Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы Дубцова Евгения Константиновна

Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы
<
Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дубцова Евгения Константиновна. Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Самара, 2006 257 с. РГБ ОД, 61:06-13/833

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Краеведческие подходы к проблеме использования межпредметных связей на уроках литературы 12

1.1. title1 Межпредметные связи краеведческого характера на уроках литературы как методическая проблема 12

1.2. Межпредметные связи и литературное краеведение в исследованиях русских методистов и в школьной практике 29

1.3. Система включения межпредметных связей краеведческого характера в процесс изучения литературы 62

Выводы по 1 главе 103

Глава 2. Художественное краеведение на уроках литературы в 5 -11 классах 105

2.1. Содержание и логика эксперимента по привлечению художественного краеведения на уроках литературы 105

2.2. Обращение к художественному краеведению на уроках литературы в средних классах 138

2.3. Краеведческий материал в процессе осуществления межпредметных связей на уроках литературы в старших классах 172

Выводы по 2 главе 193

Заключение 195

Библиография 198

Введение к работе

XX век стал для России эпохой перемен, непредвиденных поворотов, временем, когда политика государства и социокультурная жизнь страны претерпевали глобальные потрясения. Перемены произошли и в образовательной системе, что было ознаменовано реформой российского образования, вызванной к жизни стремлением России войти в состав мирового сообщества, в кратчайшие сроки достичь уровня развития постиндустриальных государств.

В современной науке не подвергается сомнению тот факт, что в последние годы система образования переживает кризис, утрачивает постепенно культурный, духовный, предметно-содержательный смысл, это обусловливает разрыв образования и культуры, образования и жизни. В данных условиях выделился культурологический подход к образованию. В начавшемся процессе регионализации этот подход становится все более значимым для организации современной системы образования, ибо он способствует «вхождению» школьника в «диалог культур». Краеведение, становясь одним из стержней регионализации образования, неся интегративное начало, помогает формированию целостной картины мира в сознании учеников, что и определяет актуальность нашего исследования.

Использование краеведческого материала в процессе привлечения меж-лредметных связей на уроках литературы объясняется необходимостью выработки наглядных представлений у учащихся, особенно в 5 - 6 классах, важностью создания эмоционального настроя на восприятие литературного произведения, возможностью выработки нового подхода к интерпретации литературного текста как технологии общения с искусством (В.Г. Маранцман). В последние годы несколько изменился взгляд на школьное краеведение: если долгое время обращение к нему часто носило несколько утилитарный характер, применение его в большей степени происходило во внеурочной системе, то современный литературный курс, построенный на культурологической основе с учетом регионализации, требует иного подхода: выделения в литературном образовании основного краеведческого ком понента и регионального (А.Г. Прокофьева).

Степень разработанности проблемы. Анализ работ философов, психологов, педагогов, литературоведов, методистов показал, что в настоящее время имеются основания для проведения специального исследования по проблеме использования межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы. Теоретически проблема использования межпредметных связей в школе была осмыслена в исследовании В.Н. Максимовой. Проблемы межпредметных связей и культурологического подхода к изучению литературы рассмотрены в исследованиях методистов Г.Л. Ачкасовой, B.C. Гречинской, Е.Д. Демяшевой, В.А. Доманского, Т.С. Зепаловой, Е.Н. Колокольцева, Л.А. Крыловой, В.Г. Маранцмана, Н.М. Машенко, Г.А. Обернихиной, И.В. Рогожиной, Н.М. Свириной, З.С. Старковой, Л.В. Шамрей, И.Л. Шолпо и др. Вопросы эстетического воспитания подробно освещались в искусствоведческих трудах (М.С. Каган, Б.Н. Неменский и др.). Е.В. Квятковским, Ю.У. Фохтом-Бабушкиным, Е.К. Чухман были исследованы художественные интересы школьников. Основные проблемы восприятия художественных произведений (литературы и других видов искусства) проанализированы в работах философов, психологов, методистов Л.В. Благонадеждиной, Н,Ф. Бучило, Л.С. Выготского, Л.Г. Жабицкой, Н.В. Молдавской, О.И. Никифоровой и др. Для нашего исследования важны были литературоведческие труды Н.П. Анциферова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Н.К. Пиксанова, Н.Е. Прянишникова, В.Н. Топорова, М.Н. Эпштейна, касающиеся пространственного и краеведческого подхода к изучению произведений литературы.

В трудах Э.Г. Беккера, Н.Х. Весселя, Н.А. Милонова, Л.П. Прессмана, А.Г. Прокофьевой, В.Г. Смирнова, Н.В. Терентьевой, М.Д. Янко и др. поставлены вопросы использования литературного и художественного (искусствоведческого) краеведения в процессе изучения литературы в школе.

В наше время можно говорить об особой значимости обращения на уроках литературы к межпредметным связям краеведческого характера, о

важности знакомства школьников с художественной культурой родного края, лучшими ее образцами: такое знакомство определяется задачами литературного образования, способствует не только «общению» с подлинниками произведений искусства, формированию интереса к жизни родного края, содействует процессу эстетического воспитания, но и повышает интерес к мировой культуре. Появилась необходимость в связи с культурологическим подходом к изучению литературы в школе выделить в методической науке проблему художественного краеведения (термин «художественное краеведение» нами употребляется и как синоним выражения «смежные виды искусства краеведческого характера»), определить возможные пути его использования на уроках литературы основного и регионального курсов.

Актуальность проблемы, недостаточная изученность ее в методике преподавания литературы определяют выбор темы нашего диссертационного исследования.

Объектом исследования стали межпредметные связи на уроках литературы основного и регионального курсов.

Предмет исследования - использование краеведения при осуществлении межпредметных связей на уроках литературы.

Цели исследования: теоретическое обоснование и практическая разработка экспериментально проверенной системы включения межпредметных связей краеведческого характера в процесс изучения произведений литературы основного и регионального курсов в 5 - 11 классах.

Гипотеза исследования: использование краеведения в процессе привлечения межпредметных связей может стать основой для оптимизации процесса изучения литературы в 5 - 11 классах, повышения уровня восприятия учащимися литературных текстов при соблюдении следующих условий:

- следование принципу систематического привлечения произведений смежных видов искусства краеведческого характера с 5 по 11 классы на уроках разного типа с учетом специфики этапов литературного развития;

- внимание к развитию интерпретационных умений у учащихся в

процессе сопоставления ими литературных произведений с художественными произведениями краеведческого характера;

- организация эмоционально-эстетической деятельности учащихся, способствующей формированию художественной картины мира в их сознании, обогащению личностно-творческого опыта школьников в процессе сопоставления художественного текста с произведениями других видов искусства.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

- проанализировать философские, психолого-педагогические, методические, литературоведческие исследования с целью выявления традиций привлечения межпредметных связей на уроке литературы, наметить современные подходы использования художественного краеведения при изучении литературы;

- выявить психолого-педагогические и методические условия использования краеведения при установлении межпредметных связей на уроках литературы как основного, так и регионального курсов;

- на основе полученных данных определить цели и методические пути включения межпредметных связей краеведческого характера в уроки литературы 5-11 классов основного и регионального курсов;

разработать и апробировать методическую систему работы по использованию межпредметных связей краеведческого характера, представить варианты уроков этой системы.

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности явлений и процессов, педагогические концепции личностно-деятельного и функционально-системного подхода; основополагающие труды по педагогике, психологии, литературоведению, методике преподавания литературы.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий: методы теоретического анализа (анализ и синтез, обобщение,

сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.), эмпирические методы (наблюдение, беседы, интервью, анкетирование), прогностические (проектирование), экспериментальные (констатирующий эксперимент, обучающий, контрольный). В исследовании использовалась методика выявления уровня читательского восприятия, предложенная В.Г. Маранцманом.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось с 2000 по 2005 год в оренбургских школах: МОУ «Гимназия № 1», МОУ «Гимназия № 4», МОУ «СОШ № 73» в динамике семи классов (5 - 11). В нашем исследовании принимали участие учителя русского языка и литературы Е.Н. Беляева, В.В. Дубинина, О.С. Зорина, О.В. Ибрагимова, Е.В. Ивано-ва, С.А. Колотовкина, Л.С. Матвеева, Е.Г. Матвиевская, Л.И. Павлухина, Л.В. Пухальская, О.А. Родионова, Ю.В. Черенкова, И.П. Чумак, Т.Б. Шило и др.; учащиеся названных школ (627 человек). Кроме того, мы опирались на свой пятилетний педагогический опыт работы в школе (МОУ «Гимназия № 1»).

Основные этапы исследования. На первом этапе исследования (2000 - 2003 учебный год) вырабатывалось теоретическое обоснование проблемы, были изучены связанные с ней философско-эстетические, психологические, педагогические, методические, искусствоведческие труды, определены основные направления исследования.

