Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования Бережной, Дмитрий Александрович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бережной, Дмитрий Александрович. Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Бережной Дмитрий Александрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2013.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/932

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время происходит изменение всей системы музыкального образования, появляются новые формы, методы и технологии обучения, разработка которых – одно из приоритетных направлений процесса модернизации. В современном обществе наблюдается потребность в специалистах с высоким уровнем развития не только профессиональных, но и интеллектуальных, духовно-нравственных и творческих качеств. Музыкальное образование помогает удовлетворить эти запросы, формируя гармонично развитую личность, способную гибко мыслить и принимать обоснованные и нестандартные решения в различных проблемных ситуациях. При этом социальный заказ общества отражается в популярности того или иного направления музыкального образования. Сегодня гитара занимает одну из лидирующих позиций среди желающих обучаться музыке.

Традиционно отечественное обучение детей игре на гитаре, как и на других инструментах, осуществляется в форме индивидуальных уроков. Достоинства такого обучения очевидны: реализуется в полной мере индивидуальный подход к учащемуся, устанавливается тесный контакт преподавателя и ученика, учащийся не отвлекается, он полностью вовлечен в учебный процесс.

Тем не менее, у индивидуального урока существуют и отрицательные стороны. Отсутствие других учащихся на занятии зачастую снижает интерес к учёбе и активность на уроке, препятствует развитию коммуникативных навыков и социализации учащихся, плохо развивается самостоятельность, так как ученик находится под постоянным контролем педагога, отсутствует важная для формирования сценического поведения и артистизма практика публичных выступлений в условиях занятия.

С введением в учебный процесс группового занятия по специальности расширяются возможности обучения игре на гитаре, вносится разнообразие форм взаимодействия учителя и учащихся, происходит активизация учащихся. Обучение в индивидуально-групповой форме соответствует потребностям личностно-ориентированного образования, создает широкое поле для творческой самореализации и социализации учащихся.

Групповые занятия по гитаре широко используются в профессиональном образовании за рубежом. В нашей стране некоторые преподаватели гитары начинают использовать положительные стороны групповых занятий наряду с традиционными индивидуальными уроками гитары.

Между тем, почти вся научная и учебно-методическая литература, посвящённая гитаре, априори направлена на индивидуальную форму обучения. А те немногие работы, что освещают аспекты группового обучения, как правило, затрагивают их очень поверхностно или посвящены обучению в средне-специальных и высших учебных заведениях и не рассматривают вопросов начального образования детей.

В этой связи возникают противоречия:

– между запросами общества к полной реализации профессионального и личностного потенциала учащихся-гитаристов на начальной стадии их обучения и отсутствием соответствующих технологий;

– между объективными возможностями индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары и отсутствием специальных научных исследований, раскрывающих теоретические основы этой проблемы;

– между потребностью преподавателей гитары в научно-обоснованных рекомендациях по применению индивидуально-групповой формы обучения в процессе формирования знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации начинающих гитаристов и отсутствием учебно-методической базы.

Более того, современные преподаватели гитары также в большинстве своём учились игре на гитаре индивидуально и с проблемой применения других форм обучения сталкиваются, будучи совершенно неподготовленными в данном направлении, так как не имеют должного практического опыта в этой сфере.

Этими противоречиями обусловлен выбор темы исследования: «Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования».

Степень разработанности проблемы исследования

В разработке проблемы индивидуально-групповой формы обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования имеют большое значение научные труды из разных областей философии, психологии, культурологии, общей и музыкальной педагогики.

Рассматриваемая проблема связана с положениями философов об обществе, творчестве, личности, её свойствах, развитии и деятельности, о форме, методе (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, а также Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон, Н. Бор, К.А. Гельвеций, Р. Декарт, И. Кант, М.С. Каган, П.А. Флоренский и др.).

Основные положения современной психологии обучения и воспитания личности ребёнка изложены в исследованиях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Давыдова, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой, Д.Б. Эльконина и др.

Изучением учебной мотивации занимались отечественные исследователи Б.Г. Ананьев, Т.М. Артишевская, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, Ю.В Таланова, Д.Б. Эльконин и др.

Развитию духовно-творческого потенциала личности посвящены работы А.А. Аронова, О.А. Блоха, Л.С. Зориловой, Д.Б. Кабалевского и др.

В общей педагогике проблему различных форм обучения рассматривали М.Д. Виноградова, В.К. Дьяченко, Л.И. Карлинская, Я.А. Коменский, В.М. Коротов, И.Я. Лернер, А.М. Новиков, В.А. Петровский, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Т.А. Стефановская, И.М. Чередов и др.

Важную роль в контексте нашего диссертационного исследования играют работы по педагогике, посвящённые групповым занятиям, А.А. Бударного, В.К. Дьяченко, Я.А. Коменского, А.А. Леонтьева, И.Я. Лернера, А.С. Макаренко, А.М. Новикова, П.И. Пидкасистого, Н.А. Семёнова, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, И.Э. Унт, К.Д. Ушинского.

Различные аспекты музыкального обучения и воспитания учащихся, связанных с изучаемой проблематикой, отражены в трудах Э.Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева, В.А. Есакова, Е.Р. Ильиной, Д.Б. Кабалевского, В.Г. Кузнецова, Л.С. Майковской, Е.В. Николаевой, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка, А.И. Щербаковой.

Для нашего исследования интерес представляют труды Л.С. Ауэра, Л.А. Баренбойма, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, Г.П. Прокофьева, Г.М. Цыпина о подготовке музыкантов в различных музыкально-исполнительских классах.

Индивидуально-групповая форма обучения в музыкально-исполнительском классе исследовалась А.В. Артёмовой (сольное пение), Р.Н. Ерман (хоровое дирижирование), Е.А. Серебряковой (сольное пение), А.В. Смирновым (виолончель). Некоторые вопросы индивидуально-группового обучения затронуты в диссертационных исследованиях П.В. Гайдай, Н.Н. Дмитриевой.

История гитарного искусства исследовалась в работах П.С. Агафошина, М.А. Вайсборда, Р.Ж. Видаля, Б.Л. Вольмана, М. Касха, Н.П. Макарова, В.А. Русанова, Э. Шарнассе, А.В. Ширялина, М.С. Яблокова.

Процесс обучения игре на гитаре рассматривался в монографии Н.П. Михайленко, в диссертациях В.Г. Борисевича, Н.Н. Дмитриевой, В.И. Козлина, М.А. Самохиной, А.А. Скрынникова, А.Ф. Хуссейна Ахмеда.

Для разработки авторской методики индивидуально-группового обучения игре на гитаре имели принципиальное значение учебно-методические работы педагогов-гитаристов А.Ф. Гитмана, Н.Г. Кирьянова, Е.Д. Ларичева.

Таким образом, несмотря на то, что проблема применения индивидуально-групповой формы обучения является актуальной и разрабатывается в разных сферах музыкального образования, к настоящему времени специального исследования индивидуально-групповой формы обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования не проводилось.

Объект исследования: начальное музыкальное обучение и воспитание учащихся в классе гитары в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: процесс индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования.

Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования, разработка и внедрение авторской методики.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исторический опыт гитарной педагогики, её современные достижения и выявить потенциальные возможности индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары.

2. Разработать классификацию и содержание форм групповых занятий в классе гитары, а также видов учебной деятельности на групповых занятиях.

3. Определить педагогические условия индивидуально-групповой формы начального обучения в классе гитары.

4. Разработать экспериментальную методику индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре; провести экспериментальное исследование по выявлению ее эффективности на основе диагностического инструментария, позволяющего выявлять уровни сформированности музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов в начальный период обучения.

Гипотеза исследования: формирование музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, мотивации учащихся в процессе начального обучения игре на гитаре будет более эффективным при условии:

– теоретико-методического обоснования индивидуально-группо-вой формы обучения;

– целесообразного сочетания индивидуальных уроков и групповых занятий;

– разработки классификации и содержания форм групповых занятий в классе гитары и видов учебной деятельности на групповых занятиях;

– выявления и создания педагогических условий индивидуально-группового обучения, направленных на повышение эффективности педагогического процесса;

– разработки специальной методики индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре, направленной на максимальное раскрытие музыкально-творческого, исполнительского потенциала каждого учащегося.

Методы исследования:

– анализ исторической, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;

– синтез;

– обобщение передового опыта работы педагогов-музыкантов и собственного опыта преподавания гитары;

– педагогическое наблюдение;

– беседа;

– анкетирование;

– педагогический эксперимент;

– статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Методологическую основу исследования составили: концепции, рассматривающие с точки зрения философии личность и её творческое развитие (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, а также Р. Декарт, И. Кант, П.А. Флоренский и др.); положения теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), психология творческой деятельности (Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон), учения о способностях (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); основные подходы к развитию духовно-творческого потенциала личности А.А. Аронова, О.А. Блоха, Л.С. Зориловой, Д.Б. Кабалевского и др.

Теоретической основой исследования явились:

– фундаментальные педагогические исследования Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, А.М. Новикова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского; исследования, посвящённые изучению форм обучения (В.К. Дьяченко, И.Я. Лернер, А.М. Новиков, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Т.А. Стефановская, И.М. Чередов), особенностям группового занятия (А.А. Бударный, В.К. Дьяченко, Я.А. Коменский, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, Н.А. Семёнов, В.А. Сухомлинский, И.Э. Унт), педагогическому мастерству (А.А. Леонтьев, К.Д. Ушинский);

– музыкально-педагогические труды, разрабатывающие теорию музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский), теорию и методику преподавания музыкальных инструментов (Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз);

– исследования, связанные с изучением индивидуально-групповой формы обучения в музыкальном образовании А.В. Артемовой, П.В. Гайдай, Н.Н. Дмитриевой, Е.А. Серебряковой;

– исследования в области обучения игре на классической гитаре Н.П. Михайленко В.Г. Борисевича, Н.Н. Дмитриевой, М.А. Самохиной;

– учебно-методические работы педагогов-гитаристов А.Ф. Гитмана, Н.Г. Кирьянова, Е.Д. Ларичева.

Научная новизна исследования:

– выявлены потенциальные возможности индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары и доказано её положительное влияние на музыкальное развитие детей;

– разработана классификация и содержание форм групповых занятий в классе гитары (занятие в малой группе, классное собрание, концертное мероприятие) и видов учебной деятельности на групповых занятиях (индивидуализированная работа с каждым учащимся, игра в ансамбле, взаимообучение учащихся, беседа, концертные выступления учащихся в классе, технический зачёт, зачёт по теории, прослушивание аудио- и видеозаписей, концерт учащихся класса, академический зачёт или экзамен, конкурс среди учащихся класса, концерт профессионального музыканта или музыкального коллектива, мастер-класс, семинар, внеклассное мероприятие);

– определен комплекс педагогических условий, способствующих эффективности учебного процесса в классе гитары, осуществляемого на основе индивидуально-групповой формы обучения (учет психолого-возрастных особенностей личности; моделирование ситуаций концертного выступления и педагогической практики (взаимообучение учащихся); развитие артистизма; организация различных учебно-творческих мероприятий; создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы; использование компьютерных технологий и интернет-ресурсов);

– создан диагностический инструментарий (показатели, параметры, критерии оценки, система заданий), позволяющий выявлять уровни сформированности музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов в начальный период обучения;

– разработана экспериментальная методика индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре, направленная на максимальное раскрытие музыкально-исполнительского потенциала каждого учащегося; активизацию артистических способностей; применение различных видов учебной деятельности, интернет-технологий, активную концертную деятельность; эффективное формирование музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации и др.

Теоретическая значимость исследования: Дано теоретико-методическое обоснование индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования, создавшее научную базу для разработки учебных пособий в данной области. Осуществлен системный анализ исторического опыта и передовых достижений в области гитарной педагогики, а также ресурсов русскоязычной части всемирной сети Интернет, посвящённых гитаре, расширяющий преставления о современных методах обучения. Выявлены структура и содержание процесса формирования музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся на основе индивидуально-групповой формы начального обучения в классе гитары. Теоретически обоснована эффективность предложенных учебно-методических рекомендаций индивидуально-группового обучения детей в классе гитары.

Практическая значимость исследования: теоретические материалы исследования, методические рекомендации, практические рекомендации по использованию гитарных ресурсов русскоязычного Интернета, а также предложенные в диссертации методы работы с учащимися в классе гитары могут быть использованы преподавателями учреждений дополнительного образования в практической деятельности. Разработанная методика индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре внедрена в учебный процесс государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Москвы «Детская музыкальная школа имени Г.Ф. Генделя»; государственного бюджетного учреждения культуры г. Москвы «Дом культуры «Онежский»; негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине». Материалы диссертационного исследования могут применяться в разработке учебных курсов по истории гитары, теории и методике преподавания гитары в ССУЗах и ВУЗах, а также создании новых образовательных программ.

Базы исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Москвы «Детская музыкальная школа имени Г.Ф. Генделя»; Государственное бюджетное учреждения культуры г. Москвы «Дом культуры «Онежский»; Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине».

Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2008 по 2013 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2008–2011 гг.) изучалась научная и методическая литература по теме исследования, осуществлялся ее анализ. Определялись общая концепция и основные направления исследования, формулировались его методологические характеристики. Изучался эмпирический опыт преподавателей музыкально-исполнительского класса. Разрабатывалась методика индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре. Проводилось социологическое исследование, включающее беседу и анкетирование преподавателей гитары (72 респондента), учащихся-гитаристов (237 респондента) и студентов-гитаристов (54 респондента) с целью выявления актуальности проблемы исследования, понимания сущности, структуры и содержания начального музыкального образования, расширения знаний о субъектах современного процесса обучения, улучшения авторской методики обучения игре на гитаре на основе индивидуально-групповой формы.

На втором, экспериментальном этапе (2011–2012 гг.), проводилась диагностика уровней сформированности музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов. Решались задачи формирующего эксперимента, происходила апробация разработанной методики. Всего в эксперименте участвовало 62 учащихся-гитаристов.

На третьем, завершающем этапе (2012–2013 гг.), проводилась повторная диагностика уровней сформированности музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов, анализировались и обрабатывались полученные данные, систематизировались результаты формирующего эксперимента, подводились итоги диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены в 13 публикациях автора, из них 2 – опубликованы в журнале, входящем в перечень научных изданий ВАК РФ, в ряде докладов и выступлений: на международной научно-практической конференции «Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности» (г. Москва, 2009 г.); на III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (г. Белгород, 2011 г.); на международной научно-практической конференции «Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы и перспективы развития» (г. Москва, 2011 г.); на II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные исследования в сфере культуры и искусств» (г. Белгород, 2011 г.); на Шестой международной научно-практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» (г. Тамбов, 2011 г.); на III Международной научно-практической очно-заочной конференции «Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития» (г. Нижневатовск, 2011 г.); на X международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в социокультурном развитии личности» (г. Москва, 2012 г.); на Седьмой международной научно-практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» (г. Тамбов, 2012 г.); на II Международной научно-практической конференции «Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства» (г. Краснодар, 2012 г); на международной научно-практической конференции «Интерпретация массовой музыкальной культуры Мордовии» (г. Саранск, 2012 г.); в обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедре музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений, применением комплексной совокупности методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования; разнообразием источников информации; сравнительным анализом практики обучения учащихся в классе гитары и результатов экспериментальной работы; широким обсуждением материалов исследования на научных форумах; практическим подтверждением основных положений исследования результатами экспериментальной работы; статистической значимостью результатов; использованием математических методов обработки экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре является одним из самых эффективных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса, так как создаёт наилучшие условия для полной реализации музыкально-исполнительского потенциала каждого учащегося.

2. Наиболее продуктивными формами групповых занятий являются занятия в малой группе, классное собрание, концертное мероприятие. При этом особенно эффективны следующие виды учебной деятельности: индивидуализированная работа с каждым учащимся, игра в ансамбле, взаимообучение учащихся, беседа, концертные выступления учащихся в классе, технический зачёт, зачёт по теории, прослушивание аудио- и видеозаписей, концерт учащихся класса, академический зачёт или экзамен, конкурс среди учащихся класса, концерт профессионального музыканта или музыкального коллектива, мастер-класс, семинар, внеклассное мероприятие.

3. Педагогическими условиями, способствующими эффективности учебного процесса в классе гитары, осуществляемого на основе индивидуально-групповой формы обучения, являются: учет психолого-возрастных особенностей личности; моделирование ситуаций концертного выступления и педагогической практики (взаимообучение учащихся); развитие артистизма; организация различных учебно-творческих мероприятий; создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы; использование компьютерных технологий и интернет-ресурсов.

4. Авторская методика индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре предполагает: максимальное раскрытие музыкально-исполнительского потенциала каждого учащегося; направленность на активную концертную деятельность; активизацию артистических способностей; применение различных видов учебной деятельности и интернет-технологий и эффективное формирование музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации на этой основе.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования