Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Исторические и педагогические основы обучения учащихся художественной обработке бересты 11
1.1 Историческое значение обработки бересты в жизни народов Севера 11
1.2. Психолого-педагогические основы приобщения школьников к традиционному берестяному ремеслу 36
1.3.Берестяное искусство народов Коми в учебном процессе образовательных учреждений 49
Глава 2. Методическая система обучения художественной обработке бересты в системе образовательных учреждений 58
2.1. Методические основы обучения учащихся художественной обработке бересты 58
2.2. Методические рекомендации по организации учебного процесса в учреждениях системы дополнительного образования по художественной обработке бересты 102
2.3. Результаты опытно - экспериментальных исследований 116
Заключение 129
Литература 132
Приложения 144
- Историческое значение обработки бересты в жизни народов Севера
- Психолого-педагогические основы приобщения школьников к традиционному берестяному ремеслу
- Методические основы обучения учащихся художественной обработке бересты
Введение к работе
Проблема исследования и её актуальность. Приобщение школьников к этнической культуре своего народа через введение в учебно-воспитательный процесс системы школьных и внешкольных образовательных учреждений изучения народного прикладного искусства в его региональном, историческом и художественном аспектах способствует формированию духовно-нравственных качеств личности. Современная Концепция художественного образования и эстетического воспитания подчёркивает, что искусство является одним из наиболее действенных средств приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное внутреннее переживание.
В последние годы с появлением государственных региональных программ возрождения народной художественной культуры, возникает множество фольклорных центров и обществ, повсеместно в общеобразовательных школах и вне их организуются кружки, студии, факультативы, где учащиеся могут ближе познать мир национального народного творчества.
В республике Коми одним из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства является художественная обработка бересты, и поэтому большое внимание уделяется приобщению детей к этому, доступному всем, виду творческой деятельности, обладающему удивительный красотой и возможностями. Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет учащимся унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций. К сожалению, мастера-педагоги и преподаватели кружков и студий республики
испытывают недостаток специальной методической и технологической литературы, учебных пособий и рекомендаций по организации учебного процесса и решению возникающих вопросов. Имеющаяся в распоряжении педагогов методическая литература не полностью отражает возросшие требования к преподаванию народных художественных промыслов и имеет направленность действия в основном или только на технологическое обучение или на эстетическое воспитание средствами искусства. Существующая литература по обучению технологии берестяного ремесла в основном носит описательный характер, что не позволяет самостоятельное освоение технических приёмов работы учителями и учениками.
Анализ научных исследований последних лет, изучение периодических изданий, выявление проблем, с которыми сталкиваются в своей работе преподаватели, показали, что противоречия и проблемы с которыми мы столкнулись в нашей преподавательской практике, имеют не только субъективное, но и объективное значение. Выявленное отсутствие научно-обоснованной комплексной методической системы проведения занятий по художественной обработке бересты ухудшает качество обучения и освоения учащимися этого удивительного по своей красоте и привлекательности вида народного искусства, и, следовательно, сохранению и развитию национальных традиций.
Невозможно говорить о народном искусстве родного края, его традициях и тем более обучать этому, не изучив работы археологов, историков, этнографов и искусствоведов, исследования которых были посвящены чрезвычайно самобытной и многообразной истории и культуре Коми края. В их числе следует отметить научные труды Белицер В.Н., Грибовой Л.С., Жеребцова Л.Н., Конакова Н.Д., Климовой Г.Н., Савельевой Э.А., Романовой Г.Н., Шарапова В.Э. и др., которые мы использовали в диссертационном исследовании для подтверждения исторической роли народного ремесла в жизни коми народа. Научный материал по традиционной материальной культуре, который собрали и обобщили учёные,
испытывают недостаток специальной методической и технологической литературы, учебных пособий и рекомендаций по организации учебного процесса и решению возникающих вопросов. Имеющаяся в распоряжении педагогов методическая литература не полностью отражает возросшие требования к преподаванию народных художественных промыслов и имеет направленность действия в основном или только на технологическое обучение или на эстетическое воспитание средствами искусства. Существующая литература по обучению технологии берестяного ремесла в основном носит описательный характер, что не позволяет самостоятельное освоение технических приёмов работы учителями и учениками.
Анализ научных исследований последних лет, изучение периодических изданий, выявление проблем, с которыми сталкиваются в своей работе преподаватели, показали, что противоречия и проблемы с которыми мы столкнулись в нашей преподавательской практике, имеют не только субъективное, но и объективное значение. Выявленное отсутствие научно-обоснованной комплексной методической системы проведения занятий по художественной обработке бересты ухудшает качество обучения и освоения учащимися этого удивительного по своей красоте и привлекательности вида народного искусства, и, следовательно, сохранению и развитию национальных традиций.
Невозможно говорить о народном искусстве родного края, его традициях и тем более обучать этому, не изучив работы археологов, историков, этнографов и искусствоведов, исследования которых были посвящены чрезвычайно самобытной и многообразной истории и культуре Коми края. В их числе следует отметить научные труды Белицер В.Н., Грибовой Л.С., Жеребцова Л.Н., Конакова Н.Д., Климовой Г.Н., Савельевой Э.А., Романовой Г.Н., Шарапова В.Э. и др., которые мы использовали в диссертационном исследовании для подтверждения исторической роли народного ремесла в жизни коми народа. Научный материал по традиционной материальной культуре, который собрали и обобщили учёные,
методической основой и необходимостью использования научно -методической системы обучения по специально разработанным программам с использованием комплекса специальных методов и приёмов подтвердило необходимость постановки проблемы поиска системы, средств и методов эффективного освоения историко-культурных традиций старинного ремесла в образовательных учреждениях.
Цель исследования: Выявление и разработка целостной методической системы, способствующей эффективному усвоению учащимися 5-9 классов художественной обработки бересты в системе дополнительного образования.
Объект исследования. Процесс технологической подготовки учащихся художественной обработке бересты в системе дополнительного образования.
Предмет исследования. Методика обучения учащихся художественной обработке бересты в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Обучение учащихся художественной обработке бересты будет проходить успешнее, если:
Разработать и внедрить комплексную методическую систему обучения учащихся художественной обработке бересты в учебных заведениях системы дополнительного образования с опорой на национально-художественные традиции народного искусства;
В технологической деятельности учащихся будут сочетаться моделирование изделия из бересты, разработка процесса изготовления, сам процесс исполнения изделия, художественное его оформление, технологический и эстетический анализ;
Будет осуществляться стимулирование и активизация самостоятельной творческой деятельности учащихся с помощью специальных методов и методических приёмов.
Задачи исследования:
Проанализировать специальную литературу, посвященную обработке бересты для изучения динамики её исторического развития, ареала распространения промысла и национальных традиций в изготовлении и декорировании берестяных изделий;
Обобщить педагогический и ремесленный опыт народных мастеров республики по художественной обработке бересты;
Выявить эффективные формы, методы и методические средства, используемые в обучении художественной обработке бересты в учреждениях дополнительного образования;
Разработать программы, методические рекомендации и пособия, способствующие более успешному усвоению учащимися теоретических знаний, технологической подготовки и художественного творчества;
Определить условия организации учебного процесса в группах с одновременным обучением разновозрастных учащихся разных лет обучения рассматриваемому виду традиционного искусства;
Экспериментально проверить эффективность использования разработанной методической системы в образовательном процессе учреждений дополнительного образования.
Методы исследования:
Анализ специальной литературы и научных публикаций по психологии, педагогике, методологии, методикам обучения художественным ремёслам и художественному конструированию, компьютерной технологии, истории, этнографии, археологии, естествознанию;
Анализ учебных планов и программ по художественной обработке бересты и декоративно - прикладному искусству;
Наблюдения и анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта и профессиональных приёмов работы преподавателей
традиционного искусства, народных мастеров, руководителей кружков и студий по обработке бересты;
Изучение учебной деятельности учащихся на уроках технологии и во внеклассной работе по традиционным ремеслам;
Опрос, анкетирование учащихся и преподавателей, проведение педагогических экспериментов.
Этапы исследования:
Первый этап (1989-1994г.г.) - поисково-творческий. В этот период
осуществлялось практическое ознакомление с проблемой исследования,
выявлялась ее актуальность, систематизировались теоретические и
практические сведения. Разрабатывались и на практике проверялись
содержание и структура обучения художественной обработки бересты.
Второй этап (1995-2001г.г.) - разработка научно обоснованной методической
системы обучения учащихся учреждений дополнительного образования
художественной обработке бересты. Экспериментальная проверка гипотезы
исследования. Проведение педагогического эксперимента.
Третий этап (2000-2002г.г.) - систематизация результатов исследования, и их
оформление в виде диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается
в следующем:
впервые поставлена и комплексно решена проблема методики преподавания художественной обработки бересты в учебных заведениях системы дополнительного образования с учетом национально-художественных традиций народного искусства;
предоставлена возможность использования полученных результатов и выводов в дальнейшей разработке, как данной проблемы, так и смежных исследований.
Практическая значимость исследования заключается:
- в возможности использования, разработанных нами, содержания, целей, задач и оптимального объёма учебного материала по усвоению и
приобретению учащимися знаний, умений и навыков художественной обработки бересты;
в рекомендации к использованию в практике преподавания учебных заведений системы дополнительного образования разработанного в исследовании комплекса методов, приёмов и средств, позволяющего повысить эффективность усвоения учащимися секретов данного традиционного ремесла и активизировать его воздействие на развитие личности учеников;
в возможности применения данного исследования для совершенствования методики преподавания декоративно-прикладного искусства в масштабах всей страны;
в разработке новых учебных пособий, методических рекомендаций, календарных тематических планов, учитывающих специфику подготовки учащихся по художественной обработке бересты в Республике Коми.
На защиту выносятся:
Психолого-педагогические и исторические предпосылки приобщения школьников к традиционному искусству народов Коми на примере художественной обработки бересты.
Научный анализ разработанных и экспериментально проверенных программ по художественной обработке бересты.
Разработанные содержание теоретического материала, методы и методические приемы и средства, эффективно действующие на учебно-воспитательный процесс по приобщению детей к традиционной культуре в учреждениях системы дополнительного образования.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты современных исследований по психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, касающихся исследуемой проблемы, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, опытно-
экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях использования разработанной методической системы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основное содержание и материалы исследования докладывались, отражены и получили одобрение в отчётах на заседаниях кафедры методики обучения технологии и предпринимательству Коми пединститута и научно-методических конференциях; при проведении курсов повышения квалификации учителей средних школ республики Коми; на Коми Республиканской научно - практической конференции «Новые подходы к подготовке педагогических кадров в Республике Коми» г.Сыктывкар; на VI Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов г.Сыктывкар; на Республиканской научно-практической конференции «Информационные технологии в сфере народного образования» г.Сыктывкар; на Республиканской научно-практической конференции «Православие и русская культура о любви к Отечеству» г. Сыктывкар; на межрегиональной научно-практической конференции «Управление социально - демографическими и этническими процессами на Европейском Севере России».
Материалы исследования апробировались в течение ряда лет в учебном процессе школьных кружков и студий республики по художественной обработке бересты, Национальной гимназии искусств, Технического лицея г.Сыктывкар, индустриально-педагогического факультета Коми пединститута.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В диссертации приводятся таблицы, диаграммы, фотографии, технологические карты и плакаты, отражающие результаты исследовательской работы.
Историческое значение обработки бересты в жизни народов Севера
На бескрайних просторах северной тайги и тундры в глубине тысячелетий возникло самобытное народное искусство, более всего отразившееся в художественной резьбе по дереву, обработка металла, кости, меха и бересты, плетению из лозы и корня, в узорном ткачестве и вязании. Народное творчество северян уникально и самобытно. Огромную роль в быту крестьянина коми играла береста. Легко поддающийся обработке материал был незаменим в создании бытовых вещей, особенно различного вида сосудов. К тому же в таежной зоне Севера береза является чрезвычайно распространенным деревом, и добыча бересты - дело не трудоемкое, не требующее специальных орудий труда и особого умения.
Береста - кора берёзы, является универсальным поделочным материалом на громадной территории севера Евразии и Северной Америки. «Её доступностью, своеобразными физико-механическими свойствами: лёгкостью, влагонепроницаемостью, бактерицидностью, низкой теплопроводностью и другими свойствами, - определялось самое разнообразное применение в быту народов лесной и таёжной зон Европы со времён палеолита и мезолита» [155, с. 136]. Наиболее значительным в конце XIX века был диапазон использования бересты для хозяйственных нужд у шведов, финнов, северных русских, карел, коми, вепсов, хантов и манси. Более ограниченным - у латышей, эстонцев, ижор, верхневолжских карел, саамов, удмуртов, марийцев и мордвы. У трех последних, так же широко применялась кора липы, ивы, ольхи, ели, шпон и луб. Применение бересты зависело от природно-географических факторов и хозяйственно-культурного типа. Кочевые народы изготавливали из неё покрытия для летних жилищ, лодки, утварь для хранения и переноски домашнего имущества и запасов пищи, приготовления еды, некоторые орудия труда. У оседлых народов преобладали дорожная и промысловая утварь, обувь и ряд предметов непосредственно связанных с охотой, рыболовством, лесным хозяйством, земледелием и пастушеством. [12, 87, 121, 140, 156, 179].
Изделия из бересты изготавливаются по следующим основным технологиям:
1) Обработка пластов. Самый архаичный из всех способов и применявшийся всеми народами перечисленных выше зон.
2) Плетение из лент в технике прямого или косого плетения. Характерно для обширной территории северной Европы, но «практически не встречавшееся в североамериканской и североазиатской зонах».[181, с.З].
3) Комбинированная технология. Сочетает в себе обработку пластов, плетение, шитьё и другие.
Освоить эти технологии могли многие желающие, и поэтому если не в каждой семье, то в каждом поселении был умелец, обеспечивающий производимой им утварью потребности других. Основываясь на исследования ученых археологов и этнографов, можно утверждать, что на протяжении многих десятилетий ассортимент и форма поделок оставались неизменными и характерными для определённого района. Вероятно, это происходило благодаря тому, что не было массового перемещения берестяных изделий в виде товара из одного района, со своими специфическими приёмами изготовления, в другой, так как в этом нет необходимости из-за их повсеместного распространения и малой стоимости, а передача традиций и секретов ремесла в основном осуществлялась наследованием. [92, 133].
Изготовление и орнаментирование берестяных сосудов восходит к глубокой древности. Э. А. Савельева и К. С. Королев на основе археологических раскопок утверждают, что «в VII-VI тыс. до н.э. население Северо-востока уже умело изготовлять берестяную посуду».[136, с.47]. Возможно, что этот промысел был и раньше, но в почве береста не сохраняется бесконечно долго.
Известный финский этнограф Нило Валлонен, пытаясь найти ответ на вопрос о возрасте, происхождении, распространении и применении берестяного плетения, исследовал материалы и литературу Финского национального музея, Шведских музеев, а также изучал и анализировал различные предметы и термины. Он сделал вывод, что изделия из бересты «...широко и на протяжении длительного времени применялись многими народами северной Европы, но плетёные изделия не производились в североазиатской и североамериканской зонах, хотя береста в этих зонах имеется в достаточном количестве и применялась только для изготовления изделий из пластовой бересты». [181, с.6].
Психолого-педагогические основы приобщения школьников к традиционному берестяному ремеслу
Изобразительное искусство связано с многообразием актов мышления и переживания, оно создаёт предпосылки для расширения и углубления, познания мира и весьма существенно влияет на высшие функции нравственного развития, на формирование человека. Сухомлинский В.А. обращает внимание на то, что «открывая вокруг себя красивое, восторгаясь и изумляясь красивым, маленький ребёнок как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он её почувствовал и чем тоньше изумился ею, тем выше его чувство собственного достоинства»[144, с37]. Занятия различными видами искусства - это специфический вид трудовой деятельности, действенное средство воспитания трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца. Психологи рассматривают искусство как вид духовно практической деятельности, непосредственно связанной с материальной обработкой предметов. Хворостов А.С. подчеркнул, что «высокие воспитательные возможности различных видов декоративно-прикладного искусства заключены в самой их основе, базирующейся на народном творчестве, сочетающей в себе эстетическое начало с промышленной технологией и ручным трудом». [159, с.10].
Нельзя не согласиться с утверждением Шпикаловой Т.Я., что педагогическая ценность познания народного декоративно-прикладного искусства объясняется следующими важными причинами: произведения этих видов искусства позволяют воспитывать в школьниках определённую культуру восприятия материального мира, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно-выразительные средства других видов изобразительного искусства. [170, с.37]. «Важная роль в воспитании школьников должна принадлежать декоративно-прикладным искусствам и художественным ремёслам. Произведения НДПИ благотворно влияют на развитие фантазии, образного мышления, способности к анализу и обобщению, влияют на активизацию процесса их творчества. Изучение народного искусства способствует формированию профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков школьников, их нравственных качеств. Занятия по декоративно-прикладному искусству отвечают духовным потребностям сельских школьников, удовлетворяет их стремление к самореализации, к проявлению личностных качеств обучающихся». [139, с.240].
Кузин B.C. утверждает, что изобразительное искусство, благодаря своей специфике, заключающееся в наглядно-образном отражении действительности, служит эффективнейшим средством умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания, средством формирования мировоззрения и идейных убеждений. [74, с.26].
И.Ф. Гербарт, основатель теории «воспитывающего обучения», подчёркивал, что обучение является главным и основным средством воспитания. И обучение декоративно-прикладному искусству, бесспорно носит воспитывающий характер, при котором достигается органическая связь между приобретёнными учащимися знаниями, умениями, навыками, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу. «В процессе художественной обработки материалов вырабатывается точность и координация движений, которая оказывает благотворное влияние на развитие мышечной системы и одновременно вызывает эстетическое наслаждение процессом труда».[159, с.12]. «Работа над изделиями декоративно-прикладного искусства является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания детей. Процесс труда по художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением, увлекает детей, способствует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят ребятам творческое удовлетворение, оказывает на них глубокое эмоциональное воздействие, способствует их гармоническому и всестороннему развитию». [53, с. 16].
Во многих правительственных документах, касающихся школьного образования, подчёркивалась задача по повышению качества учебно-воспитательного процесса, одной из задач которой отмечалась необходимость значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Предлагалось шире использовать народное декоративно-прикладное искусство на уроках труда, во внеклассной работе. Большое значение в документах уделялось возрождению и развитию народных художественных промыслов, одного из эффективных средств эстетического воспитания. «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство нашей природы. Лучше использовать в этих целях возможности учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. [120, с. 103].
Методические основы обучения учащихся художественной обработке бересты
Историей, теорией и практическим преподаванием в школе выработаны общепедагогические дидактические принципы обучения -руководящие идеи и положения, определяющие весь ход преподавания и учения, своего рода нормативные основы к постоянному повышению эффективности обучения и воспитания. Дидактические принципы и вытекающие из них требования к учебному процессу в основном являются едиными по отношению к различным школьным дисциплинам, и они правомерны во всех видах учебно-воспитательного процесса. Несомненно, что и работа в кружках и во время факультативных занятий, поскольку они являются частью общего педагогического процесса, должна строится на их основе. Каждый из рассмотренных ниже дидактических принципов одинаково важен, а их применение в практике работы учителя возможно лишь в тесном сочетании и взаимодействии. Важно не только понимать сущность и знать о требованиях, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу тем или другим дидактическим принципом, но необходимо умело осуществлять эти принципы в практике обучения и воспитания
При разработке содержания обучения художественной обработке бересты, программы и тематического плана проведения занятий нами учитывался принцип систематичности и последовательности в обучении, Знания, умения и навыки учащихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование должно осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами. В результате обучения у ребят формируется целостная система специальных умений и навыков, необходимых для самостоятельного творческого труда по моделированию, изготовлению и декорированию берестяных изделий. Поэтому в предлагаемом нами содержании обучения учащиеся на первых занятиях знакомятся с историей развития берестяного ремесла и применения в быту берестяных изделий различными народами, а в последствии получают необходимые знания по основам технологии, декорирования, законов композиции и формообразования. Одновременно с этим, на практических занятиях учащиеся изучают сначала свойства бересты, а затем знакомятся с технологией её обработки, освоение которых также происходит в строгой последовательности, от наиболее простых - к технологиям, требующим знания и практические навыки, полученные ранее. Например, одновременно с подготовкой пласта бересты для своей первой поделки, учащиеся на практике проверяют физические и технологические свойства поделочного материала. Получив необходимые навыки по работе с пластовой берестой и её отделкой, учащиеся сталкиваются с изготовлением изделий методом сборки деталей, выполненных из такого же пласта, но уже слегка скрученного при термической обработке. Далее происходит переход к наиболее простому использованию берестяной ленты, а именно к её скручиванию.
Знания и навыки, полученные на первых этапах (подготовка и первичная обработка материала, соединения частей, декорирование), очень важны и используются во всей дальнейшей творческой работе. Тем самым выполняется требование такого важного педагогического принципа, как принцип прочности и действенности в обучении, так как происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, который предполагает их получение, углубление, уточнение и закрепление.
Учёт перечисленных выше педагогических принципов наиболее актуален при проведении занятий в кружках и студиях (особенно это характерно для небольших населённых пунктов и школьных кружков), в которых преподаватели сталкиваются с проблемой организации учебной деятельности в группе, скомплектованной учениками разного уровня художественно-технологической подготовки по данному виду деятельности и состоящей из детей разных возрастных групп. Для наиболее эффективной организации учебного процесса в таких условиях, и в целях наилучшего закрепления учениками полученных знаний, умений и навыков мы предлагаем построение учебного процесса по принципу цикличности обучения. Тематический план, предлагаемый нами (см. приложение №4), не подразделяется для проведения занятий в зависимости от возраста учеников или года обучения. Каждый учебный год начинается с изучения или закрепления одной и той же темы, которая сменяется следующей по плану. Теоретический материал, по каждой изучаемой или повторяемой теме, меняется ежегодно по степени сложности технологии, самого изделия или включает в себя изучение дополнительных сведений художественной или конструкторской деятельности. На практических занятиях учащиеся получают новые умения по изучаемой технологии и закрепляют их, но в этом случае полученные ранее умения превращаются в навыки, и технологическая деятельность неизменно переходит в творческую по трансформации изделия-образца или по моделированию нового изделия. Для успешного внедрения такого обучения необходимо огромное профессиональное мастерство педагога при проведении со всеми учениками одновременных занятий по одной технологии берестяного ремесла с учётом внутренней дифференциации.