Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы Рылова Анна Сергеевна

Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы
<
Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рылова Анна Сергеевна. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы : 13.00.02 Рылова, Анна Сергеевна Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы (На примере изучения костюма литературного героя) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 265 с. РГБ ОД, 61:06-13/1753

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Роль изучения костюма в процессе формирования коммуникативной культуры старшеклассников 14

1. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников как педагогическая проблема 15

2. Костюм как средство невербального общения в коммуникативной культуре старшеклассников 33

Глава 2. Анализ коммуникативных функций костюма в произведениях различных видов искусства 53

1. Костюм - вещь и образ в произведениях художественной литературы 57

2. Роль костюма в произведениях изобразительного и театрального искусства 75

Глава 3. Коммуникативный подход к изучению костюма на уроках литературы 90

1. Место коммуникативного подхода к исследуемой проблеме в учебной и методической литературе 93

2. Коммуникативные задачи обращения к костюму на уроках литературы в разных учебно-речевых ситуациях (опыт типологии) 103

Глава 4. Изучение костюма как способ формирования коммуникативной культуры старшеклассников 133

1. Задачи и содержание программы опытного обучения 134

2. Приемы работы с костюмом как средством формирования коммуникативной культуры 152

3. Анализ результатов опытного обучения 183

Заключение 191

Библиография 194

Введение к работе

Актуальность проблемы. Активный поиск педагогической мысли рубежа XX - XXI веков в свете внедрения культурологической гуманитарной парадигмы образования утверждает принципиальную значимость коммуникативной культуры как неотъемлемого компонента современного образования. "Именно коммуникативная сфера, располагающая серьезными ресурсами для повышения эффективности решения острейших современных задач, - пишет В.В. Соколова, - рассматривается и в зарубежном, и в отечественном опыте как средство разрешения не только педагогических, но и

ф социальных проблем"(175,С.4). Формирование коммуникативной культуры

понимается как целенаправленный процесс приоритетного изменения нравственных, умственных, речевых свойств личности в виде совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих ей комфортное и позитивное решение задач общения.

Проблемам общения в психологии и педагогике всегда уделялось много внимания. Различные аспекты этого сложного социально-психологического феномена рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.

С Педагогическое общение - предмет исследований И.А. Зязюна, А.В.

Добровича, В.А. Кан-Калика, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьева, В.А. Сластенина, З.С. Смелковой, Н.Е. Щурковой и др. Ученых интересуют сущность и специфика общения, его функции и средства, а также культурологический критерий общения - коммуникативная культура.

Современная педагогика с разных позиций подходит к решению вопроса формирования коммуникативной культуры подрастающего поколения в учебно-воспитательном процессе как теоретически (В.И. Андреев, Б.З.

?f Вульфов, А.А. Деркач, Г.М. Иващенко, А.В. Мудрик, Б.Е. Ширвиндт и др.), так и практически (М.А. Абдуллина, С.А. Алферьева, Е.Ф. Карпиевич, Т.А.

* Ильина, О.Н. Овсейчик, М.В. Сокольская и др.). A.M. Баскаков, А.Б. Добрович,

В.И. Леви, М.Н. Ночевник, Н.И. Формановская, А.Д. Щербов и др. анализируют в своих работах основные компоненты коммуникативной культуры и главным полагают умение понимать партнера по общению. Полное понимание может дать только анализ речевой деятельности собеседника, поскольку говорение и слушание выступают основными способами общения людей между собой. В современной науке происходит осмысление того, что до 80% информации в речи мы получаем с помощью невербальных средств, предпринимаются попытки разработать теоретические основы всего комплекса этих средств и вклада каждого из них в общую структуру коммуникативной ситуации (И.Н. Горелов, В.Ф. Енгалычев, В.А. Лабунская, В.П. Морозов, Е.А. Петрова и др.).

Если долгое время в процессе формирования коммуникативной культуры
школьников приоритетным направлением педагогических поисков считалась
культура словесного общения, то для современной педагогики "в связи с
поиском резервов повышения эффективности школьного обучения и
воспитания особый интерес представляет соотношение вербальных и
невербальных компонентов в структуре коммуникативных

способностей"(165,С27). В исследованиях М.С. Андрианова, Е.А. Ермолаевой, О.И. Даниленко, Ю.-Т. Г. Михалковича, Е.Ю. Семыкиной, И.В. Цевелевой и др. невербальное общение рассматривается как компонент культуры, деятельности, психических процессов, личностных особенностей субъекта, подчеркивается важность изучения в школе культуры несловесной речи в рамках коммуникативной культуры и намечаются пути и способы реализации этого положения.

Наиболее информативными в общении являются визуальные средства невербального общения. А. А. Бодал ев, В.И. Екинцев, Г.Е. Крейдлин, Т. А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, В.Н. Панферов и др. исследуют знаковую природу внешних проявлений человека, которые в совокупности составляют семиотическую систему, получившую название "язык внешнего вида" (Т.А. Ладыженская) или "язык внешности" (С.С. Степанов).

Компонентом внешнего облика человека выступает костюм. Важность
<6 данного средства невербального общения обусловлена его спецификой.

Костюм выделяется среди других средств, образующих язык внешнего вида,
тем, что во многом является отправной точкой в первоначальной спонтанной
оценке коммуниканта, а также, как правило, своей стабильностью на
протяжении всего процесса общения. Коммуникативные функции костюма
исследуются в работах П.Г. Богатырева, Е.П. Велихова, М.И. Килошенко, Т.В.
Козловой, Н.А. Коробцевой, Л.В. Петрова, Е.А. Петровой, Р.А. Степучева и др.
"Костюм, а точнее то, как он носится, какими деталями дополнен, в каких
сочетаниях состоит, - отмечает М.И. Килошенко, - является воплощением
Ц психологической характеристики человека ... Костюм постепенно приобретает

очертания и характер владельца, который перестает его замечать, потому что он - часть его самого, но именно поэтому он больше всего характеризует его, именно поэтому в нем отражается каждое событие, участником которого является человек"(76,С144).

Семиотической сущностью костюма обусловлена его информационная
значимость и в произведениях художественной литературы как условной
реальности, представляющей собой своего рода модель общения. Современные
лингвисты (Е.С. Горшенева, Н.В. Кулакова, СЮ. Селезнева, Г.В. Старикова,
у/, Е.В. Талыбина, Л.В. Федорякина и др.) и литературоведы (Б.Е. Галанов, А.Б.

Есин, Л.И. Кричевская, Ю.М. Прозоров, Е.Г. Фомичева, А.Т. Ягодовская и др.) определяют костюм как одно из системообразующих свойств портретного описания литературного героя и как внешнюю и психологическую деталь. В структурно-семантическом пространстве художественного текста костюм обладает рядом важнейших коммуникативных функций, которые делают его вещью-образом и проявляются в контексте коммуникативной ситуации. Костюм демонстрирует вдумчивому читателю социально-речевую роль ^ персонажа, его внутренний мир и дает возможность рассматривать, как строятся взаимоотношения персонажей в зависимости от их внешнего облика и

6 как строится общение автора с читателем относительно представления того или

fy иного персонажа.

Внимательное отношение к детали костюма в литературном произведении, способность подвергать анализу информационные коды костюма, выявление коммуникативного намерения автора - данные умения формируют читательскую культуру, воспитание которой является важнейшей задачей литературного образования школьников. Однако с позиций исследуемой проблемы важным оказывается то, что через обогащение читательской культуры может происходить формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках литературы - предмета, в рамках которого

{ф коммуникативная функция костюма проявляет свою семиотическую природу

на основном дидактическом материале - на страницах литературных произведений. Классические литературные произведения позволяют проанализировать как костюм в целом, так и отдельные его элементы в контексте существования изучаемого образа-персонажа в конкретных коммуникативных ситуациях.

В методике преподавания литературы накоплен некоторый опыт изучения костюма в процессе литературного образования школьников. На уроках литературы работа с костюмом выступает частным случаем решения

7*! задачи постижения образа-персонажа и используется как аспект анализа

портретного облика литературного героя. В работах Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, В.А. Доманского, Е.В. Квятковского, В.Я. Коровиной, В.Г. Маранцмана, З.С. Смелковой и др. звучит мысль о важности изучения различных портретных особенностей персонажа. Отдельные примеры работы с костюмом как средством постижения характера образа-персонажа на материале конкретных литературных произведений представлены в книгах и публикациях Т.Г. Браже, B.C. Гречинской, В.И. Зольниковой, Е.А. Кобелевой, СИ.

г Кормилова, М.А. Рыбниковой, С.Л. Штильмана и др. Вопросы обращения к костюму на вступительных занятиях для создания образа эпохи, передачи ее колорита затронуты в работах Н.А. Борисенко, B.C. Вахрушева, Н.А. Марченко,

А.Т. Сотникова, Ю.А. Федосюка, Н.Н. Щирякова и др. Коммуникативная же направленность работы с костюмом и ее дидактические возможности по существу остаются неисследованной проблемой.

Поскольку работа с костюмом формирует умения анализа коммуникативных функций костюма, кодирования информации о человеке посредством костюма, она становится средством оптимизации общения. С другой стороны, это влияет на осознание собственного образа, что приобретает особую актуальность в старшем подростковом возрасте в связи с определенным читательским опытом, особенностями физиологического и психического развития и особым отношением к феномену моды. Психологами и педагогами давно осознана необходимость привития культуры костюма в ходе формирования коммуникативной культуры подростков и молодежи (И.А. Андреева, А.И. Бастрыкин, Е.В. Киреева, СИ. Левикова, Е.Ю. Новикова, А.В. Петровский и др.). Ученые подчеркивают, что данный процесс должен иметь место на всех уровнях процесса педагогического взаимодействия. Необходимо развитие умения одеваться, совершенствование навыка адекватного выбора костюма, что особенно важно в условиях информационного общества, когда владение информацией и ее эффективное использование оказываются условиями комфортного пребывания личности в обществе. В этой связи мы строим свое исследование на материале изучения литературы в 9-10 классах средней школы.

Можно сказать, что дидактические и коммуникативные функции костюма в границах современной научной парадигмы есть комплексный предмет исследования различных наук. В философии и культурологии костюм изучается как семиотический знак материальной культуры (В.В. Давыдова, Г.Х. Казбулатова, Ю.В. Рожденственский, И.В. Шабаркина и др.). В социологии костюм исследуется в связи с проблемой моды и отношения к ней (Л.А. Дергунова, И.Г. Добросмыслова, Н.Ю. Масленцова, Л.И. Ятина и др.). В психологии и речеведении костюм признается средством невербального общения (А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Петрова, С.С. Степанов и др.). В

педагогике идет речь о культуре костюма как существенном компоненте коммуникативной культуры (И.А. Андреева, Т.П. Болдырева, Е.В. Киреева, Г.М. Чернякова и др.). В искусствознании костюм является частью семиотического пространства картины, рисунка, действия (И.А. Башинская, Л.С. Зингер, P.M. Кирсанова, В.Н. Стасевич и др.). В литературоведении представлены наблюдения над функцией костюма в создании портрета образа-персонажа (В.В. Башкеева, А.А. Брагина, P.M. Кирсанова, Л.И. Кричевская и др.). В том же плане костюм рассматривается в методике преподавания литературы — как компонент комплексного анализа и интерпретации портретных особенностей литературного персонажа (Э.Л. Безносов, А.И. Власенков, А.Б. Есин, С.Л. Штильман и др.). Однако комплексного междисциплинарного исследования, посвященного изучению роли костюма в контексте формирования коммуникативной культуры обучающихся, нет. Тема диссертационного исследования находится на стыке психологии, педагогики, риторики и методики преподавания литературы, но как риторическая проблема, имеющая самостоятельное дидактическое значение - изучение костюма как способ формирования коммуникативной культуры.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется задачами современной парадигмы образования и базируется на теоретическом осмыслении и обобщении исследовательского материала, представленного в сфере названных отраслей научного познания.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методики работы с костюмом с позиций формирования коммуникативной культуры старшеклассников.

Объект исследования - процесс формирования коммуникативной культуры старшеклассников, а предмет исследования - дидактические возможности изучения костюма как фактора невербального общения и способа формирования коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы.

В основу исследования положена гипотеза: изучение костюма будет
'/f способствовать формированию коммуникативной культуры в практике

школьного обучения литературе, если:

использовать коммуникативные возможности литературы как "модели общения" и учитывать взаимообусловленность процесса изучения литературных произведений и процесса формирования коммуникативных умений школьников;

все формы работы с костюмом осуществлять в рамках коммуникативного подхода и рассматривать специфику костюма как средства невербального общения в произведениях искусства слова;

'|І - разработать методические приемы, способствующие развитию умения

семиотической интерпретации "языка костюма" в литературном произведении (а также в произведениях изобразительного и театрального искусства) и, через это, в условиях реального общения. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Выявить степень разработанности различных аспектов исследуемой
проблемы в научной и методической литературе.

2. Определить коммуникативные функции костюма как визуального
средства невербального общения и изобразительно-выразительного

средства в произведениях художественной литературы, изобразительного и театрального искусства.

  1. Обосновать специфику применения коммуникативного подхода к работе с костюмом на уроках литературы.

  2. Определить коммуникативные знания и умения, формированию которых может способствовать изучение костюма.

5. Дидактически обосновать методические приемы изучения костюма как
" способа формирования такого аспекта коммуникативной культуры, как

культура отношения к костюму.

6. Экспериментально проверить эффективность системы работы по формированию коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы посредством обращения к костюму.

В процессе исследования в ходе решения поставленных задач использовались следующие методы:

теоретический анализ педагогической, психологической, философской, культурологической, социологической, литературоведческой, речеведческой, искусствоведческой, лингвистической и методической литературы по исследуемой проблеме;

социопедагогические методы наблюдения за педагогическим процессом, анализ анкет учащихся, их устных и письменных высказываний;

метод экспериментального исследования (организация опытного обучения);

обобщение и систематизация результатов методического эксперимента: метод экспертной оценки, метод математической и статистической обработки результатов, метод наглядного представления результатов эксперимента.

Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе (2002-2003 гг.) шел процесс теоретического осмысления и обоснования специфики исследуемой проблемы. На втором этапе (2004-2005 гг.) были определены особенности коммуникативного подхода к работе с костюмом на уроках литературы, проведен диагностический срез в девятых классах средней школы №42 г. Кирова, выявлены коммуникативные знания и умения старшеклассников с позиций исследуемой проблемы, дано обоснование отбора конкретных литературных тем и составлена программа опытного обучения, предполагающая проведение обучающего эксперимента в 9 классе и контрольного эксперимента в 10 классе. Третий этап (2005 г.) связан с анализом результатов опытного обучения, обобщением исследовательского материала, его корректировкой с учетом теоретических положений исследования, оценкой

11 эффективности методических приемов, формулировкой выводов и рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в том, что

с дидактических позиций раскрыта специфика костюма как визуального средства невербального общения;

выявлены и обоснованы коммуникативные функции костюма в произведениях художественной литературы, изобразительного и театрального искусства;

доказана целесообразность изучения костюма как одного из способов формирования коммуникативной культуры обучающихся;

определены условия реализации коммуникативного подхода к работе с костюмом на уроках литературы;

разработаны и апробированы методические приемы изучения костюма как способа формирования коммуникативной культуры;

представлен опыт составления терминологического словаря по теме исследования.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

  1. На основе выдвинутых в ходе исследования теоретических положений, данных диагностического среза и наблюдения за учебным процессом представлен перечень коммуникативных знаний и умений в отношении костюма как показателей читательской культуры и культуры межличностного общения учащихся. Данный перечень учитель может использовать для решения вопроса об уровне сформированности культуры отношения к костюму школьников.

  2. Результаты исследования могут быть использованы при создании учебников по литературе и непосредственно в практике работы учителя-словесника как обоснование коммуникативной направленности анализа и интерпретации литературного произведения.

  3. Разработанные приемы изучения костюма призваны содействовать эффективности деятельности учителя в процессе формирования

коммуникативной культуры учащихся и в практике школьного обучения литературе в целом.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается следующими факторами:

теоретическое обоснование исследуемой проблемы разработано автором с опорой на современные достижения гуманитарных наук;

эффективность разработанных приемов подтверждается результатами опытного обучения, которые оценивались на основе диагностических срезов, анализа устных и письменных высказываний, творческих работ учащихся.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты диссертационного исследования публиковались в печати, обсуждались на научно-практических конференциях: Голубковские чтения (Москва, март 2003 года), Пушкинские чтения (Санкт-Петербург, июнь 2005 года), Гриновские чтения (Киров, сентябрь 2005 года), докладывались на заседаниях кафедры риторики и культуры речи МПГУ, на аспирантском объединении. Отдельные положения исследования были апробированы автором в лекциях и на практических занятиях по методике преподавания литературы и риторики для студентов филологического факультета ВГГУ и для слушателей Кировского ИПК и ПРО. В Музее народного образования Кировской области прошла выставка авторских пособий-кукол.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационного исследования:

  1. Костюм представляет собой знак материальной культуры, коммуникативные функции которого позволяют ему выступать средством невербального общения людей между собой, поэтому костюм должен рассматриваться в контексте комплекса невербальных средств, образующих в своей совокупности образ человека.

  2. Коммуникативный подход к изучению костюма предполагает рассмотрение костюма в целом и отдельных его элементов как

семиотически значимых в структуре общения как в условиях реальности,
'# так и в художественном пространстве литературного произведения.

  1. В художественном произведении описание костюма приобретает значимость как средство информирования для других персонажей (и для читателя) в смоделированных автором ситуациях общения и как вещь-образ, что требует читательских усилий по его интерпретации.

  2. Изучение костюма при условии осуществления коммуникативного подхода с учетом семиотических, искусствоведческих и методических аспектов на основе интерпретации костюма литературного героя способствует формированию коммуникативной культуры учащихся на

0 уроках литературы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений. Библиографический список включает более 230 источников. В приложении представлены материалы с уроков обучающего эксперимента, модель урока "Герои Грибоедова в одежде и об одежде", репродукции картин, иллюстрации, фотографии, о которых идет речь на страницах диссертации и которые использовались в ходе опытного обучения, фотографии авторских пособий-кукол, а также терминологический словарь.

*

'*

Формирование коммуникативной культуры старшеклассников как педагогическая проблема

Понятие "культура" (от лат. cultura - обрабатывать, совершенствовать, почитать) возникло в Древнем Риме, но лишь в XVIII веке было принято философией как нечто противопоставленное природе, натуре. С тех пор сложное и полифункциональное понятие "культура" анализируется в границах таких наук, как философия, культурология, социология, педагогика, психология. Представляя собой совокупность материальных и духовных ценностей, социальных норм, культура рассматривается как специфически человеческий способ деятельности (П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.) и как инструмент формирования нравственно-аксиологической доминанты личности, выступая элементом педагогического образования (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.).

Как явление общественное, культура проявляется главным образом в духовной сфере общества, становясь при этом достоянием отдельного человека. "Культура - это всегда диалог, обмен сущностными силами между группами и отдельными людьми", - отмечает P.M. Фатыхова (195,СЛ0). В результате такого диалога формируется культура личности, состоящая из знаний фактов культуры, навыков работы по своей профессии, владения культурой и личного опыта. Культура выступает способом всеобщего человеческого общения [Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Лотман], поэтому коммуникативная культура представляет собой важнейший компонент общей культуры личности.

Проблема коммуникативной культуры является предметом исследования в целом ряде наук о человеке, и у каждой из них свое понимание этого понятия и свой подход к его изучению.

Для философии коммуникативная культура представляет вид духовного самовоспроизводства людей, социальных и национальных общностей, всей человеческой цивилизации, а ее развитие определяется субъектно-объектной природой непрерывного процесса познания, творчества, преобразования отдельной личности и окружающего мира. Здесь мы сталкиваемся с расширительной трактовкой термина "коммуникативная культура".

Социология рассматривает коммуникативную культуру как своеобразный пульс общества, его жизнеспособность. Для политологии ее критерием является отношение общества к власти и выработка определенных мотивов политического поведения. В теологии через коммуникативную культуру вырабатывается мысль о духовном родстве людей независимо от возраста, пола, социального положения и способах его проявления. Медицина определяет ее как медико-физиологическую состоятельность людей вступать в общение, воспринимать партнера и исходящую от него информацию, возможность здорового или нездорового человека слушать, видеть, читать. С точки зрения лингвистики коммуникативная культура представляется способностью людей понять друг друга через освоение компонентов литературной и обыденной речи в устном или фиксированном виде. Для психологии она есть выражение сродства различных типов характера, темпераментов, образного и логического мышления, а также необходимости адаптироваться в привычных или неожиданных обстоятельствах.

Педагогика же рассматривает коммуникативную культуру как "меру способности и готовности отдельных людей, малых и больших групп и коллективов вступать в контакт и усваивать целенаправленно передаваемую информацию в виде знаний, умений, навыков интеллектуальной и предметно-практической деятельности"(136,С15). Данная трактовка термина "коммуникативная культура" наиболее близка теме диссертационного исследования, представленного в границах методики преподавания литературы и отражающего проблематику научных изысканий современности, в условиях которой проблема коммуникативной культуры приобретает особо острое звучание.

Современная действительность характеризуется динамическими изменениями в системе общественных отношений: происходит постепенный переход от индустриального общества к информационному, где массовое производство и потребление вещей сменяется индивидуальным производством и потреблением информации. По мнению американского футуролога О. Тоффлера, информационное общество основывается на всеобщих информационных связях, высокоэффективных экологических технологиях, более тесном контакте производителя и потребителей (191). Возрастает занятость основной массы населения в информационных сферах деятельности, а информация становится главной ценностью. В этой связи актуальной становится проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности человека, позволяющей осуществлять взаимодействие с различными источниками информации, вступать в общение с ними.

Костюм - вещь и образ в произведениях художественной литературы

В данном параграфе представлен анализ роли костюма как выразительного и емкого средства передачи информации в литературном произведении. На страницах параграфа мы рассматриваем изображение костюма в литературе как художественную деталь, служащую одним из средств создания образа-персонажа, и как микроконтекст в структуре более широкого контекста - портрета литературного героя. Являясь компонентом поэтики художественного текста, костюм в литературном произведении выступает, на наш взгляд, вещыо-образом, коммуникативное значение которой раскрывается во взаимодействии с другими элементами внешнего облика литературного героя и средствами невербального общения персонажей между собой и автора с читателем.

Рассматривая художественную реальность как "модель общения", мы определяем коммуникативные функции костюма, понимание которых обусловлено особенностями объективной читательской интерпретации произведений искусства слова.

Одним из центральных понятий герменевтики является понимание, представляющее собой единство двух начал: интуитивного постижения предмета на основе его восприятия и последующего его истолкования, то есть интерпретации. Цель интерпретации - достигнуть адекватного, хотя всегда лишь относительно полного понимания смыслового ядра текста. Как отмечают ученые, "главная задача интерпретации состоит в том, чтобы суметь, исходя из собственных умонастроений, проникнуть в умонастроение писателя, которого собираешься понять"(197,С.П6). Поэтому чрезвычайно важным для герменевтики оказывается положение о взаимодействии читателя и автора. Таким образом, понимание предстает как сложный процесс, в ходе которого активизируются знания, память, ценностные ориентиры, мотивы и интересы реципиента. М.М. Бахтин рассматривает понимание как восхождение от микроструктуры (слово) к макроструктуре (тексту) (10,С53):

1) психофизиологическое восприятие физического знака;

2) узнавание его, понимание его повторимого общего значения в языке;

3) понимание его общего значения в данном контексте;

4) активное диалогическое понимание (спор или согласие), включение в диалогический контекст и оценочный момент понимания.

В современной герменевтике существуют различные точки зрения на вопрос о том, какое начало превалирует в процессе постижения смысла произведения - объективное или эмоциональное, интуитивное, субъективное. Однако подавляющее большинство ученых сходятся во мнении, что контакт автора и читателя - необходимое условие адекватности интерпретации текста. Как отмечает Т.В. Федорова, "силовыми линиями, определяющими читательскую интерпретацию, являются лингвистические и историко-культурные факторы"(197,С59). Следовательно, работа со словом, включение слова в коммуникативный контекст, способствует объективной интерпретации текста и позволяет избежать излишне свободной, субъективной интерпретации. С позиций заявленной темы мы говорим о внимательном отношении к костюму в художественном тексте, в семиотическом пространстве которого костюм является информационно насыщенной деталью. Коммуникативное значение данной детали раскрывается в полной мере в ситуации общения литературных персонажей между собой, а также в контексте диалога автора со своим читателем.

В теории литературы понятие "искусство" тесно связано с понятием "общение". "Искусство - это область духовной жизни человека, которая специально предназначена для того, чтобы осуществлять расширенное вплоть до бесконечности конкретно-чувственное личностное общение с миром в целях его общественно заинтересованного творческого осмысления", - отмечают ученые (197,С85). Коммуникативная сторона любого произведения искусства определяет трактовку искусства как деятельности общения, позволяющей проводить параллели между литературным произведением и речевым актом. В этой связи постижение художественного текста представляет собой "общение между воспринимающим произведение человеком и воспринимаемыми художественными образами"(68,С249), а диалог персонажей художественного произведения рассматривается как "общение воображаемых партнеров", в процессе которого, как и в условиях реальной действительности, словесные и несловесные компоненты речи вступают во взаимодействие и подвергаются интерпретации со стороны читателя.

Место коммуникативного подхода к исследуемой проблеме в учебной и методической литературе

На страницах данного параграфа представлен анализ программ по литературе, основных школьных учебников и методических трудов с позиции коммуникативного подхода к проблеме изучения костюма на уроках литературы. Хотя авторы программ и учебников зачастую не ведут речи о непосредственном изучении костюма на уроках литературы, работа с ним (как репродуктивного, так и продуктивного плана) предусматривается в процессе анализа и интерпретации портрета литературного героя. Между тем коммуникативная направленность изучения костюма по существу не представлена в учебной литературе и не исследуется в книгах и публикациях по методике преподавания литературы. Обоснование сущности коммуникативного подхода к исследуемой проблеме происходит путем анализа и обобщения методических трудов.

Коммуникативный и искусствоведческий подходы к изучению литературы вносят определенные изменения в процесс преподавания этого предмета в школе. Современные программы и методическая литература ориентируют учителя на творческое прочтение литературного произведения, на диалоговую модель интерпретации прочитанного. В связи с этим усиливается внимание к структурному и смысловому строению художественного текста, определяется роль деталей как компонентов художественного пространства и времени и доминант художественных образов.

Поскольку портретные особенности выступают яркими деталями внешнего облика человека, при разборе образов-персонажей того или иного литературного произведения, при создании их характеристик авторы программ часто ориентируют учителя на обращение к портретам действующих лиц.

В программе под ред. Т.Ф. Курдюмовой четко определены и теоретически обоснованы место и роль изучения портрета и его особенностей на уроках литературы в ходе постепенного совершенствования читательской культуры учащихся от класса к классу. Если в 5 классе в процессе изучения рассказа И.С. Тургенева "Муму" школьники лишь знакомятся с понятием "портрет" и устанавливают связь между внешним обликом и поступками героя, то в 6 классе анализируют мастерство портретных характеристик Тургенева при изучении рассказа "Бежин луг" и осваивают теоретический блок "Герой литературного произведения и описание его внешности. Приемы, которые использует автор при создании портрета". В 7 и 8 классах учащиеся сопоставляют портреты в различных жанрах литературных произведений, а также в произведениях иных видов искусства. В период изучения классических произведений русской литературы (8, 9, 10 классы) в соответствии с рекомендациями авторов программы обращается внимание учащихся на портретные характеристики героев А.С. Пушкина ("Капитанская дочка"), Н.В. Гоголя ("Мертвые души"), И.А. Гончарова ("Обломов"), И.С. Тургенева ("Отцы и дети"), Л.Н. Толстого ("Война и мир").

В программе под ред. В.Г. Беленького изучение портрета как способа характеристики персонажа начинается с 5 класса. Авторы полагают важным осмысление выражения авторского отношения к героям с помощью портрета при изучении сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева". В 6 классе тема "Портрет литературного героя" раскрывается в ходе изучения рассказа В.Г. Короленко "В дурном обществе". Учащиеся старших классов анализирует портрет в романах И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

В программах других авторов также идет речь о роли портретной характеристики в создании образов литературных героев. Так, в программе под ред. В.В. Агеносова в старших классах предполагается осмысление теоретического блока "Разновидности предметной изобразительности", в границах которого наряду с другими изобразительными средствами представлены портрет и бытовая деталь.

Анализ школьных программ позволяет сделать вывод о том, что непосредственно изучение костюма на уроках литературы авторами программ не предусматривается, однако разговор о нем так или иначе присутствует на уроках в связи с анализом и интерпретацией портретного облика литературного героя. Поскольку костюм, Естественным путем принимая участие в коммуникации персонажей художественного текста и взаимодействуя с другими компонентами внешнего вида человека, выступает микроконтекстом в структуре портрета персонажа и на паритетных началах с другими средствами характеристики помогает всесторонне осмыслить образ, обсуждение портретных особенностей литературных героев предполагает разговор и об их костюме.

Похожие диссертации на Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы