Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования Часовская Ирина Александровна

Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования
<
Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Часовская Ирина Александровна. Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Саратов, 2007 206 с. РГБ ОД, 61:07-13/1694

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1.Психолого-педагогические основы творческого саморазвития учащихся в системе учреждений дополнительного образования 15

1.1. Сущность творческого саморазвития личности

1.2 Особенности организации включения учащихся в процесс творческого саморазвития в системе учреждений дополнительного образования 47

1.3.Обоснование и разработка модели творческого саморазвития учащихся в системе учреждений дополнительного образования 66

Выводы 96

Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогической модели организации творческого саморазвития учащихся в учреждении дополнительного образования 98

2.1. Констатирующий этап эксперимента

2.2.Формирующий этап эксперимента 116

2.3.Контрольный этап эксперимента 140

Выводы 150

Заключение 151

Библиографический список используемой литературы 156

Приложение 1. 172

Приложение 2. 187

Введение к работе

Современная система образования характеризуется концептуальным смещением акцентов. Важным становится не только подготовка для общества квалифицированного участника производственного процесса, но и формирование активной, инициативной личности, реализующей все процессы «самости» в русле «Я-концепции», способной к созидательной деятельности.

Эффективно реализовать эту цель позволяет творческое саморазвитие личности, рассматриваемое одновременно и как содержательный компонент образования и как уникальная деятельность, создающая основу для проявления творческих способностей, самовыражения, что разрешает безболезненно и наиболее продуктивно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках, повышая стрессоустоичивость к постоянно изменяющимся реалиям жизни.

Образовательные учреждения (в том числе и учреждения дополнительного образования) выступают той средой, в которой учащемуся легче всего включиться в процесс творческого саморазвития, поскольку для этого педагогами целенаправленно создаются специальные условия. К таким условиям можно отнести отказ от жестко регламентированных форм обучения, воспитания и переход к моделям творческого, продуктивного взаимодействия «ученик-учитель». Особенно это важно в системе учреждений дополнительного образования, которые изначально ориентированы на добровольность, вариативность, индивидуализацию, дифференциацию, диалогичность, креативность и др. обучения и воспитания, а, следовательно, имеют приоритетное значение в плане включения учащихся в процесс творческого саморазвития.

Не вызывает сомнения тот факт, что процессу творческого саморазвития учащегося наиболее благоприятной представляется

творческая окружающая среда. В связи с этим особый интерес представляет «Детская школа искусств» в системе учреждений дополнительного образования, которая обладает огромным потенциалом для творческого саморазвития ребенка, поскольку не только выполняют эстетическую, познавательную и воспитательную функции, но и являются залогом, базой возможного культурного самосовершенствования в последующей жизнедеятельности.

Создавшиеся предпосылки выдвинули в ряд наиболее актуальных проблему разработки гибкой модели творческого саморазвития учащихся в системе учреждений дополнительного образования «Детская школа искусств», а также технологического обеспечения данного процесса.

Теоретические и практические трудности, связанные с организацией процесса творческого саморазвития учащихся в условиях учреждения дополнительного образования, требующие скорейшего преодоления, позволили сформулировать проблему нашего исследования - поиск продуктивных путей включения учащихся в процесс творческого саморазвития в данной системе.

Творческое саморазвитие, как явление, давно привлекало к себе внимание исследователей во многих областях науки о человеке -философии, психологии, педагогике, культурологии.

Концептуальные основания для исследования проблематики творческого саморазвития личности создали многочисленные исследования в области философии: Бахтин М.М. [23], Бердяев Н.А. [24, 25], Кант И. [93], Фейербах Л. [185].

Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют исследования психологов — Ананьева Б.Г. [8], Теплова Б.М. [181], Леонтьева А.Н. [116] и др., раскрывающих содержательный аспект творческой деятельности, уточняющих специфические особенности творчества.

В педагогических трудах вопросы творческого саморазвития

личности и отдельные аспекты творчества анализируются в работах Волкова И.П. [38], Вяткина Л.Г. [49, 50], Караковского В.А. [95] и др., которые рассматривают роль и значение творческого саморазвития в формировании личности.

В контексте личностно ориентированного подхода общим вопросам воспитания человека культуры, формирования «Я-концепции» творческой личности учащегося, созданию атмосферы раскрепощенности, свободы посвящены работы Берне Р. [27], Бондаревской Е.В. [32], Газмана О.С. [51], Серикова В.В. [166], Князевой М.М. [102], Якиманской И.С. [209] и других.

Достаточно много исследований, рассматривающих различные аспекты творческого саморазвития ребенка через призму творческой деятельности учителя (Бухвалов В.А, Гарунов М.Г., Поташник М.М., Раченко И.П., Сластенин В.И. и др. [35, 52,151,161,168]).

Теоретический и практический интерес для исследуемой проблемы представляют работы культурологов: А.И.Арнольдова [43], В.Е.Давидович, Ю.А.Жданова [62], Ю.Н.Давыдова, И.Б.Роднянской [64] и др., связывающих творческую самореализацию с проблемами «вхождения в культуру», образа жизни.

Творчество как центральная проблема дополнительного образования разрабатывалась в исследованиях Андреева В.И., Буйловой Л.Н., Кочневой СВ., Евладовой Е.Б., Логиновой Л.Г., Михайловой Н.Н., Ивановой О.Н. и др.[11,34, 74,80, 72].

Поскольку процесс творческого саморазвития учащихся изучается нами в системе учреждений дополнительного образования «Школа искусств», то для нашего исследования представляют интерес научные труды, отражающие: особенности развития творческой личности в контексте обучения искусству, воспитания искусством (Л.Г.Арчажникова, Т.С. Комарова, Л.А.Рапацкая [15, 106, 160] и др.); прикладные аспекты музыкальной педагогики, связанные с методикой преподавания музыки (Э.Б.Абдулин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина,

Н.Л.Гродзенская, Е.Д.Критская, И.Н.Немыкина, Г.М.Цыпин,

ВШИацкая [1, 7,14,60, 87,109,135,193,199] и др.).

Изучению закономерностей творческой музыкальной деятельности, разработке методик организации творческого восприятия детей, использованию различных творческих заданий, анализу связи развития творческой личности учащегося с формированием его художественной культуры посвящены работы Тельчаровой Р.А. [179], Медушевского В.В. [126] и др.

При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований выше названных авторов следует подчеркнуть, что в научных поисках еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы творческого саморазвития учащихся в системе учреждений дополнительного образования «Детская школа искусств», она не стала еще предметом специального изучения.

Таким образом, имеются противоречия между:

— объективными потребностями общества в творчески
саморазвивающейся личности и отсутствием внимания системы
учреждений дополнительного образования к этой проблеме;

— необходимостью уточнения сущности и специфики процесса
творческого саморазвития учащихся в системе учреждений
дополнительного образования и слабой теоретической и практической
разработкой проблемы.

— важностью включения учащихся в процесс творческого
саморазвития в системе учреждений дополнительного образования и
отсутствием соответствующих педагогических моделей.

Данные противоречия обусловили актуальность проблематики нашего исследования и определили выбор темы научного исследования: «Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования».

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс

в системе учреждений дополнительного образования.

Предметом исследования является методика организации включения учащихся в процесс творческого саморазвития в системе учреждений дополнительного образования «Детская школа искусств».

Цель исследования: разработать, научно обосновать, апробировать на практике и внедрить педагогическую модель творческого саморазвития учащегося в системе учреждений дополнительного образования «Детская школа искусств».

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что учреждения дополнительного образования как определенная система могут оказать существенное влияние на эффективность включения учащихся в процесс творческого саморазвития, если будет:

рассмотрено творческое саморазвитие как одно из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса системы учреждений дополнительного образования;

уточнена сущность процесса творческого саморазвития личности;

раскрыта специфика творческого саморазвития учащегося, связанная с художественно-творческой деятельностью в учреждениях дополнительного образования;

разработана и внедрена педагогическая модель (ее структура: приоритетная цель - формирование мотивов к вовлечению личности в процесс творческого саморазвития, достижение учащимся высокого уровня в данном процессе; специально отобранное содержание; соответствующие методы, формы и средства, позволяющие целенаправленно осуществлять реализацию поставленной цели), которая обеспечивает эффективность процесса творческого саморазвития учащегося в учреждениях дополнительного образования;

раскрыта методика диагностики уровней творческого саморазвития учащегося.

Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой

были определены конкретные задачи исследования:

  1. Проанализировать сущность процесса творческого саморазвития учащихся и охарактеризовать его структуру.

  2. На основе анализа научной литературы уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования.

  3. Теоретически обосновать и проверить в ходе эксперимента эффективность педагогической модели творческого саморазвития учащихся в системе учреждений дополнительного образования «Детская школа искусств».

  4. Определить критерии и качественные характеристики уровней творческого саморазвития и разработать методику их измерения.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

философские концепции творчества и его роли в становлении личности (Бахтин М.М., Бердяев Н.А., Кант И. и др.);

идеи личностно-деятельностного, субъектного подхода в обучении и развитии личности (Андреев В.И., Выготский Л.С., Газман О.С., Гончарук А.Ю., Ковалев А.Г., Комарова Т.С., Леонтьев А.Н., Щукина Г.И. и др.);

психолого-педагогические теории творческой деятельности (Теплов Б.М., Платонов Ю.П., Пономарев Я.А., Маслоу А. и др.);

исследования в области дополнительного образования (Евладова Е.Б., Михайлова Н.Н., Иванова О.Н., Лебедева О.Е. и др.);

труды в области общей и частной музыкальной педагогики (О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Л.Г.Дмитриева, Е.Д.Критская, Л.А.Рапацкая, Г.М. Цыпин, Н.М.Черноиваненко и др.);

концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса (Беспалько В.П., Кларин М.В., Королев Ф.Ф., Сокольников Ю.П. и др.).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили использование совокупности следующих методов исследования:

методы теоретико-методологического анализа: сравнительно-сопоставительный, системный, логический;

моделирование исходных позиций исследования;

анализ собственного и передового педагогического опыта;

эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;

диагностические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, экспертная оценка, анализ творческих работ учащихся, обобщение независимых характеристик, непосредственное взаимодействие с управленческими и педагогическими работниками системы дополнительного образования;

методы математической статистики.

Экспериментальной базой исследования явились муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» города Кузнецка Пензенской области, «Детская музыкальная школа №1» города Кузнецка Пензенской области, «Центральный Дом творчества» Ленинского района города Саратова.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период 2001 по 2007 гг.:

Первый этап (2001 - 2003 гг.) - теоретический: осуществлялось изучение, анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в философской, педагогической и психологической литературе, а также знакомство с практикой работы традиционных и инновационных систем дополнительного образования. Определялись возможности различных воспитательных и дидактических средств в организации процесса творческого саморазвития личности средствами искусства. Это позволило определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, провести констатирующий этап: разработать педагогическую модель,

оснащенную теоретически и технологически и направленную на организацию включения учащихся в процесс творческого саморазвития.

Второй этап (2004 — 2005 гг.) - опытно-экспериментальный: связан с проведением формирующего эксперимента. На данном этапе проводилась апробация и внедрение авторской модели творческого саморазвития учащихся в учреждениях дополнительного образования, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, исследовались различные виды художественно-творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования учащихся подросткового возраста. Была проведена методическая работа с преподавателями системы учреждений дополнительного образования с целью координации деятельности.

Третий этап (2005 — 2007 гг.) - результативно-обобщающий -характеризуется дальнейшим внедрением модели творческого саморазвития в практику, обобщением итогов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе подготовлены и внедрены в практику научно- методические рекомендации, уточнены критерии оценки уровней творческого саморазвития подростков, выполнено оформление диссертации.

Научная новизна и основные результаты исследования заключается в следующем:

теоретически обоснована и апробирована практико-ориентированная педагогическая модель организации включения учащихся в процесс творческого саморазвития, имеющая четко разработанные структурные составляющие, реализуемые поэтапно и направленные на достижение желаемого уровня творческого саморазвития;

на основе анализа междисциплинарных исследований выявлены особенности процесса творческого саморазвития учащихся средствами искусства в системе учреждений дополнительного образования (возможность индивидуального и коллективного исполнительства на музыкальных инструментах, освоение теоретических основ искусства,

композиции, импровизации, аранжировки, изобразительной деятельности; самоопределение воспитанника именно в сфере искусства; по значимости того вида художественно-творческой деятельности, где учащийся стремится максимально реализовать себя);

в рамках педагогической модели определен комплекс методов и средств организации включения учащихся в процесс творческого саморазвития (индивидуальные программы для каждого воспитанника, методики игрового, проблемного обучения, аутогенного тренинга, музыкальную психотерапию);

выявлена совокупность условий, способствующих включению личности в процесс творческого саморазвития (добровольность, вариативность, диалоговость, общение);

выявлены критериальные показатели и предложен адекватный диагностический аппарат.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

углублены представления о сущности процесса творческого саморазвития личности на основе проведенного анализа этого понятия как междисциплинарного феномена и педагогической категории (было выяснено, что эпицентром процесса творческого саморазвития учащегося является его Я-концепция);

уточнено определение творческого саморазвития учащегося в системе учреждений дополнительного образования;

выявлена и проанализирована специфика готовности учащегося к включению в процесс творческого саморазвития, которая обусловлена перестройкой их мотивационной сферы, связанной с особенностями учебно-воспитательного процесса системы учреждений дополнительного образования (добровольность, вариативность, индивидуализация, дифференциация, диалогичность, креативность и др.);

разработана, обоснована и апробирована авторская педагогическая модель включения учащегося в процесс творческого саморазвития в системе учреждений дополнительного образования;

разработан авторский комплекс творческих заданий, направленных на включение учащихся в процесс творческого саморазвития.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью широкого применения положительных результатов для совершенствования организации включения учащихся в процесс творческого саморазвития в системе учреждений дополнительного образования и заключается в том, что апробирована авторская модель, разработано ее теоретическое и технологическое обеспечение, предложены конкретные рекомендации к организации и проведению занятий искусством с целью включения учащихся в процесс творческого саморазвития. Разработанная модель позволяет получить гарантированный результат и может быть использована в практике работы учреждений дополнительного образования без кардинальных изменений учебного плана и дополнительного финансирования.

Доведено до практического использования и внедрено в деятельность учреждений дополнительного образования авторское учебно-методическое пособие «Твори и саморазвивайся!», предусматривающее комплекс творческих заданий, ориентированных на формирование мотивации к включению в процесс творческого саморазвития.

Достоверность и обоснованность выводов обусловлена опорой на методологию изучения саморазвития личности, анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческое саморазвитие учащегося, по мнению автора, есть процесс самостоятельного целенаправленного, мотивированного эмоционально-волевого расширения диапазона практических действий

личности, позволяющих наиболее продуктивно осуществлять различные виды художественно-творческой деятельности и предусматривающих интенсификацию всех процессов «самости» личности, проявлений своего «Я».

  1. Авторская педагогическая модель включения учащихся в процесс творческого саморазвития в системе учреждений дополнительного образования, учитывающая их специфику и представляющая собой теоретически обоснованную систему, имеющую следующий компонентный состав: приоритетную цель - формирование мотивов к вовлечению личности в процесс творческого саморазвития, достижение учащимися высокого уровня в данном процессе; специально отобранное содержание; соответствующие методы, формы и средства, позволяющие целенаправленно осуществлять реализацию поставленной цели.

  2. Критериальные показатели и диагностический инструментарий, позволяющие выявить уровни творческого саморазвития учащихся, проследить тенденцию и динамику творческого саморазвития на всех этапах его проявления в художественно-творческой деятельности в системе учреждений дополнительного образования.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей «Детская школа искусств» города Кузнецка Пензенской области, «Детская музыкальная школа №1» города Кузнецка Пензенской области, «Центральный дом творчества» Ленинского района города Саратова.

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научно - практических конференциях: «Актуальные проблемы музыкальной педагогики» (г.Саратов, 2003); Межрегиональной научно - практической конференции «Творческое развитие детских школ искусств малых городов в аспекте

межведомственной и межрегиональной интеграции» (г. Октябрьск, Самарская область, 2003); в рамках Второго открытого фестиваля студентов музыкально - педагогических факультетов и учащихся школ эстетической направленности «Профессия - учитель музыки» (г. Саратов, 2005); на зональной научно - практической конференции отделения теории музыки Кузнецкого музыкального училища: «Программное обеспечение предметов по выбору в детской музыкальной школе и детской школе искусств» (г. Кузнецк, Пензенская область, 2005); на Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальная культура и образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (г. Кострома, 2006); на Международной научно-практической конференции «Наследие и современные проблемы национальной культуры» (г. Уральск, 2006); на Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика современного образования в России» (г. Пенза, 2006) и опубликованы в журнале «Вестник СГАУ им. Н.И. Вавилова» №6, Выпуск 3 (г. Саратов, 2006).

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в девяти публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения; проиллюстрирована таблицами, схемами. Структура работы определилась задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.

Сущность творческого саморазвития личности

В данном параграфе предпринята попытка, рассмотреть сущность, специфику и компонентный состав творческого саморазвития личности.

Логика изложения содержательного материала в данном параграфе будет следующей:

анализ содержания понятий «развитие», «самость», «Я-концепция», а на этой основе - понятия «саморазвитие»;

выявление специфических признаков категорий «креативность», «творчество», «творческая деятельность», «художественно-творческая деятельность»;

на основе исследования коррелирующих терминов «развитие», «самость», «саморазвитие», «творчество», «художественно-творческая деятельность» определение сущности, специфики процесса творческого саморазвития учащихся и уточнение авторского определения «творческое саморазвитие учащегося»;

выделение компонентов структуры процесса творческого саморазвития учащихся и изучение взаимосвязей между данными компонентами.

Рассмотрим подробнее каждое из выделенных направлений.

Проблема развития личности занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Определение понятия «развитие» в науке [8, 11, 48, 58, 76, 112, 143, 146, 148, 156] считается достаточно устоявшимся. Однако каждая отрасль знаний вносит в него свои акценты.

Так, например, в психологии под развитием личности понимают «изменение какой-либо системы личности, сопровождающееся закреплением и накоплением предыдущих ее состояний, в связи, с чем возникает некоторая заданность, предопределенность направления поступающих изменений относительно предшествующих» [101, с.434]. То есть развитие связывается с обязательным изменением и адаптацией того, что уже было заложено в человеке, в его внутренних структурах. Причем, изменение это, по мнению Л.Б. Ермолаевой-Томиной происходит за счет усложнения и расширения диапазона действий: «развитие проявляется в усложнении - воспринимающих, перерабатывающих, исполнительных - за счет расширения диапазона их действий» [75, с. 203]. Это очень важно для нашего исследования, поскольку такая трактовка позволяет нам четко определить суть процесса развития и отграничить его от близкого по значению, но иного по смыслу термина «формирование», под которым в педагогике [143, 148, 156] понимается появление тех качеств, свойств, умений, которых еще не было во внутренних структурах человека, но которые были «сконструированы» в результате специально создаваемого опыта переживаний, опыта деятельности и отношений, после чего становится возможным их дальнейшее развитие [155, с.40].

Педагогические труды [11, 58, 76, 112, 143, 156], посвященные проблеме развития личности акцентируют наше внимание на такой существенной детали, заключающейся в том, что не всякое изменение, отмечаемое в человеке свидетельствует о развитии и, следовательно, можно назвать таковым. Действительно, личность постоянно претерпевает обратимые изменения, которые лишены направленности или не носят закономерного характера. Такие изменения не означают развития. А «необратимое, направленное, закономерное изменение индивида со всеми входящими в него системами, как личности, ядром которого являются отношения человека к разным сторонам действительности, и как субъекта, структуру которого составляют и индивидные, и личностные образования (прежде всего отношения, способности, проявляющиеся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений в тех видах деятельности, которыми человек занят)» как раз и есть процесс развития [156, с. 108]. Такое понимание нацеливает педагогов на организацию целенаправленного, постоянного, научно обоснованного воздействия, вызывающего необратимые позитивные изменения личностных структур называемое процессом развития личности. Именно с этих позиций мы и будем подходить к построению модели организации творческого саморазвития учащихся, о которой более подробно будет сказано в 1.3. диссертационного исследования.

Не вызывает сомнения тот факт, что результаты развития зависят от внутренних и внешних факторов. К внутренним психологи [3, 17, 46, 78, 113, 163, 186, 205] относят генетически заложенные задатки, способности, индивидуальные особенности мышления и деятельности человека. К внешним - специально организованные психолого педагогические воздействия (дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, вузы, учреждения дополнительного образования). К стихийным воздействиям (семья, друзья, средства массовой информации и т.д.).

Особенности организации включения учащихся в процесс творческого саморазвития в системе учреждений дополнительного образования

Проблема организации включения учащихся в процесс творческого саморазвития, как уже отмечалось ранее, весьма актуальна для всей системы образования, но, понимая ее глобальность и учитывая собственные научные и практические интересы, мы постарались рассмотреть ее в ракурсе деятельности учреждений дополнительного образования, с их спецификой и оригинальностью содержания и видов деятельности. Этому и будет посвящен данный параграф диссертационного исследования, содержание которого будет изложено по двум направлениям:

1. Характеристика системы учреждений дополнительного образования в контексте возможностей организации включенности учащихся в процесс творческого саморазвития.

2. Выявление особенностей организации включенности учащихся в процесс творческого саморазвития в условиях «Детской школы искусств».

Система учреждений дополнительного образования в последние десятилетия претерпевает значительные изменения. Возникнув как единичные экспериментальные организации, учреждения дополнительного образования сегодня представляют собой сложные многоуровневые социокультурные педагогические системы. Реформирование образовательной системы России, развитие рынка образовательных услуг на рубеже веков, дали мощный импульс модернизации дополнительного образования, затронувшей его структурные и функциональные основы. Это: расширение сети как однопрофильных, так и многопрофильных учреждений дополнительного образования определение их статуса в ряду иных воспитательных организаций, уточнение содержания, поиск методов, форм, педагогических моделей и технологий, адекватных новым требованиям к образованию (доступности, качества, эффективности).

Однако нельзя не отметить, что сегодня по отношению к дополнительному образованию сложилась двоякая позиция. С одной стороны очевидным является необходимость не только существования, но и развития ее системы. Тем более что именно в деятельности учреждений дополнительного образования видится потенциал, резерв для творческого, культурного, интеллектуального развития и саморазвития подрастающего поколения. Согласно концепции модернизации образования, система учреждений дополнительного образования рассматриваются как составной, полноправный компонент единой системы непрерывного образования, «...призванный обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в сфере досуга» [106, с.29]. Это обусловлено и особенностями системы учреждений дополнительного образования (о которых будет сказано ниже), создающими потенциал для позитивного вхождения ребенка в окружающий социум, принятия и освоение его норм и ценностей, определения своей собственной жизненной позиции, своего «Я», формированию «Я-концепции», проявлению процессов «самости».

С другой стороны, вхождение всей системы образования в новые условия рыночных отношений, поставили учреждения дополнительного образования в особые, весьма жесткие условия экономического существования (а иногда и выживания). Из-за слабого финансирования прекратили свое существование многие из учреждений этой системы (подростковые клубы, музыкальные школы, клубы по интересам и др.), а оставшимся приходится быстро перестраиваться и выполнять нагрузку с возросшим объемом.

Констатирующий этап эксперимента

Целью экспериментальной части данного исследования явилась проверка эффективности разработанной педагогической модели организации творческого саморазвития учащихся в условиях «Детской школы искусств» системы учреждений дополнительного образования.

Экспериментальной базой исследования стали: «Детская школа искусств» города Кузнецка Пензенской области, «Детская музыкальная школа № 1» города Кузнецка Пензенской области, «Центральный дом творчества» Ленинского района города Саратова.

Для непосредственного описания, анализа и обработки данных опытно-экспериментальной работы мы отобрали контрольную (К) группу и экспериментальную (Э) группу учащихся. В (К) группу вошли 47 учащихся, в (Э) группу - 47 учащихся. Таким образом, численность контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента была одинаковой. Возрастной состав участников (К) группы от 12 до 16 лет. В (Э) группе возраст учащихся также от 12 до 16 лет. Отметим, что количество детей одного возраста в (К) и (Э) группах также было одинаковым: в (К) группе: 10 учащихся 12-летних, 10 учащихся 13-летних, 10 учащихся 14-летних, 10 учащихся 15-летних и 7 учащихся 16 летних. Аналогичная картина в (Э) группе.

На начало эксперимента в (К) и (Э) группах учебный план и программы, по которым велись занятия, были приблизительно одинаковыми.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период 2001 по 2007 гг.:

На первом этапе (2001 - 2003 гг.) осуществлялось обоснование и разработка уровней творческого саморазвития учащихся; определялся исходный уровень творческого саморазвития учащихся (Э) и (К); составлялась программа эксперимента.

На втором этапе апробации и внедрения педагогической модели творческого саморазвития учащихся (2004 — 2005 гг.) осуществлялась реализация педагогической модели творческого саморазвития учащихся, которая проходила постадийно, согласно положениям программы эксперимента. Первая стадия была связана с организацией готовности учащихся к творческому саморазвитию, вторая стадия предусматривала непосредственное включение детей в процесс творческого саморазвития через различные виды художественно-творческой деятельности. На третьей стадии подводились предварительные итоги, проводился анализ, вносились необходимые коррективы и дополнения.

На третьем результативно-обобщающем этапе (2005 — 2007 гг.) осуществлялось расширение и углубление достигнутого на предшествующих этапах уровня творческого саморазвития учащимися. Проводилась количественная и качественная обработка результатов эксперимента.

При проведении исследования были использованы следующие методы: включенное наблюдение за учащимися контрольной и экспериментальной групп; беседы с родителями учащихся; беседы с преподавателями; тестирование; педагогический эксперимент; индивидуальные и групповые беседы с учащимися; изучение творческих работ учащихся; математические методы.

Анализ сущности и содержания процесса творческого саморазвития личности, проведенный в 1.1. диссертационного исследования, дал возможность выйти на его структурно-уровневое изучение. В данном параграфе будут обоснованны и выделены уровни творческого саморазвития учащихся в условиях «Детской школы искусств» системы учреждений дополнительного образования.

Похожие диссертации на Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования