводятся документальные сведения, в которых дается характеристика метода обучения «с рук»: «Учитель привязывал к своим пальцам пальцы обучаемого и несколько раз проигрывал произведение, вырабатывая, если так можно выразиться, условный перебирательный рефлекс» [57. С. 14].
Желая передать свой опыт игры, обучением занимались и известные гармонисты: П.Невский, Л.Дорошкевич, Я.Орланский и другие. К практике обучения все приходили разными путями, в результате их деятельности появилась новая профессия - преподаватель игры на гармонике.
Как следствие, стали появляться первые учебные пособия для гармони. В библиотеках Санкт-Петербурга исследователю Г.И.Благодатову удалось обнаружить более пятидесяти Школ и Самоучителей для одно-, двух- и трехрядных гармоник различной конструкции, выпущенных за период с 1875 по 1917 гг. [41]. По предположению А.А. Банина, количество первых изданий было в несколько раз больше и появились они гораздо раньше. В своем исследовании ученый приводит выдержку из предисловия Школы
И. Телетова, датированной 1875 годом, в которой отмечается, что она не имела «ничего общего со всеми прежде изданными Школами». Из чего А.А. Банин делает вывод, что и до 1875 г. Школ и Самоучителей для гармоники выходило достаточно много [30]. И действительно, хронологический указатель Школ и Самоучителей, составленный A.M. Миреком, содержит данные о пособиях, выпущенных до 1917 года, количество которых более чем вдвое превышает сведения Г.И. Благодатова. Первое издание, дошедшее до наших дней, датируется 1872 годом [156]. Руководства, Самоучители, Школы для гармоники, изданные в 70-90 гг. XIX века, являются ценнейшим источником для изучения процесса становления методики обучения. Практически все их авторы (Н. Куликов, И. Телетов, В. Евдокимов, П. Невский и др.) были малограмотными гармонистами, играющими по слуху. Не владея музыкальными и теоретическими знаниями, они пошли по пути создания наиболее легкой, по их мнению, весьма примитивной, так называемой «цифровой системы».Так автор самоучителя для гармоники С. Егоров заявляет в предисловии, что «...употребил более удобопонятную цифровую методу, приспособив ее, насколько было возможно, к легкому изучению, не загромождая самоучитель массой нотных знаков, изучать которые человеку, не обладающему познанием нот, нет решительно никакой возможности» [30. С.151].
Вначале цифровая система действительно была проста. Вводные тексты и указания были весьма краткими, каждая клавиша в порядке расположения обозначалась цифрой.
Характеристика педагогической модели развивающего обучения в классе гармоники-хромки
Современное развитие российского общества характеризуется изменением социальных условий, утверждением иных принципов организации жизни и деятельности людей, пересмотром иерархии норм и ценностей. В поисках путей устойчивого развития, общество пришло к осознанию необходимости проявления заботы о ресурсах, которые могут обеспечить это развитие. «В общественном сознании оформляется совершенно новая концепция отношения к человеку - управление человеческим ресурсом, в отличие от прежней концепции учета человеческого фактора» [91. С. 14]. Нет сомнения в том, что рассчитывать на успешное развитие и процветание вправе только то общество, которое создает условия для всестороннего развития человека, ибо только личность является творцом и двигателем прогресса.
В рамках реформ российского государства в конце 80-х годов XX столетия были продекларированы идеи обновления образовательной политики. Философская концепция культурного образования дала иное представление о месте человека, как в обществе, так и в педагогическом пространстве. Согласно методологии новой системы образования в центре нее находится развивающаяся, постоянно изменяющаяся личность обучаемого.
Традиционная педагогика, сформировавшаяся в условиях административно-командной системы, была ориентирована на тотальное усреднение личности. Основанная на единоначалии, такая педагогика превращает учащихся в «безропотных исполнителей» чужой воли, ведет к единомыслию, а это в свою очередь - к расцвету серости. Не учитывая реальных интересов учащихся, она могла рассчитывать в основном на авторитарность во взаимоотношениях учитель - ученик. «Взгляд на человека (ученика - А.Г.) как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не на личность» [97. С. 90-91] в конечном счете, приводит «к его отчуждению от процесса учения», превращает «его из цели в средство работы школы» [86. С.47] и в результате к потере интереса ребёнка к обучению. «Застойная» педагогика использует авторитарные методы при организации жизни учащихся» [82.С.65] направленные, в первую очередь, на репродуктивную деятельность ученика, а не на развитие. При таком обучении его умственное развитие подменяется усвоением так называемых ЗУН-ов - знаний, умений, навыков, а художественно-творческое - поверхностными, частичными знаниями об искусстве.
Такая незаинтересованная в ребенке педагогика «со своим авторитарным строем, дидактоцентризмом содержания, форм и методов образования, по сути исключает самую возможность развития учащегося» [86.С.45]. Мы не столь категоричны в оценке традиционной педагогики и считаем, что развитие ученика при таком обучении, бесспорно, происходит, но отметим, что оно носит второстепенный, побочный характер.
Исключительно важным фактором, определяющим развитие ребенка в процессе обучения, является нацеленность педагога на решение тех или иных учебно-воспитательных задач. В решающей мере это зависит от построения и организации образовательного процесса, содержания, форм и методов обучения. Не является исключением и преподавание дисциплин музыкально-инструментального исполнительства.
Мы проанализировали работу педагогов по классу баяна в некоторых детских музыкальных школах г. Краснодара и пришли к выводу, что занятия в них ведутся в основном в русле традиционной педагогики. Анализируя методику преподавания, свойственную массовой музыкальной школе, нами были выделены характерные обстоятельства, которые не способствуют полноценному развитию учебной поисково-мыслительной деятельности учащихся, их общих и художественно-творческих способностей, а также формированию самостоятельности, активности, инициативы. Рассмотрим наиболее типичные из них:
1. Нередко преподавание носит авторитарный характер, выраженный во взаимоотношениях учитель-ученик (субъект - объект). Обучение в таких условиях, как правило, зиждется на принуждении. Продекларированная в программных документах ДМШ задача развития личности ребенка на практике, к сожалению, подчас решается за счет «натаскивания», «муштры» со стороны педагога и «бездумного зазубривания» со стороны ученика. В этих условиях обучение превращается в безрадостный, скучный процесс, а пребывание ребенка в музыкальной школе становится тягостной повинностью. Подобная система обучения с ее формами и методами не способствует развитию творческого мышления учащегося, его музыкальных способностей, формированию самостоятельности, повышению мотивации к занятиям музыкой.