На втором этапе (2003 - 2004) проводился констатирующий эксперимент, была определена рабочая гипотеза, цели и задачи исследования, разработаны модели уроков по привлечению межпредметных связей краеведческого характера, осуществлялся формирующий эксперимент.

Третий этап (2004 - 2005) включал продолжение обучающего эксперимента, в ходе которого проверялась эффективность предлагаемой методики, обобщались и систематизировались результаты работы, формулировались выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «художественное краеведение» в системе проведения уроков литературы в средних и старших классах;

2. Установлено влияние межпредметных ассоциаций краеведческого характера на эстетическую восприимчивость школьников;

3. Впервые определены методические функции использования межпредметных связей краеведческого характера в процессе изучения литературы на разных этапах возрастного развития школьников (создание эмоционального фона урока за счет усиления внимания к личному опыту учащихся, способ вхождения в лабораторию писателя, рассмотрение произведений смежных с литературой видов искусства разного уровня сложности и выявление их художественной ценности).

Теоретическая значимость исследования:

1. Определены требования к отбору краеведческих произведений смежных искусств для использования их в процессе изучения литературы в школе.

2. Выделены виды деятельности учащихся на уроках литературы с привлечением межпредметных связей краеведческого характера.

3. Разработана, обоснована и апробирована система привлечения художественного краеведения на уроках литературы разного типа в 5 - 11 классах.

4. Выявлена зависимость положительных сдвигов в литературном развитии школьников от уровня знаний о культуре родного края.

Практическая значимость выполненного диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания литературы в средних школах, гимназиях, педагогических колледжах; в педагогических вузах на занятиях по методике преподавания литературы.

Достоверность и обоснованность выполненного диссертационного исследования определяется опорой на достижения философско-эстетической,

литературоведческой, психологической, педагогической и методической наук; подтверждается результатами эксперимента на базе школ города Оренбурга. Безусловно, литературное развитие школьников зависит от целого ряда воздействующих факторов, а межпредметные связи краеведческого характера лишь один из них.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические и методические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы ОПТУ (2002, 2003, 2004, 2005); на внутривузовских, всероссийских и международных конференциях: 1) Вторых международных Измайловских чтениях, посвященных 200-летию со дня рождения В.И. Даля, проходивших в Оренбурге 25 - 27 октября 2001 года; 2) на XXIV преподавательской и XLII студенческой научно-практической конференции ОГПУ (Оренбург, 4-5 апреля 2002 года); 3) на XXV научно-практической конференции ОГПУ (Оренбург, 3-4 апреля 2003 года); на третьих международных Измайловских чтениях, посвященных 170-летию приезда в Оренбург А.С. Пушкина (Оренбург, 9-10 октября 2003 года); 4) на конференции «Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки» (Оренбург, 7-8 апреля 2004 года); 5) на конференции «Актуальные проблемы изучения литературы в школе и в вузе», проходившей в Тольяттинском государственном университете 12-14 октября 2004 года; 6) на конференции «Русский язык и литература рубежа XX - XXI веков: специфика функционирования», проходившей в Самарском государственном педагогическом университете 5-7 мая 2005 года. Автором на базе МОУ «Гимназия №1» проводились открытые уроки по теме диссертации для оренбургских учителей и студентов Оренбургского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современные тенденции в литературоведческих исследованиях (о культурном и художественном пространстве), педагогике и методике препо давания литературы (регионализация образования) обусловливают необходимость культурологического осмысления проблемы привлечения межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы, поиск новых методических путей.

2. Выделение в современном общем образовании федерального и регионального компонентов приводят к необходимости введения в школе, кроме основного литературного курса, регионального, построенного чаще всего на данных литературы определенного края. Связующим звеном основного и регионального курсов может стать художественное краеведение, если его вводить через следующие три пути (основной, региональный и смежный):

1) Целенаправленное использование художественного краеведения общенационального характера (имеются в виду культурные ценности России) в основном курсе литературы (русский фольклор, произведения о русской природе, художественно-литературные национальные памятники).

2) Использование художественного краеведения на занятиях регионального курса (произведения разных видов искусства региональных авторов).

3) Использование художественного краеведения в основном курсе литературы (спектакли местных театров по произведениям русской классики, художественные экспозиции в местных выставочных залах, музыкальные концерты и т.д.).

3. Цели включения художественного краеведения в основной и региональный курсы литературы должны меняться от класса к классу в зависимости от эволюции читателя-школьника для усиления личностного начала в восприятии литературных произведений. В 5 - 6 классах смежные виды искусства при чтении помогают в создании определенного эмоционального фона, наглядности. В 7 - 8 классах они привлекаются для совершенствования анализа литературного произведения, прежде всего как средство психологической характеристики героя. В 9 - 11 классах сопоставление произведений литературы и смежных видов искусства позволяет рассмотреть их (произве

дения) на разных уровнях (жанрово-родовом, идейно-тематическом, композиционном), в контексте эпохи, направлений в искусстве.

4. В ходе привлечения художественного краеведения на уроках литературы основного и регионального курсов учащимся должны даваться следующие знания: о местных памятниках культуры и истории, архитектуры, изобразительного искусства общенационального характера; о творчестве известных художников, композиторов, театральных деятелей, так или иначе связанных с судьбой края; о деятельности региональных театров, музеев.

5. Обращение к художественному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов с учетом соотношения основного и регионального компонентов в литературном образовании. Краеведение позволяет учащимся опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, сравнить художественные вершины и общий литературный фон, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных сопоставлениях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, содержащих материалы по проблеме исследования, наглядно и информативно дополняющих вторую часть диссертации.

Межпредметные связи краеведческого характера на уроках литературы как методическая проблема

В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов).

В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: формировать «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны» [122. С. 13]. Поэтому приоритетами в деятельности школы, и в частности в преподавании литературы, согласно концепции должны стать развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей; воспитание гражданской ответственности, духовности - формирование «человека культуры». Так, в статье Н.И. Непомнящей «Целостно-личностный подход к изучению человека» главной задачей воспитания называется развитие целостной гармоничной личности, целостность же создается на основе «высших, духовных, личностных уровней человека» [189. С. 123]. Именно усиление направленности образования на формирование личности рядом ученых-педагогов определяется как гуманизация образования.

Гуманизация образования, как отмечает Г.И. Беленький, имеет своей целью формирование «всесторонне и гармонично развитой» личности [22. С. 9]. Гуманизация образования тесно соотносится с понятиями обществен 13 ных ценностей, культуры; предполагает активное участие в учебном процессе ученика, увеличение его самостоятельности, развитие способностей и творческих возможностей. В современной педагогике в связи с этим выделяется такое направление, как «педагогика сотрудничества», в которой ученик рассматривается не просто как объект, но и как субъект педагогической деятельности [97]. «Продуктивные воплощения духовно-творческой активности субъекта, реально выражающиеся в многообразных формах духовно-практического производства - семиотической, семантической, иконической и др. - постоянно включаются им в духовно-творческую активность и поэтому выполняют роль особого связующего звена в корпусном архитектоническом строении культуры» [97. С. 19]. С понятием гуманизации тесно связан и вопрос о гуманитаризации обучения, в рамках которого рассматриваются конкретные вопросы содержания не только гуманитарных дисциплин, но всех образовательных дисциплин, усиление их воспитательного воздействия на учащихся. Целью гуманитаризации является усиление этической, эстетической, общекультурной сторон обучения. В свете идей гуманизации и гуманитаризации образования сегодня рассматривается и литературное образование, важность которого год от года усиливается, а условия проведения ухудшаются.

С 1990 гг. все больше внимания уделяется педагогами и методистами межпредметным связям (МПС) при обращении к культурологическому подходу в обучении, связанному с многоаспектным знанием, учением о культуре. В словаре В.И. Даля встречаем следующее определение культуры: «Культура - обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное...».1 Существуют сотни определений культуры, из множества которых мы в своей работе выбираем определения, функционирующие в методике преподавания литературы.

«Культура - это то, что придает целостность, связывает в единую систему, упорядочивает разрозненные элементы духовности (искусство, наука,

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. - М.: Русский язык, 1982. .2. -С. 217. философия, религия, образование и т.д.). Она включает в себя как сами ценности, нормы человеческой жизни, эстетические, нравственные, религиозные ориентиры, идеалы, так и культурную деятельность, связывающую в единое целое процессы создания, распространения, хранения и потребления духовных продуктов, производство услуг» [200. С. 13].

«Культура - одно из основных понятий как общей культурологии, так и культурологии образования, потому что она определяет содержание и интерпретацию проблем образования и задает более высокий ранг - философ-ско-эстетический и историко-культурный - представлениям и идеям образования, помогая предопределить узкодисциплинарный угол зрения на образовательные процессы. В современном образовании выявлены различные контексты (дидактический, социологический, культурологический), а также аспекты (образование - и цель, и содержание, и процесс, и средство, и условие, и ценность, и результат).

Содержание и логика эксперимента по привлечению художественного краеведения на уроках литературы

В соответствии с задачами и гипотезой исследования нами была разработана методика проведения обучающего эксперимента.

Целью констатирующего эксперимента было выявить степень значимости включения в урок литературы межпредметных связей краеведческого характера и влияние их на литературное и художественное развитие (в предыдущих главах мы оговаривали, что понятие «художественное развитие» употребляется нами в широком значении, включающем и «литературное развитие», в отличие, например, от «собственно художественного развития»), чтобы уже в ходе обучающего эксперимента на конкретных примерах определить степень необходимости таких связей на уроке и возможность создания новой технологии изучения литературы.

Исследование осуществлялось с 2002 по 2005 год в масштабах г. Оренбурга: в школе № 73, муниципальном общеобразовательном учреждении (МОУ) «Гимназия № 1», муниципальном общеобразовательном учреждении (МОУ) «Гимназия № 4» в динамике семи классов (5 - 11). В эксперименте приняли участие 627 учащихся (среди них всего 24 семиклассника из МОУ «Гимназия № 1»: в школе № 73 и МОУ «Гимназия № 1» в 2004 - 2005 учебном году не было ни одного 7 класса в связи с переходом начальной школы с трехлетнего на четырехлетнее обучение). В нашем исследовании принимали участие учителя Е.Н. Беляева, В.В. Дубинина, О.С. Зорина, О.В. Ибрагимова, Е.В. Иванова, С.А. Колотовкина, Л.С. Матвеева, Е.Г. Матвиевская, Л.И. Павлухина, Л.В. Пухальская, О.А. Родионова, Ю.В. Черенкова, И.П. Чумак, Т.Б. Шило. Кроме того, мы опирались на свой пятилетний педагогический опыт в школе (МОУ «Гимназия № 1»).

Задачи обучающего эксперимента заключались в следующем:

1. Организовать специальное обучение учащихся литературе с привлечением МПС краеведческого характера в соответствии с целями (см. параграф 1.З.), сформулированными нами с учетом возрастных особенностей восприятия литературы учащимися и этапов их литературного развития.

2. Проверить эффективность разработанной нами системы включения МПС краеведческого характера в уроки средних и старших классов.

В соответствии с общей логикой исследования экспериментальная работа включала три этапа:

1 этап - констатирующий, на котором были выявлены интересы учащихся 5-11 классов к художественному краеведению, отношение учителей к межпредметным связям краеведческого характера, степень включаемости таких связей в урок литературы; выделены экспериментальные и контрольные классы.

2 этап - формирующий, который включал целенаправленную работу по включению смежных видов искусства краеведческого характера в процесс обучения литературы, цели таковой работы в разных классах описаны в предыдущем параграфе.

3 этап - обобщающий, контрольный, на котором изучалась эффективность включения в процесс изучения литературного произведения межпредметных связей краеведческого характера на разных этапах литературного развития учащихся по разработанной нами модели.

На первом этапе обучающего эксперимента мы провели анкетирование в 5-11 классах с целью выяснения отношения учащихся к краевой культуре, искусству, степени посещаемости школьниками театров, художественных выставок и т.д. и, самое главное, с целью определения отношения учащихся к привлечению на уроках литературы межпредметных связей краеведческого характера (первичный замер восприятия на начало обучающего эксперимента).

Текст анкеты был одинаков для всех возрастных периодов, однако вопросы анкеты предполагали ответы, соответствующие разным возрастам учащихся (см. приложение 2).

Важно отметить, что процентное соотношение опрошенных учащихся и их ответов, указанных в таблицах в приложении, не всегда совпадает по вертикали по причине того, что в одном ответе может содержаться несколько аспектов объяснения того или иного явления. В каждом отдельном пункте (ячейке) любой таблицы указан процент ответов учащихся по отношению к 100%. Анализ результатов констатирующего эксперимента в 2004 - 2005 учебном году в возрастной динамике проводился без учета ответов учеников 7 класса (24 человека). Однако в 2003 - 2004 учебном году в пропедевтическом анкетировании принял участие еще один класс (7 «Б» МОУ «Гимназия № 1», чьи результаты рассматривались отдельно1), что позволяет нам делать выводы и о литературных и художественных предпочтениях учеников седьмых классов.

Обращение к художественному краеведению на уроках литературы в средних классах

В 3 параграфе 1 главы мы определили пути привлечения на уроках ос новного и регионального литературных курсов межпредметных связей краеведческого характера, которые будут способствовать художественному развитию и эстетическому воспитанию школьников на близком и понятном им материале. В данном параграфе предложена экспериментально проверенная система уроков литературы основного и регионального курсов с привлечением художественного краеведения в средних классах.

Включение художественного краеведения в уроки литературы идет по трем линиям: «пространственно-временной» (театральное представление миниатюра), «временной» (музыка), «пространственной» (изобразительное искусство: живопись, графика и др.; архитектура, декоративно-прикладное искусство). Обращение к театру в средних классах происходит на уровне инсценирования отдельных эпизодов произведений, которое является одним из наиболее любимых видов творческой деятельности учеников. Музыка создает эмоциональный фон урока, подростки способны улавливать в музы ке динамику настроений, чувств. Как показал эксперимент, наиболее успеш но в процессе обучения литературе в 5 - 7 происходит привлечение пространственных видов искусства, которые часто становятся эффективным средством анализа литературного произведения. Учеников привлекает в изобразительном искусстве зримость художественных образов, возможность сопоставления их с литературными. Рассматривание картины, иллюстрации и т.д. способствует развитию у подростков наблюдательности, интереса к сопоставлениям и обобщениям. Важным критерием отбора для урока произ-ведении пластических искусств является доступность их жизненному опыту учащихся, что обеспечивает краеведческий подход.Учитывая, что пространственные виды искусства более близки и по нятны учащимся, мы разработали уроки «пространственной» линии (разные линии включения художественного краеведения в процесс преподавания литературы показаны в таблице 1 параграфа 3 первой главы).

В данном параграфе нами описаны уроки по следующим темам: 5 класс: «Описание оренбургского бурана в сказке-притче Н.Н. Каразина «Дедушка Буран, бабушка Пурга» и в иллюстрациях к сказке» (региональный путь); 5 класс: интегрированный урок литературы и изобразительного искусства, где тема урока литературы - «Несказочные характеры сказочной повести К. Булычева» (основной путь), тема урока изобразительного искусства - «Люди на улицах города» (региональный путь); 6 класс: «Мир ребенка в произведении СТ. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», «Оренбургский буран в изображении СТ. Аксакова» (смежный путь) (пейзаж в произведениях СТ. Аксакова и оренбургских художников); 7 класс: «Пространственные образы в повести С. Антонова «Царский двугривенный» (смежный путь) (город в произведениях литературы и архитектуры, декоративно-прикладного искусства); «Тема детства в повести С Антонова «Царский двугривенный» (смежный путь).

На уроках в 5 и 6 классах привлекаются произведения живописи, в том числе иллюстрации к литературным произведениям, в 6 классе школьники должны составить литературную карту путешествия героев; в 7 классе происходит обращение живописи, художественной фотографии, декоративно-прикладному искусству, но главная роль отводится архитектуре Оренбурга начала XX века.

Уроки в 5 классе.

Урок внеклассного чтения на тему: «Описание оренбургского бурана в сказке-притче Н.Н. Каразина «Дедушка Буран, бабушка Пурга» и в иллюстрациях к сказке» (путь 2, региональный) проводится в рамках изучения в 5 классе по программе В.Я. Коровиной раздела «Русская литературная сказка», после урока по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». «Дедушка Буран, бабушка Пурга», произведение краеведческого характера, рассматривается в связи с обращением к иллюстрациям (по

140 Е.Н. Колокольцеву: «средствам наглядности, комментирующим литературные произведения») краеведческого характера (нарисованным самим писателем к собственной сказке). Нами было выявлено, что произведение пятиклассникам понравилось, во-первых, тем, что оно повествует о природе родного им Оренбургского края. Во-вторых, тем, что произведение Н.Н. Каразина не простое описание природы, это сказка, жанр, любимый учащимися этого возраста; в-третьих, тем, что писатель сам нарисовал иллюстрации к своей сказке (в XIX веке его называли «русским Доре»; учитель на уроке поясняет учащимся, что Г. Доре - создатель знаменитого живописного образа Дон Кихота).

Похожие диссертации на Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы