Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия Юн Енг А

Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия
<
Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юн Енг А. Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия : 13.00.02 Юн Енг А Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия (на материале музыкальных занятий в общеобразовательных школах Республики Корея) : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2007 219 с. РГБ ОД, 61:07-13/1360

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы развития восприятия полистилистики в музыке XX века на основе историко-теоретической деятельности 14

1.1. Научные представления о развитии восприятия музыки 14

1.2. Анализ содержания музыкально-исторической и музыкально-теоретической деятельности учащихся на уроках музыки в условиях общеобразовательных профильных школ Республики Корея 45

1.3. Характеристика сущности и содержания полистилистики в музыке XX века 81

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности методики развития восприятия полистилистики в музыке XX века у старшеклассников на основе историко-теоретической деятельности 100

2.1. Характеристики задач и содержания констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования 101

2.2. Формирующий этап опытно-экспериментального исследования и его результаты 129

Заключение 158

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема приобщения подрастающего поколения к современной музыке академического стиля является одной из самых острых и нерешенных в педагогике музыкального образования. Практически во всех странах мира, не исключая и Республику Корея, музыканты-педагоги уже в течение многих десятилетий стремятся решить эту проблему, ставя в ее основу развитие восприятия музыки, так как именно способность воспринимать музыку самых разных стилей и направлений является важнейшим показателем музыкальной культуры личности. В связи с этим, встает вопрос о поиске новых современных педагогических технологий, позволяющих эффективно развивать восприятие современной музыки у детей и подростков в условиях общего музыкального образования.

На наш взгляд, введение в содержание занятий высокохудожественных музыкальных произведений XX века с элементами полистилистики (аллюзии, цитаты, коллажа и др.) способствует решению обозначенной проблемы. Многостилевая природа музыки XX века позволяет назвать этот век эпохой полистилистики (М.Н. Лобанова). Однако проблема изучения полистилистики музыкального произведения с педагогических позиций, а также восприятия полистилистики в музыке XX века является по сути не исследованной.

Более того, актуальность данной проблемы объясняется еще и тем, что в Республике Корея, несмотря на внимание к исследованиям в области педагогики музыкального образования, отсутствуют труды, посвященные восприятию музыки - центральному моменту нашей работы. Восприятие музыки, как и во многих других странах, отождествляется со слушанием музыки, что представляется нам ошибкой методологического характера. Мы сосредоточиваем внимание на взаимосвязи музыкально-теоретической и музыкально-исторической деятельности, ибо считаем, что именно эти два вида деятельности наиболее эффективны для развития у школьников восприятия полистилистики в музыке XX века в условиях общеобразовательной школы художественного профиля.

Таким образом, сложившееся противоречие между необходимостью поиска новых путей в развитии восприятия музыки у подрастающего поколения, приобщения его к новым пластам музыкальной культуры академического направления и отсутствием специальных музыкально-педагогических исследований, направленных на адаптацию и экстраполяцию соответствующих музыковедческих трудов в область педагогики музыкального образования, и теоретико-методических разработок, посвященных данной проблеме, обусловили актуальность исследования и позволили сформулировать его тему: «Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX столетия (на материале музыкальных занятий в общеобразовательных школах Республики Корея)».

Степень разработанности проблемы

Анализ содержания программ по музыкальному образованию в разных странах показывает, что проблема развития восприятия музыки в своем наиболее широком и многомерном измерении разрабатывается прежде всего в России. Вот почему исследования российских ученых привлекли наше особое внимание.

Сущность музыки, ее жанры и стили с философско-эстетических позиций раскрываются в трудах Г.Ф. Гегеля, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, Н.И. Киященко и

др.

Сущность и природа восприятия музыки исследуется в общепсихологических и физиологических работах Г. Гельмгольца, А.Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна, А.А. Смирнова, А.В. Запорожца, А.В. Петровского. Для нашего исследования особое значение имеют психолого-педагогические труды А. Дис-тервега, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, М.И. Махмутова, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, в которых раскрываются основные теоретические положения концепции развивающего обучения.

Формированию музыковедческих и музыкально-психологических основ исследования способствовали работы Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, М.Ш. Бонфельда, Д.К. Кирнарской, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, М.С.

Старчеус, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина и др., посвященные восприятию музыки, его природе и специфике. В рамках нашего исследования особое значение имеют музыковедческие труды В.В. Виноградова, Л.П. Казанцевой, Т.С. Кюрегян, М.П. Лобановой, Е.В. Назайкинского, Ю.И. Пиасова, Е.Р. Скурко, Т.Н. Сорокиной, В. Холоповой, Е.М. Царевой, Е. Чигаревой, А.Г. Шнитке, исследующие проблемы полистилистики в музыке.

Важное значение для разработки теоретико-методических основ исследования оказали музыкально-педагогические труды о путях развития восприятия музыки, об организации педагогических условий для повышения эффективности данного процесса Ан Дже Сина, Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдуллина, Т.И. Баклановой, В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, Л.В. Горюновой, Н.Н. Гри-шанович, Д.Б. Кабалевского, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской, Л.С. Майковской, В.В. Медушевского, А.И. Николаевой, Е.В. Николаевой, Но Джу Хэ, О Хе Джон, А.А. Пиличаускаса, Э.И. Плотицы, М.А. Румер, Сон Джин А, С.Л. Старобинского, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр, А.И. Щербаковой, Б.Л. Яворского. При этом особо выделим работы, посвященные проблемам стилистики музыкального произведения А.И. Николаевой и Е.В. Назайкинского. Отметим также исследования корейских ученых Джанг Ки Бом, Джо Кенг Джа, Ким Менг Сун, Ким Су Джин, Ким Хэ Генг, Ким Енг Джу, Ли Ги Сук, Ли Ги Сук, Ли Сун Джин, Ли Хон Сог, Ли Хынг Су, Ли Ын Ген, Лим Ми Кенг, Сонг Кенг, Хам Хе Джу, Хо Дже, Чо Ми Ен, Юн Хэ Су, посвященные проблемам музыкального образования и воспитания детей в общеобразовательных учреждениях, а также школах художественного профиля.

Таким образом, несмотря на множество научных исследований проблемы восприятия музыки, ни одно из них специально не исследует ее в рамках познания полистилистики в музыкальных произведениях XX века.

Цель исследования: разработка и обоснование научно-методических основ развития восприятия полистилистики в музыке XX века у старшеклассников корейских школ в процессе историко-теоретической деятельности.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся старших классов в общеобразовательных школах Республики Корея.

Предмет исследования: организация процесса развития восприятия полистилистики в музыкальных произведениях XX века у старшеклассников на основе историко-теоретической деятельности.

Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ научных представлений о восприятии музыки, о полистилистике в музыкальных произведениях XX века; обобщить полученные данные с позиции теории и методики музыкального образования.

  2. Проанализировать программы по музыке для общеобразовательных школ художественного профиля Республики Корея с точки зрения содержания в них теоретических и исторических знаний, получаемых школьниками в процессе музыкальных занятий.

  3. Определить педагогические условия, необходимые для эффективного развития восприятия полистилистики в музыке XX века у старшеклассников на основе историко-теоретической деятельности.

  4. Выявить компоненты полистилистики в музыкальных произведениях XX века, которые являются наиболее привлекательными для изучения старшеклассниками на уроках музыки.

  5. Разработать методику развития восприятия полистилистики в музыкальных произведениях XX века у старшеклассников на основе теоретико-исторической деятельности. Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности разработанной методики.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения: 1. Развитие восприятия музыки у старшеклассников в общеобразовательной школе становится более эффективным благодаря установлению взаимосвязи и единой направленности музыкально-теоретической и музыкально-исторической учебной деятельности.

  1. Полистилистика в музыкальных произведениях XX века является важным компонентом содержания историко-теоретической деятельности старшеклассников на уроке музыки.

  2. Наиболее интересной и увлекательной для старших школьников является полистилистика музыкальных произведений XX века, компонентами которой являются коллаж, цитата, стилизация, аллюзия и адаптация, отличающиеся неординарностью подходов к раскрытию образного содержания сочинения.

  3. Процесс познания полистилистики в музыкальных произведениях XX века должен состоять из двух этапов: а) пропедевтического, предполагающего изучение особенностей различных исторических музыкальных стилей; б) основного, в котором на базе усвоенных представлений и понятий осуществляется изучение компонентов полистилистики и развитие у старшеклассников восприятия полистилистики в музыкальных произведениях XX века.

Методы исследования: методологический анализ специальной литературы по изучаемой проблеме; пролонгированное наблюдение; анкетирование и индивидуальное интервьюирование; беседы с учителями музыки, учащимися и их родителями; диагностика уровней сформированности эмоционально-ценностных представлений, музыкальных знаний, умений и опыта творческого восприятия музыкальных произведений; педагогический эксперимент; математическая обработка результатов.

Методологической основой исследования являются:

философско-эстетические концепции Г.Ф. Гегеля, Г. Гельмгольца, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, Н.И. Киященко, посвященные проблемам сущности музыки, ее жанрам и стилям; концепция развивающего обучения, разработанная в трудах педагогов и психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. и интегрированная в область педагогики музыкального образования Г.М. Цыпиным;

общепсихологические и физиологические работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, исследующие проблему сущности и природы восприятия музыки;

музыкально-психологические и музыковедческие труды Б.В. Асафьева, М.Ш. Бонфельда, Д.К. Кирнарской, О.Г. Косткжа, Э. Курта, М.П. Лобановой, Л.А. Мазель, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой, Г.М. Цыпина, посвященные проблемам восприятия музыки;

музыковедческие труды, посвященные полистилистике музыкального произведения В.В. Виноградова, Л.П. Казанцевой, Т.С. Кюрегян, Т.Н. Ливановой, М.К. Михайлова, Е.В. Назайкинского, С.С. Скребкова, Т.Н. Сорокиной, В.Н. Холоповой, Е.М. Царевой, Е. Чигаревой, А.Г. Шнитке и др.;

музыкально-педагогические работы, посвященные проблемам развития восприятия музыки: Ан Джен Сина, В.К. Белобородовой, Д.Б. Кабалевского, Е.Д. Критской, Но Джу Хэ, О Хе Джона;

музыкально-педагогические работы, посвященные проблемам жанра, стиля и стилистики музыкального произведения И.А. Знаменской, М.Л. Кор-сунской, М.С. Красильниковой, А.И. Николаевой, Э.И. Плотицы;

исследования корейских ученых Джо Джонг Сук, Джо Енг Бэ, Ким Менг Сун, Ким Су Джин, Ким Хэ Генг, Ким Енг Джу, Ли Ги Сук, Ли Сун Джин, Ли Хон Сог, Ли Хынг Су, Ли Ын Ген, Лим Ми Кенг, Сонг Кенг, Хам Хе Джу, Чо Ми Ен, Юн Хэ Су, посвященные проблемам музыкального образования и воспитания детей в общеобразовательных учреждениях, а также школах художественного профиля.

База исследования: Художественная школа Кванджу, Старшая школа Искусства Чоннам; Старшая школа Кванджу (Республика Корея).

Опытно-экспериментальное исследование проходило с 2001 г. по 2006 г. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2001-2003 гг.) изучались специальная литература и эмпирический опыт работы по проблеме исследования; разрабатывались его основные методологические характеристики. В ходе констатирующего опытно-экспери-ментального исследования выявлялось состояние изучаемой проблемы в практике преподавания музыки в общеобразовательной школе; проводился

социологический опрос учителей музыки и учащихся, в котором приняли участие 150 человек; разрабатывалась методика диагностики восприятия школьниками полистилистики в музыке XX века.

На втором этапе (2003-2005 гг.) разрабатывалась методика развития
восприятия полистилистики в музыке XX века у старшеклассников на основе
историко-теоретической деятельности; осуществлялась опытно-

экспериментальная работа по ее внедрению в учебный процесс общеобразовательных школ Республики Корея; проводилась диагностика восприятия школьниками полистилистики в музыке XX века на констатирующем и завершающем этапах. В педагогическом эксперименте участвовало 48 учащихся (25 человек в экспериментальной группе и 23 человека - в контрольной) старших классов Художественной школы Кванджу (Республика Корея).

На третьем этапе (2005-2006 гг.) корректировалась методика, разрабатывались рекомендации для учителей музыки общеобразовательных школ, систематизировался материал, полученный в ходе формирующего эксперимента, проводилось обобщение полученных данных, уточнялись теоретико-методические выводы и подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

доказана возможность введения проблемы полистилистики музыкальных произведений академического направления XX века в содержание общего музыкального образования;

выявлена этапность эффективного развития у старшеклассников восприятия полистилистики в музыке XX века на основе историко-теоретической деятельности: 1-й этап - пропедевтический, предполагающий изучение особенностей различных исторических музыкальных стилей; 2-й этап - основной, на котором на базе усвоенных представлений и понятий осуществляется изучение компонентов полистилистики и развитие у старшеклассников восприятия полистилистики в музыкальных произведениях XX века.

- разработана методика развития восприятия полистилистики в музыке
XX века у старшеклассников на основе историко-теоретической деятельности,
включающей мотивационный, содержательный и операциональный компонен
ты.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

разработаны содержание историко-теоретической деятельности старшеклассников на уроке музыки, направленной на освоение ими полистилистики в музыкальных произведениях XX века, и ее структура, которая включает следующие компоненты: эмоционально-ценностное, личностное отношение к постижению музыкального стиля и полистилистики в музыке XX века; знания о различных музыкальных стилях, о композиторах разных эпох и их музыкальных произведениях, о полистилистике в музыкальных произведениях XX века; умения и навыки воспринимать музыкальные произведения, написанные в стиле барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма, умения и навыки воспринимать и определять на слух такие элементы полистилистики музыкальных произведений XX века, как коллаж, цитата, адаптация, аллюзия, цитирование;

определены педагогические условия, необходимые для эффективного развития восприятия полистилистики в музыке XX века у старшеклассников (организация взаимосвязи теоретической и исторической деятельности учащихся на уроке музыки; привлечение полихудожественных связей; специально направленное применение методов сходства и различия, арочного метода, метода «примет художественной действительности» - жанровых, родовых, стилевых, метода изучения формообразований воспринимаемых произведений в их связях с жизнью и др.);

выявлены и обоснованы наиболее доступные для восприятия школьников компоненты полистилистики в музыке XX века (коллаж, цитата, стилизация, адаптация).

Практическая значимость исследования состоит в том, что: автором даны практические рекомендации, предложены определенные методы работы, способные реально помочь преподавателю-практику в решении проблемы раз-

вития восприятия у учащихся полистилистики в музыке XX века в процессе ис-торико-теоретической деятельности на уроке в школе, содействуя таким образом эффективному приобщению подрастающего поколения к музыке академического направления XX века. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в лекционных курсах «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», а также на практических занятиях по данным дисциплинам. Анализ содержания музыкально-теоретической и музыкально-исторической деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы художественного профиля Республики Корея дает возможность провести необходимые параллели в связи с прогнозируемой в российском образовании школой художественного профиля.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы с учащимися старших классов Художественной школы Кванджу (Республика Корея); через публикации научно-методических материалов автора и выступления: на международной научно-практической конференции в МГУКИ (Москва, 2005 г.); на международной научно-практической конференции в ЗКГУ им. М. Утемисова (Уральск, Казахстан, 2006 г.); на межрегиональной с международным участием научно-практической конференции памяти О.А. Апраксиной (Москва, Ml 11 У, 2006), на Всероссийской научно-практической конференции в КГУ им. Н.А. Некрасова (Кострома, 2006 г.); на международной научно-практической конференции в НГГУ (Нижневартовск, 2006 г.); на международной научно-практической конференции в Коломенском ГНИ (Коломна, 2006 г.); в ходе обсуждений на кафедре музыкального образования МГУКИ.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс следующих общеобразовательных учреждений: Художественной школы Кванджу; Старшей школы Искусства Чоннам; Старшей школы Кванджу (Республика Корея).

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью и исходными теоретическими положениями; разнообра-

зием и взаимодополняемостью используемых методов исследования; разносторонностью эмпирических материалов, необходимых для качественного и количественного анализа исследуемой проблемы; адекватностью научного аппарата объекту и предмету исследования; многолетним стажем работы в качестве учителя музыки в учреждениях общеобразовательного типа; результатами опытно-экспери-ментальной работы, подтверждающими позитивные изменения в музыкальном развитии учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие у старшеклассников восприятия современной музыки академической традиции в процессе теоретико-исторической учебной деятельности происходит эффективно на основе изучения полистилистики в музыкальных произведениях XX века.

  2. Среди многообразных компонентов полистилистики в музыкальных произведениях XX века наиболее привлекательными для старшеклассников являются коллаж, цитата, стилизация, аллюзия и адаптация, отличающиеся неординарностью, яркостью подходов к раскрытию образного содержания сочинения.

  3. Процесс познания полистилистики в музыкальных произведениях XX века состоит из двух этапов: 1) пропедевтического, предполагающего изучение особенностей различных исторических музыкальных стилей; 2) основного, на котором на базе усвоенных представлений и понятий осуществляется изучение компонентов полистилистики и развитие у школьников восприятия полистилистики в музыкальных произведениях XX века.

  4. Методика развития восприятия полистилистики в музыке XX века у школьников базируется на реализации следующих основных компонентов ис-торико-теоретической деятельности учащихся на уроке:

а) мотивационного, предполагающего формирование личностного отношения учащихся к изучению музыкальных стилей и полистилистики музыкальных произведений XX века; потребности в получении знаний из данной области; потребности в развитии умения воспринимать музыку;

б) содержательного, предполагающего формирование историко-теоре-
тических знаний о композиторах разных эпох и их музыкальных произведени
ях; знаний о различных музыкальных стилях; о полистилистике в музыкальных
произведениях XX века;

в) операционального, предполагающего развитие умений и навыков вос
принимать музыкальные произведения, написанные в стиле барокко, класси
цизма, романтизма, импрессионизма; развитие умений и навыков воспринимать
и определять на слух такие элементы полистилистики в музыкальных произве
дениях XX века, как коллаж, цитата, адаптация, аллюзия, цитирование.

  1. В качестве педагогических условий, необходимых для эффективного развития у старшеклассников восприятия полистилистики в музыке XX века, выступают: организация взаимосвязи теоретической и исторической деятельности учащихся на уроке музыки; привлечение полихудожественных связей; специальное применение метода сходства и различия; арочного метода; метода «примет художественной действительности»: жанровых, родовых, стилевых; изучение полистилистики воспринимаемых произведений в их связях с жизнью; собственное озвучивание музыкального текста в форме специального запоминания и оперирования тематическим материалом с помощью его пропева-ния, исполнения на музыкальных инструментах, пластического интонирования и др.; применение разнообразных современных аудиовизуальных средств.

  2. Систематическое приобщение учащихся к выдающимся образцам современного музыкального искусства в условиях общеобразовательной школы, осуществляемое на основе познания и восприятия полистилистики в музыкальных произведениях XX века, является важным средством воспитания музыкальной культуры подрастающего поколения.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Научные представления о развитии восприятия музыки

Анализ проблемы восприятия музыки предполагает множественность аспектов рассмотрения в рамках философско-эстетического, музыковедческого, музыкально-психологического и музыкально-педагогического подходов.

В трудах философов подчеркивается, что восприятие музыки связано с освоением и постижением явлений реального мира средствами искусства, и в этом процессе огромную роль играет приобретение опыта восприятия музыки. Гегель, рассуждая о характере содержания музыки и поднимая вопрос о «своеобразном, отличном от других искусств способе освоения» писал, что она воплощает в звуках скрытую жизнь в сфере субъективного внутреннего мира: «Воплотить в звуках эту скрытую в себе жизнь или дополнить ею высказанные слова и представления и погрузить в эту стихию представления, чтобы воссоздать их для переживания и сопереживания, - такова трудная задача музыки, доставшаяся ей в удел» (32.С. 288).

А. Лосев отмечает, что «смысл музыки, т.е. ее подлинный явленный лик, ее подлинный феномен, никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть отличен признаками физическими, физиологическими или психологическими» (86.С.643). В своей работе «Музыка как предмет логики» он обосновывает слово и звук как орудие живого социального общения, далекого от чисто психологических и физиологических процессов: «Не ухо воспринимает музыку, а - человеческое «Я» (86.С.647).

Автор настоящего исследования считает, что процесс художественного восприятия складывается на основе взаимодействия субъективных и объективных факторов. Субъективные аспекты восприятия объясняются индивидуальными особенностями, присущими конкретному человеку: музыкальными способностями, поэтической фантазией, памятью, личным опытом, запасом жизненных и художественных впечатлений, уровнем общечеловеческой культуры, а также умением так построить педагогический процесс, чтобы он, в свою очередь, интенсифицировал процесс развития «человеческого «Я».

В типологии слушателей, принятой в трудах музыкальной эстетики, выделены два ведущих способа общения с музыкой, «две стратегии сознания по отношению к ней: интрамузыкальная, нацеленная на постижение музыкально-структурных закономерностей во всей их целостности, и экстрамузыкальная, опирающаяся на различные внемузыкальные ассоциации и неясные ощущения» (84.С.39). Эстетик и социолог музыки Теодор Адорно в своей концепции опирается на «структурное слышание», на того «чей слух мыслит одновременно со слышимым» для кого «элементы слышимого технологически осмысленны и в этом качестве, и в композиционных категориях существуют как значимые» — именно такого субъекта ученый называет обладателем «структурного мышления» (З.С.181).

В типологии Адорно выделяются и «не полностью адекватные слушатели», которые учитывают сразу два основания: музыкальные параметры слушательской стратегии - своего рода фокус слушательского внимания, и соответствующий этому тип социального поведения. Однако в каждом из типов автор указывает то одно, то другое основание: для слушателей-гедонистов никакие музыкальные стратегии не выделяются, и параметры музыкального звучания, пробуждающие у этих слушателей соответствующую психологическую реакцию, также не отмечаются.

«Эмоциональный» слушатель способен выделять «изолированные звуковые стимулы» в контексте реального музыкального произведения. Эти стимулы дают слушателям возможность «использовать музыку как сосуд, куда он может поместить свои тревоги в соответствии с психоаналитической теорией «свободно парящих эмоций» (З.С.184).

Для М.С. Кагана (54) ведущее значение для классификации имеет активность социального субъекта в системе субъективно-объективных отношений. Исследователь выделил пять видов деятельности восприятия: преобра зовательную, познавательную, ценностно-ориентированную, коммуникативную и художественную, подчеркивая, что в последней синтезированы все четыре другие. Таким образом, автор считает, что духовно-теоретические и духовно-практические стороны органически слиты. Это положение является принципиально важным для нашего исследования.

Характеристики задач и содержания констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования

Основной целью опытно-экспериментального исследования являлось выявление эффективности разработанной методики развития восприятия музыки у старшеклассников на основе изучения полистилистики в музыкальных произведениях XX века.

Поставленная цель определила следующий круг задач:

анализ состояния исследуемой проблемы в музыкально-педагогической практике;

изучение и анализ музыкально-стилевых приоритетов учителей музыки и учащихся старших классов общеобразовательных школ;

анализ изучаемого школьниками репертуара;

выявление педагогических условий, необходимых для эффективного развития восприятия музыки XX века у старшеклассников на уроках музыки в общеобразовательной школе;

разработка исследовательских процедур для проведения опытно-экспериментальной работы на различных ее этапах;

разработка и внедрение методики диагностики восприятия музыки XX века старшеклассниками;

выявление эффективности и внедрение разработанной методики развития восприятия музыки у старшеклассников на основе изучения полистилистики в музыкальных произведениях XX века;

анализ и обобщение полученных результатов. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

На первом этапе (2001-2003 гг.) изучались специальная литература и эмпирический опыт работы по проблеме исследования; разрабатывались его основные методологические характеристики. В ходе констатирующего опытно-экспериментального исследования выявлялось состояние изучаемой проблемы в практике преподавания музыки в общеобразовательной школе; проводился социологический опрос учителей музыки и учащихся; разрабатывалась методика диагностики восприятия старшеклассниками музыки XX века.

На втором этапе (2003-2005 гг.) разрабатывалась методика формирования восприятия музыки у старшеклассников на основе изучения полистилистики в музыкальных произведениях XX века; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по ее внедрению в учебный процесс общеобразовательных школ Республики Корея; проводилась диагностика восприятия школьниками музыки XX века с компонентами полистистики на констатирующем и завершающем этапе.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) корректировалась разработанная методика, разрабатывались рекомендации для учителей музыки общеобразовательных школ, систематизировался материал, полученный в ходе формирующего эксперимента, производилось обобщение полученных данных, уточнялись теоретико-методические выводы и подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами применялись следующие методы исследования:

- обобщение передового педагогического опыта;

- педагогическая беседа, наблюдение;

- анализ собственного педагогического опыта автора исследования;

- интервьюирование, анкетирование;

- экспертная оценка и самооценка;

- педагогический эксперимент;

- методы статистической обработки экспериментального материала.

Характеристики задач и содержания констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования

На констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования нами было проведено исследование учебного процесса на отделениях музыкального воспитания вузов Республики Корея и социологический опрос учителей музыки общеобразовательных школ, в ходе которых ставились следующие задачи:

1. Проанализировать содержание дисциплин на отделениях музыкального воспитания вузов Республики Корея с точки зрения исследования подготовки студентов к осуществлению музыкально-педагогической деятельности в школе и, в частности, к организации процесса развития восприятия музыки у школьников.

2. Определить уровень знаний студентов и учителей музыки о сущности восприятия музыки; о музыкальных стилях и полистилистике в музыкальных произведениях XX века.

3. Определить степень подготовленности учителей музыки к развитию у старшеклассников восприятия полистилистики в музыкальных произведениях XX века.

Формирующий этап опытно-экспериментального исследования и его результаты

На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования осуществлялось внедрение разработанной нами методики развития восприятия музыки у старшеклассников на основе изучения полистилистики в музыкальных произведениях XX века в реальный учебно-воспитательный процесс и проверка ее эффективности. В формирующем эксперименте принимала участие только экспериментальная группа. Продолжительность занятий составила один учебный год (32 недели при продолжительности занятий 2 часа в неделю).

Фундаментом для разработки методики развития восприятия музыки на основе изучения полистилистики в музыкальных произведениях XX века явилась концепция развивающего обучения, разработанная в трудах педагогов и психологов (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др.) и интегрированная в область педагогики музыкального образования (Г.М.Цыпин). Основные педагогические положения концепции развивающего обучения:

преодоление трудностей в учебно-воспитательном процессе;

целеустремленность и систематичность обучения;

усиление роли теоретических знаний;

стимулирование процессов познания;

обеспечение гармоничного соотношения эмоционального и рационального факторов;

повышение роли практических действий;

стимулирование творческой активности и самостоятельности учащихся.

В качестве педагогических условий, необходимых для эффективного развития восприятия музыки у старшеклассников выступают: организация взаимосвязи теоретической и исторической деятельности учащихся на уроке музыки; направленность данной деятельности на постижение школьниками полистилистики в музыкальных произведениях XX века; привлечение полихудожественных связей; применение специальных методов, обеспечивающих результативность процесса восприятия музыки (метод сходства и различия; арочный метод; метод «примет художественной действительности»: жанровых, родовых, стилевых; изучение формообразований воспринимаемых произведений в их связях с жизнью; собственное озвучивание музыкального текста в форме специального запоминания и оперирования тематическим материалом с помощью его пропевания, исполнения на музыкальных инструментах, пластического интонирования и др.); применение современных аудио-визуальных средств.

Формирующий этап экспериментального исследования состоял из двух этапов: пропедевтического и основного.

Цель пропедевтического этапа - актуализация историко-теоретических знаний, связанных с различными стилевыми направлениями в музыкальном искусстве. Реализация данной цели преследовала решение следующих задач:

1. Активизация ранее полученных знаний и интонационно-слухового опыта общения с музыкальным искусством того или иного композитора, народа, исторического периода и эпохи;

2. Установление арок между музыкальным искусством прошлых столетий и нашим временем с целью выявления общего и особенного в тематике, идеях, эмоционально-образной сфере, музыкально-языковых средствах, характерных для творчества выдающихся представителей музыкального искусства в те или исторические периоды; прослеживания смены музыкально-исторических стилей, преобразований в жанровой сфере и т.д.

Таким образом, взаимосвязь музыкально-теоретической и музыкально-исторической деятельности учащихся осуществлялась на основе принципа накопления слухового опыта, необходимых знаний в различных видах музыкальной деятельности и установления арок между указанными творческими направлениями. Показателем эффективности исследуемой музыкальной ис-торико-теоретической деятельности являлся прежде всего опыт и умение на слух различать тот или иной стиль в музыке, его специфические черты, общее и особенное в изученных стилях.

Похожие диссертации на Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия