Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы формирования у старшеклассников понятия о классицизме в национальной школе 16
1.1 .Эволюция понятия "классицизм" в русском литературоведении XX века 16
1.2. Оценка поэзии М.ВЛомоносова и Г.Р.Державина в современном литературоведении 29
1.3. Традиции классицизма в русской лирике XIX - XX веков 43
1.4. Психолого-педагогические основы формирования понятия о классицизме у учащихся национальной школы 82
ГЛАВА 2. Методика формирования понятия о классицизме при изучении лирики в старших классах национальной школы 109
2.1. Состояние формирования понятия о классицизме в школьной практике. Констатирующий эксперимент и его результаты 109
2.2. Система уроков по формированию у учащихся понятия о классицизме в IX-XI классах национальной школы 117
2.3. Первый этап. Формирование у старшеклассников начального понятия о классицизме 119
2.4. Второй этап. Развитие у учащихся понятия о классицизме при изучении русской лирики XIX века 164
2.5. Третий этап. Закрепление у старшеклассников понятия о классицизме при изучении русской поэзии XX века 181
2.6. Итоги опытно-экспериментального обучения 200
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 213
БИБЛИОГРАФИЯ 218
- .Эволюция понятия "классицизм" в русском литературоведении XX века
- Оценка поэзии М.ВЛомоносова и Г.Р.Державина в современном литературоведении
- Состояние формирования понятия о классицизме в школьной практике. Констатирующий эксперимент и его результаты
Введение к работе
Новая концепция литературного образования в качестве одной из основных ставит цель - развитие у школьников способности эстетического восприятия, воспитание у них эмоциональной отзывчивости, формирование высоких эстетических вкусов и потребностей, выражающихся в эстетической оценке произведений. В соответствии с этой концепцией ныне действующие программы по литературе, составленные коллективами ученых-методистов под руководством Т.Ф.Курдюмовой, Г.И.Беленького, В.Г.Маранцмана, Г.Н.Ионина, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина, К.М.Нартова, М.Г.Ахметзянова, ориентируют учителей на изучение теоретико-литературных понятий на разных ступенях литературного образования.
Историко-литературный курс LX-XI классов не может быть освоен без теоре
тико-литературной подготовки учеников. Основным теоретико-литературным по
нятием, формируемым в IX классе, является понятие о литературном направлении
и, в частности, понятие о классицизме. Проблема формирования теоретико-
литературных понятий привлекает пристальное внимание ученых-методистов.
Методика формирования теоретико-литературных понятий основывается на тру
дах классиков методики преподавания литературы Ф.И.Буслаева, В.И.Водовозова,
В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, М.А.Рыбниковой, В.В.Голубкова,
Н.М.Соколова, Н.О.Корста, А.А.Липаева, которые выдвигали требование о препо
давании теории литературы, основанном на принципе научности, на раскрытии
художественной специфики творчества автора, на анализе художественного про
изведения в единстве формы и содержания. Вопросы теории литературы в школь
ном изучении разрабатываются известными методистами Г.И.Беленьким,
О.Ю.Богдановой, Н.И.Громовым, А.В.Дановским, С.А.Леоновым,
Л.В.Тодоровым, Н.И.Прокофьевым, Н.И.Кудряшевым, М.А.Снежневской, О.М.Буранком и др.
Однако проблема формирования у старшеклассников понятия о классицизме в национальной школе еще не была предметом специального исследования. Недостаточная разработанность концептуальных основ данной проблемы в науке и практике средней школы определили выбор темы нашего исследования и ее актуальность. В курсе IX класса, к сожалению, отводится мало времени на освоение литературы классицизма. Тема "Своеобразие русского классицизма''' изучается, как правило, обзорно. Это приводит к низкому уровню знаний учеников. На уроках недостаточно используются потенциальные возможности старшеклассников для формирования теоретико-литературных понятий. Осложняет формирование понятия о классицизме временная удаленность произведений классицистов от современных учеников, а также форма стихотворений, обилие устаревших слов и форм. Пассивное усвоение теоретико-литературного понятия о классицизме, не сопровождаемое активным сопереживанием и творческой деятельностью, оценочными суждениями ограничивает возможности учащихся.
Практическое решение данной проблемы связано с трудами литературоведов, философов и эстетиков, в которых рассматриваются проблемы развития эстетики классицизма, типологии художественных методов и направлений, а также с исследованиями современных ученых методистов, психологов по проблемам формирования теоретико-литературных понятий. Так, при формировании теоретико-литературных понятий в национальной школе следует учитывать особенности восприятия художественного произведения нерусскими учениками, своеобразие их эстетических вкусов, национальных традиций, черт национального характера. Например, татарская литература не имела в своем развитии этапа классицизма, потому что у татарского народа в XVIII - XIX веках не было государственности, следовательно, и потребности в подобном литературном явлении. Этим осложняется формирование понятия о классицизме в национальной школе. Исследования Ю.Г.Нигматуллиной, Ш.А.Садретдинова, А.Т.Сибгатуллиной позволяют выявить национальное своеобразие русской и татарской литератур и сходные закономерности их развития на уровне типов культур и цивилизаций. Преодолеть
5 трудности, осложняющие формирование понятия о классицизме у учеников нерусской национальности помогает использование убедительных фактов, свидетельствующих о сходных явлениях в русской и родной литературах, их взаимосвязях, сравнительный анализ произведений татарских поэтов-просветителей и русских поэтов-классицистов.
В определении методов и приемов формирования теоретико-литературных понятий (в т.ч. и классицизма) в русской и национальной школе данное исследование опирается на труды А.А.Липаева, Л.В.Тодорова, М.В.Черкезовой, К.М.Нартова, М.Г.Ахметзянова, в которых последовательно проводится мысль, что курс русской литературы в национальной школе основывается прежде всего на принципах и требованиях, общих для русской и национальной школы. При этом в исследованиях намечается ряд специфических принципов, свойственных лишь преподаванию литературы в национальной школе. Основополагающей для данного исследования стала монография С.А.Леонова [120], в которой представлена целостная система изучения произведений французского и русского классицизма в школе. В нашем исследовании разрабатывается проблема формирования понятия о классицизме у учащихся национальной школы при изучении поэзии XVIII века, а также традиций классицизма в лирике поэтов XIX и XX веков.
Значительные достижения современного литературоведения создали предпосылки для объяснения эстетической природы классицизма, определения подлинного места классицизма в общем процессе художественного развития. В трудах Д.Д.Благого, ГШ.Беркова, И.Ф.Волкова, Г.А.Гуковского, М.А.Гуляева, А.В.Западова, Е.М.Купреяновой, А.С.Курилова, Ю.М.Лотмана, Г.П.Макогоненко, А.А.Морозова, Г.В.Москвичевой, П.А.Орлова, А.А.Смирнова, Ю.В.Стенника рассматриваются проблемы, связанные с развитием эстетики классицизма в свете современных достижений литературоведения: исследование типологии художественных методов и направлений, выявление общих законов искусства и осмысление характера их преломления в литературах разных эпох.
Изученные литературоведческие работы позволяют определить следующие особенности поэтики классицизма: ориентация на античное искусство; рационалистический тип сознания и метафизическое восприятие действительности писателями-классицистами. Это проявилось в создании своего типа героя с преобладающей чертой характера ("закон господствующей страсти"), а также в нормативности поэтики (в иерархическом делении литературных жанров на высокие и низкие; в стремлении к простоте, стройности, логичности композиции; в правиле "трех единств" - места, времени, действия; в торжественном, возвышенном языке произведений высоких жанров и т.д.) и в требовании воспитательного воздействия искусства.
Принципиально важное значение для данного исследования имеют труды
психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина,
О.И.Никифоровой, Е.Н.Кабановой-Меллер, в которых исследуется механизм по
этапного формирования теоретических понятий у школьников, потому что в
школьной практике наблюдается опасная тенденция к формализации знаний об
искусстве и литературе. Она может привести к практике внеэстетического форми
рования навыков и умений, связанных с внешними, несодержательными призна
ками прекрасного (как социальной и эстетической категории). Логизация теорети
ко-литературных понятий в школе еще более опасна, потому что из структуры
сознания ученика вытесняется эмоциональное, непосредственное представление о
самой красоте, у школьника пропадает желание наслаждаться эстетическим пере
живанием. В связи с этим возрастает значение теоретических исследований по
проблемам художественного восприятия, эстетического сознания, формирования
теоретических понятий. Эти проблемы разрабатываются в трудах философов,
психологов, литературоведов, ученых-методистов: Л.С.Выготского,
П.М.Якобсона, Д.Н.Узнадзе, С.А.Рубинштейна, Л.Г.Жабицкой, В.А.Кан-Калика, Ю.Б.Борева, Б.С.Мейлаха, Н.Д.Молдавской, В.Г.Маранцмана, И.Д.Хмарского и Др.
Для данного исследования принципиальное значение имеют работы дидак-тов М.А.Данилова, В.В .Давыдова, Д.В.Вилькеева, ИЛ.Лернера, М.И.Махмутова, М.Н-Скаткина по проблемам активизации творческой деятельности учащихся. В них определяются общепедагогические основы учебной деятельности, разрабатываются современные формы уроков.
Одной из целей формирования теоретико-литературных понятий является воспитание способности преодолевать сложившийся стереотип восприятия. При подвижном, гибком характере восприятия сознание культурного читателя может быстро переключиться на восприятие таких резко различных художественных систем, как поэзия М.В.Ломоносова и ВЛ.Брюсова, Г.Р.Державина и В.В .Маяковского. Проблема целостного восприятия многогранна в своей литературной и психологической сущности. Уровень восприятия зависит от жизненного и художественно-рецептивного опыта школьников, общей эстетической подготовки, усвоения конкретных понятий об искусстве.
Труды вышеназванных ученых (философов, психологов, эстетиков, литературоведов, дидактов, методистов) позволяют научно обосновать и разработать методическую модель формирования понятия о классицизме у старшеклассников национальной школы, которая рассматривается в работе на примере изучения произведений поэтов-классицистов М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, а также при сопоставительном анализе произведений поэтов XIX - XX веков В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, ВЛ.Брюсова, О.Э.Мандельштама со стихотворениями поэтов-классицистов.
Постановка проблемы исследования. В национальной школе сложились определенные противоречия между новыми задачами литературного образования и старыми подходами к формированию теоретико-литературных понятий, в том числе и о классицизме. Причиной тому стали: 1) отсутствие методических исследований, посвященных формированию понятия о классицизме в национальной школе; 2) незнание учителем методических путей, обеспечивающих формирование у учащихся понятия о классицизме. В связи с тем, что недостаточно разрабо-
8 таны теоретические основы изучения классицизма в школьном курсе, необходимо продолжать поиск эффективных методов, приемов, форм работы, направленных на формирование понятия о классицизме у учащихся, определить виды и структуру уроков, посвященных изучению классицистической поэзии. Сформированная таким образом проблема исследования определяет необходимость теоретического и опытно-экспериментального обоснования путей формирования теоретико-литературных понятий и позволяет определить цель исследования -разработать теоретико-методические основы формирования понятия о классицизме в курсе русской литературы IX- XI классов национальных школ, создать экспериментально проверенную методику формирования понятия о классицизме у учащихся старших классов.
Объеючэм исследования является процесс изучения русской литературы в старших классах национальной школы.
Предмет исследования - формирование понятия о классицизме у старшеклассников при изучении лирики русских поэтов.
На основе изучения трудов современных ученых и многолетних наблюдений за практикой школьного литературного образования была сформулирована концепция исследования, суть которой заключается в следующем: формирование понятия о классицизме требует системного подхода и целостной организации деятельности учащихся при учете художественного своеобразия произведений поэтов-классицистов.
Исходные положения исследуемой темы: 1) Анализ произведений классицистов предполагает определение существенных свойств поэтики классицизма. К таким особенностям литературоведы относят ориентацию на античное искусство; рационалистический тип сознания и метафизическое восприятие действительности писателями-классицистами, которые обусловили создание своего типа героя с преобладающей чертой характера ("закон господствующей страсти"), а также нормативность поэтики (иерархическое деление литературных жанров на высокие и низкие; стремление к простоте, стройности, логичности композиции; правило
9 "трех единств" - места, времени, действия; торжественный, возвышенный язык произведений высоких жанров и т.д.) и требование воспитательного воздействия искусства. 2) Понимание старшеклассниками поэтики классицизма достигается лишь при системном подходе.
В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: методика формирования понятия о классицизме у учащихся будет эффективной, если:
поэзию классицистов, ее художественную специфику, рассматривать с учетом особенностей восприятия и понимания ее нерусскими учащимися и изучать стихотворения классицистов с учетом особенностей классицизма как литературного направления. К таким особенностям литературоведы относят ориентацию на античное искусство; торжественный, возвышенный язык произведений высоких жанров; требование воспитательного воздействия искусства; строгое деление литературных жанров на высокие и низкие, стремление к простоте, стройности, логичности композиции произведения, правило "трех единств" - места, времени, действия, четкое деление героев на положительные и отрицательные, выделение одной ведущей черты в характере героя.
осуществлять поэтапность в работе по формированию понятия о
классицизме, выявлять в ходе анализа произведения преемственные связи
й^. традиций классицизма в творчестве поэтов ХГХ века В.А.Жуковского,
А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, а также поэтов начала XX века -
В.Я.Брюсова, В.В.Маяковского, О.Э.Мандельштама;
учитывать психолого-педагогические особенности (уровень развития интеллекта и эмоциональной сферы) личности учащихся IX-XI классов, необходимые для восприятия поэзии классицизма и формирования теоретико-литературного понятия о классицизме;
при разработке форм и приемов проведения занятий доминирующим счи
тать личностно-деятельностный принцип обучения, а также обеспечивать
интенсивную эмоциональную и интеллектуальную работу учащихся.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:
теоретически обосновать пути формирования понятия о классицизме у учащихся старших классов национальной школы; изучить работы по теории и истории литературы, философии, педагогике, психологии, теории и методике обучения литературе, имеющие непосредственное отношение к проблеме исследования.
разработать методическую модель формирования понятия о классицизме; выявить особенности восприятия понятия о классицизме нерусскими учащимися, определить наиболее эффективные приемы обучения;
экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной учебной модели, обобщить результаты эксперимента и составить методические рекомендации по формированию понятия о классицизме у учащихся IX- XI классов национальной школы.
При создании методической модели формирования понятия о классицизме у старшеклассников были учтены данные констатирующего эксперимента, который показал актуальность и неразработанность проблемы исследования в научно-методическом плане: формирование понятия о классицизме требует систематической целенаправленной работы учителя на основе установок на художественное восприятие, формирование оценочных суждений при анализе поэтического текста.
Методическая модель предполагает три этапа формирования понятия о классицизме:
Первый этап (IX класс) - формирование у старшекласников начального понятия о классицизме:
1. Формирование начальных представлений о классицизме в литературе и других видах искусства на материале произведений французского и русского
классицизма, а также памятников архитектуры города Казани. Освоение содержания терминов "литературное направление", "классицизм", постижение историко-культурологических предпосылок возникновения классицизма в России, философской основы, художественно эстетической специфики классицизма (форма занятий - обзорная лекция, урок-беседа).
Развитие и конкретизация у учащихся понятия о классицизме при изучении биографии и произведений поэтов-классицистов М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Анализ классицистических произведений (форма занятий - урок-беседа)
Углубление у старшеклассников понятия о классицизме при сопоставлении произведений русских поэтов-классицистов и татарских поэтов-просветителей (форма занятий - урок-беседа).
Обобщение понятия о классицизме как о художественном направлении на заключительном занятии по разделу "Русская литература XVIII века" (форма занятий - урок-семинар "Заседание художественного совета", заочная экскурсия).
Второй этап (IX-X классы) - развитие у учащихся понятия о классицизме при изучении русской лирики XIX века. Актуализация понятия о классицизме на вводных уроках к курсу русской литературы X класса, использование понятия о классицизме при анализе произведений В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова. Обсуждение преемственных связей классицизма с другими литературными направлениями: романтизмом, реализмом (форма занятий - обзорная лекция, урок-беседа).
Третий этап (XI класс) - закрепление у старшеклассников понятия о классицизме при изучении русской поэзии XX в. - В.Я.Брюсова, В.В.Маяковкого, О.Э.Мандельштама. Применение понятия о классицизме при решении проблемы традиций и новаторства в творчестве поэтов разных направлений: символистов, футуристов, акмеистов (форма занятий - обзорная лекция, урок-беседа).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
а) теоретические: изучение трудов философов, эстетиков и литературоведов
по проблеме исследования; анализ психологической, методической, учебной
литературы, связанной с темой диссертации; теоретический анализ основных
положений предлагаемой методики, на основе которых выдвинута гипотеза
исследования; теоретическое обоснование учебной модели формирования поня
тия о классицизме;
б) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, преобра
зующий и контрольный), анализ уроков учителей-экспериментаторов, беседы с
учителями и учащимися, анкетирование учителей и учащихся, качественно-
количественный анализ устных и письменных ответов учащихся, обобщение
собственного опыта практической работы с учащимися национальной школы,
обобщение опыта передовых учителей республики.
Научная база работы. Методологической основой исследования являются труды по философии, эстетике, психологии, в которых рассматриваются проблемы художественного восприятия, интерпретации поэтического текста, а также по методике формирования теоретико-литературных понятий и работы ведущих литературоведов, освещающих в разных аспектах проблему теории и практики русского классицизма и влияния его на последующий литературный процесс.
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе (1996-1997 гг.) осуществлялось изучение философских, литературоведческих, искусствоведческих, психологических, методических, дидактических источников, проводилось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках изучения произведений поэтов-классицистов, формирование теоретико-литературных понятий; анкетирование и беседа с учителями и учащимися, изучение и обобщение собственного педагогического опыта, установление уровня сформированности понятия о классицизме у учащихся национальных школ.
На втором этапе (1998-1999.гг.) с целью проверки научной достоверности гипотезы разрабатывался и проводился обучающий эксперимент в IX - XI классах
13 следующих школ г. Казани: в средних школах с углубленным изучением отдельных предметов № 24 (учитель-методист В.А.Чечулин); № 78 (учитель-методист М.Г.Зыкова), в русско-татарской школе № 42, а также в татарско-русской средней школе им. В.А.Карпова поселка Осиново Зеленодольского района Татарстана (ведущие учителя Л.А.Пестова, И.П.Афанасьева. Т.С.Кельмурзина);
На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) проводились анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем: разработаны теоретические основы и методика формирования у старшеклассников понятия о классицизме как литературном направлении с учетом последних исследований в философии, эстетике, литературоведении, методике преподавания литературы; выявлены критерии сформированное понятия о классицизме; определены этапы формирования у учащихся национальных школ понятия о классицизме в IX - XI классах; теоретически обоснованы методы и приемы работы, формы занятий, на которых формируется у старшеклассников понятие о классицизме.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации по формированию у учащихся национальной школы понятия о классицизме.
Результаты исследования могут использоваться при подготовке программ и учебных хрестоматий по русской литературе для национальных школ Республики Татарстан, а также методических пособий для учителей. Предлагаемая система уроков может быть внедрена в практику учителей-словесников как национальной, так и русской школы. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве спецкурса для студентов педвузов, а также в курсе методики преподавания литературы в национальной школе.
Апробация материалов исследования осуществлялась на Брюсовских чтениях в СГПУ (Ставрополь, 1994), на республиканских конференциях молодых
14 ученых (Казань, 1996, 1997 гг.), на X Пуришевских чтениях (МПГУ, 1998 г.), на Голубковских чтениях в МПГУ (Москва, 1999, 2000, 2001 г.), на научно-практической конференции "Пушкин и современность" (Казань, 1999 г.), на республиканской научно-практической конференции "Современная языковая ситуация и психолого-педагогические проблемы развития двуязычия в РТ" (Казань, 1999 г.), на научной конференции "Национальное образование и единство образовательного пространства России: история и современность, перспективы" (Москва, 1999 г.); на Всероссийской научно-практической конференции "Музей в системе ценностей евразийской культуры" (Казань, 2000), на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых КГПУ.
Опубликованы методические рекомендации, которые были внедрены в практику работы школ республики и получили положительную оценку. По теме диссертации опубликовано 7 работ [44-50].
На защиту выносятся следующие положения:
Теоретической основой формирования у старшеклассников понятия о классицизме является концепция преемственности литературного процесса, что позволяет рассматривать классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм в их взаимодействии, а классицизм как начальный и значимый этап в процессе изучения теоретико-литературных понятий.
Методическая модель, которая предполагает формирование понятия о классицизме при изучении поэзии классицистов М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина в IX классе, развитие этого понятия на уроках по поэзии В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова в IX-X классах и его закрепление на завершающем этапе литературного образования при изучении лирики В.Я.Брюсова, В.В.Маяковского, О.Э.Мандельштама в XI классе.
При изучении эстетических принципов классицизма совершенствуется умение учащихся анализировать лирику, развивается воображение, мышление, а также обогащается духовный мир учеников.
4. Применение активных форм обучения (лекция, семинар, диспут, уроки с использованием элементов функционально-ролевой игры) с учетом особенностей восприятия и изучения русской поэзии в национальной школе способствует созданию у учащихся положительной мотивации при формировании понятия о классицизме, что повышает эффективность уроков литературы.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
.Эволюция понятия "классицизм" в русском литературоведении XX века
Русская литература классицизма заявила о своем стремлении к правдивому изображению жизни, об интересе к общественно значимым проблемам, о нетерпимом отношении ко злу во всех его проявлениях. Патриотизм, гражданский пафос, гуманизм, высокая мера нравственной и социальной требовательности были восприняты от классицизма писателями последующих эпох и определили актуальность и непреходящую ценность классицизма в целом.
Для успешного формирования у учащихся понятия о классицизме важно дать определение более общего понятия - о литературном направлении. В связи с этой методической задачей в данной главе рассматривается состояние вопроса о сущности литературного направления и, в частности, классицизма в современной эстетике, теории литературы и литературоведении и определяется содержание понятия, доступное и приемлемое для старшеклассников.
В решении проблемы литературного направления, и классицизма в частности, имеется немало спорных моментов. Прежде всего это касается терминологии. Традиционно выделяемые международные литературные общности (барокко, классицизм, сентиментализм и т.д.) называют то литературными направлениями, то литературными течениями, то художественными системами.
Так, например, И.Ф.Волков [39, С. 31-70] отказывается от понятия литературного направления как основной обобщающей категории развития поэтического творчества. Исследователь вводит понятие художественной системы как категории литературного процесса. Важное достоинство концепции И.Ф.Волкова, на наш взгляд, состоит в стремлении подчеркнуть внутреннюю целостность классицизма, романтизма, акцентировать их системный характер. Однако нам импонирует позиция А.С.Курилова в этом вопросе: "Наличие признака системности вряд ли дает достаточные основания для замены традиционного и общепринятого понятия "литературное направление" не совсем еще определенным в своем содержании понятием "художественная система". Поэтому в данном исследовании употребляется термин "литературное направление".
Анализ работ, посвященных изучению проблемы литературного направления [28, 66, 114, 170, 205, 219] позволяет выявить два подхода к определению литературного направления: типологический и историко-функциональный. Историко-функциональный подход, на наш взгляд, более объективен, так как позволяет определить литературное направление как реально-историческое образование. Историко-функциональный подход позволяет объяснить эстетические, художественные принципы и творчество писателей одного направления конкретными историческими условиями и характером проблем, которые эти писатели решают.
Литературное направление является основной формой литературного развития. С помощью этого понятия выделяются в истории литературы классицизм, сентиментализм, романтизм. Понятие литературного направления является основно й обобщающей категорией литературного процесса, а литературные направления представляют собой главные стадии литературного развития, включающие в себя творчество целой группы писателей определенной исторической эпохи. Основные содержательные, родо-жанровые и стилевые особенности творчества входящих в определенную группу писателей создают своеобразное художественное единство.
В каждую эпоху литературного развития есть ведущее направление, преобладающее над остальными. Литературное направление формирует и художественный метод в качестве одного из своих элементов. Состоит направление из литературных произведений, поэтому характеризовать направление - значит характеризовать родовое, жанровое, тематическое, проблемное своеобразие этих произведений, отличающее их от произведений других литературных направлений. В литературоведении одновременно существует несколько определений литературного направления. Так, в 1960-е годы (Г.Л.Абрамович) определяли направление в узком смысле как "конкретно-исторический метод той или иной эпохи...", в 1970-е годы (Г.И.Поспелов) литературное направление рассматривали, как писательские группировки, возникающие на основе общности эстетических воззрений и определенных программ художественной деятельности, выраженных в манифестах, трактатах и лозунгах [171], В 1990-е годы (М.Я.Поляков) литературное направление характеризуют через тип художественного мышления [170]. В.Е.Хализев же наряду с термином "литературное направление" употребляет определение "международные литературные общности" и оспаривает определение Г.И.Поспелова, замечая, что по его определению, направления являются фактами отдельных национальных литератур, но не международными общностями. [219, С. 370]. Мы придерживаемся позиции Ю.Б.Борева (1980-е гг.), рассматривающего литературное направление как "генеральную категорию развития искусства, проявляющуюся как через совокупность произведений, в которых осуществлены определенные декларации и замыслы, так и через программные теоретические манифесты" [28, С. 227].
Оценка поэзии М.ВЛомоносова и Г.Р.Державина в современном литературоведении
Литературный XVIII век в России по преимуществу был веком поэзии. Стихи как литературная форма являлись, по мнению классицистов, отражением идеальной "украшенной природы". В данном исследовании проблемы русского классицизма рассматриваются на материале поэзии его самых ярких поэтов -М.В.Ломоносова (1711-1765) и Г.Р.Державина (1743-1816), представляющих разные этапы развития классицизма в русской литературе.
Своеобразие художественного мира М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина всегда являлось объектом пристального внимания литературоведов. Исследователи XIX века (К.САксаков, В.Г.Белинский, М.И.Сухомлинов, А.С.Шишков) и ученые XX в. (М.П.Алексеев, Д.Д.Благой, В.В.Виноградов, Г.А.Гуковский, А.В.Западов, Е.Н.Лебедев, Л.В.Пумпянский, И.З.Серман, Ю.В.Стенник) внесли особый вклад в разработку этой проблемы. Неоднократно возникали дискуссии, следует ли М.В.Ломоносова считать классицистом или литератором барочного направления.
До сих пор нет достаточной ясности в решении вопроса об идейно-эстетических истоках поэтического метода М.В.Ломоносова. В монографиях и академических историях русской литературы К.С.Аксаков, Д.Д.Благой, Н.К.Гудзий, К.В.Пигарев, П.Н.Берков, А.В.Западов, М.Л.Гаспаров писали, что М.В.Ломоносов разорвал связь с традиционной поэзией XVII - XVIII вв. [22, 53, 81], А.А.Морозов, А.П.Валицкая, напротив, указывали на преемственность в творчестве М.В.Ломоносова, особенно на стилистическом уровне [31, С. 90-91, 96] Проблема поэтического стиля М.В.Ломоносова неотделима от проблемы типологии художественной образности и особенностей понятийного мирообраза торжественной оды. Стройная регламентация жанров, распределение языковых средств, введенные М.В.Ломоносовым в русскую литературу, показывают, что он следовал нормам классицизма. Так, М.В.Ломоносова считают классицистом П.А.Орлов, В.И.Федоров, Г.Н.Моисеева, Г.В.Москвичева [156,157,166,214].
Особенности художественного метода и поэтики М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина выявляются отчетливее при их сопоставлении. В самой общей форме разницу между мироощущением и мирообразами М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина можно определить, как абстрактно-патетическую у М.В.Ломоносова и предметно-изобразительную - у Г.Р.Державина.
Наиболее ярко отличие мироощущений М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина проявляется в их одах, хотя их поэтическое наследие достаточно разнообразно в жанровом отношении. В творчестве МЗ.Ломоносова можно найти произведения всех трех "штилей": сатирические и шуточные стихи, немногочисленные любовные песни и басни ("притчи") - низкий стиль; "надписи", "Письмо о пользе стекла" (средний); торжественные "похвальные" оды, прозаические "похвальные" и "благодарственные" речи (жанр "слова"), героическая поэма "Петр Великий" (высокий). Однако исследователи главной заслугой М.В.Ломоносова считают разработку жанра оды. Ода стала программным общественно-политическим произведением, говорившим о положении страны в настоящем и о задачах на будущее. Центральной в одах Ломоносова была тема родины.
В научных трудах русских филологов 1920-30-х годов ода М.В.Ломоносова рассматривалась с точки зрения своеобразия ее жанровой модели. Такой подход наметился в классической работе Ю.Н.Тынянова "Ода как ораторский жанр", в статьях Л.В.Пумпянского [178, С. 303-331], в целом ряде исследований Г.А.Гуковского, начиная со статьи "О сумароковской трагедии" (1926) до монографии "Русская поэзия XVIH" (1927). Г.А.Гуковский показал естественную зависимость од М.В.Ломоносова от стиля европейского классицизма, которая, однако, не помешала ему создать принципиально новые художественные формы оды [65]. Ю.Н.Тынянов рассмотрел историю русской оды и определил два направления в ее развитии. Одно он связывал с именами М.В.Ломоносова, В.П.Петрова, Г.Р.Державина и видел его особенность в присутствии витийственного начала, другое, основанное на отходе от ораторских интонаций, - с именами А.ПСумарокова, М.М.Хераскова, В.В.Капниста [212, С. 75-76]. Л.В.Пумпянский показал, что в основании русской литературной традиции лежит ломоносовская поэзия во всей полноте ее поэтики и тематики [178, С. 302]. Эта тенденция нашла продолжение в трудах Л.И.Кулаковой, Е.М.Купреяновой, И.З.Сермана, А.В.Западова, П.А.Орлова, В.И.Федорова, Г.В.Москвичевой, Е.Погосян [112, 113, 192,80,156,157,165,169,214].
Литературная позиция М.В.Ломоносова определяется рядом значимых факторов: ораторским пафосом и установкой на диологический тип взаимодействия текста с воспринимающим сознанием, пониманием литературы как высокого искусства, которые отразились в поэтических манифестах "Разговор с Анакреоном", "Письмо о пользе стекла" (1752). Высоким пониманием предназначения поэзии определяется поэтика торжественной оды - центрального жанра поэтического наследия М.В.Ломоносова, которым он оказал мощное влияние на русскую литературу.
По своей природе торжественная ода М.В.Ломоносова является ораторским жанром, на что указывал еще Ю.Н.Тынянов [212]. Эту же мысль развивает Е.Погосян [169]: "Для русских жанров классицизма ода была ораторской речью в стихах, поэтому композиция торжественной оды обусловлена законами риторики: каждый одический текст неизменно открывается и завершается обращением к адресату. В торжественных одах М.В.Ломоносова предстает своеобразная картина мира.
Состояние формирования понятия о классицизме в школьной практике. Констатирующий эксперимент и его результаты
Формирование понятия о классицизме в национальной школе достаточно длительный, системный, состоящий из ряда этапов процесс, который учитывает специфические особенности восприятия старшеклассников. В связи с этим основной задачей второй главы нашего исследования является создание методической модели, ее практическое обоснование, а также экспериментальная проверка системы формирования понятия о классицизме в национальной школе. На начальном этапе опытно-экспериментального обучения выдвигается задача - изучить состояние формирования понятия о классицизме в национальной школе. Результаты констатирующего эксперимента, изучение и анализ учебных и научно-методических работ помогают разработать методическую модель формирования понятия о классицизме. Целью констатирующего эксперимента было: 1) определить степень информированности старшеклассников о теории классицизма; 2)выявить особенности восприятия поэзии классицизма нерусскими учениками; 3) установить уровни сформированное понятия о классицизме у старшеклассников. Эксперимент включил анкетирование учащихся IX - XI классов школ № 24, 78, татарской гимназии № 18 города Казани, татарско-русской средней школы им. В.А.Карпова (поселок Осиново Зеленодольского района РТ), а также наблюдение за деятельностью учащихся и учителей на уроках по формированию теоретико-литературных понятий, в том числе и о классицизме, в названных школах. В ходе констатирующего эксперимента выяснялось отношение учителей к поставленной в диссертации проблеме, выявлялись объективные трудности, встречающиеся при формировании теоретико-литературных понятий. Констатирующий эксперимент проводился, исходя из следующих критериев: 1. Знание основного содержания, объема, функций понятия. Понятие о классицизме как о литературном направлении включает историко-культурологические предпосылки возникновения классицизма в России, его философскую основу, эстетические взгляды, знание основных представителей, идейно-художественное своеобразие произведений классицизма, умение выделять основные темы произведений, своеобразие лирического героя, особенности стиля и языка и т.д. 2. Использование понятия о класицизме в осознании литературного процесса, применение его к самостоятельному анализу поэтического текста: 1) умение отличать классицизм от других литературных направлений (сентиментализма, романтизма, реализма и др.; 2) понимание, как принадлежность к классицизму определила сходство творческого метода М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина и в то же время, как в рамках одного литературного направления проявилась их творческая индивидуальность; 3) применение понятия о классицизме к самостоятельному анализу поэтического текста. 3. Степень владения терминами и осознанность их употребления в речи.
Ученикам IX, X и XI классов была предложена анкета, содержащая следующие вопросы: 1) Любите ли Вы поэзию? 2) Дайте определение понятия "классицизм". 3) Назовите основные черты поэтики классицизма. 4) Каких поэтов-классицистов Вы знаете? 5) Чем отличается классицизм от сентиментализма, романтизма, реализма?